Я поговорил с Михаилом Ларионовым, который сделал фантастическую карьеру от разработчика инди-игр в России до руководителя разработки платформы Facebook Messenger в Калифорнии. Теперь Миша делает свои продукты про то, что ему по душе — например, про развитие сообществ. Это седьмое в серии интервью с мастерами своего дела о продуктовом подходе, изменении поведения и предпринимательстве.
Миша, привет! Откуда вещаешь?
Из небольшого пентхауса в даунтауне Лос Анджелеса, в довольно скверном районе. Так получилось, что здесь живут самые интересные люди, ведь все творческие личности пытаются снять жилье подешевле. Буквально вчера был на выставке, познакомился с талантливым художником, и выяснилось, что он живёт в моём доме. Будем заглядывать друг к другу на вечеринки.
Как ты оказался в Лос-Анджелесе?
Я прожил пять лет в Сан-Франциско, практически всё это время проработав в Facebook. Потом в марте прошлого года уволился и отправился в путешествие, которое длилось полгода. Вернувшись в Сан-Франциско после Burning Man, понял, что мне там больше нечего делать. У меня не было желания работать на корпорации или делать агрессивный стартап. Социальная жизнь там тоже крайне своеобразная. Так что я собрал все вещи, бросил в машину и переехал в Лос-Анджелес. Сейчас вообще большой тренд на переезд из долины в LA. Я приехал, бросил вещи и в тот же день пошел на The Summit. Сразу сложилось очень хорошее впечатление, был очень разносторонний контингент, сам город большой и разнообразный. Очень похоже на GTA.
Ты имеешь в виду игру GTA?
Да, еще бы камеру от третьего лица и было бы совсем такое же ощущение. Садишься в машину и едешь по изгибающимся шоссе. Солнце, пальмы, дух Калифорнии. Один в один как в GTA, очень классно. Только в GTA пробок нет :)
Выходит, были большие изменения жизни, они тебя закинули в Лос-Анджелес. А расскажи в двух словах, как ты попал в Facebook, и чем там занимался?
Я много лет занимался играми, и где-то семь лет назад меня пригласили в московский Disney продакт-менеджером. В то время Disney как раз купил Playdom, вторую по размеру social games компанию после Zynga. Так я впервые оказался в Пало Альто в Калифорнии.
Прилетев, я понял, что вот он — центр технологического мира. Тут же начал прорабатывать план переезда. В детали вдаваться не буду, но у меня заняло полтора года сделать визу. Между делом я пожил в Лондоне и Барселоне. Не особо рассчитывал на успех с визой, если честно, но все получилось.
Приехав в Сан-Франциско, я немного пожил на своей волне, а потом решил, что нужно вливаться в среду и отправился искать работу. Сначала хотел пойти продакт-менеджером: собеседовался в большие компании, но безуспешно — при том, что за спиной были и игровые компании, и работа в Disney. Но продактом я никому не был нужен в Долине. Позже понял, в чём проблема.
Дело в том, что в Долине продакт-менеджер — это в большей степени коммуникатор и политик, а я был дерзким русским парнем. При этом собеседовали меня выпускники MBA из Гарварда, Goldman Sachs, такие ребята.
Тогда я решил: снова надеваю шляпу разработчика, как раз был свежий опыт. За месяц я получил пять офферов, последним возник Facebook. К ним я пришел, можно сказать, с улицы: зашёл на сайт, подал заявку и прошёл два дня собеседований. Еще через три дня получил оффер.
Помню, в каком восторге был от компании. У них был самый четкий процесс, отличные люди, прекрасный солнечный кампус, на котором разве что спа не было. Хотя нет, спа тоже был. Когда ты попадаешь в Facebook, ты сначала попадаешь в учебную программу, bootcamp. Тебе дают полтора месяца разобраться в том, как работает компания, покопаться во внутренностях различных продуктов, написать и выпустить код для разных систем. Потом ты выбираешь себе команду. По сути, это внутренний дейтинг между командами и новыми работниками.
