- компактный;
- простой для понимания;
- трудный для освоения в совершенстве.
Работая Scrum Мастером в Hubber, я постоянно открываю для себя новые грани последней характеристики.
В руководстве по Скраму (Scrum Guide) есть абзац, где перечисляются ценности — вовлеченность, фокус, открытость, уважение, смелость. Процитирую великих — “Успешность использования Скрама напрямую зависит от того, насколько хорошо люди придерживаются этих ценностей”.
Соглашусь, что именно эти ценности являются одной из тех граней, которые делают Скрам трудным для освоения в совершенстве. Давайте разберемся, почему так.
Нейрологические уровни
Обратимся к модели “нейрологических уровней” Роберта Дилтса. В народе — Пирамида Дилтса.
Дилтс поместил ценности на третий уровень. В этой простой пирамиде есть определенная логика — более высокие уровни определяют более низкие. Например:
- Моя миссия (обязательно недостижимая, это ведь миссия!): чтобы все люди в мире пили только качественный натуральный кофе;
- Кто я: я — Великий Бариста.
- Ценности (во что я верю): я верю, что качественный кофе дарит людям бодрость, способствует к приятному общению и продуктивности.
- Что я могу: я отлично разбираюсь в кофе, умею его закупать и вкусно готовить.
- Что я делаю: я готовлю кофе, общаюсь с интересными людьми ежедневно.
- Что я имею в итоге: у меня 2 кофейни в уютных парках, несколько кофемашин, 5 сотрудников, много мягких удобных пуфов, приятная музыка в кофейнях.
Есть один важный фокус в этой пирамиде. Любые изменения на высших уровнях приводят к изменениям на нижних.
К примеру: миссию оставляем прежней, меняем второй уровень на — Супер плантатор. И бац — все меняется внизу. Или изменим ценности на: “Я верю, что много людей пьют кофе. Бизнес на кофе — прибыльный”. И снова поменяются способности, поведение и окружение. Все будет ориентироваться на прибыль, а не на людей (как в первом случае).
В этом смысле Сазерленд и Швабер (создатели Скрама) на ряду с фреймворком дают отличные ценности (вовлеченность, фокус, открытость, уважение, смелость). Приняв эти ценности, у нас должны качественно измениться способности, поведение и окружение в команде или организации в целом. Где же трудности, спросите вы? А вот они!
Трудность №1 — недопонимание
В нейро-лингвистическом программировании есть понятие — комплексный эквивалент. Это те же ценности. То есть ценность — это существительное, которое является ярлыком для набора действий и переживаний (глаголов). И все бы хорошо, вот только под каждую ценность в виде существительного у каждого отдельного человека свой набор глаголов.
К примеру:
- 1-й человек под “Уважением” понимает “Давать советы, постоянно предлагать свою помощь, приходить на встречи вовремя, не критиковать коллег”.
- 2-й человек понимает наоборот — “Критиковать коллег, которых уважаешь (чтобы они становились лучше), помогать и советовать только, если попросят, принимать решения совместно.
У обоих есть Ценность “Уважение”. Вот только проявляя его друг к другу, они получат в лучшем случае недопонимание, в худшем — конфликт. На уровне компаний та же история. Кроме того, в большинстве случаев сотрудникам неведом тот набор глаголов, который стоит за красивыми существительными, придуманными владельцами бизнеса.
Таблетка. Максимально детализируйте ценности Скрама и свои собственные. Объясните всем, что вы ждете от коллег, когда они будут проявлять эти ценности. Транслируйте ценности в своих действиях. Примеряйте успешные (и не очень) кейсы к ценностям — какая здесь сработала, а о какой забыли.
Трудность №2 — непрочность
Тут мы обратимся к модели человеческих ценностей Клэра Грейвза “Спиральная динамика”. Если Скрам прост в понимании, но сложен в освоении, то со Спиральной Динамикой и с пониманием не просто.
Тем не менее, это очень эффективная модель для диагностики этапов развития отдельного человека, организации, общества и человечества в целом. Между прочим, Фредерик Лалу придумал свои “Бирюзовые организации”, основываясь именно на этой модели.
Грейвз утверждает, что все мы развиваемся по спирали, и выделяет 8 уровней (есть еще 9-й коралловый, но пока он практически не описан).
На каждом уровне есть свои ценности, которые отображены на рисунке, и показано то, что нами движет на том или ином уровне. Важно: каждый следующий уровень включает в себя предыдущий. Уровни зависят от условий жизни, т. е. от среды и контекста.
Избалованный малыш богатых родителей попадает в оранжевые условия жизни и принимает ценности этого уровня — успех и амбиции. И все вроде бы уже сложилось, но, попадая в красные условия жизни, малыш не может за себя постоять и получает тумаки, не получает должность, не может защитить бизнес и теряет его.
Оранжевая или желтая организация с не проработанным фиолетовым уровнем (безопасность и традиции) может постоянно бороться с текучкой и отсутствием инноваций.
Можно сделать вывод, что спираль должна быть прочной от самого основания, чтобы попадая в разную среду и контексты, человек или компания эффективно справлялись с актуальными проблемами опираясь на свои ценности.
Давайте попробуем наложить ценности Скрама на спираль Грэйвза и посмотреть на каких уровнях лежат эти пять ценностей. Но сначала разложим эти красивые существительные на более конкретные действия.
Как видите Открытость и Уважение находятся полностью на Зеленом Уровне. Особенностями этого уровня являются:
- Связи между людьми;
- Формирование экологичной среды;
- Право на ошибку;
- Обучение происходит посредством наблюдения и эмпиризма.
