Привет, Хабр. Я Иван Бакаидов. Сегодня я хочу поделиться с вами своим докладом “Почему я не могу пользоваться твоим сайтом?”. В этом докладе я рассказываю о проблемах доступности современного Веба для людей с особенностями здоровья. Уверен, что вы не задумывались над этой проблемой, хотя для некоторых пользователей это может быть решающим фактором в использовании вашего ресурса. Даже обычные статьи на хабре плохо читаются скринридерами, так как никто не указывает описание изображения в alt.

Под катом будет представлено небольшое описание содержания Видео, а еще полезные ссылки по теме, а также выдержки из моих постов про баттлы с Yota и Сбербанком.



Содержание видео:


В этом докладе я не старался углубленно описать технические детали вопроса, а лишь хотел обратить внимание на актуальности проблемы и в общих чертах рассказать о возможных трудностях у людей с разными ограничениями.

0. Сколько?


Первым делом стоит обозначить примерную аудиторию. По данным ВОЗ 10% населения Земли имеет проблемы со здоровьем, конечно, это не значит, что у них у всех есть затруднения в использовании сайтов, но всё же цифра впечатляет.
Следующая статистика, которую я привел в своем докладе, был результат опроса на хабре (ссылку на который я не могу найти, хэх, надо всё записывать, но ничего, повторим? (-: ), о доступности задумываются только 12 процентов разработчиков, а занимаются ее решением только 2 процента. Вопрос в зал подтвердил соотношение этих цифр.

0.1. А актуально? Зачем Вам интернет, лежите где лежали? У Вас есть свои доступные форумы


Сейчас в России всё больше людей с ОВЗ получают возможность интегрироваться в современное общество. Общество, которое базируется на интернете. Соответственно для полноценной жизни необходимо обладать возможностью пользоваться им.
Мне часто задают глупый вопрос: “Почему ты не сделаешь отдельную социальную сеть для инвалидов?”, сама эта идея замыкает круг общения людей внутри нетематического комьюнити. Я затронул этот вопрос в своей статье в ООНовских голосах молодежи.

1. Какие?


За основу доклада я взял постеры британского правительства, которые покрывают шесть направлений в разработке доступности. Сейчас обнаружил, кстати, что их перевели на русский язык. GitHub великая сила.

Начал я доклад со своих трудностей.

1.1. Дислексия


Постер с демонстрацией того, что нужно и не нужно делать для людей с дислекстией

Дислексия – специфическое расстройство чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма. (нагуглил)

На gif-картинке фрагмент статьи и эффект прыгающих букв

Человек с Дислексией видит текст так.

Помочь ему в комфортном посещении вашего сайта можно, добавляя инфографику в текст, разбивая текст на короткие абзацы и используя капчи проверенных сервисов, вроде Google, так как они разобрались вопросах доступности. Например, мне очень комфортно читать код и статьи с кодом.

1.2. Физические и Моторные нарушения


Постер с демонстрацией того, что нужно и не нужно делать для людей с моторными нарушениями

Из-за этих нарушений может быть затруднено использование Мышки. Например, мне для ее использования надо держать двумя руками, и то есть большой шанс познакомить ее с полом или стенкой. Выручают тач-пэды. Также избегаю графических интерфейсов: mkdir и шорткаты наше всё.

gif-картинка, где человек с дцп не попадает по клавищам печатной машинки

Помочь мне в использовании вашего сайта можно, верстая крупные кнопки (привязывайте label к checkbox), делая фиксацию выпадающего меню по клику, а не только по наведению, разнося важные кнопки подальше и помня, что моя подруга заходит на ваш сайт с планшета, которым пользуется ногой.

И закладывайте больше времени на ввод кода из СМС. Не успеваю, блин!

1.3. Нарушение слуха и/или речи


Постер с демонстрацией того, что нужно и не нужно делать для людей с нарушениями слуха

Казалось бы в интернете везде печатный текст, но случаются ситуации, где невозможность восприятия текста на слух или голосовое подтверждение, являются решающими в доступности сервиса. Простой пример, видеозаписи докладов, лекций и других обучающих материалов без субтитров (Вадим Макеев, кстати, так и не добавил субтитры к видео, хотя я во время доклада обращал на это внимание), либо формы call back без возможности написать. Здесь я хочу остановиться и рассказать несколько историй из своей жизни.

Как я покупал роутер Yota.
Пост.

У нас с Yota получилось!

