Эта статья – письменное излияние моих раздумий как человека, в прошлом увлеченного играми и сохраняющего к ним некоторый интерес и поныне. Поэтому никто не запретит мне надеяться, что от нее будет чуть больше пользы, чем от отвлеченных рассуждений в депутатских креслах. Пусть обладатели оных не сочтут мою точку зрения за необоснованный «наезд», ибо аргументов предостаточно, да и только ленивый не брюзжал в адрес законодателей. Но об этом позже.
С разрешения читателей, расскажу немного о себе. Я – домохозяйка (почти «фрилансер»), которой «немного за тридцать», есть двое детей, пока еще маленьких. Знакомство с компьютерными играми у меня началось еще со старших классов школы. Теперь, конечно, практически не играю — нет ни времени, ни большого желания, да и супруг совершенно не разделяет мои прошлые увлечения. Былой тягой к компьютерным играм я не горжусь, и честно говоря, мне бы не хотелось, чтобы мои дети ими тоже увлекались. По крайней мере, не в детском или подростковом возрасте, когда еще нет устоявшихся убеждений.
Хотя в моем случае не обошлось и без положительных моментов — в свое время, именно увлеченность играми подтолкнула меня к изучению английского языка. Многие игры в то время можно было купить лишь у пиратов, а машинный перевод меня совершенно не устраивал. Тогда же появился первый повод задуматься, почему не то что патриотических, но и просто игр на русском языке практически нет. Мой «послужной список» состоял из стрелялок, стратегий и квестов. Оговорюсь, что пройденные мной игры были в основном 1998-2008 годов выпуска.
Что показывает поиск
В какой-то момент мне стало интересно, а существуют ли именно патриотические игры отечественной разработки, или хотя бы такие, где «доблестные американские солдаты» не показаны воплощением «белого и пушистого» добра? Стала искать. Но практически все, что выдают поисковики, относится к запросу так же, как фамилия «Овсов» к лошадям. Очень много ссылок о патриотизме в играх ведут на статьи о том, как Госдума озаботилась созданием компьютерных игр с патриотическим посылом. Причем статьи годов этак 2010-2012. То есть, поговорили и благополучно забыли. Ибо за 6 лет уже можно было бы показать итог, а его нет.
При попытке отыскать игры зачастую приходилось натыкаться на самый настоящий хлам. Несмотря на то, что иногда задумки и сюжет были неплохими, это не могло спасти издателей и разработчиков от заслуженного закидывания несвежими продуктами. Привет «Патриоту» с его «Демократизацией»… Что же мешает нам создавать хорошие (как следствие — популярные), и при этом патриотичные игры, и чего вообще хотят игроки? Попробую ответить на этот вопрос, заодно обратившись к господам/товарищам/их высокоблагородиям (нужное подчеркнуть) депутатам. Чем черт не шутит, вдруг услышат и поймут правильно?
Патриотизму в компьютерных играх — быть
Лично мне было бы очень интересно из первых уст услышать ответ на вопрос: отчего в Думе вдруг взялись за патриотизм в играх? Вопрос отнюдь не риторический. Не подумайте чего плохого, я – всеми конечностями за. Но есть большое НО: законодателям неплохо бы определиться, что ими движет. Желание гонять воздух и отвлекать народ от других проблем тоже можно принять за ответ, тогда вопрос исчерпан. Но ведь озвучивается совсем другое — воспитание молодого поколения в духе любви к Родине, а это явно не относится к разовым акциям для галочки. Тогда, простите за банальность, стоило бы начать с себя. Для начала, хотя бы перестать переписывать историю и разобраться уже окончательно, что такое хорошо и что такое плохо. Предположим, что парламентариям это удалось, и что они были честными. И сразу же возникают другие вопросы:
Не только тема Великой Отечественной
Что понимать под патриотизмом в играх? Было бы неправильно и наивно ограничиваться только тематикой Великой Отечественной войны. Есть еще Отечественная война 1812 года, тема Гражданской войны и иностранной интервенции, Карибский кризис… Да просто борьба с разного рода преступниками – от «махновцев» и «власовцев» до международных террористов и провокаторов, от охотников за государственной тайной до взяточников в отдельно взятом городке (о, я уже представляю себе этакую стратегию в реальном времени). Патриотизм – это ведь не только истребление врагов с выкрикиванием лозунгов как дани времени. Это и еще и уважение к старшим, и сохранение объединяющих народных традиций, и соблюдение чистоты на улицах родного города, и принятие решений с осознанием ответственности за них, и многое другое, о чем можно написать не один десяток отдельных статей. Есть одна душевная песня — «С чего начинается Родина». Если не вдаваться в подробности, то настоящий патриотизм – не навязчивый, не показушный, но естественный и необходимый, как чистый воздух. Можно годами дышать пылью, выхлопами и вонью китайского пластика, даже привыкнуть к ним и считать их нормой, а потом, побывав на природе, мгновенно понять, что к чему. Хотя, может и не мгновенно – это уж у кого как.
