Крис Диксон (венчурный аксакал, иначе не сказать) в статье ниже сообщил такую картинку:
- Открытые протоколы легли в основу интернета. Но главное их качество — открытость, замотивировало интересантов пользоваться ими без оглядки («общую лодку не утопят»). Так вырос веб.
- Над открытыми протоколами стали строить бизнесы, удовлетворяя запросы пользователей. Это породило централизованные решения (Google/ Facebook/ Twitter etc.), что помогло пользователям, но стало тормозить технологический рост и вызвало общественные дискуссии. Обременение размером замедляет лидеров рынка.
- За счёт того, что интернет хранит пространство «отлитой в коде человеческой мысли» (термин автора), а она безгранична, перестраивать варианты удовлетворения запросов людей в виде software можно бесконечно. Программный слой легко адаптировать к ситуации и распространить на весь мир почти мгновенно.
- Криптосети сохраняют привлекательность открытости (1) и возможности «софтверного пульвелизатора» (3), вследствие чего централизованные ИТ-корпорации (2) сильно изменятся.
Первая и вторая эпохи Интернета
В первую эпоху Интернета — с 1980-х до начала 2000-х — сервисы работали на открытых протоколах, которыми владело всё Интернет-сообщество. Люди и организации могли спокойно укреплять свои позиции в Сети в полной уверенности, что правила игры не изменятся. Именно тогда родились главные веб-гиганты, такие как Yahoo, Google, Amazon, Facebook, LindedIn и YouTube. В то же время централизованные платформы вроде AOL начали сдавать позиции.
В середине нулевых наступила вторая эпоха Интернета, которая продолжается и по сей день. Технические возможности открытых протоколов стали не поспевать за бурным развитием ПО и сервисов коммерческих хайтек компаний, в особенности таких как Google, Apple, Facebook и Amazon (GAFA). Революция на рынке смартфонов лишь подлила масла в огонь, так как большая доля сетевого трафика стала приходиться на мобильные приложения. В итоге пользователи перешли от открытых сервисов к сервисам более сложным и централизованным. Даже доступ к открытым протоколам (к Сети) пользователи получают в основном через фильтр ПО и сервисов GAFA.
Хорошая новость — сейчас миллиардам людей доступно много отличных цифровых решений, нередко бесплатно. Плохая новость — стартапам, контент-мейкерам и прочим участникам рынка стало гораздо сложнее расширять своё Интернет-представительство, ведь внезапная смена регламента централизованной платформы чревата потерей прибыли и аудитории. Это в свою очередь тормозит развитие и новаторство, лишая Интернет динамичности и разнообразия. Централизация также создаёт новые общественные проблемы, вокруг которых сейчас ведутся жаркие споры: fake news, государственные фабрики ботов, деплатформизация пользователей социальных сетей (лишение свободы слова на территориях вузов), нарушающие право на частную жизнь законы Евросоюза и предвзятость систем обработки данных и комментариев. С годами напряжённость вокруг этих вопросов будет только расти.
"Web 3" — третья эпоха Интернета
Одно из возможных решений проблемы централизации — контроль крупных Интернет-корпораций со стороны государства. Подобное предложение целиком строится на допущении, что Интернет аналогичен старым формам коммуникации (телефон, радио, телевидение). Однако связь в них зависит исключительно от аппаратного обеспечения, в то время как у Интернета во главе угла находится ПО. Сеть, зависящую целиком от «железа», после создания перестроить практически невозможно. Однако если работа сети зависит от софта, то на её развитие будут влиять рыночные силы и предпринимательские инновации.
Интернет — идеальная ПО-сеть; он имеет довольно простое ядро, вокруг которого собраны миллиарды компьютеров, а компьютер всегда можно перепрограммировать. ПО, по сути, является чистой человеческой мыслью в цифровой обёртке, что открывает безграничные просторы для проектирования. Подключённые к Сети компьютеры могут запускать практически любое пользовательское ПО. Если что-то можно представить — это можно и быстро распространить через Интернет пользуясь правильными рычагами. На таких рычагах и технологическом новаторстве и зиждется вся архитектура Интернета.
Эволюция Интернета всё ещё в зачатке: в течение следующих десятков лет центральные Интернег-услуги будут перестраиваться ещё много раз. Движущей силой этих изменений станут крипто-экономические сети как более общее применение идей, начатых Bitcoin и подхваченных Ethereum. Криптосети сочетают в себе преимущества первых двух эпох: они находятся в руках Интернет-сообщества, децентрализованы, и по своим возможностям в будущем обгонят самые сложные централизованные сервисы.
Зачем проводить децентрализацию?
Децентрализацию часто понимают не так. К примеру, некоторые считают, что защитники криптосетей выступают за децентрализацию исключительно из-за своих либертарианских взглядов или потому что борются с госцензурой. Однако децентрализация важна не поэтому.
В чём проблема централизованных платформ? У них предсказуемый жизненный цикл. В начале пути они изо всех сил пытаются набрать пользовательскую базу и заручиться поддержкой третьих сторон (разработчики, другие фирмы, СМИ). Так ценность сервиса повышается, а платформа по определению является системой с многогранным сетевым эффектом.
