КДПВ: Трассы движения воздушных судов. Визуализация FlightAware. 2018.
Об этом на GT была публикация Впервые станет возможно непрерывно отслеживать самолеты в любой точке мира. В 2017 году ракета Falcon 9 вывела на орбиту большую часть спутниковой группировки.
Штаб-квартира компании FlightAware находится в Хьюстоне, США. В русскоязычном сегменте компания настолько мало известна, что иногда в СМИ можно увидеть новости на основе данных FlightAware, подписанные журналистами как данные шведской компании Flightradar24. Как и Flightradar24 компания собирает, обрабатывает и продает данные, которые позволяют авиа и транспортным компаниям оптимизировать расходы на эксплуатацию воздушных судов, например экономить топливо.
FlightAware имеет свою сеть наземных ADS-B приемников, которая в 2017 году увеличилась на 51%, что позволило ей обеспечить наблюдение за самолетами, летающими в некоторых из самых отдаленных уголков мира. С помощью новых 4000 наземных приемников FlightAware может отслеживать движение воздушных судов на территории 200 аэропортов по всему миру
Функция Airport Surface Coverage. Движение авиалайнеров по ВПП и рулёжным дорожкам. Одна из рулёжных дорожек закрыта для движения.
ADS-B — это технология наблюдения, посредством которой воздушное судно автоматически определяет свое положение в пространстве с помощью GPS и и передает его по радио, позволяя организациям воздушного движения отслеживать местоположение самолета более точно, чем с помощью обычных радаров.
Речь идет об приеме сигналов наиболее распространенной в мире технологии управления воздушным движением — американской ADS-B, в данном случае система 1090 ES (Extended Squitter), которая содержит координаты месторасположения воздушного судна.
Большинство гражданских самолетов в РФ и все иностранные используют эту систему и их можно «увидеть» любителям с помощью простого и дешевого оборудования. Отечественные военные самолеты недоступны для наблюдения, за исключением некоторых транспортных или пассажирских самолетов Министерства обороны, выполняющих полеты в международном воздушном пространстве.
Federal Aviation Administration Соединенных Штатов обязало все воздушные суда, пролетающие над воздушным пространством Соединенных Штатов на высотах превышающих 10 000 футов (3048 метров), быть оснащенными 1090ES-оборудованием к 1 января 2020 года. Это требование также применяется к самолетам, которые летают в непосредственной близости от самых загруженных аэропортов США на более низких высотах. Возможно эти требования распространятся и на мультикоптеры, и они также в скором будущем будут обязаны иметь такое оборудование.
Благодаря своей программе FlightFeeder компания FlightAware производит и бесплатно распространяет ADS-B-приемники среди добровольцев по всему миру. Преимущественно в зоны неуверенного радиоприема сети FlightAware.
Приемники FlightFeeder отслеживают летательные аппараты, излучающие сигналы ADS-B 1090ES более, чем на 450 километров (при условии прямой видимости между приемником и воздушным судном), а также могут отслеживать самолеты, которые еще не оснащены оборудованием ADS-B 1090ES, через процесс кооперативного наблюдения за воздушным судном, называемый мультилатерацией (MLAT). Для улучшения отслеживания самолетов FlightAware создало сообщество, которое объединяет людей из более чем 170 стран.
Карта размещения приемников сети FlightAware. Приемники FlightFeeder имеют оранжевый цвет.
Переход на технологию отслеживания воздушных судов по технологии ADS-B является первым крупным достижением в области отслеживания самолетов со времен изобретения первых радиолокаторов в 1930-х годах. Наземные станции ADS-B улучшают качество и точность слежения за полетами, но, как и радары, они ограничены в своей способности отслеживать воздушные суда над 70% поверхности Земли, покрытой водой.
Кроме того нет возможности установить приемники на значительные площади суши в силу географических, политических или экономических причин. Например:
Для решения этой проблемы, FlightAware получает данные от приемников ADS-B, размещенных на новых спутниках Iridium NEXT.