Не сотвори себе препятствий
Помнится, законодателями предлагалось сделать основной упор на жанр квестов. И сразу вопрос: почему сразу такие ограничения? Разве это единственное, на что способны отечественные игроделы? И потом, квесты – это только часть огромного списка компьютерных игр, притом – далеко не основная. Излишне говорить, что квесты нравятся не всем. Это во-первых. Во-вторых, очень многое зависит от того, что понимается под квестами. Это может быть картинка, симпатичная или не очень, по которой надо ткнуть мышкой в нужных, зачастую неочевидных местах, иногда в определенном порядке. Это может быть ролевая по сути игра, с развернутой системой диалогов и кучи вариантов выбора взаимодействия. Это может быть и интерактивное кино, с редкими вставками типа «нажми сюда, чтобы узнать, что было дальше», и бродилка по локациям с целью сбора и чтения разных записок, раскрывающих сюжет наподобие книги, только трехмерной. Удосужились ли законодатели хоть немного углубиться в тему? Вопрос риторический.
Если бы компьютерные игры были в СССР
Создавать особую программу и комиссию по патриотизму в играх в том виде, как это предлагалось в 2011-2012, было бы не слишком правильно и эффективно. Много разговоров и мало знания дела, а толку – ноль. И желания что-то узнать со стороны законодателей также не наблюдается. Возможно оттого, что игры до сих пор считаются исключительно детским увлечением. Но игроки – это не только дети, и они все прекрасно видят, потому такой скепсис с их стороны. Если нет намерения серьезно решать проблему – перестали бы уж тогда поднимать шум. Усилия по созданию видимости кипучей деятельности никому не интересны.
Могу предположить, что в Думе действительно желали, как лучше. Но компьютерная индустрия и игры все-таки не их специализация. Пусть этим занимаются знатоки своего дела. В Советском Союзе была государственная идеология, пропаганда и соответствующее ведомство. Патриотизм – часть идеологии, как ни крути. Нет своей – будет чужая. Но пока чьи-то «золотые детки» учатся за рубежом, пропаганда вряд ли поможет. В СССР об этом помнили.
Экспортный американский патриотизм
Как игрок, я бы с удовольствием поиграла в игру, где соотечественники выступают положительными героями. И я немало читала о подобных пожеланиях других игроков. Но таких игр мало, а качественных – еще меньше. Основной производитель и потребитель игр – Запад, который руководствуется прибылью. При этом американцы – весьма показательны в смысле патриотизма в играх. Я не знаю ни одной созданной американцами игры, где можно было бы воевать против американских солдат, зато против остальных – сколько угодно. Приведу в пример игру CS Condition Zero: угадайте, кто там главный злыдень? Там же в одной из миссий есть американский флаг на крыше, выстрел по которому автоматически приводит к game over. У нас при этом спокойно продаются игры, в которых одно из заданий – уничтожить советскую пропаганду путем срывания портретов, но не Сталина, как можно было бы ожидать, а… космонавтов. Чем они провинились – непонятно, но посыл ясен. Делайте выводы.
Верхушка айсберга
Много говорят о различии бюджетов западных и отечественных игр. Мне думается, что в плане бюджета соревноваться с Западом очень трудно – тут и надорваться недолго, ибо печатный станок решает. Специально по госзаказу создавать студии для создания патриотических игр – опять-таки, шума получилось немало, в результате – пшик. Почему так? Раз уж я упомянула И.В. Сталина, то приведу здесь его высказывание: «Критикуешь – предлагай. Предлагаешь – делай. Делаешь – отвечай». Собственно, здесь предложенная депутатами система патриотического воспитания посредством игр и начинает отчаянно буксовать. Попробую разобрать пункты высказывания подробнее:
1. Критика содержания компьютерных игр
Мало только критиковать существующее положение вещей, обсуждая в б-г знает который по счету раз зашкаливающее насилие в играх, неуважение к отечественной истории, вред и пользу компьютерных игр и т.д. Тему игр нужно серьезно исследовать, в том числе и на предмет того, какую идею они несут. Не секрет ни для кого, что советские мультфильмы 40-50 годов строго проверялись на соответствие ценностям того времени, да и сами мультфильмы созданы так, чтобы быть интересными не только детям, но это не помешало мультфильмам стать шедеврами. Даже наоборот.
2. Бюджет и реализация
Мало предложить финансирование разработки патриотических игр, тем более из бюджета, надо еще просчитать, какими будут последствия такого шага. Бюджет ведь не резиновый, есть и более приоритетные на данный момент задачи, поэтому создать «игру всех времен и народов» вряд ли получится. Игры с финансированием из бюджета не могут и не должны быть платными, если уж на то пошло. Но при создании качественного продукта в разумные сроки без затрат не обойтись. Дело в далеко не всегда простом соотношении время-деньги: можно выучить программирование или рисование, чтобы самому писать код либо создавать графическое оформление игры, а можно нанять для этого соответствующих специалистов. Если руководитель не обладает талантом составлять техническое задание – это тоже означает дополнительные затраты и т.д.
