Внедрение в нашей стране различных систем маркировки и учета делит всех участников рынка на две большие группы – тех, кто внедряет эти системы и старается жить по-честному, и тех, кто окончательно уходит в тень. Жить по-честному и так-то не очень легко, а если за тобой постоянно наблюдают и ловят тебя на ошибках, то и совсем сложно. Такие системы работают по принципу сети, размер ячейки в которой постоянно уменьшается. Вначале они ловят только «крупную рыбу» с серьезными нарушениями. Потом, когда крупная рыба заканчивается, переходят на среднюю, а затем уже и на мелкую, компенсируя ее размер огромным количеством.

Давайте на примере внедрения единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета алкоголя рассмотрим постепенное ужесточение правил ее работы и те возможности, которые она дает контролирующим органам. Потому что именно по такой схеме пойдет внедрение маркировки табака, лекарств, обуви и одежды. К чему готовиться?

В розничный сегмент, а именно о нем мы сегодня и поговорим, ЕГАИС пришел сравнительно недавно, а именно с 1 января 2016 года. На первом этапе от розницы требовалось лишь подключится к автоматизированной системе (зарегистрироваться и получить электронные ключи) и начать подтверждать закупки алкогольной продукции от поставщиков. Таким образом государство заставило розницу логировать производственный сегмент, фиксируя объемы поступающего к ним оттуда алкоголя. Теперь ту продукцию, которую произвели или ввезли «по серому» уже нельзя было продать через «белую» розницу, а это сильно сокращало возможности для реализации незаконных схем. На этом этапе резко выросли поступления в бюджет от акцизов на алкоголь, а его производство по официальным данным по некоторым видам продукции практически удвоилось. Всем ведь понятно, что не за счет роста производства? Размеры выявленных в это время нарушений измерялись миллиардами рублей. Те, кого не поймали, или ушли с рынка или стали легальными производителями. Мелкую и среднюю розницу никто не трогал, она с ее небольшими оборотами была просто не интересна на фоне оптовиков и производителей.

Этот первый «крупноячеистый фильтр» работал по принципу триггера – «есть накладная»/«нет накладной», количество бутылок совпало с количеством в ЕГАИС или не совпало. Кроме того, и сама розница еще могла спокойно торговать «серым» алкоголем, потому что внешне было невозможно понять, закупила она его через ЕГАИС или нет – на полке и на кассе все бутылки выглядели одинаково. С этим должен был помочь следующий этап – с 1 июля 2016 года продать алкоголь на кассе магазина стало возможным только с одновременной регистрацией продажи в ЕГАИС. Теперь каждый покупатель мог лично проконтролировать, в темную работает продавец или легально. На чеке появилась информация о регистрации продажи в ЕГАИС, кассиры начали, тихонечко матюгаясь, сканировать каждую бутылку. Сознательные граждане теперь стали активно жаловаться «куда нужно», потому что стало сразу понятно, какой магазин работает с алкоголем официально, а какой – без ЕГАИС, лицензии и совести.



Но и второй фильтр по своей сути был триггером – несмотря на то, что на кассе кассир сканировал акцизную марку каждой бутылки и передавал в ЕГАИС ее уникальный идентификатор, учет в системе был построен таким образом, что отследить этот идентификатор было практически невозможно. Связано это с тем, что ЕГАИС второй версии оперировал диапазонами марок, по сути интервалами кодов и в системе хранилась информация только о том, сколько бутылок из этого диапазона числится на этом объекте. Количество марок в диапазоне зависело от объема партии, которую выпустил завод или ввез производитель. А какие именно марки должны быть сейчас на полке или на складе было не известно.

Выбор такой сложной архитектуры был определен типичной ошибкой в перепрофилировании сложного проекта – ЕГАИС изначально создавался как система для производителей и оптовиков, которые оперировали партиями, контейнерами, фурами алкоголя. Судьба каждой бутылки их совершенно не интересовала – никто в этой задаче не перемещал, не ввозил и не разливал одну бутылку, а только партию бутылок. И вот к этой системе приказали подключить розницу или, иными словами, уменьшить размер фильтрующей ячейки и начать контролировать путь каждой бутылки от завода до потребителя. А как это сделать, если архитектура системы для этого не предназначена, в ней постоянно работают миллионы пользователей, а объем данных измеряется миллиардами записей? Только эволюционно, ведя одновременный учет в разных измерениях и постепенно замещая старый формат данных новым. Именно по такой схеме сейчас и проходит переход на третий этап учета в ЕГАИС – помарочный учет каждой бутылки.