Совместный проект FlightAware и Aireon, объединивший «космический» ADS-B с данными наземных станций, позволил обеспечить глобальный охват с беспрецедентной возможностью отслеживать полет самолетов «от ворот до ворот» на всем маршруте полета.
Тем не менее эта космическая система не решает вопроса как отслеживать самолеты, которые еще не оснащены оборудованием ADS-B 1090ES. Это возможно через процесс кооперативного наблюдения за воздушным судном — мультилатерацию (MLAT). Об этом будет в следующей статье.
А пока КДПВ:
На следующий день в новостях:
Стратегические беспилотные летательные аппараты (БЛА) Global Hawk и пилотируемые самолеты-разведчики RS-135 и P-8А Poseidon США в ходе полетов над Черным морем приближались к границе России на расстояние в 10-15 км, но не нарушали ее. Об этом ТАСС сообщил командующий 4-й армией ВВС и ПВО Южного военного округа (ЮВО) генерал-лейтенант Виктор Севостьянов.
Подробнее на ТАСС:
Командующий армией ЮВО: воздушные разведчики США подлетают к южной границе РФ на 10-15 км
Возможно кому-то вспомнилась серия «Фитиля»
?\_(?)_/?
Объяснение этой траектории беспилотного разведчика Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk будет в ближайшее время, о том как это работает и как наблюдать такие «невидимые» воздушные суда с помощью дешевой станции на основе OrangePiOne. Не переключайтесь.
Комментарии (49)
pnetmon
07.03.2018 15:30А кто-то может привести нормальные источники что передается с самолетов. Интересует параметр скорость указываемый на сайте Flightradar24. Что служит источником этого параметра?
Вот летел Ан-148, по ADS-B скорость есть, а по приборам близка к 0 ......Javian Автор
07.03.2018 15:43FlightAware
pnetmon
07.03.2018 17:09Отвечу вам, заместо всем.
На момент первого вопроса, не тут, говорилось только что скорость была близка к 0
Видим скорость на сайте. Так же видим в заявлениях что скорость была около нуля.
https://mak-iac.org/rassledovaniya/an-148-100b-ra-61704-11-02-2018/
… Самописец не регистрирует значения скорости от МВП2 (ППД2) правого летчика… Показания скорости от МВП1 продолжали падать и через 34 секунды после отключения автопилота стали равны 0. При этом показания скорости от МВП3 составляли 540-560 км/ч.… После этого, при сохранении значений скорости от МВП1 0 км/ч, начали интенсивно падать значения скорости от МВП3 (до 200 км/ч и ниже)...
Время в таблице
Столкновение с землей произошло около 11:27:05. Перед столкновением с землей показания скорости от МВП3 начали интенсивно расти и к моменту столкновения составили около 800 км/ч. Показания скорости от МВП1 продолжали быть равными 0.Javian Автор
07.03.2018 19:34Самописец пишет показания приборов, эта же скорость идет в ADS-B. Реальные показывает GPS.
pnetmon
07.03.2018 19:41Самописец пишет показания приборов, эта же скорость идет в ADS-B
Разночтения между ADS-B (на сайте) и приборов, самописца видите? А я вижу, поэтому и задан вопрос. Притом один из показывал 0, другой показывал некоторые данные отличные от сайта.
Javian Автор
07.03.2018 22:59К слову разночтения при замершем датчике обычная вещь.
21 ОПАСНЫЙ ИНЦИДЕНТ И 1 КАТАСТРОФА.
При низкой температуре на больших высотах, повышается вероятность обледенения устройства. Закупоренные льдом входы анероидно-мембранных приборов не позволяют правильно измерять воздушную скорость.
Чтобы избежать закупоривания трубок Пито, приёмники воздушного давления оснащены достаточно мощной противообледенительной системой обогрева. Включение обогрева ПВД перед взлётом строго регламентировано по времени, так как на земле элемент от перегрева может сгореть, а недостаточно прогретый ПВД может обледенеть после взлёта.