3. Помощь потенциальных игроков
Думаю, никто не станет спорить, что надо налаживать общение с молодежью. Можно искать в отечественной среде перспективных разработчиков, крайне желательно таких, для которых энтузиазм и патриотизм – не пустые слова. Собрав или найдя команду — приступить к созданию прототипа, создав прототип — провести закрытое бета-тестирование для выявления багов и иных недочетов. Про поощрения тоже забывать не стоит. Например, для студентов — это повышенная стипендия, или льготы по выплатам в институте, а также перспектива трудоустройства в соответствующую создаваемую студию и т.д. Здесь – да, финансирование из бюджета допустимо. Но рассчитывать получить полноценную коммерческую игру только силами студентов – не стоит.
4. Без морали — никуда
Если разработкой игр занимается частная компания, то к ней должен применяться ряд требований. При этом стоило бы не столько ограничивать, сколько направлять в нужном русле. Многие могут сказать, как не надо делать, но не могут дать внятного ответа на вопрос – а как надо? Здесь и пригодятся результаты исследований (рынка в том числе), а также опросов. Может, даже мои пять копеек в виде этой статьи.
Разрабатываемые игры, претендующие на звание патриотических, должны соответствовать заданным требованиям (привет Роскомнадзору). И мораль среди них не должна быть на последнем месте. Если на Западе игры могут быть «только бизнесом и ничего личного», то у нас они должны оставаться искусством, наряду с кино. На то есть достаточно веские причины. Можно, конечно возразить, что «это всего лишь кино», или «это всего лишь игра». Но хотите вы того или нет, а эмоции в играх или при просмотре кино испытываются самые настоящие, влияние их отнюдь не иллюзорно, и пресловутый «осадок» имеет свойство оставаться и накапливаться, выливаясь в неожиданности вроде проблем со здоровьем. Об этом тоже можно написать не одну статью. Да и попробуйте вы, к примеру, издать в Америке игру, где американцы выглядели бы неприглядно против других народностей! Неприятности гарантирую. Посмотрите на досуге небезызвестный фильм «Человек с бульвара Капуцинов» — сила кино в нем показана весьма красноречиво. Примерно такую же роль играют в нынешнее время компьютерные игры. Крупные издатели игр об этом прекрасно знают. Конечно, частные игровые студии стремятся сделать в первую очередь успешную в коммерческом смысле игру. Но не стоит забывать, что любой большой бизнес держится в первую очередь на человеческих слабостях. Потому здесь и может потребоваться вмешательство государства.
5. Некоммерческие модификации к популярным играм
Есть мнение, что создавать аналог к уже существующим популярным играм – это заведомый провал, за редким исключением. Но что делать, если очень хочется сделать похожее, но свое? Для многих популярных игр есть вариант – создавать модификации. Плюсы: готовые конструкторы, с помощью которых можно изменить базовую игру почти до неузнаваемости, тематические форумы, бесплатное распространение. Минусы в данном случае – это обратная сторона плюсов: недостаточно гибкие инструменты редактирования, отсутствие возможности продавать свои творения. Вариант подходит для небольших любительских студий и одиночек-энтузиастов вроде меня. В данный момент я занимаюсь созданием мода к игре Tomb Raider 4 под названием Project Time of Shadows. Конечно, в плане технологий игра отнюдь не новая, но зато есть возможность сделать мод к ней таким, в какой хотелось бы сыграть самой, полностью на русском языке, и в моем понимании – патриотичным. Возможно, в будущем я перенесу мод на движок Unity, и тогда он уже не будет иметь отношения к Tomb Raider и его правообладателям. Время покажет.
В качестве примера патриотических игр-модификаций можно вспомнить «Героев 3: Во имя Богов», с новым замком, в котором присутствуют такие существа, как Бабки-Ёжки и Коты-баюны.
6. У победы много братьев
Поражение, как известно, всегда сирота: мы подошли к пункту об ответственности. Кто будет определять, насколько удачным будет итог новой политики воспитания патриотизма играми? Кто будет курировать процесс создания таких игр, отчитываться за то, куда и как при этом были потрачены бюджетные ресурсы? Весьма желательно, чтобы этими вопросами занимался человек неравнодушный, заинтересованный, при этом подготовленный и сведущий. Который мог бы внятно ответить на вопросы о том, чего удалось достичь, какие промахи были допущены, и как можно улучшить результат. Обязательно нужно принимать во внимание мнение тех, на кого, собственно, рассчитаны патриотические компьютерные игры. Пример – форумы конкретных популярных игр, где разработчики могли бы общаться с поклонниками. Лет 10 назад такой форум был у игр серии «Корсары». Другой пример — службы технической поддержки: там обычно спрашивают, была ли конкретная информация полезной, и почему так, а не иначе.