Мне повезло познакомиться с парнями из того, что в то время называлось Businesses on Messenger. Это была команда, которая только стартовала с парой человек: один разработчик и продакт менеджер. Ребята показали свои дизайны будущего продукта — интеграции Messenger с онлайн-магазинами. Я был очень впечатлен их видением, которое с тех пор стало мейнстримом. Это уже потом я узнал, что в Китае WeChat изобрел все до нас.
Видение было в том, что вынося общение бизнесов с пользователями в 1:1 чаты, можно добиться очень персональной, эффективной и приятной коммуникации. Это тектонический сдвиг в том, как мы получаем сообщения от бизнеса, потому что традиционно вся реклама и email-рассылки — это коммуникация 1:many.
Я присоединился к команде. Первый год мы делали интеграции с e-commerce, с Uber и Lyft, авиалиниями. Это были одноразовые истории, и мы в какой-то момент поняли, что так этот поезд далеко не уедет. Нужно делать не локальные, специфичные вещи для какого-то типа бизнеса, а строить глобальную платформу, через которую любой бизнес смог бы коммуницировать с пользователями. У нас в тот момент как раз не было продакт-менеджера, я сделал описание первой версии платформы на коленке и послал шефу.
Это то, что сейчас известно как платформа Facebook Messenger?
Да. То, что многие называли платформой для ботов. В нашем видении вообще не было никаких ботов, переписок с искусственным интеллектом и прочего. Но, к сожалению, Telegram тогда как раз запускал свою платформу и это всех сбило с толку, включая руководство Facebook.
Нам повезло в первую версию протащить кнопки и структурированное взаимодействие, и это дало шанс другим сценариям. В итоге они как раз и сработали, в отличие от ботов. И сейчас мы видим огромный рост, цифры говорят сами за себя. Большое количество бизнесов подсаживается на этот канал, в том числе по маркетинговым соображениям.
Нам дали зеленый свет, эта история взлетела внутри, за четыре месяца мы в три лица собрали из кусков предыдущих интеграций первую версию платформы и запустили ее на «F8», внутренней конференции Facebook.
На время это стало важным фокусом для компании, за следующие полтора года мы развили это направление, выпустили десяток важных апдейтов, вырастили команду до 30 человек. Так получилось, что я дорос до уровня, когда начал вовлекаться в политические дебаты, очень быстро от них перегорел и решил уйти из компании.
Платформа продолжает расти. Моя цель была простой – построить экосистему, общая оценка которой была бы больше миллиарда долларов. И я думаю, что ещё год-два и общая оценка всех компаний, работающих на платформе, дойдет до этой цифры.
Тебе не хотелось остаться в Facebook, когда всё так было близко к успеху?
Я уже не влиял на успех, вектор был задан, все свои задачи я выполнил, а дальше начала вмешиваться политика. Знаешь, я сейчас делаю свой продукт на платформе Facebook, и я очень рад. Я говорю прошлому себе большое спасибо, что я боролся за какие-то вещи и мне удавалось протаскивать важные функции. Платформа работает, там всё есть, чтобы строить интеграции, делать интересные прототипы, создавать самостоятельные бизнесы.
В 2016-м Цукерберг написал резонансный манифест про глобальное комьюнити. Как мы знаем, события последующих лет оказались совершенно не такими идеалистичными, какими их видел в своем посте Марк. Как ты думаешь, почему Facebook не получилось построить это глобальное комьюнити?
Несмотря на все наши претензии к Facebook, у них, конечно, получилось построить глобальное комьюнити. И я говорю сейчас в первую очередь о Facebook Groups, которыми пользуются больше миллиарда человек. Из всех существующих продуктов для сообществ это, несомненно, самое глобальное. И в целом достаточно успешное.
