Как побывать в крупном комплексе Москвы, не получить кофе брейк и почувствовать себя в криокамере?
Подготовка
Мы давно хотели поучаствовать в хакатоне, проверить свои навыки, предложить свою идею и реализацию. Это отличный опыт для любой команды. Для нас — это также повод углубиться в обучение, так как StarStaff — про обучение персонала и франчайзи. Повышая эффективность обучения можно надежно закрепиться на рынке, а если идея будет необычная, то это поможет сдвинуть с места само диджитал образование.
Мы готовили идеи, рассматривая разные точки зрения на менторство. В итоге перед отъездом четко сформировали идеи каждого в одну. Она заключалась в обучении сотрудников с использованием дополнительного тестирования голосованием с обсуждением причин того или иного выбора. А для пущей адекватности обучения, ставим сотрудников в случайные связки, делая вывод о наиболее удачных. Анонимность в обсуждении дает большую вовлеченность в доказательство своего выбора и убеждении, не опираясь на авторитетность или личную симпатию. Мы делали заготовки для будущей работы. Они были из разряда самого простого: создать репозитории и настроить все для кодинга, набросок будущего дизайна с построением модульной сетки. Все.
Сформировали команду из четырех человек, хотя нас пятеро. Мы знали куда едем и решили играть по-честному. Как минимум наша совесть чиста.
Школьная дискотека.
13 февраля. Москва. ВДНХ. Огромный павильон № 75, в котором можно устраивать полномасштабные звездные воины на кораблях-коптерах. Хакатон был ответвлением образовательного и технического трехдневного форума «Наставник». Это большое мероприятие, в котором многие вещи могут пойти не так, и мы пытались принять сторону работников и организаторов. Но на входе нас ждало первое разочарование: организаторы не справились с наплывом участников форума и хакатона, имея около 20 стоек с регистрацией и еще 10 с саморегистрацией.
«Вы можете пройти посидеть в зале хакатона, а потом сделать бейджи» — сказали нам. После того как мы прошли в зал, правила изменились и было сказано, что без бейджа находиться здесь нельзя и мы вернулись к регистрации. Отстояв примерно час «ма-а-а-аленькую» очередь, нас встретила полная некомпетентность регистрирующих. Приходилось перепечатывать по несколько раз этот бейдж и в итоге он все равно был неправильным. Нам нужна была маркировка «Хакатон 24», для круглосуточного доступа, но нам печатали «Участник». Но об этом мы узнали только вечером, когда уже часов 5 проработали над проектом.
Основной упор форума был на выставочные стенды разных компаний, с разными анимациями, музыкой, общением, на закрытые площадки под открытый диалог приглашенных персон. На их фоне, площадки под хакатон напоминали чулан под лестницей. А гуляющий из всех щелей звук с радостью перекрывал монолог спикеров на хакатоне.
Команды собрались. Определились с вектором. И в 4 часа начали работать. Энтузиазма было много, идеи бурлили, а продуктивность была на пике возможности. Так начался путь длинною в 48 часов.
Сохранение невозможно
В 19:00 каждый день проходит ОЧНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ чекпоинт. Мы общались по своей разработке с группой специалистов. Желали увидеть проект со стороны, чтобы отсечь лишнее и углубиться во что-то точечное. Это была исповедь. Ближе к 22:00 пришла наша очередь покаяться в грехах, где нас слушали 7 минут и отпустили работать дальше. Может все было ок? Без понятия. Мы продолжили работать.
Как уже было сказано, павильон № 75 — огромный. Его нереально отопить зимой без техники, поэтому он греется от количества людей внутри и солнечного тепла. А ночью превращается в ледяной замок. Ни отопительных приборов. Ни каких-то условий для реальной жизни внутри. А нам так и пришлось жить два дня. Спишь на грушах-пуфиках. Мерзнешь, надеясь поскорее уснуть, чтобы утром было теплее от солнца. Промерзали настолько, что приходилось уходить в самое теплое место во всем здании — входной коридор, где постоянно над дверьми работают обогреватели. Греешься полчаса и идешь обратно работать или спать, если совсем устал.
