Большинство ИТ-проектов, которые я видел в жизни, были очень успешными. Выполнялись они в разных компаниях, на всевозможных платформах, совершенно разными людьми. Но успех приходил всегда, за редкими исключениями.

Я каждый раз удивлялся, откуда у ИТ-команд такая целеустремленность, тонкое чувство стратегии и ее реализации, понимание ситуации и железная воля следовать избранным путём? Есть ли какой-то секрет успеха?

Я посмотрел, проанализировал, и составил перечень алгоритмов, которые успешно приводят ИТ-проекты к цели. Начнем с целей — чего же такого успешно достигается?

Внимание. Эта статья — только для людей из мира ИТ. Если вы не из ИТ, или, не дай Бог, какой-нибудь директор или собственник, вам лучше не читать эту статью. Иначе вы всё нам испортите.

И еще раз внимание. Эта статья — не сарказм, не попытка кого-то разгромить, не градация рынка и не поднятие чьего-либо ЧСВ, включая моё. Я, как и любой ИТ-специалист, и компания, в которой я работаю, как и любая другая ИТ-компания, подходят под определения из этой статьи.

Цели


Попробую прояснить цели ИТ-проектов. Не вымышленные, объявленные в бумагах, на митингах или в богато обставленных кабинетах генералов. Настоящие цели.

Цель, ее осознание и понимание, имеют первостепенное значение в любой деятельности. И здесь не важно, хороша или плоха истинная цель в системе ценностей. Если объявлена одна цель, а в реальности, или даже в подсознании, сидит другая, то именно другая и будет достигнута.

Но, к сожалению, в отношениях ИТ и бизнеса устоялся неправильный стереотип. Считается, что большинство ИТ-проектов — провальные. Какие-то аналитики собирают статистику, чего-то высчитывают, потом пишут разгромные статьи о том, как ИТ не помогает бизнесу, не достигает поставленных целей, плодит суррогаты, отнимая у несчастных компаний миллионы в любой валюте.

Ошибка этих аналитиков очень проста: они судят со стороны бизнеса. Автоматизируемого, а не автоматизирующего. Оценивают проекты не в той системе координат, в которой они выполнялись. Смотрят на достижение целей, которые кто-то, когда-то, в самом начале, зачем-то сказал или написал. А про настоящие цели вообще не знают.

Настоящих целей ИТ-проектов, если обобщить, бывает четыре:

1. подсадить;
2. зацементировать;
3. выжать;
4. поучиться.

Подсадить на себя


Подсадить — это все проекты по внедрению 1С. Сюда же — автоматизация на любом слабо распространенном фреймворке или ПО. Сюда же — говнокод, «в котором только я разберусь».

Внедрив 1С, клиент всегда подсаживается на т.н. «Информационно-технологическое сопровождение». По-русски это абонентская плата за доступ к обновлениям. Необходимость обновлений оспаривать бессмысленно — её подкидывает государство. НДС 20%, разного рода ФЗ, онлайн-кассы, ЕГАИС и т.д. — все это отражается в программах 1С и, следовательно, надо обновляться.

Аналогично — Битрикс. Кто бы не построил на нём сайт, надо платить за обновления и наличие тех.поддержки.

Аналогично — любой онлайн-сервис, будь то электронный документооборот, карты, сверка взаиморасчетов или проверка контрагентов. Большинство из них требуют некоторых работ по встраиванию в корпоративную систему и, чем больше денег и усилий на это потрачено, тем сложнее будет отказаться.

Время, в течение которого клиент подсажен, работает против него и на успех продавца ПО или услуг. Даже если берут только обновления, без доработок на заказ, выплаченная сумма с каждым месяцев растёт, и отказ от ПО или сервиса будет означать, что деньги выброшены на ветер.

Цель простая — сделать так, чтобы клиент, единожды поработав с вами, пусть даже по небольшой задаче, никогда не соскочил, и продолжал заказывать новые продукты и услуги именно у вас.

При правильном подходе работает лучше, чем у драгдилеров — там хоть можно «поставщика» сменить, товар-то один и тот же. Но если вы написали клиенту, например, «оптимизированную выгрузку товаров на сайт», да про обфускацию не забыли, и использовали какие-нибудь хитровыдуманные константы, установленные только в этой конкретной БД, то клиент — ваш.

Важно, как говорится, влезть. Зацепиться, хотя бы за краешек.

Подсадить — пожалуй, самая распространенная цель ИТ-проектов.

