Приветствую уважаемое сообщество!

Сегодня вторая статья из серии «записки Трабл-Шутера». После первой статьи я получил много сообщений как в здесь (в личных сообщениях), так и по другим контактам. Кроме вопросов о трабл-шутинге и благодарностей за статью было много просьб рассказать о внедренных в реальных условиях проекты.
Так же было одно сообщение с просьбой подвинуть в списке статей (список был анонсирован в конце первой статьи) рассказ о проекте в котором мы решали вопрос о гигиене рук поваров и докторов. И так как этот проект был внедрен и работает, а также есть разрешение заказчика, сегодня расскажу именно о нем.
В качестве бонуса расскажу, как в другом проекте удалось практически искоренить опоздания сотрудников, хотя эти опоздания носили систематический характер. Правда решение было не техническим, но бесплатным.
В общем сегодня про дисциплину в т.ч. в области гигиены. Подробности под катом.

Заказчик: производства продуктов питания (готовых блюд) для доставки.

Задача: заставить сотрудников производства мыть руки после посещения туалета.

Анализ проблемы: изучаю проблематику и существующие решения на рынке, я с удивлением обнаружил, что проблема актуальная и в основном не в ресторанах, а в больницах. Актуальная на столько, что американские клиники тратят огромные деньги на системы контроля. Системы такие основаны на неких датчиках, которые интегрируются в бейджики сотрудников, а некие приборы считывают их на расстоянии и фиксируют перемещения и факты использования диспенсеров мыла и антисептиков. Я так понимаю, что это некая прикладная система, основанная на RTLS, поэтому и цены такие космические.
Есть еще одна, с позволения сказать система: датчики включают видеокамеры, которые направлены на медиков, входящих в палату интенсивной терапии. Изображение передается в Индию, где сотрудники аутсорс-компании, следят, соблюдают ли врачи правила мытья рук.
Дорогие и не сильно эффективные системы…

Решение:
Но вернемся к мытью рук сотрудников производства еды. Первое решение было сформулировано быстро, в течении 1 часа. Я просто сформулировал идеальное решение, которое звучало так:«Туалет сам контролирует мытье рук посетителей». А дальше все стало просто…
Как туалет может контролировать? Не выпустить, пока руки не помыл… все просто.
Дальше, имея достаточно большой опыт работы с системами контроля доступа (СКУД), я придумал как все будет работать: устанавливаем на дверь туалета элетромеханический замок, подключаем контроллер СКУД в режиме «шлюз», ставим считыватели на вход и выход, а также на диспенсер мыла. Т.о. посетитель не сможет выйти из туалета пока поочередно не приложит карту сначала к считывателю на диспенсере, а потом на двери.

Реализация:
1) Диспенсер. Изначально хотели купить готовый диспенсер, но найти с подходящими параметрами в шаговой доступности не удалось. Так же оказалось не просто найти помпу для самодельного устройства, зато под рукой оказался китайский соленоидный клапан, как раз на 12 вольт (контроллер СКУД работает по 12 вольтам).
image
Соленоидный клапан

Дальше думаю описывать не нужно, но кратко скажу, что в дне сосуда (нержавеющая банка из Икеи) сделали отверстие, вставили клапан (поджали 2мя гайками с прокладкой). Единственное, еще пришлось присоединить небольшой кусок шланга, и свободный конец сделать немного выше клапана, что бы остатки мыла не капали на пол.
2) Контроллер СКУД. Как я уже сказал контроллер нужно подключать в режиме «шлюз». К одному реле подключаем замок двери, ко второму соленоидный клапан.
3) Работает так: человек по карте заходит в туалет. Потом, чтобы выйти прикладывает карту к считывателю около диспенсера. Из диспенсера вытекает мыло. Человек вынужден поднести руку, чтобы мыло не потекло на пол (надеемся* что сотрудники хоть немного адекватные). Затем человек вынужден вымыть руки (не идти же с мылом на руках). Ну и наконец человек может выйти.

* Кстати, один неадекватный был, но его быстро вычислили по логу событий. Время, между тем как приложил карту к считывателю диспенсера и считывателю двери, прошло слишком мало, пара секунд всего.