Сигмоида жизненного цикла платформ во взаимосвязи с её пользователями
По мере того, как платформа движется вверх по сигмоиде адаптации, она получает всё больше влияния над пользователями и третьими сторонами. На вершине кривой динамика между платформой и пользователями превращается в антагонистическую игру. После этого самый лёгкий способ продолжать рост — это собирать данные пользователей и конкурировать с этими самыми третьими сторонами, пытаясь отбить у них прибыль и пользователей. Примеры из истории: Microsoft и Netscape, Google и Yelp, Facebook и Zynga, Twitter и его неофициальные клиенты. С ОС вроде iOS и Android дела обстоят лучше, но даже они не без греха: берут с приложений жирный налог в 30%, отказывают в доступе к магазину по надуманным причинам и замещают собой функции сторонних приложений как заблагорассудится.
Независимым разработчикам и участникам рынка такой переход от сотрудничества к конкуренции кажется подставой. Со временем даже лучшие предприниматели, разработчики и инвесторы стали понимать, что строиться поверх централизованной платформы — не лучшая идея. История не одного десятка лет является тому прямым доказательством. К тому же это вредит и конечным пользователям: они приносят в жертву приватность, позволяют другим лицам распоряжаться их данными и становятся уязвимыми перед сбоями в системах безопасности. И в будущем проблемы централизации будут лишь углубляться.
Введение в криптосети
Криптосети — это сети, сформированные поверх Интернета, которые:
1) используют механизмы достижения консенсуса вроде блокчейна для гарантии работы и обновления состояния сети
2) используют криптовалюты (койны/токены) для мотивации сторон консенсуса (майнеров/валидаторов) и других участников сети.
Некоторые криптосети (например Ethereum) являются платформами для общего программирования и подойдут для почти любых целей. Другие криптосети — узконаправленные, тот же Bitcoin используется как хранилище средств сбережения, Golem — для производства вычислений, а Filecoin — для децентрализаванного хранения файлов.
Ранние протоколы Интернета создавались рабочими группами и НПО по техническим стандартам, популярность которых зависела от удовлетворения запросов всех пользователей Интернета. На первых стадиях развития Сети эта система работала хорошо, но с начала 90-х новых популярных протоколов практически не появилось. Криптосети решают эту проблему с помощью токенов, которые представляют достаточно экономических стимулов для разработчиков, пользователей сети и всех, кто поддерживает её работу. В плане технического устройства такие сети тоже куда более гибки и разнообразны. Например, они могут сохранять своё состояние и при этом проводить с ним манипуляции, что было невозможно ранее.
У криптосетей есть несколько защитных механизмов, которые обеспечивают нейтральность по мере роста и не позволяют им скатываться до обманных манёвров централизованных платформ. Во-первых, вся связь между криптосетями и их пользователями работает только на открытом коде. Во-вторых, криптосети держатся на механизмах "voice" и "exit". Сообщество даёт участникам голос (voice), как по принципу ончейн (то есть через сам протокол), так и по принципу офчейн (через социальные механизмы, построенные вокруг протокола). Участники могут выйти (exit) из сети либо продав монеты, либо в особых случаях создав свой форк протокола.
Проще говоря, участников криптосети объединяет общий стимул — развитие этой самой сети и ценность токенов. Именно благодаря такой структуре Bitcoin до сих пор процветает вопреки всем прогнозам скептиков, даже несмотря на появление успешных конкурентов типа Ethereum.
На сегодняшний день у криптосетей ещё достаточно изъянов, мешающих им нарушить статус кво, заданный централизованными сетями. Сейчас основные проблемы — это производительность и масштабируемость. В течение нескольких следующих лет эти проблемы будут решаться, и будет проектироваться инфраструктура криптопространства. Затем на основе готовой инфраструктуры уже будут создаваться приложения.
Почему децентрализация победит
Одно дело перечислять преимущества криптосетей, совсем другое — утверждать, что они победят. Посмотрим на аргументы «за», рисующие оптимистичную картину будушего.
Веб-службы и ПО делаются разработчиками. Опытных разработчиков по всему миру — миллионы. Из них лишь малая доля работает в крупных IT-корпорациях, а из тех ещё меньше занимается разработкой новых продуктов. Большинство важнейших проектов по разработке ПО в истории были запущены через стартапы или сообщества независимых разработчиков.
«Кем бы вы ни были, большинство умнейших людей работают на кого-то другого»
Билл Джой
Децентрализированные сети возглавят третью эпоху Интернета по той же причине, что возглавили и первую: они завоюют сердца предпринимателей и разработчиков.
Ярким примером здесь будет соперничество Википедии с её централизованными конкурентами вроде Encarta на заре нулевых. Если сравнивать оба сервиса на момент начала прошлого десятилетия, то Encarta выходит явным победителем: на лицо большее разнообразие тем, более точная информация и в целом более качественный продукт. Однако Википедия развивалась гораздо быстрее, и всё благодаря активному сообществу волонтёров, которых привлекали идеи децентрализации и открытого доступа к контенту сайта. К 2005 году Википедия уже стала самым популярным информационным ресурсом в Сети. В 2009 проект Encarta был закрыт.