Предыстория.
Решил заказать роутер Yota в качестве новогоднего подарка. Это компания единственная на рынке предоставляет безлимитный мобильный интернет, я пользуюсь им в планшете, но к сожалению, Yota не дает раздавать интернет по wifi с планшета на компьютер, даже за деньги. Ребята, common, таскать с собой еще и роутер не круто, но это детали. В общем решил, что мне важно иметь возможность уехать куда-нибудь на море и быть патентным отвечать удобно на рабочие email, залогинется на сервер по ssh или же вообще заниматься по Skype с школьными учителями или репетиторами. В прекрасное время живем же!

Выбрал нужное устройство на сайте, оформлил заказ на свой номер телефона Йоты же, и увидел надпись: “Ваш номер заказа 01091939, мы позвоним вам для уточнения деталей доставки”. Открываю приложение Yota, пишу в чат поддержки о том, что мне невозможно позвонить, можно ли обсудить доставку в любом из чатов или же по СМС. Они отвечают, что нет, идите мол в центр продаж, там вам всё продадут, а еще они умеют общаться на жестовом языке! Хотя я знаю только один жест и угадайте какой.

Ладно, решил написать в сообщения их страницы на Facebook, так как на ноутбуке удобнее писать. Для этого собственно роутер и покупаю.

Поддержка на FB предложила мне еще два варианта, либо оформить доставку на номер говорящего человека, либо же по доверенности купить роутер в центре продаж. Тогда я запостил всю переписку в фейсбуке, обозвав эту IT компанию Сбербанком. Йота обидевшись, решила всё-таки попробовать такую сложную и опасную вещь, как переписка с клиентом текстовыми сообщениями. В личных сообщениях они запросили мой номер, который изначально был в заявке.
История.

Сегодня в 9:15 утра пришла СМС с частного номера с просьбой прислать удобное время доставки и адрес. Я продрал глаза в 10:34 и передал всю информацию по средствам сервиса коротких сообщений. Меня предупредили о том, что надо приготовить 2900 российских рублей и паспорт. Справив утреннюю нужду в уборной с открытой дверью под рассказ Джима Моррисона про убийцу, который встал на рассвете, и не найдя завтрак, я проверил наличие налика и принялся искать паспорт, ибо настоящий мужчина никогда не знает, где его паспорт. Мама в это время была у врача, а после этого в гипермарките. Это я читателю рассказываю о том, почему вообще самостоятельно стараюсь всё делать.

В 11:31 пришла явно вражеская смска с текстом: “Я с оборудованием у подъезда”. Я так и не нашел паспорт и побежал одевать обувь. Спускаясь по лестнице, выслушиваю рассуждения соседки, которая вышла выгулять вечного щенка Лёлика, о том, что я не достаточно одет. Сбежав от обидчицы, я открыл дверь и обнаружил… Никого! Обранив ловкое, я пошел в обратную сторону, писать забавное: “Вас там нет”, но на втором пролете меня догнал курьер. Это была женщина пенсионного возраста, которая поднялась вместе со мной на второй. После чего я открыл дверь и пропустил ее вперед, ибо очень важно в моем положении показывать, что ты умный. Я сразу же пошел в свою комнату, достал из металической коробки от новогоднего подарка, кстати, не давно оказалось, что одна из древнейших подруг хранит деньги точно таким же способом, я долго ржал… Ах да, я достал три тысячирублевые бумажки, отдал их курьеру, она же в смятении нашла какой-то клочек бумаги и написала “Паспорт”. Тетка явно не врубилась в то, что я слышу. Я выразительно удалился в комнату пошуршал бумажками, пошел в другую голову, всем телом выражая желание найти злополучный документ, сам при этом имея светлую идею показать паспорт на экране ноутбуке, ибо настоящий мужчина знает, что он распиздяй, и хранит копии документов на компьютере рядом с фотографиями девушки. Работника йоты устроила электронная версия моего документа и она принялась заполнять бланки.

Тут в квартиру вошла мама, поздоровалась и спросила о том, всё ли в порядке. Курьер ответила: “Да, да, всё в порядке, заканчиваем оформлять документы, ну тогда я вам всё объясню, а вы переведете”. На что мама удивленно ответила: “Он всё слышит”. Мы выслушали попеременнообращенную речь про гарантию, немного поговорили о моей бурной, и о котиках, мама поставила подпись и курьер удалился.

Как перевыпускал карту Сбербанка.
Пост.

У меня в Сбербанке открыто две карты, открыто не совсем законно, так как оформлялись без доверенности — я просто ставил крестик вместо подписи.

