image

«Любимая картина папы. На нем изображен провидец и мечтатель, которым он всегда был» — дочь, Венделла Мура

Венделл Мур заинтересовался авиацией в юном возрасте, увидев учебный самолет Stearman, пролетающим возле дома его родителей. Этот простой биплан стал источником его вдохновения, и он в свои 15 лет стал проектировать собственный самолет на бензиновом двигателе, который назвал «Маленький Эйб».

Венделл хотел отличиться, поэтому он прикрепил дешевенькую камеру Кодак Брауни, чтобы пофотать свой район с воздуха. Его любовь к созданию моделей самолета в конце концов вдохновила Мура научиться летать и получить пилотную лицензию.

Он получил образование в государственном университете штата Огайо, в Кенте и в Технологическом институте Индианы, в Форт-Уэйне, где он изучал авиационную технику и ракетные двигатели. Во время Второй мировой войны он был связан с американской корпорацией Peerless в Марион, Индиана. Для этой фирмы он разработал и создал регуляторы кислорода, чтобы летчики-бомбардировщики во время Второй мировой войны легко дышали на больших высотах. Этот инженерный опыт стал хорошей основой для собственных изобретений.

image

Венделл Ф. Мур любил носить темный костюм, белую крахмальную рубашку и галстуки-бабочки.

Венделл (близкие называли его просто Венди) пришел в Bell Aircraft (позднее Bell Aerosystems и, наконец, Bell Aerospace в 1966 году) в 1945 году, когда Национальным консультативным комитетом по аэронавтике (NASA) осуществлялось новое проектное исследование.

Этот новый проект, обозначенный XS-1, станет порталом для космического полета человека. XS-1 был самолетом, предназначенным для сбора данных о скоростных переходах от дозвуковой до сверхзвуковой скорости и впервые в истории американского аэрокосмического самолета он использовал ракетные двигатели в воздушном судне для контроля скорости и ориентации. Довольно быстро, Мур и его команда установили «экспериментальный R&D» темп для серии Белла «X-plane». Они будут вносить свой вклад своими различными данными и статистикой, чтобы получить фундаментальный опыт о том, как заставить корабль маневрировать в вакууме космического пространства вне земной атмосферы.

image

Bell X-1A Bell Aircraft, где Мур применил свой опыт работы с газами под давлением.

Вскоре после того, как Чарльз «Чак» Йегер преодолел скорость звукового барьера 14 октября 1947 года, пилотируя ракетоплан Bell XS-1, Мур начал анализировать проблемы, связанные с полетом на большой высоте, а именно: отсутствие контроля над воздушным судном в разреженной атмосфере.

image

Мур (справа) и команда разработчиков Bell X1-A Чака Йегеря.

Тем не менее, 12 декабря 1953 года для Йегера в Bell X-1A случился практически смертельный полет, прежде чем у Мура появилась его концепция управления движением, одобренная NASA. Йегер пытался побить новый рекорд высоты, когда его Bell Xl-A вошел в неконтролируемое вращение на 75 000 футов. На этой высоте Йегер потерял контроль над самолетом, потому что X-1A не хватало воздуха для аэродинамики.

Он вышел из-под контроля, пока не достиг высоты 25 000 футов, где его превосходные летные навыки спасли и его, и самолет. После этого случая в крылья и носовые зоны высотных ракетопланов были установлены изобретения Мура, реактивная система управления. Эти небольшие ретро-ракеты будут иметь далеко идущие последствия для космического полета человека. Венделл Мур в конечном итоге помог разработать реактивную систему управления для североамериканского космического самолета X-15, а также космические аппараты «Меркурий», «Близнецы» и «Аполлон» для НАСА. Эти небольшие управляемые ракеты теперь используются на каждом спутнике, который когда-либо вращался вокруг Земли, Луны или других планет.

image

Bell Aerospace X-2 Space Plane — реактивная система управления, разработанная Муром

Венделл Ф. Мур не останавливался на реактивной системе управления. В 1956 году, работая над проектом ракеты Bell X-2 на авиабазе Эдвардс в Калифорнии, он начал рисовать картину на песке пустыни, стоя под крылом X-2. Один из его коллег, Джим Пауэлл, также работавший в Bell Aerosystems, посмотрел на это и выслушал концепцию Мура о том, что станет потом известно как «ракетный пояс» (rocket belt). Мур узнал о том, что вояки (U.S. Army's Transportation Research Command (TRECOM)) ищут способ повысить мобильность пехоты. Мур придумал устройство, которое могло бы перемещать пехотинца по труднопроходимой местности или использоваться для разведки с воздуха.

