Мне повезло. У меня был проект мечты. Почти 3 года я руководил проектом, о котором можно мечтать. Прошло больше года с его закрытия, но лично я и как оказалось другие участники вспоминают о нём с большой теплотой, можно сказать с любовью. Даже те, кто проработал на нём пару-тройку месяцев.
И вот я сижу и пытаюсь понять, что же было такого в этом проекте, что столько людей помнят его и идеализируют.
Первое, что приходит на ум — клиент. Очень толковая. Она знала чего хочет, могла поставить цель, описать свою мечту, свои потребности и потребности её отдела. А потом дать свободу это сделать. Причём очень тонкую свободу: с ежедневными скрамами и полным погружением в проект с её стороны. Она знала всех разработчиков, знала все истории и эпики, внимательно следила за burndown`ом и ходом скрама. Планировали спринты мы только вместе. Приоритет эпикам выставляла лично она. Была настойчива в сроках, требовательна к качеству и добра к людям.
В кратком итоге: для проекта мечты важен заказчик, который принимает активное участие в создании продукта, но не вмешивается в работу разработчиков. Да пошлёт вам Святой Клиентий хороших заказчиков.
Второе — это Команда. Да, прямо с большой буквы. Команда, которую набираешь сам, каждого разработчика, каждого тестировщика, каждого базданщика, каждого оператора системы. Любому я мог доверить работу со спокойной душой. Дать задачу, обсудить, обмозговать, написать необходимый «Implementaion Strategy» и пойти заниматься другими задачами. Разработчик заканчивал задачу, передавал тестировщикам, тестировщики искали (и находили) ошибки, ошибки исправлялись. В регулярное демо шли только проверенные задачи, и демо всегда проходило гладко.
Каждый разработчик представлял и знал систему в целом. Какие-то детали знали разработчики отдельных компонентов, но общее представление было у каждого. Тестировщики знали систему лучше разработчиков, разбирались в требованиях, тестировали, проверяли и вносили рацпредложения.
В кратком итоге: важны люди. Люди, которым ты доверяешь. Да наделит вас мудростью Святой Рекрутий!
Третье, что было значимо — это налаженные процессы. Команда не была бы командой, если бы не работала по оговоренным правилам. Двухнедельные спринты, отработанные процесс сбора и анализа требований, адекватные оценки сроков, хорошее тестирование, регулярный релиз новых версий. Все знали расписание, свои задачи и сроки. Люди работали без авралов и овертаймов за очень редким исключением.
В кратком итоге: важен налаженный процесс разработки. Налаженный и адаптированный именно для этого проекта, именно для этого клиента и именно для этой команды. Поблагодарим же Святого Аджалия, что иногда полон любви к нам.
Четвёртое, что вспоминается наверное всем, — это свобода в действиях. Но не такая, что «гуляй Вася», а такая, что «вот задача, дайте вменяемые сроки, и вперёд к результату». Свобода проявить себя, свобода основанная на доверии и уважении. Мы сами выбирали технологии, делали анализ, что лучше подойдёт для той или иной задачи, можно ли такое сделать вообще в разумные сроки. А если сроки получались неразумные, то заказчик с готовностью шёл на упрощение функционала.
В кратком итоге: люди раскрывают себя, когда чувствуют свободу и уважение. Тут опять хочется поставить свечку Святому Клиентию, потому что обычно такая свобода исходит от заказчика.
Пятое, от чего лично я кайфовал, — это отзывы пользователей. Получить письмо от работника отдела с благодарностью, что теперь стало проще и быстрее работать, — бесценно. Мотивирует, заряжает, подпитывает. Я ездил в компанию в командировку и почти весь отдел знал лично. Для меня это были не просто абстрактные Минкай или Рауль, а очень даже реальные люди. И я для них был не просто абстрактный тимлид в вакууеме, а Андрей Волков, из кожи и мяса, с характером и русским акцентом.
И требования, которые решают конкретные проблемы, тоже делать приятнее, чем что-то абстрактное на всякий случай.
В кратком итоге: ощущение, что пишешь продукт для реальных людей и решаешь реальные проблемы, — отличный мотиватор. Шлю лучи добра Святому Фидбекию!