Неправильная работа или неисправность приёмников давления приводят к неправильным показаниям приборов в кабине экипажа, ненормальной работе автоматических систем управления полётом и автоматики двигателей, что может привести к развитию аварийной ситуации вплоть до катастрофы.
vozhd99
08.03.2018 12:28Это независимые друг от друга данные. Более того, что сами пилоты видели путевую скорость относительно земли, но не приняли её в расчёт. Они же ориентировались по приборной. Никаких разночтений нет.
polus
07.03.2018 21:09Путевую скорость показывает GPS, но это не скорость полета самолета.
Javian Автор
07.03.2018 22:55в логе есть время, есть координаты и есть высота:
mathematics.ru/courses/stereometry/content/chapter9/section/paragraph4/theory.html
www.cleverstudents.ru/vectors/vector_length.html
Высчитав длину вектора А1А2, делим на время — получим скорость перемещения.polus
08.03.2018 11:44Я с этим не спорил) я хотел уточнить, что для самолета реальная скорость — скорость относительно воздушного потока, а не скорость перемещения относительно земли.
Alexeyslav
07.03.2018 16:11Конечно же бортовая система, и скорость эта воздушная. т.к. по GPS не все самолёты летают, даже те на которых есть GPS не всегда им пользуются. А воздушная скорость на самолётах определяется всегда, это как бы основной прибор.
А собственно, по каким приборам она близка к нулю?
Есть ещё другая скорость — вертикальная. Это скорость спуска/подъёма. Измеряется, кажется, в метрах в минуту. На эшелоне понятно она будет близка к нулю.
Bedal
07.03.2018 16:24а не надо путать «истинную скорость» относительно земли, которую неплохо определяет GPS с воздушной скоростью и тем более приборной скоростью (которая аналоговым способом получается из воздушной скорости, плотности среды, угла атаки...). Пилотирование по совершенно объективным показаниям ведётся именно по приборной скорости.
Другое дело, что при отказе показометров пилоты запаниковали и «управляемо воткнули в поверхность» самолёт.
grafdezimal
07.03.2018 23:10ADS-B передаёт «ground speed» (т.е. GPS) если она известна. Если скорость относительно земли НЕ известна, передаётся скорость относительно воздуха («air speed»)
Пруф например: www.anteni.net/adsb/Doc/1090-WP30-18-DRAFT_DO-260B-V42.pdf
Пункты A1.4.5.1 и A1.4.5.2
Смысл как мне кажется в том, что для наблюдателя вне самолёта (другой самолёт, земля) скорость в воздухе ничего не говорит о том, как быстро самолёт переместиться из А в Б, т.к. зависит от ветра. Поэтому в ADS-B нужнее скорость относительно земли с GPS.pnetmon
08.03.2018 13:52Спасибо за ссылку на документ.
Значит в сообщениях ADS-B может быть как скорость относительно земли, так и относительно воздуха. И наибольший приоритет имеет скорость относительно земли.
В случае этой катастрофы смысл в получении данных скорости воздуха — их знание в случае потери информации ЧЯ или его самого, но это нужно в редких случаях, да и тут два датчика показывали разные показания… получается ненужное увеличение размера сообщения....
Javian Автор
08.03.2018 13:54Технология создавалась для управления движением, а не для «черного ящика». Диспетчером надо знать на каких высотах, с какой скоростью и в каком направлении движется самолет.
mentatpsv
07.03.2018 15:40+1Y FlightAware наверное лучшие приемники, из тех что бесплатно высылают. Мне вот такой пришел. На raspberry pi 3 с сенсорным экраном.
vasimv
07.03.2018 17:38Кстати, а есть во flightradar24 возможность посмотреть какие именно самолеты увидел твой приемник? А то в логах только кодовые номера бортов, на сайте с ходу не нашел.