Вернувшись в Bell Aerosystems со своей концепцией, Муру удалось убедить администраторов компании позволить ему создать экспериментальную испытательную установку, чтобы доказать, что идея сработает. Мур разработал и построил испытательную установку, которую потом использовали в качестве учебной платформы для размещения и сборки различных компонентов, чтобы создать портативный ракетный пояс, для контролируемого полета человека.

После нескольких испытательных полетов на газовой установке Мур поверил, что может сделать ракетный пояс и сделал это, но перед свободным полетом, он разбил коленную чашечку на испытаниях.

image

Венделл изначально хотел быть первым пилотом для демонстрации ракетного пояса в свободном полете, но с его коленом в такой плохой форме он начал искать другого летчика-испытателя, который бы первым полетел на этой машине. Мур лично тренировал всех своих пилотов с особой осторожностью, особенно во всем, что касалось безопасности.

Ракетный пояс оказался «непрактичным» для военных применений из-за ограниченного времени полета (всего 21 секунда) и чрезвычайно громкого рабочего шума (131 Дб). Тем не менее, концепция свободного полета, подобная полету птицы, нашла свое применение в киноиндустрии, где реактивный ранец «Белл» внес свой вклад в историю.

image

Продемонстрированные в более чем 13 странах мира и после многих фильмов (James Bond Thunderball) и появлений на телевизионных передачах (Lost in Space, The Fall Guy, Ark, The A-Team и т. Д.), пилоты ракетного ранца Bell Aerosystems стали знаменитостями.

image

Концепции ракетного пояса Венделла Мура стали включать в себя другие устройства, включающие эту технологию вроде однопользовательских летающих Pogo и многопользовательских ракеты и даже заинтересовали NASA своей программой транспортировки по Луне.

Очень редко упоминается, что Венделл Мур также разработал и построил первое в мире устройство для маневрирования астронавтов (Astronaut Maneuvering Unit) в 1950 году, за год до первого пилотируемого полета Меркурия в космос совершенного Аланом Шепардом. Он назвал его «Zero Gravity Maneuvering Unit» или «Zero-g Belt», который позволил бы экипажу пилотируемых космических аппаратов иметь средства маневрирования, когда они покидают свой космический корабль для осмотра, ремонта или сборки.

image

Мур добавил азот под давлением в качестве источника топлива, который мог бы обеспечить 20 фунтов тяги для своего Zero-g пояса. Несмотря на то, что устройство было тщательно протестировано на самолете C-131B и выполнено по техническим характеристикам, время пояса Zero-g еще не пришло. У астронавтов Меркурия не было достаточно места, чтобы довести устройство до относительно коротких полетов, и осуществить планы, которые строили ВВС Соединенных Штатов, касательно запуска собственной военной космическую программы. К тому времени, когда была запущена программа NASA Gemini в 1966 году, технология Zero-g была заменена гораздо более крупным маневрирующим устройством в виде рюкзака, которое просто называлось LTV Astronaut Maneuvering Unit и было основано на ракетном поясе на перекиси водорода Мура. Из-за проблем с перегревом скафандра в программе «Близнецы» системы маневрирования космонавтов, такие как LTV и другие, которые разрабатывались разными производителями, были приостановлены до начала программы Skylab (первая космическая станция Америки) в 1973 году.

Среди окончательных достижений Венделла Мура было изобретение Bell-Williams Jet Belt. Мур принял концепцию ракетного пояса и применил его к технологии турбореактивных двигателей и разработал гораздо более крупную версию персонального портативного ракетного устройства.

Турбореактивный пояс (Jet Belt) был способен летать вместе от пилотом более 20 минут со скоростью до 120 миль в час, что является большим прорывом по сравнению с 21-секундным полетом ракетного пояса и скорости полета в 80 миль в час. Тем не менее, после инвестиций в размере 35 миллионов долларов, военные снова отказались от проекта после завершения прототипа в 1968 году. Причиной являлось то, что турбореактивный пояс (Jet Belt) был слишком шумным для разведки.

За изобретение ракетного пояса Венделл Ф. Мур получил премию Aerospace Pioneer от Американского института аэронавтики и астронавтики в 1964 году. В 1965 году ему была вручена медаль John Price Weatherill от Института Франклина в Филадельфии.

Венделл Мур, изобретатель и инженер умер в возрасте 51 года 29 мая 1969 года и до сих пор остается одним из невоспетых героев космической эры.

image

Комментарии (0)