Проблема в том, что Facebook Groups борятся за внимание с постами друзей, бизнесов и рекламой в newsfeed. В какой-то момент Facebook запустил отдельное приложение Groups. И это была прекрасная идея, с не самым удачным исполнением. Приложение было отключено в 2017м. Возможно, у standalone community tool недостаточно собственной вовлеченности пользователей — в том числе поэтому мы начали с бота в Мессенджере, а не мобильного приложения. Но сейчас Facebook Groups находятся в очень ущербном положении внутри компании, к сожалению.
В-третьих, фундаментально есть более удобные форматы для больших комьюнити, нежели algoranked feed с хронологическими комментариями (текущий формат Facebook Groups). Формат реддита (community ranked feed с вложенными комментариями, отранжированными сообществом), как показывает практика, подходит гораздо лучше. Но в Facebook те, кто это понимают — не те же самые люди, которые принимают важные продуктовые решения. В целом, продуктовая вертикаль в Facebook работает не очень, мягко говоря, если посмотреть на эволюцию основных продуктов последних лет. Люди боятся принимать смелые решения. Либо им безразлично.
Расскажи, что за штуку ты делаешь сейчас на платформе Facebook Messenger?
Я ушёл из Facebook в марте прошлого года и полгода хаотично перемещался в пространстве. Летом, будучи на одной секретной вечеринке в лесу в Подмосковье, ко мне пришло озарение. Я понял, что самые классные впечатления я получаю через сообщества, то есть через моих друзей, которые кластеризованы в группы по интересам и ценностям. На той вечеринке я получил такой ultimate experience, что решил начать его активно искать и повторять. А так как я гик и продакт, мой способ — это построить продукт для сообществ и таких форматов. Довольно странный ход мыслей, но для меня стандартный. Если хочешь куда-то закопаться, сделай там продукт.
Я думал об этом несколько месяцев, крутил так и эдак, изучал комьюнити и продукты в этой нише, общался с основателями. Хотелось понять как видение — что это за продукт, в котором будут собраны самые различные сообщества мира, — так и точку входа в эту среду. То есть, как создать минимальный продукт, который будет работать на самом простом сценарии.
Уже под Новый Год от близкого друга я узнал о механике random coffee, достаточно популярной в мире. Мы поиграли с различными запущенными вариациями и подумали, что можем быстро сделать свой прототип, чтобы начать получать обратную связь от различных комьюнити и думать над следующими шагами.
Random coffee — это механика, в которой в рамках одного коммьюнити (или компании) каждую неделю произвольно представляются друг другу два участника, чтобы встретиться на кофе и пообщаться. Это может быть физическая встреча или удаленный звонок. Польза этой механики в том, что она делает сообщества более связными. Это ценно и для самих участников: у них появляются новые друзья и связи. И для организаторов: их сообщество становится более активным и сплоченным. Для корпораций, где это тоже применимо, польза тоже очевидна: люди из разных отделов начинают передавать знания и контекст, создается перекрестное опыление.
За месяц мы сделали интеграцию для Facebook Messenger, запустили в нескольких сообществах в России — это был наш пилот. Сейчас строим и оптимизируем этот продукт дальше. Встречи – лишь точка входа, это не продукт сам по себе, это лишь как дверь, за которой что-то должно быть. Люди строят новые связи, но не понимают, как их использовать дальше. Вторая версия будет ответом на этот вопрос. Мы над ней активно работаем и запустим в течение пары месяцев.
Текущий продукт тоже растет, мы приглашаем разнообразные группы, сообщества и корпорации им воспользоваться. Думаем о монетизации, но пока это абсолютно бесплатно, а дальше скорее всего будет фримиум.
Говоря про сообщества, я вспоминаю пример Burning Man — пожалуй, самый масштабный эксперимент в создании комьюнити, который продолжается уже больше 30 лет. Там сообщество основано на своих ценностях, принципах, и абсолютно не связано с какими-то государственными или частными компаниями. Я знаю, что ты был на Берне, и поэтому любопытно, думал ли ты о том, чтобы использовать практики Burning Man в продукте про сообщества?
