В 2018 году забытый когда-то формат кажется ближе к основным тенденциям, чем когда-либо за последние несколько десятилетий




Он устарел. Он вышел из моды. Он превратился в пузырь, который вот-вот должен был взорваться. Винил неоднократно причисляли к историческому мусору. И всё же он снова с нами – и продолжает расти.

К началу 2018 года бизнес и культура винила подошли к неожиданной точке. После более чем десяти лет роста продаж в США возвращение винила уже нельзя назвать странной новостью, прихотью хипстеров. Вместо этого суматошная экосистема проигрывателей и записей удивительно близко подобралась к основным тенденциям. В прошлом году винил засветился в рекламе страховых компаний и пилюль от артрита. Он появился в телешоу "The Price Is Right". В ноябре Джек Уайт рассказал о таких, ранее немыслимых пересечениях, во время первой в этом тысячелетии конференции производителей винила. В то же время винил отвечает за бесконечно малую долю от $16-миллиардного дохода всемирной звукозаписывающей индустрии. И даже в постоянно уменьшающемся мире физических носителей лишь один из 10 новых альбомов, продававшихся в прошлом году, выходили на виниле (согласно одному из отчётов по индустрии) – и кроме пренебрежимо малой доли аудиокассет, остаток этой группы принадлежал к CD.

Однако цифры – и наблюдения инсайдеров индустрии – говорят о том, что физические записи будут продолжать оставаться осмысленной и постоянной частью жизни многих меломанов. В будущем винил, скорее всего, будет поддерживать свой статус дополнения к обезличенному стримингу, неряшливого анахронизма, постоянно ошивающегося где-то на задворках. А пока вот вам основные тенденции из мира пластинок.



Продажи винила растут – но не всё так просто


В 2017 году продажи винила в США вновь выросли – этот рост наблюдается уже 12 лет подряд, согласно Nielsen Music. По поводу значения этого факта идёт множество споров: в эру избытка данных, когда аналитика стриминга способна разобрать популярность песни по мельчайшим деталям, метрики винила остаются достаточно туманными. Кто сможет подсчитать, что мы купим в полутёмном подвале? К тому же, недавно появившиеся лейблы, состоящие из одного человека, обычно не сообщают о своих продажах аналитикам. Даже Third Man Records Джека Уайта не сообщает о большей части своих продаж, согласно её сооснователю Бену Бдэквелу. Майк Снайпер, владелец Captured Tracks, вкладывавшийся в винил в середине 2000, в самом начале возвращения винила, помнит, как записи независимых групп продавались очень быстро ещё до того, как это нашло отражение в числах. Так что как и сами виниловые пластинки, официальные цифры полны несовершенств.

Продажи виниловых LP по статистике Nielsen за прошлый год выросли на 9% до рекордного количества в 14,3 млн альбомов. Скорость роста упала, по сравнению с двузначными числами предыдущих годов, и некоторые поэтому заговорили об окончании бума винила. Но более новый сервис для отслеживания, BuzzAngle Music зафиксировал рост продаж винила на 20% — правда, общим числом только в 8,6 млн. (У двух этих сервисов отличаются методологии). eBay и онлайн-рынок винила Discogs демонстрируют двузначный рост продаж. В Британии продажи винила взлетели на 27%, а в Канаде – на 22%. Если бум и заканчивается, то пока этого не видно.

Количество фабрик по выпуску винила возросло


Не так давно казалось, что проблемы предложения воспрепятствуют возвращению винила, несмотря на активный спрос. В 2015 году задержка по выполнению заказов на фабриках могла легко составить шесть месяцев, а то и больше. Для мелких лейблов это было слишком большое время для заморозки их денег без наличия продукта. Ещё в 2016 году Billboard писал, что прессы для винила «уже никто не делает».

Но за последние пару лет несколько компаний — Newbilt, Viryl Technologies и Pheenix Alpha – начали производить новые прессы для винила. Больше всего засветились машины от Newbilt, когда Third Man недавно открыл фабрику в Детройте. Alex DesRoches, глава маркетингового отдела в Viryl, рассказал журналу Pitchfork, что фабрика Independent Record Pressing, открытая в Нью-Джерси в 2015-м независимым лейблом Secretly Group и давно существующим альтернативным лейблом Epitaph, полностью перешла на новые прессы, которые работают быстрее и с меньшим количеством ошибок. В целом открывается всё больше фабрик по производству пластинок. Одна из фабрик в Северной Вирджинии, которая должна начать работу уже в этом году, обещает добавить 9 млн записей в год к текущему ежегодному производству в 50 млн штук по всем США.

И хотя прессы до сих пор загружаются под завязку каждый год перед апрельским Днём музыкального магазина, преимущества наличия новых поставщиков очевидны даже без учёта тех крупных лейблов, что способны открывать собственные фабрики. Джесси Фрик, работающая дома, и управляющая оттуда фабрикой Father/Daughter, специализирующейся на инди-роке, рассказала нашему журналу, что общее время производственного цикла улучшается. «Вся эта история уже не кажется такой головной болью, как это было раньше», — говорит она.



Вместе с винилом в основные тенденции выходят и самые продаваемые записи


Каждый год несколько заново отпечатанных версий классических альбомов практически гарантированно попадают в список бестселлеров среди винила. Пока будут студенты, среди них всегда найдутся те, кто откроет для себя альбом Legend Боба Марли или Abbey Road от Beatles. Но среди этих проверенных временем названий каждый год список самых продаваемых LP постепенно склонялся к инди-року. Но в прошлом году этого не произошло – совместно с тенденциями в стриминговой музыке, где вирусные хиты раскрутились на международном масштабе.

Согласно BuzzAngle, лучшие 25 пластинок 2017 года были выпущены крупными лейблами (за исключением альбома Lumineers с таким же названием 2012 года, выпущенного независимой компанией Dualtone). Список хитов от Nielsen был примерно тем же. И в него не попали альбомы таких давно известных независимых лейблов, как Arcade Fire, LCD Soundsystem, Grizzly Bear и War on Drugs. Вместо этого среди лидирующих альбомов прописались последнее творение Эда Ширана и соло-дебют Гарри Стайлса.

