Предлагаю самим разобраться с докладом «мирового правительства», а заодно и помочь перевести первоисточник.

image


3.10 Healthy Disruption


Предыдущие главы оптимистичны. Но требуется предпринять гораздо более мощные меры, чем те, которые были замечены в недавнем прошлом, особенно в отношении климата. В каком-то смысле наши экономические и социальные системы требуют именно подрывных улучшений (disruptive improvement). В пункте 1.11, обсуждались некоторые проблематичные, даже пугающие стороны сбоев, оцифровки и экспоненциального развития. Такие недостатки следует учитывать, когда рассматриваются положительные стороны разрушения (disruption). Это может помочь определить, что именно необходимо для здоровых подрывных технологий.

3.10.1 Тридцать лет внедрения информационных технологий


В разделе 1.11 показано, что цифровая революция началась с синхронизации с популяризацией доклада Брундтланд о концепции устойчивого развития (SD). Комиссия Брундтланд ожидала возможности развития информационно-коммуникационных технологий и ожидала от них значительного вклада в устойчивое развитие. Международный союз электросвязи (ITU), агентство ООН, организовал Всемирный саммит по информационному обществу (WSIS, 2003/2005), в котором утверждалось, что «революция в области информационно-коммуникационных технологий может иметь огромное положительное влияние как инструмент устойчивого развития», — в «Декларации принципов» WSIS неоднократно упоминалось устойчивое развитие, а также были названы международные агентства, которые должны «разработать стратегии использования информационно-коммуникационных технологий для устойчивого развития, в том числе устойчивые модели производства и потребления» и были перечислены области деятельности, в которых применения информационно-коммуникационных технологий могли бы способствовать устойчивому развитию.

Спустя тридцать лет после доклада Брундтланд цифровые технологии стали развиваться очень быстрыми темпами, этому способствовало сочетание растущих вычислительных мощностей микропроцессоров, положительные внешние эффекты телекоммуникационных сетей и низкие предельные издержки расширения данных и добавления новых узлов в сети. Улучшение электронной системы обслуживания также стало недорогим после того, как были созданы базовые инфраструктуры. Эти эффекты позволили добиться чрезвычайно быстрого («подрывного/disruption») расширения ИТ-услуг по быстро падающей цене и тем не менее породить новаторов и патентообладателей, вроде миллиардера Марка Цукерберга, в чрезвычайно короткие сроки (по сравнению с накоплением богатства во времена Рокфеллеров). Но потенциал этого разрушения для устойчивого развития ждет своей полной реализации.

3.10.2 «Хорошие подрывные инновации»


Очень сбалансированный и в основном оптимистичный взгляд на оцифровку и, в частности, на подрывные технологии и их полезность для устойчивого развития, исходит от Мартина Шуттей и др. В частности, в их книге подчеркивается полезность больших данных для энергетического перехода и круговой экономики, например для восстановления ценных ресурсов, которые в противном случае теряются в потоке отходов.

Авторы приводят три основных примера оцифровки физического мира, которые отражают темы, описанные в разделе 3.9, и которые, к нашему удивлению, являются подрывными: мобильность, питание и жилье. В случае с мобильностью они рассказывают историю об Uber и других электронных транспортных услугах, ознаменовавших собой эпоху совместного использования вместо владения, а также эпоху электрификации, автономного вождения и упрощенных технологий, которые сокращают отрицательные последствия воздействия транспортных средств на окружающую среду. Всего 10 лет назад почти никто не мог себе представить подобные подрывные инновации. Что касается производства продуктов питания, то новые методы включают в себя прецизионную агротехнику, закрытие “петель” в питательных средах и восстановление природного капитала, включая известное восстановление плато Loess в Китае на 1,5 миллиона гектаров, которое способствовало выводу из бедности 2,5 миллионов человек. Подобное опять же едва ли можно было представить всего 10 лет назад.

В жилых помещениях мы теперь видим впечатляющие гигантские 3D-принтеры в Сучжоу, Китае, способные строить дома за 24 часа, по оценочной стоимости 5000 долларов каждый, вместе с энерго-положительными зданиями, которые также было трудно себе представить 10 лет назад. Это намеки на здоровые подрывные инновации, однако необходимо принять меры, чтобы такие концепции, как «кооперативность» и «совместное использование», были полностью соблюдены, чтобы равноправно снизить экологическую нагрузку и не злоупотреблять созданием новых частных монополий, используя цифровые технологии для обхода правил, в частности налогообложения и трудового законодательства.

Переход в философии науки от редукционистских методов к более приемлемым для жизни подходам (раздел 2.7) может в значительной степени выиграть от доступности методов информационно-коммуникационных технологий для моделирования сложных, эволюционирующих, реагирующих живых систем. Римскому клубу было очень приятно увидеть методологическую эволюцию от простой компьютерной модели World3 “Пределов роста” 1972 года, до “2052” Йоргена Рандерса, 40 лет спустя.

