Идея маркетплейса Hamster, предоставляющего специализированнную торговую площадку производителям нишевой электроники и гаджетов, начала привлекать внимание криптоинвесторов ещё на стадии прототипа и подготовки к ICO. Одним из первых инвесторов проекта, с которым команда Hamster Marketplace познакомилась на санкт-петербургском хайпатоне в августе 2017 года, стал Олег Н. Мы пообщались с ним о том, как он выбирает проекты и почему он решил поддержать Hamster Marketplace ещё на стадии предпродаж.
Я занимаюсь инвестициями в криптографические проекты на базе блокчейна с 2011 года. Примерно тогда я впервые услышал о биткоине – в тот момент он «пробивал» очередной потолок стоимости, кажется, в $30. Сейчас эта цифра выглядит забавно, но тогда, шесть лет назад, это был фантастический успех для криптовалюты. Примерно тогда же я купил свой первый биткоин и стал вникать в саму идею блокчейна. По мере ознакомления с этой технологией, я пришёл к выводу, что её ждёт будущее, не ограничивающееся одними только биржевыми спекуляциями – определённо эта сфера должна расти не только «ввысь» курсом и объёмами вливаемых средств, но и «вглубь».
Да, блокчейн – далеко не идеальная технология. Скажу больше – у неё множество очень серьезных недостатков. В прошлом я преподавал информационную безопасность, и, когда блокчейн и криптовалюты появились в широком информационном пространстве, мы разбирали их плюсы и минусы со студентами.
На мой взгляд, единственный и главный козырь блокчейна – это возможность построения децентрализованных систем. В остальном это весьма громоздкая структура, а сама концепция «цепочки блоков» — один большой костыль, во всяком случае, в ее классическом исполнении. Этот костыль приводит к замедлению работы всей сети, т.к. она оказывается завязана на время записи в блок и его сложность. А при понижении сложности блока мы увеличиваем риски безопасности. И из этого круга нет очевидного, простого выхода.
Поэтому, хотя сейчас биткоин и является биржевым, финансовым инструментом, его врождённые пороки, наследство её создателя Сатоши Накамото, препятствуют его превращению в глобальное платёжное средство. Он же слишком медленный! Вы будете стоять на кассе полчаса, и ждать подтверждения записи в блок? Я не думаю, что такое вообще приемлемо в нынешних реалиях. Но при этом я не отрицаю значимость блокчейна и проектов на его основе. Просто надо здраво оценивать все сильные и слабые стороны, без фанатизма.
Я начну издалека. Давайте справедливо: в мире очень много дешевых денег, то есть существует определенная денежная масса, которую просто некуда вложить. Я сейчас абсолютно серьезно: в мире существуют десятки фондов, у которых есть излишек денег на руках, не приносящих никакой прибыли. ICO, как и криптовалюты – это новая возможность для финансового сектора диверсифицировать свой портфель.
И это уже не маргинальная какая-то история. Скажу больше: «парни с Уолл-Стрит» всегда следили за судьбой биткоина, с самого начала. Если вы считаете, что на классических биржах сидят заросшие мхом деды – вы заблуждаетесь. Просто пока криптовалюты и ICO-проекты – это вложения с высокой степенью риска. Но у любого фонда есть в портфеле место для крайне рисковых активов. Это небольшой процент, но именно из него сейчас финансируются многие ICO и благодаря этим деньгам растёт курс криптовалют: фонды вкладываются по мере того, как ситуация в сфере стабилизируется. ICO же стало прекрасным инструментом для «сброса» небольшой части упоминаемых ранее «дешёвых» денег, при этом с перспективой кратной прибыли. Но есть одна проблема: ICO находится в серой правовой зоне, и, с точки зрения некоторых государств, участие в них неприемлемо.
А вообще, это очень удобный инструмент для авторов проектов: околонулевое регулирование, минимум ответственности. Все обязательства людей, запускающих ICO, умещаются в маленькое «мы попробуем это сделать». Законодательство некоторых стран Запада, например, любые данные обещания инвесторам возводит в статус обязательств, поэтому там очень аккуратно говорят о том, что будет сделано и сколько прибыли это принесет. В сфере ICO же можно наобещать золотых гор – только несите деньги. И все это на руку тем, кто собирает деньги подобным образом.
