Конвейерный робот-манипулятор схватил сотрудника ремонтной компании и ударил его о металлическую плиту. Рабочий скончался в больнице от полученных травм. Рабочий во время происшествия находился внутри клетки, отделяющей робота от людей, пишет Financial Times.

Почти пять тысяч ретвитов получило сообщение журналистки Сары О'Коннор, написавшей о трагедии.



Первая смерть человека от робота на заводе зафиксирована в 1979 году. 25-летний рабочий сборочного цеха Ford в Мичигане был убит ударом манипулятора по голове. Семья рабочего получила десять миллионов долларов компенсации. Причиной трагедии стало несоблюдение техники безопасности.

Сотрудник ремонтной компании на заводе Volkswagen находился внутри специальной клетки и настраивал робота. 21-летний мужчина получил удар в грудь и был прижат к стальной плите. Мужчину госпитализировали, но врачи не смогли его спасти — он скончался в больнице. Второй сотрудник компании находился вне клетки и не пострадал.

Пресс-секретарь Volkswagen отметил, что данный робот не был одним из легких роботов нового поколения, способных работать бок о бок с людьми на конвейере без использования специальных клеток для предотвращения контактов с людьми.

Прокуратура начала расследование.

Комментарии (111)


  1. SarganSaor
    02.07.2015 10:20
    +44

    Началось


    1. vxsw
      02.07.2015 13:02
      +13

      Да давно уже началось. И пока «лидерству» людей по количеству уничтоженных себе подобных ничего не угрожает.


      1. nikitasius
        03.07.2015 00:33
        +1

        на 18 лет позже запланированной…


  1. vettspace
    02.07.2015 10:21
    +40

    17 августа 1896 года в Лондоне на бешеной скорости 13 км/ч автомобиль, управляемый Артуром Эдселлом сбил 44-летнюю мать двоих детей Бриджит Дрисколл. Это было первое дтп с летальным исходом.

    Оффтоп конечно, просто люблю исторические аналогии…


    1. eugzol
      02.07.2015 11:32
      +13

      Лошади могут достигать скорости 60км/ч в галопе. Так что в истории человечества не было периодов, когда 13км/ч было «бешеной» скоростью.

      С другой стороны, что у вас, что у автора поста забавные формулировки: типа оборудование как бы само кого-то убило. А человек лишь вроде как рядом находился. Этакое не здоровое deniability при использовании высоких технологий.


      1. mambet
        02.07.2015 12:12

        Подумалось, что 60 км/ч что-то маловато, погуглил, вот какой-то сайт говорит до 88 км/ч на коротких дистанциях:
        www.speedofanimals.com/animals/horse


        1. uzverkms
          02.07.2015 15:37

          60 км/ч это 16,6 м/с, так что не так уж и мало


        1. kumbr_87
          02.07.2015 21:07
          +4

          Точно могу сказать что меньше 87 миль в час :D


          1. nsklizard
            03.07.2015 07:12
            +2

            меньше 88 ;)


      1. CaptainFlint
        02.07.2015 16:48

        Так что в истории человечества не было периодов, когда 13км/ч было «бешеной» скоростью.
        В какой-то книге мне попадалась фраза вида «Бричка неслась с сумесшедшей скоростью, делая аж по пятнадцати вёрст в час». К сожалению, не помню ни книгу, ни точной скорости, но помню, что она была очень небольшой.


        1. kekekeks
          03.07.2015 09:06

          Бричка несколько более нестабильно себя ведёт на дороге, нежели всадник. Так что для неё это может быть и бешеная счкорость.


  1. KvanTTT
    02.07.2015 10:24
    +6

    Зато если бы эта трагедия произошла из-за человеческого фактора, то об этом даже и не написали бы.


    1. neolink
      02.07.2015 10:26
      +8

      кстати в других источников указывается, что второй человек который не пострадал мог находится в это время за пультом этого робота


    1. Mad__Max
      03.07.2015 00:30
      +2

      Я тоже читал новость в другом изложении, в которой все из-за человеческого фактора как раз и произошло.
      1 рабочий отключил робота и зашел «в клетку» для какой-то настройки или ремонта
      а 2й рабочий находившийся в это время снаружи случайно включил этого робота

      А т.к. эта была одна из старых моделей роботов, не обвешанная кучами датчиками и зачатками «интеллекта» как последние модели, то робот просто начал выполнять стандартную зашитую в него программу не реагируя на посторонний объект в рабочей зоне


      1. Helldar
        06.07.2015 09:16

        Это уже ближе к реалиям.


      1. ssneg
        07.07.2015 00:27

        Не включать!
        image


  1. Halt
    02.07.2015 10:29
    +20

    Семья рабочего получила десять миллионов долларов компенсации. Причиной трагедии стало несоблюдение техники безопасности.
    Мне одному это кажется нелогичным? Если он несоблюл технику и убился об стену, то какие тогда к компании вопросы? А если я пойду и пальцы в розетку суну на работе? Моей семье тоже компенсацию обязаны будут выплатить?