Из-за того, что «Сбербанк» — монополист в сфере социальных карт для пенсий, они идут “навстречу” людям с особенностями и открывают карты без подписи и без доверенности. Не всегда, не всем, но везет. Открыв карту в Рокетбанке (тоже “крестиком”), я решил перевести деньги со «Сбербанка» на Рокет, так как у Рокета и чат-поддержка и 7,5% на остаток. Обнаружил лимит на операцию перевода 30 тысяч, сказал: ”Ну окей, напоследок введу n-раз код из смс и распрощаюсь”. Не тут то было, после второго транша Сбербанк запросил звонок для подтверждения личности. Я, как известно, не говорю, написал гневный пост на FB, в комментариях «Сбербанк» попросил написать на e-mail. Банк запросил у меня список из десяти пунктов: от номера карты и кодового слова до паспорта и справки об инвалидности. После того, как я все отправил, «Сбербанк» взял пять дней, чтобы принять решение по моему вопросу.

Тем временем я решил перевести деньги со своей второй “пенсионной карты”, так как, по понятным причинам, хочу хранить сбережения на карте с процентом на остаток. Если кто не знает, процент на остаток, это ежемесячная выплата за хранение денег в банке. Своего рода вклад, деньгами которого, вы можете свободно распоряжаться. Я снова начал перевод денег, тут произошел сбой связи, СМСки доходили с опозданием, и я ошибся с вводом одного кода из СМС. Через минуту пришла СМСка, что моя карта будет проверена на предмет мошенничества, а через десять минут сообщили, что она заблокирована.

Тут мы с мамой побежали на коляске в банк, так как нам должны были прийти деньги на счет этой карты на поездку на международные соревнования. Деньги за всю команду. В «Сбербанке» нас приняли, рассказали, что карту блокирует система и они не могут объяснить, по какой причине ее заблокировали, но исправить ситуацию можно только перевыпустив карту. Заказали перевыпуск, расписываться не пришлось, операцию я подтвердил другой картой (рабочей). Всё вежливо, но очень глупо.

Сегодня ко мне на планшет пришло СМС, что карта готова, и я могу ее забрать в отделении «Сбербанка». Решили с мамой поступить так: я подъеду на трайке к отделению, а она подойдет лишь для того, чтобы посторожить мой транспорт на улице. Так и сделали. В банке меня встретили знакомые консультанты, прочитали мою бумажную записку про то, что я пришел забрать карту. Бумажная записка — древнее средство коммуникации, но когда у тебя руки заняты, ему нет равных. Меня провели за стол без очереди, там меня встретила весьма напуганная консультантка, проверила паспорт и отправила помощника за картой.

Всё вроде бы проходило благополучно, но лишь до вопроса “Где ваш опекун?” (еще то оскорбление личности, скажу я вам). Я возразил, что у меня нет опекуна, найдя жалость в том, что в DisType нет функции эмоциональной синтезации речи. Побегав по банку, мне задали вопрос про местонахождение моей мамы, с которой я приходил в прошлый раз. На это изречение я возразил, что у меня не оформлена на мать доверенность, и добавил, что мне есть 18 лет. Не помогло.

Сдавшись под силой пойманного психа, я выдал координаты местоположения матери. С велосипедом поставили стоять консультанта, мать привели разбираться. С помощью мамы решили вопрос следующим путем: у нее попросили паспорт, которого не отказалось, после этого включили человеческий фактор и приняли ее подпись без паспорта. Соответственно расписаться за меня мог любой человек, но мой крестик вместо подписи вас не устроил?

Представьте обратную ситуацию, я прихожу к вам и спрашиваю, где ваш опекун. И мне нет дела до того, что у вас всё в порядке с психикой.

1.4. Screenreaders


Постер с демонстрацией того, что нужно и не нужно делать для поддержки синтезатора речи

Читалки текста. Используются людьми с проблемами зрения или дислексией. Ориентируются на разметку страницы. Поэтому важно использовать по назначению атрибут alt, в нем надо описывать то, что изображено на картинке, а не просто “image”, как это, кстати, делают авторы на Хабре (привет), так как именно его будет читать скринридер.

Скриншот статьи с хабра с примером неправильно использованого alt атрибута

Важно использовать html5 разметку и слезть с дивитоза, так как вспомогательной программе будет легче так ориентироваться по вашей странице.

1.5. Слабовидящие


Постер с демонстрацией того, что нужно и не нужно делать для слабовидящих людей

У моего отца есть тест на прямые руки верстальщика: Ctrl + +. Если сайт не расползается от масштабирования, то мой отец ставит ему плюсик и может на нем заказать, к примеру, автодеталь.
Также важна поддержка screenreaders и высокая контрастность контента.