Шестое… Шестое — это руководитель, тимлид и/или менеджер проекта. В этой роли был я. И я считаю, что я смог. Смог отобрать людей, подружить команду и клиента, построить процесс разработки, завоевать доверие и хорошее отношение пользователей. Заложить архитектуру приложения так, что она выдержала 2.5 года интенсивной разработки. Да, я был не один. Свои идеи я обсуждал с командой, разработчики и тестировщики вносили свои предложения, клиент учил и помогал в наладке спринтов и скрамов. Но я был. Я вкладывался и видел результат своей работы. Видел достижения и ошибки. Менял процессы, снова видел достижения и ошибки, снова менял, чтобы ошибок было меньше, а удовольствия от работы больше. Распределял задачи, чтобы каждый мог вырасти как профессионал. Я работал по своим принципам. Я был на это проекте. Проект был частью меня. И до сих пор остаётся частью меня.
Спасибо каждому за то, что делали свою работу и не полагались ни на каких святых духов.
Многое осталось за скобками. Будь то слёты всей командой в Нижнем Новгороде (да мы реально собирались пару раз всей распределённой командой (Магнитогорск, Ижевск, Белгород, Минск...) в одном офисе, спасибо Анне за отличную и продуктивную идею). Или например кризис первой версии, когда мы работали пару недель без выходных перед релизом и выпустили-таки продукт, в который поверили и дали добро на продолжение. И сложности работы с клиентской командой DevOps тоже не забылись. И вечная борьба за burndown до сих пор вызывает возражения. И то, что клиент проводил скрамы в свои 6 (!) утра. И трёхчасовые изматывающие пленнинги. И радость от успешной работы с 600 мегабайтными экселями и 18 гигабайтными файлами. И ночные звонки, что приложение упало. И сокращение персонала. Но, чёрта-с два, как же это всё было круто!
Да, проект назывался «Меридиан». Внутрикорпоративный продукт. Спустя год, когда плохое подзабылось, а хорошее подзолотилось, он вспоминается исключительно как волшебный. Хотя из волшебного там было много труда и чуточку удачи.
PS И пусть Святой Таймзоний оградит вас от ошибок при работе с датами и клиентов в 12 часовых поясах от вас.
И вот я сижу и пытаюсь понять, что же было такого в этом проекте, что столько людей помнят его и идеализируют.
Первое, что приходит на ум — клиент. Очень толковая. Она знала чего хочет, могла поставить цель, описать свою мечту, свои потребности и потребности её отдела. А потом дать свободу это сделать. Причём очень тонкую свободу: с ежедневными скрамами и полным погружением в проект с её стороны. Она знала всех разработчиков, знала все истории и эпики, внимательно следила за burndown`ом и ходом скрама. Планировали спринты мы только вместе. Приоритет эпикам выставляла лично она. Была настойчива в сроках, требовательна к качеству и добра к людям.
В кратком итоге: для проекта мечты важен заказчик, который принимает активное участие в создании продукта, но не вмешивается в работу разработчиков. Да пошлёт вам Святой Клиентий хороших заказчиков.
Второе — это Команда. Да, прямо с большой буквы. Команда, которую набираешь сам, каждого разработчика, каждого тестировщика, каждого базданщика, каждого оператора системы. Любому я мог доверить работу со спокойной душой. Дать задачу, обсудить, обмозговать, написать необходимый «Implementaion Strategy» и пойти заниматься другими задачами. Разработчик заканчивал задачу, передавал тестировщикам, тестировщики искали (и находили) ошибки, ошибки исправлялись. В регулярное демо шли только проверенные задачи, и демо всегда проходило гладко.
Каждый разработчик представлял и знал систему в целом. Какие-то детали знали разработчики отдельных компонентов, но общее представление было у каждого. Тестировщики знали систему лучше разработчиков, разбирались в требованиях, тестировали, проверяли и вносили рацпредложения.
В кратком итоге: важны люди. Люди, которым ты доверяешь. Да наделит вас мудростью Святой Рекрутий!
