Около года назад я заприметил интереснейшую и увлекательную серию лекций Эдди Мартина, который потрясающе доходчиво, благодаря своей истории и примерам из реальной жизни, а также колоссальному опыту в обучении, позволяет приобрести понимание довольно сложных технологий.



Мы продолжаем цикл из 27 статей на основе его лекций:

01/02: «Понимание модели OSI» Часть 1 / Часть 2
03: «Понимание архитектуры Cisco»
04/05: «Основы коммутации или свитчей» Часть 1 / Часть 2
06: «Свитчи от Cisco»
07: «Область использования сетевых коммутаторов, ценность свитчей Cisco»
08/09: «Основы беспроводной локальной сети» Часть 1 / Часть 2
10: «Продукция в сфере беспроводных локальных сетей»
11: «Ценность беспроводных локальных сетей Cisco»
12: «Основы маршрутизации»
13: «Строение роутеров, платформы маршрутизации от Cisco»
14: «Ценность роутеров Cisco»
15/16: «Основы дата-центров» Часть 1 / Часть 2
17: «Оборудование для дата-центров»
18: «Ценность Cisco в дата-центрах»
19/20/21: «Основы телефонии» Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

И вот двадцать первая из них.

Тренинг FastTrack. «Сетевые основы». «Основы телефонии». Часть 3. Эдди Мартин. Декабрь, 2012


Менеджер коммуникаций СM является центральным элементом всего, что мы делаем. И играет важную роль для передачи голоса.

Что такое Jabber? Я ждал от Вас этого вопроса! Я жду его каждый раз, когда начинаю рассказывать про телефонию. Изначально Jabber было названием компании, которая создала свой собственный, не стандартный протокол, который был проще традиционного протокола, используемого в SIP. Традиционный протокол оказался не достаточно эффективным в данном случае.

Jabber создали отдельный протокол, который представлял собой более приспособляемый и более тонкий клиент, легко используемый в сетях. Cisco приобрела компанию Jabber в 2008 году. Их протокол Jabber стал стандартным протоколом XMPP, который обеспечивал мгновенный обмен сообщениями и сообщал о присутствии пользователя в сети, и он используется до сих пор как главный протокол для этих целей.

Сейчас Jabber является серьёзным программным клиентом, который Cisco использует на Ваших устройствах. Если у Вас компьютерная программа-телефон, она использует Jabber для Windows, если у Вас «Макбук», он использует Jabber для Mac OS, если у вас iPhone, то он использует Jabber для iPhone. Имеются Jabber для iPad и Jabber для Android. Он является универсальным клиентом для всех мобильных и стационарных устройств с любой операционной системой. Фактически «Джаббер» это целая линейка продуктов, позволяющая осуществлять обмен голосовыми сообщениями. Я использую его на своём «Макбуке» и могу получить сообщение голосовой почты, а с помощью другого клиента получить видео к нему, даже спустя месяц. Я думаю, что следующая версия Jabber обзаведётся этой функцией и сможет также работать с почтовыми видеосообщениями.

Мы должны загрузить Jabber, если этого требует менеджер коммуникаций СМ, в противном случае нам это не нужно.

Jabber также работает с видео, но в режиме реального времени по типу Skype, когда я, например, разговариваю со своей женой через «Макбук». Можно сказать, что это аналог Skype компании Cisco. Часто люди неправильно называют Skype клиентом, это неправильно. Вы не можете взять Skype и поместить его внутрь нашей телефонной сети. Разве клиенту нужно знать Ваш IP-адрес? Нет. Достаточно просто залогиниться на сервере.



Предположим, я беру свой iPhone, он расположен справа на нашей картинке, авторизуюсь в системе и набираю человека с IP-телефоном в левой части картинки. Мой клиент взаимодействует с СМ, его клиент тоже взаимодействует с СМ, и менеджер коммуникаций нас связывает. Если я хочу поговорить с другим абонентом, расположенным вне нашей корпоративной сети, СМ определяет это, создаёт безопасный «туннель», то есть защищённый канал, и я звоню этому абоненту так же, как если бы он принадлежал к нашей сети.



Итак, Jabber – это наш клиент. Замечу, что не существует совершенных клиентов ни для Mac, ни для Android.

Что такое WebEx? Где он на этом рисунке? Он в облаке! Ему нужна компания облачного сервиса. Это серьёзный продукт, благодаря которому мы можем создавать конференции и делиться своим рабочим столом, он также сообщает о присутствии пользователя. Он предоставляет решения трансляции видео и позволяет производить запись этого события. Фактически у нас имеется насколько центров WebEx. Это центр конференций Meeting Center, позволяющий организовывать видеомосты. Мы можем делиться документами. Далее следует тренировочный центр Training Center. В чём разница между этими центрами?



