Когда кадровый голод становится невыносимым, digital-компании идут разными путями: кто-то под прикрытием «курсов» открывает собственную кузницу кадров, кто-то придумывает заманчивые условия и хантит специалистов у своих конкурентов. А что делать, если ни первое ни второе не подходит?


Правильно – «выращивать». Когда в очереди скапливается много задач, и появляется риск «наслоения» одних проектов в производственном графике на другие (а при этом хочется продолжать расти в показателях), то времени на открытие университетов уже нет. А «воровать» кадры у других – не всем позволяет мораль. Да и путь хантинга несет в себе много подводных камней.


Мы давно решили, что нужно идти самым оптимальным путем – не пренебрегать молодыми кадрами с небольшим опытом, вовремя успевать забирать их с рынка труда, пока они свободны, и растить.


Кого учим?


Если брать в свои ряды всех, кто осилил создание резюме на HH.ru, то это будет слишком «широкий таргетинг», как сказали бы специалисты по рекламе. Необходимо определенное сужение:


  1. Минимальные знания PHP. Если кандидат заявляет о желании развиваться в сфере веб-разработки, но притом не дошел до теории самого распространенного скриптового языка, значит, желания нет, либо оно слишком «пассивное» (и таковым останется еще долгое время).
  2. Прохождение тестового задания. Проблема в том, что впечатление и реальные способности кандидата зачастую полностью разнятся. Потенциальный сотрудник, у которого нулевые навыки, продает себя хорошо. А тот, кто выглядит на первом этапе не очень интересным, может обладать неплохими знаниями. И единственный «фильтр» в этом вопросе – тестовое задание.
  3. Прохождение стандартных этапов собеседования.

1-й месяц


Весь процесс обучения разбит на 3 месяца, которые представляют из себя условный «испытательный срок». Почему условный? Потому что это не просто стажировка, в течение которой сотрудник проходит проверку и получает какие-то базовые навыки. Нет, это полноценная программа подготовки. И на выходе у нас получаются полноценные специалисты, которым не страшно доверить реальный клиентский проект.


Что входит в 1-й месяц обучения:


а) Теория Битрикса:


  • Первое знакомство с CMS.
  • Прохождение курсов и получение соответствующих сертификатов:

— Контент-менеджер.


— Администратор.


б) Первые задачи по программированию. При решении их запрещается использовать высокоуровневые функции – то есть те, в которых уже реализованы те или иные алгоритмы.


в) Знакомство с корпоративными стандартами и культурой веб-разработки:


  • CRM – пускаем сотрудника в наш портал.
  • Обучение внутренним регламентам и принципам работы. В том числе:

— Правила работы с задачами.


— Разработка документации.


— Коммуникации с менеджерами.


г) И только потом уже GIT (система контроля версий).


Важный момент – мы считаем, что ВУЗ’ы идут правильным путем, когда сначала обучают студентов именно принципам, а не каким-то отдельным языкам. И хотя изначальное знание PHP – обязательное условие для попадания в нашу программу обучения, это все равно не заменяет навыки алгоритмического мышления.


2-й месяц


а) Продолжение теории Битрикса. Только на этот раз уже другие курсы:


  • Администратор. Модули.
  • Администратор. Бизнес.
  • Разработчик.

б) Отработка комбинаторики. Объектно-ориентированное программирование. Усложнение алгоритма, работа с объектами.


в) Задачи из платного экзамена Битрикса – знакомство с архитектурой фреймворка.


г) Практика – написание собственного фреймворка для разработки сайта с простым функционалом. Обязательное требование – архитектура должна быть аналогичной Битриксу. Выполнение задания курируется техническим директором. По итогу у сотрудника появляется более глубокое понимание того, как работает система изнутри.


д) GIT.


Обратите внимание, как плавно развиваются компетенции сотрудника относительно самого Битрикса. Если в 1-й месяц мы обучали его базовым вещам, связанным с администрированием, то здесь мы уже продвигаемся сразу на ступень вперед. Очень важно, чтобы разработчик мог делать вещи, кажущиеся на первый взгляд очень простыми и даже более «низкими» (в иерархии сложности задач).


3-й месяц


а) Снова задачи из платного экзамена.


б) Интеграция верстки интернет-магазина на Битрикс.


в) Продолжение работы по написанию собственного фреймворка.


г) Мелкие задачи – «боевая» практика.


д) И опять-таки GIT.