Это разительно отличается от 2015 года (когда в первую десятку вошли Arctic Monkeys «AM», Sufjan Stevens «Carrie & Lowell» и Alabama Shakes «Sound & Color»), от 2014 (Jack White «Lazaretto» на первом месте), 2013 (Vampire Weekend, Arcade Fire, Bon Iver, the National) или от 2012 (Beach House «Bloom» на 6-м месте). Возможно, в процессе вовлечения в мир винила всё большего количества людей, он всё больше начинает походить на поп-культуру в целом.

Всё больше записей выходит на виниле


Альбомы в стилях поп и R&B, пока не влияющие на статистику, ещё недавно не беспокоились бы по поводу выпуска виниловых версий, а теперь их количество быстро растёт. В 2013 году альбом Фрэнка Оушена «channel ORANGE» можно было купить только в пиратской версии; то же было верно для альбома Beyonce «Beyonce». В прошлом году, после выпуска в 2016-м альбома Blonde на виниле, Оушен продал винил-версию визуального альбома «Endless». В декабре Лорд объявила о выходе на виниле своего альбома «Melodrama». Действие нашумевшего фильма Греты Гервиг «Леди Бёрд» происходит в 2002 году, когда продажи винила были просто никакие; и его саундтрек, естественно, сейчас можно купить на виниле.

Машины, повторно выпускающие хиты, продолжают выплёвывать винил. Если вы хотели поставить на вертушку альбом Бритни Спирс "...Baby One More Time" или саундтрек «Хищника», то 2017-й был вашим годом. The Velvet Underground, Джонни Кэш и Джордж Харрисон выпустили виниловые альбомы, как и многие другие. В таких больших и дорогих выпусках обычно содержится уже продававшийся материал, поэтому неудивительно, что многие задаются вопросом о том, продолжится ли возрождение винила. Согласно последнему отчёту по индустрии звукозаписи США, винил в 2016-м продавался в розницу в среднем по $24,98, то есть вырос более чем на 20% за десять лет, уже с учётом инфляции. И пока сегодняшние покупатели загружаются каноничными записями, повсеместными хитами и новыми санудтреками, у них может не остаться денег для поддержки новых артистов.



Легендарные магазины звукозаписи закрываются, но открывается ещё больше новых


При всей простоте онлайн-покупок, человеческое общение, происходящее при живом визите в реальный магазин звукозаписи, всё ещё остаётся одной из привлекательных особенностей винила. Любой городской фанат винила может выдать вам список его любимых магазинов, закрывшихся в последние годы. Но по всей стране с 2012 по 2017-й открылось почти 400 новых магазинов, согласно официальным представителям индустрии.

«Почти каждую неделю я получаю от кого-нибудь e-mail с текстом „Привет, я через пару месяцев открываю магазин“, — говорит Кэрри Коллитон, сооснователь Дня музыкального магазина. Если винил приобретёт ещё больше популярности, а стоимость аренды в городах будет расти, то существующие продавцы, набравшие большой объём знаний о записях и клиентах, столкнутся с определённым давлением. Но в целом ландшафт сужается не так сильно, чтобы поменяться целиком.

Винил уже не кажется чем-то необычным, но пока что занимает крохотную нишу


Продажи винила могут расти, но рост начался с очень низких показателей. Сравните 8,6 миллионов проданных в США в прошлом году альбомов с 74,5 млн CD, 64,9 млн скачиваниями и 377 млрд потоковых прослушиваний, по данным BuzzAngle. Меньше места занимает только категория аудиокассет, совершившая ещё один невероятный скачок, подняв продажи на 136,1% до 99 400 штук. Если винил в итоге станет слишком дорогим или устаревшим, дешёвые и удобные кассеты и CD будут жить ещё долго после закрытия iTunes. Но в качестве физического носителя для одержимых ценителей музыки эти варианты в ближайшее время не заменят многоуважаемый LP.

Комментарии (101)


  1. Welran
    19.03.2018 10:11

    А где вариант У меня/у родителей когда-то было, подумываю вернуться? Дома до сих пор пластинки лежат, а слушать не на чем.


    1. thatsme
      19.03.2018 11:03

      Зачем вам это шумное неудобное и в сущности тупиковое ответвление развития музыкальной индустрии? Модно? Судя по вот таким статьям, зомбирование потребителя, идёт полным ходом. Это как один из моих коллег, при отсутсвии слуха покупал Hi-End аппаратуру и золотой кабель, при этом точно зная что ogg-vbr-322kbs или flac, по качеству любой винил превосходят учитывая передачу механических шумов звукоснимателя и дефектов поверхности. К такой Hi-End аппаратуре, вместо винила пласты нужно титановые выпускать, а звукосниматель лазерный. Однако цифра с нормальным ресивером 96/192-кГц, с тем-же самым качеством будет в 100 раз дешевле.

      Подумал: цифры — оверкилл. Частота дискретизации 48кГц удовлетворяет 99% ушей.


      1. Welran
        19.03.2018 11:07

        А почему нет? Пластинки есть, стоит не дорого, ностальгия и всё такое.


      1. SADKO
        19.03.2018 11:10

        Да никуда оно не идёт, я уже писал, физические носители падают вообще, а винил он как российская экономика, падать некуда, растёт, но в количественном выражении это флуктуации около нуля…
        … для современного потребителя виниловый диск, не носитель звука, а мерчь вроде толстовки или плаката любимой группы, который можно повесить на стенку, люди покупают пластинки не имея проигрывателей, а музыку скачивают себе в телефончик по QR коду на конверте, вот и весь рост…


        1. Marsikus
          19.03.2018 11:34

          покупают пластинки не имея проигрывателей, а музыку скачивают себе в телефончик по QR коду на конверте

          Забавное действо со стороны пользователя. Зато со стороны правообладателей просто невероятная щедрость :)


          1. shurix83
            20.03.2018 19:00

            Ну почему? Я вот тоже регулярно покупаю свежие винилы и иду к другу их слушать. У него мои винилы, кстати, и хранятся. Сам проигрывателя не имею.
            Винил возвращает то, что в 21 веке теряется — живое общение. "- Артём, я тут ТАААААККУЮ штуку купил! — Ыыыы, жду завтра вечером в гости. Будем слухать".


        1. NeuroHunter
          19.03.2018 16:35

          И это нормально. Потому что огромный размер пластинки позволяет сделать красивое оформление альбома.


          1. DonArmaturo
            19.03.2018 21:38

            Да ещё и постер в конверт положить!


