Мобильный эквайринг в России существует не первый год. Каковы промежуточные результаты?
Мобильный эквайринг в России начал развиваться только в 2012 году, когда появились первые стартапы – 2can и Lifepay. Участники рынка оценивают его по-разному, но его годовой объем исчисляется миллиардами рублей — очевидно, что мобильный эквайринг — достаточно востребованная услуга.
Мобильными ридерами активно пользуются малый и микробизнес, которым по разным причинам мобильный эквайринг бывает удобнее традиционных банковских терминалов. Например, одним из преимуществ является компактность самих мобильных устройств, что особенно актуально для интернет-магазинов, предлагающих товары с доставкой. Кроме того, получить ридер может любое юрлицо независимо от своего ежемесячного оборота — за ридер нужно заплатить один раз, абонентской платы за его использование нет.
Для каких категорий клиентов интересен mPOS?
По своему опыту мы видим, что мобильным эквайрингом пользуются совсем разные категории клиентов – от таксистов до достаточно крупных интернет-магазинов или благотворительных организаций. Наш опыт показывает, что mPOS-терминалы очень востребованы среди интернет-магазинов, торгующих физическими товарами, страховых агентов, а также компаний, занимающихся продажей строительных товаров. Кроме того, достаточно активно сервис используют компании, оказывающие различные услуги, например, обучение или ремонт жилых помещений.
Есть ли какие-то тенденции в мобильном эквайринге, или эта услуга не меняется?
Все игроки рынка сходятся в том, что в ближайшие 3-5 лет мобильный эквайринг либо будет заменен бесконтактным приемом платежей, технологии для которого развиваются уже сейчас, либо будет органично развиваться как комплексный сервис для малого и среднего бизнеса, который снимет с предпринимателя львиную долю головной боли – бухгалтерия, отчетность в налоговую, прием платежей на сайте, программы лояльности и т.д. Мобильный эквайринг в этом пакете будет лишь одной из опций.
Уже сейчас все те сервисы, которые предоставляют mPOS-эквайринг, стараются дать клиенту комплексное решение, которое разом избавит его от нескольких проблем предпринимателя: прием платежей, бухгалтерия, фискализация или программы лояльности. Именно в такой конфигурации мы видим будущее мобильного эквайринга в нашей стране: stand-alone mPOS-терминал не будет востребован, но он представляет собой важную составляющую в комплекте с другими услугами для юридических лиц.
Что касается Яндекс.Денег, то и в нашем бизнесе это направление заняло свою нишу —клиент получает готовое платежное решение Яндекс.Кассу, с помощью которой можно принимать платежей как онлайн (с электронных кошельков, карт, интернет-банки, с мобильных номеров и через терминалы), так и офлайн, с помощью mPOS.
Как устроена типичная бизнес-модель mPOS, как распределяются комиссии между участниками расчетов (банком, оператором, платежной системой)?
Сами mPOS-терминалы продаются по себестоимости, т.е. в стоимость включены только стоимость ридера, упаковка и доставка конечному получателю. Терминалы закупаются за рубежом, поэтому их цена сильно зависит от курса валюты. В связи с этим в первом полугодии 2015 года всем игрокам рынка пришлось пересмотреть свои тарифы на продажу ридеров. В бизнес-модели нашего mPOS проекта заложены 3 составляющие – комиссия банка, комиссия нашего партнера – 2can и комиссия Яндекс.Денег. Большая часть приходится на первую составляющую, т.к. в издержки банка включены ещё и комиссии платежных систем. Но в целом комиссия за мобильный эквайринг примерно одинакова у всех игроков рынка.
Говоря о мобильном эквайринге, что лучше: разработать с нуля или использовать white label?
Проект мобильного эквайринга в Яндекс.Деньгах представляет собой чистый white-label — развивать такой проект с нуля было бы нерентабельно. Потребовалось бы пройти сертификацию в платежных системах, найти, заказать и растаможить сами мобильные терминалы, а также связать их спецификацию с процессинговым центром – всё это обернулось бы достаточно серьезными инвестициями. Тогда как в случае с white-label всё, что требуется от компании – это встроить мобильные терминалы в свою инфраструктуру и в свои процессы. Изобретать велосипед совершенно бессмысленно.
Кроме того, сейчас наш партнер 2can предлагает компаниям работу в 2 направлениях: с одной стороны, можно делать полноценный white-label, который означает достаточно серьезную интеграцию систем компании и технического партнера, а с другой — можно работать по агентской схеме, когда ваша компания просто передаёт нужных клиентов партнеру, а вы получаете на этом комиссию. Во втором случае вы по-прежнему имеет возможность встроить mPOS в свою продуктовую линейку, но уже с минимальными затратами для себя.
White-label Яндекс.Денег полностью оправдал себя: у нас есть собственный достаточно продвинутый бэк-офис или личный кабинет для клиента. Максимально интегрировав этот продукт в Яндекс.Кассу, мы можем предоставлять клиентам, ведущим бизнес онлайн, все услуги по приему интернет-платежей «в одном окне».