Зацементировать


Зацементировать — это любимая цель внутренней автоматизации. Отличие заводских программистов, или фикси, в том, что они не получают дохода от выполнения проектов. Бывают, конечно, премии, но если их размазать по году, то получится мизер. Оклад намного проще и стабильнее, к тому же всегда есть возможность подработок.

Заводской программист мыслит, как солдат, который спит, а служба идет. Поэтому естественным стремлением является повышение эффективности своего рабочего дня. Помните, что такое эффективность? Это затраты на производство результата.

Результат один и тот же — оклад. Затраты — это усилия. Оклад повысить нельзя, а усилия сократить — можно. Так и повышается эффективность.

Простейший путь — говнокод, «максимально отражающий требования пользователей». Под говнокодом здесь имеются в виду и сам код, и метаданные, и «кнопочка вот тут». Никакого анализа требований, соответствия общей архитектуре и стратегии, «лишь бы работало».

Когда «работает» — это цемент. То, что «работает», все боятся трогать — и программисты, и пользователи, и руководители. Любой революционер, который начнёт вопить «нам нужен рефакторинг», будет изгнан, опозорен, унижен, обвинен в желании повыделываться и испортить бизнесу жизни.

Если «работает» — все хорошо и программист молодец. Он продолжает получать свой оклад. Чем больше областей в информационной системе, которые «работают», тем меньше у программиста работы. Остается только поддержка — ответы на одни и те же вопросы, демонстрация одних и тех же форм и инструментов, решение одних и тех же проблем. Просто и стабильно, как у солдата.

Цементированием не брезгуют и проекты автоматизации силами внешнего подрядчика, особенно под конец. Например, надо акт подписать. Два месяца делали «как положено», но директор из центра требует денег, иначе перестанет платить зарплату. Надо срочно сделать так, чтобы клиент был доволен. Как? Зацементировать, как заводские программисты. Говнокодом.

Выжать


Выжать — это цель, как правило, для неуверенных в себе. Например, есть небольшая шаражка по внедрению 1С. Перебивается мелкими работами по обновлениям и печатным формам, продажей дешевых коробок, пожарными консультациями ларьков во время сдачи отчетности.

И тут — бац, счастье привалило. Проект. Невесть откуда, вероятно — по ошибке, шаражке доверяют внедрить большое и серьезное решение. Что делать? Опыта нет, специалистов — тоже.

Стараются тупо урвать по максимуму. Оплата — по часам, или короткими актами, не больше месяца. Никакой привязки оплаты к целям, бизнес-показателям, завершенности и тому подобной ереси. Минимум рисков, максимум денег.

Аналогично поступают специалисты, которые не специалисты, но попали на работу в приличное место — например, с высоким окладом. Они стараются надувать щёки, не выдавать своей некомпетентности, никогда не углубляются в детали, все время откладывают принятие решений и начало работ.

Например, в одной из компаний взяли ИТ-директором человека, в глаза не видевшего 1С. А взяли для решения конкретной задачи — внедрения 1С. На собеседовании сумел пустить пыль в глаза, его взяли на приличный оклад, и он продержался год. Только когда к стенке припёрли — признался, что не знает 1С. Просто уволился, и пошёл искать следующую компанию, которую можно выжать.

Поучиться


Редко, но такое бывает. Молодая компания хочет ворваться на рынок ERP-систем. Или старая компания хочет развить новое направление. Или вообще стратегия такая — обучать новых специалистов, бросая их в самое пекло.

Звучит-то красиво — бросать в пекло. Вроде известной притчи о том, как учить плавать, бросая в воду. Но на деле, если не врать себе, мы просто обучаем своих специалистов за деньги заказчика.

Чего греха таить — я сам бывал в подобной ситуации. Прошел лишь месяц с тех пор, как я впервые увидел в глаза 1С, и вот я уже на проекте по внедрению самой сложной (на тот момент) конфигурации — «Управление производственным предприятием». Просто потому, что продукт — новый, только появился, и проект по его внедрению у компании — первый. Мало того, он и в городе — первый, а может и в регионе.

Я, конечно, многому научился на том проекте. А заказчик всё это оплатил. Достаточно было руководителю проекта на совещании, где меня представляли, утвердительно кивнуть в ответ на вопрос «а он восьмёрку-то знает?».

Я нисколько не осуждаю такой подход — тем более, что сам им часто пользовался, и продолжаю практиковать. Заказчик, как правило, в душе не знает, какой специалист в чём разбирается. Стоимость часа работ — одинаковая, и для новичка, и для зубра. Новичок будет делать неделю, зубр — два часа. Заказчик оплатит неделю. Что не так?

