Некоторое время назад стало заметно, что воздушным судам и дронам становится тесно. Всё чаще появлялись сообщения об опасных инцидентах с участием дронов, о чём можно прочитать на GT в статье 2015 года «Дрон в законе. Летай, но помни».
Если то же FAA запрещает использовать дроны в коммерческих целях, а любителям – не запускать дроны выше 400 футов (примерно 120 метров), то в российском законодательстве формулировки более размытые.
Таким образом, несмотря на угрозу штрафа, данная ситуация отлично продемонстрировала дыру в законодательстве.
Два года понадобилось российскому законодательству чтобы определиться в этом вопросе и в октябре и декабре 2017 года два владельца квадрокоптеров «DJI FANTOM 4» были наказаны штрафами по 3000 рублей ( «Запустил коптер — получил штраф» ) за «несанкционированный запуск и пилотирование беспилотного летального аппарата».
Масштаб проблемы в США к 2017 году достиг уровня, когда Военно-воздушные силы США захотели получить право сбивать гражданские дроны, чтобы защитить дорогостоящую военную технику от повреждения или уничтожения дронами.
Федеральное управление гражданской авиации США сообщает о увеличивающимся количестве опасных инцидентов и нарушений правил полётов «пилотами дронов». В конце 2017 года Федеральное управление подвело итоги — в среднем происходит около 250 инцидентов в месяц, что на 50% больше чем в 2016 году.
В большинстве случаев установить владельца мультикоптера не удается. Исключением стал случай в Нью-Йорке 21 сентября 2017 года, когда дрон повредил военный вертолет. Владелец был установлен по номерам деталей мультикоптера.
В феврале 2018 года видео с дрона, который пролетел в нескольких метрах от авиалайнера в Лас-Вегаса, и которое вызвало возмущение в Интернете, побудило три влиятельных американских авиационных лобби, требовать от Конгресса более жестких правил для беспилотников.
До последнего времени инциденты благополучно разрешались, но в этот раз крушение воздушного судна состоялось. Об инциденте сообщают американские СМИ, например, Bloomberg, Post and Courier.
Со слов пилота-инструктора компании Holy City Helicopters, 14 февраля он отрабатывал с учеником маневрирование на вертолёте Robinson R22 над незастроенными земельными участками, когда около 2 часов дня, неожиданно перед ними оказался белый DJI Phantom. Стремясь избежать опасного столкновения с дроном, инструктор взял управление на себя, но хвост вертолета зацепил небольшое дерево или ветку. В результате вертолёт потерял управление, упал и опрокинулся на бок. Экипаж не пострадал, вертолет получил повреждения.
Комментарии (107)
impetus
19.02.2018 22:17тут: aviaforum.ru/threads/opredelenija.24187
есть неплохая подборка определений для людей не очень сведующих в авиации…
например:
[авиа]катастрофа — авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного человека в течении тридцати суток с момента происшествия.
и т.п… Там немного — прочитать на досуге будет не лишним…
авария — авиационное происшествие без человеческих жертв;
авиационный инцидент — событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;blik13
19.02.2018 22:33Ещё бывает к катастрофам относят аварии с большим количеством увечий у людей. Но здесь это понятие явно использовано не по назначению.
Exchan-ge
20.02.2018 02:45авиационный инцидент — событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна
Кстати, о птичках (с)
Был у меня один знакомый, авиационный техник (или как там правильно называется)
Рассказывал (в 1990 г.), что в ГА авиационных инцидентов происходило примерено по 30 штук в неделю.
Причем рассказывал он мне это в тот момент, когда наш самолет делал уже пятый круг над аэропортом посадки (официальная версия — сильный ветер, неофициальная — по личным наблюдениям — не вышедшая стойка шасси (потом вытряхнул..)).
DenimTornado
20.02.2018 17:53Зашёл написать тоже самое, при чём это ещё на уроках ОБЖ в школах преподавали. Ну и это касается любых видов катастроф. Либо человеческие жертвы, либо оооочень серьёзный ущерб.
dobrobelko
19.02.2018 23:54В августе прошлого года чуть не влетел во что-то напоминающее DJI Phantom недалеко от Нью-Йорка на 2500 футах. Был на связи с Нью-Йорк подходом, им не было ничего известно о дронах в этом районе, пришлось сделать pilot report который распространили в этом секторе.
Anarions
20.02.2018 01:12Но согласитесь что сейчас пилоты любой непонятный объект называют «предположительно дронами».
dobrobelko
20.02.2018 01:14Да, только в моем случае это что-то было прямоугольной формы и с позиционными огнями.
K0styan
20.02.2018 11:38Кстати, вот я чего насчет огней на дронах не понимаю. Может, путаю, но на всех фото/видео что мне попадались, у дронов DJI красные огни спереди и зеленые сзади. Что по идее может неслабо сбить шаблон у пилота, привыкшего к красному слева и зеленому справа. Вот нафига понадобилось изобретать такой несовместимый велосипед?