      1. xEzhik
        19.03.2018 11:35
        +1

        Ну на мой взгляд, вся чепуха про тёплый ламповый звук и прочее — полнейшая ерунда, и с точки зрения качества, тот же компакт диск лучше чем пластинки. Но вы не задумывались о главном. Винил — это скорее ритуал. Здесь важен процесс. Пришёл домой после трудового дня, вкусно поел, достал пластинку из конверта, поставил на вертуху, аккуратно подвёл тонарм и нежно коснулся иголочкой пластинки. И сидишь себе спокойно, потягиваешь свой любимый коньячок(чай, кофе или чем ещё там можно наслаждаться).
        Это как плёночная фотография. Все понимают, что современная цифра на голову выше плёнки, но продолжают снимать, получая от этого свою порцию удовольствия. Ибо вся изюмина не в качестве, а в непосредственно Процессе.


        1. vconst
          19.03.2018 11:52

          Все понимают, что современная цифра на голову выше плёнки, но продолжают снимать, получая от этого свою порцию удовольствия.
          В фотографии огромное значение имеет оптика, которая создает рисунок на фотографии, боке — это не обязательно замыленный в ноль фон прямо за ушами на портрете снятом с максимально открытой диафрагмой, размытие не обязательно должно быть абсолютным, и, в той или иной степени, оно присутствует практически везде, кроме весьма узких областей типа предметки или архитектурной съемки. А рисунок этого размытия формируется из специфичных аберраций оптики и размера кружка нерезкости. Некоторые эффекты на цифре повторить практически невозможно чисто физически, из-за невозможности использовать конкретную оптику на цифре. И кроме весьма специфичных, типа «leica glow», в «невозможные» попадает практически вся среднеформатная фотография, не говоря о большом формате.
          Аналоговая печать тоже имеет свою специфику.


          1. N1ghtroad
            19.03.2018 12:15

            Ничто из вами перечисленного гвоздями к плёнке не прибито. На массу DSLR ставится, при желании, изначально "плёночная" оптика. Да и среднеформата на цифре в мире хватает.


            Собственно, я поддержу оратора выше — плёнка ценна, в первую очередь, процессом, а не результатом. Уже даже такой момент, что на цифровике у вас доступны тысячи кадров и тысячи попыток снять "шедевр", а на плёнке — около 30, которые потом ещё и можно запороть на проявке, придаёт хорошему плёночному кадру ценности.


            А все артефакты результата, будь то зерно, спецефическое световосприятие или трещинки на негативе, достаточно успешно воспроизводятся фильтрами и руками.


            1. vconst
              19.03.2018 12:52

              А рисунок этого размытия формируется из специфичных аберраций оптики и размера кружка нерезкости.
              Кружок нерезкости — это характеристика и пленки/матрицы, а значит таки да — прибита гвоздями. Я видел много пленочных фотографий с «лейка глоу», но не видел цифровых фотографий с этим эффектом, впрочем — может я плохо искал.

              Про средний формат — смешно слушать. Вы посмотрите на цены и размеры сенсоров. Цифрозадники стоят десятки и сотни тысяч долларов, не просто дороже пленочных камера, а на порядки дороже. И при том, насколько я знаю, доступных сенсоров 60*60 мм все еще не сделано, а это 90% камер и оптики среднего формата.

              Заявлять, что цифра однозначно лучше пленки по всем параметрам — это все равно что говорить, что 3d-печать лучше традиционной работы ювелира или скульптора, а цифровая печать фотошопных рисунков — лучше живописи маслом.


              1. DonArmaturo
                19.03.2018 21:46

                В наших краях достать с нуля комплект "оборудования" для работы с пленкой и фотобумагой практически нереально.
                Учитывая уход фотохимии из большого бизнеса, это будет очень дорогое удовольствие. 60 лет назад мой отец покупал реактивы по компонентно в аптеке (!). Ушла эпоха. А как учебная практика на паруснике для настоящего моряка, так и сеанс колдунства у фотоувеличителя для фотооператора.


          1. RomanArzumanyan
            19.03.2018 13:24

            Не надо романтики про старые объективы. Пока на 1-2 стопа не прикроешься, резкости нет. На открытой диафрагме виньекта сильная. Боковой засвет убивает контраст, приводит к «зайцам» в кадре. Нужна бленда, фильтры…

            Стёкла плёночных времён были расчитаны под плёнку. В основной массе своей — под печать ЧБ плёнки домашней (как повезёт) проявки на каком-то увеличителе в размере 18х24.

            Плёночная фотография это хорошее хобби, в основном. Так же, как и винил. Это интересный способ провести время.


            1. vconst
              19.03.2018 13:43

              Какие старые объективы? Перестаньте сказки рассказывать. Я про современные стекла, конца прошлого века, а не столетней-двухсотлетней давности. У меня Mamiya C330 1984 года, оптика резкая до звона, ни малейшего виньетирования, или Nikkor 105/2.5 — мягкий, но резкий на открытой диафрагме. Никаких намеков на виньетирование. У приятеля есть студия, где он снимает на формат, современные Шнайдеры для БФ — стекла по качеству дадут форы любому цифровому объективу, их можно сравнить разве что с дорогущими Цайсами.

              Про формат печати — вообще смешно, вы похоже совершенно не в курсе современной фототехники. Дурст на средний формат с легкостью позволяет печатать 40*60, каждую песчинку зерна видно. Механика высочайшего качества, и оптика имеется.

              Главное — совковой фототехникой не пользоваться и все будет резко настолько, насколько вообще возможно. Цифра уже на 30*40 выглядит весьма мутноватенько. На пленке и бумаге тоже экономить не стоит, у Ilford есть выбор от классических эмульсий тип HP5, до современных мелкозернистых Delta.


            1. noanswer
              19.03.2018 14:01

              А почему фотограф обязательно должен гнаться за резкостью и отсутствием виньетки?


              если мне нужна чистая картинка я возьму толстую цифру, если мне нужно все остальное может быть тоже возьму цифру… а может и нет :)


              я (старый пленочник) могу сделать, и делаю, на пленке такое, что на цифре будет сделать сильно сложно, и при этом картинка будет выглядеть так как будто с ней ничего не делали… и нет я не буду раскрывать в чем секрет, и мерится с вами объективами (или пикселями) тоже не буду.