Что в итоге
Думаю, не открою секрета, что учитывая все вышесказанное, патриотические компьютерные игры отечественного производства, и при этом достойного качества в ближайшем будущем появляться если и будут, то явно не как грибы после дождя. Скорее, это будут отдельные экземпляры. Но не стоит спешить с выводами. На мой не слишком опытный взгляд, это даже неплохо. Возможно, в условиях все большей конкуренции будет меньше желающих выпускать сырые продукты и откровенный шлак. Даже если это не так – игры, созданные, что называется, с душой, все равно обретут гораздо больше поклонников. Наши разработчики умеют создавать такие игры. Тем ярче достойные отечественные игры будут выглядеть на фоне низкопробных поделок, выпущенных исключительно для того, чтоб «срубить капусты». Звучит наивно? Пожалуй. Но это работает, и не только применительно к компьютерным играм. Если задаться великой целью и не вешать нос – все получится.?
Комментарии (76)
DamnLoky
19.02.2019 16:04+4«В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяев. Мы берём на себя смелость назвать это прибежище первым» © А. Бирс
kot23russia
19.02.2019 16:04Да и на счет воспитания… как то смотрел ролики где радостные ютюберы отлавливали игроков на просторах Чернорусии и задавали им различные «простые» вопросы (немного истории, немного математики)… в общем если игрок отвечал то его награждали ценным лутом… нет… или начинал быковать радостно валили… в общем пытались нести воспитание в массы через игру… чем закончилось не знаю…
koluka
19.02.2019 16:14Вот кому не помешало бы немного патриотизму так это депутатам.
Раскрасить думу в триколор — было бы много позитивных новостей. один милонов в голубом — огонь просто.kot23russia
19.02.2019 16:16ты это поаккуратнее… там закон какой то приняли… в общем над ГД прикалываться нельзя… обидчивые они стали…
koluka
19.02.2019 16:17-2Я не прикалываюсь, я на полном серьезе.
kot23russia
19.02.2019 16:20-1да я понимаю… все боятся этого взбесившегося принтера… но он окончательно пошёл в разнос кажется… кто то из великих сказал «как же далеки они от народа...»
koluka
19.02.2019 16:22относительно. как только надо собирать налоги иль там посоветовать мне что должна и что не должна смотреть моя дочка — они сразу рядом…
dedyshka
19.02.2019 16:20+1Патриотизм в компьютерных играх
… сразу вспомнился мультфильм «Дети против волшебников» (кто не смотрел, советую, для ознакомления с трешем).lostpassword
19.02.2019 16:26+2Действительно, это шикарно.
iChaos
20.02.2019 17:15+1Могли бы и предупредить, что по ссылке находится такой откровенный шок-контент, а то ведь у экрана могут случайно оказаться беременные животные, или престарелые дети со слабой психикой…
lostpassword
20.02.2019 20:43Это всё цветочки) А
ягодкиоткровенный шок-контент — в обзоре от BadComedian, на который ниже ссылку дали. Вот туда беременным престарелым детям животных со слабой психикой точно идти не стоит…
... как не стоит им открывать и этот спойлер с оригинальным текстом произведения, по которому снята сия шедевра синематографа— Возьмите секатор и отрежьте ко-отику хво-остик, — с мягкой улыбкой предложил аспирант Гаафс.
(источник)
Петруша как-то шумно задышал — Ванечка быстро положил ему руку на плечо:
— Спокойно, Гром. Не громыхай.
Секо Мутагочи решительно схватил секатор… Тут даже Ваня не выдержал и зажмурился… Признаться, ему подумалось, что отстреливать доберманам головы как-то легче, чем отсекать хвост привязанному котёнку.
Мутагочи преспокойно щёлкнул лезвиями. Кто-то из девочек вскрикнул и захныкал. Хвостик упал вниз с деревянным звуком, из обрубка толчками захлестала чёрная кровь. Кошка зашлась в хрипе, раздирая когтями пластиковую подставку штатива.
— Молодец, мальчик Секо, — чернокудрый аспирант, потирая запястья, подступил к кошке и, покосившись на результаты лабораторной работы, провозгласил: — Получаешь пять баллов на счёт твоего факультета.
Розенблаттцы, вмиг позабыв про котика, радостно взревели, замахали красно-белыми шарфами. Секо оскалился, боевито хекнул, сделал пружинистый поклон — и отправился на своё место в шеренге первокурсников.
— Теперь сле-едующее упражнение, — бесстрастно сказал аспирант Гаафс. Снова порылся в своём любимом кармане, извлёк маникюрные ножницы, поймал лезвиями холодный лучик софита, несколько раз звонко почикал бликующей сталькой в воздухе.