Скриншот. Страница газеты Бумага с масштабом страницы 200%, предложение подписаться закрыло всё

1.6. Аутизм


Постер с демонстрацией того, что нужно и не нужно делать для людей с аутизмом

Заключение


Я надеюсь, что мой доклад смотивирует вас чаще задумываться о доступности для сайтов и вы углубитесь в эту тему. Это не так сложно, как кажется. alt, alt, alt!

2. Ссылки



–- Мой сайт.
–- Сайт проекта.

Комментарии (58)


  1. staticlab
    08.01.2018 15:31
    +6

    Иронично, что сами постеры сделаны неправильно. Для неправильного варианта намного лучше так и писать: «Не принуждайте к использованию мыши и экрана». Иначе как раз-таки получается контекстная связь с заголовком колонки, а в отрыве от него каждый пункт приобретает императивность. Более того, в английском варианте колонки озаглавлены «Do...» и «Don't...», а в русском для «удобства» перевода заголовки вообще превращены в ребусные стрелку (так галочку не рисуют) и крестик. Я уже не говорю о плохом качестве вёрстки русского варианта.


    1. ibakaidov Автор
      08.01.2018 15:39
      +1

      Да, мне тоже они весьма не понравились. Надо будет переделать и предложить pull request.


      1. AndyPike
        08.01.2018 22:43

        Как я понял, автор тоже столкнулся с некоторыми связанными со статьёй deseases, так что упрекать, думаю, не стоит.

        По теме:
        1) Со стороны сочувствующего программера на повремёнке, действительно, это ничего не стоит, если есть что добавить и приписать полезный alt дополнительно к подписи к картинке, где уже есть текст — минута максимум.
        2) Контентщики — тоже не особо заинтересованы, если работают не solo. Начальству не надо — зачем лезть на рожон, к примеру, альтернативный текст для alt у КДПВ тут, там же тема уже есть, она и типа подпись, пройдёт.
        4) Дизайнеры — нет пока культуры. Тёмно-серый (gray) arial 12px на cветло-сером (silver) фоне — пока в порядке вещей, «красиво же». И иконки к чему перерисовывать, если макет сдали-приняли.
        5) Начальство. В это всё и упирается. Думаю, эта статья более должна быть направлена на них, если мы говорим о массовом решении проблемы. Пандусы кое-как, но в MSK всё-таки ставят, хотя и дорого.

        Так что в основном упирается в тех, кто ставит задачу исполнителям или их консультантам. Да, не особо дорого, но пока они не понимают этого.


        1. spinagon
          09.01.2018 19:53
          +1

          3) Никто не пересчитывает пункты.


  1. HawkeyePierce89
    08.01.2018 16:28
    +6

    Как минимум половина всех рекомендаций даже не для пользователей с нарушениями каких-либо функций, а вообще для всех людей «как сделать нормальный сайт, которым удобно пользоваться».


    1. ibakaidov Автор
      08.01.2018 16:29
      +1

      Вот да!


    1. hdfan2
      08.01.2018 19:30
      +2

      Хотел написать то же самое, только вместо «половина» написать «практически все».


      1. iCpu
        09.01.2018 10:43

        Объявляю ветку «Хабр уже не торт» открытой!


  1. Tankerxyz
    08.01.2018 17:25
    +2

    Круто, сам задавался вопросом семантики и создания доступных сайтов. Ваш доклад как-раз ставит все точки над И. Спасибо!


  1. dpigo
    08.01.2018 17:55
    +2

    А что случилось с текстом в левой колонке на плакате в пункте "1.5. Слабовидящие"?


    1. Defaultnickname
      09.01.2018 13:26

      При масштабировании тексты абзацев и рекламы налезают друг на друга. Добро пожаловать. (Еще обожаю серый текст на сером фоне, как в комментах выше. /Сарказм)


      1. dpigo
        09.01.2018 15:59

        Ясно. Инфографика по доступности, которую приходится объяснять создаёт немного странное впечатление.


  1. sumanai
    08.01.2018 18:26
    +1

    Скриншот «Страница газеты Бумага с масштабом страницы 200%, предложение подписаться закрыло всё» это ещё по-божески. Меня, в общем здорового человека, бесит порой принципиальная невозможность закрыть эти всплывающие окна на мобильном, когда в полный размер попасть в кнопку невозможно, а при увеличении она убегает за пределы экрана. НЕНАВИСТЬ!


