Фото предоставлено городом Фукуока
Профессор Такахаши (Shingo Takahashi), руководитель кафедры разработки промышленных систем и систем управления Университета Васэда и Fujitsu Laboratories разработали технологию, которая позволяет выявить, по каким причинам возникает скопление людей в общественных местах. Решение автоматически анализирует факторы, которые привели к образованию большой массы людей, на основании результатов моделирования поведения человека.
Ещё в 2015 году Fujitsu и профессор Такахаши использовали данную технологию в системе моделирования поведения людей, которая анализировала меры по устранению очередей в аэропорте города Фукуока. Им удалось обнаружить в 4 раза больше причин возникновения столпотворения по сравнению с анализом экспертов. Например, при анализе скопления людей во время контрольного досмотра пассажиров и багажа система смогла впервые выявить, что пассажиры, собравшиеся на определенной стойке регистрации, вызвали неожиданное скопление людей в зоне контрольного досмотра. В ходе моделирования было подтверждено, что эта технология позволяет уменьшить количество людей, ожидающих прохождение контрольного досмотра, на одну шестую. Кроме того, количество персонала можно будет уменьшить на треть. А время анализа было значительно уменьшено, с нескольких месяцев до нескольких минут.
Новая разработка объединяет в группы категории, которые имеют определенную общность, и выражает характеристики соответствующих «агентов» (смоделированное поведение, действия людей) в виде небольшого количества комбинаций категорий без составления списков результатов передвижения или маршрутов десятков или сотен тысяч агентов. Такой подход позволяет проще выделять характеристики агентов, связанные с причинами возникновения скоплений людей, и дает возможность создавать параметры, относящиеся к определенным характерным признакам и примерам перемещения.
Диаграмма симуляции поведения людей и прогноз образования скопления людей в аэропорту
Ранее по причине того, что данные, относящиеся к отличительным особенностям, восприятию и действиям агентов (например, задача агента заключается в том, чтобы «пообедать», или агент увидел указатель в точке), которые выражались в виде десятков записей в базе данных, должны были быть объединены для создания характеристик агента, этот процесс создавал большое количество комбинаторных примеров. С новой технологией, которая создает логические группы, которые включают схожести в характеристиках, и создает кластеры характеристик агента для каждой группы, была реализована возможность уменьшить количество комбинаторных примеров. Это позволяет выполнять поиск причин, которые напрямую связаны с контрмерами, и получить ответ на вопрос, какие меры будут эффективны для уменьшения скоплений людей.
Выявление полного спектра причин образования скопления людей, основанных на отличительных особенностях, действиях и способах восприятия
Например, в отношении скопления людей, возникающего в магазине А и Б в торговом центре, при обнаружении скопления людей можно определить, что скопление в магазине А было вызвано людьми, которые увидели указатель, а скопление в магазине Б было вызвано людьми, которые закончили обедать в кафе и все вместе пришли в магазин. Таким образом, скопление людей в магазине А можно устранить путем установки новых указателей, а скопление в магазине Б можно устранить за счет увеличения количества обслуживающего персонала и скорости обслуживания.
Выявление причины и примеры противодействий, которые получили благодаря технологии
При моделировании человеческого поведения эксперты, как правило, повторяют процесс проб и ошибок, анализируя большие объемы данных, которые получили в результате моделирования, и предлагают гипотезы причин образования столпотворений и возможные контрмеры, основываясь на своем опыте и информации, и затем повторно выполняя моделирование для оценки предложенных гипотез. Соответственно, анализ предложенных причин и определение контрмер может занять несколько месяцев. А в отдельных случаях, когда аналитик пропустил определенные причины, могут возникать дополнительные проблемы. Новая технология профессора Такахаши и Fujitsu Laboratories осуществляет комплексное выделение характеристик агентов, которые имеют отношение к скоплению людей. Следовательно уменьшается число комбинаторных примеров. Это позволяет выполнять поиск причин, которые напрямую связаны с контрмерами, и получить оперативно разработать меры для борьбы с очередями.
Технология позволяет выполнить оперативную оценку параметров для предотвращения образования скоплений людей в местах торговли, местах проведения различных мероприятий и в других местах, в которых могут образовываться скопления людей в связи с их высокой посещаемостью или централизацией. Таким образом, новая разработка дает возможность повысить безопасность и комфорт городских сред.
Актуальность
Места проведения мероприятий, аэропорты и торговые центры, в которых часто образуются большие массы людей, это может негативно сказаться на уровне удовлетворенности посетителей и, в конечном счете, на продажах. В настоящий момент, помимо таких способов решения этой проблемы, как увеличение числа персонала, размещаемого у входов, выходов и в местах продаж для оказания помощи посетителям, существует целый ряд других мер, которые включают в себя установку специальных указателей и схем для перемещения посетителей в менее загруженные помещения. Однако для реализации более эффективных средств уменьшения потока важно понимать, какие типы людей предпримут какие типы действий в ответ на какие типы информации.
Для этого все чаще используются технологии «моделирования поведения человека». Специалисты выполняют моделирование отличительных особенностей, восприятия и действий различных групп людей в качестве «агентов». А с помощью компьютерного виртуального моделирования ситуаций образования очередей ученые могут проанализировать причины и оценить решения, которые позволят предотвратить столпотворения.
Комментарии (26)
Caracat
15.03.2019 12:29Вопрос собственно в разрезе теории массового обслуживания. В каждом абзаце речь идет о некой уникальной технологии поведенческого моделирования, но тема так и не раскрыта. Скудные пара предложений перед второй схемой, ясности не вносят. С таким же успехом можно писать о технологиях спецслужб контроля поведения толпой, что они вот есть, и что они работают.