    Наверное робот неспроста был посажен в клетку, на которой 100% были надписи типа «DANGER» и «Do not enter when robot is active» и т. д.


    1. malan
      02.07.2015 10:49
      +3

      Причины несоблюдения техники безопасности могут быть разные.
      Помниться не так давно вышел Элизиум с Мэтом Деймоном. Он там тоже технику безопасности не соблюдал:)


    1. DrPass
      02.07.2015 11:18
      +1

      Сомневаюсь, что компания за свой счёт будет заниматься благотворительностью в таких размерах, если работник сам нарушил технику безопасности. Но то ведь США, у него же наверняка неслабое страховое покрытие для таких случаев было.


    1. edogs
      02.07.2015 12:14
      +1

      А если я пойду и пальцы в розетку суну на работе? Моей семье тоже компенсацию обязаны будут выплатить?
      Если будете переходить дорогу в неположенном месте и Вас собьют, то водила как минимум должен будет Вас похоронить за свой счет + компенсация семье почти стопудово будет.


      1. Kolonist
        02.07.2015 12:37
        +14

        Вот это — полный идиотизм нашего законодательства.


        1. DnV
          02.07.2015 14:19
          +1

          Как посмотреть. Вообще человек имеет базовое право на свободное передвижение, а непредумышленное убийство остаётся убийством.


          1. ivansychev Автор
            02.07.2015 14:21
            +7

            Переход дороги в неположенном месте со смертельным исходом — на мой взгляд, то же самое, что подбежать к человеку с чемоданом и убиться головой об его чемодан.


            1. Color
              02.07.2015 14:51
              +9

              Автомобиль является средством передвижения повышенной опасности.
              Это, в грубом приближении, значит, что садясь за руль, вы «постараетесь никого не убить»
              Отсюда и мера наказания — вождение автомобиля само создает опасную для жизни ситуацию, вне зависимости от того, кто виноват


              1. aikixd
                02.07.2015 17:48
                +4

                Поэтому для автомобилей выделены специальные дороги, ходить пешеходам по которым запрещено, за исключением помеченых для этого зон.


                1. Color
                  02.07.2015 17:58
                  +5

                  Я, как-бы, не защищаю одну из сторон, просто объясняю существующую ситуацию.

                  И, кстати, по дорогам разрешено ходить в неразмеченном месте определенных случаях, например, если переход дальше чем 100 метров, кажется, и определенное кол-во полос. И вообще, вы у нас много где нормальную разметку видели?

                  А если по делу, то так или иначе водитель инициирует угрозу для жизни, садясь за руль.
                  Это как бросание ножей в цирке: если ассистент сделает что-то не по правилам (дёрнется), то нож попадет в него, но виноват будет метатель ножей.

                  Я сам водитель, но понимаю ответственность, когда сажусь за руль, и стараюсь не забывать, что корпус человека мягче, чем корпус авто


                  1. Kolonist
                    02.07.2015 19:13
                    +4

                    и стараюсь не забывать, что корпус человека мягче, чем корпус авто
                    Как бы я хотел, чтобы пешеходы это тоже понимали.


                1. Urvin
                  03.07.2015 10:26
                  +4

                  Специальные дороги — это «дорога для автомобилей» и «автомагистраль». Все остальное — любезно предоставленное пешеходами автомобилям пространство города.


            1. Urvin
              02.07.2015 14:51
              +2

              *подбежать к человеку с открытым ножом в руках и напороться на нож
              Автомобиль — средство передвижения повышенной опасности.


              1. Bluewolf
                02.07.2015 20:07
                +1

                А уж насколько дурная голова — источник повышенной опасности!
                Но выскочившему в темноте на дорогу пьяному мудаку, сбитому тобой, ты всё равно должен.


              1. RubyFOX
                03.07.2015 10:15

                Так, а зачем с выставленным ножом ходить в общественных местах? Подбежавший человек мог ножа и не заметить.


                1. Urvin
                  03.07.2015 10:18

                  Я так и сказал. Носишь опасный нож — ответственность твоя.


        1. agarus
          02.07.2015 15:15
          +2

          Как сказать. Устраивать пешеходам Кармагедон на всей дороге кроме переходов тоже не вполне логично. Кроме того есть мнение, что города это места для людей, а не машин, из чего следуют соответствующие приоритеты.


          1. KKaysin
            02.07.2015 18:25
            +2

            Это мнение немного не соответствует ПДД


        1. SLY_G
          02.07.2015 18:28
          +3

          Легко обвинять в идиотизме других.
          А если бы не было такого пункта — тогда я мог бы безнаказанно переехать любого человека, просто объяснив бы, что он перебегал дорогу, где не надо. Это было бы узаконенное убийство.
          Любой оператор средства повышенной опасности, в частности автомобиля, по умолчанию берёт на себя повышенную ответственность.