В течение всего этого периода проводится четкая фиксация успеваемости, проводится разбор полетов с каждым сотрудником 1 на 1. Если кто-то отстает по определенной теме, то мы сразу же корректируем тактику обучения – вносим в план дополнительные материалы, возвращаемся к плохо усвоенным моментам, разбираем вместе конкретные «загвоздки». Цель каждого разбора – превратить слабые стороны разработчика в сильные.


Итог


После 3 месяцев обучения сотрудник, прошедший всю программу, автоматически получает статус «junior». В чем здесь особенность? Во многих компаниях опыт специалистов оценивается некорректно – отсюда и некорректное наречение. В «junior’ы» записывают всех подряд без разбора. У нас же этого статуса достойны только те, кто уже действительно побывал «в бою» и при этом не обделен теоретической базой. По факту такой «junior» может быть в каких-то моментах даже сильнее «middle» из других компаний, обучение которого никто не контролировал.


Что происходит с нашим «junior’ом» дальше? Он закрепляется за более старшим разработчиком, который в дальнейшем курирует его работу и отслеживает все важные вехи развития и задачи по проектам.


Рабочая ли схема?


Однозначно – да. Она уже зарекомендовала себя как проверенная программа обучения, что подтверждают опытные (уже «выросшие») разработчики. У нас через нее проходят все. Абсолютно все. И в итоге превращаются в опытные боевые единицы для аутсорса задач по разработке.


Мы поделились своим подходом. Следующий шаг за вами, коллеги. Дерзайте!

Комментарии (11)


  1. greabock
    15.04.2019 10:34
    +2

    Бедные, несчастные жертвы беспощадных маркетолов.
    Пользователи, переплачивающие за хреново работающую, сложно-расширяемую, тяжело-поддерживаемую систему.
    Почти бесполезные разработчики, которые не нужны никому кроме этих этих невезучих пользователей. Спасибо, что хоть git им даете — иначе бы они были абсолютно бесполезны.
    И даже целый бизнес (!) построенный на производстве кадров для обслуживания несчастных пользователей, которых угораздило вляпаться в эту смоляную яму.

    Этот монстр построил вокруг себя целую экосистему, которая полностью сосредоточена на обработке его нужд. Не нужд, клиента, нет. Только его.


    1. vav180480
      15.04.2019 12:16

      Критикуешь — предлагай. Это должно быть нечто с готовыми шаблонными решениями по фронту (а заказчик видит именно это) и готовой манагеркой и при этом на русском (контент-манагеру интернет магазина не нужно в английский). ЗЫ: Сам не битриксоид и даже частично с вами согласен, просто интересны альтернативы.


      1. SaturnTeam
        15.04.2019 18:53

        В CMS не силен, но как на счет хотя бы Joomla или Wordpress?


        1. vav180480
          16.04.2019 07:06

          Тут как бы я задал вопрос не риторический а потому что сам не особо в теме, т.к. чутка поработал с Битрикс (больше не хочется) и вообще по касательной с WordPress (больше не хочется так же). Так вот если сравнить Битрикс с теми же Joomla и WP. Почему предпочитают Битрикс? Я себе сам на это отвечал тем что есть более внятная и простая (для русскоязычного контент-менеджера) манагерка. Под капотом там конечно макаронный монстер.


    1. edogs
      15.04.2019 12:43
      +1

      Этот монстр построил вокруг себя целую экосистему
      Именно. Битрикс создал рынок, как и 1С впрочем. Это гениальный маркетинг.
      От какой еще цмс разработчик может получить откаты за продажу копий, вроде до 40%? На какой еще цмс в россии вопрос оплаты часа в 40 евро не вызывает вопросов «а че так дорого»? На какой еще цмс можно за день ускорить загрузку страницы в 10 раз снизив нагрузку в 2 и впечатлить заказчика результатом? На какой еще цмс можно что-то реализовывать месяц, что на другой реализуется за неделю, но при этом словить апплодисменты, т.к. ни у кого из конкурентов на битриксе такого нет? На какой еще цмс настолько низкая конкуренция среди качественных разрабов, т.к. они не любят с ней работать из эстетических соображений?
      Битрикс это как как внедорожные покатушки, да, это медленно, это неудобно, это кривовато, это напрягает, это выбешивает, сама авто дичайший колхоз, но «в программировании нет царских путей»©, а оплата труда неплохая и индусский код после битрикса кажется благословлением.


    1. pilot911
      15.04.2019 13:07

      «Этот монстр построил вокруг себя целую экосистему, которая полностью сосредоточена на обработке его нужд. Не нужд, клиента, нет. Только его.»