FeeAR Автор
15.03.2019 15:25Благодарю. Если тема заинтересовала, то тогда как-нибудь в следующих постах опишу технологию более развернуто.
IvUs
15.03.2019 15:25Например, в отношении скопления людей, возникающего в магазине А и Б в торговом центре, при обнаружении скопления людей можно определить, что скопление в магазине А было вызвано людьми, которые увидели указатель, а скопление в магазине Б было вызвано людьми, которые закончил обедать в кафе и все вместе пришли в магазин. Таким образом, скопление людей в магазине А можно устранить путем установки новых указателей
Интересно, какие же новые указатели можно установить для уменьшения скопления людей в магазине? «Не ходите туда». «Вам туда не надо».
По-моему, магазину в торговом центре, наоборот, должно быть выгодно, что бы в нем возникало скопление людей.FeeAR Автор
15.03.2019 15:28Не думаю, что магазину было бы выгодно, чтобы рядом с ним постоянно толпились люди, которым просто нужен банкомат (ATM). Собственно, указатель и показывает где магазин, а где банкомат, тем самым отсекая «нерелевантных» посетителей.
IvUs
15.03.2019 15:44Конечно выгодно. Особенно, если толпа создается бесплатно для магазина. Люди у банкомата это по определению платежеспособные люди. Соответственно, какая-то их часть является целевой аудиторией для данного магазина.
anko_2000
15.03.2019 15:52Люди у банкомата — это неплатежеспособные люди.
Платежеспособными они становятся после банкоматаtvr
15.03.2019 15:59Люди у банкомата — это неплатежеспособные люди.
В магазине перестали принимать карты?anko_2000
15.03.2019 16:27Те, что стоят в банкомат, не платят картами
tvr
15.03.2019 16:39+3Те, что стоят в банкомат, не платят картами
Неужели?
Я в 95% случаев расплачиваюсь картами, но для оставшихся 5% (где их не принимают) приходится таскать постоянно с собой наличные, которые имеют обыкновение иногда заканчиваться
И как вы считаете, где я их тогда беру?
Сюрпрайз!
В банкомате.
И только не говорите мне, что это уникальный сценарий использования безналичного и наличного видов расчётов.
FeeAR Автор
15.03.2019 17:02В том и дело, что к банкомату они обращаются, наверное, не для того, чтобы снять средства для шоппинга. Все-таки спектр операций у них относительно широкий.
Ну, например, вспомнил я, что надо срочно оплатить счет и пошел искать банкомат, а покупать мне ничего и не надо. Посмотрите какие очереди в некоторых ТЦ у банкоматов сбера, там явно не для ближайшего магазинчика деньги снимают.
FeeAR Автор
15.03.2019 17:03А если эта толпа ничего особо не собирается покупать и мешает реальным клиентам? Наверное, это как раз тот случай, когда жертвуем частью «потенциальных», чтобы сохранить массу «реальных» покупателей.
alexa-apple
15.03.2019 18:26Слишком много людей в самом магазине не всегда играет в плюс. Например, скопления людей создают очереди на кассах, в примерочных, у полок с товаром. Следовательно, получается, что обслуживают клиентов медленно… А мы все сейчас такие нетерпеливые и придирчивые к сервису :) #блонд
IvUs
15.03.2019 19:02+1Так ведь такие проблемы уж точно не решаются указателями «вам в другое место». А увеличением пропускной способности примерочных, касс, расширением торговых площадей…
sairus777
16.03.2019 14:59Например, в отношении скопления людей, возникающего в магазине А и Б в торговом центре, при обнаружении скопления людей можно определить, что скопление в магазине А было вызвано людьми, которые увидели указатель, а скопление в магазине Б было вызвано людьми, которые закончили обедать в кафе и все вместе пришли в магазин.
Мне непонятно, почему подобные случаи не могли выявить без применения новой технологии?
В статье это описано довольно сумбурно (видимо, трудности перевода с японского?), но давайте разберемся: Какие модели использовали до этой технологии? Почему в предыдущих моделях нельзя было выявить типичные маршруты? Какие параметры добавили в новую модель? Что изменилось, и что привело к улучшению результата?
Я не увидел четких ответов на эти вопросы, помимо туманных сообщений о большом комбинаторном поле и кластерном анализе. Можете пояснить более подробно?
Также было бы полезно привести ссылку на первоисточник, во избежание искажений…
lisovsky1
Это так же актуально для предотвращения терактов. Нет групповой цели, в отличии от того же Домодедово, в то время, когда пришел Аэроэкспресс, и все попёрлись в терминал.
teifo
Хммм, так можно и наоборот, исследовать причины способствующие появлению масс людей в конкретном общественном здании. Но что-то мне от этого не по себе.
TimsTims
Если слишком сильно углубляться, то причиной будет то, что поезд слишком вместительный. Нужно 19 поездов по 1 вагону.
А причиной вообще такого большого скопления людей то, что Москва слишком большая, и нужно не 1 Москву, а 100 небольших Московий, и принудительно расселить людей. /Сарказм
DrunkBear
тогда Москва -большая развомерно распределится в пробках на дорогах между Московиями-малыми и Москвой-Малой-Центральной.
solariserj
Да — поток между ними будет огромен, но не совсем, ведь работу будут искать поближе к дому, локальными центрами кластиризации, тоесть в каждой Московии. тут важнее чтоб уровень жизни остался почти у всех на равне, а не экспонинциально зависил от " расстояния от центра"
DrunkBear
Уже сейчас можно искать работу ближе к дому или дом ближе к работе, но люди всё равно от 2 до 4 часов в 1 сторону ездят.
teifo
Вы не совсем поняли мою мысль. Я говорю о том, что кто-то может исследовать причины появления масс людей в каком-то определенном месте определенного общественного места для не очень хороший целей.