          1. Kolonist
            02.07.2015 18:35
            +7

            Но если человек перебегал дорогу в неположенном месте, то в аварии виноват он и только он. Однако, водитель понесет ответственность все равно, даже будучи невиновным. Понимаете противоречие — не виновен, но будешь наказан. Мне кажется, что это нарушает основополагающий принцип применения наказаний за совершенные деяния, согласно которому наказываться должно только виновное деяние.

            Понять, почему невиновный в аварии водитель должен оплачивать ущерб самоубийцам, я не смогу никогда.


            1. mammuthus
              02.07.2015 18:59

              Казалось бы, при чем тут самоубийство.
              Или от юридической терминологии мы плавно перешли к бытовой?


              1. Kolonist
                02.07.2015 19:01

                Последним предложением я выразил свои эмоции по данному вопросу. Да и как еще назвать человека, перебегающего дорогу перед потоком машин, когда в зоне видимости есть переход?


                1. j_wayne
                  03.07.2015 15:42
                  +1

                  Идиотом. Никто не может запретить идиотизм. И если человек — идиот, то это не значит, что его можно убивать.


                  1. kumbr_87
                    03.07.2015 19:42

                    к сожалению


            1. AndreyDmitriev
              02.07.2015 19:04

              В том случае, если водитель не имел возможности предотвратить несчастный случай — по идее не должен. Другое дело, что доказать это бывает ох как непросто. Я, к сожалению ничего не могу сказать по России, но в Германии к примеру, был случай в Регенсбурге — чувак отпразновал Новый год, шёл домой, ну и прилёг отдохнуть на дороге. А там ехал грузовик, разбрасывающий крошку. Ну и всё. Так водителя грузовика признали невиновным. Был ещё случай с автобусом в Ольденбурге — при повороте наехал на велосипедистку со смертельным исходом. После анализа видеозаписи камер автобуса выяснили, что видеть её он ну никак не мог и тоже оправдали. Но вообще дорожные ситуации — довольно плохая аналогия в данном случае. При пусконаладке промышленного оборудования (по крайней мере такого, о котором идёт тут речь) риски развития критической ситуации просчитать значительно легче. Опять же и статистика об этом говорит — на этом заводе это второй такой эпизод за двадцать лет.


              1. Kolonist
                02.07.2015 19:10
                +1

                Насколько я понимаю наши законы, то невиновность водителя в данном случае не освобождает его от необходимости компенсировать причиненный ущерб. Потому и получается противоречие — водитель не виновен, уголовной ответственности не несет, но ущерб компенсирует, т.к. управлял средством повышенной опасности.

                А аналогия здесь в том, что человек пострадал по своей вине, но, почему-то, ему (или его родственникам) все равно должны компенсировать ущерб.


                1. AndreyDmitriev
                  02.07.2015 19:13

                  Минуточку, а страховка разве не работает в такой ситуации? Родственники должны со страховой разбираться, а не с водителем.


                  1. Kolonist
                    02.07.2015 19:15
                    +1

                    Страховая компенсирует ущерб в рамках страхового покрытия. Если суд решит, что ущерб был выше суммы покрытия, то доплачивать придется из своего кармана.

                    Да и не важно здесь, кто именно платит, страховая или сам водитель. Важно, что деньги идут от невиновной стороны к стороне виновной, что само по себе абсурдно.


              1. ploop
                03.07.2015 07:39

                В том случае, если водитель не имел возможности предотвратить несчастный случай — по идее не должен. Другое дело, что доказать это бывает ох как непросто

                Непросто, если ДТП произошло в условиях города, в сложной ситуации. Знаю несколько случаев, когда водителей оправдывали практически без геморроя, когда это происходило ночью на трассе, где водитель физически не мог ничего сделать. Так что в России тоже законы худо-бедно работают.


            1. areht
              03.07.2015 02:33

              1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

              Такое вот виновное деяние. Поведение других участников движения оправданием не является. Вы прекрасно знаете, что дорогу в неположенном месте переходят и должны вести себя так, что бы не причинить вред.


              1. Kolonist
                03.07.2015 12:00

                Знаю, потому и говорю, что это идиотизм. Получается, что я заранее должен учитывать, что другие будут нарушать закон. И это прописано в самом законе. Т.е. закон оговаривает, что другие его будут нарушать, а если что, то отвечать буду я. Как-то нелогично, вы не находите?


                1. neolink
                  03.07.2015 12:33

                  ну самоубийцам не обязаны, там где есть камеры например это помогает, знаю примеры когда чувак пытался покончить с собой целенаправленно на узкой улице. Второй когда чувак каким-то образом попал на МКАД и его там насмерть сбил микроавтобус — полицейские в принципе после фиксации реквизитов сразу отпустили водителя.
                  в городе же в целом можно ехать так что даже если выскочит будет не смертельно.

