По словам гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина компания SpaceX, главой которой является Илон Маск, в ближайшее время не сможет создать ракетные двигатели, превосходящие российский аналог. Рогозин считает, что отечественные двигатели — «номер один в мире», о чем сообщает «Интерфакс».

«Маск не является специалистом техническим в этом вопросе, просто не понимает, о чем идет речь. Это как сравнивать дизельные и бензиновые двигатели по возможностям. До сих пор он летал и летает на кислородо-керосиновых двигателях, он собирается выйти на новые показатели по двигателю, у нас такое тоже есть», — сказал Рогозин журналистам в среду.

Комментарий глава «Роскосмоса» оставил после того, как Илон Маск заявил о превосходстве двигателя Raptor над российским аналогом РД-180. По мнению предпринимателя, превосходство в этом случае выражается в более высоком показателе уровня давления в камере сгорания.


Кроме Рогозина отзыв на заявление Маска оставил и главный конструктор «Энергомаша» Петр Левочкин. Он заявил следующее: «Господин Маск, не будучи техническим специалистом, не учитывает, что в двигателе РД-180 для ракеты-носителя Atlas используется совершенно другая топливная схема — «кислород-керосин», а это иные параметры работы двигателя. Это как сравнивать дизельный и бензиновый двигатель внутреннего сгорания. А если учитывать то, что «Энергомаш» сертифицировал двигатель с 10% запасом, то давление в камере сгорания РД-180 — выше 280 атмосфер".

По мнению специалиста, в таких двигателях уровень давления действительно высокий, но этот показатель не считается чем-то выдающимся. «А сам параметр давление в камере не является выходной характеристикой двигателя, такой как тяга и удельный импульс», — сказал он.

Минутка заботы от НЛО


Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:

Как написать комментарий и выжить
  • Не пишите оскорбительных комментариев, не переходите на личности.
  • Воздержитесь от нецензурной лексики и токсичного поведения (даже в завуалированной форме).
  • Для сообщения о комментариях, нарушающих правила сайта, используйте кнопку «Пожаловаться» (если доступна) или форму обратной связи.

Что делать, если: минусуют карму | заблокировали аккаунт

> Кодекс авторов Хабра и хабраэтикет
> Полная версия правил сайта

Комментарии (115)


  1. Belking
    21.02.2019 15:03
    +7

    А можно поинтересоваться, когда Рогозин говорит о том, что отечественные двигатели номер один в мире, он имеет ввиду российские, или доставшиеся в наследство от Советского Союза? А может кто то привести примеры действительно российских двигателей, которые действительно «номер один»?

    А то Маск всё делает на основе работ Наса (с), а что сделал сам Роскосмос то?


    1. iborzenkov
      21.02.2019 17:23
      +1

      Очевидно тот, который достался еще от совка, потом его модернизировали на американские деньги для их кучи ракет, которых девать было некуда, попутно в 90-х спасая специалистов из роскосмоса, которые бы с голода померли.


      1. boblenin
        21.02.2019 19:50
        +1

        Интересно что будет с ракетами в свете того, что соглашения по ограничениям ОМП не продлятся.


      1. yayashitoya
        22.02.2019 09:02
        -2

        попутно в 90-х спасая специалистов из роскосмоса, которые бы с голода померли.

        Да ладно. Специалисты с голоду не помрут ни при каких 90-х.


        1. bugdesigner
          22.02.2019 10:03
          +3

          Специалисты не помрут, конечно. Сбегут в другую компанию/отрасль/страну.


          1. lokiby
            22.02.2019 11:26

            Вот как раз от побега спецов в Иран/Китай и спасались этими совместными проектами. Это не только двигателей касается, но и программа МИР-Шаттл в том числе ради этого началась.


    1. suharik
      21.02.2019 17:59
      +2

      Маск всё делает на основе работ Наса (с)

      Неправда это, он просто нашел правильный «альманах»:
      Вот такой
      image


  1. DSolodukhin
    21.02.2019 15:10
    +1

    превосходящие российский аналог

    А он есть аналог-то? Я знаю только про один метан-кислородный отечественный двигатель РД-0162, который пока так же находится в стадии разработки.


  1. BlackMokona
    21.02.2019 15:14
    +3

    Комментарий глава «Роскосмоса» оставил после того, как Илон Маск заявил о превосходстве двигателя Raptor над российским аналогом РД-180. По мнению предпринимателя, превосходство в этом случае выражается в более высоком показателе уровня давления в камере сгорания.