Поэтому потенциальному инвестору найти проект, в который хотелось бы вложиться, крайне непросто. Ведь что происходит с потенциальным участником ICO? Он слышит о новом проекте, идёт на сайт, читает roadmap и white paper. А там – цифры, да такие приятные! Сроки – полгода. Прибыль – сто, двести, триста процентов. А ведь все хотят быть богатыми, и инвесторы, и авторы ICO. В итоге мы имеем ситуацию, при которой практически каждое первое ICO вводит людей в заблуждение, а они рады заблуждаться.
Поэтому, отбирая проекты, я смотрю не на цифры прибыли, а на саму концепцию и сроки реализации. Многие ICO сейчас собирают деньги на откровенную чушь, особенно, когда дело касается блокчейн-проектов. Это как проект просто ради проекта, не более. Любой продукт, в том числе и продукт ICO, должен решать какую-то конкретную задачу. Если я планирую вложиться в какое-то ICO, я оцениваю именно потенциал конечного продукта и команду, которая будет его делать. Последнее крайне важно, потому что если команда ничего не понимает в той области, куда лезет – это, скорее всего, скам. Если меня устраивает и команда, и цели, и сроки реализации, которые должны быть адекватны объему работ, а не традиционные «полгода-год и готово», то я вкладываюсь в этот проект.
Проект Hamster Marketplace я встретил в августе этого года на Хайпатоне в Санкт-Петербурге, куда пришел в поисках новых знакомств и проектов, решив, наконец-то, вживую посмотреть на криптосообщество. И знаете, я был разочарован. Прямо со сцены вещало огромное количество скам-проектов и команд, не понимающих, что вообще собираются делать, или предлагающих продукты, которые не решают никаких уникальных задач. А концепция маркетплейса для инди-производителей, с которой выступали ребята из Hamster Marketplace, показалась мне, наоборот, жизнеспособной.
Давайте поясню на примере. В городе, где я живу, по осени проходят сельскохозяйственные ярмарки. Это, фактически, тот же «инди-маркетплейс» — частные хозяйства и небольшие подворья привозят свою продукцию на прямую реализацию «городским». Для них, производителей, это – дополнительная прибыль от прямых продаж. Население же крайне активно посещает эти ярмарки, там бывает не протолкнуться, хотя, казалось бы, весь ассортимент есть в ближайшем супер- или гипермаркете по той же цене или дешевле, потому что ритейлеры снижают цены в попытках конкурировать. Но люди все равно идут на ярмарку. То есть, у общества есть потребность в штучной, инди-продукции. Я считаю, что тот же принцип, та же потребность, актуальна и для сферы электроники и девайсов. Централизованно, на какой-то оговоренной площадке, предложи потребителю уникальный продукт, который он не найдет в у больших ритейлеров, и потребитель потянется за ним. То есть концепция маркетплейса для небольших производителей уникальных товаров изначально жизнеспособна, проблема реальна, а не притянута за уши. А то, как будет реализована подобная площадка – уже дело техники.
Второй момент – команда. Я говорил, что оцениваю и команду. В случае с Hamster Marketplace я увидел, что люди, которые занимаются созданием площадки для продажи инди-электроники, сами работали в этой сфере. Основатель, Денис Булавин, занимается производством и продажами нишевого продукта, детских планшетов PlayPad, — то есть он понимает, как устроен этот рынок с точки зрения инди-производителя, прочувствовал это на себе. Скажу больше, Hamster Marketplace – это первый некриптопроект, в который я решил вложиться.
До этого я инвестировал в ICO проектов Ethereum, Factom и Augur. Был еще и ряд других. Hamster Marketplace же, хоть и будет использовать инструментарий криптомира в виде ICO и блокчейна для организации работы, является бизнесом из сферы торговли. Но я вижу в нём потенциал и потребность со стороны потенциальных потребителей.