— Теперь мы аккуратно втыка-а-а-аем эти ножницы кошке в живо-от. И начина-а-аем потихоньку разрезать ей шку-у-рку, — с бледной полуулыбкой пояснил аспирант Гаафс. — Нужно, чтобы вы-ы-ыпали кишочки. Кто-нибудь хочет попробовать?
Anton23
19.02.2019 19:29+4Не советую смотреть дети против волшебников в сыром виде. Может вызвать неописуемый приступ агрессии. Советую вот этот обзор от BadComedian.
tapk
20.02.2019 04:32+2После просмотра этого замечательного отрывка из моих ушей и глаз потекли мирра и ладан. Если ещё и игры такие делать начнут… Нафиг-нафиг.
lostpassword
19.02.2019 16:23существуют ли именно патриотические игры отечественной разработки
Я натыкался как минимум на Syrian Warfare 2017 года. Особо долго поиграть не вышло (убили в первой же миссии, а начинать заново было лень), но диалоги прорисованы достаточно патриотичненько)
(UPD.: Но не знаю, имела ли место ли при создании игры поддержка со стороны государства)
nicholas_k
19.02.2019 16:28+5К сожалению депутатам, видимо, мешает излишний патриотизм, поэтому они не могут обратить внимание на опыт
потенциального противникаглавного западного партнера.
А если посмотреть на США, то мы видим, что американский патриотизм не насаждается сверху, а является коммерчески востребованным продуктом. И продукт, который содержит пропаганду, является востребованным, потому что пропаганда является свойством качественного продукта, а не главным смыслом его существования. Подобно перцу, американская пропаганда является хорошей приправой к основному блюду, в то время как у нас пытаются заставить есть чистый перец большой ложкой.
Нашей власти срочно требуется научиться поощрять и поддерживать, а не диктовать и предписывать. Тоньше надо быть.striver
19.02.2019 17:01А если посмотреть на США, то мы видим, что американский патриотизм не насаждается сверху, а является коммерчески востребованным продуктом.
Ну, они это делают более или менее адекватно.
Nomad1
19.02.2019 18:32+1Еще отмечу важный момент: американцы реально гордятся своей страной. Не показушно, не с маршами и демонстрациями, а как-то очень естественно. Подойти к ветерану, пожать ему руку и сказать «Thank you for your service, sir!» — это не чудо, а модель поведения. Поправить зацепившийся флаг — естественный порыв всех, проходящих мимо.
Подозреваю, что такое отношение насаждалось и созревало не два десятилетия и гораздо более филигранными методами, а государственное вмешательство дозировалось с аптекарской точностью (если оно и было вообще).
pewpew
19.02.2019 16:33+1За такое теперь дают инвайт? Кхм… Что с нами стало…
amartology
19.02.2019 17:46Мы можете зайти в профайл автора статьи и посмотреть на имя (и карму) героя, выдавшего инвайт.
GeorgKDeft
19.02.2019 18:15-1Играли в Red Alert и другие подобные игры? Как вам осознавать что в этой игре вы нация мудаков (пускай это и в шуточной форме высказано, но все таки?)?..
Дело ведь не в патриотизме как однозначно негативном явлении сейчас в некоторых странах СНГ, а в его адекватном проявлении (те же танки и т.д. как пример).
и… вас эта тема задела? значит не зря я инвайт дал???JustDont
19.02.2019 19:30+4Играли в Red Alert и другие подобные игры? Как вам осознавать что в этой игре вы нация мудаков
Но в RA все без исключения действующие стороны такие.GeorgKDeft
19.02.2019 19:35Ага… прям сюжет компании и видео-ролики говорят об обратном… Напомните кто убивает Эйнштейна?
pewpew
19.02.2019 20:23+1В моём понимании — деление на нации — ущербно. Я за мир без границ, стран и национальностей. С одним президентом всего мира, общей валютой и отсутствием преклонения высшим силам и спекуляциями на этой почве. В этом мире не нужен патриотизм и скрепы.
Oz_Alex
20.02.2019 01:21+3Как только в вашем мире без границ рядом с вами поселятся африканцы — сразу передумаете. Мельбурн был лучшим городом для жизни в 2016 но кто-то в правительстве решил, что нам нужно больше беженцев и выдал кучу виз молодым и перспективным суданцам. А что делают необразованные молодые суданцы, живущие по закону джунглей, когда попадают в цивилизованное общество? Продолжают жить по закону джунглей. По городу прокатилась волна грабежей и насилия и в 2017 из-за преступности Мельбурн успешно съехал с первого места.
pewpew
20.02.2019 08:41-1Ага, давайте цивилизованно насаждать Христианство, как цивилизованные Американцы в Ливии.
