Такие офисы обычно ужасны, но есть варианты
Об авторе: Джейсон Фрайд — основатель и исполнительный директор Basecamp
На прошлой неделе DHH [создатель Ruby on Rails, основатель и технический директор Basecamp — прим. пер.] разнёс в пух и прах открытые офисы. Он прав. Но погодите, ведь мы сами работаем в офисе такого типа. И мы проделали достойную работу, чтобы улучшить ситуацию. Может, есть смысл поделиться опытом.
Прежде всего, открытый офис привлекателен с нескольких точек зрения:
- Экономическая выгода. Отдельные кабинеты обходятся дорого. Вы можете возразить, что неспособность сотрудников работать в открытом офисе обходится ещё дороже. Я бы не стал с вами спорить, но это косвенные убытки, а вот оплата счетов на строительство несёт прямой и непосредственный экономический эффект.
- Расширяемость. Компании любят думать о росте. Сегодня у вас 20 сотрудников, но через год-другой может быть 40, 60 или 80. Очень сложно прогнозировать, сколько понадобится места. Если вы не дадите каждому личный кабинет, некоторые станут злиться. Если построить слишком много кабинетов, то потратите кучу места. Открытый офис представляет собой гибкое и комфортное решение, особенно если вы заключаете аренду на пять и более лет.
- Экономия места. Можно упаковать очень много людей в открытый офис на 460 м?. Столы сдвигаются, люди сажаются на расстоянии метра и т.д. Я не говорю, что это хорошие идеи, но они практичны и эффективны. Если же давать каждому по отдельному кабинету, то понадобится гораздо больше места, что означает гораздо большую арендную плату. Это очень дорого.
Так что нетрудно понять, почему открытые офисы имеют смысл с чисто практической, экономической точки зрения. Их также легче убирать и обслуживать. Но как и DHH, я не согласен с «пользой совместной работы». Ни капельки. Это обман, призванный замаскировать реальную причину использования открытых офисов — экономию средств. Открытые офисы дешевле, вот и всё. Те люди, которые выбирают тип офиса, обычно принимают и финансовые решения.
Итак, с учётом всего этого, если уж нам приходится работать в открытом офисе, как сделать его более комфортным и эффективным?
Правила библиотеки
Зайдите в любую библиотеку в мире — и вы сразу заметите две вещи. Первое: обычно это открытые пространства с большим количеством столов и поверхностей повсюду — как в открытом офисе. И второе: там тихо. Эти две вещи присущи всем библиотекам: планировка и правила поведения. Мы в Basecamp называем их правилами библиотеки.
На фотографиях разная реализация одной идеи
Библиотеки полны людей, которые работают, читают, думают, учатся, пишут, размышляют, что-то проектируют и т.д. Все молчат. Опустив головы, люди работают самостоятельно. На наш взгляд, это образец офиса. В нашей компании мы придерживаемся правил библиотеки.
Итак, урок первый: примите эти правила. Открытые офисы существуют по всему миру и работают каждый день. Они называются библиотеками! И чем больше вы относитесь к своему офису как к библиотеке для работы, а не к хаотичной кухне, тем лучше работает план открытого офиса. Чтобы открытый офис стал эффективным, нужна рабочая культура.
Правила библиотеки означают держать себя в руках, разговаривать приглушённым голосом, не отвлекать друг друга. Если нужно нормально поговорить с кем-то, уйдите в отдельную комнату. В хорошем открытом офисе повсеместно должны быть отдельные комнаты. Место, куда в любой момент могут заскочить несколько человек, поговорить и решить вопрос, не беспокоя окружающих.
В нашем офисе мы называем эти изолированные пространства «командными комнатами» (Team Rooms). Вот как они выглядят:
В офисе Basecamp пять переговорных. Внутри этих комнат уложен красный ковёр, а за пределами — полосатый красно-серый ковёр, как обозначение сосредоточенного, тихого места
Кстати, устранение отвлекающих факторов означает не только физические, но всё чаще и виртуальные. Чаты/каналы в реальном времени — это как открытые офисы, только хуже во многих отношениях. Поэтому даже если вам посчастливилось работать удалённо или в офисе с отдельными кабинетами, но если весь день нужно следить на несколькими чатами в реальном времени, то вы тоже фактически работаете в открытом офисе. Уж простите…
Акустика
Что может быть хуже открытой планировки? Открытый офис с твёрдыми стенами! А поскольку многие открытые офисы размещаются в старых складских помещениях или лофтах, вы уже в невыгодном положении с точки зрения материалов. Всё это дерево, кирпич и стекло великолепно выглядят, но обеспечивают ужасную акустику.
Наш офис сначала выглядел как коробка 90 м? из стекла и бетона. Раньше это была мебельная фабрика, а потом стала фабрикой эха.
Основная часть нашего дизайна — это акустика. Например, в центре офиса мы возвели большую конструкцию в слоях войлока. Это звукопоглощающий материал, а выступы слоёв рассеивают звук. Вот как это выглядит:
Крупный план и вид издали
Одну длинную стену мы покрыли акустическим материалом, который используется в студиях звукозаписи для поглощения и рассеивания звука.