  1. hdfan2
    08.01.2018 19:36
    +1

    В разделе про дислексию не совсем понял про «используйте автокорректор». Почему это не нужно делать и как это связано с текстом в левой колонке?


  1. johnfound
    08.01.2018 20:41
    +1

    ibakaidov А ваш сайт тоже не очень. На бутоны (которые появляются по наводке курсора) нельзя кликать, только на текст ссылки.


    А пишу это не чтобы придраться, а чтобы иллюстрировать тот факт, что сделать сайт доступным, дело весьма непростое и даже неоднозначное. Вот вам например кликать только на текст показалось вполне доступным. А мне (у меня все в порядке с здоровья) показалось, что если бутон появляется при наведению, то можно кликать туда.


    1. ibakaidov Автор
      08.01.2018 20:49

      Да, согласен. Переделаю


  1. noodles
    08.01.2018 21:27

    У меня к вам несколько вопросов, на которые в интернете неоднозначная информация:

    1) Если блок скрывается с помощью

    display: none
    , нужно ли ему ставить атрибут aria-hidden="true"? Задача скрыть блок от всех, и от зрячих, и от скринридеров. Одни говорят нужно, другие говорят что
    display: none
    скрывает контент полностью от всех.

    2) Если уже есть сайт на огромнейшей куче div-ов (например spa на react-е). Чтобы добавить щепотку доступности без изменения дизайна, достаточно ли просто главным смысловым секциям подописывать атрибуты aria-label="описательное имя секции, например - форма заказа билетов, отзывы, контакты и т.д."? Или необходимо всё-таки добавить заголовки H1-H6 и доступно их спрятать с помощью css? Но тогда таких секций может быть не более шести на странице?

    3) Некоторые кнопки внутри себя могут содержать свг-иконки. Зачем их советует прятать с помощью атрибута aria-hidden="true"? Скрин-ридер что, будет читать свг-документ разве?..)


    1. staticlab
      08.01.2018 21:49

      А что говорит сам скринридер? :)


      1. ibakaidov Автор
        08.01.2018 21:52

        Mr. screenreader!


    1. pepelsbey
      08.01.2018 22:43
      +1

      1. display: none скрывает блок от всех, включая скринридеры
      2. Разбавьте ваш суп из дивов ориентирами: header, footer, main, nav и заголовками секций
      3. SVG-иконки лучше прятать, там может случайно оказаться <title> или какой-то текст

      Посмотрите доклад «Людоедский интерфейс» и почитайте сайт «Веблайнд».


  1. AlexMozgov
    08.01.2018 22:53
    +1

    Спасибо, за довольно полезную статью, действительно очень многие дизайнеры забывают о людях у которых есть проблемы со здоровьем. Например, совсем не давно столкнулся с сайтом глазной хирургической больницы и конечно они не позаботились о своих клиентах, благо редизайн делаем мы.


    1. ibakaidov Автор
      08.01.2018 22:54

      Жду пост об этом :)


  1. evgenWebm
    08.01.2018 23:06

    Если следовать этим советом, то здоровые люди не будут пользоваться сайтом.
    Но проблема актуальная конечно. Но решать ее надо не на уровне разработчиков.


    1. berezuev
      09.01.2018 00:37

      Наоборот, как уже отметили в комментах выше, большая часть советов будет удобной для здоровых людей.
      На самом деле, это бич 99% современных дизайнеров — делать красиво в ущерб удобству.


      1. u010602
        09.01.2018 02:33

        Ну прям мелкие чек боксы и кнопки рядом сильно красивее больших тогл батонов и кнопок на разных строках? Думаю дело не в красоте, а в привычке. А привычка образовалась во времена 800 на 600, когда нужно было налепить по больше в малую площадь. Ну и еще индивидуальные предпочтения веберов зари интернета. Кто-то любил анимацию, кто-то кислотные цвета и по больше, а кто-то миниатюризацию менюшек. Это отчасти прижилось, особенно потому что люди с особенностями только начинают осваивать интернет, а на заре их практически не было. Сейчас просто нужно преодолеть инерцию мышления и дизайна, но это будет сделать сложно, т.к. коммерческий продукт смотрит прежде всего на деньги, и если доп траты на адаптацию не отобьются — заказчики будут не охотно на это соглашаться.


        1. Ndochp
          10.01.2018 10:40
          +1

          А вот меня бесит, что на моём текущем телефоне при экране в 3.5 раза больше, чем HQ iPaq 22ХХ информации влезает меньше, чем во времена WinCE. И вёрстка в стилем мегапостов, наверное удобная для людей с дислексией и проблемами с моторикой, вынуждает меня крутить десяток экранов мышкой вместо прочтения одного. Как никак любое прокручивание это перепозиционирование взгляда, что время и усталость.