                  ну а так весь уголовный кодекс расписывает, что люди нарушают закон и что за это бывает. там же и превышение самообороны кстати, которое ещё более не логично.


                1. areht
                  04.07.2015 14:00

                  Если вам не нравится пример с превышением самообороны, давайте так:
                  На середине МКАД заглохла машина. И загорелась. Вы считаете, логичным выдать вам полное право безответственно играть в кармагедон, если пассажиры из машины выйдут?

                  > Получается, что я заранее должен учитывать, что другие будут нарушать закон

                  Для вас это новость? А у вас замки на дверях есть?


                  1. Kolonist
                    04.07.2015 15:17

                    Да кто сказал, что новость-то?! Я все это прекрасно знаю и понимаю. И прекрасно понимаю, что закон, какой бы он ни был, остается законом, и его надо выполнять. Все, что я говорю — некоторые законы не логичны!

                    А по поводу вашего примера, так вы его притягиваете за уши. Но даже если и так, то выбегающие из горящей машины пассажиры должны учитывать, что это скоростное шоссе (вообще, я не знаю, шоссе это или обычная городская дорога, т.к. не москвич), и если внезапно появиться перед потоком машин, то остановиться они не смогут. И водители, перед которыми внезапно возникли выпрыгивающие из машин люди, ответственности нести не должны, т.к. в этой ситуации не виновны.

                    Даже более того, попытки объехать выбегающих людей или резко перед ними затормозить подвергают опасности жизни водителя, его пассажиров, а также других участников движения, которые могут врезаться во внезапно меняющий направление или скорость автомобиль. Так что в вашем примере, если у водителя, который, возможно везет жену, детей или еще кого-нибудь, есть выбор — сбивать выбегающих пассажиров или подвергать опасности свою, пассажиров и других автомобилистов жизни, то выбора-то, по-сути, нет. Разумеется, сбивать, как бы цинично это ни звучало, ведь главное — это своя семья. Да и другие водители ни в чем не виноваты, и почему они должны гибнуть или оставаться калеками из-за того, что у кого-то загорелся автомобиль, не понятно.

                    Никто не станет специально кого-то давить, но люди на дороге вне перехода — нонсенс. Их там быть не должно, а если они вдруг там появились по собственной дурости или, например, в результате трагического стечения обстоятельств, описанного в вашем комментарии, то водители, не сумевшие избежать аварии, ответственности нести не должны.


              1. nickolaym
                03.07.2015 19:21

                В гражданском (! не уголовном) праве есть такое понятие, как безвинная ответственность.
                Она же — объективная ответственность. www.for-expert.ru/book_gp1/217.shtml

                Отсутствие вины правонарушителя освобождает его от гражданско-правовой ответственности по общему правилу, из которого имеются весьма многочисленные исключения.

                В том числе — владение и управление источником повышенной опасности.

                Но и на эти исключения есть свои анти-исключения:
                Ответственность, не зависящая от вины, не означает абсолютную, безграничную ответственность причинителя вреда или убытков. И в таких ситуациях причинитель подлежит освобождению от ответственности за них при наличии умысла потерпевшего (решившего, например, покончить жизнь самоубийством) или действия непреодолимой силы.


        1. anticyclope
          02.07.2015 20:30

          Изюм в том, что это должен будет сделать не водила, а владелец ТС, которого за рулём в тот момент вообще могло не быть.


    1. ArtKun
      02.07.2015 12:18
      +3

      Нарушить технику безопасности мог кто угодно — не обязательно пострадавший.


      1. AndreyDmitriev
        02.07.2015 18:15
        +3

        Нет, не в данном случае. Если у оператора, находящегося в опасной области, был в руках пульт управления роботом, то что бы там не делал оператор извне — он не смог бы его запустить. Если же он находился там без этого пульта, то он должен был хотя бы уведомить коллегу как минимум, а ещё лучше — утопить кнопку экстренного отключения линии на всё время работ. Если он не предпринял хотя бы таких мер — он виноват не меньше.
        Если несколько инженеров лезут в опасную область, где находятся механизмы, опасные для жизни и которые могут быть запущены извне, то они обязаны повесить на рубильник вот такую конструкцию:

        И после этого никто и никогда не включит опасное устройство, пока они все эту область не покинут. Это просто техника безопасности.
        Впрочем надо дождаться окончания расследования инцидента — пока всё ещё сложно сказать кто виноват.


        1. Mad__Max
          03.07.2015 00:42

          Конструкцию? Это просто связка из обычных навесных замков — каждый входящий в опасную зону вешает по одному замку, который запирает своим ключом (который забирает с собой).
          Это гарантия что кто-то другой не снимет блокировку. А так же простой (но эффективный) способ учесть сколько людей в опасной зоне в данный момент находятся и все ли они уже вернулись — достаточно взглянуть на количество висящих замков.