Крупный план и вид издали
Плитки ковра в открытом офисе ещё больше уменьшают эхо от разговоров:
Полосатые снаружи, красные в переговорных
И даже сами переговорные, которые предназначены для нормального общения, сконструированы с продуманной акустикой. От плиток потолка до слоёных пробковых стен с выступами и выемками, чтобы рассеять звук и убрать эхо.
Потолочные плитки и слоёные пробковые стены
Между всеми переговорными с общей стеклянной стеной установлены неопреновые прокладки. На фотографии плохо видно, но между комнатами есть небольшой зазор, где стекло проходит через внутреннюю стену. Неопрен расширяется в этом пространстве и подавляет передачу звука между помещениями.
Я показываю герметичную неопреновую прокладку между стеной и стеклом
Мы также сделали отдельную звуконепроницаемую студию для записи подкастов. Она отделана тем же материалом, что и длинная задняя стена.
Перегородки между столами в открытом офисе сделаны из другого акустического материала, который производят из переработанного пластика:
Крупный план и вид издали
Наконец, если нужно приватно поговорить по телефону (личный или деловой звонок), то есть три телефонные комнаты. У них надёжная звукоизоляция. Они отделаны тем же материалом, что и перегородки между столами. Если кто-то занимает такую комнату, на входе загорается табличка «Занято» (IN USE).
Я делаю вид, что кому-то звоню, в одной из наших телефонных комнат
Плотность и столы
Кроме акустики, для всеобщего душевного равновесия важна ещё одна вещь — плотность. Размещение на головах друг у друга — форма вынужденного стресса. У нас столы расположены лицом друг к другу, но перегородки не позволяют видеть лицо соседа напротив, а до стола за спиной расстояние около трёх метров. Вам никогда не придётся беспокоиться, что откатившись на стуле вы кого-то ударите.
У каждого есть стол для работы стоя, и каждый сидит возле большого окна
Более того, план офиса организован так, что никто не видит чужой экран. Зная, что коллеги даже непреднамеренно могут посмотреть на ваш экран из-за спины, это действительно неприятное чувство. Наша планировка не допускает такого.
Наконец, столы расположены вдоль огромных окон. Естественное освещение особенно успокаивает, а работники самостоятельно управляются с жалюзи в случае необходимости, если в зависимости от времени года появляются блики.
Открытость — это выбор
Да, открытый офис — это выбор, но он требует культуры тишины. К счастью, всем знакома эта культура, потому что все знают, как вести себя в библиотеке. Кроме того, требуются определённые капиталовложения и обдуманный выбора дизайна. Даже если все молчат, размещение кучи столов в эхо-камере — не лучший вариант. Если хотите сохранить тишину, следует обдумать дизайн. Каждое решение так или иначе влияет на результат.
И это всё необязательно!
Мы как могли постарались улучшить открытый офис (и культуру), чтобы каждый мог сконцентрированно работать в тишине каждый день. Но даже этого недостаточно, поэтому никому из сотрудников необязательно приходить в офис. Basecamp — это полностью удалённая компания из 54 человек, и даже 14 человек из чикагского офиса бoльшую часть времени удалённо работают из дома. Если зайти в офис, то вы найдёте там максимум 3?5 человек. Да, обычно это огромная пустая трата места, но мы с радостью идём на такую уступку.
Больше фотографий нашего офиса можно найти здесь. Вышеописанные стратегии и другие темы обсуждаются в будущей книге «Не обязательно сходить с ума на работе».
Комментарии (115)
paratagas
24.07.2018 16:59+1Есть еще одна проблема. Если кто-то из коллег решит перенести инфекционное заболевание (например, грипп) «на ногах», то, работая в кабинете, он может заразить гораздо меньшее количество коллег, чем работая в опен-спейсе.
saboteur_kiev
24.07.2018 17:15больше или меньше — ключевое слово «заразит».
Заразный человек в офисе — это зло вне зависимости от типа офиса.roscomtheend
25.07.2018 13:32Тут уж не офис, а медосмотр на входе. Если экономия не только на опенпейсах, но и остальном, то больничные могут не оплачиваться, «это честь работать у нас — у нас не болеют» и прочие прелдести, вот и переносят (или приходят из таких компаний и не понимают последствий).
DistortNeo
25.07.2018 16:35Медосмотр позволяет выявить только больных с активной формой болезни.
Большинство же людей становятся заразными ещё во время инкубационного периода.
Тот же грипп: пришёл здоровым, температура поднялась только к вечеру, и за день успел перезаражать всех.vconst
26.07.2018 13:19Если в фирме адекватная оплата больничных, а для их получения не надо прийти умирающим, и есть оплачиваемый фирмой ДМС — болеющие «на ногах» сводятся к минимуму.