Третье, что было значимо — это налаженные процессы. Команда не была бы командой, если бы не работала по оговоренным правилам. Двухнедельные спринты, отработанные процесс сбора и анализа требований, адекватные оценки сроков, хорошее тестирование, регулярный релиз новых версий. Все знали расписание, свои задачи и сроки. Люди работали без авралов и овертаймов за очень редким исключением.
В кратком итоге: важен налаженный процесс разработки. Налаженный и адаптированный именно для этого проекта, именно для этого клиента и именно для этой команды. Поблагодарим же Святого Аджалия, что иногда полон любви к нам.
Четвёртое, что вспоминается наверное всем, — это свобода в действиях. Но не такая, что «гуляй Вася», а такая, что «вот задача, дайте вменяемые сроки, и вперёд к результату». Свобода проявить себя, свобода основанная на доверии и уважении. Мы сами выбирали технологии, делали анализ, что лучше подойдёт для той или иной задачи, можно ли такое сделать вообще в разумные сроки. А если сроки получались неразумные, то заказчик с готовностью шёл на упрощение функционала.
В кратком итоге: люди раскрывают себя, когда чувствуют свободу и уважение. Тут опять хочется поставить свечку Святому Клиентию, потому что обычно такая свобода исходит от заказчика.
Пятое, от чего лично я кайфовал, — это отзывы пользователей. Получить письмо от работника отдела с благодарностью, что теперь стало проще и быстрее работать, — бесценно. Мотивирует, заряжает, подпитывает. Я ездил в компанию в командировку и почти весь отдел знал лично. Для меня это были не просто абстрактные Минкай или Рауль, а очень даже реальные люди. И я для них был не просто абстрактный тимлид в вакууеме, а Андрей Волков, из кожи и мяса, с характером и русским акцентом.
И требования, которые решают конкретные проблемы, тоже делать приятнее, чем что-то абстрактное на всякий случай.
В кратком итоге: ощущение, что пишешь продукт для реальных людей и решаешь реальные проблемы, — отличный мотиватор. Шлю лучи добра Святому Фидбекию!
Шестое… Шестое — это руководитель, тимлид и/или менеджер проекта. В этой роли был я. И я считаю, что я смог. Смог отобрать людей, подружить команду и клиента, построить процесс разработки, завоевать доверие и хорошее отношение пользователей. Заложить архитектуру приложения так, что она выдержала 2.5 года интенсивной разработки. Да, я был не один. Свои идеи я обсуждал с командой, разработчики и тестировщики вносили свои предложения, клиент учил и помогал в наладке спринтов и скрамов. Но я был. Я вкладывался и видел результат своей работы. Видел достижения и ошибки. Менял процессы, снова видел достижения и ошибки, снова менял, чтобы ошибок было меньше, а удовольствия от работы больше. Распределял задачи, чтобы каждый мог вырасти как профессионал. Я работал по своим принципам. Я был на это проекте. Проект был частью меня. И до сих пор остаётся частью меня.
Спасибо каждому за то, что делали свою работу и не полагались ни на каких святых духов.
Многое осталось за скобками. Будь то слёты всей командой в Нижнем Новгороде (да мы реально собирались пару раз всей распределённой командой (Магнитогорск, Ижевск, Белгород, Минск...) в одном офисе, спасибо Анне за отличную и продуктивную идею). Или например кризис первой версии, когда мы работали пару недель без выходных перед релизом и выпустили-таки продукт, в который поверили и дали добро на продолжение. И сложности работы с клиентской командой DevOps тоже не забылись. И вечная борьба за burndown до сих пор вызывает возражения. И то, что клиент проводил скрамы в свои 6 (!) утра. И трёхчасовые изматывающие пленнинги. И радость от успешной работы с 600 мегабайтными экселями и 18 гигабайтными файлами. И ночные звонки, что приложение упало. И сокращение персонала. Но, чёрта-с два, как же это всё было круто!
Да, проект назывался «Меридиан». Внутрикорпоративный продукт. Спустя год, когда плохое подзабылось, а хорошее подзолотилось, он вспоминается исключительно как волшебный. Хотя из волшебного там было много труда и чуточку удачи.
PS И пусть Святой Таймзоний оградит вас от ошибок при работе с датами и клиентов в 12 часовых поясах от вас.