- Открытость как внутри сообщества так и с внешней средой (партнеры, клиенты).
На втором месте по количеству находится Оранжевый уровень и это совсем не странно — все таки Скрам используют в бизнесе в большей степени. Хочу отметить, что сильный оранжевый может быть только на фундаменте крепкого Красного Уровня, то есть Силы и Власти. Тут особенности:
- Обучение экспериментами, посредством проб и ошибок;
- Тут заправляют инженеры и предприниматели;
- Стремление к независимости;
- Улучшение жизни за счет науки и техники;
- Престиж имеет значение.
На третьем месте Синий Уровень законов, правил и главенства высшей истины и цели. В Скраме тоже есть такие процедуры как структура и цель, хотя многие и путают гибкость с полным хаосом. Особенности на этом уровне:
- Следование смыслу и цели;
- Порядок вместо анархии;
- Последовательность и правила;
- Систематизация.
Как видите, ценности Скрама находятся достаточно высоко по спирали Грейвза. В отрасли IT много коллег уже тянуться к оранжевому и меньше к зеленому. Организации, находясь зачастую на оранжевом уровне, взаимодействуют с государством и конкурентами больше на синем и красном уровнях.
Помните Пирамиду Дилтса и фокус со сменой на определенном уровне? Это действительно работает, но проблема в том, что чем выше уровень, тем сложнее его менять. Это достаточно долгий и энергозатратный процесс.
Таблетка. Отбирайте людей по ценностям, а не только по техническим навыкам. Детализируйте soft-skills и примеряйте ко всем кандидатам. Отбирая людей по ценностям, вы уже будете формировать их в организации. Создайте “Условия жизни” (среду) того уровня, которого вы хотите достичь, и люди будут осваивать новые ценности и делать их организационными.
Успешность использования Скрама напрямую зависит от того, насколько хорошо люди придерживаются этих ценностей. (Scrum Guide, 2017).
Ценности людей и организаций являются движущей силой и целью. Они как ветер в парусах корабля и как маяк, к которому этот корабль идет. А если обращаться с ними просто как с красивыми существительными, то можно бесконечно болтаться в штиле и итоге налететь на рифы.
Комментарии (11)
Guitariz
21.02.2019 19:51+2Мне очень не нравится манипуляция «обязуемся команде». Что мы ей обязуемся? Я понимаю обязуемся работать над проектом, обязуемся соблюдать принципы скрама, обязуемся воспринимать и работать над критикой (хотя уже это входит в скрам). Команде то мы чем должны?
ganqqwerty
21.02.2019 23:38Думаю, это чтобы лучше работалось: обязанность перед коллективом коллег звучит приятнее чем обязанность перед например владельцем компании или акционерами.
WizardryIB
22.02.2019 09:31Мне всё это напоминает секту… И потом, сектантами очень легко манипулировать со стороны руководства компании/департамента, подсовывая им ложные миссии и ценности, когда для бизнеса важна только прибыль!
joker2k1
22.02.2019 11:29Поддержу, сектанство какое то. Сначала тебе промывают мозги не твоими целями, а потом используют тебя для достижения своих. Потом прожовывают и выплевывают, и набирают новых.
SaChek Автор
22.02.2019 13:47Тут идея с уровнями следующая: на каждом уровне своя система ценностей, через которую смотря на более высокий уровень тамошние ценности могут казаться чуждыми и отвергаться. Например с синего уровня оранжевый может трактоваться как нарушающий правила, безпринципный, не имеющий ни чего святого кроме денег (прибыли). Смотря же с оранжевого уровня (где действительно первостепенна прибыль и личный успех) на зеленый, мы можем предполагать, что забота о среде, экологии, благотворительность, разработка продуктов помагающих людям, отраслям, рынкам, нацелены исключительно на получение прибыли и личных выгод. Все зависит от того откуда смотреть. Тем не менее некоторые оранжевые организации, действительно примеряют «зеленый камуфляж», потому что для них цели (прибыль и успех) оправдывают средства (некие манипуляции, хотя это слово следует прояснять). И это не исключает существование организаций с ценностями зеленого уровня.
WizardryIB
22.02.2019 13:57Вы заблуждаетесь… Так же, как и коммунизм недостижим в одной взятой стране), так и описанный пример недостижим в отдельно взятой компании. Сотрудники приходят, сотрудники уходят… и для них это даже вредно — столкнуться с подобным прочищением мозгов.
deepone
22.02.2019 14:09Давай спорить.
Я считаю что понимающий процессы и себя сотрудник становится сложнее и способнее выполнять сложные задачи. Если человек разделяет ценности, то его решения будут соответствовать решениям компании и ему можно их делегировать. А уходят из компаний где наверху каша в голове.
Guitariz
22.02.2019 15:37вообще не правда. Любой рядовой сотрудник понимает, что его личные цели и цели компании — не одно и то же. И тем не менее взрослый человек не воспринимает их как враждебные или конфликтные.
Ну это даже мимо того, что сама классификация и разделение подобных вещей идея абсолютно абсурдная, потому как приоритеты могут меняться и вверх и вниз, комбинироваться и существовать одновременно, в зависимости от ситуации.
WizardryIB
22.02.2019 14:23Предлагаю использовать понятие «цели» вместо «решения». Синхронизация по целям для подразделений компании, а так же для сотрудников подразделений, как и управление по целям, но уже сверху->вниз — базовые требования успешного предприятия. С этим никто не спорит. Но всё это прекрасно достигается и без внедрения scrum.
А уходят из компании по многим причинам...)
boblenin
Ценности хорошо работают когда вас < 200 человек. А дальше начинаются сложности с поисками единорогов.