DistortNeo
26.07.2018 13:40Адекватная ситуация — это когда ты просто говоришь начальнику, что заболел и несколько дней побудешь дома. За 10 лет трудового стажа я ни разу не брал больничный — это ж дико неудобно таскаться по поликлиникам в больном состоянии.
vconst
26.07.2018 13:43Зависит от конторы. Если она очень большая, с белой ЗП, да еще и международная — то такой вариант маловероятен. На прошлой работе так и было, только два дня в год можно было пропустить «просто так», все остальное — официальный больничный. Сейчас перешел в фирму меньшего размера, чисто локальную — бюрократии гораздо меньше, можно просто отпроситься.
dimas
26.07.2018 14:15Международная большая компания может быть еще и банально жадной :) У меня, кстати, есть обратные примеры, когда в большой, с белой ЗП и международной, можно взять куда больше дней без официального больничного.
vconst
26.07.2018 14:16Тоже верно. В итоге я ушёл в небольшую фирму из международного монстра, потому что там не хотели увеличиваю ЗП.
dipsy
24.07.2018 17:05+7А кто знает, как отучить сотрудников опен-спейса обходить всех присутствующих и здороваться с ними за руку? Причем как приходя, так и уходя с работы. Заходя в соседний кабинет по какой-то нужде тоже нужно всех обойти и со всеми поздороваться за руку. Это менталитет такой или что? Какой максимальный размер опен-спейса вам доводилось видеть, где присутствует такая традиция? Мне — кабинет на 20 человек, больше не видел, просто интересно, вот если 40 будет, например, или 80, это же рука устанет.
kurojneko
24.07.2018 17:50Я наблюдал товарища, который так каждое утро с каждым из более сотни программистов здоровался… минут 10 на это у него точно уходило.
wlr398
24.07.2018 18:40+2Учить этикету. Помню небольшую брошюру изданную ещё в СССР. В ней говорилось, что когда подходишь к группе людей, то при количестве 2-3-4 человека, нужно здороваться рукопожатием. Если группа из большего количество, то просто словами типа — привет всем.
В опенспейсе человек на 70 видел обходящих всех подряд. Но хоть не каждый придерживался этого.
Особенно раздражают влажные руки, как в фильме «Игрушка», и вялые селёдочные рукопожатия.
nick_gabpe
24.07.2018 21:19Главное чтобы не так :)Alozar
24.07.2018 17:10+5Как исправить офис открытого типа?
Переехать в кабинетный офис или хотя бы разделить на секции по подразделениям.Iqorek
24.07.2018 17:42Как исправить офис открытого типа?
Переехать в кабинетный офис
Кабинеты это хорошо, но любое ЛПР скорей выберет вариант с опен спейсом и даже предпочтет не нанимать тех, кто будет требовать кабинет, причины описаны в начале статьи.
Было бы круто сделать 3д принтер, который напечатает перегородки из материала типа пенопласта, чтобы можно было напечатать и потом, если надо, легко убрать, любую конфигурацию перегородок.Alozar
24.07.2018 17:45+3Пусть тогда этот ЛПР сидит вместе со всеми, а не в отдельном кабинете. Тогда они поймут, что такое открытый офис с галдящим бэкофисом, которым хочется вечно поржать или поговорить по телефону на громкой связи… аааа пичёт
2morrowMan
24.07.2018 17:26+6Читать статью от СЕО как хороши опенспейсы тоже самое что сейчас слушать от чиновников о правильности повышения пенсионного возраста.
kurojneko
24.07.2018 17:52ну так он же его преобразовал… он молодец. И галеру свою прорекламировал ) Один я пропустил ссылку на вакансии?
Iqorek
24.07.2018 18:15-1Расчет на то что ссылку и так все знают ;)
https://<galley name>.com/careers
GrigoryPerepechko
25.07.2018 10:4837 signals/basecamp назвать галерой, это мощно.
С вакансиями не уверен как сейчас, но еще год назад они почти не нанимали со стороны (а очередь желающих, поверьте, есть). От них не уходят, а по поводу роста Джейсон писали в ReWork — это не для всех. Если они могут реализовать свои планы и не потерять контроль над компанией и проектом из за роста — это их полностью устраивает.dzzh
25.07.2018 21:59Они недавно писали, что дела идут так хорошо, что они заморозили весь рекрутинг.
hexploy
24.07.2018 18:43+4Библиотеки полны людей, которые работают, читают, думают, учатся, пишут, размышляют, что-то проектируют и т.д. Все молчат. Опустив головы, люди работают самостоятельно. На наш взгляд, это образец офиса. В нашей компании мы придерживаемся правил библиотеки.
Ага, и телефоны на столах, я так понимаю, для красоты, да?
Вы слишком уж беспардонно натягиваете сову на глобус. В опен спейсе никогда не будет тишины как в библиотеке: люди общаются, чихают и кашляют, вслух ругаются на встретившийся говнокод или тормозящую джиру, смеются над шутеечками, поздравляют с днями рождения, говорят по телефону и уминают, если и не «доширак», то яблоки или пиццу.
А переговорок при этом не хватает. И размера кухни. И кабинок в туалете тоже. Экономия — она во всём.
sith
24.07.2018 19:13Работал в нескольких открытых офисах России и Канады. Пишу этот комментарий из одного из них (в Ванкувере). Мой личный опыт (конечно, это только мой личный опыт и у кого-то он может быть противоположным) говорит, что в Канаде:
1. Кондиционирование в моих офисах всегда было организовано через тонкие прорези над рабочими местами в потолке, которые имеют «шторки» и могут настраиваться индивидуально. Бывают такие, кто мёрзнет всегда, но жаловаться не принято (это вообще часть местного менталитета) и кто-то просто одевается теплее.
