Отпечатанный двигатель / Airbus Defence and Space
В Европейском космическом агентстве (ЕКА) успешно протестировали маневровый реактивный двигатель, напечатанный на 3D-принтере. Показатели напечатанного устройства сравнимы с показателями двигателей, изготовленных традиционным способом. 3D-печать открывает перспективы в удешевлении производства частей ракет, а также в использовании новых сплавов для их изготовления.
Двигатель от ЕКА успешно прошёл более 600 испытаний, в ходе которых он испытывал нагрев до 1253 °C. По утверждениям агентства, его характеристики находятся наравне с двигателями, изготовленными обыкновенным способом.
«Нашей задачей было проверить альтернативный метод изготовления, который позволил бы уменьшить его стоимость,- говорит инженер ЕКА Луро Помбагьян (Laurent Pambaguian). — Сначала мы вообще не были уверены в том, что это возможно, или в том, что из металлического порошка можно создать материал с удовлетворительными характеристиками».
При послойном изготовлении деталей отходов остаётся пренебрежительно мало по сравнению со стандартным вытачиванием из большого куска материала. Эти отходы влетают в серьёзную копеечку — только лишь Airbus Defence & Space производит порядка 200 двигателей ежегодно. При этом платина на текущий момент стоит порядка €40 за грамм, а стоимость родия — в несколько раз выше (по некоторым данным, это вообще самый дорогой металл).
Часть двигателя до испытаний
Камера сгорания и сопло двигателя были напечатаны из сплава платины с родием при помощи лазерного спекания, который используется, например, в производстве ювелирных изделий. В 2014 году истекли патенты на этот метод производства деталей, в связи с чем его начали активно использовать в разных областях.
Но первые любительские двигатели, напечатанные на 3D-принтере, появились ещё в 2012 году. В этом же году НАСА испытала свою технологию печати деталей ракет. Уже в 2014 году НАСА протестировала отпечатанную форсуночную головку, которая успешно прошла испытания температурой в 3000 градусов Цельсия. В 2015 году австралийцы напечатали два рабочих экземпляра двигателя.
Компания Илона Маска SpaceX также использует в своих кораблях напечатанные детали. В 2014 году компания провела успешные тесты посадочных двигателей SuperDraco. Тяга каждого двигателя — около 8 тонн. Космический корабль Dragon оснащен четырьмя спаренными двигателями, которые могут помочь маневрировать в аварийных ситуациях
Greteon
-