Все как в жизни.
Предыстория
В классических методологиях роли владельца продукта не было. Впервые роль владельца продукта появилась в Scrum фреймворке. До этого ближайшей по смыслу ролью была роль менеджера проекта в методологии PMI PMBoK. Роль менеджера проекта содержала в себе ряд противоречий и конфликтов интересов:
- Менеджер проекта отвечал и за команду, и за отношения с заказчиком. К сожалению, интересы заказчика противоречат интересам команды.
- Менеджер проекта отвечал только за стадию создания продукта. Менеджеру проекта все равно что будет потом, главное закончить в срок проект с нужными свойствами, качеством и уложиться в бюджет.
- Менеджер проекта не обязан знать как продавать и продвигать продукт. Отсюда — столько провалившихся на рынке, но формально успешных (выполненных в срок и уложившихся бюджет) проектов.
Решая эти проблему, создатели Scrum:
- Разделили роль менеджера проекта на две: Scrum мастер, которые заботится о команде, этакая строгая, но любящая нянька, и владелец продукта.
- Сделали так, что ответственность владельца продукта не заканчивается на завершении разработки, а продолжается в период коммерческой эксплуатации.
- Решили, что в компетенции владельца продукта входят: маркетинг, продажи, знания бизнеса и предметной области.
Кто такой владелец продукта?
Владелец продукта – это универсальный солдат, который понимает, что такое разработка ПО; знает жизненный цикл разработки; представляет, как продвигать и продавать продукт, понимает конъюнктуру и тенденции целевого рынка; знает UI и UX; умеет предсказывать и измерять ключевые метрики продукта.
История идеального владельца продукта могла бы звучать так:
- Работал в ИТ разработчиком, проектировщиком или дизайнером.
- Благодаря коммуникативным и лидерским качествам, что в ИТ редкость, дорос до руководителя проекта.
- Не остановился на этом и начал развиваться в сторону бизнеса, маркетинга, продаж.
Но, это в идеале, а на практике: любой, кому приходят в голову «замечательные идеи» считает себя владельцем продукта. Причем, когда эти идеи не выстреливают, можно спихнуть вину на разработку, дизайнеров, маркетинг или продажи.
7 грехов владельца продукта
- Не выдвигает измеримые бизнес гипотезы. Т. е. если реализуем эту фичу, то получим такую выгоду: увеличим конверсию на n%, уменьшим стоимость пользователя на m рублей, заработаем столько-то денег. Причем, нужно не только назвать произвольные значения метрик, но и обосновывать эти значения.
- Не объясняет команде цели изменений. Если исполнитель не понимает или не разделяет цели, то возникают две проблемы: исполнитель делает не то, что хотел владелец продукта; делает это плохо и медленно. Кроме того, команда – первичный цензор идеи. Не можешь доказать команде ценность идеи, задумайся, а есть ли в идее смысл.
- Не участвует в реализации. Если владелец продукта не проверяет артефакты: пользовательские истории, прототипы, блок-схемы, результат, то получает не то, что он хотел.
- Не участвует в приемке. Владелец продукта должен принимать готовые изменения еще до специалистов по тестированию, чтобы убедиться, что сделали то, что нужно и в нужном качестве.
- Не проверяет результаты. Выдвинув измеримые бизнес гипотезы, проверьте, получилось достигнуть прогнозных результатов или нет. Т. е. сверьте план с фактом.
- Не делает выводы. После внедрения изменений нужно не только сравнить план с фактом, но и понять причину, почему достигли или не достигли этих результатов. В будущем постараться усилить положительные результаты и нивелировать отрицательные.
- Не думает о том, что будет с продуктом в будущем. Кто и как будет поддерживать, развивать и продавать продукт.
Идеальный владелец продукта
Уберите частицу «не» из предыдущего списка и получите идеального владельца продукта.
Советы
- Чем больше вы знаете о смежных областях, бизнесе, предметной области, конкурентах, тем легче найти хорошую идею.
- Чем больше вы сделали успешных фич, тем большим авторитетом пользуетесь у команды и заказчика. В какой-то момент авторитет начнёт работать на вас.
- Приносите пользу всем – заказчику успешные фичи, команде ништяки.
Комментарии (3)
Yu_Sh
30.06.2018 03:07На самом деле идея разделить управление продуктом и управление командой — достаточно древняя, не стоит говорить, что до Scrum ничего подобного не было. Ещё в MSF (1994) был «менеджер продукта».
uzverkms
Автор, для чего вы написали этот текст? Какую проблему пытаетесь решить? Проджект менеджер — это очень плохо?
В первой же главе Свода знаний по управлению проектами сказано, что это не методология. Методология — это система практик, методов, процедур, и правил, используемых в определенной сфере деятельности. PMBoK является основой, на которой организация может разработать свои методологии, политики, правила, процедуры и т.д., необходимые в практике управления проектами. В самой свежей, шестой редакции книги, появились отдельные разделы с рекомендациями по адаптации предложенных практик к специфике организации. К тому же прямым текстом сказано, что предложены описательные, а не директивные практики.У вас куча ошибок и противоречий в тексте. К тому же вы придумываете проблему, а потом героически её опровергаете.
Существует Кодекс профессиональной этики и поведения PMI pmi.ru/about/code.php И там сказано:
Конфликт интересов.
Ситуация, возникающая в случае, когда специалист по управлению
проектами должен принять решение или произвести какое-либо действие, которое принесет
выгоду специалисту по управлению проектами или лицу или организации, по отношению к
которым у него есть обязательство быть лояльным, и в то же время нанесет вред другому
лицу или организации, по отношению к которым у специалиста по управлению проектами
есть аналогичное обязательство быть лояльным. Единственный способ для специалиста по управлению проектами разрешить конфликт – предоставить разрешение конфликта на усмотрение затрагиваемых сторон и позволить им решить, каким образом в данной ситуации должен действовать специалист по управлению проектами.
В случае конфликта интересов
4.3.1
Мы заблаговременно и полностью информируем соответствующие стороны о фактах
возникновения конфликта интересов – реального или потенциального.
4.3.2
Если обнаруживается, что мы имеем дело с реальным или потенциальным
конфликтом интересов, мы воздерживаемся от вмешательства в процесс принятия решений или влияния на исход каким-либо иным образом до тех пор, пока: мы полностью не проинформировали участников проекта, интересы которых были задеты; мы не утвердили план уменьшения вреда и не получили согласия участников проекта на принятие мер.
Почему противоречат-то? Основная проблема — когда заказчик не может остановиться в формулировании своих желаний. И тут надо поступать в зависимости от задачи и контекста — либо принимать расширение задачи при увеличении бюджета и/или сроков, или изначально предлагать гибкие варианты разработки/контрактования. Тогда любой каприз — за счет заказчика. И команда довольна и заказчик.
Это важнейшее свойство project manager-а, не позволяющее проекту расползаться и в результате разваливаться. Проджект может не только создавать продукт, он может отвечать и за другие стадии жизненного цикла продукта.
И такое ограничение ответственности как раз нужно для того, чтобы избежать конфликта интересов между ролями продакта и проджекта.
Я понимаю о чём вы. Но PMBoK учит нас, что кроме бюджета, сроков и содержания работ было бы неплохо выяснить критерий успешности проекта для заказчика. Если в качестве критерия успешности внешнего коммерческого проекта обозначить получение прибыли (не менее x % или по какой-то другой метрике), то менеджер проекта будет очень заинтересован в продаже проекта.
SqPiglet Автор
Спасибо за указание на ошибки.