    Он заявил о том что давление выше. А не о превосходстве двигателя.


    1. Hivemaster
      22.02.2019 07:23
      +1

      Но у Рогозина и Левочкина показательно бомбануло.


      1. Kwisatz
        22.02.2019 14:46
        -1

        У Роскосмоса зарплаты нищенские, рынок пусков потерян, землю свою распродают.
        Кому-нибудь действительно должно быть дело до мнения главы этого бедлама?

        ЗЫ я когда увидел какие бабки он тратит на коммандировку, думал мне лишние нули померещились.


        1. Mike_soft
          22.02.2019 15:23
          +1

          рабочие УКВЗ тоже возмутились. он за однодневную командировку прокатал месячную зарплату 15% работников завода…


  1. ittakir
    21.02.2019 15:21
    +2

    Собака лает, караван идет. Кто тут собака, сами догадаетесь.


  1. Zenitchik
    21.02.2019 15:24
    +3

    Рогозин считает

    Рогозин опять думает, что умеет считать. А журламеры ему верят.


  1. Zava
    21.02.2019 15:25
    +4

    1. Отрицание — Рогозин находится здесь
    2. Гнев
    3. Торг
    4. Депрессия
    5. Принятие

    Хотя порой мне кажется что наши чиновники отличаются способностью находится на первых четырех стадиях одновременно, все время, до наступления пятой стадии.


    1. AlexZaharow
      21.02.2019 15:49
      +1

      Тогда уж так:
      1. Отрицание, Гнев, Торг, Депрессия — Рогозин находится здесь
      2. Принятие


      1. Anton23
        21.02.2019 18:33

        Тогда уж так:
        1. Отрицание, Гнев, Торг, Депрессия — Рогозин находится здесь
        1.5. Возврат на 1. для российских чиновников
        2. Принятие


        1. aapazhe
          22.02.2019 04:26
          +1

          Вы забыли обязательную стадию «Бомбить Воронеж».


      1. ledocool
        22.02.2019 09:19

        Депрессию и принятие поменяйте местами, пожалуйста.


  1. Nikoobraz
    21.02.2019 15:30
    +8

    «Маск не является специалистом техническим в этом вопросе, просто не понимает, о чем идет речь. »
    (с) прекрасный технический специалист Д.Рогозин.


    1. Scrayer
      22.02.2019 06:26

      Настолько специалист, что видимо считает впринципе невозможным создание лучше того, что есть. Тем не менее уже есть модели, превосходящие «классику», они разработаны, отлажены и запущены в массовое производство не так далеко за МКАДом.
      Беда лишь в том, что у нас «работает не трогай/ты инженер, вот тебе компенсация труда вместо зарплаты/начальство лучше знает, что нам надо», а потом в обладателях патентов на движки Илона обнаружат кучу бывших соотечественников.


      1. Belking
        22.02.2019 06:39

        >> а потом в обладателях патентов на движки Илона обнаружат кучу бывших соотечественников.

        Добавлю, что скоро иссякнут все надежды «ну ладно дурачок во главе компании, просто говорящая голова, которая ни на что не влияет, инженеры то свою работу делают». Как показывает практика — Батутин делает всё возможное для того, чтобы Роскосмос развалить.

        Прекрасно всё, от того, как он портит отношения с иностранными партнерами, до того как тратит миллионы рублей на комфорт своих ягодиц, чтобы денёк погулять-пофоткаться на предприятии, работники которого устраивают протест после его прилёта.

        Эдакий царь Мидас наоборот, всё к чему прикасается превращает в г… но. На одну ОАК только взглянуть, где он сыночка своего пристроил…


        1. Mike_soft
          22.02.2019 08:40
          +1

          это как в стишках-пирожках:
          image


  1. striver
    21.02.2019 15:30

    Даже если Раптор будет уступать на 1% по тем или иным параметрам, но будет многоразовым и без кап. ремонта. То это уже превосходство. Сейчас главное для Спейсов — сам факт практического применения.