      покажите большую систему, которая не сосредоточена на обработке нужд самой себя?


  1. tuxi
    15.04.2019 10:49

    Огромная просьба, введите в курс обучения раздел «Основы ХМЛ»
    А то уже глаз начинает нервно подергиваться, когда раз за разом, ваши коллеги вот такое выкатывают и искренне не понимают в чем проблема

    <c1:country>
    			<![CDATA[Германия]]]]>><![CDATA[</c1:country>
    


  1. AlexLeonov
    15.04.2019 13:05

    Практика – написание собственного фреймворка для разработки сайта с простым функционалом. Обязательное требование – архитектура должна быть аналогичной Битриксу.


    Всё, после этого ваш джуниор уже непригоден к нормальной работе и на всю жизнь останется битриксоидом.

    Вам людей не жалко?


  1. Terras
    15.04.2019 13:14

    Самое смешное, что я застал времена, когда на рынке не было явного лидерства, и все делали на том, что по какой-то причине выбрали.

    А потом пришел битрикс, который:

    — ввел сертификацию партнеров и разработчиков.
    — создал маркетплейс решений.
    — ввел стандарт работы с b2b-клиентами
    — запилил интеграцию из коробки с 1с и прочими сервисами
    — организовал поддержку юзеров и обучение админов

    И клиенты поняли, что лучше им переплатить бабло, и быть уверенным, что их не оставят на произвол судьбы, чем работать с решениями, которые имеют много рисков.

    Сама система битрикс — как техническое решение — весьма посредственное. Но бизнес модель битрикса — лучшее, что есть на рынке.


    1. edogs
      15.04.2019 20:52

      И клиенты поняли, что лучше им переплатить бабло, и быть уверенным, что их не оставят на произвол судьбы, чем работать с решениями, которые имеют много рисков.
      Что вообще значит «быть уверенным что не оставят на произвол судьбы»? Платишь — не оставят, не платишь — оставят. А где-то по другому? О каких рисках речь-то вообще?
      — ввел сертификацию партнеров и разработчиков.
      — создал маркетплейс решений.
      — ввел стандарт работы с b2b-клиентами
      — запилил интеграцию из коробки с 1с и прочими сервисами
      — организовал поддержку юзеров и обучение админов
      Сертификация в целом сводится к тому, что надо купить несколько лицензий и запилить несколько сайтов — все, сертифицирован. Маркетплейс — ничуть не лучше каталога плагинов под любую другую цмс. Интеграция из коробки с 1с чисто для галочки, по факту на рабочем сайте ее приходится допиливать минимум пару недель. Поддержка юзеров — ответы на форуме которые далеко не всегда решают проблему и это ничем не лучше чем форумов поддержки других цмс.

      Битрикс все вышеназванное не сделал, а просто отрекламировал. Это большая разница. В западном интернете на это меньше ведуться, поэтому битрикса Вы там особо не увидите.


  1. MetaDone
    16.04.2019 15:28

    Очень драматичная история — человек без опыта, который только прочитал документацию по php, который горит желанием изучить что-то новое, в порыве отчаяния от того, что никому его навыки не нужны, натыкается на такую кузницу битриксоидов. Первое время он будет рад что нашел рабочее место, но из-за малого опыта он еще не осознает в какую ловушку он попал. И после очередной ошибки «Fatal error: Allowed memory size» он поймет что даже за свою короткую карьеру он видел это уже сотни раз, что вся его работа похожа на временную петлю из которой нельзя выбраться. Стандартные модули, стандартная верстка, стандартная конфигурация 1с. Но почти подавленная рутиной жажда развития заставляет его идти к начальству чтоб попросить задачи поинтереснее, но помочь ему никто не может — в этой нише все задачи похожи. И наш герой увольняется из этой конторы, но через пару месяцев безработицы он поймет что его навыки на самом деле никому не нужны, и у него не остается другого выхода кроме как вернуться в торговую точку по продаже симкарт одного из сотовых операторов. А вечерами под дешевое пойло, которое создатели назвали «балтика 9», он будет пытаться склепать свое первое нормальное веб-приложение, но оно все так же плохо работает и выдает ту же самую ошибку — «Fatal error: Allowed memory size». Время отправиться в строительный магазин за веревкой…

    Вот как-то так и получится если кроме практики по битриксу не будете преподавать хотя бы краткий курс по базам данных, показывать хоть какой-нибудь нормальный фреймворк и вообще более-менее популярные штуки. Правда если вы будете учить чему-то годному то люди после освоения основ пошлют лесом битрикс и свалят