          1. u010602
            10.01.2018 17:22

            Согласен, я и сам олдфаг, люблю интерфейсы в стиле панели боинга. С огромной плотностью информации. Я так-же хорошо ориентируюсь в «рабочем бардаке» на столе. Видимо это связанные характеристики. Большинство так не может, даже те у кого нет дислексии, им нужно по проще, по меньше информации за раз. А миром правит большинство. Если мы хотим изменить мир — то мы должны изобрести адаптивные интерфейсы и продвинуть их клиентам, в том числе под соусом «для инвалидов». Тогда будет три положения переключателя плотности информации.


      1. evgenWebm
        09.01.2018 02:41

        Тут надо подходить к проблеме шире, чем просто «виноваты воон ты или ты».
        Например нужны технологии, которые позволяли делать интерфейсы для всех людей разные, но при этом писать код максимально одинаковый.
        Дизайнер не в состоянии выполнять работы, которые автор от них просит. Тут надо быть и доктором и психологом и еще желательно человеком с ограниченными возможностями.
        Ну или нанимать команду людей, дизайнера, доктора и тп.
        Что конечно ставит точку в реализации 90% сайтов в интернете. Нет таких возможностей.

        >На самом деле, это бич 99% современных дизайнеров — делать красиво в ущерб удобству.
        Это не бич, это не понимания мат.части. Многие дизайнеры, мнят себя такими, но не являются такими.
        Что печально, в любой профессии таких полно. Но дизайнеры, заметней наверно.

        >большая часть советов будет удобной для здоровых людей
        Нет.
        К примеру, совет давать больше информации в виде графиков или больше видео, это ужасный совет. Я ненавижу техническую информацию смотреть. Я люблю и лучше понимаю когда ее читаю.
        Мне простыня текста намного удобней, чем видео или аудио ряд.
        А всякие диаграмы, рисунки и тп, хороши только как доп.информация, чтобы понять основной посыл текста.
        Хотя, я конечно понимаю, выросло поколение людей, которые привыкли смотреть ролики, а не читать.
        З.Ы. И еще мне кажется, тут многие не понимают как строятся сайты и отсюда непонимания всей проблемы. Но как обычно винят крайнего, то бишь дизайнеров и программистов.


        1. AndyPike
          09.01.2018 20:48

          Да, согласен, не знаю как там технология Брайля работает, на самом деле. Но они живут и пользуются, по ТВ сегодня показывали, как мальчик 10 лет и читал и довольно шустро набирал текст. Может, на статью кто-то разрадится, очень интересно. Именно про Брайля, скринридеры уже все знают.

          По цветам gray on silver — просто переключалка в правом верхнем углу под бутербродом, через CSS это не сложно. Надо делать контраст, который мы тут обсуждаем, а насколько правильный этот контраст? А у начальства — бюджет.


  1. johnfound
    08.01.2018 23:09

    Кстати, некоторые дислектические проблемы иногда приходится решать и для вполне обычных людей. Вот у меня, программируя на ассемблере для x86 (важно что x86) появилась проблема неразличимости "ebx" от "edx" в ассемблерных текстах. Потому что ассемблер читается сверху вниз и так b и d выглядят одинаково.


    Вот обсуждение на: https://ux.stackexchange.com/questions/43439/how-to-make-font-that-clearly-distinct-b-and-d-without-sacrificing-legibilit


    В конце, концов, сделал "b" как "в" и все получилось как надо. :)


  1. pantlmn
    09.01.2018 00:20

    Вопрос по ходу: для видео на YouTube можно сделать титры и залить их туда, а вот как поступать с аудиофайлами, для которых есть расшифровка? Есть ли смысл пытаться синхронизировать звук и текст?

    Как вариант представляется публикация транскрипта с возможностью прыгнуть на нужную секунду трека. Но пока что не нашёл ни одного внятного примера, откуда слизнуть вид и код.


    1. pantlmn
      09.01.2018 00:38

      Если переформулировать мой вопрос, то он таков: где взять код, чтобы соответствовать указанию №158 о звуке из рекомендаций по доступности WWW консорциума?


      1. pantlmn
        09.01.2018 01:18

        Простите мой «разговор с самим собой» как одну из моих disabilities ;-)
        Ответ примерно такой: есть html5 тег <track>, но он может относиться только к <video>, а внутри <audio> он будет проигнорирован. Можно конструировать <video> с mp3 вот так, например.