              сейчас занимаюсь вот этим

              image


              1. RomanArzumanyan
                19.03.2018 14:06

                Да я и не против. Мой комент о том, что со времён плёнки объективы шагнули вперёд, и весьма сильно. У плёнки есть свой шарм и некоторые технические преимущества, но современные стёкла для 35 и 645 форматов не оставят никаких шансов старым. Сам на неё снимаю, пользовался как старой, так и новой оптикой 30х — 80х годов выпуска на узком и широком формате.

                Цифра уже на 30*40 выглядит весьма мутноватенько

                А это уже вообще сюр. Хотя это не ваши слова, конечно.


                1. noanswer
                  19.03.2018 14:21

                  я снимал(ю) пленочным олимпусом и в какой-то момент имел в пользовании zuiko 50/1.4 первой и последней серии…


                  вот первый зуйка был ну вообще не резкий, возможно тут ещё сказался тяжелый жизненный путь или шаловливые ручки… но он был божественно красив… если его неидеальность играла на картинку… zuiko 50/1.4 последней серии тоже очень хороший объектив но нет в нем чего-то эдакого…


                  но… то что я вижу "на кухне" не должно быть интересно постороннему зрителю, он потребляет уже готовое собранное блюдо…


                  в последние годы научились делать очень интересные линзы (та-же серия art у Sigma) но это не отменяет старых стеклышек… например тот-же zuiko 50/1.4 интереснее чем кеноновский EF50/1.4 но на цифре я снимаю автофокусной линзой, потому что удобнее.


                1. vconst
                  19.03.2018 14:26

                  Цифра уже на 30*40 выглядит весьма мутноватенько

                  А это уже вообще сюр. Хотя это не ваши слова, конечно.
                  Я полиграфист с большим стажем и о возможностях различных печатных устройств знаком гораздо плотнее, чем мне бы этого хотелось. Как и с различными фотоаппаратами и сканерами. Хороший цветной фотопринтер имеет фактическое разрешение печати порядка 450 dpi, файл с матрицы на такое разрешение получается примерно формата А3. При этом RAW выдает картинку двойного преобразования после дебайеризации, о попиксельной резкости там речи нет и быть не может. Потому — да, на 30*40 цифра выдает картинку хорошую, но только если человек никогда ничего другого не видел.

                  Хотелось бы конкретного подтверждения, с точными моделями объективов, что такого волшебного произошло в современной оптике, что объективы выпущенные в конце 20 века, мутнее и вообще хуже современных цифровых. Если эти объективы не виньетировали на 35 мм, то откуда возьмется виньетирование сейчас? Если вы про советскую оптику и технику, то разговор не имеет смысла — можете не отвечать.


                  1. RomanArzumanyan
                    19.03.2018 14:35

                    При этом RAW выдает картинку двойного преобразования после дебайеризации, о попиксельной резкости там речи нет и быть не может


                    Так же как и у цветной фотоплёнки, там пигменты в слоях расположены случайно, как в эмульсии плёнки, так и эмульсии бумаги. Никакого кванта цветного изображения нет, в отличие, правда, от ЧБ (насколько меньше сейчас ЧБ печатается по сравнению с цветом?). Алгоритмов де-байеразации существует масса, какое именно двойное преобразование вы имеете ввиду?

                    что такого волшебного произошло в современной оптике

                    Новые марки стёкла и их покрытия. Компьютерное моделирование при расчёте оптических схем. Наконец, точный привод автофокуса. Фазовый автофокус с ультразвуковым приводом уделает по точности наведения клинья и микрорастр. Особенно для 35го формата, там просто маленький видоискатель.


                    1. vconst
                      19.03.2018 14:55

                      Эмульсию бумаги можно вообще не принимать в расчет, ибо его разрешение несравнимо выше разрешения проецируемого на нее изображения, чисто технически. Дебайеризация делает интерполяцию, сводя несколько пикселов под разными светофильтрами — в один пиксел файла изображения. Насколько я знаю, если условная матрица выдает разрешение 100*100 пикселей, то это не обязательно значит, что там 100*100*4 физических пикселей под цветными линзами.

                      Назовите конкретные модели, в которых стекло новых марок, обеспечивающее более высокую резкость и разрешение. Какой конкретно объектив стал резче? На каких объективах для узкого формата было виньетирование, а потом оно волшебным образом пропало на цифре? Такое впечатление, что вы сравниваете старую и дешевую оптику паршивого качества, с современной и дорогой. Хорошая оптика никогда не виньетировала и не была мутной, пока не зажать пару стопов и тд тп. Или просто выдумываете.


                  1. noanswer
                    19.03.2018 14:36

                    При этом RAW выдает картинку двойного преобразования после дебайеризации, о попиксельной резкости там речи нет и быть не может.

                    А зачем нужна попиксельная резкость?!
                    нужна резкость достаточная для ну… передачи фактуры кожи человека, например… и тут все сильно неоднозначно будет… не знаю кто будет вкуснее цифра или пленка (узкая пленка и полный кадр)… есть подозрение что все таки цифра… в умелых руках… в кривых руках наверное тоже, потому что цифра проще.


                    1. vconst
                      19.03.2018 14:45

                      Не то чтобы нужна, она подразумевается людьми, не разбирающимися в вопросе, что каждый пиксел матрицы — буквально переносится в изображение, а это совсем не так. В этом вопросе специально наводят маркетоложескую муть мегапикселами, иногда скрывая реальное разрешение матрицы мелким текстом и тп. Фотографии мир легко справляются с этим заблуждением.


                      1. noanswer
                        19.03.2018 15:15

                        причем здесь городские мифы?
                        я кстати симал немного камерой без байера, и да там были детали (фактуры) сравнимые с одним пикселем… но радости с этого я оcобой не имел :)


                        1. vconst
                          19.03.2018 15:21

                          Городские мифы при том, что нельзя буквально воспринимать разрешение матриц и объективов. Гики часто верят в цифры, а миры снимать не догадываются. И еще — я не знаю к каким мифам отнести утверждения из постов выше, что все пленочные объективы не резкие и виньетируют.

                          В Фуджи интересным путем пошли, но каких-то прорывных результатов они не показывают, и сейчас, при словах «цифрозеркалка» — название этой фирмы всплывает в последнюю очередь.