Anarions
20.02.2018 12:03По сравнению со скоростью самолёта — дрон «висит на месте», и пилоту нет нужды определять его перед и зад.
Roland_D
20.02.2018 12:42В случае с дронами не имеет никакого значения, где у него перед, зад, лево и право, ибо он может одинаково лететь в любом направлении. Направление «вперед» для любого мультикоптера весьма условно.
ihhi
21.02.2018 02:39Огни на дронах так сделаны для оператора. Зелёные видно дальше, чем красные. Можно посмотреть по даташиту диодов, что зелёные потребляют больше всех других цветов, а красные — меньше. Мнение и опыт некоторых беспилотных пилотов подтверждают эту теорию.
Popadanec
21.02.2018 10:40Вообще то для ориентации, чтобы понять где перед, где зад. Модели самолетов к примеру, верх и низ красят в разные цвета, чтобы было понятно в каком положении он летит.
An_private
21.02.2018 10:46+1Потребление диодов никак не зависит от цвета. Вот их КПД — зависит. Но тоже не так, чтобы сильно.
А разные цвета делали для ориентации. Дело в том, что FPV появилось относительно недавно. А потерять ориентацию на расстоянии весьма легко. В таком случае зависаешь и крутишься по yaw — как увидел чисто красные огни — лети вперёд — вернёшься.
Psychosynthesis
20.02.2018 00:01И ведь действитель на полную чушь похоже. Дрон надо до скорости снаряда разогнать чтобы он хотя бы стекло пробил этому вертолёту, или сама вертушка должна с соответствующей скоростью двигаться. Либо целиться куда-нибудь в воздухозаборник, и тот ведь наверняка решётками закрыт, я не знаю даже…
Видать дроны военным по всему миру спать спокойно не дают.avost
20.02.2018 00:35Дело не в этом. По законам штатов дроны считаются полноценными воздушными судами и если их сбить, попадаешь под уголовное преследование как если бы сбил боинг. Просто так дронов не могут сбивать даже военные, поэтому и требуют принятия специального закона.
Anarions
20.02.2018 01:13Так не нужно его сбивать, вертолёту нужно было спокойно продолжать движение. Если-бы дрон влетел в вертолёт — это были бы проблемы дрона.
Ezhyg
20.02.2018 01:21«Бегемот быстро бегает, но очень плохо видит, но при его весе это не его проблема.»
impetus
20.02.2018 12:14нет. Серьёзное повреждение хвостового винта вертолёта — и вертолёт может вниз практически камнем с той самой точки. (А там не только лопасти, но и тяги, вал-редуктор-подшипники и т.п. все прелести сложного технического устройства)
vconst
20.02.2018 12:37Камнем они падают только в голливудских боевиках. Рекомендую почитать про авторотацию и особенно рекомендую вот эту книжку: Цыплёнок и ястреб; Роберт Мейсон. Очень увлекательное написано самим пилотом вертолета, от первого раза в кабине и до будней вьетнамской войны.
Javian Автор
20.02.2018 12:47Недавнее «падение камнем»:
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с вертолетом R-44 RA-04195, происшедшего 28.11.2016 в Республике Крым.
Наиболее вероятно, авиационное происшествие произошло из-за выхода ВС в полете на околонулевые перегрузки, которые привели к «мастбампингу» и последующему разрушению вертолета в воздухе.
Наиболее вероятно, катастрофа стала следствием сочетания следующих факторов:
- вывод ВС на околонулевую вертикальную перегрузку при попытке уклонения от птиц;
- сложная ветровая обстановка в районе полета ВС (резкие и сильные порывы ветра).
www.mak-iac.org/rassledovaniya/robinson-r-44-ra-04195-28-11-2016/#116585
P.S. для справки, чтобы читатели не гуглили — "… ударам винта по упорам на валу – маст бампинг (mast bumping). Западные источники указывают на потерю более 50 вертолетов фирмы Bell во Вьетнамской войне по причине mast bumping."vconst
20.02.2018 12:53Отрыв несущего винта, это совсем не то, о чем говорили выше — повреждение хвостового дроном.
Javian Автор
20.02.2018 19:30А события развиваются с того же самого места — «нечто возникло перед пилотом на траектории полета» и ему пришлось немедленно применить манёвр, не имея времени для оценки рисков и выбора лучшего решения.
Выбранное решение в обоих случаях были одинаково неправильные.vconst
20.02.2018 20:48Ещё раз напомню, на что я возражаю, а именно, что вертолёт при отказе хвостового винта — КАМНЕМ падать не будет.
impetus
20.02.2018 21:36ок, я согласен что слово «камнем» было излишним эпитетом. Тем не менее катастрофы при отказах рулевого винта — не редкость, соотв рисковать его повреждением от внешнего предмета/тела непонятных свойств — пилоту было нельзя, т.е. попытка уклонения (по задаче/цели, не по исполнению) — была правильной.