Уже не только как инвестор, но и техногик, я считаю самой перспективным направлением сейчас развитие технологий искусственного интеллекта. Они применимы в самом широком спектре продуктов — от переводчиков и автопилотов до создания полноценного ИИ. Воображаемые перспективы – огромны, но с точки зрения инвестиций эта область разработки крайне непредсказуема в части оценки конечного результата конкретного проекта или стартапа. Ещё я всё больше обращаю внимание на data-майнинг. Его будущее, на мой взгляд, обеспечивает крайне широкая область применения — и, соответственно, рынок. При этом он еще находится на старте своего развития, так как степень его проникновения невелика.
Если же выйти за рамки информационных технологий в принципе, то я бы выделил 3D-печать и медицинские технологии, которые базируются на анализе ДНК. Оценки специалистов касательно этих технологий, которые я слышал, были весьма позитивными.
А вот перспективы освоения Марса, ставшие мейнстримом в техноСМИ, и технологии дополненной реальности, продвигаемые такими гигантами, как Apple, кажутся мне не такими радужными, как это обычно преподносится обывателям. И если с Марсом все более-менее очевидно, то о дополненной реальности я скажу чуть больше. Давайте вспомним судьбу 3D-телевизоров: почти все крупные компании сняли с производства подобные устройства. То есть, за прошедшие десять лет мы стали свидетелями удивительной ситуации: появилась технология, которая предложила потребителю во многом совершенно новый опыт просмотра видео-контента, вокруг неё быстро возникла шумиха, приведшая к почти повсеместному её внедрению — а потом так же быстро она сдала свои позиции.
На самом деле, всё достаточно просто. Сфер применения ИИ – масса, и поэтому работа в этом направлении идёт уже десятилетия и не собирается останавливаться. Потребности в 3D изначально не было – и оно кануло в Лету. Поэтому я думаю, что в будущем мы увидим стабильное развитие именно тех технологий, которые решают уже сейчас существующие проблемы.
Pre-ICO торговой платформы Hamster Marketplace начнётся 28 ноября. Чтобы не пропустить начало регистраци, подпишитесь на рассылку на сайте проекта.
Большое будущее блокчейна
Я занимаюсь инвестициями в криптографические проекты на базе блокчейна с 2011 года. Примерно тогда я впервые услышал о биткоине – в тот момент он «пробивал» очередной потолок стоимости, кажется, в $30. Сейчас эта цифра выглядит забавно, но тогда, шесть лет назад, это был фантастический успех для криптовалюты. Примерно тогда же я купил свой первый биткоин и стал вникать в саму идею блокчейна. По мере ознакомления с этой технологией, я пришёл к выводу, что её ждёт будущее, не ограничивающееся одними только биржевыми спекуляциями – определённо эта сфера должна расти не только «ввысь» курсом и объёмами вливаемых средств, но и «вглубь».
Да, блокчейн – далеко не идеальная технология. Скажу больше – у неё множество очень серьезных недостатков. В прошлом я преподавал информационную безопасность, и, когда блокчейн и криптовалюты появились в широком информационном пространстве, мы разбирали их плюсы и минусы со студентами.
На мой взгляд, единственный и главный козырь блокчейна – это возможность построения децентрализованных систем. В остальном это весьма громоздкая структура, а сама концепция «цепочки блоков» — один большой костыль, во всяком случае, в ее классическом исполнении. Этот костыль приводит к замедлению работы всей сети, т.к. она оказывается завязана на время записи в блок и его сложность. А при понижении сложности блока мы увеличиваем риски безопасности. И из этого круга нет очевидного, простого выхода.
Поэтому, хотя сейчас биткоин и является биржевым, финансовым инструментом, его врождённые пороки, наследство её создателя Сатоши Накамото, препятствуют его превращению в глобальное платёжное средство. Он же слишком медленный! Вы будете стоять на кассе полчаса, и ждать подтверждения записи в блок? Я не думаю, что такое вообще приемлемо в нынешних реалиях. Но при этом я не отрицаю значимость блокчейна и проектов на его основе. Просто надо здраво оценивать все сильные и слабые стороны, без фанатизма.