  1. San_tit
    21.02.2019 15:36

    Двигатель сертифицирован с запасом 10%…
    Вообще это значит, что на испытаниях давали бо?льшее давление, чем штатное, а не наоборот. Выходит, что либо ГК чушь сморозил, либо двигатели не соответствуют сертификации и штатно работают при давлениях на которых сертификационные испытания не проводили…


    1. zerg59
      21.02.2019 17:38

      Согласно википедии давление в КС у РД180 — 253,3Атм. Так что 280 — это как раз сертификационные испытания (+10%). (280-253.3)/253.3=0.105 или 10.5%


      1. lingvo
        21.02.2019 19:16

        А вопрос можно? 268 Bar — это максимально давление среди существующих ракетных двигателей вообще, независимо от схемы и типа топлива/окислителя, или есть рабочие ракетные двигатели, работающие с более высоким(номинальным) давлением в КС?


        1. zerg59
          21.02.2019 20:28
          +1

          Вот здесь например сравнение: en.m.wikipedia.org/wiki/Comparison_of_orbital_rocket_engines

          Правда там указаны целевые цифры для Раптора (300бар), а внизу — достигнутые для обсуждаемого Раптора «starship version»


          1. lingvo
            21.02.2019 22:18
            +2

            То есть грубо говоря, исходя из таблицы обсуждаемые цифры — это рекордные показатели для любого ракетного двигателя, независимо от типа и топлива.
            С этой точки зрения слова Рогозина даже не обсуждаются, но вот слова главного конструктора «Энергомаша» Левочкина звучат, как минимум, странно — зачем приплетать конструкцию и вид топлива, если и так понятно, что догоняют? И если РД-180 сертифицирован на давление на 10% выше, почему об этом стало известно только сейчас? Только как повод заявить, когда Раптор дотянут до 300 Атм, что РД-180 тоже столько на стендах развивал?


  1. GokenTanmay
    21.02.2019 15:41

    Так какой двигатель лучше в итоге?
    У какого двигателя тяга выше на одной и той же высоте?
    Расход топлива?
    Вероятность отказа?
    Стоимость производства (сложность сборки)? — кстати очень субъективный параметр. Возможно двигатель имеет 100500 частей, но его производство можно полностью автоматизировать, а может иметь 200 частей, но сборка настолько сложна, что только в ручную…
    Так какой двигатель лучше? Я так понимаю Маск по словам Рогозина достиг уровня 1994 года. Т.е. когда отрасль уже начала разваливаться, но напоследок проект выпустили в продакшн. За 25 лет с того момента, насколько обновился парк разработок Российских двигателей? или все же Маск достиг уровня 2019 года?


    1. striver
      21.02.2019 15:50

      или все же Маск достиг уровня 2019 года?
      Исходя из ваших определений, кто достиг уровня 2019-го года?


    1. oleg_go
      21.02.2019 15:58

      Маск первым достиг такого давления для ракетного двигателя на метане. А по УИ и по себестоимости его двигатель уделает РД-180 уже лишь тем, что работает на метане. Никто ничего сопоставимого не делал. Так что Маск достиг уровня 20-х годов 21 века. В ближайшие года никто не повторит. А раз так — то мы видим повтороение басни «зелен виноград» и Рогозина в роли лисицы. Хотя лисица-то хоть пыталась, в отличие от…


      1. GM-2
        21.02.2019 18:24

        Одно подразделение Амазона может и повторить.


        1. oleg_go
          21.02.2019 19:16

          Думаете нечаянно повторят?
          При плановых 132 атмосфер чисто случайно выдадут на BE-4 больше 260. А он не взорвется от двукратного превышения своих характеристик?


          1. GM-2
            22.02.2019 04:58

            Думаю будут пытаться конкурировать повышая характеристики включая давление.


        1. striver
          21.02.2019 23:36
          +1

          Так пускай выдадут данные хотя бы на уровне Маска, без нуля на оси У.


    1. zerg59
      21.02.2019 17:25

      Маск побил рекорд по давлению в КС, державшийся 20 лет.
      Эффективность (термический КПД) зависит от соотношения температур в камере сгорания и на срезе сопла (что пересчитывается в соотношение давлений). У поверхности Земли мы не можем сделать давление на срезе меньше атмосферного. Так что остаётся повышать давление в КС. Для второй ступени всё проще — там можно сделать сопло с бОльшим расширением.
      Но у того же Мерлина давление в КС в разы меньше (~68Атм), но разве это плохой и отсталый двигатель? Если ракеты с ним уделывают российские по цене запуска?


      1. Belking
        21.02.2019 19:59
        +2

        >> Но у того же Мерлина давление в КС в разы меньше (~68Атм), но разве это плохой и отсталый двигатель?