                          1. noanswer
                            19.03.2018 15:30
                            +1

                            Гики часто верят в цифры

                            но есть цифры и цифры измеризма например Dx0


                            например Dx0 говорит мне что комбинация некой камеры и объектива дает 10мп… что это значит… значит качественно, "материально", фактурки нарисует на A4 а на A3 будет хорошо но не идеально.


                            1. vconst
                              19.03.2018 15:37

                              О чем я и говорю, что при печати на А3 цифровая картинка будет «мутновата», просто я не стал лезть в дебри.


                              1. noanswer
                                19.03.2018 17:05

                                то что я пишу это общее место и надеюсь вы все это знаете


                                так негативная пленка дает идеальную картинку при ~x5 кратном увеличении, что соответствует ~10x15-13x18см отпечатка, а цифра в приведенном мной гипотетическом примере давала 10мп то есть 22x33 см приблизительно.


                                и "мутновато" подразумевает падение локального контраста… больше того резкость и разрешение это разные понятия… у нас может быть низкое раз решение и высокая резкость.


                                1. vconst
                                  19.03.2018 17:15

                                  Локальный контраст на цифре лечится нерезкой маской, а недостаток разрешения этим не вытянуть.


                                  1. noanswer
                                    19.03.2018 17:32

                                    пожалуйста перечитайте то что я написал.
                                    нет никакой "мутности" при печати любых размеров с цифры.


                                1. DonArmaturo
                                  19.03.2018 21:56

                                  Были пленки с плохой светочувствительностью и очень высоким разрешением.


                                  1. noanswer
                                    20.03.2018 11:35

                                    Были пленки с плохой светочувствительностью и очень высоким разрешением.

                                    и есть…
                                    только "очень" высокое разрешение у них в высоком контрасте, в низком контрасте (что отвечает за передачу фактур, кожа человека, тряпочки всякие, деревяшечки) у них разрешение выше чем у обычных но не безумное...


                                    но это ничего не меняет, если нужна детализация то в общем случае современная цифра где-то в два и более раза детальнее… но в реальной картинке детализация не самое главное… исключение составляют фотографии фактур, в смысле те фотографии где передача фактуры важна. Но в случае пленки мы можем взять больший формат кадра… а в случае цифры снять панораму :)))


                                    я вообще против того чтобы противопоставлять пленку и цифру


                          1. noanswer
                            19.03.2018 15:35

                            И еще — я не знаю к каким мифам отнести утверждения из постов выше, что все пленочные объективы не резкие и виньетируют.

                            А какие мифы вы знаете? :)
                            я этого не говорил, но многие (не только совковые) линзы не резкие, а большинство линз действительно веньетируют на открытой… такова природа.


                            1. vconst
                              19.03.2018 15:42

                              Многие виньетируют, но далеко не все, и не все современные цифровые объективы резко перестали виньетивароть, потому что «на компьютерах заново пересчитали». Такова не просто природа, а оптика, против физики не попрешь.


                  1. noanswer
                    19.03.2018 15:25

                    Хотелось бы конкретного подтверждения, с точными моделями объективов, что такого волшебного произошло в современной оптике, что объективы выпущенные в конце 20 века, мутнее и вообще хуже современных цифровых.

                    с появлением дофигамегапиксельных: 40-50mp/на полном кадре и >24mp на APS-C встал вопрос в том что имеющаяся оптика не разрешает матрицу (ой меня просто бесит это не разрешает) производители начали думать и делать более резкую оптику.


                    Проблема в том что дифракционный предел при таких плотностях пикселей находится где-то в районе f/2.8


                    тут и новые цейсы, и новые репортажные зумы у кенона (я кенонист) и sigma art… sigma art, то с чем имел дело, очень приятные линзы


                    1. vconst
                      19.03.2018 15:41

                      Ну ок, разрешение некоторых объективов стало повыше, что заметно на камерах в астрономическими ценниками, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Но все совсем не так как сказано выше, будто вся старая оптика мутная и ее приходится обязательно поджимать на 1-2 стопа и вся она виньетирует «потому что пленочная».


                      1. noanswer
                        19.03.2018 16:03

                        я не спорю, а объясняю простым языком.


                        по поводу астрономических ценников… 24мп или больше на кропе требует такой-же острой оптики.


        1. SADKO
          19.03.2018 12:22

          С винила смахнем пылинки,
          И зашуршит иголка,
          И побегут картинки
          Жизни, лежащей на полке.


          Сегодняшний покупатель винила, имеется в виду тот кто делает рынок, это даже не моё поколение которому виниловый проигрыватель сказки сказывал, нет…
          … эти вообще покупают свою первую в жизни пластинку, для них это новый опыт, за что собственно и деньги плотются

          Да есть ностальгирующие, но у них уже всё есть.
          Есть ещё странным образом никак не упомянутые виниловые DJ, благодаря которым винил собственно и не ушел в небытие, ибо DJ покупает пластинки для работы, ему один диск на послушать\посмотреть в деле, а потом он приходит и покупает пять таких-же, а опытные DJ могут купить много сразу.


          1. willyd
            19.03.2018 12:35

            А раньше, до взрывного развития cd/digital вертушек, была еще пластмасса с «белым яблоком», такие себе промо винил-диски, обычно от неизвестных композиторов или что-то экспериментальное, от известного исполнителя. С развитием цифровых носителей и стримминг сервисов это пропало, теперь реакцию публики можно быстро узнать с помощью битпорта или icloud. Помню пару треков, которые мы, услышав раз на вечеринке, искали годами.


        1. noanswer
          19.03.2018 12:57

          Это как плёночная фотография. Все понимают, что современная цифра на голову выше плёнки, но продолжают снимать, получая от этого свою порцию удовольствия. Ибо вся изюмина не в качестве, а в непосредственно Процессе.

          ой не надо только на пленочную фотографию.
          пленка принципиально другой инструмент, цифра освободила пленку от необходимости быть техническим носителем, теперь пленка творческий инструмент, особенно чернобелая…


          понятное дело что есть те кому важен процесс, но они с таким-же успехом могут собирать песчаные замки на пляжу ;) в своих творческих проектах работаю на картинку и очень четко разделяю где мне нужна пленка а где можно и цифрой обойтись.


          а делаю я вот такие кертинки

          image


          image


          1. TheOleg
            19.03.2018 23:47

            Вы извините, но такие фотографии(и как выше) делаются на не самую дорогую телефонную камеру + 3 фильтра (чб — размытие — шум). И внешне будет тоже самое.