          Как-то попадались фото, где группа большая работала (несколько десятков человек) и чтобы соблюсти правила ТБ каждый выжужден был повесить по замку, места на самом рубильнике не хватало, потому часть замков вешалась на дужки предыдущих замков, а все вместе напоминало "мост влюбленных"


          1. AndreyDmitriev
            03.07.2015 08:54
            +4

            Ну это не совсем «просто связка навесных замков». Это система LOTO (Lock Out Tag Out).
            Замки могут отличаться по цвету, у нас вот бывают красные или синие.
            Когда замков много вешается, то используют вот такие клещи:

            Вешать замки прямо на дужки предыдущих, как «мост влюбленных» строжайше запрещено, как вы сами понимаете, иначе может получиться как в истории «жили они долго и счастливо и умерли в один день».


    1. AndreyDmitriev
      02.07.2015 12:44
      +7

      Мне одному это кажется нелогичным? Если он несоблюл технику и убился об стену, то какие тогда к компании вопросы?

      В этом случае срабатывает страховка. Любой сотрудник на производстве застрахован на нехилую сумму. Будет страховая выплачивать или нет — зависит от многих факторов. Многие случаи несоблюдения ТБ покрываются (тут также виновата компания, которая не смогла научить сотрудника соблюдению правил).
      Ну вот, к примеру, мне законодательно запрещено работать больше десяти часов кряду. После десяти рабочих часов страховка выключается и каждый год я подписываю бумажку о том, что я проинформирован об этом. Ну, к примеру, я в командировке, еду домой, и посреди автобана вижу, что мои десять часов подходят к концу. Я должен съехать с автобана, заехать в ближайший город, снять отель, переночевать, и наутро ехать дальше, и неважно, что мне остался лишь час до дома. Это элементарное требование ТБ — я могу быть переутомлён.
      Ещё забавный пример — я застрахован в любом помещении компании за исключением сортира. Не знаю почему, но если меня настигнет инфаркт, когда я сижу на горшке, производственная страховка работать не будет.
      Ещё пример — застрахован также путь до работы. Но я не должен никуда сворачивать. Пару лет назад я ехал на работу на велосипеде, заехал в магазин за сигаретами, сверзился на парковке с велосипеда и сломал палец на ноге (ну да, курение если не убивает, то как минимум калечит). Казалось бы смешной случай — но было целое расследование, кто будет оплачиватьь больничный, и в конечном итоге работала моя приватная страховка, поскольку заезд за сигаретами посчитали отклонением от маршрута на работу.


      1. zagayevskiy
        02.07.2015 14:35

        Надо было допрыгать на одной ноге до ближайшей точки маршрута;)


        1. AndreyDmitriev
          02.07.2015 16:38

          Я думал об этом, но у меня был свидетель — водитель той машины, которая стояла на парковке и которую я в хлам исцарапал, совершив кульбит. Да и в общем-то мне в финансовом смысле было без разницы, просто пришлось кучу бумажек заполнить.


    1. MTK
      02.07.2015 15:16
      +1

      Если пройти по ссылке, то там описано, что технику безопасности не соблюдала компания (к примеру не было звуковых оповещений о том, что рядом находится включённый робот).


      1. AndreyDmitriev
        02.07.2015 15:22

        Не верьте этим ссылкам. Не должно быть никаких «звуковых предупреждений» (по крайней мере на немецком заводе). Когда робот включён, там просто горит зелёная лампочка и всё. Но в части несоблюдения ТБ я согласен — скорее всего так и было.


    1. BookaZoid
      02.07.2015 16:50

      Сотрудник ремонтной компании на заводе Volkswagen находился внутри специальной клетки и настраивал робота.

      В клетке был человек, а не робот.


      1. AndreyDmitriev
        02.07.2015 17:03
        +3

        Они оба — и робот и человек были «в клетке». И ещё один сотрудник был снаружи. На самом деле «клетки» как таковой там нет — это просто такое «сетчатое» решёточное ограждение из секций — ну примерно как на стройплощадке. По-немецки секция такого ограждения называется «Gitterwand», а Gitter — это клетка, отсюда и косяки перевода.


  1. SarganSaor
    02.07.2015 10:34
    +50

    Вообще конечно желтоватый заголовок. Заменить слово «робот» словом «станок», и получится смерть в следствие нарушения техники безопасности при пуско-наладочных работах, что тоже конечно трагедия.


    1. cyberXndr
      02.07.2015 14:32

      >находился внутри специальной клетки и настраивал робота


  1. voidMan
    02.07.2015 10:45
    +12

    На секунду подумал, что это PR-акция нового фильма про Терминатора…


    1. evnuh
      02.07.2015 12:46
      +5

      И правильно сделали, очевидно, что таких совпадений не бывает, особенно в итсории без подробностей, зато маркетологи бывают всякие.


  1. Fayon
    02.07.2015 10:45
    +32

    Сара Коннор + робот, убивший человека. Идеальное сочетание.

    А по сути — «Я этот фрезерный станок знаю как свои три пальца!»(с)


    1. Int_13h
      02.07.2015 11:47
      +10

      «Я технику безопасности при работе на фрезерном станке знаю как свои три пальца!»