2. Люди тут, обычно, ведут себя очень тихо (это не только офиса касается), но некоторое время назад к нам устроился (точнее вернулся) очень громкий канадец. Он иногда может что-то громко обсуждать, рассказывать, смеяться и т.д. Не могу сказать, что это раздражжает, но, несомненно, он очень заметен и выбивается из общей массы — «зычный» и сильный голос. Ещё, есть пара механических клавиатур, клики которых хорошо слышно.
3. Не принято пользоваться парфюмом. Совсем. Мне сложно вспомнить, когда я тут последний раз встречал запах духов (это не только офиса касается).
4. Запаха пота тоже не встречал. Некоторые мои коллеги (да и я сам) ходят в тренажёрный зал на обеде, но в таком случае всегда есть душевая с полотенцами и т.д.
5. Некоторые приносят еду с собой (я бы сказал, что около 20%, обычно семейные). Чаще всего покупают еду в ресторанах/кафе и едят там же или приносят её в офис. Несмотря на то, что есть кухня некоторые всё равно едят за своим столом. Запах еды при этом может быть, но внимания на это никто особо не обращает, кроме того, как я уже говорил, жаловаться или «морщить нос» в таких случаях тут не принято.
6. Один-два раза в год тестируется противопожарная система и всё здание (даже если это большой небоскрёб) по сирене быстро, дружно и организовано на полчаса выходит на специальное место на улице. Во всех офисах (да и вообще помещениях) на потолке стоят «разбрызгивалки» (прошу прощения за мой русский) воды.
7. Пол — всегда коврое покрытие.
8. Курить не принято. В нашем офисе работает пара десятков человек, из них не курит никто.
9. За руку не здороваются. Вообще, тут за руку здороваются только в момент первого знакомства.
Фотографии нового офиса (только переехали). Предыдущий по сути был точно таким же
vershinin
24.07.2018 19:46-1Свят, свят, свят!
vershinin
24.07.2018 20:23-1Вы так офис свой расписываете, как будто это пятизвёздочный отель. Ещё и фотки приложили! На деле, это обычная шарага коих миллион, где под светом ламп дневного света программисты перерабатывают кофе в код.
Сейчас мы переехали в отдельный кабинет, и весь этот опен-спейс с чихающими-кашляющими немцами-турками я вспоминаю как страшный сон.sith
24.07.2018 20:38Вероятно, Вы просто не обратили внимания, но я писал не про офис, а про взаимоотношения людей в нём и про отличия от типичного российского офиса, где, например, принято здороваться за руку или использовать парфюм.
Не любите немцев и турков (Вы не просто написали кашляющих людей, а указали национальность)? Это называется национализм.vershinin
24.07.2018 21:12-1Вероятно, Вы просто не обратили внимания, но я писал не про офис, а про взаимоотношения людей в нём и про отличия от типичного российского офиса, где, например, принято здороваться за руку или использовать парфюм.
Вы, видимо в России давно не были — в опенспейсах давно никто за руку не здоровается, кроме некоторых особенно упоротых.
Не любите немцев и турков (Вы не просто написали кашляющих людей, а указали национальность)? Это называется национализм.
Нет, как коммунист, все национальности и нации и я ненавижу одинаково, так что никакого расизма. Однако, меня просто удивляет национальная особенность именно наших турков-немцев переносить грипп и прочие ОРЗ на ногах. Может быть в нашу контору специально таких отбирают, но все остальные почему-то предпочитают отлёживаться дома, а не заражать других.
Да, кстати, что насчёт больных и чихающих людей в канадском офисе?
exehoo
25.07.2018 23:00про отличия от типичного российского офиса, где, например, принято здороваться за руку или использовать парфюм.
Сейчас работаю в опенспейсе вроде вашего, только с окнами и без ковров. За руку здороваются все 30 человек, включая женщин. Парфюмом никто не пользуется, включая женщин. Ест кто где хочет. Курить принято на улице. Разговаривать принято громко, тишина «как в склепе» активно осуждается, крики и хохот приветствуются, удаленка не одобряется. Типичный российский офис. Вру, не типичный, обычно всё же не орут и за руку здороваются только на входе или в курилке.
JobberNet
25.07.2018 09:05Если многие не любят опенспейс, то почему так популярны коворкинги?
Ведь это тоже по сути и есть опенспейс.JediPhilosopher
25.07.2018 11:40+1Потому что:
- Коворкинг не совсем опенспейс, так как в нем обычно посторонние друг другу люди сидят по одному и не общаются голосом. Там действуют те самые "правила библиотеки". Уходят основные проблемы опенспейса — окружающий шум и постоянный поток отвлечения от соседей.
- Деваться банально некуда. Если ты фрилансер/удаленщик, а дома работать не можешь (шумная семья, дети, просто неспособен в домашней обстановке сосредоточиться) то у тебя выбор — либо какое-то публичное место типа кафе (вот там совсем шумно будет), либо коворкинг, либо аренда собственного офиса, что несколько дороже и может уже жаба душить тысяч 10 в месяц отдавать за крохотную клетушку.