Прошел день и утром выглянуло солнце, накалив воздух в помещении за считанные часы. Но от курток уже отказаться не могли. Зачем подвергать свой организм стрессу, если холод может настать в любой момент. Кормили очень плотно, по талонам. В нашем зале появлялись непонятные лица, с кем-то разговаривали, что-то происходило вокруг. Возможно это были наставники команд или просто интересующиеся. Точно знать мы не могли.
Ближе к вечернему чекпоинту мы осознали, что проект нужно увести от обучения к формированию команд, так как это больше подходило к тематикам хакатона. Нужно было понять, откуда и какую брать статистику, чтобы приписывать сотрудникам баллы для дальнейшего формирования команд. Поэтому со специалистами мы обсуждали именно это. Нам предложили добавить менторов в систему и избавиться от HR. Оставалась только проблема со статистикой и мы ушли в обсуждение.
Кругосветное приключение за 6 часов
Обсуждение затянулось до 2 ночи и свелось к тому, что стоит сделать «разворот». Идея строилась вокруг анонимного чата, в который мог вступать наставник. Ментор писал список «живых» задач для сотрудников, а система сама случайно подбирала группы для их решения. В ходе ответов, ментор отмечал лучших сотрудников. Система запоминала это и строила древа взаимосвязей, которые потом выводились ментору в виде удачных или оптимальных команд. В чате никто не знает друг друга, как и ментор, который отмечает сотрудников. Здесь опять же не работает авторитетность или личная симпатия. Чистая объективность.
Хоть времени оставалось немного и были жесткие рамки, но сон был необходим. Утром все проснулись, расставили задачи и сели работать. Мы стерли почти все, что делали до, и написали заново за 6 часов. 6 часов понадобилось, чтобы не полностью реализовать свою идею и мы были расстроены. Не хватало совсем немного, чтобы завершить и отладить демо, но в 15:00 мы сдали проект с презентацией. А через час уже сидели в зале для презентации идеи.
Мы выступали шестыми. Каждому дали по три минуты, чтобы не затягивать и жюри успело задать вопросы (кстати, почему все желающие не могли их задать, а только члены жюри?). Кто-то был настырным и продолжал выступление после сигнала остановки. Мы же поступили по- совести — остановились. И только позже, вернувшись домой и просматривая запись, обнаружили, что нам урезали выступление на минуту. Но в тот момент было много мыслей в голове. Все от командного упадка, что не все получилось и мы ожидали полного разгрома со стороны остальных, как от идей, так и до реализации. Мы не услышали ничего, за что аплодировали бы стоя. Были хорошие социальные проекты, которые строились на реальных проблемах, но все остальное было высосано из пальца, или не работало или оставалось на уровне идеи. Проходили идеи, которые никак не касались менторства. Но самое обидное, что были команды, которые работали удаленно, а двое из них были внутри хакатона, которые потом со сцены заявляли, что «ребята усердно работали все 48 часов, только дома». Кто-то работал уже 6 месяцев над проектом и привез его, чтобы за это время, научить что-то анализировать.
Зачем тогда нужен такой хакатон? Что тогда обсуждалось на этих чекпоинтах и как вели эти проекты? Обидно не от того, что мы не выиграли ничего, а от того, что сильных проектов не было, как и единых правил для всех.
Но все-таки свой приз мы выиграли. Итоги подводили также представители школы программирования GoTo. В их рейтинге по технической реализации мы были на 4 месте из 32, а в общем рейтинге не попали даже в десятку. 6 часов на создание проекта. Четвертое место. Собрали вещи и уехали домой.
Мысли?
Хоть это и был первый хакатон в нашей жизни, но я уверен, что он не должен быть организован, как школьная дискотека, где никто ничего не знает, суматоха, организаторы друг с другом договориться не могут. А спать на холоде было совсем дико. Конечно же мы приезжали не за комфортными условиями. Нами двигала идея, реализация, соревнования и ожидание сильных инновационных проектов. Но если также все будет продолжаться, то лучше рождать идеи дома, реализовывать их самим и бороться за свой след в техно поле.