Бывают и другие проекты с целью поучиться. Например, внедрение нового, только что разработанного продукта. Бывает и так, что заказчик получает этот продукт бесплатно. Может, даже и услуги по внедрению, или их часть. Я сам таким подходом пользуюсь. Бесплатность хороша — она избавляет от рисков.

Комбинации и трансформации


Цели проекта могут меняться в процессе его реализации, в зависимости от ситуации. Это нормальный, живой процесс.

Выше я приводил пример, как проект с целью подсадить может начать цементироваться — когда надо подписать акт. Обычно это происходит, когда нависает угроза срыва проекта.

Однако, не обязательно именно цементировать, можно и выжать. Например, ситуация — при внедрении начато сразу несколько этапов. Где-то идет обучение, где-то тестирование, где-то тестовая эксплуатация. И вот появилась общая угроза срыва проекта — мало ли, ЛПР поменялся.

Часть этапов можно зацементировать, если это возможно. Цементирование, скорее всего, позволит получить всю сумму за этап проекта. Но бывает, что этап находится только на стадии разработки, пусть и в шаге от продакшн — тогда до цементирования еще далеко, заказчик даже прототипа не видел. Как вариант, можно попробовать выжать — подписать акт на часть суммы. Допустим, только за разработку, прибавив фразу «за уже фактически потраченное время».

Бывает и обратная трансформация — начинали как «выжать», по ходу разобрались, и делаем «подсадить на себя». Или так зацементировали, что впору выжать остатки и бежать.

Теперь, зная эти цели, посмотрите на ИТ-проекты, которые вы видели. Достигли ли они хоть одной из них?

Резюме


Хотите верьте, хотите нет, но статья родилась спонтанно. Я сел написать текст о том, как влияет множество интеграций на сложность изменений в бизнесе.

А потом подумал — чего сопли-то жевать? Опять из пальца высасывать какую-то пользу для несчастных заказчиков, и как мы, ИТ, его этой пользы лишаем? Не лучше ли заняться реальностью?

Реальность — это тысячи внедрений информационных систем, разработанных сайтов, подключенных сервисов и развёрнутого парка оборудования.

Да, в большинстве случаев заказчик ноет, что ИТ-проект не достиг каких-то его целей.

Напоминает романтичную девушку, мечтающую о прогулках за руку с кавалером, по цветущим лугам, с венком из одуванчиков на голове, и чтоб солнышко светило ярко-ярко, а он такой в белоснежной рубашке навыпуск, улыбается, и ничего ему не надо, только быть со мной рядом, купаться в бездонном океане обаяния моей молодости, красоты и чистоты, и весь мир создан только для меня, и Он — тоже, для меня…

Нет, милая моя. У Него — другая цель. И ты знаешь, какая. Он своей цели достигнет. Если не с тобой, то с другой. И не раз.

Зачем фантазировать, если есть реальность? Да, бывают проекты, повышающие эффективность заказчиков. Да, у клиентов и прибыль может вырасти — или за счет роста дохода, или через сокращение затрат. Но большинство ИТ-проектов — чтобы подсадить, или зацементировать, или выжать, или поучиться.

Так чего фантазировать, пенять на несправедливость, призывать изменить и измениться, верить в добро и сказки? Лучше разобраться, как больше подсаживать, меньше цементировать, вообще не выжимать и в процессе учиться.

Этим и предлагаю заняться. Если не возражаете.

Комментарии (63)


  1. BD9
    04.02.2019 23:41

    Это какой-то местный способ пиариться — рассказывать какие 1С-ники плохие люди и сама 1С полное гэ.
    1С бизнес выбирает потому что другие способы решения его вопросов хуже. По слухам в РФ не было ни одного полностью успешного внедрения SAP. (буду рад узнать случаи, опровергающие это утверждение).

    Подсадить — это все проекты по внедрению 1С. Сюда же — автоматизация на любом слабо распространенном фреймворке или ПО. Сюда же — говнокод, «в котором только я разберусь».
    Внедрив 1С, клиент всегда подсаживается на т.н. «Информационно-технологическое сопровождение». По-русски это абонентская плата за доступ к обновлениям.

    Бывает, что обходятся без ИТС и франчей. Сам занимался одной конфигурацией 1С УПП, переделанной какой-то компанией для целевой отрасли. ИТС просто не поможет — пишем руками сами. Спрашивать у кого-то на стороне бесполезно — конфигурацию развивали несколько лет своими силами. Компания и пользователи постоянно смотрели на другие решения, но было выгоднее подддерживать эту имеющуюся систему. Желающие «отсесть» могут перейти на счёты или таблицы в экселе.
    Требования бизнеса постоянно меняются, поэтому «зацементировать» никогда не получается. И если человек не работает, то его увольняют. Проследить за работой программиста намного проще, чем других профессий.
    «Урвать кусок прям щас» — такая фирма не проживёт долго.
    Насчёт «поучиться» — если программист ничему не учится во время работы, то это какой-то неправильный программист.