Безусловно, я описал утопию, к которой мир пока не готов. Именно потому, что существуют культы, религии и страны, где точки зрения на идеальное общество кардинально различны. Та же Северная Корея с Чучхе и ядерной кнопкой ничуть не лучше Америки с их In God We Trust и добрыми миссиями в Ливию.
Я описал то, к чему придёт общество далёкого будущего. А сейчас, к сожалению аборигены даже в цивилизованном обществе. А Россия — так вообще — страна заборов. У нас даже внутри страны всё в заборах. Каждый двор стремится отгородиться от другого двора высоким забором. Чего уж там заикаться об открытых границах.
gohan
20.02.2019 05:00+2Играли в Red Alert и другие подобные игры? Как вам осознавать что в этой игре вы нация мудаков (пускай это и в шуточной форме высказано, но все таки?)?..
Зачем оперировать понятиями вида «нация мудаков»? Например, немцы — нация мудаков? А ведь куча игр и фильмов, где «хорошие» герои сражаются с немцами, которые всякую жесть творят. На территории современной России, например, ни разу за всю историю не было времени, когда большинство жителей были бы счастливы и свободны. Так что у «самой духовной народности» есть потрясающее умение выбирать себе правителей-мудаков чтобы страдать потом.
Mimizavr
20.02.2019 09:20+2Что плохого в Red Alert? Великолепное чувство юмора, всегда с удовольствием проходил кампанию за СССР. Юмор как раз высвечивает проблемные вопросы, на которых накручивают лишнего.
Всё-таки к некоторым вещам надо относиться проще и не искать некий глубинный смысл. Это напоминает историю с рок-оперой «Иисус Христос — суперзвезда»: сначала её запрещали за пропаганду религии, затем за «оскорбление чувств верующих». С интересом жду, что будет дальше))Iwanowsky
21.02.2019 15:58РА за СССР — хорошее дело! Сколько часов в конце прошлого века я на нее убил! Ну и я никогда не играл в компьютерные игры против СССР и России.
andrey_ssh
19.02.2019 16:44+1Заявление, что было мало игр на русском языке «немного» удивляет.
В 2000-е годы отечественная индустрия ещё не скатилась в мобильный трэш и было много отличных игр.
Если ранжировать по патриотичности, то «Орда II» лидирует.
Мочить американцев (если есть такая потребность) всегда можно было в исконно американском Battlefield. Особенно патриотично можно делать это, играя в Battlefield Vietnam.kot23russia
19.02.2019 16:59Особо прикольно было мочить американцев в OFP, потом в ArmA…. причём во всех случаях можно было использовать не только стрелковое вооружение но и танки и самолетики и вертолетики… если не ошибаюсь была даже Точка-У с ядрёной(на ядерную… эффект не тот) бомбой…
g0rd1as
19.02.2019 19:39+4Я могу ошибаться (никогда не был геймером), но вроде бы «Казаки» в свое время были популярны. Да и сейчас «Танки» и прочие игры Wargaming'a очень даже заходят. Да, Wargaming — белорусы, но это мало что меняет. Лучше патриотизм прививать гомеопатическими дозами, чем заставлять жрать большой ложкой, как у нас пытаются это делать всякий раз под 9 мая и прочие «военные» праздники.
Я вообще заметил, что у нас как-то «свое» часто делают в пику «западному», что выглядит обычно жалко, нет бы ассимилировать явление, адаптировать его и выдать на его основе что-то свое или придумать свое и вводить постепенно — нет, надо в пику и сразу. Это я и про игры, и про День св. Валентина и про многое другое!
Sirion
19.02.2019 16:46+4Чтобы воспитывать молодое поколение в духе любви к родине, нужны не патриотические игры, а патриотическая реальность. Чтобы выглянув в окно, не хотелось немедленно задёрнуть шторы и погрузиться в первый попавшийся виртуальный мир.
В статье есть определённое количество логичных выводов, которые, однако, зиждутся на странных посылках.
GCU
19.02.2019 17:03+2Cогласно википедии патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины. Нужно просто делать хорошие, качественные игры как продукт, который и будет являться мировым культурным достижением. Для этого нужно развитие соответствующей отрасли, возможно даже некоторое субсидирование, поскольку вечные, общечеловеческие ценности, плохо монетизируются по сравнению с эксплуатацией человеческих слабостей.
GeorgKDeft
19.02.2019 19:43+1Cогласно википедии патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины.
И… сколько человек благодаря «world of tanks» знают и печальную судьбу конструктора, и то что Т-34 и другие танки были не таким уж «говном» по сравнению с иностранными аналогами?
Просто вспомнился мне момент когда один идиот на баннере на 9 мая немецкий танк рисовал… и мало кто это заметил по началу, так как мало кто знал как вообще «свои» танки выглядят ( видео сюжет был где спрашивали отношение людей к этому нарко-художеству).shaggyone
20.02.2019 06:25Лично для меня «танчики» создали повод Википедию на соответствующую тему почитать. И да, мой итоговый вывод из прочитанного, что Т-34 и другие танки были вполне нормальными машинами того времени.