            1. vconst
              20.03.2018 06:24

              Нет, не делаются.


        1. hzs
          19.03.2018 21:50

          Вот на плёнку никогда в жизни не вернусь а вот вертак купить планирую в будущем.
          Сейчас просто поставить негде.
          И вообще я в детстве заслушивался первым альбомом Модерна Толкинга, зацарапал пластинку в хлам, но зато у меня есть ещё одна такая же пластинка, новая, заплавленная в целофан и ещё не вскрытая.
          Родительскую Вегу ремонтировал уже кучу раз, но она таки окончательно испустила дух, так что покупка нового проигрывателя винила это просто дело времени.


          1. shurix83
            20.03.2018 19:04

            Не рекомендую использовать старые советские проигрыватели — ту же «Вегу». У них очень большое давление на пластинку и в результате они очень быстро «режут» пластинку до полной неслушабельности. Купите новый современный проигрыватель — если не гнаться за брендами, то за 150-200 баксов покупается весьма неплохой.


            1. hzs
              20.03.2018 19:08

              Ну я и собираюсь новый проигрыватель винила взять.
              А давление на Веге вполне себе хорошо настраивалось, на унитровской крутилке.


              1. shurix83
                20.03.2018 19:25

                >> А давление на Веге вполне себе хорошо настраивалось, на унитровской крутилке.
                Всё относительно. Я навскидку не вспомню допустимые цифры давления иглы на винил, но у советских они были в 4-10 раз выше допустимых.


                1. hzs
                  20.03.2018 20:08

                  На 108 Веге стояла польская hi-fi вертушка Unitra, там регулировка хорошая была, можно было так вес настроить, что игла чуть касалась пластинки.


                  1. Magister7
                    20.03.2018 22:33

                    Unitra G602 — стандартно 2 грамма давление. На Веге может другая, не скажу, но цифры должны быть похожими.
                    Это много?


                    1. willyd
                      20.03.2018 22:40

                      Там на противовес можно было регулировать. Подкрутить или наоборот окрутить дальше.


                      1. Magister7
                        20.03.2018 22:44

                        Я знаю, не просто так ведь написал G602 — стоит вон за пару метров от меня, недавно реанимировал. Работает :)
                        2 грамма это стандарт, рекомендованный инструкцией для родной головки MF100.


      1. VMichael
        19.03.2018 12:01

        Еще ощущение обладания.
        Винил дает физическое ощущение обладания.
        Возможно поэтому еще растут продажи винила.
        Покупая файлики с музыкой, не говоря уже про потоковые, нет физического ощущения обладания предметом.
        Плюс, смотришь на пластинки, кассеты и видишь предмет, вспоминаешь чего то, берешь, ставишь. Наслаждаешься.
        Когда смотришь на экран монитора/телефона, воспоминания не те. Нет тактильных ощущений.


        1. willyd
          19.03.2018 12:13

          А еще из них можно сделать симпатичные горшки для цветов.


        1. remzalp
          19.03.2018 13:30

          новость 2012 года:
          Брюс Уиллис, как и большинство пользователей на свете, во время установки iTunes бездумно нажал на кнопку «я согласен», не читая сам договор. Как сообщили английские СМИ, кинолегенда вдруг узнала, что ее надули. Оказалось, что актер не может передать свою обширную коллекцию легально скачанных песен по наследству.


      1. max1muz
        19.03.2018 17:12

        Дело не в чистоте звука и шумах (звук не отличаю от мп3 вообще), а создании ламповой атмосферы, процессе. Предвкушении, что ща достану блюзовую пластинку, включу проигрыватель и все закрутится.
        Кстати, проигрыватель пластинок охеренное подспорье, когда приводишь женщину к себе. Еще все вышеперечисленное приятно трогать. Так что не только аудио, но и кинестетическое удовольствие получаешь.
        Затем это ответвление и надо. Лично мне.


  1. alexmeloman
    19.03.2018 11:17

    Это в этой же секте направление проводов исследуют? Они на верном пути: так грамотно тянуть деньги из маньяков еще никому не удавалось.


    1. denkle
      19.03.2018 11:56

      Не, это другие, то адуиофилы. А винил это больше обычные хипстеры.


      1. vconst
        19.03.2018 12:15
        +1

        Эти частично пересекающиеся множества.


        1. shurix83
          20.03.2018 19:07

          Есть еще другие, еще более сумашедшие, «ценители» — это когда берут дорогущую аудиосистему для компа вместе с новым компом, в которой стоит встроенная Realtek AC97 / HD Audio и слушают на этом flac. Вот это куда бОльшее выкидывание денег на ветер, чем покупка винилов :-)


  1. Tarson
    19.03.2018 11:23

    Ну верят же люди, что Земля плоская. В прочую ахинею тоже верят. Теплый ламповый звук с виниловой пластинки — это еще самое безобидное.


    1. iamoverit
      20.03.2018 11:52

      я бы даже сказал что для остальных, нормальных, людей полезно что есть такие фанатики, на их деньги развивается индустрия, и можно совсем не за дорого купить хорошую цифровую аппаратуру )


    1. tagil
      20.03.2018 11:52

      И скорее всего режут дорожки на виниле из цифрового архива.


  1. SADKO
    19.03.2018 11:29

    Но в качестве физического носителя для одержимых ценителей музыки эти варианты в ближайшее время не заменят многоуважаемый LP.

    Такое мог написать только человек, который либо вообще не слышал, либо не имел возможности сравнения звучания новых пластов, со старыми…

    Дело-то не в персах, кому надо, эту проблему легко решает, и даже не в гальванопластике, а в самих мастерах которые режутся на доживающем своё оборудовании, людьми как правило имеющими об этом весьма посредственное представление, в то время как мастеринг таки винила требует серьёзных компетенций, и когда был рынок, были уникумы которые умели делать это отлично, создавая тот самый звук, которого больше нет. Сейчас всё очень бюджетно и автоматично, каждый лакер идёт в ход, а раньше их можно было запороть с десяток в ходе творческого поиска.

    А кассеты, они несколько больше чем мерчь они ещё прикольно звучат если это хром.
    Берётся десяток дек, пишется звук с пульта, а после концерта эти кассеты продаются в режиме аукциона profit!