В тренировочном центре я могу делать всё, что захочу, для организации конференции. Здесь я могу создавать небольшие группы людей, тестировать их работу, я могу быстро выделять людей в маленькие группы и потом также быстро возвращать их в общую группу, могу мгновенно запускать конференции. Это действительно очень мощный инструмент.



Далее у нас имеется центр поддержки Support Center. Здесь осуществляется техническая помощь, контроль работоспособности Вашего ноутбука и организуется доступ удалённого помощника к Вашему рабочему столу, если Вы в этом нуждаетесь.

Ещё в нашем WebEx есть центр событий Event Center. Предположим, у меня есть новый продукт, который я хочу внедрить повсеместно, и я желаю, чтобы с ним ознакомилось 5000 человек. Я хочу, чтобы они приобрели моё оборудование. Нужно ли мне лететь ко всем этим людям и предлагать его им лично? Нет, я просто присоединяюсь к центру событий и создаю там свой рынок. Я вижу там своих покупателей и даже могу проверить, довольны ли они покупкой по оставляемым ими отзывам. Это великое дело для организации торговли.

Тренировочный центр также помогает собирать полезную статистику, например, сколько Вы отсылаете почтовых сообщений.

Jabber это федеративный клиент, он предназначен для федеративных сетей, где каждый может залогиниться и создать свой собственный узел. Пользователи этого клиента могут обмениваться сообщениями, используя разные серверы.

Облачный сервис WebEx может свободно взаимодействовать с облачным сервисом Salesforce. Мы предоставляем клиентам также набор средств разработки Jabber SDK, чтобы они имели возможность интегрировать клиент в свои системы автоматизации бизнеса SAP.

Предложенная нами архитектура обладает неограниченными возможностями. Мы можем добавлять в неё всё больше и больше приложений. У нас имеется виртуальное серверное приложение, совместимое с любыми другими приложениями.

Отмечу, что Jabber пользователя можно разместить за пределами нашей федеративной сети и нашего файервола, и он всё равно будет работать с нашим корпоративным клиентом. Я могу использовать этот клиент на разных серверах.



Сейчас мы вернёмся к нашей старой схеме. Я нарисую менеджер коммуникаций СМ, свитч, роутер, PC с «Джаббером», IP-телефон.

Некогда Cisco приобрела норвежскую компанию Tandberg, которая разрабатывала и производила оборудование для видеосвязи. Cisco долгое время сама занималась разработкой средств передачи видео. Если Вы помните, в конце 90-х годов Cisco создала AVID – архитектуру для голоса, видео и интегрированных данных. Я видел много проданных систем для передачи голоса, но я не видел проданных систем для передачи видео. Меня немного пугает это видеооборудование, я являюсь специалистом по сетям, которые в основном используют голос. Компания Tandberg достигла больших успехов именно в продаже систем для видео. Это стало очень важным и сегодня всем нужны системы для передачи видео.

Ещё раз рассмотрим, как это было интегрировано в наши решения. СМ устанавливает соединение и контролирует звонки. Но предположим, что у вас есть самое большое видеоустройство для конференций на три экрана – TX 9000 или CTS 3000. Это устройство Immersive, которое создаёт объёмное 3D изображение для охвата пользователя. Я изображу его в левой верхней части рисунка, а правее и выше свитча размещу устройство ввода видеоинформации, без которого наши три экрана бесполезны. Это кодек и декодер изображения. Оно соединено через свитч с менеджером коммуникаций CM.



Мы знаем, что CM управляет голосовым потоком. Но он также управляет и видеопотоком. Добавлю слева систему бизнес-видео MX 200/300. Она имеет один экран. Для обработки такого изображения нужен свой видеокодек, я нарисую его слева вверху от свитча. Он тоже связан с СМ.

Добавим ещё персональное видеоустройство серии EX 60/90 с экраном диагональю 21 или 24 дюйма. Что расположено вне его? Кодек, который также связан с менеджером коммуникаций.

Таким образом, мы можем присоединить все эти видеоустройства к СМ так же, как присоединили голосовые устройства. Однако процесс передачи видео несколько отличается от процесса передачи голоса. Как мы устраиваем видеоконференцию? Мы можем сообщить о ней участникам через Outlook. Предположим, я хочу устроить встречу с Вами тремя, но сначала я хочу обговорить важные вещи с одним из Вас.



Я создаю повестку дня, или расписание посещения. Предположим, я хочу поговорить с первым человеком в комнате с тремя экранами. Я создаю встречу, участниками которой будут я, он и комната с экранами.