Урок заключается в следующем: при сравнении централизованных и децентрализованных систем их необходимо рассматривать как динамичные процессы, а не статичный готовый продукт. На запуске централизованные системы обычно более привлекательны, однако их дальнейшее развитие держится исключительно на плечах работников компании-спонсора. Децентрализованные системы часто поступают на рынок сырыми, но при правильной стратегии их влияние растёт в геометрической прогрессии с каждым новым участником процесса.
У криптосетей сразу несколько таких постоянно растущих циклов: разработчики основного протокола, разработчики дополнительных криптосетей, разработчики сторонних приложений и поставщики услуг, следящие за работой сети. Все эти процессы дополнительно стимулируются токенами, благодаря которым криптосети развиваются просто с реактивной скоростью, как мы уже наблюдали с Bitcoin и Ethereum (что однако не всегда приводит к хорошим последствиям, взять то же расточительное потребление электроэнергии из-за майнинга биткойнов).
Какой процесс возглавит новую эпоху, централизация или децентрализация? В итоге всё сводится к качеству продуктов, за чем в свою очередь стоит лишь один вопрос: у кого будет больше разработчиков-профессионалов и предпринимателей? У GAFA есть свои преимущества: огромные средства, обширная пользовательская база и отлаженная инфраструктура. Потенциал криптосетей, в свою очередь, может быть куда более заманчив для разработчиков и предпринимателей. Если их удастся отвоевать, то перегнать GAFA по ресурсам будет несложно, что в конечном счёте означает молниеносное развитие и более качественный продукт.
Спроси вы людей в 89-м, чего им не хватает в жизни, они бы вряд ли сказали: «нам нужна децентрализованная сеть информационных узлов, связанных друг с другом по гипертексту».
Farmer & Farmer
На запуске централизованные платформы часто могут похвастаться отличными приложениями: у Facebook было достаточно социальных «фишек», да и у iPhone были свои ключевые приложения. Децентрализованные платформы же часто запускают сырыми, без какого-либо явного направления. Таким образом, им нужно пройти две фазы прежде чем найти место на рынке:
1) наладить гармонию между платформой и дорабатывающими её разработчиками/предпринимателями, от которых зависит работа всей экосистемы и
2) наладить гармонию между платформой/экосистемой и конечными пользователями.
Этот двухэтапный процесс часто мешает разглядеть весь потенциал децентрализованных платформ, даже опытным технологам.
Следующая эпоха Интернета
Децентрализованные сети не являются панацеей и не спасут Интернет от всех бед. Но в сравнении с остальными системами они определённо выигрывают.
Сравните проблему спама в Твиттере и спама по имейлу. Владельцы Твиттера закрыли независимым разработчикам доступ к их сети. Таким образом со всем спамом приходится разбираться им самим. В то же время над проблемой спама по имейлу трудились сотни компаний, вливая миллиарды долларов венчурного капитала и частных средств. Да, спам полностью не истребили, но сейчас дела явно обстоят куда лучше, а всё потому, что протокол электронной почты децентрализован, что позволяло независимым заинтересованным группам создавать бизнес на его основе и не бояться, что правила игры внезапно изменятся.
Или взять проблему управления сетью. Как происходит категоризация и фильтрация информации? Кого будут раскручивать, а кого — банить? У крупных платформ этот и другие важные вопросы решаются отдельной группой сотрудников, не несущих ни перед кем никакой ответственности. В криптосетях эти вопросы решаются всем сообществом, все механизмы принятия решений прозрачны и открыты. Как мы знаем из реального мира, демократия не идеальна, но лучше альтернатив нет.
Централизованные платформы уже так давно правят рынком, что люди просто забыли, что есть какая-то альтернатива. Такой мощной альтернативой являются именно криптосети: они вернут пользователем контроль над развитием Сети, а также создадут прозрачные условия для независимых разработчиков, фирм и контент-мейкеров. Децентрализация уже доказала свои преимущества во время первой эпохи Интернета. Надеемся, она вернётся и в следующей.
Комментарии (6)
TimsTims
27.02.2018 08:47В open source тоже не все так просто как кажется. Возьмём какой нибудь популярный пакет, или код. Разве любой может в него вносить изменения? Нет. Любой может лишь присылать коммиты на изменения. А вот решение принимать ли его — принимают владельцы кода(админы/разработчики). Чтобы стать одним из разработчиков сверхпопулярного кода надо войти в плотное доверие с админами. И здесь очень часто можно наблюдать подковерную политику, борьба с инакомыслящими, разделение сообществ, рождение и смерть пакетов, все как в обычных организациях. Поэтому утверждение, что «Гугл плохо тем, что рано или поздно закроется» применительно ко всем.
halted
27.02.2018 09:29Сложилось впечатление, что централизация и децентрализация попеременно сменяют друг друга.
saboteur_kiev
Странное чувство от статьи, словно машинный перевод, а не текст русскоязычного автора.