26 апреля 2018 года тысячи пользователей ЕГАИС, продающих пиво, получили через личный кабинет системы письмо одинакового содержания: «Информационное сообщение об учете остатков немаркируемой продукции в ЕГАИС». Суть этого длинного сообщения сводилась к одному предложению: на основании декларационной компании 1 квартала 2018 года выявлено, что в Вашей организации по состоянию на 01.04.2018 зафиксированы остатки немаркируемой алкогольной продукции (пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в объемах, несоответствующих данным объемных деклараций. По данным системы ЕГАИС остаток продукции составляет – (Х) дал, по данным объемных деклараций – (Y) дал, разница составляет –(X-Y) дал.

Дальше совсем просто: «Росалкогольрегулирование обращает внимание, что указанные расхождения могут свидетельствовать о нарушении порядка ведения учета или декларирования. Данное нарушение предусматривает штрафные санкции в соответствии с КоАП…… Обращаем внимание, что по истечению периода подачи корректирующих деклараций за 1 квартал 2018 года, все имеющиеся расхождения будут направлены для проведения контрольных мероприятий в субъекты Российской Федерации. Росалкогольрегулирование в дальнейшем продолжит проведение аналогичных сверок».



Такое сообщение, полученное 26 апреля, в четверг, да еще и перед длинными майскими праздниками, настроение не улучшало. Тем более, что из него совсем не понятно, что нужно сделать, чтобы не получить тот самый штраф по КоАП 14.17.1, а это от 100 до 150 тыс. рублей. Потому что опытные игроки на рынке прекрасно понимают, что данные о продажах в декларацию и в ЕГАИС должны заноситься по разным алгоритмам и полностью совпасть могут только чудом.

Легкая паника на алкогольном рынке царила до 3 мая, когда стало понятно:

1. ФСРАР разослал такое письмо всем, у кого разница между данными по декларации и по ЕГАИС составила более 100 литров немаркированного алкоголя. Эти 100 литров оставили на погрешность из-за разных методов регистрации продаж.

2. По данным первого квартала никого штрафовать не будут и второй квартал дают на наведение порядка. А вот расхождения в остатках по данным второго квартала сразу превратятся в штрафы.

Легкая паника сменилась глухой тоской.

ФСРАР сумел объединить данные двух различных государственных систем учета алкоголя (декларации и ЕГАИС) и сделал он это только для того, чтобы выявить тех, кто не списывает продажи немаркированного алкоголя в ЕГАИС или делает это некорректно. Механизм декларирования продаж алкоголя работает уже несколько лет, к нему все привыкли. Кроме того, он имеет внутренние алгоритмы сквозной сверки предоставляемых данных между оптовиками и розницей, поэтому подать «левые» данные можно только если договорится со всей цепочкой своих поставщиков, что маловероятно. А вот данные в ЕГАИС раньше было сверять особо не с чем. Как понять, насколько те данные, которые отражены в системе корректны? Это у вас такие большие запасы алкоголя или вы его просто не списываете? Речь идет именно о немаркированном алкоголе, который нельзя отсканировать на кассе – разливное пиво, сидр, медовуха. Такой алкоголь списывают в ручном режиме ежедневно по итогам продаж, но делают это далеко не все.

Для нас эта «спецоперация» ФСРАР стала очередным примером движения государственных органов к системе полностью автоматического контроля за предпринимателями. Различных систем маркировки, электронной отчетности и фискальных документов становится все больше. А вместе с ними появляются и механизмы работы с теми «большими данными», которые в них накапливаются. В части розничной торговли очередным шагом к такой глобальной системе контроля стал Федеральный закон от 31.12.2017 № 487-ФЗ, который вступает в силу с 01.01.19 и позволяет дополнить кассовый чек новым обязательным реквизитом «код товара». Этот реквизит позволит идентифицировать маркированный товар или товарную номенклатуру. В дополнении к распоряжению Правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р, определяющий список товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации и также вступающий в силу с 01.01.19 становится понятно, что уклониться от фискального надзора будет очень сложно. Контроль будет двойной – и со стороны оператора маркировки и со стороны ФНС с его огромной базой фискальных чеков.