    1. Wuzaza
      19.03.2018 12:03

      Кроме того звук «мастерится» для винила не с исходника, а с какого-нибудь audio-CD, где диапазон уже был «ужат», и звук обработан кучей «улучшайзеров», что ведет к искажению АЧХ, появлению всяких артефактов и изменению музыкальной картины в целом.


      1. SADKO
        19.03.2018 14:54

        Ну, с CD его переписывают в основном кустари, а сами музыканты всё таки бережно относятся к своему творчеству, по этому с исходниками как раз проблем нет…
        Другое дело, что прямо-так отдать исходник с широким ДД станку, не самая хорошая идея.
        Ибо снизу у винила шумы, а сверху штатная «защита» станка, которая вовсе не обязана быть нежной :-) Штатный аудио тракт станков рассчитан на то, что об уровнях громкости и стерео совместимости уже позаботились. И если это так, то всё хорошо…
        … магия мастеринга была в альтернативных трактах, например постоянные времени у лимиттера после корректора можно было выставить совсем иные чем до него, в частотной коррекции можно было учесть гальванику и печать (сам лакер звучит иначе нежели первопрес), а так же особенности конкретного экземпляра головы станка. Кроме того, никто не заставляет вас нарезать лакер в реальном времени, ведь его можно было замедлить как и магнитофон, раза в два. И дело тут даже не в ультраверхе которого на большинстве виниловых дисков нет в принципе (то что есть продукт искажений), а в том что искажения снижались так, что лакер с лентой можно было и попутать… (лакер, но никак не первопрес)


  1. N1ghtroad
    19.03.2018 12:18

    А где вариант "иногда балуюсь исключительно для атмосферы"?
    Есть старая вертушка, есть пара десятков пластинок тех-же лет. Иногда завожу этот "патефон" под настроение.
    А в остальное время не обламываюсь слушать цифру, даже богомерзкий mp3. И даже, о господи, аудиозаписи вконтакте.


  1. noanswer
    19.03.2018 12:39

    Никогда не любил винил, в 80е начале 90х когда все это было актуально переписывал на бабины и слушал… ну и не понимаю современных хипстерских восторгов…


    1. spax555
      19.03.2018 16:38

      Это очень смешно, учитывая что звук на магнитной пленке гораздо хуже, а процесс включения бобинного магнитофона нуднее, чем проигрывателя пластинок.
      Кстати, при чем тут хипстеры?


      1. noanswer
        19.03.2018 19:52

        я описываю свои чуства от винила (какая-то советская вертушка, потом Sony, потом technics) и от катушек (совок, потом AKAI)… избавился от всего этого в конце 90х


        соньку, вертушку, у меня украли в ~93, и очень хорошо помню как решал хочу ли дальше играть в эти игры, и даже полтора года жил без вертушки… потом купил на вторичке как бонусом к усилку… и так по моему и не слушал почти


        сейчас меня 100% устраивает цифровая музыка, при том что можно найти очень неплохие рипы с винила. Музыку не слушаю на ходу или в транспорте, почти не слушаю фоном…


        хипстеры при том что им форма важнее содержания…


  1. ammaaim
    19.03.2018 12:56

    Как много умников развелось… Все вокруг дураки, они одни умные)
    Каждый живет так как ему нравится. Да винил объективно хуже хорошей цифры. И что?
    В гугле можно найти произведения искусства в jpg, но дурачки ходят в музеи, пьют вино вместо разведенного спирта, путешествуют вместо того чтобы втыкать в телек, слушают винил а не покупают право послушать композицию в айтюнс…


    1. willyd
      19.03.2018 13:16

      В вашей логике есть одна большая ошибка. Винил в ходу уже давно, он всегда был в продаже последние 40 лет. Но продажи подскочили только сейчас, конечно можно долго описывать «чувство материального владения в цифровую эпоху», но как по мне самое простое объяснение — это мода.
      И как во всем модном, в толпе из 100 модников максимум у 10 будет свой вкус — остальные лишь копируют. Из 100 человек пьющих вино, лишь 10 будет в нем разбираться. Из 100 человек смотрящих на полотно Малевича или Поллока увидят там больше чем мазню. Так и с винилом, 90 из 100 покупателей, будут рассказывать о «другом звучании», «чувстве владения» и т.д. но на самом деле, они просто не могут признаться, что это мода.


      1. ammaaim
        19.03.2018 14:04

        Да, конечно, полностью согласен. Но я больше про категоричные заявления — вроде «нравится винил — да ты просто дурачок, ведь правильно слушать музыку так как слушаю ее Я». Люди очень нерациональные существа, все можно упростить и довести до «совершенства», когда останется лишь чистое содержание и функция. Но так жить на самом деле никто не хочет.


        1. willyd
          19.03.2018 14:32

          Я думаю, что проблема в том, что тут новостей о технологиях, а эта больше подходит для журнала «дом и стиль».


          1. spax555
            19.03.2018 16:32

            Ага, особенно про Мяу-мяу с вживленной в ладонь австралийской «Тройкой».


  1. lightman
    19.03.2018 12:58

    Как на виниле реализуется функция Playlist Shuffle?


    1. Wizard_of_light
      19.03.2018 13:25

      Пфф, старая поцарапанная пластинка может шаффлить сама по себе, причём прямо из случайного места на треке в случайное место другого трека. На чём вы ещё такое реализуете, а? Шах и мат, поклонники бездушной цифры!


    1. SergeyMax
      19.03.2018 14:47

      Путём выкручивания басов на эквалайзере.


    1. Sly_tom_cat
      19.03.2018 15:29

      Чисто технически — реализуемо.
      Всего-то прогнать один раз для фиксирования всех позиций треков и сформировать соответствующий каталог к блину — дальше вопрос прецизионного позиционирования звукоснимающей головки что-бы ее положить именно в нужную канавку именно в тот момент, когда там тишина.

      Но вот нафига это все нужно так наворачивать????.. хотя — нет, — объяснить это наверняка смогут поклонники тепло-лампового звука. :)


  1. Moog_Prodigy
    19.03.2018 14:07

    Для диджеинга винил имеет большое значение, с пластами наработана куча приемов, которых нет даже в самых навороченных cdj-2000. и cue точки вам, и скорость какая хочешь, смена пластов сама по себе зрелищна, ну и продолжать можно много.
    Но пласты дороги, у меня была мысля использовать старые пластинки (из тех еще, советских, их можно достать много), стирать их на карусельном станке путем стачивания дорожек горячим плоским резцом и на нем же писать новую дорожку, с нагревом резака от небольшого лазера (модуляция гальвами от хардов). По меньшей мере один трек на сторону может уместиться, зато себестоимость их будет копеечная. Ну вот что-то пока руки не доходят. Может кто и реализует?