- Ну и на самом деле коворкинги-то не сильно популярны. Я неоднократно наблюдал как они открываются, а потом где-то через год закрываются. Потому что балансируют на грани рентабельности (при цене ~7-10 тысяч рублей за месяц в СПб) — поставь цену чуть ниже и уже не окупишь аренду помещения, поставь чуть выше — и все от тебя уйдут так как дешевле будет уже снимать свой собственный маленький офис. Стабильные коворкинги, работающие много лет, даже в СПб можно по пальцам одной руки пересчитать.
yurec_bond
24.07.2018 21:11Это вы описали адекватных цивилизованных людей.
Проблема в том что достаточно ложки дегтя (пары мудаков) что бы испортить большей опен спейс.sith
24.07.2018 21:26Не думаю, что мудак тут вообще сможет просочиться через собеседования и прочие этапы отбора на должность, а если каким-то чудом и сможет, то он не сможет надолго задержаться на рабочем месте — soft skills в Канаде оцениваются и важны не менее, а скорее более, чем technical skills. Возможно, это просто везение, но мне в Канаде ещё ни разу не попадался мудак, с которым мне пришлось бы работать под одной крышей, ну или это просто моё отношение к людям такое.
DASM
24.07.2018 22:03-1А если им попадался, только вы еще не знаете их мнения о себе?
sith
24.07.2018 22:24Это часть канадской культуры — когда я не знаю мнения окружающих о себе.
С другой стороны, если я всё таки получил job offer и несколько лет работаю в одной и той же компании, то я могу смело сделать вывод, что можно быть вполне уверенным в своих soft skills.
JobberNet
25.07.2018 05:59Фотографии нового офиса (только переехали). Предыдущий по сути был точно таким же
Почему у вас так тесно на рабочих местах? :(
При том, что между столами — места до фига. Или вы там ещё столы намерены напихать до состояния сельдей в бочке?!
PS Видел другие опен спейсы, там либо нормально с рабочим местом и никто не сидит в тесноте, либо на рабочее месте отведено менее одного метра, а проходы между столами меньше полуметра и пройти можно только боком.sith
25.07.2018 06:15Вероятно, Вам просто так показалось. За столом сидит один человек (у каждого человека 2-3 монитора). Столы большие.
Yeah
24.07.2018 19:23Экономическая выгода. Отдельные кабинеты обходятся дорого.
Ага, отдельные кабинеты — дорого, потому заебашим опен-спейс, пригласим дизайнера и архитектора, обошьем все стены звукопоглощающими материалами и постелим ковры. Это же совсем недорого, да
Как по мне, идеал — это большие и не очень комнаты для команд. Там люди объединены по предметной области и технологиям.
vconst
26.07.2018 13:31Как по мне, идеал — это большие и не очень комнаты для команд
Сейчас вспоминаю свои последние несколько работ, практически всегда так и было. То есть, формально можно назвать рабочее пространство «опенспейс», но на самом деле все довольно удобно разграничено. И сейчас у менеджеров одна большая комната, где сидит десятка два человек, а креатив сидит отдельно. И таи и там бывают публичные обсуждения, но они не пересекаются, а самые шумные, митинги и мозговые штурмы, требующие интенсивного общения 3-6 человек — устраиваются в переговорках.
katzen
24.07.2018 20:13+1Открытое офисное пространство — всегда плохо, как ни расписывай его преимущества и ни изобретай миллион правил выравнивания людей под муравейник. Бибилиотека никогда не была офисом и никогда им не будет.
ihouser
24.07.2018 21:11Судя по фоткам, там столько места, что можно сделать отдельные кабинеты отказавшись от переговорных, которых обычно не хватает. Местами высота позволяет два этажа. По моему, получилось бы вместить больше народу.
Учитывая, что много работают удаленно и места пустуют, можно забабахать шикарные кабинеты.dimm_ddr
25.07.2018 15:45Переговорки все равно нужны. Если кабинеты на команду, то нужно место куда можно уйти поговорить не отвлекая команду. Если личные, то нужно место где собраться собственно той же командой, да и неудобно это по моему опыту — иметь команду каждый член которой сидит в отдельном кабинете, коммуникации срезаются практически до уровня удаленки. Кому-то норм, но вот мне так тяжело работать и я такой не один.
nick_gabpe
24.07.2018 21:29Лучшее из сочетания цена/качество это кабинеты на 5-7 людей в каждом из которых сидит отдельная команда. Больше уже получается шумный оупенсейс, меньше это просто дорого.
Открытое пространство на весь RnD это худшее что только может быть.
worldmind
24.07.2018 22:13Ещё вроде никто тут не сказал, что давно есть середина между гибкостью открытого офиса и удобством отдельных кабинетов — мобильные перегородки, как-то на конфе встречал человека который говорил что это есть в Минске, а значит во всём развитом мире давно доступно.