ICO — это только средство, главное — это цели
Я начну издалека. Давайте справедливо: в мире очень много дешевых денег, то есть существует определенная денежная масса, которую просто некуда вложить. Я сейчас абсолютно серьезно: в мире существуют десятки фондов, у которых есть излишек денег на руках, не приносящих никакой прибыли. ICO, как и криптовалюты – это новая возможность для финансового сектора диверсифицировать свой портфель.
И это уже не маргинальная какая-то история. Скажу больше: «парни с Уолл-Стрит» всегда следили за судьбой биткоина, с самого начала. Если вы считаете, что на классических биржах сидят заросшие мхом деды – вы заблуждаетесь. Просто пока криптовалюты и ICO-проекты – это вложения с высокой степенью риска. Но у любого фонда есть в портфеле место для крайне рисковых активов. Это небольшой процент, но именно из него сейчас финансируются многие ICO и благодаря этим деньгам растёт курс криптовалют: фонды вкладываются по мере того, как ситуация в сфере стабилизируется. ICO же стало прекрасным инструментом для «сброса» небольшой части упоминаемых ранее «дешёвых» денег, при этом с перспективой кратной прибыли. Но есть одна проблема: ICO находится в серой правовой зоне, и, с точки зрения некоторых государств, участие в них неприемлемо.
А вообще, это очень удобный инструмент для авторов проектов: околонулевое регулирование, минимум ответственности. Все обязательства людей, запускающих ICO, умещаются в маленькое «мы попробуем это сделать». Законодательство некоторых стран Запада, например, любые данные обещания инвесторам возводит в статус обязательств, поэтому там очень аккуратно говорят о том, что будет сделано и сколько прибыли это принесет. В сфере ICO же можно наобещать золотых гор – только несите деньги. И все это на руку тем, кто собирает деньги подобным образом.
Поэтому потенциальному инвестору найти проект, в который хотелось бы вложиться, крайне непросто. Ведь что происходит с потенциальным участником ICO? Он слышит о новом проекте, идёт на сайт, читает roadmap и white paper. А там – цифры, да такие приятные! Сроки – полгода. Прибыль – сто, двести, триста процентов. А ведь все хотят быть богатыми, и инвесторы, и авторы ICO. В итоге мы имеем ситуацию, при которой практически каждое первое ICO вводит людей в заблуждение, а они рады заблуждаться.
Поэтому, отбирая проекты, я смотрю не на цифры прибыли, а на саму концепцию и сроки реализации. Многие ICO сейчас собирают деньги на откровенную чушь, особенно, когда дело касается блокчейн-проектов. Это как проект просто ради проекта, не более. Любой продукт, в том числе и продукт ICO, должен решать какую-то конкретную задачу. Если я планирую вложиться в какое-то ICO, я оцениваю именно потенциал конечного продукта и команду, которая будет его делать. Последнее крайне важно, потому что если команда ничего не понимает в той области, куда лезет – это, скорее всего, скам. Если меня устраивает и команда, и цели, и сроки реализации, которые должны быть адекватны объему работ, а не традиционные «полгода-год и готово», то я вкладываюсь в этот проект.
Проект Hamster Marketplace я встретил в августе этого года на Хайпатоне в Санкт-Петербурге, куда пришел в поисках новых знакомств и проектов, решив, наконец-то, вживую посмотреть на криптосообщество. И знаете, я был разочарован. Прямо со сцены вещало огромное количество скам-проектов и команд, не понимающих, что вообще собираются делать, или предлагающих продукты, которые не решают никаких уникальных задач. А концепция маркетплейса для инди-производителей, с которой выступали ребята из Hamster Marketplace, показалась мне, наоборот, жизнеспособной.