Склоняюсь к тому, что я такой далеко не единственный.
g0rd1as
19.02.2019 19:46+3Интересно, кстати, что некоторые отечественные продукты таки вырываются на международную орбиту (я сейчас не про игры), например, «Смешарики» и «Маша и Медведь». На их основе можно было бы наделать игр для детей по всему миру и так уже действовать «мягкой силой».
Mimizavr
19.02.2019 17:28Сложный был год: налоги, катастрофы, проституция, бандитизм и отсутствие патриотизма в играх. С последним мириться было нельзя… (с)
JustDont
19.02.2019 17:47+2Я не знаю ни одной созданной американцами игры, где можно было бы воевать против американских солдат, зато против остальных – сколько угодно.
Видимо не стоило останавливаться в 2008 году.
Хотя и тогда уже материала было порядочно. Так что вопросы тут скорее к кругозору автора.c_kotik
20.02.2019 12:06Ну или на конкретных жанрах. В стратегиях с Русскими и Американцами (не зависимо от разработчика) всегда есть возможность выбрать и тех и других… и пробежаться по строю морских котиков верхом на боевом медведе)
А вот в РПГ просто делают сюжетную линию с «добрыми» и всё. Вот тут уже не сильно разгуляешься и отпечаток расположения разработчика имеет место быть.maledog
20.02.2019 13:15Насчет РПГ не согласен. Можно играть и «злым» персонажем. Многие представляют свободу выбора. У некоторых даже правильного выбора не существует. Но вот бесят концовки, где финал зависит от: «Найди все тайные знаки/(музыкальные инструменты), чтобы получить хорошую концовку. Нам пофигу, что всю игру ты прошел в режиме стэлс никого не убив».
c_kotik
20.02.2019 13:22Да такое возможно. Но тут уже или готовы разработчики плодить разные ветки, или будут вылизывать одну. И на самом деле не редко плохой/злой в этом случае не из смены фракции идёт, а от действий игрока. Так что патриотизм тут ещё сильнее размывается как таковой.
Tortortor
19.02.2019 18:16+1какая же
ватакаша в голове автора.
а источник инвайта — из Донецка, что многое объясняет.GeorgKDeft
19.02.2019 19:51Не угадал по поводу
ватыв голове. Да я с Донецка, и именно это дает возможность видеть сразу 3 версии патриотизма с всеми их недостатками и преимуществами (поэтому и дал инвайт, чтоб узнать в общем мнение других, сравнить с своим).
Если бы вы были внимательнее, то увидели что в профиле VK я не скрываю своей полит. позиции, и по идее особо упоротых должен уже давно ночевать на подвале (распространенное мнение кстати). Конечно за несоответствие общему курсу «партии» есть некое недопонимание, но совсем не то, о чем часто приходится читать в «ужастиках» в СМИ.
Я бы даже сказал что картинка в телеке сильно не совпадает с реальностью.
andy_p
19.02.2019 18:26+2> Если бы компьютерные игры были в СССР
В СССР были компьютерные игры, тот же тетрис, например.
А также были игры, например «перестройка», где надо было прыгать через бюрократическое болото, чтобы помочь Горбачеву.
Sabubu
19.02.2019 18:42+1Патриотизм — это, конечно, хорошо. Но почему архивы эпохи сталинского террора и времен Великой Отечественной Войны засекретили до 2040 года?
Точных причин мы конечно не знаем, но можно предположить, что там содержатся не очень приглядные сведения, которые не соответствуют линии официальной пропаганды.
Думаю, что нам нужны не новые псевдопатриотические выдуманные истории про подвиги, а раскрытие и обнародование преступлений коммунистической власти. Было бы интересно почитать, например, документы по принятию решения о порядке и темпах эвакуации из Ленинграда. Патриотизм не должен строиться на вранье и пропаганде, а на знании настоящей истории страны.
agat000
20.02.2019 09:58+1Патриотизм всегда строится на пропаганде. А пропаганда всегда что то приуменьшает, а что то преувеличивается, выпячивает.
GeorgKDeft
20.02.2019 10:15На Западе преувеличивают? США — самые демократичные (не совсем правда, учитывая что штаты сильно отличаются по многим вопросам права), Швейцария — самая нейтральная и боеспособная (в Израиле правда круче — там женщин призывают на службу в армии, но там война постоянная), Швеция — «социализм с человеческим лицом» ну и т.д.
В данном случае речь о патриотизме на основе достижений, а не слов.
Neuromantix
19.02.2019 18:51Когда ж вы, моралисты и квасные патриоты передохните уже? Простите, был взволнован. Но уже и до игр добрались своими грязными рученками.
vchslv13
19.02.2019 20:04+10Мне думается, что в плане бюджета соревноваться с Западом очень трудно – тут и надорваться недолго, ибо печатный станок решает.