      1. LLIypLLIuk
        02.07.2015 11:57
        +2

        Зануда :)


        1. Int_13h
          02.07.2015 15:05
          +5

          Зануда. Поэтому и пальцы все на месте и у меня, и у подчиненных :)


    1. pronvis
      03.07.2015 00:52

      Эх, опередили)


  1. AndreyDmitriev
    02.07.2015 12:20
    +89

    Ну понеслась… Робот убил, схватил… Хорошо хоть не изнасиловал. Давайте ещё вышедший из ума искуственный интеллект сюда добавим. Я понимаю, что заголовки и новости должны быть громкие, но уж не настолько же «жёлтые». На самом деле сотрудник при пусконаладке промышленного робота вероятно не соблюдал технику безопасности и получил смертельные повреждения. Остаётся лишь пособолезновать близким — парню 21 год всего было.
    Я программирую этих самых роботов (не как программист ПО в составе робота а именно как пользователь). Там вот как всё устроено: робот-манипулятор находится в области, обнесённой сетчатыми перегородками. Всюду, куда он может «дотянуться» человеку вход воспрещён. Там есть двери, которые заблокированы магнитными замками, и когда робот работает в автоматическом режиме, то открытие такой двери вызывает его немедленный останов. Ну ещё иногда ставят световые барьеры — если робот или человек пересечёт «запретный» луч, то всё немедленно встанет. Все те красивые видео, где роботы варят детали на конвейере или собирают машины — это всё в автоматическом режиме.

    Процесс пусконаладки выглядит следующим образом — дверь открывается, в пульт управления вставляется специальный ключ, которым робот переключается в ручной режим (опционально блокируются все барьеры), и оператор имеет возможность перемещать его джойстиком (ну или кнопками — это от типа робота зависит), стоя рядом с роботом. Пульт устроен следующим образом — у него на задней панели есть специальная кнопка на два положения (назывется «мертвая хватка — не знаю как лучше сказать по-русски). Суть в том, что любое перемещение робота возможно тогда и только тогда, когда кнопка эта нажата до половины. Это примерно как на фотокамере — у кнопки спуска есть два положения — фокусировка и спуск. Так вот оператор должен удерживать постоянно кнопку в режиме „фокусировка“ (к этому надо привыкнуть). Теперь если действия оператора привели к тому, что он оказался зажат манимулятором, получил удар и т.п., то тут есть две возможности — либо он потеряет сознание и выронит пульт из ослабевших рук и робот тут же остановится. Либо он испытает болевой шок, непроизвольно сожмёт пальцы и надавит кнопку сильнее и робот опять-таки будет заблокирован. Время там миллисекундное — это всё аппаратно решено, и в очень тесной области теоретически можно оказаться нехило зажатым, но чтобы самого себя убить — это надо сильно постараться. Ну ещё как возможность — робот привязан к координатам, и „точку отсчёта“, равно как и геометрию можно легко изменить, в этом случае траектория кардинально изменится (скажем, если мы развернём всю систему координат на 180 градусов).

    На пусконаладке оператор как правило просто программирует траекторию перемещения робота и команды манипулятору — практически поточечно, терпеливо, шаг за шагом, на очень маленькой скорости. Это даже не на несколько часов, а порой на несколько дней работа. Не уверен насчёт робота-сварщика — возможно нынче уже можно загрузить туда 3D модель и он сам всё сделает, но мы в основном делаем всё по-старинке. Когда опорные точки запрограммированы, мы можем с пульта дать команду перехать от одной точки к другой (и тут вполне можно дать максимальную скорость), либо проехать по всей траектории. Я обычно выхожу за пределы защитной области когда проверяю это, по крайней мере при первом тесте. Дело тут в том, что у робота шесть осей, и задняя ось может вывернуться совершенно непредсказуемым образом, если опорные точки отстоят слишком далеко друг от друга — можно запросто получить в рыло. В том случае, когда траектория перемещения неоптимальна, добавляются дополнительные точки, корректирующие её. Иногда бывают ситуации, когда проверку надо вести именно на той скорости, на которой робот будет работать в автоматическом режиме — к примеру, если робот пилит детали по контуру — при слишком медленном перемещении мы перегреем полотно пилы.

    То, что произошло — говорит в основном о неакуратности и невнимательности оператора и несоблюдении техники безопасности. Возраст оператора — 21 год также говорит о неопытности, возможно даже это был практикант фирмы-подрядчика. Вряд ли там была программная или аппаратная ошибка, приведшая к тому, что робот „схватил и убил“. Будем следить за результатами расследования — надеюсь, они будут опубликованы. Важно то, в каком режиме находился робот во время инцидента, его параметры, почему пульт не отреагировал должным образом и т.д и т.п. А пока что информации очень мало — даже тип робота не указан. Водитель — дальнобойщик тоже ведь может включить автомат, уснуть и улететь на встречку (или из-за дефекта круиз-контроля она начнёт разгоняться) — мы ж не будем говорить, что фура схватила и убила водителя. Случай неприятный, конечно, но несчастные случаи на производстве происходили, происходят и будут происходить — никуда от этого не деться.


