Российский рынок облачных сервисов в денежном выражении едва ли занимает один процент от общих доходов облаков в мире. Тем не менее, периодически возникают международные игроки, заявляющие о своем стремлении побороться за место под российским солнцем. Чего ждать в 2019 году? Под катом мнение Константина Анисимова, СЕО Rusonyx.
В 2019 году голландская Leaseweb анонсировала желание предоставлять в России услуги публичных и частных облаков, выделенных серверов, колокации, сетей предоставления информационного контента (CDN) и информационной безопасности. И это несмотря на присутствие здесь крупнейших международных игроков (Alibaba, Huawei и IBM).
В 2018 году российский рынок облачных услуг вырос на 25% по сравнению с 2017 годом и достиг 68,4 млрд руб. Объем рынка IaaS («инфраструктура как сервис») по разным источникам составил от 12 до 16 миллиардов рублей. В 2019 году показатели могут быть на уровне от 15 до 20 млрд руб. При том, что объём глобального рынка IaaS в 2018 году составил порядка $30 миллиардов. Из них почти половина выручки приходится на Amazon. Еще порядка 25% — занимают крупнейшие мировые игроки (Google, Microsoft, IBM и Alibaba). Оставшаяся доля приходится на независимых международных игроков.
Будущее начинается сегодня
Насколько же перспективно облачное направление в российских реалиях и как ему способен помочь или помешать государственный протекционизм? Например, можно обязать государственные компании полностью отказаться от импортных программных решений и оборудования. С другой стороны, подобные ограничения помешают конкуренции и ставят госкомпании в заведомо неравные условия с коммерческими структурами. Сегодня, особенно в финтехе, конкурируют на уровне технологий. И если, например, госбанкам придется выбирать не лучшие технологические решения, а лишь те, что имеют российскую прописку, любому конкурирующему коммерческому банку останется лишь хлопать в ладоши и смотреть, как чудесным образом доля рынка завоевывается сама по себе.
По оценке iKS-Consulting российский рынок облачных услуг в ближайшие годы будет расти в среднем на 23% в год и по итогам 2022 года может достичь 155 млрд руб. Причем, мы не только импортируем, но и экспортируем облачные сервисы. Доля зарубежных заказчиков в доходах отечественных облачных провайдеров составляет 5,1%, или 2,4 млрд руб., в сегменте SaaS. Выручка в сегменте Infrastructure as a Service (IaaS, серверы, хранилища данных, сети, операционные системы в облаке, которые клиенты используют для разворачивания и запуска собственных программных решений) на зарубежных клиентов в прошлом году приходилось 2,2%, или 380 млн руб.
Собственно, мы имеем две разнонаправленные концепции развития российского рынка облачных сервисов. С одной стороны, изоляционизм и курс на полное импортозамещение внешних сервисов, а с другой, открытый рынок и амбиции по завоеванию мира. Какая из стратегий в России имеет наибольшие перспективы? Не хочется думать, что только первая.
Какие доводы у сторонников плотных «цифровых заборов»? Национальная безопасность, защита отечественного рынка от международной экспансии и поддержка ключевых локальных игроков. У всех на виду пример Китая с Alibaba Cloud. Государство прикладывает немало усилий для того, чтобы местные парни оставались в своей стране вне конкуренции.
Однако внутренними амбициями китайские компании вовсе не ограничиваются, и их опыт показывает, что это наиболее оптимальная стратегия. На сегодня облако Alibaba – является уже третьим в мире. Более того, китайцы полны амбиций сместить с пьедестала Amazon и Microsoft. Фактически, мы видим появление «большой облачной тройки».