Внедрение этого самого мелкоячеистого фильтра также начинается с сегмента производителей, импортеров и оптовиков. Сейчас они в добровольном режиме уже начинают наполнять систему данными в третьем формате, с указанием перечня акцизных марок выпускаемой продукции. А с 01.07.2018 добровольный принцип такой работы заменят обязательным и ЕГАИС совсем перестанет принимать новые данные в разрезе партий, перейдя на помарочный учет.
Ожидается, что с этого момента партионные остатки продукции будут только уменьшаться за счет естественной убыли – они будут продаваться и списываться из системы. Всем понятно, что долго поддерживать такой параллельный учет в двух измерениях сложно и дорого, и рано или поздно ФСРАР все-таки заставит непроданные остатки партионной продукции пересчитать и перевести в помарочную. Но когда этой произойдет – через полгода, год или два никто не знает.

Розничный сегмент снова будет выступать своеобразным контролером, фильтруя те ошибки, которые на него будут спускать оптовики и производители. Потому что физически и те, и другие по-прежнему будут перемещать между собой фуры, вагоны и контейнеры и им просто физически будет невозможно на каждом этапе сканировать и сверять данные в ЕГАИС с реальными марками, наклеенными на реальные бутылки, чтобы убедиться, что никто не ошибся и поставил нужную коробку и нужную паллету в правильную фуру. И вот весь этот по сути «черный ящик» приедет в магазин, будет вскрыт и выставлен на полку в торговый зал. И если раньше было не очень важно, если пересорт по маркам случался в пределах одной партии, то теперь такой вариант ЕГАИС на кассе уже не пропустит.

И вот тут начинается самое интересное, потому что выявление такой ошибки системой является подтверждением факта нелегального оборота алкогольной продукции. Виновным по такой операции по закону будет владелец алкогольной продукции. А владельцем алкогольной продукции в этот момент является магазин. Получается, что если магазин принял на свои склады алкогольную продукцию и не проверил, что данные в ЕГАИС по этой поставке четко совпадают с реальными марками, наклеенными на бутылки, то в случае выявления ошибок в такой поставке в независимости от причины их возникновения будет виноват он.


Ответственность за нарушение лицензионных требований при обороте алкогольной продукции предусмотрена по 14.17.1 КоАП РФ в виде штрафа от 100 до 150 тыс. рублей. Также такое расхождение данных между ЕГАИС и реальностью является нарушением лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции, что может привести к отзыву такой лицензии у магазина.

Вот и получается, что тот, кто хочет честно работать с ЕГАИС, должен делать это ну прямо очень тщательно. Потому что все описанные проблемы совершенно не затронули тех, кто работает без лицензии и без подключения к ЕГАИС — они для ФСРАР по-прежнему не видимы. Выявить их могут только местные органы власти при прямых проверках, а именно они, как правило, являются скрытыми бенефициарами таких нелегальных точек продажи алкоголя. И число таких нелегальных точек за последний год только выросло. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что производство алкоголя в России за 2017 год по всем данным выросло, а розничная продажа – упала. Экспорт алкоголя из России при этом вырос не значительно и не может перекрыть рост производства на фоне падения продаж. Получается, что за прошлый год сегмент нелегальной алкогольной розницы только вырос.

Что же остается делать тем, кто работает по-честному?

Готовиться к тотальному входному контролю поступающего в магазин алкоголя, чтобы еще на этапе приемки товара «отсеить» ошибки поставщиков и не принять их на свои остатки.

Изучить, что делать при проверке контрольной службы ФСРАР, как грамотно отвечать на их запросы чтобы минимизировать риски административного преследования. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Это означает, что если вы можете как-то доказать, что приняли все меры по соблюдению требований закона, или у вас совсем не было возможности для его исполнения, то вы не можете быть признаны виновным. В случае с ЕГАИС проще всего продемонстрировать физическую невозможность в тот или иной момент отразить реальные остатки в системе – отсутствие доступа к сети интернет, неработоспособность компьютера, поломка ключа доступа и т.д. Но все эти причины должны быть подтверждены документально и так же документально должно быть зафиксировано, что вы сделали все возможное для устранения поломки – заявление в сервис-центр, обращение к провайдеру, вызов сервис-инженера и т.д.