Давайте поясню на примере. В городе, где я живу, по осени проходят сельскохозяйственные ярмарки. Это, фактически, тот же «инди-маркетплейс» — частные хозяйства и небольшие подворья привозят свою продукцию на прямую реализацию «городским». Для них, производителей, это – дополнительная прибыль от прямых продаж. Население же крайне активно посещает эти ярмарки, там бывает не протолкнуться, хотя, казалось бы, весь ассортимент есть в ближайшем супер- или гипермаркете по той же цене или дешевле, потому что ритейлеры снижают цены в попытках конкурировать. Но люди все равно идут на ярмарку. То есть, у общества есть потребность в штучной, инди-продукции. Я считаю, что тот же принцип, та же потребность, актуальна и для сферы электроники и девайсов. Централизованно, на какой-то оговоренной площадке, предложи потребителю уникальный продукт, который он не найдет в у больших ритейлеров, и потребитель потянется за ним. То есть концепция маркетплейса для небольших производителей уникальных товаров изначально жизнеспособна, проблема реальна, а не притянута за уши. А то, как будет реализована подобная площадка – уже дело техники.
Второй момент – команда. Я говорил, что оцениваю и команду. В случае с Hamster Marketplace я увидел, что люди, которые занимаются созданием площадки для продажи инди-электроники, сами работали в этой сфере. Основатель, Денис Булавин, занимается производством и продажами нишевого продукта, детских планшетов PlayPad, — то есть он понимает, как устроен этот рынок с точки зрения инди-производителя, прочувствовал это на себе. Скажу больше, Hamster Marketplace – это первый некриптопроект, в который я решил вложиться.
До этого я инвестировал в ICO проектов Ethereum, Factom и Augur. Был еще и ряд других. Hamster Marketplace же, хоть и будет использовать инструментарий криптомира в виде ICO и блокчейна для организации работы, является бизнесом из сферы торговли. Но я вижу в нём потенциал и потребность со стороны потенциальных потребителей.
Куда ещё смотреть инвестору
Уже не только как инвестор, но и техногик, я считаю самой перспективным направлением сейчас развитие технологий искусственного интеллекта. Они применимы в самом широком спектре продуктов — от переводчиков и автопилотов до создания полноценного ИИ. Воображаемые перспективы – огромны, но с точки зрения инвестиций эта область разработки крайне непредсказуема в части оценки конечного результата конкретного проекта или стартапа. Ещё я всё больше обращаю внимание на data-майнинг. Его будущее, на мой взгляд, обеспечивает крайне широкая область применения — и, соответственно, рынок. При этом он еще находится на старте своего развития, так как степень его проникновения невелика.
Если же выйти за рамки информационных технологий в принципе, то я бы выделил 3D-печать и медицинские технологии, которые базируются на анализе ДНК. Оценки специалистов касательно этих технологий, которые я слышал, были весьма позитивными.
А вот перспективы освоения Марса, ставшие мейнстримом в техноСМИ, и технологии дополненной реальности, продвигаемые такими гигантами, как Apple, кажутся мне не такими радужными, как это обычно преподносится обывателям. И если с Марсом все более-менее очевидно, то о дополненной реальности я скажу чуть больше. Давайте вспомним судьбу 3D-телевизоров: почти все крупные компании сняли с производства подобные устройства. То есть, за прошедшие десять лет мы стали свидетелями удивительной ситуации: появилась технология, которая предложила потребителю во многом совершенно новый опыт просмотра видео-контента, вокруг неё быстро возникла шумиха, приведшая к почти повсеместному её внедрению — а потом так же быстро она сдала свои позиции.
На самом деле, всё достаточно просто. Сфер применения ИИ – масса, и поэтому работа в этом направлении идёт уже десятилетия и не собирается останавливаться. Потребности в 3D изначально не было – и оно кануло в Лету. Поэтому я думаю, что в будущем мы увидим стабильное развитие именно тех технологий, которые решают уже сейчас существующие проблемы.
Pre-ICO торговой платформы Hamster Marketplace начнётся 28 ноября. Чтобы не пропустить начало регистраци, подпишитесь на рассылку на сайте проекта.