У меня есть расписание как у назначившего встречу, у Вас оно есть как у приглашённого, а что является расписанием для комнаты с экранами? Приложение компании Tandberg, которое называется TMS – комплект управления телепрезентациями. Оно управляет комнатой, вернее, размещённым в ней видеоустройством. Это приложение является расписанием или графиком работы оборудования.

Когда я посылаю письмо, оно попадает в ящик электронной почты, и TMS отвечает, что получило данное письмо и составило график работы всего Вашего видеооборудования и график занятости комнат, где оно расположено. В комнате с нашими тремя экранами имеется планшет, и если зайти туда в назначенное время, можно увидеть надпись на его экране: «Ваша конференция здесь». Её разместил там менеджер коммуникаций СМ. Вы нажимаете кнопку на планшете и тем самым посылаете СМ сигнал, что конференция началась.

После получения сигнала СМ обращается к TMS с запросом, что нужно для проведения встречи. TMS отвечает, что необходимо соединить помещение с тремя экранами и помещение, где имеется экран EX. Так устанавливается нужное нам соединение между участниками встречи.



Если кто-то попытается занять эту комнату и отправить заявку на проведение там конференции, TMS сообщит, что в данное время она занята и проведение встречи там невозможно. Он отвечает за использование всех комнат для проведения видеоконференций. Составление расписаний конференций возможно через сервисы Google для проведения видеопрезентаций, например, Coogle Talk. TMS – это серверное приложение, виртуальный сервер. Оно продаётся как любой программный продукт.

Итак, мы провели первую встречу и теперь хотим начать конференцию, теперь с участием уже трёх человек и двух комнат. Я посылаю участникам приглашение и отправляю запрос на комнаты в TMS. Но тут есть одна проблема. Если в разговоре участвуют 2 человека, между ними просто организовывается передача данных. Но если участвуют 3 человека, необходимо создать видеомост. Мы соединяем две инфраструктуры устройством, которое называется MCU – многоточечный модуль для конференций. Этот модуль предназначен для создания видеомостов.



Он базируется на оборудовании для показа и трансляции потокового видео и управляется TMS. MCU – это аппаратное обеспечение, или «железо», которое может играть роль программного сервера. Это дорогое оборудование, один модуль MCU стоит 60-80 тысяч долларов. Таким образом, если нам необходимо объединить несколько точек видеотрансляции в общую сеть, нам нужен MCU. Это диспетчер, который изменяет направление видеосвязи в соответствии с нашими нуждами.

Кроме того, MCU обеспечивает совместимость видеоустройств при встрече. Допустим, несколько человек пользуются экранами с высоким разрешением HD 1080, а кто-то использует стандартное разрешение экрана. MCU обеспечивает перекодировку видеосигнала. Он принимает сигналы от двух экранов с режимом HD и переводит их в сигнал, пригодный для воспроизведения на стандартном экране третьего участника конференции. И наоборот, стандартный видеосигнал преобразовывается для показа на экране с высоким разрешением.

Это устройство поддерживает одновременную работу до 188 экранов стандарта HD в одной видеоконференции. Вы можете заказать необходимое количество модулей MCU при покупке всего комплекса TMS в зависимости от того, насколько обширные видеоконференции планируется проводить.

Возможно, что при большом количестве MCU нам потребуется призвать административного ассистента на помощь TMS. Это программное приложение под названием Conductor, или «Дирижер», управляет инфраструктурой MCU.



Важным свойством данного оборудования является защита видеоконференций от несанкционированного доступа, то есть шифрование видеосигналов. Это зависит от политики компании: например, я не смогу организовать видеоконференцию финансового директора и генерального директора, если она не будет зашифрована. В данном случае шифруется потоковое видео на протяжении всего канала передачи изображения.

MCU можно расположить где угодно, на полу или на потолке. Технология обработки видео менеджером коммуникации такая же, как и технология обработки голоса. Все наши видеоустройства являются устройствами сети, которые управляются менеджером коммуникации и TMS соответственно расписанию.

Вся эта инфраструктура размещается за файерволом, защищающим клиентов. Я нарисую элемент иерархической сотовой структуры HCS за пределами нашей сети и подсоединю к нему роутер.



Так вот, нет никакой разницы между управлением продуктами, которые размещены внутри нашей сети, и управлением внешними продуктами.

Структура HCS является доказательством того, что архитектура Cisco работает. У нас есть нетрадиционные партнёры, которые хотят предоставлять клиентам услуги голосовой связи. Они никогда не работали с нашей архитектурой, однако охотно инвестируют средства в нашу серверную платформу UCS и виртуальные серверы, на которые загружают свои приложения. Я имею в виду компании, которые обычно работали только с передачей данных, например, AT&T и Verizon. В этом заключается наша современная политика сотрудничества – мы открываем для них двери в новые технологии.

