Раскрытие банковских данных
Тренд зародился в Европе, так, например, в Германии с 2010 года развивается Open Bank Project – проект, поддерживающий раскрытие банковских данных и пользующийся поддержкой крупнейших банков страны.
В Великобритании в сентябре 2015 года при поддержке органов государственной власти была выдвинута инициатива Open Banking Standard, которая направлена на повышение конкуренции и доступности услуг на финансовом рынке. Согласно инициативе, банки должны предоставить 3-им лицам (т.н. финансово-техническим компаниям) данные о балансе клиентов и доступ к их расчетным счетам. Применение принципа открытых банковских данных стало обязательным для 9 крупных банков Великобритании, которые обслуживают более 80% граждан страны.
Использование технологии API
Передача и предоставление информации осуществляется с помощью программного интерфейса API или Application Programming Interface, что по-русски означает «интерфейс программирования приложений». Простыми словами — это перечень команд, запросов, ответов, с помощью которых компьютерные программы обмениваются друг с другом информацией и взаимодействуют, «заставляя» друг друга выполнять какие-либо действия.
Примером использования API можно считать мобильные банковские приложения, которые позволяют клиенту проверить свой баланс, провести платеж и совершить другие банковские операции прямо со своего мобильного устройства.
Возможности и выгоды открытого банковского API
Тенденция, набирающая популярность в мире, заключается в предоставлении банковских API всем организациям, собирающимся работать в финансовом секторе. Подобный подход открывает ряд преимуществ как для банков, так и для потребителей.
Например, появилась возможность создать универсальное мобильное приложение, с помощью которого пользователи могут видеть информацию по каждому банку, клиентом которого они являются. Раньше для каждого банка пользователю были нужны отдельные приложения, что осложняло выбор актуальных предложений и услуг, предоставляемых банками.
Мульти-банковское приложение позволяет:
- Видеть свой баланс онлайн и удобно управлять своими счетами в разных банках.
- Упростить торговые операции (выбор банка для платежа, быстрая проверка кредитоспособности, проведение оплаты с приложения).
- Воплотить ипотечные/кредитные приложения, которые могут подтверждать платежеспособность граждан с мобильного устройства, упрощать процесс получения ипотеки/кредита.
В итоге, клиентам не нужно использовать различные каналы связи и приложения для проведения рутинных банковских операций, банкинг становится удобным, наглядным и комфортным.
Открытый доступ к банковскому API выгоден и банкам:
- Банки расширят каналы дистрибуции своих финансовых продуктов и сервисов с помощью сторонних организаций и информационных систем.
- Расширение каналов дистрибуции — потенциал для наращивания клиентской базы банка.
- У банков появится доступ к информации и сервисам сторонних организаций, что даст возможность лучше ориентироваться в тенденциях, возникающих в сфере финансовых услуг.
- И наконец, открытый API даст возможность следить за новым рынком изнутри и быть может, перекупить организацию, стоящую за наиболее удачными разработками в этой области для усиления собственной позиции на рынке.
Как видим, решение об открытом банковском API приносит выгоды всем сторонам процесса. Теперь рассмотрим, как эта концепция применяется в разных странах мира.
Опыт применения открытого банковского API
В странах Европейского Союза с января 2018 года действует стандарт PSD 2 (Европейская платежная директива), которая обязывает банки предоставлять клиентские базы данных и программные интерфейсы (API) для 3-их лиц, собирающихся работать в финансовом секторе. Таким образом, планируется усилить конкуренцию на рынке мобильных онлайн-платежей за счет выхода на рынок технологических компаний.
В США государственное регулирование вопроса открытых API банков отсутствует. Тем не менее, благоприятная финансовая обстановка привела к созданию банковского агрегатора компании Mint, сайтом которой уже в 2016 году пользовались около 20 млн. жителей США и Канады.
В Сингапуре денежно-кредитное управление (MAS) поддерживает принципы открытого банковского API. Ассоциация банков Сингапура (ABS) и MAS подготовили документ Finance-as-a-Service: API Playbook, содержащий информацию и рекомендации для финансового сектора и призванный обеспечить эффективный обмен финансовой информацией, а также создать почву для запуска инновационных банковских проектов.
В Индии была создана информационная платформа открытых API India Stack, которая включает в себя такие системы и сервисы, как: Aadhaar – крупнейшую в мире систему цифровой биометрической идентификации; Национальная платежная корпорация Индии; Digital locker – платформа для формирования и верификации документов в цифровом виде и др.
IndiaStack позволяет разработчикам и технологическим сатрапам выходить на рынок мобильных приложений по идентификации и аутентификации пользователей финансовых услуг.
Опыт применения открытого банковского API в России
В России в 2016 году по инициативе Сбербанка, Альфа-банка и других финансовых компаний была создана организация ФинТех, целью которой является развитие финансовых технологий в стране. Также в России развивается ФинтехСмарт — ассоциация-профсоюз, занимающаяся развитием среды для финансовых стартапов и сообщество RusFinTech, организующее семинары и конференции на тему финансовых технологий.
Говоря о перспективах развития открытых банковских API в России, стоит упомянуть инициативу, запущенную Банком России совместно с финтех организациями.
Данное направление предполагает проработку сценариев применения открытых API, проведение пилотных проектов, а также разработку стандартов и документов по применению открытых API в России. Уже сейчас крупнейшие банки страны, такие как Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ 24, Газпромбанк и Банк Открытие готовы предоставить свои API сторонним организациям.