        Маск сейчас в твиттере в продолжение ответа Рогозину сказал, что Мерлин побил все рекорды по thrust/weight и thrust/cost. Так что в какой то степени он лучший. Хотелось бы конечно увидеть и это сравнение по thrust/cost наглядно.

        Оригинал
        SpaceX Merlin architecture is simpler than staged combustion (eg SSME or RD), but it has world record for thrust/weight & thrust/cost engine. Raptor has better Isp, but I’m worried it may fall short on those two critical metrics.


        1. Stas911
          21.02.2019 21:55
          +1

          Про thrust/cost — а как он узнал себестоимость российского двигателя? Или какова рыночная цена его двигателя? Или что с чем он вообще сравнивает?


          1. oleg_go
            21.02.2019 22:48
            +1

            Чтобы сравнить не обязательно быть Маском, будем округлять…

            РД-180, весит 6 т., стоит от 10 млн.долларов. тяга 400 тонн.
            Мерлин 1D, весит 500 кг, стоит 1 млн.долларов, тяга 80 тонн.

            А что на это ответит Рогозин — «Вы всё врете… бла, бла, бла»


            1. Stas911
              21.02.2019 23:45

              А 1 млн за Мерлин — его вот прямо можно пойти и купить за эти деньги? Или это все же себестоимость?


              1. oleg_go
                22.02.2019 00:12
                +2

                А разве РД-180 можно купить на рынке? Американцы права на его продажу не отдавали…


                1. Stas911
                  22.02.2019 00:16
                  -2

                  А какие двигатели американцы закупали у Энергомаша? Не эти?


                  1. oleg_go
                    22.02.2019 00:18
                    +2

                    Так права на него им и принадлежат… Энергомаш для них их собирает, а переносить производство к себе правообладатель считает не имеющем экономического смысла


  1. pproger
    21.02.2019 15:53
    +2

    Интересно, а гендиректор роскосмоса считает корректным, когда государственная космическая компания великой сверхдержавы (ну как говорят из телевизора) начинает соревноваться с частной космической компанией? по-моему, это позор.


    1. stardust1
      21.02.2019 16:06

      Почему позор? Какая разница кто (не) даст результат, частная или государственная компания?


      1. pproger
        21.02.2019 16:11

        разные «весовые категории».


        1. stardust1
          21.02.2019 16:15

          А как вы «вес» измеряете? По бюджету?


          1. pproger
            21.02.2019 16:38
            +3

            по потенциальным возможностям.


            1. stardust1
              21.02.2019 16:40

              Вы конкретизируйте немного, а то одна вода. Что за потенциальные возможности и как они измеряются?


              1. pproger
                21.02.2019 17:00
                +1

                тебе серьезно нужно приводить примеры того, что может государство и чего не может частная компания?


                1. stardust1
                  21.02.2019 17:27

                  Во первых не «тебе», а «Вам».

                  Во вторых смотря какое государство. У «Энергомаша» так же как и у SpaceX есть бюджет. Деньги в ограниченном количестве. SpaceX так же получает от государства деньги как и «Энергомаш». Санкции ограничивают Роскосмосу доступ к компонентам. У SpaceX таких проблем нет. Плюс большинство заказчиков сидит на Западе, что так же даёт преимущество SpaceX.

                  Просто поражает, понимание людей, что если собственник государство, то должны быть автоматически неограниченные возможности.


                  1. igormich88
                    21.02.2019 18:17

                    К каким именно компонентам Роскосмос лишился доступа?


                    1. Mox
                      22.02.2019 00:16
                      +1

                      Радиационно-стойкой электронике.


                      1. igormich88
                        22.02.2019 11:18

                        Мы всё еще говорим о двигателях или перешли на отрасль в целом?


                  1. MyshinyjKorol
                    22.02.2019 00:34
                    +2

                    У «Энергомаша» так же как и у SpaceX есть бюджет. Деньги в ограниченном количестве. SpaceX так же получает от государства деньги как и «Энергомаш».


                    Уточню, вы хотите сказать, что Энергомаш получает деньги от государства как и СпейсХ только за исполнение контрактов?


                  1. pproger
                    22.02.2019 01:52
                    +1

                    >Во вторых смотря какое государство
                    я же сказал, ядерная сверхдержава. любая.