    1. gennayo
      05.02.2019 05:26

      Бизнес выбирает 1С потому, что 1. Это дёшево. 2. Нет альтернатив в части поддержки актуального законодательства.


    1. kompas_3d
      05.02.2019 11:44

      По слухам в РФ не было ни одного полностью успешного внедрения SAP. (буду рад узнать случаи, опровергающие это утверждение).

      Сбербанк его использует, насколько успешно не знаю.


      1. hatari90
        05.02.2019 11:53

        Еще РЖД. Или уже импортозаместили?


      1. Vantela
        05.02.2019 12:30
        +1

        Да SAP все крупные и очень крупные используют.
        И многие весьма успешно. Как минимум без него уже не могут — основной критерий успешности:)

        PS И по слухам еще не было ни одного полностью успешного человека.


        1. batyrmastyr
          06.02.2019 08:50

          Под «успешным», как по мне, стоит понимать «используем, стало лучше, чем было до внедрения». А то читаешь про сберовский "друголиц" и не понимаешь, почему они его ни заменить не могут, ни починить.


          1. Vantela
            06.02.2019 09:18

            Лучше кому? Если внедренцам, то по любому условие выполнено. Внедренцы получили денег и очень довольны. Им стало лучше.
            Большим Начальникам? Эти важно по надували щеки и выписали себе кучу премий за УспешноВыполненныйПроект. Им тоже стало лучше.
            Акционеры\владельнцы? После прессрелизов в СМИ подросла известность компании, а на биржах задумались, что «раз у них теперь автоматизация, то глядишь работать будут лучше, значит будут прибыли, значит надо прикупить их акций» — цена акций подросла. Акционерам и владельцам тоже стало лучше.

            Заметьте! До реальной автоматизаций на предприятии мы еще не дошли, а уже куча народу довольны и считают что стало лучше чем было до внедрения.


            1. batyrmastyr
              06.02.2019 20:03

              Работникам компании. Внедренцы, надувальщики щёк и акционеры физически не могут сказать «используем» (в первом лице).


    1. Andrey_Dolg
      05.02.2019 21:00

      Думается просто привычка разработчиков ругать 1С. Сам на него смотрю как на мутанта, но считаю, что для РФ он лучший, плюс на слуху.


  1. SbWereWolf
    05.02.2019 00:19

    «Нет, милая моя. У Него — другая цель. И ты знаешь, какая. Он своей цели достигнет. Если не с тобой, то с другой. И не раз.»
    Друг не поверишь, у неё такая же цель :))
    В работе не дядю главное что? главное циферки красивые показать.
    А реальный эффект только дяде интересен, и даже ему не всегда результат важен, бывает и так что важно сделать вид, что бы перед пацанами стыдно не было, что бы как все, что бы не выбиваться из тренда.
    А тут ты такой в белой рубахе на выпуск и ни чего тебе не надо лишь бы твоя информационная система пахала вечность и всегда была готова прогнуться под любые желания заказчика.
    Нет, не тут то было, другие у неё цели :)
    Кто то тупо хочет выслужиться и KPI выполнить по количеству сданных проектов в год.
    Качество проекта будут разруливать другие люди, а у нас с тобой будет строчка в резюме, у одного о разработки ИС, у другого об успешном внедрении ИС.
    Вот так и живём.


  1. enzain
    05.02.2019 09:07

    Не хорошо это… Для таких статей ресурс должен быть специальный, куда точно не попадет всякое начальство не ИТшное :)


    1. fishca
      05.02.2019 09:16

      А что делать не ИТшному начальству на ИТшном ресурсе? Даже если попадет процентов пять-шесть это ничего не изменит :)


      1. enzain
        05.02.2019 10:28

        так они потом кентам расскажут и всё :)


        1. fishca
          05.02.2019 11:18

          Сплетников не все любят.


          1. enzain
            05.02.2019 11:29

            Да я шучу, в общем то…
            Конечно все и всё прекрасно понимают, кто, что и зачем делает


    1. Vantela
      05.02.2019 10:29

      Начальство не Итшное и не такое может рассказать… Но не расскажет потому что статья.