Россия в облаках
Какие же шансы у России всерьез и надолго появиться на мировой облачной карте? В стране немало талантливых программистов и компаний, способных предложить конкурентоспособный продукт. В «облачную» гонку совсем недавно подключились новые игроки с серьезными амбициями, такими как Ростелеком, Яндекс и Mail.ru, обладающих приличным технологическим потенциалом. Причем настоящую битву я ожидаю, конечно, не между облаками так таковыми, а между экосистемами. И тут на передний план выйдут не столько базовые IaaS услуги, а новые поколения облачных услуг – микросервисы, edge сcomputing и serverless. Ведь базовый IaaS сервис стал уже практически «коммодити» и только многочисленные дополнительные облачные услуги позволят плотно привязать к себе пользователя. И поле этой будущей битвы — интернет вещей, умные города и умные, а в ближайшем будущем уже и беспилотные, авто.
Какие конкурентные преимущества способны предложить российские компании и есть ли у них перспектива? Если учитывать, что российский рынок, один из немногих в мире, который не сдался под напором Google и Amazon, то я считаю, что шансы есть. Возможно одно из лучших соотношений цена/качество у нашего образования в мире, наша близость к западной культуре, наработанный опыт ведения бизнеса, в том числе международного (ведь 30 лет назад такого опыта не было в принципе), появившийся опыт создания IТ-продуктов мирового класса (AmoCRM, Bitrix24, Veeam, Acronis, Dodo, Tinkoff, Cognitive – их уже не так и мало) – все это те плюсы, которые могут помочь нам в мировой конкуренции. А недавнее соглашение между Яндекс и Hyundai Motors о сотрудничестве в области беспилотных авто только добавляет уверенности, что российские компании могут и должны бороться за существенный кусок мирового облачного «пирога».
На руку российским компаниям тут играет и ситуация с «приземлением» глобальных ИТ сервисов в соответствии с требованиями национальных законодательств. Национальные правительства вовсе не в восторге от доминирования американских сервисов на их территориях, и прошлогодний рекордный штраф в $5 млрд сторону Google в Европе яркое тому подтверждение. Европейский GDPR или российский «Закон о хранении персональных данных», например, сейчас предъявляют довольно четкие требования к месту хранения пользовательских данных. А это значит, что у локальных сервисов появляются определенные преференции и даже относительно небольшие игроки смогут конкурировать с глобальным компаниями благодаря своей гибкости, способности к партнерствам, адаптируемости и скорости. Главное – ставить себе такие задачи, иметь амбиции не только бесконечно «обороняться» от глобальной конкуренции, но и активно в ней самим участвовать.
Что я лично жду от рынка облачных сервисов в России и в Европе в 2019 году?
Самое основное и первичное, это то, что мы продолжим консолидацию рынка. И уже из этого факта, собственно, вытекают две тенденции.
Первая, технологическая. Консолидация позволит ведущим игрокам больше фокусироваться на разработке и внедрении новых технологий в облаках. В частности, моя компания участвует в развитии технологий бессерверных вычислений (serverless) и я знаю, что таких проектов в 2019 году мы увидим достаточно много и на разных рынках. Монополия большой тройки Amazon, Google и Microsoft в предоставлении услуг бессерверных вычислений начнет рушиться и в этом, я надеюсь примут участие и российские игроки.
Вторая, и, пожалуй, даже более важная – консолидация задает очевидный четкий курс на клиента, потому что у лидеров рынка это получается очень хорошо и, если хочешь остаться на рынке, надо соответствовать его тенденциям. Современному клиенту нужны не только технологически передовые облачные сервисы, но и качество предоставления этих самых сервисов. Поэтому проекты, которые сумеют нащупать баланс между своей прибыльностью и глубинными интересами заказчика имеют все шансы стать успешным. Персонификация, удобство и простота продукта – все больше играют ключевую роль. Пользователям облаков хочется понимать, какой эффект дает сервис для его бизнеса, зачем это ему делать и как на это потратить как можно меньшее количество времени и средств. «Задний двор» вашего продукта может быть бесконечно сложным и технически продвинутым, но использование должно стать максимально простым и незаметным. Причем эта тенденция идет даже в «тяжелые» корпоративные сервисы, где давно правили бал VMWare и другие традиционные ребята. Сейчас им явно придется потесниться. И это хорошо и для индустрии, и самое главное, для клиентов.