Javian Автор
07.03.2018 20:14За месяц архив может быть в несколько гигабайт, поэтому записывают с порта приемника другим устройством.
Alyoshka1976
07.03.2018 20:44Подключаетесь к 30003 порту fr-демона и смотрите всю информацию в raw в формате BaseStation без цензуры. Вот — github.com/Dreamy16101976/bs_parse мое поделие на Ruby для примера — логирует крайнюю перед потерей связи информацию по каждому борту. Я доработал ее периодическим проигрыванием сигнала воздушной тревоги для бортов ниже десяти тысяч футов, т.е. садящихся или взлетающих в нашем аэропорту и проговариванием типа борта и высоты. Правда, однажды меня эта система конкретно на измену высадила, когда Боинг, направленный к нам по погоде, из-за MLATовских траблов с координатами в чистом поле якобы сел. P.S. Сейчас на golang переписываю.
vindy123
07.03.2018 19:34Какое-то время назад получил бесплатный девайс от FlightAware. Внутри — RPi3 и плата приемника Mode-S Beast. Есть неплохой встроенный визуализатор данных в виде веб-странички. Упомянутый вскользь MLAT (определение координат самолета методом триангуляции в случае, если штатно самолет не передает свои координаты) работает, если в зоне радиовидимости вашего приемника есть еще не менее 3 других приемников. Штука классная, лично мне позволяет наблюдать довольно интенсивный трафик войск западной коалиции между аэродромами Катара и ОАЭ и целями где-то севернее Кувейта. Самый большой облом — что самолеты, положение которых вычислено с помощью MLAT, можно наблюдать только в пределах видимости своего приемника (радиус примерно 400 км), данные из других частей мира эту информацию не содержат. Есть возможность забирать сырой поток данных от dump1090, который крутится на малине. Не подскажут ли гуру, какие альтернативные программы визуализации этих данных существуют? Вот например, на последней картинке с самолетом-шпионом — это что за софт?
Javian Автор
07.03.2018 19:37Это VRS — www.virtualradarserver.co.uk
Пример его интерфейса — planeradar.ru/VirtualRadar/desktop.html
ToSHiC
08.03.2018 00:48Интересно, зачем они следят за аэропортом симферополя (вторая картинка из статьи)?
Javian Автор
08.03.2018 07:20+1Затем же что и за Шереметьево или за Хьюстоном. В данном случае я выбрал как иллюстрацию технологии за хорошую видимость территории и интересный «рисунок» — у других аэропортов так хорошо не видно всю территорию. Плюс форс-мажор — рулежка ВПП закрыта на ремонт.
И главное картинка показывает зачем нужна эта функция — очень большое расстояние от ВПП до терминала, что важно знать авиакомпании для планирования рейса.
Это время — скажем рейс в Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи больше ездит по рулежкам SIP и пропускает другие самолеты, чем летит.
Хьюстон — один из немногих аэропортов, где применена новая технология ASDE-X, которая показывает движение аэродромной техники.
Pavel-Well
08.03.2018 13:20"Объяснение этой траектории беспилотного разведчика Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk будет в ближайшее время" — очень ждем!
Что этот беспилотник действительно спокойно над Таманским полуостровом пролетел или это глюк системы?Javian Автор
08.03.2018 13:32Имхо не летел. Но единственный странный момент, что вдруг МО вскоре сделало заявление для прессы.
Pavel-Well
08.03.2018 19:03Да, это странно. Очевидно, что если он хоть на 200 метров залетел в наше пространство его надо сбивать без раздумий. Людей в нем всё равно нет, а обломки его всегда интересно будет изучить. Заодно и ПВО потренируется.
Javian Автор
08.03.2018 14:07К слову его можно сейчас увидеть на карте у Новороссийска — прилетел по обычному маршруту с Донбасса planeradar.ru/virtualradar/desktop.html
Летает пару раз в неделю.Pavel-Well
08.03.2018 19:07Да пусть летает, как тут нарисовано:
Он ничего не нарушает, имеет право.