Burning Man интересен в том числе тем, что он повторяет модель церкви в период зарождения христианства. Есть ощущение, что это старая история в новой обертке. Есть филиалы (лагеря на берне), там встречаются люди и проводят время в своей среде. У филиалов есть общие ценности, есть свои десять заповедей, и есть некое глобальное руководство (епископы), которое этим всем управляет. Уверен, через несколько сотен лет будет Церковь Горящего Человека, все это превратится в бесконечный ритуал и туда будут ходить одни старушки поклоняться мощам основателя.
Шучу. Мне нравится, что группы, делающие лагеря на Burning Man, очень разные. Это радикально разные культуры. Меняя лагерь, ты можешь попасть в совершенно другой Берн. Я осознанно каждый год езжу с другой командой, чтобы увидеть этот мир с новой стороны. Да, каждый лагерь — это довольно тесное сообщество, но эти сообщества мало что знают друг о друге. Такой продукт, как наш, был бы там очень полезен — всех перезнакомить за пределами мероприятия.
Вот допустим, ты едешь на Burn, много кого там знаешь?
У меня там много разных групп людей с которыми я пересекаюсь. По сути, это единственный момент в году, когда мы можем провести время с большим количеством моих друзей, потому что, я живу в Штатах, а очень много моих знакомых приезжают из Москвы, Европы.
Другая важная особенность Burning Man — это волонтерство. В прошлом году я открыл для себя возможность участвовать как волонтер в том, что Burning Man называет Тэмпл — такая конструкция, куда люди каждый год приносят разные артефакты и сообщения, для того, чтобы попрощаться с теми, кого больше нет в их жизни: родственниками, друзьями, бывшими любовниками, домашними животными и так далее. Место нереального сосредоточения энергии. И там можно волонтерствовать, чем я и занимался в прошлом году. Для меня это был вообще новый способ понять, что такое Burning Man.
На самом деле, про комьюнити есть у меня такой тебе вопрос. Например, что есть сильные и слабые связи в сообществах, есть обычные участники, супер-коннекторы и модераторы. Вот как у тебя это всё складывается в одну картинку, можешь описать?
При том, что любое сообщество представляет собой сеть, она сама по себе неравномерна. Есть центры тяжести, люди, которые стартовали сообщество и поддерживают его. У них всегда большое количество связей со всеми участниками. Дальше от них расходятся концентрические круги: старейшины комьюнити, которые знакомы с лидерами; активные участники; и затем все остальные. Вся активность стянута к центру. Этот центр очень важен, потому что он задает культуру и формат взаимодействия в этом комьюнити. Мы понимаем, что нужно делать продукт как для обычных участников, так и для этого центра притяжения людей. И кажется важным через продукт дать возможность сформулировать правила и форматы, чтобы сообщество двигалось дальше по этому пути органически и не превращалось в хаос.
А что касается регулярности встреч? И нужны ли какие-то общие сборища?
Очевидно, что оптимальная форма для сообщества в наши дни — гибридная. С одной стороны, есть какие-то физические встречи, которые дают глубину переживаний. С другой, между ними есть онлайновая активность, которая заполняет паузы. Говоря про оффлайновые встречи, я, кажется, понял оптимальный формат, рецепт классной вечеринки в широком смысле. Ключевые ингредиенты такие:
- Хорошее уютное место;
- Релевантные участники;
- Ведущие, создающие классный вайб, который держит всех несколько часов вокруг себя и дает расслабиться.
Под последнее описание подходят музыканты, шаманы и прочие фасилитаторы. Это дает всем ощущение единства и восторга, но при этом дает общаться и знакомиться в фоне. Размер этого мероприятия может быть совершенно разный, чем меньше, тем чаще их можно делать. У меня дома такое происходит, например, раз в пару недель. Мы понимаем, что в какой-то момент нам придется построить продукт для этого формата. Но пока приближаемся к этому маленькими шагами.