Разумеется, революция в области информационно-коммуникационных технологий идет значительно дальше, чем простой обмен информацией и методы моделирования и понимания сложных систем. Весь наш промышленный сектор в настоящее время находится в захватывающем переходе на «Промышленность 4.0». В разделе 1.11, был упомянут Джереми Рифкин, который (несколько иным способом подсчета) описывает «третью промышленную революцию», обозначающую пять «столпов», характеризующих ее, в основном относящихся к возобновляемым источникам энергии и их склонности к децентрализации энергоснабжения и всех связанных с ним производственных процессов. Для развивающихся стран, которым пока не хватает питающих линий высокого напряжения, это захватывающий шанс проскочить мимо некоторых фаз развития.

Другой вид прогресса, диктуемый информационными технологиями, связан с доступностью информации благодаря интернету и Википедии, информации, которая ранее хранилась в библиотеках и периодических изданиях, добраться до которой занимало гораздо больше времени, целые дни или даже недели исследований. Кроме того, веб-сайты делают крупные и малые компании, правительственные учреждения, фонды и группы активистов видимыми в местах, которые раньше были по существу отрезанными от более широкого мира.

Существует перспектива, что демократия информационных технологий станет частью нашей реальности. Несмотря на то, что в некоторых местах она уже практикуется, «прямая демократия» теперь становится более легко расширяемой, по крайней мере технически, с помощью многих платформ социальных сетей, которые являются частью революции в области ИКТ. Но, как упоминалось ранее, некоторые проблемные черты социальных сетей влияют на здравый смысл выборов, а также на создание хранилищ наших глупых мнений. Однако такие явления не должны использоваться в качестве основного аргумента против электронной поддержки специальной демократии.

3.10.3 И теперь шокирующее предложение: налог на биты


Адам Смит в “Исследовании о природе и причинах богатства народов” сказал, что богатство основывается на разделении труда и на налогообложении производственных факторов. Это вдохновило канадскую главу Римского клуба рассмотреть вопрос о налогообложении нового производственного фактора информации в книге «Новое исследовании о природе и причинах богатства народов». Это было 20 лет назад; инициатором этой идеи был покойный Томас Рэнальд Айд, более известный как Рэн Айд. Он и его соавторы сказали: «Новое богатство наций найдено в триллионах цифровых битах информации, пульсирующих по глобальным сетям. Это физические / электронные манифесты многих транзакций, разговоров, голосовых и видео сообщений и программ, которые вместе составляют процесс производства, распределения и потребления в новой экономике ». В результате этого наблюдения авторы предложили взимать налог с цифровых «битов». Такой налог был бы крайне небольшим, но все же достаточно большим для получения бюджетных доходов, которые могли бы использоваться для компенсации негативных внешних факторов информационно-коммуникационных технологий, а также для финансирования новых проектов для устойчивого развития.

Гораздо важнее ведущий эффект такой формы налогообложения. Если вы платите налоги, использование энергии, как правило, становится более разумным, а технологии, которые экономят энергию, становятся более прибыльными. Если вы облагаете налогом человеческий труд, вы создаете стимул для повышения производительности труда, что приводит к сокращению числа рабочих мест. Если вы обложите налогом биты, вы нарушите планы отправителям спама и других нежелательных сведений и порадуете тем самым большинство пользователей. Конечно, всегда есть недостатки, как и для НДС, так и для трудовых, энергетических и имущественных налогов. Но автоматический протест из разряда «вы подвергаете налогообложению прогресс» — полная глупость. Крошечный налог в районе, возможно, миллионной части доллара за бит, не будет препятствовать правильному использованию информации, в том числе рекламе, которая финансирует Всемирную сеть. В сегодняшнем контексте плохо функционирующего налогообложения идея Рэна Айда должна быть вновь введена в политические дебаты. Кстати, эту идею можно также взвесить против идеи Билла Гейтса и других людей о «налоге на роботов», чтобы уменьшить масштабы сокращения рабочих мест, которые происходят из-за роботов.

Битовый налог не может преодолеть скандальный факт того, что компаниям вроде Airbnb и Uber, удается зарабатывать миллиарды долларов по всему миру, не выплачивая никому никаких налогов. Они используют страны с низкими налогами в качестве базы своих компаний, но их практика уменьшает налоговые поступления от компаний и частных лиц, которые оплачивают эти расходы, часто выводя их из бизнеса. Точно так же и ИТ-гигант Apple должен заплатить 13 миллиардов евро в виде уплаты налогов в странах, где они работают.

Некоторые из гуру информационной индустрии, осознавая опасность того, что они воспринимаются как основная причина новых форм безработицы, отстаивают идею безусловного базового дохода. Эта концепция, безусловно, является важной частью дебатов, начиная с того, как извлечь выгоду из движущей силы технологического разрыва конструктивным, целенаправленным способом. Крайне важно решать проблемы, стоящие перед человечеством, как старыми, так и новыми, которые создаются в результате такого нарушения. Эта ситуация поистине представляет собой захватывающую возможность, которая нужна обществу, чтобы подхватить новое мышление о доходах и налогообложении!