JobberNet
25.07.2018 06:06А что с пожаробезопасностью всех этих звукопоглощающих покрытий?
sith
25.07.2018 06:20Если Вы внимательно посмотрите на фотографии, то увидите, что весь потолок усыпан форсунками и трубами автоматической системы пожаротушения — всё зальёт водой значительно раньше, чем успеет сильно разгореться. Кроме того, во всех рабочих помещених США курирует настоящая (а не номинальная) пожарная инспекция — если у неё будут замечания, то откупиться или договориться не получится — в Северной Америке это невозможно в принципе.
artyums
26.07.2018 01:39Ох, в случае ложного срабатывания могут быть не хилые финансовые потери — компьютеры, орг. технику, документы, мебель — все позаливает водичкой… И я даже не знаю, от чего могут быть потери выше — от пожара или от залива. При условии наличия огнетушителей, продуманных схем эвакуации персонала, а также пожарных гидрантов в состоянии готовности и обученных ими пользоваться людей — от дренчерных/сплинклерных систем можно было бы и отказаться.
Newbilius
25.07.2018 08:09Не раскрыта тема «как внедрить такую культуру». Если команда считает, что возможность общаться через весь кабинет или обсуждать всё шумно непосредственно на местах — «это же удобно», то команда это внедрять не будет. Если команда в принципе выдаёт приемлемый результат, сверху это внедряться не будет. Всё, вроде бы варианты исчерпаны.
всем знакома эта культура, потому что все знают, как вести себя в библиотеке
Положа руку на сердце — насколько много людей сегодня реально используют читальный зал библиотеки?
P.S. Да, я увидел, что это перевод, но нераскрытость темы это не отменяет.artyums
26.07.2018 01:41Ни разу не видел пустым читальный зал РГБ. Разве что в какие-то предпраздничные и т.д. дни там народа почти нет.
Beshere
25.07.2018 09:05Непонятно, зачем пытаться улучшать изначально плохую идею. А спорт-зал с офисными столами — это потогонка. Здесь никогда не будет комфортно.
Всего дел — сделать комнатки на 3-4 человека, где будет приятно работать. Плюс простой организационный механизм, если человек хочет перейти в другую комнату.berez
25.07.2018 09:46+1Вот тоже — смотрел на фотки и удивлялся: автор рассуждает об экономии места в офисе, и при этом на фото — обширные пустые пространства. Разгородить все это счастье на комнаты — дело пары дней, зато не надо будет людям плешь проедать правилами поведения.
JobberNet
25.07.2018 09:59Модный карго-культ на опенспейсы с наивнной надеждой, что если скопировать опенспейс у Фесбука, то и капитализация достигнет таких же величин.
dimm_ddr
25.07.2018 15:52Второй пункт в списке преимуществ: расширяемость. Конкретно в его компании непонятно почему бы не сделать кабинеты, тут где-то выше писали что они не расширяются и не собираются, но для большинства это весомый аргумент. Не всегда главный, но практически всегда это достаточно большой фактор чтобы его нельзя было проигнорировать.
Ну и мне не очень верится что можно за пару дней получить нормальные, подходящие по стилю к офису, звукоизолированные кабинеты.
paranoya_prod
25.07.2018 11:01+1А можно в цифрах — сколько бы стоило натыкать гипсокартонных стен и наделать кабинетов и сколько стоило установить все эти звукопоглощающие покрытия? У меня, почему то, создаётся впечатление, что стены из гипсокартона обошлись бы дешевле.
dmxrand
25.07.2018 11:22А еще есть проблема с окнами от пола до потолка. Я работаю на 13 этаже с офисом с такими окнами. У меня боязнь высоты. Причем первые рабочие дни я не замечал этих окон, но стоило мне их заметить как я просто стал терять равновесие…
JediPhilosopher
25.07.2018 11:47Эту тему, помнится, поднимали в блоге Лахта-центра. Вот уж где я бы не хотел в опенспейсе работать — это на 100+ этаже небоскреба возле трехсотметровой пропасти. Там точно будут исключительно офисы для людей с крепкими нервами.
Rusli
25.07.2018 12:28Кстати, я замечал по себе — высоты 5 или 10 метров я боюсь, но высота 100 и больше уже никак не воспринимается. Видимо, я могу вообразить себе падение с 10 метров, а 100 уже за гранью воображения. Не зря анекдот придумали: «Прыгать с парашютом совсем не страшно. Открываешь дверь, а там Google Maps, ты же не боишься Google Maps?»
General_Failure
25.07.2018 13:05Я когда переехал на 13 этаж, первое время боялся стоять на балконе, но быстро привык
И вообще слышал что боязнь высоты лечится преодолением страхаdimm_ddr
25.07.2018 15:54Вряд ли у всех, но вообще да. У меня тоже был период когда я жил на 13 этаже и спокойно к этому относился. Правда когда переехал боязнь вернулась, но так как сейчас живу на 4м, то это совершенно не мешает.
dmxrand
25.07.2018 16:15В детстве меня «отучили» бояться высоты — записали на прыжки в воду. Проблема в том, что я теперь дико хочу прыгнуть (там тренер просто толкала тех кто не прыгал — в итоге если вижу пропасть — то желание прыгнуть стало труднопреодолимым, как и страх).