Перед интервью ты сказал, что никто толком не понимает, как размышлять о важных вещах в жизни. Можешь рассказать свою версию, как это делать?
Я имел ввиду, что у многих людей сбиты ценности или нет понимания собственных ценностей.
Мне кажется, первое, что надо понять любому человеку — это что для него реально важно. Возьмем меня в качестве примера. Я всю жизнь реагировал на внешние сигналы, которые часто оказывались шумом. Я сделал несколько продуктов и целых компаний из-за чистого fomo (fear of missing out — страх что-то пропустить), мне казалось, что надо срочно впрыгивать в высокотехнологичный хайповый паровоз.
Так я оказался в социальных играх, помог построить две компании в блокчейне. Но это фундаментально неверный путь, потому что эти волны эйфории быстро проходят, а тебе потом в этом вариться еще годами. Ну или бросать. В итоге — выгорание и все прочие прелести.
О похожих вещах говорили Дима Думик и Саша Мемус в наших прошлых интервью...
…Да. Вместо этого стоит понять, что тебя волнует на самом деле, изнутри. Что тебя заводит, от чего ты кайфуешь — и почему.
Впервые за долгое время я сам следую этому совету. С направлением про сообщества я ждал полгода, чтобы понять, мое ли это желание или временное веяние извне. И когда через полгода я не перегорел, то понял, что пора что-то активно делать. При этом, я допускаю, что могу перегореть через год, но всё равно сейчас есть окно времени, в котором я могу сделать что-то, что мне кажется важным.
Глобально полезно понимать, что ты на самом деле хочешь получить в итоге. Многие вещи нам навязаны и мы живем с чужими желаниями (Рене Жирар называл это «меметическими желаниями»). Хочешь ты денег, славы или женщин (мужчин для читающих дам), может ты про след в истории, а может про переживание в моменте. Это всё разные вещи, они по-разному влияют на то, как ты планируешь свою жизнь, и как следствие — жизнь собственной компании.
Для себя лично я осознал, что деньги мне не так важны, я их зарабатывал и буду зарабатывать, но это слабо коррелирует с моим внутренним состоянием. Когда есть деньги — класс, если нет — надо быстро раздобыть и забыть, чтобы снова было классно. Вместо этого я понял, что моя философия — жизнь как гениальная вечеринка (чтобы понять, что именно я имею в виду, вам нужно попасть на мою). И поэтому для меня (а) важно делать что-то чем пользуюсь сам, я в этом плане эгоист, (б) делать что-то про людей — это самое интересное, что есть в нашей реальности, — и (в) делать что-то интеллектуально интересное в долгой перспективе. Вещи, где есть много неопределенности и со временем её не становится меньше, потому что иначе интрига пропадает.
Все это хорошо ложится на нашу историю с сообществами, потому что сколько уже делаем, а вопросов только больше и мы не понимаем, куда она нас заведет через год. Главное — не поддаваться на провокации и FOMO.
Провокация со всех сторон, по-моему. В интервью-пончиках я часто расспрашиваю гостей про гигиену внимания, про те вещи, которые поедают наше внимание, активно пытаются захватить время. Я думаю, что ты про это очень хорошо знаешь и наблюдаешь это среди участников твоих проектов. Расскажи об этом.
Это очень большая проблема нашего времени. Если бы не эти пожиратели внимания, было бы в десять раз больше крутых продуктов и сервисов, например. Даже основатели компаний отвлекаются на что попало и теряют своё время в колоссальном объеме. По себе знаю, я вот читал по утрам «Медузу» много лет и до сих пор это делаю, если у меня плохое настроение. Но это ужасно, тратить сотни часов в год на чтение новостей. Соцсети — это, конечно, вообще мрак.
Чтобы решить эти проблемы, нужно тренировать собственную чувствительность. Это как с сахаром: ты можешь есть сахар и не замечать этого, но как только ты прислушиваешься к своим ощущениям, ты замечаешь, что сахар невкусный и режет тебе по рецепторам. И ты уменьшаешь дозу.