      1. enzain
        05.02.2019 10:36

        Ну это нам не интересно, и так все знают всё что нужно, по большому счету


        1. Vantela
          05.02.2019 10:42

          Ну так и про цели ИТ все всё отлично понимают.
          Нам вот один интегратор «с мировым именем» подогнал «супер спецов». Вы думаете мы (спецы заказчика) не понимали, что «супер спецы» — стажеры для которых это первый проект? Понимали. И своему начальству говорили. И не только Итшному. Всем пофиг.

          Проект, как и ожидалось, не взлетел.


          1. enzain
            05.02.2019 10:52

            да у нас тут SAP внедряли весь прошлый год…
            В этом запустили… но как бы до задуманного — далеко…


            Однако работы приняли, всё ок :)


  1. makarovpro
    05.02.2019 09:25
    +1

    Вот вы пишите в одной IT компании «На собеседовании сумел пустить пыль в глаза, его взяли на приличный оклад, и он продержался год.» Как можно суметь пустить пыль в глаза настоящим профессионалам? Не может быть этого.

    Параграф про «Выжать», меня беспокоит! Это тупик, из него следует что есть «всегда», «уже» «независимо от погоды», большие крупные компании и есть шаражки, которые всегда ими и останутся, обратной трансформации не бывает, не допускает развития компании (шаражки). Да же шаражка, при должном старание может получить большой проект, соответственно большие блага, просто для частого получения больших проектов у неё ресурсов не достаточно.

    Про «Подсадить на себя» это хорошо, без этого никуда. Только я бы переименовал, «Привязать к себе», это более гибкое и правильное определение, можно привязать на короткий поводок или на длинный, а можно и отпустить.


    1. VolCh
      05.02.2019 11:48

      Каким профессионалам? На должность ИТ-директора техническое собеседование обычно проводить некому, собеседуют другие топы и оценивают менеджерские качества. С другой стороны, для ИТ-директора они и важны прежде всего, если не предполагается, что он код писать будет сам или серваки админить.


  1. vdesyatke
    05.02.2019 09:35

    ИМХО автор не упомянул самую важную составляющую успеха ИТ-специалистов — они естественным образом реализовали то, о чём так мечтали коммунисты, и что коммунисты пытались реализовать искусственным образом: собственность работников на средства производства.

    Если сейчас представить такую антиутопию, в которой применение языков программирования стало таким же платным, как применение, скажем, фотошопа, то почти всё прекрасное в мире ИТ сразу накроется медным тазом.

    Стать программистом станет так же дорого, как сейчас стать врачом в США. ВУЗ покупает «лицензию на питон» за миллион долларов, и даёт доступ к питону студентам, которые платят за 5-летнее обучение по 500к. Программистами становятся не самые умные, а дети богатых родителей.

    В разработке главным станет не разработчик, а тот, кто может позволить себе купить лицензию разработчика — то есть только огромные корпорации. А уж они смогут вертеть программистами как угодно. Не нравится — пройдись по рынку, поищи где лучше обращаются с программистами. Хочешь уволиться и программировать дома, либо открыть свою контору? А 5 млн долларов на лицензию по разработке у тебя есть? Нет? Нет ножек — нет мультиков.


    1. makarovpro
      05.02.2019 09:49

      Стать программистом станет так же дорого, как сейчас стать врачом в США. ВУЗ покупает «лицензию на питон» за миллион долларов, и даёт доступ к питону студентам, которые платят за 5-летнее обучение по 500к.

      Подождите, сейчас эта «емкость», назовем её так наполнится до конца, пока идет процесс брожения еще, и тогда так и будет.


    1. VolCh
      05.02.2019 11:53

      Нет у рядового разработчика собственности на средства производства. Он не является правообладателем условного питона, он не может решать или хотя бы принимать участие в решение кому и на каких условиях давать доступ к питону.

      С другой стороны, платные IDE и другой разработческий софт никого не удивляет. И компании, и вузы, и отдельные разработчики платят за него так же как за фотошоп, если видят, что этот софт повысит эффективность.


    1. stanislavkulikov
      05.02.2019 15:01

      Подождите, но ведь все нормальные IDE платные. И что бы под MacOS/iOS писать, вам нужно купить лицензию, которая платная и выдаётся на ограниченный промежуток времени (на год вроде бы). Да и в Гугле хотят свою лицензию платной сделать. Ну а про Oracal/Microsoft я уже вообще не говорю. И всё нормально, никто на этом не разорился.


      1. fishca
        05.02.2019 15:08
        -1

        IDE:
        Eclipse — нормальная? Бесплатная, можно пользоваться.
        Visual Studio — нормальная? Бесплатная, можно пользоваться.
        Delphi — нормальная? Бесплатная, можно пользоваться.