    1. AndreyDmitriev
      02.07.2015 13:22
      +48

      Вдогонку. Немножко пробежался по новостям — инцидент случился на заводе недалеко от Касселя в городе Baunatal — это на юго-западе. Произошло это в шестом цеху на линии по сборке электромоторов.
      Всего в Baunatal стоит всего 800 роботов, в этом цеху — 37 роботов на линии для гибридов DQ?400e, a на линии, на которой случился инцидент — семь. В сутки там пока что выпускаются 120 моторов. Линия, на которой произошёл инцидент, ещё не была сдана в эксплуатацию. Работы по пусконаладке производила фирма-подрядчик из Заксена. Работало там два человека (так и должно быть по правилам ТБ) и по пока неподтверждённым данным тот, кто находился внутри попросил включить всё в автомат того, кто находился снаружи (так не должно быть по правилам ТБ). То, что это линия по сборке моторов как бы намекает, что ничего «тяжеловесного» или особенного там робот не делал — скорее всего он просто перемещал детали с одного конвейера на другой, так что несоблюдение правил ТБ остаётся основной версией. Похожий инцидент на этом заводе произошёл двадцать лет назад в четвёртом цеху. Источники (нем.): 1, 2.


      1. Lorien_Elf
        02.07.2015 13:38
        +6

        Спасибо, очень интересно.


      1. agarus
        02.07.2015 15:20
        -3

        Может это был модный робот который повторяет движения оператора, а тот сдуру пчихнул или решил в носу поковырять? )


      1. Roman1977
        02.07.2015 15:44
        +1

        Прочитал на одном дыхании! Вы тот, кем я в своё время не смог стать. Не доучился, в армию забрали. Сам получал по пальцам каретной матричного принтера Epson LX-1050. И с тех пор твёрдо усвоил, что нельзя лазить в работающие механизмы. И постоянно говорю об этом своему маленькому сыну.


      1. Color
        02.07.2015 16:02
        -1

        Порадовала формулировка заголовка на GT и на HNA:
        «Робот на заводе Volkswagen убил человека: схватил сотрудника и ударил его о металлическую плиту»
        «Ungluck im VW-Werk Baunatal: Roboter totet Arbeiter» (Неудача на заводе VW: робот убил работника)

        Неудача, Карл!


        1. AndreyDmitriev
          02.07.2015 16:11

          Да, немецкий, он такой немецкий. У меня словосочетание «Глюк в программе» давно вызывает очень, скажем так, двойственные ощущения.


    1. zapimir
      02.07.2015 13:32
      +16

      Спасибо, Вам бы этот коммент немного расширить, добавить немного картинок, и готовая интересная статья, гораздо интереснее чем данная новость ;)


    1. mva
      02.07.2015 21:00
      -4

      воспрещён

      Извините, пожалуйста, за занудство, но что такое «воспрет»? :)


      1. Ixtaccihuatl
        03.07.2015 10:03
        +1

        1. mva
          03.07.2015 10:44

          Ну, на самом деле (как я вижу, как минимум 3 человека не поняли), я это к тому, что при наличии современного слова «запрещается», использовать устаревший на полвека аналог, используемый ТОЛЬКО в организациях, берущих своё начало в советском союзе, как-то… Неоправданно старомодно. ИМХО.


          1. ploop
            03.07.2015 10:47
            +1

            С чего вы взяли, что оно устарело?


            1. mva
              03.07.2015 11:50

              По нескольким признакам, включая отсутствие употребления в «живом» языке (т.е. в «дикой природе» наблюдается, в основном, только на табличках в указанных выше организациях, но не в повседневном общении), а так же наличие, в основном, только в словарях, датируемых серединой прошлого века :)

              Я, конечно, понимаю, что язык это «живая» конструкция, а так же аргументы рода «если кто-то использует какое-то слово, значит оно существует», впринципе, в какой-то мере валидны, но, если утрировать, так можно в итоге прийти к чему-то вроде

              открой шуфлядку, возьми черёпку с колбой, полОжь её здеся, будем жувать

              Как думаете, что я только что сказал? :)


              1. AndreyDmitriev
                03.07.2015 12:45
                +1

                Ну я бы не сказал, что оно так уж сильно устарело. Даже если в яндексе сравнить «воспрещается» против «запрещается», то будет примерно 1:4. Вдобавок, вероятно, это редкий «питеризм», ну примерно как «поребрик-бордюр» — а я там родился. Странно, что оно вызывает у вас такой дискомфорт, я его употребляю в контексте техники безопасности на производстве ни на долю секунды не задумываясь (уж во всяком случае не во время написания рядового коммента на гиктаймс).