Благодаря этому мы увеличиваем свои продажи. Например, если в течение трёх лет рост составил 100%, 50%, 30%, это очень хорошо. Я покажу на рисунке два контакт-центра Contact Center из структуры HCS и нашей сети.



Почему контакт-центры важны для клиентов? Потому что они получают здесь техническую поддержку, а для нас привлечение новых клиентов напрямую связано с нашим доходом.

У нас есть 2 типа контакт-центров: экспресс контакт-центр CCX является сервером приложений и может обрабатывать 450 агентов, а организационный контакт-центр ССЕ может масштабировать контакт-центр до обработки 7000 агентов. ССЕ объединяет в себе несколько серверов.



Вы никогда не услышите о контакт-центрах от IT-специалистов. Чтобы узнать о СС, Вам нужно обращаться в бизнес-подразделение компании. Мировым лидером в области контакт-центров всегда являлась Avaya, а теперь, после слияния с Nortel, они ещё больше укрепили свои позиции.
Знаете, что интересного происходило с клиентами Avaya на протяжении последних лет? Эта компания шла в развитии сервиса коммуникаций своим собственным путём и создавала большие PBX. Nortel имел свою собственную версию PBX под названием Symposium. Однако между ними была большая разница, как между «Форд» и «Шевроле» — Вы не можете одновременно любить обе марки автомашин, а отдаёте предпочтение одной.

И вот все эти люди, которые привыкли к традиционной телефонии, получили плохое известие – старые технологии уходят с рынка и не будут больше поддерживаться. Это дало нам отличную возможность вмешаться в процесс со своими решениями. Пользователи получили выбор – оставаться далее с Nortel или выбрать Cisco.

Что послужило новым драйвером в развитии контакт-центров? Видео! Клиенты захотели иметь возможность видеоконференций для 10 или 20% своего персонала, и мы начали предоставлять такую возможность хотя бы для 15% работников компании, то есть для руководящего звена.
Avaya в партнёрстве с Microsoft создала компанию Rad Vision, однако у них не было никаких сетевых ресурсов для развития своей технологии.

Ещё раз замечу, что Вам нужно вести с клиентами конструктивный разговор для выяснения их конкретных потребностей и специфики бизнес-процессов. Если мы вспомним уровни 8, 9 или 10, то сотрудничество с клиентами является высшим, 10 уровнем, нашей религией. Клиенты не хотят перемен, они их ненавидят, но проблема состоит в том, что меняется сама промышленность, она должна меняться. Так вот, мы должны объяснить им эти перемены, рассказать о рисках, которые они несут, мы должны быть с ними откровенными, чтобы оставить за собой первое место в этой области.

Ещё одна причина, по которой клиентам нравятся контакт-центры, это возможность их апгрейда. А сделать апгрейд традиционной телефонной сети просто невозможно, её можно только полностью заменить.

Если за пределами нашей сети расположен контакт-центр, который можем использовать в качестве хоста, то это будет примером партнёрских отношений с владельцами этого CC.
Бывают пиковые периоды, когда провайдерам необходимо расширить возможности сети. Например, ежегодная массовая подача налоговых деклараций до 15 апреля. Чтобы сеть выдержала пиковую нагрузку, клиенты могут воспользоваться нашим решением виртуального хостинга и масштабируемого виртуального сервера в любом месте.

Вернувшись в 2001 год, я скажу, что тогда Cisco представляла собой наковальню, такой огромный тяжёлый кусок метала, на котором изготовляют подковы. Всё, что Cisco усложнила в своё время, нам сейчас приходится упрощать. Образно говоря, тогда Cisco вырубила много деревьев, я имею в виду электронных деревьев, и там, где на одно решение требовалось одно дерево, у Cisco уходило шесть. Но со временем мы упростили это. Мы должны объяснить клиентам, как они должны захотеть общаться, как можно превратить прошлое в будущее и кто им поможет в этом лучше всех.
Cisco имеет долгую и успешную историю, потому что мы были авангардом передовых технологий телефонии. Мы создали IP-телефонию и преобразовали её до унифицированного оборудования для совместной работы, обеспечили мобильность и видеосвязь, именно мы разработали передовую стратегию развития всей огромной сферы коммуникаций.



Продолжение следует, ссылка появится здесь после того, как работа над переводом будет завершена.

Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас оформив заказ или порекомендовав знакомым, 30% скидка для пользователей Хабра на уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2650 v4 (6 Cores) 10GB DDR4 240GB SSD 1Gbps от $20 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).

Dell R730xd в 2 раза дешевле? Только у нас 2 х Intel Dodeca-Core Xeon E5-2650v4 128GB DDR4 6x480GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $249 в Нидерландах и США! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?

Комментарии (0)