        Либо действительно ставить звук, после него расшифровку, а возле каждого абзаца кнопку с примерно таким кодом:

        <button onclick="myaudio.currentTime=NNN;myaudio.play()" type="button">Прослушать с этого места</button>


    1. johnfound
      09.01.2018 01:57
      +1

      Всегда стоит опубликовать расшифровку как нормальный текст сразу за аудио. Ведь многие предпочтут прочитать побыстрее текст, а не слышать медленно звук. И это не имеет к доступностью и болезней никакое отношение.


      1. pantlmn
        09.01.2018 03:09

        Вопрос, как сделать эту пару: звук и текст красиво и удобно взаимодействующими между собой. Представьте себе, например, запись передачи, где умные люди беседуют о музыке и иногда включают ее фрагменты.


        1. johnfound
          09.01.2018 04:20

          А зачем слушать, если текст имеется? Я читаю намного быстрее, чем слушаю. Для людей, которые не могут читать, да, там просто надо бутон "слушать" и возможность перемотки и ускоренное проигрывание. (Моя дочь так смотрит видео лекции – на скорость x4, потому что видео иначе очень медленно смотрится), правда для аудио не знаю пройдет ли номер. Пусть слушающие люди скажут.


          1. pantlmn
            09.01.2018 08:12

            Чтобы лучше воспринять эмоции говорящего. Радиоспектакли же никто не вычеркнул из исторической памяти человечества.


        1. hdfan2
          09.01.2018 07:31

          Для роликов на Youtube (и наверняка на других видеосайтах) есть возможность дать ссылку с указанием времени (для этого в конец ссылки присобачивается таймкод в виде "#t=12m34s"). Не уверен на 100%, но наверняка можно сделать так, чтобы при наличии этого видео выше на странице оно продолжало воспроизведение в этом встроенном плеере.


          1. pantlmn
            09.01.2018 08:16

            Для видео такой проблемы нет — есть штатные инструменты встраивания closed caption. Это сделано с видео в этом посте, хотя и криво: Иван говорит, что предоставил полный текст организаторам конференции, а вместо точного текста идёт кривое машинное распознавание звука. Видимо, расставлять ручками посекундную разбивку никто не захотел :-(


  1. perfect_genius
    09.01.2018 08:12

    Сейчас набирают популярность умные колонки. Интересно, помогают ли они людям с особенностями здоровья?


  1. Tbutnyakov
    09.01.2018 11:02

    Еще бы я порекомендовал посмотреть на расширение Funkify для Chrome.
    Имитирует множество расстройств зрения, в т.ч. дислексию


    1. ibakaidov Автор
      09.01.2018 15:04

      Добавил в ссылки, спасибо


  1. bodgo
    09.01.2018 11:05

    Нет, но теперь буду (с) Многие советы полезны и для простых юзеров, без нарушений и расстройств.


  1. akupina
    09.01.2018 13:26

    А кто-нибудь может подсказать научные источники (книги и статьи), посвященные проблеме доступного веба и мобильных приложений?


  1. Mabusius
    09.01.2018 13:26

    Реквестирую перевод картинок на английский.


    1. hdfan2
      09.01.2018 16:46
      +1

      Судя по всему, вот источник.


      1. ibakaidov Автор
        09.01.2018 16:54

        Ага, и они же есть в той же репе, что и русские постеры


  1. Gorodnya
    09.01.2018 13:33
    +1

    Полезная статья, спасибо.
    ibakaidov, давно хочу (но никак не возьмусь) написать статью о том, как важно наличие на сайтах чатов — взять Ваш же пример про Yota. Или то же общение с банковской поддержкой.
    Не хотите взяться за это? Мне кажется, такое живое описание примеров, как здесь, будет интересно читать, и, при должной подаче, может даже принести свои плоды)


    1. ibakaidov Автор
      09.01.2018 13:35
      +1

      Возможно, найду время на это, спасибо за идею.


    1. staticlab
      09.01.2018 14:08
      +1

      Чаты — это хорошо, конечно, но у нас, как всегда, перегибают планку. Не успеешь зайти на сайт, а тебя уже отвлекает всплывающее окно чата: "Чем мы можем вам помочь?" Ну ок, пишешь туда, а тебе автоответчик даёт отбойник: "К сожалению, сейчас операторы не могут вам ответить". Или напишешь туда свою проблему, а оператор долго-долго пишет ответ, а приходит "Здравствуйте. А вы по какому вопросу к нам?", потому что оказывается, что операторы у них на десяток сайтов, так и контекста у них почти никакого: даже город клиента не знают. Могут от одного оператора к другому перебрасывать, причём каждый новый оператор прошлую переписку не видит.


