«Любимая картина папы. На нем изображен провидец и мечтатель, которым он всегда был» — дочь, Венделла Мура
Венделл Мур заинтересовался авиацией в юном возрасте, увидев учебный самолет Stearman, пролетающим возле дома его родителей. Этот простой биплан стал источником его вдохновения, и он в свои 15 лет стал проектировать собственный самолет на бензиновом двигателе, который назвал «Маленький Эйб».
Венделл хотел отличиться, поэтому он прикрепил дешевенькую камеру Кодак Брауни, чтобы пофотать свой район с воздуха. Его любовь к созданию моделей самолета в конце концов вдохновила Мура научиться летать и получить пилотную лицензию.
Он получил образование в государственном университете штата Огайо, в Кенте и в Технологическом институте Индианы, в Форт-Уэйне, где он изучал авиационную технику и ракетные двигатели. Во время Второй мировой войны он был связан с американской корпорацией Peerless в Марион, Индиана. Для этой фирмы он разработал и создал регуляторы кислорода, чтобы летчики-бомбардировщики во время Второй мировой войны легко дышали на больших высотах. Этот инженерный опыт стал хорошей основой для собственных изобретений.
Венделл Ф. Мур любил носить темный костюм, белую крахмальную рубашку и галстуки-бабочки.
Венделл (близкие называли его просто Венди) пришел в Bell Aircraft (позднее Bell Aerosystems и, наконец, Bell Aerospace в 1966 году) в 1945 году, когда Национальным консультативным комитетом по аэронавтике (NASA) осуществлялось новое проектное исследование.
Этот новый проект, обозначенный XS-1, станет порталом для космического полета человека. XS-1 был самолетом, предназначенным для сбора данных о скоростных переходах от дозвуковой до сверхзвуковой скорости и впервые в истории американского аэрокосмического самолета он использовал ракетные двигатели в воздушном судне для контроля скорости и ориентации. Довольно быстро, Мур и его команда установили «экспериментальный R&D» темп для серии Белла «X-plane». Они будут вносить свой вклад своими различными данными и статистикой, чтобы получить фундаментальный опыт о том, как заставить корабль маневрировать в вакууме космического пространства вне земной атмосферы.
Bell X-1A Bell Aircraft, где Мур применил свой опыт работы с газами под давлением.
Вскоре после того, как Чарльз «Чак» Йегер преодолел скорость звукового барьера 14 октября 1947 года, пилотируя ракетоплан Bell XS-1, Мур начал анализировать проблемы, связанные с полетом на большой высоте, а именно: отсутствие контроля над воздушным судном в разреженной атмосфере.
Мур (справа) и команда разработчиков Bell X1-A Чака Йегеря.
Тем не менее, 12 декабря 1953 года для Йегера в Bell X-1A случился практически смертельный полет, прежде чем у Мура появилась его концепция управления движением, одобренная NASA. Йегер пытался побить новый рекорд высоты, когда его Bell Xl-A вошел в неконтролируемое вращение на 75 000 футов. На этой высоте Йегер потерял контроль над самолетом, потому что X-1A не хватало воздуха для аэродинамики.
Он вышел из-под контроля, пока не достиг высоты 25 000 футов, где его превосходные летные навыки спасли и его, и самолет. После этого случая в крылья и носовые зоны высотных ракетопланов были установлены изобретения Мура, реактивная система управления. Эти небольшие ретро-ракеты будут иметь далеко идущие последствия для космического полета человека. Венделл Мур в конечном итоге помог разработать реактивную систему управления для североамериканского космического самолета X-15, а также космические аппараты «Меркурий», «Близнецы» и «Аполлон» для НАСА. Эти небольшие управляемые ракеты теперь используются на каждом спутнике, который когда-либо вращался вокруг Земли, Луны или других планет.
Bell Aerospace X-2 Space Plane — реактивная система управления, разработанная Муром
Венделл Ф. Мур не останавливался на реактивной системе управления. В 1956 году, работая над проектом ракеты Bell X-2 на авиабазе Эдвардс в Калифорнии, он начал рисовать картину на песке пустыни, стоя под крылом X-2. Один из его коллег, Джим Пауэлл, также работавший в Bell Aerosystems, посмотрел на это и выслушал концепцию Мура о том, что станет потом известно как «ракетный пояс» (rocket belt). Мур узнал о том, что вояки (U.S. Army's Transportation Research Command (TRECOM)) ищут способ повысить мобильность пехоты. Мур придумал устройство, которое могло бы перемещать пехотинца по труднопроходимой местности или использоваться для разведки с воздуха.