        Есть конечно нюансы, но в целом бесплатные продукты.
        А вот если бы за языки пришлось платить, вот тут уж был бы полный маразм конечно.


        1. prs123
          05.02.2019 15:44

          подождите, Visual Studio то бесплатная? так это только если express но там и половины нужного нет


          1. Rast1234
            06.02.2019 00:06

            Commyunity бесплатная, и в ней есть все, что нужно. Только там нет Resharper, а он бесплатным не бывает, к сожалению.


        1. stanislavkulikov
          05.02.2019 15:53

          Eclipse — ну когда-то была неплохая, сейчас сильно устаревшая, все пользуются IntelliJ IDEA.
          Visual Studio — платная, и между прочим самая дорогая.
          Delphi — платная, есть какие-то уж совсем древние бесплатные версии.

          Про языки программирования я уже писал, что objective C / SWIFT формально бесплатные, но по факту вам нужно купить лицензию разработчика.


          1. Neikist
            05.02.2019 19:58

            Android Studio? Да и свифт вполне себе собирается не только под маком. Правда не для иос.


          1. fishca
            06.02.2019 08:38

            все пользуются IntelliJ IDEA

            Ну я не был бы столь категоричен. Все таки это среда для «Одна из самых популярных и удобных IDE для Java-разработчиков»
            Delphi — платная, есть какие-то уж совсем древние бесплатные версии.

            Как раз наоборот, бесплатный вариант выпустили совсем только недавно, по сравнению с остальными средами.


          1. Jumper_In
            06.02.2019 08:42

            Есть 3 версии Visual Studio: Community, Professional, Enterprise.
            Community дома у меня стоит, полностью бесплатная. В ней нет пары плюшек из тех, что есть в платной рабочей Professional (ссылки над классом на код, где класс используется и подобное).
            Для домашних проектов и работы в небольшой команде — за глаза хватит и бесплатной.


            1. VolCh
              06.02.2019 09:27

              Она кроссплатформенная? :)


              1. fishca
                06.02.2019 10:22

                Есть удаленная компиляция под Linux.


                1. VolCh
                  06.02.2019 12:46

                  Я наоборот хочу, под Linux её запустить, чтоб под винду компилировать :)


                  1. fishca
                    06.02.2019 14:47

                    Мьсе, знает толк в извращениях :D
                    Тогда уж лучше использовать VSCode.


  1. fishca
    05.02.2019 09:49

    В страшном сне не должно такого приснится.

    Не-не-не


  1. OldFisher
    05.02.2019 09:55

    В разделе про «цементирование» не упомянута важная часть этого процесса: террор и выработка стокгольмского синдрома. Для минимизации усилий пользователей запугивают ужасными разрушительными последствиями от внесения изменений вплоть до выработки условного рефлекса впадать в панику при упоминании о доработках, необходимости устранить какие-то недоделки и т.п. Собственные усилия по поддержанию статус-кво преподносятся как ежедневный героический подвиг. Такого бесстрашного защитника от гнусных сил энтропии уже как-то неловко и беспокоить.
    Именно это происходит у нас на предприятии. Неприспособленность подсаженной на 1С бухгалтерии к учёту специфики рабочего графика (необходимость плановых работ во внеурочное время) приводит к довольно-таки безумным распоряжениям, доставляющим сотрудникам массу серьёзных неудобств. Мотивируется это безумие как раз тем, что учёт на 1С, иначе внести не получится, а приспособить конфигурацию к реальности — нечто немыслимое и недопустимое. Каждый раз возникают конфликты, которые с трудом удаётся улаживать, но предложения что-то поменять в бухгалтерии вызывают истерическое отторжение.


  1. TiesP
    05.02.2019 09:55

    Есть ещё одна неуказанная цель «Решить задачу бизнеса»… но автор увлёкся выживанием в корпоративной среде)


    1. Vantela
      05.02.2019 10:59

      Если бы только автор…


    1. iCmac
      05.02.2019 11:32

      Эта цель эфемерная, виртуальная так сказать, ибо озвучивается только боссиками разных уровней, далеких от ИТ, как со стороны ИТ-команды так и со стороны Заказчика… Реальные задачи сам бизнес не понимает, либо у него совсем другие представления о солнечных днях и зеленых лугах, как правило из разряда: «Сделайте зашибись!». ))))


      1. VolCh
        05.02.2019 11:56

        Что значит «реальные задачи сам бизнес не понимает?». Это его задачи, он их ставит. Он может заблуждаться, что решение этих задач решит его проблемы или приблизит к достижению бизнес-целей, но сами задачи он понимает. Как иначе-то?