      1. Gorodnya
        09.01.2018 14:18

        Согласен, тут недавно была статья про такое (https://habrahabr.ru/post/345772/).
        Но для некоторых общение в чате удобнее: автору в обычной жизни, мне — в рабочее время.


    1. diagonal
      09.01.2018 16:04
      +1

      Я добавлю пример из Израиля, можно?

      Двое студентов решили жить вместе, сняли себе квартиру и стали жить-поживать.
      Как тут в одно прекрасное утро (20/12/16) у них испортился интернет. А он им очень нужен.

      Девушка по имени Dafna Doron позвонила провайдеру Bezeq International ( ??? ????????) с просьбой починить, а сама поехала на работу. Парень (Maor Ben Zeev) остался дома.

      Девушка уже в дороге, как вдруг ей звонят из компании и спрашивают данные раутера.
      Она объяснила, что дома остался ее парень, и он сможет общаться с компанией, но только текстом. Потому что он глухой. А у компании чат давно не работает, а смсом, скайпом и другими средствами текстовой связи они пользоваться не могут. Вот не могут и все. Пусть он попросит соседа, чтоб тот за него поговорил по телефону. Девушка поговорила с двумя представителями и одной начальницей, и так расстроилась, что написала про это в Фейсбук, и еще приложила туда их симпатичную фотку.
      В течении суток история стала известна буквально всей стране (см. см. см.), а пост получил тысячи лайков и комментариев (при населении страны около 9 миллионов.)

      По непроверенным данным, в течении недели у компании заработал чат.


      1. Gorodnya
        09.01.2018 16:10

        Собственно, да. Вот это я и имел в виду (если, конечно, чат у компании действительно заработал). Спасибо за пример!


        1. diagonal
          09.01.2018 16:47

          Я зашла на сайт компании. В ивритской версии есть кнопка с инвалидом в кресле на колесиках. Она дает роскошное меню — тут тебе и и адаптация для скринридера, и перевод в монохром, и увеличение шрифта, и навигация клавиатурой. Хотя большинство можно сразу встроить в страницу. В русской и английской версиях этой кнопки нет (дискриминация?).
          Но видно, что старались для инвалидов.

          Чата я не нашла, но, может, его показывают клиентам. Не знаю, как проверить, я не клиент.


  1. Slysar7
    09.01.2018 16:52
    +1

    Как пример использования вспоминаются только гос услуги и сайт росреестра. Больше я подобной заботы о людях с особенностями здоровья я вообще не видел. И то гос сайты наверняка обязывают, поэтому они и думают о таком типе верстки еще в момент написания тз. По коммерческим сайтам, вообще никогда не видел. Сейчас для примера зашел на озон и маркет, не нашел подобного функционала


  1. Konvergent
    10.01.2018 11:23
    +1

    Спасибо за интересный и живой материал. Много думал, пока читал.
    Возможно, есть компании, которые не против провести проверку своих сайтов на доступность людям с ОВЗ. Может вам пора предлагать такие услуги? )


    1. ibakaidov Автор
      10.01.2018 11:25

      Отдельной компании я не знаю, но есть ребята, которые закончили ВУЗ по специальности тестировщик, думаю к ним можно обратиться.


  1. Kirill-112
    10.01.2018 11:25

    Хочу отметить проблему не только с веб-дизайном, но и с физическими гаджетами. Есть у меня bluetooth-гарнитура. В инструкции написано, что когда идёт зарядка, то индикатор горит красным цветом. Когда зарядка завершена, то индикатор горит зелёным цветом. Как её заряжаю я: ставлю примерно на 2 часа, предполагая, что за это время она зарядится. Трудно было сделать мигающий краный? Или офисные кулеры с водой. Когда вода не нагрелась, индикатор горит красным цветом, когда вода нагрелась, — то индикатор зелёный. Как я узнаю температуру воды: если воду не набирали в последнее время, то, скорее всего, вода уже успела нагреться. Далее — светофоры. Тут попроще. Горит верхний сигнал (или левый) — красный. Тот, который посередине, — жёлтый. Внизу (или справа) — зелёный, значит, можно ехать.
    Все пытаются заботиться о людях с разными рассройствами здоровья, но заботу о дальтониках обходят стороной. А это, между прочим, 10% мужчин. Сравните, с теми же 10%, куда входят все остальные, перечисленные в статье.