Такой ход со стороны государства позволяет решить сложную технологическую проблему, связанную с тем зоопарком «егаисов», «шубаисов», «аптечных егаисов» и разных других «…исов», созданных разными ведомствами за последние годы. Сейчас у нас есть несколько глобальных операторов федеральных государственных информационных систем (ФГИС) и каждый со своими «большими данными» в своих оригинальных форматах. Уникальный идентификатор маркируемого товара (бутылки алкоголя, шубы, пачки сигарет, упаковки лекарств, кроссовок, кольца с бриллиантами и т.д.) будет зафиксирован в кассовом чеке и отправлен в ОФД параллельно с регистрацией в нативном ФГИС. Таким образом глобальная база фискальных документов объединит ведомственные «егаисы» сквозной учетной единицей. Фантазировать об аналитических возможностях такой системы можно бесконечно.



Повышение собираемости разных налогов, акцизов и сборов стало универсальным ответом на все экономические вопросы в нашей стране. С этим можно спорить, не соглашаться, придумывать новые схемы обхода контрольных систем или совсем уходить «в тень». Пока все похоже на то, что правительство собирает какую-то глобальную аналитическую систему для налогового администрирования. Жить станет точнее веселее!

Комментарии (21)


  1. antonn
    21.05.2018 11:15

    А вот данные в ЕГАИС раньше было сверять особо не с чем. Как понять, насколько те данные, которые отражены в системе корректны? Это у вас такие большие запасы алкоголя или вы его просто не списываете? Речь идет именно о немаркированном алкоголе, который нельзя отсканировать на кассе – разливное пиво, сидр, медовуха. Такой алкоголь списывают в ручном режиме ежедневно по итогам продаж, но делают это далеко не все.

    Для этого в 2016 году дали возможность поставить на баланс гигантские объемы алкоголя с причиной «Поставки до 2016 года», потому в теории у организаций объемная часть должна быть в норме.
    Это с партиями полная ерунда, потому что экземпляры пива не имеют своей маркировки, и мало кто ее использует, потому не ясно из какой FormA/FormB продано пиво.
    Пиво надо списывать либо чеками, либо актом списания с регистра 2. Если не было ни того, ни другого — «письма счастья» прилетали еще год назад, с требованием объяснить почему так. Письма приходили даже когда магазин закрывался на ремонт, и продажи не шли, т.е. мониторили постоянно.


    1. SoftBalance Автор
      21.05.2018 12:44

      Все правильно. Только раньше проверка была по принципу «есть списания/нет списания», а теперь «совпадает с декларацией/не совпадает». Разница все таки существенная :)


      1. antonn
        21.05.2018 13:32

        На декларацию можно подавать несколько корректировок (вроде до 7-ми было, давно интегрировал, не помню), внося правки в сданную декларацию. Интересно, как оно должно выглядеть в ЕГАИСе, если надо отменить продажи в позапрошлом квартале. Рекомендация «обращайтесь в МРУ» — это катастрофически долго и бюрократично.


    1. SoftBalance Автор
      21.05.2018 14:12

      По поводу партий пива — проще все сразу перемещать на второй регистр и там списывать по количеству проданного и по алкокоду. В этом случае никакого пересорта по партиям (Справкам А и B) быть не должно.


      1. antonn
        21.05.2018 14:31
        +1

        Неудобно если есть перемещения между обособленными подразделениями. Отсутствие возможности отменить акты на Р2 частично страховались нахождением товара на Р1, дабы в любой момент обеспечить возможность сформировать ТТН на перемещение или возврат.


  1. NewStahl
    21.05.2018 12:44

    А объясните человеку, который пиво лишь пьёт, но не продаёт и не производит: а что вообще происходит? Какое списание, какое накопление? Зачем это? Ну купил я тонну сидра, заплатил акцизы и пью/продаю его. Какая кому разница выпил я его в этом квартале или буду год смаковать?
    Кто-то может объяснить о чём это на бытовом уровне, «на пальцах»?


    1. SoftBalance Автор
      21.05.2018 12:48

      Тут ключевое слово «заплатил акцизы». Пиво «льют» сейчас очень многие, а акцизы платят далеко не все. Ловить такого «серого» производителя очень сложно, а вот розница вся на виду. Поэтому для розницы перекрывают канал «серых» продаж, поэтому им нет смысла закупать «серое» пиво, а значит у «серого» производителя пропадает покупатель.