                    >Санкции ограничивают Роскосмосу доступ к компонентам
                    санкции ввели в 2014 году. а до 14 года что делали?

                    >Просто поражает, понимание людей, что если собственник государство, то должны быть автоматически неограниченные возможности.
                    они и есть неограниченные. просто ими распоряжаться нужно правильно. потому то они и потенциальные. можно вложиться в подготовку инженеров, конструкторов, развитие отрасли, а можно проводить олимпиады, чемпионаты мира по катанию мяча по траве, и в итоге жиденько обосраться.

                    >Во первых не «тебе», а «Вам».
                    а вас там много?


    1. zerg59
      22.02.2019 06:21

      Ещё немного попоболи для Рогозина: Маск успешно запустил еврейский аппарат к Луне (те приняли управление, всё путём) и посадил первую ступень на баржу. Аппаратик построен некоммерческой организацией отчасти на пожертвования граждан.


    1. firedragon
      22.02.2019 09:21
      -1

      А то что государство не может запустить человека на орбиту, не позор? Приходится ходить к Рогозину на поклон.
      Отдельно пройдусь по многоразовости двигателя. С рекордными параметрами нагрузки то-же рекордные. Так что скорее всего на полной загрузке движок будет одноразовый, а вот при неполной будет работать не в оптимальном режиме, да и после каждого полета, будет разборка, дефектоскопия и снова сборка.


      1. Belking
        22.02.2019 09:33

        >> Приходится ходить к Рогозину на поклон.

        Сотни миллионов людей на Земле задаются вопросом — ну когда же мы объединимся и будем расширятся по вселенной, вместо войн за клочки Земли. И только Роскосмос со своими фанатами — «нет своих двигателей — слабаки! нет своих кораблей для доставки экипажа — позор!».

        Вот только если разобраться с этими «своими двигателями» и «своими кораблями» — слабаки и позор окажутся на самом деле эпитетами Роскосмоса. Кратко — РД-180 стоит 25 млн.$, в то время как запуск летавшей Falcon 9 обходится дешевле, при том что у него 9 двигателей; свои корабли доставки экипажа у этого государства были — Space Shuttle.

        >> Отдельно пройдусь по многоразовости двигателя

        Действительно… прошлись…


        1. Mike_soft
          22.02.2019 10:35

          РД-180, емнип, стоит около 11? а 25 — это РД-171? у Маска вся двигательная установка тоже в районе 10 стоит?
          ну а о том, сколько реально обходится дефектовка и пуск б/у — насколько знаю, достоверно/официально не сообщалось. Известны только стоимости пусков для конечного заказчика…


          1. Belking
            22.02.2019 10:39

            >> РД-180, емнип, стоит около 11? а 25 — это РД-171? у Маска вся двигательная установка тоже в районе 10 стоит?

            На реддите пишут, что 11 он стоил при пакетной покупке по старым контрактам, а сейчас 25. По Маску — где то так.

            >> ну а о том, сколько реально обходится дефектовка и пуск б/у

            Ну я исходил из того, что пуск стоит 60 млн.$, 15% — прибыль ~ 50 млн.$ себестоимость, а Гвинн Шотвелл заявляла, что самая первая дефектовка обошлась почти в 50% от стоимости пуска, что как раз и равно 25 млн.$. Сейчас должно быть ещё дешевле.


            1. Stas911
              22.02.2019 17:05

              Ну так первая дефектовка, вероятно, была полностью вручную. А когда уже известно, куда смотреть, контрольные точки и параметры проверки — все должно быть уже на порядок дешевле.


              1. Belking
                22.02.2019 17:11

                Поэтому и было написано обходительное «дешевле». Посмотрите чуть ниже на комментарий rotarepo, здесь многие очень скептично относятся к Спэйс Иксам и Маску в частности. Если называть предполагаемые на сегодняшний момент цифры — они сразу накинуться, мол не может быть, чтобы Space X'ам вчерашний запуск лунного аппарата обошёлся в районе 15 млн.$*, а достоверных пруфов нет, кроме умозаключений на основе того, что мы видим и слышим. Приходится немного приуменьшать заслуги Space X. Иначе загрызут требованием «пруфов».

                Зато Роскосмос да. Говорит о ядерном буксире, значит он конечно же будет. И конечно же в ближайшее время. Говорят Маск мошенник — значит мошенник. Самый проверенный источник информации с самым успешным журналистом во главе.