Важно понимать, что штрафы по КоАП 14.17.1 никак не зависят от объема нарушения. Суду будет не важно, насколько ваши реальные остатки алкоголя отличаются от данных в ЕГАИС, на 1-2 или на 1-2 тыс. бутылок. Перфекционизм в работе с ЕГАИС в рознице вряд ли сможет гарантировать вам полную уверенность в том, что ошибок в учете нет. А значит запасной вариант на случай претензий со стороны ФСРАР лучше все-таки проработать заранее. Ведь контроль за вашей работой со стороны государства будет только усиливаться.

Комментарии (17)


  1. irbis_al
    03.04.2018 16:36

    Вот ваша реплика…
    . В случае с ЕГАИС проще всего продемонстрировать физическую невозможность в тот или иной момент отразить реальные остатки в системе – отсутствие доступа к сети интернет,
    — Вот например были такие случаи(причем неоднократно)… И все На стыке смены гостовcкого ключа или PKI… УТМ подписывает дает оттиск… а дата центр егаиса уже не принимает пишет неверный soap заголовок.(типа расшифровать в общем не может)… У нас накопилась база подписанных но не отправленных чеков… через три дня… УТМ стал.Удаляем папку с базой данных Derbydb. УТМ стартует создает новую чистенькую свою базенку… Данные уже отправляться… У меня уже целое «кладбище» копий таких мертвых баз, к которым нет доступа (архитектор ЕГАИСа позаботился… с какой то версии derbydb все зашифровано.)


    1. SoftBalance Автор
      03.04.2018 18:11
      +1

      Боюсь, что если вы такую историю просто расскажите проверяющему, то он в лучшем случае вас не послушает, а скорее всего — просто не поймет :) К делу нужно приобщать факты — попробуйте хотя бы логи как-то фиксировать с четкой идентификацией даты и причины возникновения такой ситуации. Поймите, что в случае, если дело дойдет до суда, то читать эти бумаги будет человек, далекий от технического образования. Так сделайте ему приятно — пишите простым языком резюме и подкладывайте в качестве доказательств все, что можете. Желательно с подписями и печатями. И желательно не только с вашими :) Попробуйте запросить ответ о причине такой ситуации на официальном бланке за подписью директора, отправьте этот запрос письмом с уведомлением и описью вложения, а к копии приложите уведомление о доставке. Вот это уже будет понятный судье документ. Ну и всем ведь понятно, что в запасе нужно иметь несколько таких отправленных запросов? :)


  1. irbis_al
    03.04.2018 18:58

    Логи то у меня все есть к этим сбойным базам(Обслуживаю около 40 егаис клиентов )… Но Вы поймите, это мелкий и средний бизнес… им некогда со всеми этими волчьими ямами ещё и расписывать всё… сделали инвентаризацию по егаису и всё…
    А как Вам такой случай… продается продукция… и получаем оттиск что проверка не пройдена.(естественно это всё в логах зафиксировано)… Делаем разбор полетов с поставщиком… оказывается эта марка на этом магазине была всё же продана.Просто УТМ (2.05 версия)косячил с многопоточностью и создавал несколько request потоков(а логи УТМ это темный лес)… дата центр фиксировал марку… а на остальные потоки на ту же марку отвечал отказом и этот отказ УТМ возвращало мне в систему, хотя в дата центре всё верно фикисровалось.(Случаи не частые но они были… и тоже зафиксировано в логах)… в версии 2.1.6… Они этот косяк решили следующим образом… они поставили паузу около 30 секунд… т… е с интервалом менее 30 секунд Вы можете продать одну и ту же марку. (Был один случай у продакшн клиента и проверялось в тестовом контуре)


  1. Pulso
    03.04.2018 20:35

    Индивидуальная сериализация будет опробирована на фарме и далее перенесена на все продукты, включая тот же «кривой» алкоголь. Это официальная позиция налоговой, которая на своей базе и реализует данную автоматизацию и концепцию.

    Кому интересно вбейте термин SGTIN, и далее все встанет на свои места. Нет больше партионного учета. Только индивидуальная упаковка — SGTIN и транспортная упаковка SSCC, в которую входит конкретный список индивидуальных. Любая агрегация или изъятие учитывается в налоговой (ИС «Маркировка»).