4) Плюсы:
— Дешевая и простая реализация,
— Доступное оборудование,
— Возможность подключить к СКУД здания и получать отчеты через модуль «учет рабочего времени».

Минусы:
— Все же есть возможность, «слива» мыла на пол,
— Жесткая логика и скромность настройки контроллера СКУД,
— Не очень красивые диспенсеры.

5) Эту систему можно легко масштабировать размещая диспенсеры с антисептиком на входе в «чистые» помещения. Или даже размещая диспенсеры в любых местах и отслеживать использование по отчетам в системе СКУД. Здесь уже подойдут самые дешевые (но сетевые!) контроллеры, не имеющие режима «шлюз».

Эта реализация была внедрена на предприятии заказчика и вполне справлялась с задачей, но мне она не очень нравилась, в основном своей «жесткостью», поэтому я решил доработать систему.

Доработанная система:
1) Диспенсер. Используется любой механический диспенсер (например, уже установленные) с подключением датчика контроля нажатий (я использовал датчик закрытия капота).
image
Тестировали на таком диспенсере

2) Контроллер. В качестве контроллера используется ПЛК (программируемый логический контроллер) для автомобилей (т.е. работает по 12В). Использования ПЛК не требует навыков программирования и паяния.
3) Работает так: человек по карте заходит в туалет. Потом человек «качает» мыло в механическом диспенсере, контроллер регистрирует нажатия (можно задавать необходимое количество нажатий). Из диспенсера вытекает мыло. Затем человек вынужден вымыть руки (не идти же с мылом на руках). Ну и наконец человек может выйти, приложив карты к считывателю на выходе.
Используемый ПЛК имеют малый объем встроенной памяти (хотя его можно увеличить, с помощью внешнего модуля), но их можно объединить в сеть через CAN-шину или по WiFi, для отправки логов на сервер и формирования отчетов. В этом смысле контроллер СКУД с локальной памятью карт и событий, конечно более надежен.
Если отчеты не нужны, то система становится еще проще: дверь туалета разблокирована, если туалет свободен. Посетитель заходит и нажимает кнопку у двери (либо вход фиксируется датчиком движения, типа «шторка»), дверь закрывается и блокируется. Чтобы открыть дверь посетитель должен воспользоваться мыльницей (регистрируется тампером) и нажать ту же кнопку у двери. Такая система может быть построена, практически, на любом контроллере типа «Ардуина» и реле 12В.
Это же решение может применяться в туалетах с несколькими кабинками, с той лишь разницей, что нажимать кнопку не нужно (воспользовался мыльницей, дверь кабинки открылась).

Если вам все же кажется, что неадекватных людей много и они будут лить мыло на пол, поставьте «датчик наличия руки под носиком мыльницы» — оптический или ультразвуковой.

Вот так, все просто, дешево и надежно. Оставить где-то бейджик и остаться незамеченным для системы уже не получится.

Кстати, если туалет персонала с кабинками, то есть такое решение: на дверь кабинки ставите доводчик (или просто пружину) и замок с ручкой (такой, чтобы выйти обязательно нужно было бы повернуть ручку). Дальше красите ручку каким-либо веществом, которое пачкает руки или оставляет запах, но легко смывается водой. Теперь если сотрудник не помоет руки, об этом будет знать каждый, кто видел руки «грязнули».

А теперь про опоздания.
Заказчик: проектная организация.
Проблема: сотрудники часто опаздывали и уходили на 10-15 минут раньше времени.
Что пробовали: повесили терминал учета рабочего времени, ввели штрафы за дисциплину. Не помогло. Сотрудники очень ценный ресурс и угрозы увольнения сделали свое дело. Вот так вот, по накатанным, но не эффективным схемам работают консультанты.
Анализ: основная причина опозданий — пробки на дорогах, основная причина ранних уходов — желание «проскочить» до пробок.
Решение: Рабочий день 8:30 — 17:30, вместо 9:00 — 18:00. Элементарно Ватсон!

Конечно прежде чем дать такую рекомендацию, я исследовал загрузку дорог с помощью Гугл и Яндекс карт.