То же самое с соцсетями и новостными источниками: на самом деле, ты не кайфуешь. Но ты не замечаешь дискомфорта из-за дофаминовых коридоров, которые вынуждают тебя продолжать. У меня был такой момент в Instagram: я сидел, листал и вдруг подумал: господи, какой это трэш! При том, что у меня там всё уже давно отфильтровано — зачем я это делаю, если я не кайфую и каждый раз выключаю его с плохим настроением?
Разные способы блокировки типа таймеров и тому подобного попросту не работают. Сам лично пробовал их — это борьба с симптомами. Суетное рассеянное внимание — вот корень. Будь в моменте, почувствуй свои ощущения от процесса и его гораздо проще бросить. Медитации помогают тренировать эту мышцу.
Также, конечно, нужно отписаться от всех рассылок, вырубить везде пуши, снять свои Apple Watch, выкинуть телевизор и исключить все, что не дает посидеть час в тишине без отвлечения внимания. Мне остался чужой телевизор, на нем 100% времени горит заставка с камином.
Мы начали говорить о медитации, о других способах изменения поведения. У тебя есть своя философия того, как поменять поведение, которое не служит тебе?
Ключевая практика называется «ноутинг» (noting), наблюдение за собой в процессе дня. Это когда твой над-разум проговаривает, что конкретно ты сейчас делаешь. «Я сижу в Инстаграме, мне тоскливо, какие-то модели, Морокко, быт друзей.» Когда ты называешь вещи своими словами, сложнее игнорировать. У тебя включаются какие-то процессы, которые начинают искать выход, альтернативы.
С чистых медитаций я переключился на цигун, хорошая сложная комплексная практика в единении тела, дыхания, мыслей, чувств — такое комбо. После упражнений ты спокойный, приземленный и готовый к действиям. Всем рекомендую.
Хочу добавить, что крайне важно уменьшить дистанцию до продуктивных или хотя бы нетоксичных активностей. Например, у меня слева от рабочего стола стоит барабанная установка. Надоело работать, я играю на барабанах. Ничего сильно отвлекающего внимание вокруг. Playstation и VR-шлем в коробке, год не подключал уже.
Мы уже говорили об оптимизации жизни вокруг ценностей. У тебя есть совет, как переключится с жизни, в которой всё оптимизировано кем-то за тебя, на жизнь, которую ты сам контролируешь.
Дам такой совет: не боятся отсечь то, что кажется неправильным и бесполезным. Например, мы часто встречаемся с друзьями, которые не дают нам ничего хорошего, а только вносят раздрай. Раз и навсегда решить, что с этим человеком я больше не буду общаться. И пусть тебе будет грустно или скучно какое-то время, но у тебя появится больше времени, чтобы заняться чем нибудь полезным, найти новых друзей, зайти в новые сообщества. Я думаю, что тяга к саморазрушению может быть полезной, если ты можешь ее обуздать и направить на те части своей жизни, которые больше не оптимальны. Я бы не подавлял это, но контролировал.
Когда ты говоришь, что создаешь технологические продукты, чтобы людей соединять, чтобы они встречались в реальной жизни, возникает вопрос: чего хотят технологии от людей? У них есть своя повестка?
Нет, у технологий своей повестки нет. Но есть несколько бизнес-моделей для зарабатывания денег на технологиях. Они сильно диктуют продукт. Это рекламная модель, подписки, маркетплейсы и все прочее.
Есть модели, которые своей природой диктуют токсичные продукты. Например, рекламная модель токсична. То, что делает тот же Facebook, достаточно токсично, потому что это вливание в твоё окно внимания произвольной информации, за которую им платят. Фундаментально плохо, что Фейсбук не ввел платную подписку без рекламы. Позор им за это. И если вы еще не покупаете подписку на Youtube, то купите, потому что то, что вливается там видео-рекламой, это мрак. 15$ в месяц стоят того, чтобы не убивать свое внимание чем попало.