JC_IIB
25.07.2018 16:32там тренер просто толкала тех кто не прыгал
Гм. Сын знакомого, после того, как тренер толкнул его с вышки, со всей дури зарядил ему ногой в пах и больше в секции не появлялся.
p.s. зато борьба зашла на ура :)
miga
25.07.2018 12:30Всё зря.
Если уж я собрался ничего не делать сегодня, мне даже собственный кабинет не помешает.
spamas
25.07.2018 12:36Аналогия опен оффиса с библиотекой ужасна и абсолютно бессмысленна.
Люди работают в команде, парами, тройками.
Разбейте всех читателей в библиотеке на тройки и замерьте уровень шума. Вас ждет пренеприятнейшее открытиеroscomtheend
25.07.2018 13:52А потом надо обсудить ТЗ с кем-то, провести презентацию для удалённого коллеги.
Или в порыве экономии в библиотеку продавцов подсадят или саппорт.
dimas
26.07.2018 14:22Вопрос личной культуры, в т.ч. поддерживаемой лидом.
Наблюдаю в одном и том же офисе команды, где считается нормальным орать через пол-здания, громко что-то обсуждать, проходя мимо соседних команд, и устраивать радостные поржакушки посреди работающих людей, а с другой стороны — люди, нормально обсуждающие все тихим голосом, а для обсуждений командой, звонков и прочего уходящие в переговорки…
hekcfy
25.07.2018 14:42Статья выглядит как издевательство. Столько внимания к звукоизоляции, удобству, комфорту и приватности в огромном офисе. А в конце статьи оказывается, что это все для 10 человек из которых только 3-4 реально им пользуются.
labone
25.07.2018 15:59Работал в офисах двух типов. Для улучшения взаимодействия команды я бы рекомендовал офис закрытого типа с кабинетом под команду с посадкой вдоль стен лицом в середину.
Таким образом сотрудникам никто не мешает и они могут спокойно обсуждать свои таски/дизайн/архитектуру, никому не мешая. Так же они могут тихонечко отпраздновать день рождение скромного сотрудника, например.
При этом кабинеты команд работающих по сходным направлениям должны быть рядом, чтобы люди могли ходить решать рабочие вопросы быстро.
И еще одна важная вещь, которую забывают современные менеджеры это гостевые стулья.
Как можно ждать повышения взаимодействия, если рядос с рабочим местом человека невозможно присесть?
Тренд на опенспейсы в итоге обходится компании гораздо дороже в стоимости сопровождения продукта, чем правильная организация труда. (Тут конечно надо бы предоставить данные, но на то это и комменты что мы постим свое мнение)tcapb1
25.07.2018 18:20Здесь проблема что не всегда правильно получается рассчитать размер команды. Если команда разрастётся — придётся либо притаскивать дополнительные столы и делать тесно, либо кого-то отсаживать в другой кабинет. Ну или напротив, в большом кабинете только пара человек будет сидеть.
Плюс однажды в кабинете я столкнулся с сотрудником, который травил байки по полдня, из-за чего работать было невозможно. В большом опенспейсе на него бы цикнули, а здесь остальным его байки похоже нравились. В итоге из-за него отпросился на удалёнку.
И опенспейс опенспейсу тоже рознь. В некоторых за счёт акустики и просторного пространства даже разговоры особенно не мешают, а в других «правило библиотеки» создаёт довольно гнетущую атмосферу, когда человек 50 сидят в не особо просторном и уютном помещении, клацают по клавишам и молчат.
yurec_bond
Кроме шума, в открытых офисах есть и другие проблемы.
Одна из них — запахи.
Кто-то ест бутерброд
Кто-то принес более «изысканную» еду
Кто-то после тренировки
А кто-то просто вылил на себя ведро духов или одеколона и пошел на работу
И бороться с запахами в условиях открытого офиса еще сложнее чем со звуками.
Iqorek
Тут сработает то же правило библиотеки, а именно кушать запрещено. Вот что делать с вирусами и кондиционерами, у всех разная комфортная температура.
paratagas
С едой сработает, но не с духами и пОтом.
yurec_bond
Да с духами это беда.
У меня постоянны головные боли от духов моих коллег, и HR-ы разводят руками и говорят что ничего сделать не могут.
wlr398
Надеть противогаз в качестве непрозрачного намёка :)
Правда, это конечно при готовности пойти на конфликт.
Извиняюсь за подробности, но есть и другие офисные проблемы.
Зайдя сегодня в туалет наблюдал картину полностью залитого пола кабинки и в середине потопа сухое место формой повторяющей чей-то туфель. Вот как относиться к такому свинству?
vconst
Пол — это еще что. А вот стульчак забрызганный, пардон, мочей так, будто из душа поливали?