Вернувшись в Bell Aerosystems со своей концепцией, Муру удалось убедить администраторов компании позволить ему создать экспериментальную испытательную установку, чтобы доказать, что идея сработает. Мур разработал и построил испытательную установку, которую потом использовали в качестве учебной платформы для размещения и сборки различных компонентов, чтобы создать портативный ракетный пояс, для контролируемого полета человека.
После нескольких испытательных полетов на газовой установке Мур поверил, что может сделать ракетный пояс и сделал это, но перед свободным полетом, он разбил коленную чашечку на испытаниях.
Венделл изначально хотел быть первым пилотом для демонстрации ракетного пояса в свободном полете, но с его коленом в такой плохой форме он начал искать другого летчика-испытателя, который бы первым полетел на этой машине. Мур лично тренировал всех своих пилотов с особой осторожностью, особенно во всем, что касалось безопасности.
Ракетный пояс оказался «непрактичным» для военных применений из-за ограниченного времени полета (всего 21 секунда) и чрезвычайно громкого рабочего шума (131 Дб). Тем не менее, концепция свободного полета, подобная полету птицы, нашла свое применение в киноиндустрии, где реактивный ранец «Белл» внес свой вклад в историю.
Продемонстрированные в более чем 13 странах мира и после многих фильмов (James Bond Thunderball) и появлений на телевизионных передачах (Lost in Space, The Fall Guy, Ark, The A-Team и т. Д.), пилоты ракетного ранца Bell Aerosystems стали знаменитостями.
Концепции ракетного пояса Венделла Мура стали включать в себя другие устройства, включающие эту технологию вроде однопользовательских летающих Pogo и многопользовательских ракеты и даже заинтересовали NASA своей программой транспортировки по Луне.
Очень редко упоминается, что Венделл Мур также разработал и построил первое в мире устройство для маневрирования астронавтов (Astronaut Maneuvering Unit) в 1950 году, за год до первого пилотируемого полета Меркурия в космос совершенного Аланом Шепардом. Он назвал его «Zero Gravity Maneuvering Unit» или «Zero-g Belt», который позволил бы экипажу пилотируемых космических аппаратов иметь средства маневрирования, когда они покидают свой космический корабль для осмотра, ремонта или сборки.
Мур добавил азот под давлением в качестве источника топлива, который мог бы обеспечить 20 фунтов тяги для своего Zero-g пояса. Несмотря на то, что устройство было тщательно протестировано на самолете C-131B и выполнено по техническим характеристикам, время пояса Zero-g еще не пришло. У астронавтов Меркурия не было достаточно места, чтобы довести устройство до относительно коротких полетов, и осуществить планы, которые строили ВВС Соединенных Штатов, касательно запуска собственной военной космическую программы. К тому времени, когда была запущена программа NASA Gemini в 1966 году, технология Zero-g была заменена гораздо более крупным маневрирующим устройством в виде рюкзака, которое просто называлось LTV Astronaut Maneuvering Unit и было основано на ракетном поясе на перекиси водорода Мура. Из-за проблем с перегревом скафандра в программе «Близнецы» системы маневрирования космонавтов, такие как LTV и другие, которые разрабатывались разными производителями, были приостановлены до начала программы Skylab (первая космическая станция Америки) в 1973 году.
Среди окончательных достижений Венделла Мура было изобретение Bell-Williams Jet Belt. Мур принял концепцию ракетного пояса и применил его к технологии турбореактивных двигателей и разработал гораздо более крупную версию персонального портативного ракетного устройства.
Турбореактивный пояс (Jet Belt) был способен летать вместе от пилотом более 20 минут со скоростью до 120 миль в час, что является большим прорывом по сравнению с 21-секундным полетом ракетного пояса и скорости полета в 80 миль в час. Тем не менее, после инвестиций в размере 35 миллионов долларов, военные снова отказались от проекта после завершения прототипа в 1968 году. Причиной являлось то, что турбореактивный пояс (Jet Belt) был слишком шумным для разведки.
За изобретение ракетного пояса Венделл Ф. Мур получил премию Aerospace Pioneer от Американского института аэронавтики и астронавтики в 1964 году. В 1965 году ему была вручена медаль John Price Weatherill от Института Франклина в Филадельфии.
Венделл Мур, изобретатель и инженер умер в возрасте 51 года 29 мая 1969 года и до сих пор остается одним из невоспетых героев космической эры.