    Так что все кто занимается логистикой дистрибуционного и ритейл сегментов — следите за тем как сейчас развивается автоматизация ИС «Маркировка». Потом это придет ко всем.


    1. SoftBalance Автор
      03.04.2018 20:43

      Это только звучит красиво — ИС «Маркировка». По факту каждая отрасль пока под себя разрабатывает свой «велосипед». И аптечный ЕГАИС будет другим, судя по всему. Так же как и ВЕГАИС получился третьим… Будем надеяться, что их все таки как-то приведут к единому знаменателю. В любом случае ЕГАИС сейчас уже летит, а «самолеты задом не летают» — никто его переделывать под новые стандарты уже, наверное, не будет.


  1. sharpshooter
    03.04.2018 20:43

    Но все равно следует помнить, что мы живем в России. Всем оптовикам в ЛК ФСРАР пришли уведомления о нарушениях, якобы о не передаче данных в ЕГАИС. Начали разбираться, накладные исходящие от оптовика, просто некоторые мелкие клиенты не подтвердили свою закупку. По закону оптовик свою часть обязательств выполнил, но РАР как то по своему трактует закон. Или еще более интересные случаи, накладная не подтверждена, звоним клиенту, он говорит что подтвердил, смотрим на сайте check1 статус ТТН «проведена — ожидается ответ от получателя», а внизу подпись «получателем отправлен акт подтверждения». Написал в дежурную службу ЕГАИС, через несколько часов ответ — проверить снова, статус стал «принята» и в УТМ прилетел тикет о подтверждении, который должен был прийти год назад.
    А то что происходит сейчас с марками на 3 регистре просто нет слов. И эти расхождения в марках потом будут трактоваться как нарушения.


    1. SoftBalance Автор
      03.04.2018 20:49

      Вот про это и речь! Чем тоньше фильтр в ЕГАИС, тем сложнее вести правильный учет, тем более в переходный период на версию 3.0. Обидно :(


      1. irbis_al
        03.04.2018 20:55

        Вы знаете, в таком виде ЕГАИС 3 работать не будет… А будет работать когда они сделают RFID акцизную марку… У меня есть ряд проектов на RFID метках… инвентаризация проходит… поставили посреди зала антенну… и всё!!!!.. Так же и тут… навели параболическую антенну на фуру с алкоголем(Или фура проехала в антенные ворота)… и одним махом всё считалось… сверяем поставку с егаис.


        1. SoftBalance Автор
          03.04.2018 21:10

          Ну вы же понимаете, что переход на маркировку акцизов метками RFID рынок просто не потянет… Представьте себе общие затраты на такие метки и на оборудование и забудьте эту идею :)
          Пока вопрос решится согласованием групповой маркировки тары, будет один ШК на палету или коробку, связанный со списком перемещаемых в таре акцизных марок. Сейчас такую маркировку активно обсуждают с оптовиками, производителями и федеральными сетями, но все никак не могут прийти к одному формату.


        1. MihailF
          04.04.2018 09:13

          Можете так сильно не переживать. rfid точно не случиться. Не в ближайшие 5-10 лет


  1. orcy
    04.04.2018 06:13

    Знакомый замутил себе самогонный аппарат: по моим подсчетам примерно за 400 рублей затрат получил эквивалент того что можно купить в магазине за 4000 (205 рублей сейчас минимальная цена бутылка водки). Я скорей всего не все учел, но выглядит так что государство существенно имеет с алкоголя и видимо хочет больше :-)


  1. sergix
    04.04.2018 08:33

    Есть ещё одна замечательная история. На этот новый год эта доблестная система начала лагать.
    У оптовика контролировался учет, т.е. при измении остатков, он сразу отправлял инфу в ЕГАИС. Так вот, эта доблестная система перестала отображать продажи. Т.е. ты заказываешь остатки, а она говорит ок ребята у вас 20 бутылок(а по правде уже 16, продали 4). Учетная система посмотрев что 16, автоматом списываем 4, потом егаис одумывается и проводит те 4 бутылки вуаля, 12 на балансе(А одумался он через 3 дня, 3 января)… И это только один из глюков, 3 регистр вообще сейчас не списывается, т.е. если хочешь по новому работать, то лучше ждать.