Запретить перекусы на рабочем месте — просто и логично. Только чай и кофе. Как правило — никто не возражает.
dimas
Душевую кабину можно построить вместо одной туалетной кабинки …
Излишне резкие духи просто запрещаются, но обычно их носители более вменяемы чем «спортсмены»… Да и нормальная вентиляция тоже решает…
exehoo
Руки прочь от туалетных кабинок! Пусть лучше воняет пОтом, это хотя бы можно терпеть.
dimas
У вас одна на весь офис что ли? :)
Потом оно воняет только первые часы, а к вечеру уже начинает тянуть бомжиком…
DistortNeo
От кондиционеров нужно отказываться в пользу приточно-вытяжной вентиляции. Достаточно, придя в офис, просто взглянуть на потолок: если там нет кучи труб и распределителей потока воздуха, то работать в таком офисе явно не стоит.
Заодно это частично решает проблему с вирусами: при нормальном воздухообмене возбудители заразы не задерживаются в помещении.
dimas
Само наличие труб ничего не гарантирует, увы … Наблюдал не один офис, где приточно-вытяжную вентиляцию банально неправильно расчитали/построили, и приходилось постоянно выбирать либо недостаток кислорода, либо жара/холод в зависимости от времени года … или шум … Причем жара/холод могли быть только на отдельных местах …
Чтобы зараза не задерживалась, надо еще и воздух фильтровать/увлажнять…
DistortNeo
Отсутствие труб же говорит о том, что вентиляции нет совсем. И работать в таких условиях не стоит точно.
Так и представил себе киберпанк: пришёл на работу, достал противогаз, подключенный к источнику воздуха и сидишь, работаешь.
И это всё можно сделать в рамках приточно-вытяжной вентиляции.
Это будет самое эффективное решение при грамотной реализации.
dimas
Да ничего оно не говорит… Трубы запросто могут быть в специальных стояках, а воздуховоды не обязательно должны быть видны… А еще могут быть фальшпотолки…
К счастью, там можно было открывать окна в большинстве случаев. А вот если «дизайнерское» здание без даже режима проветривания…
Сделать можно даже сферического коня в вакууме. А на деле владелец здания отказывался, говоря что это можно сделать только заменой системы целиком и предлагал профинансировать… К счастью, оттуда таки съехали через несколько лет…
dipsy
Это вопрос общей культуры людей, которые там работают. Кто-то ставит веселую мелодию на звонок и оставляет телефон на столе, пока уходит покурить. Возвращается (воняя сигаретным перегаром на всю комнату), а там 7 пропущенных.
Тут как повезет. По моей статистике на 7-10 человек от силы 2-3 адекватных. Причем люди не колхозники и не дворники-алкоголики (при всем уважении), вроде приличные. Наверное просто искренне не понимают, кому бы это могло помешать.
paratagas
А есть еще те, у кого музыка в наушниках долбит так, что на 5 метров слышно.
artyums
Не вижу проблемы сказать человек об этом. Для начала можно в шутку, мол, «У тебя такой интересный рингтон, всем офисом слушали, даже шазамить пытались!». Если человек адекватный — намек поймет. Если не поможет — можно и прямо сказать, чтобы не оставлял телефон или звук выключал. Если бы мне такое сказали — понял и принял бы к сведению :) Иногда, действительно бывает, что не замечаешь чего-то очевидного.
mkv
Не люблю когда так делают. Звучит как подъ*б. Это же не обязательно было сделано специально.
Намного лучше как мне кажется сказать об этом как есть и наедине(лично).
dimas
Так можно и сразу извиниться, увидев оставленный телефон и пропущенные звонки…
По-хорошему бесхозный телефон вообще должен быть сдан как потеряшка на ресепшн или аналогичное место…
Если же телефон ставится на зарядку, никто не мешает поставить сразу на бесшумный режим…
artyums
Я предпочту назвать это стёбом. Если климат в коллективе здоровый, то этот стёб будет не со зла (у него не будет стоять цели обидеть). Ровно как и не имело злого умысла оставление телефона на рабочем месте :)
Но многое, безусловно, зависит от людей и выстроенных между ними взаимоотношений.
ximik13
Коллега приходит, а телефон с семью пропущенными лежит в кружке (или любой другой подходящей емкости), для первого раза в пустой. Как показала практика, очень дисциплинирует в плане оставления телефона с не выключенным звуком на рабочем месте.
dipsy
А если телефон с IP68?
Можно ещё записку написать с угрозами, анонимную. Или лошадиную голову в тумбочку положить.
ximik13
Пообещайте налить в следующий раз горячий сладкий чай. :)
ximik13
И при анонимность ни слова не было. Все честно и в открытую. Воспринимается все как полу-шутка на самом деле, но в память человеку врезается :).
dimas
Достаточно сдать телефон как потеряшку на ресепшн :)
Обычно так никто не развлекается с первого раза, скорее если неоднократные просьбы не увенчались успехом…
tgregory
Вы забыли про заболевания, распространяемые воздушно-капельным путём, причём кондиционеры очень хорошо справляются с распространением инфекции по сотням квадратов опенспейса.
artyums
Есть очень хорошее решение проблемы — установка в разрыв вентиляционных коробов УФ-секций. Очень эффективно обеззараживают воздух и могут работать круглосуточно.
Вариант чуть менее хороший — установка в офисе портативных УФ установок, вроде «Дезар».
mkv
Вы забыли что так только ухудшаете свой иммунитет.