Интересно, что этот дрон и в Донбассе не рискует линию фронта пересекать.
Varfalomey
ADS-B всем хороша, за исключением того, что чиновники начинают думать о ненужности локаторов. Что в корне неверно.
nerudo
Чиновникам пофиг. После пару другой факапов все кто хотел — попрятали свои самолеты от публичного доступа.
PS Или вы о чем?
Varfalomey
Я о древнем рассыпающемся хламе, который стоит вместо локаторов в большинстве стран СНГ. А кто из вышестоящих краем уха слышал по ADS-B, думают, что это панацея.
shifttstas
Так они только над территорией своей страны могут так сделать, не далее.
nerudo
Не, почему. Ни fr24, ни FlightAware не показывает самолет, на котором Шувалов своих собак катает. Теперь, похоже, отключат и самолеты, на которых мидовцы кокс таскают ;)
shifttstas
Ну значит либо в цивилизованном мире обяжут всегда включать локатор или же, случайно, один раз, собьют самолёт без локатора и далее все уже добровольно будут с ним летать.
Javian Автор
Речь о «просьбе владельца». Эти самолеты видны на других ресурсах, о которых «владелец» не знает.
shifttstas
а, ну значит нужно написать в любой CNN о том, что flightradar сотрудничает с предполагаемыми виновниками вмешательств в выборы США, их пнут и всё появится на карте.
Javian Автор
У кого надо есть специальный аккаунт смотреть кто и куда возил.
vasimv
У меня выдал список полетов для www.flightradar24.com/data/aircraft/p4-mgu
"
Map data ©2018 Google
Terms of Use
Report a map error
50 km
Flight history for aircraft — P4-MGU
AIRCRAFT
Airbus A319-115(CJ)
AIRLINE
Global Jet Luxembourg
OPERATOR
Global Jet Luxembourg
TYPE CODE
A319
Code
/ SVW
Code
/ SVW
MODE S
48434C
SERIAL NUMBER (MSN)
5445
AGE (Feb 2013)
5 years
© Paul Buchroder | Jetphotos Aircraft photo© Mason-Wong | Jetphotos Aircraft photo
DATE FROM TO FLIGHT FLIGHT TIME STD ATD STA STATUS
07 Mar 2018 Moscow (VKO) — (P4MGU) — - 6:42 PM —
Scheduled KML CSV Live
07 Mar 2018 London (LTN) Moscow (VKO) (P4MGU) 3:12 — 10:43 AM —
Landed 4:55 PM KML CSV Play
04 Mar 2018 Tashkent (TAS) Moscow (VKO) (P4MGU) 4:00 — 11:39 AM —
Landed 1:39 PM KML CSV Play "
Javian Автор
Бизнесджеты обычно не отображаются, например, vq-bou также неизвестен для FlightAware
У FlightAware есть особенности из-за законодательства США из-за которых есть отличия с FR24 в то что можно показывать публично на сайте.
RaphZak
Вообще-то это не бизнес самолет, а регулярный рейс. Правда у них и на FR24 иногда пропадают самолеты
Javian Автор
За такими небольшими «невидимыми» рейсами отмечал совпадение с новостями типа руководство госкорпорации такой-то было там-то, делегация с главным муфтием РФ прибыла туда-то. И в архивах FlightAware его не показывают — хотя вот он «суслик», летит.
RaphZak
Я как раз таки следил за одним таким рейсом. Но в один из моментов он пропал и я не смог его найти, пока он не приземлился в том аэропорту где я его ждал с нетерпением. Очень сомневаюсь что там был какой-либо чиновник или кто-то из госкорпорации
Alexeyslav
Просто самолёт выпал из зоны уверенного приема, данные по нему не поступали в сеть и он соответственно «выпал».
RaphZak
Так я и не спорю. Просто некоторые люди ищут во всем скрытый смысл