Тенденции развития открытых банковских API говорят о том, что направление по разработке мобильных приложений для бизнеса финтех организаций, а именно — мульти-банковских приложений в России станет актуальным в ближайшее время. По данным исследовательского агентства Markswebb, на территории РФ мобильными банками пользуются 18 млн человек, что составляет около 33% от общей интернет-аудитории страны. Хотя бы одним интернет-банком пользуются 35,3 млн человек, или 64,5% всех российских интернет-пользователей. Возраст пользователей интернет и мобильного банкинга ранжируется от 18 до 64 лет.
Клиенты Wellsoft из финансового сектора уже сейчас проявляют интерес к этому направлению и исследуют возможность разработки мульти-банк приложения с использованием открытых API.
Опыт Wellsoft в разработке мобильных приложений для банков позволяет реализовывать подобные решения в данный момент при желании клиента.
Комментарии (20)
imbasoft
15.08.2018 12:58Странная инициатива, нарушающая базовый принцип банковского бизнеса — «деньги любят тишину». Да и к тому же убивающее понятие «банковская тайна» как класс.
Ommonick
15.08.2018 16:59Сейчас популярно интегрировать банковские услуги с кучей дополнительного сервиса. Оставаться просто банком — лишать себя определенных возможностей, а следовательно и прибыли. Как следствие жизнь гражданина становится все более открытой: соцсети, передача персональных данных во многие сервисы (типа госуслуг), а теперь и онлайн-банкинг.
demonit
15.08.2018 15:55так вот почему мне звонят разные левые конторы с предложение взять кредит или еще чего — оказывается — это им сбер/альфа/втб слил мои явки и теперь они долбят меня без удержу
a-l-e-x
15.08.2018 22:02Может я уже слишком старый, но я не хочу, чтобы кто-то кроме меня имел доступ к банковской информации. При этом я даже не хочу тратить время на контроль запрета доступа.
Tangeman
16.08.2018 02:44Чтобы купить товар в онлайн-магазине (или получить какой-то сервис, типа мобильного контракта), ему таки придётся дать доступ. Пусть небольшой (номер счёта/кредитки, персональные данные) и временный (для совершения транзакции на определенную сумму), но всё же.
Впрочем, возможен и другой вариант развития событий — компании (как ритейлеры, так и и процессинговые) могут начать отказывать в обслуживании если им не давать доступа к такой информации (как в случае кредитов), но это всё же маловероятно.Hardcoin
17.08.2018 19:18Если делать по человечески, на не через пятую точку — то не придется. Например, при оплате Яндекс-деньгами я никого доступа онлайн-магазину не даю. Даже временного.
Tangeman
16.08.2018 02:39Согласно инициативе, банки должны предоставить 3-им лицам (т.н. финансово-техническим компаниям) данные о балансе клиентов и доступ к их расчетным счетам.
Только в случае если клиент не против.
В странах Европейского Союза с января 2018 года действует стандарт PSD 2 (Европейская платежная директива), которая обязывает банки предоставлять клиентские базы данных и программные интерфейсы (API) для 3-их лиц, собирающихся работать в финансовом секторе.
Не процитируете статью где есть обязательство предоставлять клиентские базы данных?
Ни в одной из имеющихся инициатив и директив в ЕС нет обязательства делать это против воли клиента. Да, если клиент сам решил поделиться своей информацией с чьим-то приложением — нет проблем. Но только в этом случае. Ни один финтех не получит данных о клиенте без его явного согласия.p_fox
16.08.2018 08:11"Только в случае если клиент не против"
Если клиент против, он просто перестает быть клиентом.
Wellsoft Автор
16.08.2018 09:06Как правило, согласие на передачу информации включено в какую-либо общую оферту, которую клиент, обычно, подписывает не читая.
Tangeman
16.08.2018 11:45Для новых клиентов новых банков или финтехов это может быть включено в контракт (хотя скорее всего такой банк останется без клиентов), но вот уже существующие контракты не могут быть изменены таким образом.
Банковская тайна никуда не делась, в конце концов — просто раньше банки невозможно было заставить сотрудничать с кем-то, а теперь их обязывают, но всё же не в ущерб этой самой тайне.
Так что, принципиально ничего не поменялось, пока что.
OgyAbza
16.08.2018 08:23А вот есть такой протокол — Open Financial Exchange (http://www.ofx.net), придуман ещё в 1997 году как раз для обмена финансовой информацией между финансовыми организациями и их клиентами. Применяете ли вы его, и, если нет, то почему?
Wellsoft Автор
16.08.2018 08:27С таким протоколом пока не встречались. Как мы поняли, он распространен главным образом на территории США.
mmMike
16.08.2018 09:41Вот же блин…
Теперь придется закрывать счета в Сбере.
У меня было подозрение, что корреляция между спамом "купи!" и пополнением счета в Сбере есть.
А теперь это подозрение превращается в уверенность об утечках их Сбера..
AZaz1
17.08.2018 08:18думаю, что «технологический сатрап» — это жесткая форма неприятия такого рода компаний ))
возможно они иногда и действуют как сатрапы, но в общей массе такая оценка некорректна )))
alexxisr
готовы предоставить свои API сторонним организациям
— а мне как обычному клиенту физику можно доступ к своим счетам через апи получить?
Wellsoft Автор
Такая возможность пока не предусмотрена. Чтобы получить доступ к API банков, Вы должны быть зарегистрированной ФинТех организацией.
Rayslava
А как обычному клиенту-физику Альфа-Банк даже экспорт в OFX сломал.
Для нашего удобства, конечно же. Теперь приходится с csv упражняться.
alexxisr
csv — это еще не так страшно, но за ним еще в интернет банк надо ручками сходить, а хочется автоматом загружать выписки
staticlab
Не беспокойтесь, у российских банков или нет никакого API, или его качество и возможности не позволят сделать почти ничего полезного.
Dee3
Некоторые банки предоставляют API. По крайне мере некоторые приложения для личного учета финансов используют API для обмена с банком.