                * — в районе 7 млн.$ вторая ступень, 3 млн.$ дефектовки первой ступени (10% от её стоимости) и ещё 5 млн.$ сами операции по пуску включая буксировку ступени обратно и отправку на дефектовку (собственные прикидки на основе Cost calculation for falcon 9 falcon heavy двухгодичной давности).


      1. GM-2
        22.02.2019 17:13

        Технически то государство может запускать человеков на орбиту самостоятельно с 2012 года как минимум. В Дракон поставил кресла и вперед. Но видите ли нельзя теперь астронавтов в корабле без САС возить, а, главное, на Орионе тогда еще не успели освоить и 10 миллиардов — нельзя было допускать у электората всяких нехороших мыслей.


        1. Belking
          22.02.2019 17:31

          А вообще, они на самом деле немного вразумили Маска и сэкономили время. Заставили отказаться от крутого реактивного Дракона (а это был самый настоящий Дракон!) в угоду политике. Но всё же от Красного Дракона на Марсе не было столько толку, как будет от Космического корабля. Как в своё время Россия вразумила Маска, что не нужно с нами сотрудничать, нужно самому строить ракету-носитель.


          1. striver
            22.02.2019 20:46

            Всё реактивная посадка на землю — лучше, чем в океан, а потом лови с сачком…


          1. GM-2
            23.02.2019 08:29

            Осенью купил книжку «Красный Марс»… Так и не прочитал — как только начинается описание от лица российских персонажей от фейспалмов начинает голова болеть.


    1. rotarepo
      22.02.2019 12:50

      «Частного» там не так много.


      1. Belking
        22.02.2019 12:53

        Серьезное заявление. Обосновывать его Вы, конечно же, не будете?


  1. AlexZaharow
    21.02.2019 16:10

  1. casperonius
    21.02.2019 16:15

    В то время как у роскосмоса ракеты падают на взлёте, у Маска садятся автоматически, выполнив задачу. Действительно, сравнивать уже не корректно...! =)


    1. zerg59
      21.02.2019 20:03
      +3

      Только что прочитал: Страховщики выплатили Роскосмосу 185 миллинов баксов за 2 аварии. Это в среднем 92.5 миллиона за одну. Стоимость пуска Союза 2.1 с разгонным блоком Фрегат — 48,5 миллионов. 62 — стоимость пуска Фалькона. Взрывать ракеты выгоднее ;-)


      1. striver
        21.02.2019 23:37
        +1

        В стоимость запуска не входит стоимость КА.


        1. zerg59
          22.02.2019 06:28

          Походу в стоимость страховки тоже. КА страхуются отдельно.
          ria.ru/20180512/1520412455.html

          В конце апреля 2018 года РКК «Энергия» признала потерю космического аппарата связи, построенного для Анголы и запущенного на орбиту в конце 2017 года. Как сообщалось, связь со спутником была потеряна практически сразу после запуска. Аппарат был застрахован на 121 млн долларов при стоимости аппарата в 252 млн долларов.


    1. Al-Xumuk
      21.02.2019 23:16
      +2

      Самое смешное, что они так гордятся своим РД-180, и при этом, ни одна российская ракета на данный момент этот движок не использует. На этих движках летают только американские «Атласы».


  1. Space__Elf
    21.02.2019 16:28
    +3

    Илон — сказал, Илон — сделал!
    У Рогозина — всё из рук валится и всё падает.
    image


  1. asd111
    21.02.2019 16:58
    +2

    Илон Маск в Твиттере ответил на критику от Рогозина: «I have been chief engineer/designer at SpaceX from day 1. Had I been better, our first 3 launches might have succeeded, but I learned from those mistakes.»
    twitter.com/elonmusk/status/1098532871155810304?s=20


    1. Belking
      21.02.2019 17:12
      +1

      Неужели даже журналистское образование своё не оправдает Батутыч? Ведь что бы он не ответил — завтра состоится первый частный запуск лунного аппарата, что надолго утрёт нос Роскосмосу.

      Upd: Илон Маск также ответил про сравнение дизель/бензиновых двигателей. Очень краткий перевод:

      То, что хочет сказать Роскосмос — это то, что нельзя сравнивать газ-газ и жидкость-газ
      ИМ: Не правда

      Оригинал
      >> The point RosKosmos is trying to make is that in your tweet you compared a liquid/gas engine to a gas/gas engine, and that the operating parameters of those two are not comparable. (Just translating the article, I definitely don't know enough to make a judgement.)