    1. irbis_al
      04.04.2018 09:25

      На мой взгляд нельзя интегрировать учетную систему с ЕГАИСом… Эти базы должны идти своим путем хотя бы потому что нет ключа синхронизации… один и тот же штрихкод может иметь несколько кодов ЕГАИС и наоборот.Я видел кривые решения по таблице соответствия но… они ещё больше запутывают… У меня в рознице разделено управленческий учет а ведём по штрихкоду… и отдельный в ЕГАИСЕ По марке (из которой просто вычисляем код ЕГАИСА(если однотипная продукция и мы получили код то не надо было пикать все марки, а просто ставим количество))… Раз в период проводим инвентаризацию по штрихкодам для управленческого учета и отдельно для егаисного.Кстати имеем потенциальную проблему… ибо марку они поменяют… и в ней не будет кода егаиса… Ну тогда и поменяется парадигма(техническая философия) учета.


      1. SoftBalance Автор
        04.04.2018 14:34

        В своих рекомендациях ФСРАР специально указывает, что пользователь должен хранить данные о марках в своей системе и на этих данных принимать решение о приемке или продаже марки. Их можно понять — если все пользователи будут ломиться к ним раз в минуту с запросами остатков по акцизным маркам это любую систему завалит. И многие разработчики так уже делают, в том числе Атол. А вот как быстро и просто сверять данные между своей базой и ЕГАИС это уже отдельный вопрос.


  1. rtzra
    05.04.2018 17:15

    А вот и мнение производителей: profibeer.ru/law/31815


    1. SoftBalance Автор
      06.04.2018 09:24

      Ну с пивом немного другая история, их помарочный учет точно не затронет. Да и цифры в приведенной вами статье, мягко говоря, завышены… Хотя суть такая же — руками розницы ловят акул производства


  1. antonn
    06.04.2018 12:47

    Добавлю фееричности из своего опыта. Место действия: сеть продовольственных супермаркетов и гипермаркетов (на 2017 год 130шт или около того). Путем постоянных споров удалось вытянуть, что правомерным является схема при которой остатки на Р2 покрываются в конце суток (они должны быть нулевые в идеальном случае). При этом система предприятия не работала с собственными остатками в онлайн (т.е. сначала идет продажа 10 бутылок, а потом уже выгружая продажи формируются расходные документы на конкретные партии поставок, ведь нельзя же запретить продать покупателю вино, которое он взял с полки и уже готов оплатить, а пересортом на кассе остатки всегда «плывут»), и обрабатывала продажи ночью. Так вот, из-за ЕГАИС, теперь нужно было обработать все именнно в конце дня в котором открыта смена. Продажа алкоголя в Москве — до 23х часов, значит у нас есть час до полуночи, когда мы, соблюдая закон, должны идеально уничтожить все плюсы и минусы на Р2…
    И тут появляется его величество «у нас нет транзакционости» в крайне асинхронной ЕГАИС. Т.е. мы посылаем запрос на получение остатков, ждем ответ, минут через 5 он приходит (а может через 2 часа, может через 6 часов). И если за это время отправленные п/р операции были в ЕГАИС зафиксированы (отправить чек, акт перемещения/списания мало — он еще там обрабатывается), то остатки изменятся. И если мы в акте списания с Р2 укажем кол-во превышающее остаток — весь акт будет отвергнут. А остатки можно запрашивать лишь раз в час. Т.е. вечером у нас, по сути, только одна попытка получить остаток на регистрах ЕГАИС. В случае автоматизированных процессов и возникновения ошибок — потребуется либо ждать рабочего для сервисмена, либо нанимать персонал который придется обучить искусству переброски между регистрами. А проверять — максимум раз в час.
    Люди работающие в черную — вообще не парятся по этому поводу.

    А сейчас уже вводится жосенький учет мне просто по партиям, но и по по маркам в них. Пример: поставщик привез 2 поставки. Мы должны распаковать ВСЕ бутылки для сканирования марки (дальше скажу почему «должны»), в том числе все подарочные коробки если в них нет окошка для акцизки, и сопоставить марки по факту с марками в ТТН. Если мы захотим вернуть поставщику бутылку, то нужно будет не просто выбрать ТТН прихода, но и справку FormA/B (F1/F2). А если в поставке будет другая марка (и мы не проверили на приемке) — бутылку вернуть нельзя, причем уже технически. Переброска алкоголя между магазинами — тотальное сканирование. Если у нас 10 бутылок с поврежденными марками — мы должны отсканить всю партию чтобы найти эти самые нечитаемые марки.