        1. iCmac
          05.02.2019 12:12

          Возможно я не совсем корректно выразился, сожалею об этом))) Я о том, что как правило, задачи от бизнеса звучат как «Бизнесу надо внедрить новую СРМ, потому что у друга нашего инвестора она есть». А зачем, какой профит от вот этого всего никто не понимает, но менеджеры продолжают твердить мантру «Бизнесу надо...» Так что да, цель «Решить задачу бизнеса» наверное существует, просто реализуется она силами второй вселенной из комментария rotlis )))


          1. VolCh
            05.02.2019 14:41

            Решить задачу бизнеса как раз часто реализуется силой первой вселенной: надо внедрить — внедрили. А вот решение реальніх проблем бизнеса — второй :)


      1. semennikov
        05.02.2019 20:14

        А если у бизнеса программный код не новая фишка/новый инструмент а основа его продукции? Ничего из 4 вышеуказанных способов не пройдет


  1. rotlis
    05.02.2019 12:03
    +1

    Все не так (точнее не везде) плохо. Во многих корпорациях есть две параллельные слабо связанные вселенные.
    В одной программеры пишут цементирующий/выжимающий/etc говнокод ибо «да все такие» и «пипл хавает». Внедренцы бустят KPI, раздувают щеки и штат говнокодеров чтоб было чем меряться перед коллегами-манагерами.
    В другой вселенной той же корпорации программеры стремятся сделать мир лучше. Вообще. Для всех. Начиная с отдельно взятой бизнес проблемы или оптимизации ручного труда… Или написания на коленке за выходные POC чтобы не пропустить в понедельник покупку манагером из первой вселенной никчемного вендорского продукта который решает только интерес манагера в виде отката.
    Кроме шкурного интереса в виде зарплаты (которая как отметил автор мало от чего зависит) есть еще профессиональная этика. Personal integrity, наконец. Зачем делать плохо если можно делать хорошо?
    Что интересно, эти две вселенные прекрасно сосуществуют в рамках одной конторы. Каждому свое.


    1. VolCh
      05.02.2019 12:07

      Даже в рамках одной команды они могут сосуществовать. Не всегда мирно, но могут.


      1. sergix
        05.02.2019 12:45

        очень сложно договориться с человеком, который старается выжимать и цементировать сделать продукт корректной архитектуры, да и вообще работать. Существовать могут, работать будет только первый, второй подождёт и потом скажет «МЫ СДЕЛАЛЬ!»(Естественно вместе, помнишь, я же тебе столбец во вьюху добавил"


  1. realbtr
    05.02.2019 12:42

    Сумбурно, бессистемно, кособоко. Этакая драма на идеализациях.
    Кто мало видел — много плачет. Людям свойственно оглядываться на свой путь и рефлексировать, смотреть вокруг и рефлексировать, залипать на рефлексиях и рефлексировать.


    1. gennayo
      05.02.2019 12:48
      +1

      Это отличный пример, как на основании всем очевидных фактов сделать статью, которая будет позитивно воспринята на Хабре :)


  1. sergix
    05.02.2019 12:48

    Хотелось бы отметить, что иногда внедрение продуктов оправдано и приносит плоды. Когда есть квалифицированные специалисты, всё рассчитавшие и выбравшие нужное, красивое ТЗ и полное понимание БП прилагается. Но конечно это редкость. Просто написано, как будто вообще такого не бывает.


    1. realbtr
      05.02.2019 12:53

      У опытного внедренца за спиной десятки внедрений. Разной степени успешности — от провалов, до блистательных побед. Это нормально. И у зрелой компании — такая же ситуация. Опытный руководитель сталкивался с разными специалистами. Просто айтишная жизнь очень уж быстрая. Пока внедрял продукт, вышел следующий. А то и два.

      Чтобы не было романтических иллюзий, рассмотрите в целом бизнес research & developement. Это скорректирует разросшиеся в уме идеальные представления о прекрасном мире. Любой развивающийся бизнес нормально относится к череде успехов и неудач. Нормально — значит умеет успехи культивировать, а неудачи отбрасывать.

      Будьте в рынке, а не в идеях.


      1. VolCh
        05.02.2019 14:42

        Тут смотря что считать блистательной победой. Собственно пост, по-моему, об этом.


        1. realbtr
          05.02.2019 14:46

          Ну и как, Вам пост раскрыл вопрос «что считать блистательной победой»? :)


          1. VolCh
            05.02.2019 14:48

            Систематизировал некоторые взгляды.


  1. SarkiKV
    05.02.2019 14:28

    Про выжать и научиться — очень распространённая практика среди городских маркетинговых контор. Но если с «поучиться» есть какие-то шансы на нормальный исход, то с «выжиманием» получается всегда плохо.