      ИМ: Not true. Limiting factor in any staged combustion rocket engine, liquid/gas or gas/gas, is pressure & temperature in oxygen preburner


      1. zerg59
        21.02.2019 19:00

        Рогозину бы почитать про метановое ГБО (это к вопросу перехода с бензина на газ) и Skyactiv-Х (там воспламенение бензовоздушной смеси от сжатия — основной режим);-)
        autoreview.ru/articles/svoimi-glazami/15-1


        1. Belking
          22.02.2019 18:28

          В общем ответили. Рогозин предложил построить в Москве Национальный космический центр в форме ракеты. В очередной раз распилить на стройке несколько миллиардов, вместо того, чтобы пустить их в разработки. Как тебе такое, Илон Маск?


          1. Stas911
            22.02.2019 18:53

            Маск просто не дорубает, что так можно — работает все в каких-то ангарах на краю аэропортов — никакой фантазии.


          1. striver
            22.02.2019 20:49

            По этому вспомнился сериал КЯВВМ, и там был проект здания… тоже таких форм…


          1. shedir
            23.02.2019 00:20

            А еще «Федерацию» переименует. У него вон какие серьезные дела, не какой-то там двигатель на метане.


    1. striver
      21.02.2019 17:25

      Илон Маск в Твиттере ответил
      Да, рэпбатл… У Рогозина есть твиттер? что он ответит Маску? Запасаемся поп-корном!


      1. Belking
        21.02.2019 20:14
        +3

        >> Запасаемся поп-корном!

        На реддите особо не верят, что подобная баталия возможна. Один из топовых комментариев:

        Rogozin is journalist by education and propagandist by trade (not even a politician) without any technical knowledge whatsoever. He not even have a chance to understand what he's talking about.


        1. ILya63
          22.02.2019 10:13

          But lets be honest, mr. Rogozin is stonger specialist in trampolines production с твиттера…


      1. migelle74
        21.02.2019 23:31
        +1

        У Рогозина был и твиттер и фейсбук, но после знаменитой истории с племянником он понял, что лучше жевать(с) и удалил все.


  1. rogoz
    21.02.2019 17:20
    +3

    Вы зря смеётесь. Такие высказывания ориентированы на другую «целевую аудиторию», и воспринимаются ей на ура-патриотично.
    Недооцениваете вы своих врагов. Также смеялись про интернет цензуру, а удавка то затягивается с каждым годом.


  1. barbos6
    21.02.2019 19:16

    Глава «Роскосмоса» не верит

    Атеист? Ай-яй-яй…


  1. Stas911
    21.02.2019 19:28
    +4

    Насколько помню, у Маска все нормально с образованием — оно может и не профильное, но высшее техническое. Чего не скажешь о Рогозине. Опять же, какое отношение это имеет к вопросу — он же не сам двигатели считает.


    1. lingvo
      21.02.2019 22:28
      +1

      Musk moved to Canada when he was 17 to attend Queen's University. He transferred to the University of Pennsylvania two years later, where he received an economics degree from the Wharton School and a degree in physics from the College of Arts and Sciences.

      У Маска вышка по физике, в чем-чем, а в физике ракетных двигателей он способен разобраться. В отличии от журналиста, да.


  1. boblenin
    21.02.2019 19:52

    Да пофигу у кого пиписька больше. Маску спасибо, что он хотя бы мечту о колонизации марса приблежает на пол-шишечки.


  1. samodum
    21.02.2019 23:11
    +1

    >«Глава «Роскосмоса» не верит»
    Оу. Теперь это вопрос веры?


  1. Vnuchok
    21.02.2019 23:19
    +1

    Маск не является специалистом техническим
    специалист технический… прям как название растения звучит))


  1. Greendq
    22.02.2019 01:12
    +2

    А только я заметил, что Маск просто описал результаты, при этом не ругая РД-80 (да ещё и используя определение awesome)? Мне кажется, что кто-то нервничает :)


    1. Mike_soft
      22.02.2019 08:53

      Более того, он ранее весьма хвалил РД-180.


  1. iliabvf
    22.02.2019 02:41

    Батутный министр просто делает свою работу, и она никак не связана с развитием космической промышленности РФ или вообще ее процветанием.
    А что касается отказа от российских двигателей, всегда же есть Иран, Куба, Венесуэла, КНДР, даже если продавать в долг.