В такой формулировке — консенсус?
flx0
20.02.2018 13:11Авторотация без хвостового винта? Что-то слабо верится. Крутящий момент-то компенсировать уже нечем.
kvarkicn
20.02.2018 19:18А нет реактивного момента от несущего винта, нечего компенсировать.
Присмотритесь к хвостовому винту со второй половины ролика: он просто проворачивается набегающего потока. В какой-то момент вообще останавливается, потом опять раскручивается
tzlom
Однако по описанию выглядит, что инструктор просто испугался и не справился с управлением, такой же эффект могла сделать и птица. Конечно надо признать что для вертолётов птицы обычно не проблема т.к. они боятся его, но R22 однозначно способен выдержать столкновение с фантомом, поэтому поведение на избегание столкновения было некорректным. Так же у меня есть сомнения о целесообразности тренировочного полёта рядом с деревьями.
balcora
ну, моя машина тоже способна выдержать столкновение с кошкой, однако я на автомате торможу и маневрирую.
AllexIn
Зря вы это делаете. Одна из вещей которым учат на курсах контраварийное подготовки — сбивать животных, как бы хреново это ни звучало.
Убить себя и пассажиров спасая животное — идея не очень.
VenomBlood
Если дорога сухая — тормоз в пол нажать не проблема. Главное убедиться что сзади нету фуры. С маневрированием конечно надо быть осторожнее и сначала оценить обстановку.
AllexIn
Если обстановка позволяет — само собой нормально избегать столкновения.
Речь о не обдуманных и резких действиях.
igruh
Дело давнее, но моим знакомым неожиданно из кустов прилетел в машину лось. Машина полностью под списание, чудом обошлось лёгкими увечьями.
extempl
Ну так тут обсуждение большого транспорта с небольшой преградой, а вы сразу про лося
igruh
Я про то, что реальные ситуации гораздо сложнее, чем предельные случаи — лось/кошка, встречка/дерево, торможение/занос и т.п. Не может быть универсального правила. К примеру негласное правило «умри в своём ряду» — уход от встречки и столкновение с попутным транспортом было признано судом (по крайней мере однажды) адекватной мерой защиты (при условии ненанесения пассажирам попутной машины вреда здоровью, сопоставимого с потенциальным вредом от встречного столкновения).
AllexIn
Случай всегда один — надо понимать что делаешь и какие последствия будут.
Если сбить животное безопаснее, чем неконтролируемо маневрировать — надо сбивать.
Просто пример из жизни: муж сестры улетел с трассы. Намеренно. Потому что перед ним произошла авария, и уехать с дороги было безопаснее, чем пытаться объехать аварию. При этом машину поцарапал, а мог ведь и удачно объехать без последствий, или не мог. Мы не узнаем. Потому что он предпочил минимальные контролируемые повреждения, риску ухайдакать встречку.
igruh
Случай и правда один — систематическая ошибка выжившего. Он мог контролируемо уйти с трассы, но пробить бак и взорваться, словить арматуру в снегу, да мало ли чего. Я с вашим тезисом о кошке/собаке готов согласиться, но вы никак не хотите услышать мой посыл — в задаче гораздо больше переменных, причём неортогонализованных. А так-то и я был в кювете вместо встречи с камазом.
AllexIn
А мог кирпич из самолета выпасть и через лобовуху его прибить.
Речь всегда о вероятностях.
В задаче всегда полно переменных и всегда их надо учитывать. Ктож с этим спорит?
igruh
Я ощущаю, что вы или передёргиваете (вероятность увидеть живого динозавра), или вам важен спор ради спора. Сделаем простую оценку взглянув на сайт отслеживания самолётов. Я вижу один самолёт в радиусе 20км. Считаем, что с самолёта кидают один кирпич, предполагаем независимость двух явлений, делим площадь машины на площадь, приходящуюся на один самолёт и получаем семь нулей после запятой и единичку. Смотрим на частоту деревьев непосредственно вдоль обочины, делим размер двигателя на расстояние между деревьями и получаем по порядку величины 10%. На скорости 100 км/ч при столкновении с деревом двигатель въедет в салон с вероятностью порядка единицы, с той же вероятностью ремнями будут повреждены рёбра. Семь порядков разницы. Рядом с аэропортом можете сократить один или даже парочку, мне не жалко.
AllexIn
Я именно что утрирую.
Вероятность последствий можно приблизительно оценить и решить всегда, что с большей вероятностью будет безопаснее
Evgenym
А штраф за лося не выписали? У меня друг в прошлом году рассказывал историю, что друг его друга купил машину, поехал ночью по шоссе. Из леса выбежал лось, столкновение, машину под списание. Но другу в довесок выписали штраф, кажется, около 100 тысяч за сбитого лося, типа, порча госимущества.
skr10mouse
Сбить лося — не слишком удачная идея.
balcora
Я не был на таких курсах, но похоже, что все остальные участники их прошли)))