Результат: после небольшого переходного периода (все нововведения всегда встречаются «в штыки»), все успокоилось и опоздания теперь редкое исключение, а не правило.

На этом рассказ о проектах связанных с дисциплиной закончен.
Если у вас на работе есть проблемы, связанные с другими проявлениями отсутствия дисциплины, опишите их в комментарии, может быть они тоже легко решимы?...


P.S. В следующих выпусках вас ждут рассказы:
— о концепте 3D принтера (печать металлами с разрешением 21 мкм). Это проект который я делаю в свободное время для себя. Концепция придумана, нужен НИОКР, что очень затратно делать в одиночку по деньгам и времени, поэтому решил выложить концепцию, может удастся сделать open source проект (если наберется достаточное количество энтузиастов).
— о роботе для гос.учреждений, который должен уменьшить очереди.
— о турке в которой не убегает кофе.
— и кое-что еще…
Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Комментарии (8)


  1. akryukov
    05.02.2018 13:06
    +1

    Дальше красите ручку каким-либо веществом, которое пачкает руки или оставляет запах, но легко смывается водой.

    Если это вещество будет оставаться на руках, значит оно будет убывать с ручки. Чтобы это работало долго, для этих целей придется нанять отдельного человека, который будет обновлять краску на ручке.


    1. bezdolgoff Автор
      05.02.2018 16:32

      Если это вещество будет оставаться на руках, значит оно будет убывать с ручки.

      Вы совершенно правы, будет убывать. Скорость убывания зависит от толщины слоя и «пачкабельности». Сделайте сразу толстый слой и его хватит на долго.
      для этих целей придется нанять отдельного человека, который будет обновлять краску на ручке.

      Ну уж… дайте задание уборщице, завхозу и т.д.

      Вообще мои ученики решали эту задачу разными способами. Один из хороших вариантов: клеят на ручку слой пористой резины и пропитывают ее жидкостью.


  1. Smerig
    05.02.2018 13:17
    +2

    Первый способ с диспенсером и картой какой-то уж очень… бесполезный. Дальше подробности:
    Человек встал с унитаза, подтер что надо, слил. Заметим, он прикасался руками. Потом этими руками он берет карту, потом моет руки, а потом чистыми руками берет грязную карту.
    Смысл такого решения?


    1. vconst
      05.02.2018 13:44

      Карту заменить на браслет.


      1. joedoedoe
        05.02.2018 16:33

        Браслет тоже будет нестерильным. Его придется мыть. Плюс возникнет вопрос удобства и принятия такого решения сотрудниками (уже носят часы, фитнес трекеры, сувениры и прочее).


        1. bezdolgoff Автор
          05.02.2018 16:46

          Браслет тоже будет нестерильным. Его придется мыть. Плюс возникнет вопрос удобства и принятия такого решения сотрудниками (уже носят часы, фитнес трекеры, сувениры и прочее).

          Вы же сами ответили на свой вопрос. Если люди носят часы, фитнес-трекеры и т.п., почему браслет с меткой будет более грязным? А если учесть что такие браслеты легко моются (в отличии от часов, тех же)...?

          При таких фобиях, нужно и одежду, тогда за дверью оставлять.


      1. bezdolgoff Автор
        05.02.2018 16:43

        Карту заменить на браслет.

        Хороший вариант! Была у нас такой вариант доработки: поставить считыватель на дно банки и раздать браслеты — подносишь руку под носик, автоматически считывается браслет и течет мыло.


    1. bezdolgoff Автор
      05.02.2018 16:40

      1) Как я уже написал первый вариант с контроллером СКУД имеет ограничения в т.ч. жесткость. Хотя может быть есть контроллер который позволит реализовать схему, где вместо считывателя на диспенсере будет бесконтактный выключатель (имитировать кнопку «выход»). Поэтому и разработал второй вариант.
      2) Подобных рекламаций от пользователей действующей системы не приходило, поэтому думаю, что это не сильно актуальная проблема.
      2а) Зато была другая рекламация: «а если я карту в унитаз уроню?». Сделали шнурки на шею.
      3) Хороший вариант с браслетом, см. ниже.