                1. mva
                  03.07.2015 13:46
                  +3

                  Кстати, по поводу бордюра-поребрика, как раз где-то около пары недель назад мне попадалась такая вот картинка: Бордюр и Поребрик, ГОСТ :)


                  1. ploop
                    06.07.2015 08:29

                    Очень познавательно! (без сарказма)
                    По поводу «воспрещается»: слово довольно часто используется в «живом» языке, если оно вам редко встречается, то это не значит, что оно мёртвое. Просто так совпало.


                  1. LLIypLLIuk
                    06.07.2015 08:51

                    не поленился, нашёл это гост. Там действительно есть указания по укладке бортового камня, но нет определения поребрика. Точнее нет вообще упоминания данного слова.


                    1. malan
                      06.07.2015 11:15

                      Тоже не поленился и покопался. Скорее всего поребрик — это и правда петербургский слэнг (как я всегда и считал), но он означает не бордюр, а островки (направляющие островки, либо островки безопасности).


  1. diger
    02.07.2015 12:39
    +4

    вообще то сегодня премьера терминатора, замануха это!


  1. artspb
    02.07.2015 12:41
    +31

    Прокуратура начала расследование.


  1. Denai
    02.07.2015 13:42


    Примерно такой робот?


    1. AndreyDmitriev
      02.07.2015 13:51
      +4

      Не это новое поколение. Там был примерно вот такой:

      И этот, смею вас заверить — вот так вот запросто не остановится.


  1. rblv
    02.07.2015 14:06
    +22

    image


    1. wormball
      02.07.2015 22:34

      Ради такого случая уж можно было посмотреть.


    1. vlivyur
      08.07.2015 11:08
      +1

      Всё сходится. Сара О'Коннор тоже не видела фильм про себя.


  1. o4kareg
    02.07.2015 14:29
    +1

    Робот-убийца, Сара О'Коннор… Ну нафиг, я сваливаю с этой планеты!


    1. ha7y
      02.07.2015 14:51

      А я сначала внимания не обратил на её имя, пипееееец… Пойду у деда двустволку заберу…


    1. kaichou
      02.07.2015 14:52

      Куда?


  1. Jeditobe
    02.07.2015 14:31

    Так где безопасная зона вообще? Внутри клетки или снаружи? Убило в безопасной зоне или в опасной?


    1. AndreyDmitriev
      02.07.2015 15:10
      +1

      Убило в опасной зоне, внутри клетки. Такое уже случалось — пример (нем.). Вкратце — там контакты двери «клетки» перемкнули специальным «жучком» на время пусконаладки (это допустимо по ТБ), но потом забыли его снять и так и запустили линию для функционального теста. В процессе работы возникла ошибка (бывает, к примеру деталь заклинило в манипуляторе или на подающем конвейере), оператор открыл дверь, будучи уверен, что робот перемещаться не будет (для робота она осталась «закрытой» из-за жучка), устранил проблему, и как только он это сделал — робот поехал дальше. Чел получил по голове, остался жив, но не совсем здоров.


  1. zagayevskiy
    02.07.2015 14:42
    +3

    В начале желтизна:

    Конвейерный робот-манипулятор схватил сотрудника ремонтной компании и ударил его о металлическую плиту.
    Потом правда:
    находился внутри специальной клетки и настраивал робота. 21-летний мужчина получил удар в грудь и был прижат к стальной плите.


    1. Nidaylokn
      03.07.2015 02:22
      +1

      Такое чувство, что автор вообще не представляет как работает промышленный манипулятор.


  1. ababo
    02.07.2015 18:38
    +2

    Ничего, Сара О'Коннор родит сына Джона O'Коннора, и тогда мы им покажем…


    1. rblv
      02.07.2015 21:10
      +6

      Сначала сопротивление должно прислать Кайла О'Риза.


  1. dyadyaSerezha
    02.07.2015 19:13
    +2

    Так много слов про наладку роботов и прочее. Зачем?
    Суть описывается двумя словами: не робот убил, а роботом убило. Этим сказано все.


  1. Bronx
    03.07.2015 02:56

    I needed to believe in something
    I need you to believe in something

    www.youtube.com/watch?v=18m95OSKD-c


  1. rboots
    03.07.2015 04:15

    Сары О'Коннор? Это реальный случай или замануха к 5-му Терминатору?


  1. DjOnline
    03.07.2015 13:52

    Ага, так все и поверили.
    Обычная вирусная реклама нового Терминатора, полностью совпавшая со временем выхода фильма.
    twitter.com/sarahoconnor_, запустившая этот вирус — журналистка Financial Times. Неужели кто-то мог поверить, что взрослая журналист, работающая в крутой газете, под псевдонимом из Терминатора ни разу в жизни не видела ни одной части Терминатора, как она «пишет».


    1. anticyclope
      03.07.2015 16:39

      Ну я б на месте VW возмутился бы.