Стоит строить продукты по моделям, которые менее токсичны. Что делают, например Slack, Notion и прочие с фримиумом и подпиской — ты платишь за дополнительный функционал, но можешь также пользоваться упрощенной версией, не платя деньгами или вниманием.
Всем читающим просьба: строить продукты по менее токсичным моделям, и всем нам будет счастье. Было бы интересно понаблюдать за развитием более позитивных моделей для социальных сетей.
Как ты считаешь, информация хочет быть бесплатной или нет?
Я думаю, информация ничего не хочет, это люди хотят зарабатывать деньги в своем большинстве. При этом у людей есть понимание, что через выдачу части информации бесплатно они могут зарабатывать больше на остатке, и я думаю это нормально. Я готов платить за качественную информацию.
Опять же, в идеале она вся была бы бесплатна, а мы платили бы деньги за какую-то дополнительную ценность, например, удобный поиск по этой информации. Но даже в таком случае ты хочешь владеть информаций, быть gatekeeper-ом, контролировать доступ к ней, чтобы зарабатывать на этом. И если сейчас ты как-то получаешь бесплатную информацию, то наверное, кто-то придумал, как использовать твое внимание для своих целей. У всех есть повестка, это сто процентов, просто она может быть нетривиальной. Например, кто-то через профиль в Инстаграмме строит себе персональный бренд, чтобы потом знакомиться с девчонками, пока ты думаешь, что он выложил свой пост с благими целями.
Какая у тебя повестка?
У меня публичной нет, как следствие, у меня нет нигде большого числа последователей. Я ничего не раздаю.
А в контексте продукта, которым ты сейчас увлечен?
Ну в Circles повестка понятна: я хочу, чтобы там был максимум интересных сообществ и чтобы через это сам я мог попадать в интересные сообщества, развивать мои. Это достаточно прямолинейная идея. А что касается этого интервью, у меня повестка есть – это и рассказать про продукт, и в целом, наверное, обратиться к людям, которые могут быть релевантны мне и которым могу быть релевантен я сам.
Я встречаю много предпринимателей, профессионалов и просто интересных людей в моей жизни, но мало кто из них остается в моем кругу, слишком много фильтров. В какой-то момент стало понятно, что новых близких людей нужно находить через большие числа.
Я пришёл к тому же выводу, поэтому и завёл канал в телеграмме.
Да. Тысячи людей надо встретить и провести через все свои воронки, чтобы в конце их осталось пять.
У меня остался один вопрос. Какие навыки ты бы пожелал, чтобы были у твоих детей?
Вообще не важно. Главное, чтобы они кайфовали. Пусть занимаются искусством, упарываются, строят космолеты, исследуют свою сексуальность и сознание, все такое. Пусть только за здоровьем следят, чтобы дольше пожили и кайфанули побольше. Это всё, что нужно мне от моих детей. Я верю, что с теми навыками, что им действительно нужны, они разберутся.
Похоже, твоим детям будет очень кайфово. Но я скорее спрашиваю про навыки, которые важны в 21-м веке.
Вот тебе четыре:
- делать дела быстро — вместо болтовни и тягомотины;
- работать с людьми, уметь строить команды и сообщества;
- глубоко понимать себя: свое тело, эмоции, мысли, субличности;
- изменяться вместе с ростом своего понимания себя и Вселенной.
Что-нибудь хочешь сказать читателям напоследок?
Хочу сказать, что не нужно боятся рисковать и стоит делать больше ставок. Потому что удача любит настойчивых… и тех, кто покупает билеты.
Ты про лотерейные или какие-то другие? Например, на Burning Man?
И на Burning Man тоже: покупайте билеты, там увидимся в этом году. Или билеты на самолет до Лос-Анджелеса — и заходите ко мне на кофе.
Valle
Оставлю комментарий, а то пусто тут.
ponchiknews Автор
:-)