      1. NewStahl
        21.05.2018 12:54

        Т.е. вместо того чтобы искать подпольных производителей (крупных-то искать несложно, а мелкие «погоды не делают») решили наказать огромное количество мелких продавцов. Как по мне — перекладывание с больной головы на здоровую.


        1. antonn
          21.05.2018 13:26

          Они пытаются отслеживать всю цепочку от производства до продажи, каждый участник рынка отчитывается о своей деятельности, и данные в этих отчетах должны «сходиться». Каждая партия товара имеет свой ID, ее можно проследить (в случае с акцизным алкоголем — скоро уже прям саму бутылку, а не партию). Если кто-то приторговывает леваком — это должно вылезти в виде несоответствия поставки/продаж к декларации, в теории. Далы — это объем, скорее всего начали прижимать тех, кто продает на розлив (рестораны, например), у этих, как мне кажется, проще разбавить или левануть, чем у продавцов штучной алкотары.


  1. irbis_al
    21.05.2018 14:54

    Вообще конечно, это ужасно… конечно, если есть две базы «по одной и той же логике», то однажды между ними будет расхождение… и это не от того, что кто-то нарушает.
    От идиотизма начинаешь уставать… Мы берем все приходные от егаиса,- автоматиом в декларацию… в конце квартала надо не забыть запросить остатки по егаису.(Он(api егаиса) не имеет данных на дату, а только текущие… Вливаем эти остатки в декларацию и прикинте… рассчитываем реализацию(Путем разницы двух множеств)… таким образом имеем Остатки егаиса=декларации… Никто к нам не придалбывается.(А в жизни остатки совсем могут быть другими)
    И внимание вопрос… нафига мне этот геморой… программировать этот гребанный алгоритм расчета реализации.(где остатки и приход являются проверяемой константой.)


    1. d-stream
      21.05.2018 21:35

      В то же время никто не переходит с алкоторговли на торговлю например шурупами… то есть соотношение профитов с головняками — скорее положительное. Даже на фоне статистики по снижению потребления и т.п.


      1. irbis_al
        21.05.2018 21:57

        Это у Вас статистика из телевизора?… или из опыта?.. Из моего опыта(а я занимаюсь автоматизацией, в том числе магазинов),- «немеряно» магазинчиков алкогольных закрылось или закрыли алкогольный отдел или «стали под чужую лицензию»(есть и такая схема)


        1. d-stream
          21.05.2018 22:18

          Нет, практика приобретения и потребления алкоголя — перебоев и очередей не замечаю.
          Впрочем в этой области я скорее любитель )


        1. SoftBalance Автор
          22.05.2018 16:07

          Тут сложно выделить какую-то одну причину. В целом розничная торговля «укрупняется» федеральными сетями, гипер- и супермаркетами. ЕГАИС и жесткий учет алкоголя может быть «последней каплей», но в целом сумма затрат на него гораздо ниже остальных издержек в розничной торговле. За аренду, товар, электроэнергию и т.д. приходиться платить гораздо больше, а конкуренция не позволяет поддерживать интересный для них уровень наценки. Как-то так…


      1. antonn
        22.05.2018 08:04

        Это потому что бардак на регистрах еще не облагается автоматическими штрафами.


        1. SoftBalance Автор
          22.05.2018 10:54

          Бардак на регистрах, по-моему, сильно усложнит жизнь при переходе на помарочный учет. В августе увидим, к чему это все приведет.


  1. avvakumova
    22.05.2018 09:51

    А может у вас есть пруф того, что

    По данным первого квартала никого штрафовать не будут и второй квартал дают на наведение порядка. А вот расхождения в остатках по данным второго квартала сразу превратятся в штрафы


    Поделитесь?


    1. SoftBalance Автор
      22.05.2018 10:42

      На форуме ФСРАР Гущанский лично написал :)
      forum.fsrar.ru/viewtopic.php?f=116&t=78125&start=200
      Цитата: «Конечно по результатам уже второго квартала. Мы дали вам квартал для приведения в соответствие.»


      1. avvakumova
        22.05.2018 11:02

        Спасибо!


  1. porutchik
    22.05.2018 22:54

    > декларационной компании
    Прямо так и написали?


    1. SoftBalance Автор
      24.05.2018 08:18

      Синтаксис и пунктуация оригинала сохранены :)