    1. willyd
      19.03.2018 14:16

      Себестоимость выйдет больше покупки готовой пластмассы, кроме материала нужно учитывать время работы. Кроме того raw-запись бы не помешала, поскольку мастеринг для цифры и винила — это две большие разницы. Да и не факт, что качество будет высоким даже при использовании дорогого оборудования.


    1. voooz
      19.03.2018 20:10

      Скорость 78 будет и верхняя частота этак 10-12 кГц. И оборудование дорогое.


  1. spax555
    19.03.2018 16:21

    Периодически покупаю пластинки.
    Люблю это особое звучание, привитое еще в детстве.
    Да, ритуал включения делает свое дело, но если мне от этого становиться лучше, то почему бы и нет.
    Так-то пластинки слушаю редко, основной источник это GoogleMusic или flac из коллекции на харде.

    Жаль в комментариях обиженные или озлобленные непонятно на что люди.


  1. googlodrocher
    19.03.2018 16:32

    похожие посты в Одноклассниках (извините) есть- Как хорошо было в СССР/Какую страну просрали.


  1. amarao
    19.03.2018 16:48

    Из всех физических носителей винил — самый тактильный. CD/DVD скользкий, кассеты неприятные и штырьки из них болючие, всякая мелочь а-ля SD вообще вне понятия «тактильности». Конкурентом винилла в смысле тактильности могли бы быть бобины — но они неудобные и быстро портятся при минимальной небрежности.

    Так что в мире «физических носителей» винил — вполне себе приятен. Единственное, я не понимаю, почему аудиофилы допускают использование электричества.

    У моей бабушки был патефон — и это было более чем тактильное ощущение. Ты его туго заводишь металлической ручкой (которая по прочности превосходит современную отвёртку в несколько раз), кладёшь головку на пластинку — головка тяжёлая, мягко скользит по смазке, есть ощущение, что ты делаешь что-то осмысленное.

    Опускаешь головку — и звук. Ноль электричества, чистая механика. Оригинальный звук, как есть, нетронутый жестокими и бездушными электрическими цепями.

    Я даже не троллю. Если основной формат — цифра, то для сенсорики патефонный формат выигрывает в разы хлипкой кварцевой головке.


  1. alexhott
    19.03.2018 18:57

    Из детских воспоминаний — это был целый процесс, открыть аппарат, протереть пластинку, поставить иглу…
    А так-то винил сегодня — самая надежная защита от пиратов, скопировать почти никто не может сегодня, а переписывать с винила в цифру — нужно чуть больше пошевелиться, и чтобы получить качество нужно чуть больше чем ноутбук.


    1. noanswer
      19.03.2018 19:32

      это был целый процесс, открыть аппарат, протереть пластинку, поставить иглу…

      дать лампам разогреться


    1. voooz
      19.03.2018 20:07

      Пиратов-производителей LP уже есть (и были даже в 90е в РФ).


      1. DonArmaturo
        19.03.2018 22:02

        Был даже "виниловый самиздат" "на рёбрах". Но это что-то из 50-х. До магнитофонов.


        1. Magister7
          20.03.2018 22:41

          Вот интересно, а чем они писали? Реально такое дома собрать? :)


          1. DonArmaturo
            21.03.2018 12:29

            Сама "пластинка" — рентгеновский снимок ( негативная фотопленка, только большой кусок, возможно, и потолще).
            Как наносили звук, не знаю. Могу предположить, что делали гальваническим методом матрицу с фабричной пластинки — это была конкретная "пиратка". Вариант с резцом, приводимым от электромагнита звуковой катушки малопродуктивен, но годится для


      1. alexhott
        20.03.2018 19:14

        их щас гораздо меньше чем в 90, и качество в те времена было весьма дурственное


    1. TheSskain
      20.03.2018 12:23

      Рипнуть винил — хватит мощностей примитивного ноута даже 10-15 летней давности.
      Звуковая карта нужна нормальная.
      Тогда никто не сможет отличить прямое звучание винила от его оцифровки..


      1. alexhott
        20.03.2018 19:13

        ну я и написал чуть больше чем ноутбук — нужна еще вертушка, причем чтобы качественно цифровать весьма не дешевая вертушка


        1. TheSskain
          20.03.2018 23:37

          Вертушка нужна, конечно.
          Цена с качеством не связана, как всегда.
          Сгодится даже классика жанра — Технарь 1210
          Картридж придётся подбирать под конкретные пласты — но и это заурядная практика виниловода.
          В конце концов будем считать, что вертак уже есть.


  1. FreakII
    20.03.2018 01:48

    The Velvet Underground, Джонни Кэш и Джордж Харрисон выпустили виниловые альбомы

    Кэш и Харрисон уже давно физически не могут что-либо выпустить. Как и половина классического состава Velvet Underground


    1. willyd
      20.03.2018 01:58

      Кэш и Харрисон уже давно физически не могут что-либо выпустить.
      Что опять-таки подтверждает жизнь и здравие винила!


  1. uncle_dima
    20.03.2018 11:52

    Это секта :) Как и любая секта, будет иметь армию адептов. Кто как хочет, так и слушает. Лично меня устраивает цифровая запись, минимум шумов, больше диапазон.


    1. spax555
      20.03.2018 16:13

      И вы весь этот диапазон слышите?


  1. TheSskain
    20.03.2018 11:53

    Потрясающая благоглупость — готовить фонограммы в цифре и потом стараться их изгадить артефактами и мусором виниловой штамповки и последующего воспроизведения..


    Больший маразм только использование лампосодержащих трактов воспроизведения.


    1. spax555
      20.03.2018 16:07

      Поэтому первые издания на виниле звучат лучше, чем переиздания, обработанные цифрой.


    1. alexhott
      20.03.2018 19:15

      ну не надо под одну гребенку ставить цифру в студии и мп3


      1. TheSskain
        20.03.2018 20:45

        Цифра в студии и дома — одинакова.
        Аппарат одинаков.
        Отличия только в количестве каналов, коих дома много не требуется. И в самом помещении — кубатура, геометрия поверхностей.