Всё, что нужно знать о каше в голове у тех, кто предлагает «продвигать патриотизм». В «плане бюджета соревноваться» не получается не потому, что экономика в заднице из-за неадекватных действий всех ветвей власти, а потому что в США печатный станок лучше работает (наверное, некая более продвинутая модель; может быть даже инопланетной конструкции). С патриотизмом в фильмах и играх точно такой же финт причинно-следственных связей в голове.
Ну и да, «я в игры не играю, и детям не дам, и муж не разделяет [казалось бы, какая ему разница, если его не заставляют играть — но нет, наверно, Муж должен все увлечения жены предварительно одобрить], но вам сейчас расскажу в какие игры нужно играть». Просто отлично.
Incidence
19.02.2019 22:20+2Да просто борьба с разного рода преступниками – от «махновцев»
Если вы махновцев (!) считаете преступниками, то почему тогда удивляетесь такому имиджу русских в игрострое и в мире вообще? Он полностью и целиком заслужен.
Вам не патриотизмом закидываться надо, а историю учить заново и не по совковым учебникам.kot23russia
19.02.2019 22:45ну анархисты ни кому не нравятся… поэтому их мочут все… а если их не мочут внешние враги то они начинают мочить друг-друга… анархия…
Sychuan
20.02.2019 01:29ну анархисты ни кому не нравятся… поэтому их мочут все… а если их не мочут внешние враги то они начинают мочить друг-друга… анархия…
Мне их идеи не близки. Но ваши представления о них немного эээ странные. Анархисты всего лишь одно из левых движений 19-20 го века, наравне со множеством самых разных социалистов, синдикалистами и прочимиagat000
20.02.2019 10:13+1Махно — это не "одно из течений". Это приличная военная сила, которая стала представлять угрозу, после сотрудничества.
Угрозу в смысле не подконтрольности и контроля важных территорий. Жаль, конечно, что не смог договориться с большевиками, колоритный исторический персонаж.
migelle74
20.02.2019 07:57+2В какой-то момент мне стало интересно, а существуют ли именно патриотические игры отечественной разработки, или хотя бы такие, где «доблестные американские солдаты» не показаны воплощением «белого и пушистого» добра?
Т.е. патриотизм это не любовь к Родине, а ненависть к противнику?c_kotik
20.02.2019 12:15Играя в очередной стрелялке за звездно-полосатых, спасающих одних и фарширующих свинцом других не заметил за собой мыслей и переживаний на тему реальных США. Игра есть игра, но кто там плохой, а кто хороший — вытекает из идеологий, которыми пропитывались сценаристы, а не на оборот, на мой взгляд.
migelle74
20.02.2019 14:36+1Да я вообще не про игры, а про пониманием автора статьи термина «патриотизм».
mistergrim
20.02.2019 18:10Проблема не отсутствии патриотических игр (хотя выше уже объяснили, что это не проблема). Проблема в том, что игропром в России вообще мёртв.
Iwanowsky
21.02.2019 16:08Игр российского производства выпущено довольно много, причем разных жанров, в т.ч. были и на патриотические темы. Заглянул сейчас в Википедию: там описано довольно много игр (в т.ч. моды на игры), разработанных в России, хотя и далеко не все.
kot23russia
Не знаю насчёт создания игры с нуля по теме патриотизма… но кажется уже давно на известном движке ArmA существует проект «серьёзные игры на Тушино»… там реально бьются сотни игроков с каждой стороны и РФ представлена в хорошем смысле…
koluka
Вот только мододелы не с России, поэтому единственная вменяемая снайперка у Русских — СВД…
kot23russia
возможно… я давно не играл… все собираюсь… даже вроде как и игру и железо прикупил… но третий год кажется пошёл как собираюсь…
koluka
я ограничиваюсь видосами с игр, у меня уж и реакция не та и командиров с начальниками я не шибко люблю, и время не всегда находится… нашел 3-4 человека со скилом выше среднего и которые всегда в пекле и хорошо…
kot23russia
хотя с другой стороны… я чет не припомню названий снайперских винтовок акромя СВД… ну как то вот либо модификации СВД… либо для ближнего боя ВСС… и чет вроде как все…
Carbonade
В регулярных войсках полноценных снайперов нет, СВД — оружие т.н. марксмена. У спецслужб есть варианты: из современного российского навскидку — Орсис и Lobaev Arms, а так пользуются буржуйским под какой-нибудь .308 Win и не парятся.
P.S. Инфа могла устареть, но, в целом, не думаю, чтобы что-то радикально изменилось.
xfaetas
Можно ещё адаптацию Papers, please написать.
LoadRunner
Основная причина отказа: «В каком окне получали, туда и идите».