    1. Max2UP
      22.02.2019 07:20

      Куба, Венесуэла — у этих даже в теории денег на это нет. Да и надобности тоже.
      У Ирана собственный ракета-носитель — «Сафир».
      КНДР — ну собственно есть очень живая теория, что своими успехами в ракетостроении, КНДР обязана проданным технологиями из РФ.


      1. iliabvf
        22.02.2019 11:36

        image


      1. VladNY
        23.02.2019 05:06

        Что значит денег нет? В российских банках полно денег. Одолжат, потом за откат в 10% долг простят. Убыток государству откат царьку с боярами. Система нипель.


  1. Misha_Mo
    22.02.2019 07:57

    :)
    image


  1. baragol
    22.02.2019 10:03

    Но ведь… На самом деле все только и делают, что сравнивают бензиновые и дизельные двигатели. Не?


    1. GarryC
      22.02.2019 10:32

      Их сравнивают по внешним параметрам, а не по внутренним, маловероятно, чтобы когда либо бензиновый двигатель работал при степени сжатия смеси, характерной для дизеля, хотя при сильно обедненной смеси — кто знает…


    1. konst90
      22.02.2019 10:36

      Имеет смысл сравнивать всё же по выходным характеристикам (мощность, момент, расход топлива), а не по внутренним (давление в рампе, степень сжатия).


    1. lingvo
      22.02.2019 10:51

      Уточню, что Раптор работает на газу, и бензиновый ДВС можно легко перевести на газ, соответственно сравнивать их можно очень легко.


  1. solariserj
    22.02.2019 10:35

    Да много что он может считать! А разве эффективность двигателя зависит от того что кто-то там считает или нет. При том что сам новых двигателей не разрабатывал.


  1. vershinin
    22.02.2019 11:53

    Не, ну как, у Маска есть конечно часть от шоу-бизнеса, но американскую инженерную и производственную культуру никто не отменял. И она в SpaceX на высочайшем уровне, с внедрением всех этих BIM и прочих технологий, которые в Роскосмосе даже не пытаются внедрять.
    Превосходство этой инженерной и производственной культуры признавали советские специалисты, правда они говорили, что нужно этому учиться у американцев, хотя и советская производственная культура была не на последнем месте в мире.
    А теперь мы отстаём по всем параметрам, но этот надутый индюк акцентирует внимание на шоу-бизнесе, игнорируя наш шоу-бизнес с освящением ракет, и совсем забывая про разницу в инженерной культуре.


    1. yayashitoya
      22.02.2019 12:42

      но американскую инженерную и производственную культуру никто не отменял

      насчет инженерной не скажу, а от производственной культуры они сами добровльно отказались, сейчас время от времени поднимают вопрос «как нам вернуть заводы из Китая обратно в США».


      1. oleg_go
        22.02.2019 12:46

        У них промышленность в процентном отношении к экономике примерно как в РФ. Но так как сама экономика раз в десять больше, то «производственной культуры» там больше.


        1. yayashitoya
          24.02.2019 09:13

          Но так как сама экономика раз в десять больше, то «производственной культуры» там больше.


          У них размер экономики не связан с производством.

          Полюбопытствуйте что такое деривативы и как они вызвали гигантский «рост» экономики США просто из воздуха.

          Например, вот здесь хорошим доходчивым языком «Игра на понижение» (фильм, 2015) американцы сами об этом рассказывают (причины экономического кризиса 2007-2008 года).


          1. oleg_go
            24.02.2019 09:20

            А Вы, простите, понимаете, что такое деривативы? Торгуете им?


            1. yayashitoya
              24.02.2019 09:23

              А Вы, простите, понимаете, что такое деривативы? Торгуете им?


              Там все разжевано в фильме. В понятной форме и занятной художественной форме.
              Там и Марго Робби из ванны расказывает так, что будет понятно даже «блондинке».

              К оценке производственной части экономики они отношения не имеют, при этом создают огромный объем экономики чисто в цифрах.


  1. prankov
    22.02.2019 14:29

    ага, у Маска нет образования подходящего, а у Рогозина есть?
    Маск — бакалавр физики и экономики
    Рогозин — доктор философии и журналист, как тебе такое Илон?
    Не судите строго, но просто смешно было читать новость


  1. Mimus_spb
    22.02.2019 15:48

    Блаженны верующие, ибо их есть царствие небесное!