Продолжение следует...

За перевод спасибо Диане Шеремьевой. Если вам интересно, приглашаю присоединиться к «флэшмобу» по переводу 220-страничного доклада. Пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru

Еще переводы доклада Римского Клуба 2018


Предисловие
Глава1.1.1 «Различные типы кризисов и чувство беспомощности»
Глава 1.1.2: «Финансификация»
Глава 1.1.3: «Пустой Мир Против Полного Мира»

Глава 3.11: «Реформы финансового сектора»
Глава 3.18: «Грамотность в отношении будущего»

«Аналитика»



Про #philtech
image

#philtech (технологии + филантропия) — это открытые публично описанные технологии, выравнивающие уровень жизни максимально возможного количества людей за счёт создания прозрачных платформ для взаимодействия и доступа к данным и знаниям. И удовлетворяющие принципам филтеха:

1. Открытые и копируемые, а не конкурентно-проприетарные.
2. Построенные на принципах самоорганизации и горизонтального взаимодействия.
3. Устойчивые и перспективо-ориентированные, а не преследующие локальную выгоду.
4. Построенные на [открытых] данных, а не традициях и убеждениях
5. Ненасильственные и неманипуляционные.
6. Инклюзивные, и не работающие на одну группу людей за счёт других.

Акселератор социальных технологических стартапов PhilTech — программа интенсивного развития проектов ранних стадий, направленных на выравнивание доступа к информации, ресурсам и возможностям. Второй поток: март–июнь 2018.

Чат в Telegram
Сообщество людей, развивающих филтех-проекты или просто заинтересованных в теме технологий для социального сектора.

#philtech news
Телеграм-канал с новостями о проектах в идеологии #philtech и ссылками на полезные материалы.

Подписаться на еженедельную рассылку

Комментарии (3)


  1. KaneUA
    25.06.2018 03:05

    Но автоматический протест из разряда «вы подвергаете налогообложению прогресс» — полная глупость. Крошечный налог в районе, возможно, миллионной части доллара за бит, не будет препятствовать правильному использованию информации, в том числе рекламе, которая финансирует Всемирную сеть.

    Рассчитаем этот крошечный налог в районе одной миллионной за бит для базовых величин.
    1 бит = $0.000001
    1 байт = $0.000008
    1 килобайт = $0.008192
    640 килобайт = $5.24 (хватит всем)
    1 мегабайт = $8.39
    2 мегабайта = $16.77 (размер этой страницы)

    Я сначала подумал, что это какая-то опечатка или оговорка, но нет. В оригинале так и написано про одну миллионную доллара за бит.
    A tiny tax, in the vicinity of perhaps a millionth of a dollar per bit, would not discourage any proper use of information

    Ну может быть для среднего члена Римского клуба это и нормальная цена. Хотя всё же надеюсь, что это оговорка. Сама идея налога на передачу данных в эпоху, когда передача данных всё быстрее и быстрее с каждым днём, выглядит как минимум абсурдно. Так и до цифровой контрабанды недалеко.

    Битовый налог не может преодолеть скандальный факт того, что компаниям вроде Airbnb и Uber, удается зарабатывать миллиарды долларов по всему миру, не выплачивая никому никаких налогов. Они используют страны с низкими налогами в качестве базы своих компаний

    А кто мешает вместо обвинений Airbnb с Uber и показывания пальцем «вот этот мальчик плохой» усовершенствовать налоговое законодательство для цифровой эпохи? Может дело в том, что мало кто из компаний заинтересован в этом? Авторское право для цифровой эпохи обзавелось пачкой законодательных актов, так как это было интересно компаниям. Налоги же не так интересны, поэтому законы под них писать не спешат.


    1. Nemridis
      25.06.2018 06:57

      Увы нехватает кармы плюсануть Ваш комментарий.
      С выводами и опасениями согласен. Тут как результат будет и цифровая контрабанда и цифровое марадерство и еще масса маргинальных явлений внезапно получат приставку «цифровое».
      <паранойя вкл> А когда эти новые напасти расцветут пышным цветом, можно будет под предлогом борьбы с ними как следует гайки закрутить.<паранойя выкл>


    1. Kriminalist
      25.06.2018 14:08
      +1

      Так можно по скорости выразить, 1 Мбит — 1 доллар, 1 Мбит/с = 1 доллар в секунду, скорость пополнения казны. :)
      А насчет налогов… Они просто боятся взглянуть чуть дальше, и сказать прямо — в цифровую эпоху налоги это атавизм. Невозможность обложить убер — это хороший пример. Переход на распределенные цифровые деньги сделает налогообложение в его нынешнем формате просто невозможным, вот они и хотят весь трафик обложить.