    Если проект долгосрочный, можно успеть и самому научиться, и научить заказчика. Так бывает, когда только начинаешь работать — был свидетелем, что это может закончиться результативно для обеих сторон.

    С «выжиманием» обычно так: контора по максимуму выжимает с заказчика и какое-то время всё нормально. Но если упустить момент, ситуация разворачивается в обратную сторону — заказчик накапливает мнения окружающих и понимает, что что-то пошло не так. И выжимает уже контору: работы становится больше, а денег меньше. И конторы часто остаются с заказчиком, потому что других вариантов нет. Так себе ситуация для обеих сторон. :)


  1. maslyaev
    05.02.2019 14:33
    +1

    Ну вот прям взяли и изобразили ИТшников какими-то паразитами. Щепотка здорового цинизма, конечно, не повредит, но всё же не нужно забывать, что ни одна хотя бы чуть-чуть здоровая автоматизация не может быть игрой в одни ворота. Отношения бизнеса и ИТ прекрасно описываются в терминах «симбиоз», «паразитизм» и «хищничество». Притом паразитизм или хищничество могут работать в обе стороны. Более того, в отдельных аспектах в отдельные моменты времени может наблюдаться сочетание разных сценариев.

    Цели ИТ в статье описаны хорошо, но в дополнение интересно посмотреть с другой стороны, то есть со стороны бизнеса, и с удивлением обнаружить, что там тоже систематически наблюдается несоответствие истинных и декларируемых целей. Все привыкли думать, что цель автоматизации — сокращение трудозатрат. И бизнес очень удивляется, когда в результате процесса он вместо пяти низкооплачиваемых штатных единиц вынужден иметь шесть высокооплачиваемых. Плюс, как мы любим, доп. расходы на инфраструктуру и сервисы. Осознав это, клиент начинает обижаться и нервничать, что нам ИТшникам ни разу не полезно. Как бы так попроще научиться доносить до клиентов, что цель ИТ-проектов — никогда не навязшее в зубах сокращение трудозатрат, а «выжить в изменившейся и продолжающей изменяться реальности»? Бухгалтерию можно вести на счётах в гроссбухе (и это по TCO получится сильно дешевле, чем в 1С: Бухгалтерии), но как вы, господа, из своего гроссбуха сформируете декларацию в электронном виде?


    1. fishca
      05.02.2019 14:50

      Однажды слышал плач пользователей о том что их всех уволят, отправят на пенсию из-за прихода этой вашей 1С. Но спустя полгода-год численность этих самых пользователей только возросла и никто никого соответственно не уволил, да и не мог :)


      1. maslyaev
        05.02.2019 15:28

        Обычное дело. Бизнес при этом из-за неграмотно сформулированных целей обижается. А зря. Проект-то успешный не только с точки зрения автоматизаторов, но и, в конечном итоге, с точки зрения бизнеса.


    1. semennikov
      05.02.2019 20:18

      Как ни странно, но сейчас наличие 1С действительно сильно сократило трудозатраты счетоводов, собственно их сейчас и нет, а часто нет и бухгалтеров, у малых предприятий почти всегда аутсорс, а без 1С это было невозможно в принципе


  1. rsashka
    06.02.2019 08:42

    Любой ИТ проект, это в первую очередь проект, и только потом ИТ.
    У любого проекта, цель для исполнителя и цель для заказчика, это совершенно разные цели.
    Все что написано, правда, но только как она видится глазами автора в рамках его опыта и понимания, а вариантов целей проектов может быть гораздо больше, чем описано в статье.


    1. VolCh
      06.02.2019 09:32

      Это если не вспоминать, что кроме заказчика в проекте есть ещё и спонсор :)

      А в случае внутреннего заказчика цели исполнителя могут очень сильно пересекаться с целями первого.


      1. rsashka
        06.02.2019 10:08

        Понятно, что в терминологии проектного управления, лиц участвующих в проекте может быть значительно больше, чем исполнитель и заказчик.
        Я специально не стал акцентировать на этом внимание, т.к. опять же в рамках проектного управления окажется, что программисту Васе пофигу на цели проекта, потому что он хочет денег на машину, и бухгалтеру Свете пофиг на возвышенные цели проекта, т.к. она хочет обратить на себя внимание программиста Васи ;-)
        Но участвуя в проекте в качестве исполнителей, проект потихоньку (или не потихоньку) выполняется и приближается к целям заказчика, хотя рядовые исполнители преследуют свои, совершенно другие цели.