Какие способы продвижения услуги мобильного эквайринга наиболее эффективны?
Для продвижения mPOS-терминалов используют все стандартные механизмы – и контекстная реклама, и партнерские сети, и прямые продажи существующим клиентам. В нашем случае mPOS является частью комплексного предложения Яндекс.Кассы, которая позволяет подключить мобильный эквайринг вместе с интеграцией различных способов онлайн-оплаты. Поэтому мы используем самые разные методы привлечения клиентов именно к Яндекс.Кассе, в том числе сайт продукта kassa.yandex.ru. Мобильный эквайринг заказывают не все клиенты, но среди небольших интернет-магазинов с физической доставкой это достаточно популярное решение.
Как обеспечивается безопасность в мобильном эквайринге?
С февраля 2014 года все игроки рынка перешли на использование терминалов с поддержкой EMV, это было принципиальным требованием Visa. Теперь в отношении безопасности мы, можно сказать, даже опережаем США: на американском рынке правила платежных систем пока разрешают расчеты с использованием magstripe-терминалов, которые умеют читать только магнитную полосу, а широко известный Square ещё только начал переход на EMV. Кроме того, существующие игроки активно используют антифрод-системы своих банков-эквайеров и настраивают собственные системы для противодействия мошенническим операциям.
Комментарии (17)
alekciy
21.07.2015 01:20Часто имею дело с условным «дядей Васей на углу». ИПшники сидящие на рыночках или в ларьках/магазинчиках. У них нет оплаты картами. Для них это выходит слишком дорого. При этом смартфон есть у любого из них. Будет ли выгоден им mPOS? Точнее даже так, могут ли они себе его позволить в принципе? Пусть для определенности это будет лоток с овощами. Какой порядок цифр стоимости ридера? Какой процент будет у него уходить суммарно?
m0hn
21.07.2015 05:14Выгодно будет.
Но, чтобы посчитать через сколько окупится, надо знать число отказав от покупки из-за отсутствия терминала.
Сейчас даже маленькие магазинчики у дома ставят банковские терминалы на кассу, а мы говорим о mPOS.
Стоимость ридера начинается с 1500 рублей. Процент комиссии 2,5 — 5.alekciy
21.07.2015 08:25надо знать число отказав от покупки из-за отсутствия терминала
Ну такую статистику они собрать не могут. Хотя как вариант с ходу мне подумалось, что можно на такой точке написать о возможности приема оплаты по карте и посмотреть, сколько народу попытается оплатить.m0hn
21.07.2015 09:02Мы получим в несколько раз больше отзывов о желании оплачивать картой покупки. Т.е. после установки терминала мы получим переток клиентов оплачивающих наличной в сегмент оплачивающих безналом.
Нужны именно отказы от покупак как недополученная прибыль. Еще потребуется знать сумму.
formasha
21.07.2015 12:58>>Какой порядок цифр стоимости ридера?
В Яндекс.Деньгах ридер сейчас стоит 2900 рублей. Комиссия — 2,75%. Деньги зачисляются прямо на счёт ИП.
Nem427
21.07.2015 13:18Извините за оффтоп. Как происходит общение телефона и ридера?
У меня только одна разумная идея — они общаются звуком, как модемы. Это так?formasha
22.07.2015 13:04Да, телефон с ридером общаются через аудиоразъем mini-jack, как с модемом. Данные карты шифруются непосредственно в ридере, а затем уже отправляются в телефон и на сервер
illuzion
05.08.2015 14:05Есть ридеры, которые общаются по Bluetooth, и принимают пин-код.
Сейчас Pay-Me начали такие продавать.
viking66
12.08.2015 20:54У меня только два вопроса:
1) Как мне убедить клиента сунуть карту в непонятную фигню на телефоне?
2) Зачем мне эту фигню покупать, если банк мне дает нормальный терминал (к которому все привыкли в магазинах и работающий как от сети так и на аккумуляторах) совершенно бесплатно? Еще и комиссию доплачивать яндексу(((
m0hn
Была у меня такая штука. Заказывал для личных нужд.
Минус есть один — сломал эту штуку так, что наладить не получилось. Пришлось выкинуть. Очень жаль :(
Не надежная она и не всегда работала с первого раза.
Лучше смотреть в сторону NFC.
alekciy
А можно немного подробнее? Ненадежная в плане? Ломалась часто, зависала, срабатывала не с первого раза или что-то другое?
NFC… цена вопроса какая? И я так понимаю, при это требуется поддержка NFC на стороне девайса клиента?
m0hn
1. Не всегда программа определяла девайс, где-то со второго-третьего раза получалось запустить.
2. У меня просто сломался коннектор, когда я не удачно выранил из рук свой телефон со вставленным mPOS в него.
3. Крепление не фиксирует достаточно крепко, чтобы случайно не выломать коннектор, который останется в самом телефоне.
NFS сейчас встраивается в некоторые модели телефонов, а карты PayPass выпускают многие банки.