В конце июля я попросил подписчиков @PonchikNews прислать анонимно скриншот своего экрана Screen Time с информацией об использовании мобильных приложений за последние 7 дней. Проанализировав эти экраны, я пришел к любопытным гипотезам и выводам. Делюсь ими сразу же, в TL;DR.


TL;DR:


Среди людей, приславших экраны (n=122), наблюдаем вот что:


  1. Соцсети едят почти половину (46%) всего экранного времени (от трети до двух третей в большинстве случаев).
  2. Instagram – самое дофаминовыжимательное приложение на сегодняшний день. Среднее использование: почти 7 часов в неделю. IG в топ-5 приложений по использованию у 58% приславших экраны.
  3. Бизнес-модель большинства популярных приложений по времени использования — это реклама, сбор и продажа ваших данных. На них приходится половина всех топовых приложений.
  4. Три компании, которые владеют большинством главных приложений по экранному времени — это Facebook, Apple, Google. Сюрприз!
  5. Яндекс конкурирует экранным временем с Google, Facebook, Apple, похоже, только через свои карты (по крайней мере на iPhone; возможно еще поиском, но мы не знаем, какой поисковик в браузерах по умолчанию; там может идет себе борьба между Гуглом и Яндексом).
  6. Приложения для продуктивности представлены в чартах по экранному времени скупо. Подозреваю, основная работа постепенно перетекает в мессенджеры или делается отдельно от телефона на компьютере.
  7. Казуальные игры практически не отнимают экранного времени большинства читателей. Наигрались.
  8. Похоже, главный совет такой: оберегайте свое внимание и время от корпораций, которые используют вовлекающие механики с социальным давлением, и зарабатывающих на рекламе, сборе и продаже данных пользователей. Сейчас нет никаких регуляций на этот счет, но при этом область вовлекающих и привычкоформирующих механик — это не только наука, но и ежедневная практика. Только вы сами можете настроить свое время и внимание так, чтобы максимизировать удовольствие от жизни и общения с реальными людьми.

Полный рассказ ниже.


Дано:



  • Оригинальный google sheets, куда вбивались данные с n=122 экранов.
  • Выборка n=122 экранов со скриншотов «экранного времени». В основном участвовали владельцы айфонов, хотя была пара владельцев андроида. Все пришли из телеграма (ponchiknews). Русскоговоряющие. Живут, судя по языкам и приложениям, всюду — хотя локацию никак не трэкал.
  • Использовались только данные про недельное распределение времени по категориям, общее недельное время, топ-5 приложений по времени использования.
  • Информацию о нотификациях и поднятиях телефона не использовал. Хотя уверен, из этого можно сделать отдельное интересное исследование.
  • Данные, безусловно, очень пристрастные, да и наверняка я наделал кучу ошибок по дороге. Но получился ряд выводов, которые, похоже, близки (от слова "good enough") к реальному положению дел, по крайней мере, для подписчиков канала.

Решение:


I. Все экараны были прочеканы, неподходящие отброшены, и cпециально обученным человеком с Youdo размечены в гугл-таблице.


II. По каждой а) категории и б) приложению получилось три важные цифры:


  • среднее значение по времени использования (часов в неделю),
  • медиана по времени использования (часов в неделю)
  • % присутствия приложения/категории в топ-5 приложений по времени использования.

III. Так же я посчитал несколько дополнительных важных историй:


  • среднее значение каждой категории и приложения ко среднему общему времени,
  • то же самое для медиан,
  • общее среднее и медианное время в неделю,
  • % присустствия категории и приложения в общем числе скриншотов.

Выглядело это совершенно по-задротски, то есть как стена цифр.



IV. Потом я подумал еще немного и проанализировал несколько дополнительных штук, а именно:


  • Топ приложений, с присутствием >2% и >5% в выборке — чтобы исключить непопулярные приложения. Популярных получилось всего 22, очень популярных — 13.
  • Добавил к каждому из них категории, бизнес-модель, название компании-владельца приложения.
  • Сделал несколько неутешительных выводов, но уже не по приложениям, а по компаниям и их основным бизнес-моделям.


V. Дальше докинул еще чуток информации и посчитал соотношения — категорий к общему времени, приложений к общему времени и т.п. Получилось понять некоторые распределения. О них тоже пойдет речь.


Ответ:


1. Топ-3 категорий по среднему времени


В скобочках: среднее количество часов в неделю и % присуствия в топ-3 категорий на экранах. Для понимания: среднее общее время, которое респондент проводит в телефоне, — 27ч 57м.


  1. Соцсети (12ч 47м, 95%) — в основном из-за Instagram, Telegram, WhatsApp и тому подобных.
  2. Развлечения (4ч 25м, 49%) — в основном из-за YouTube, VLC, Netflix и т.п.;
  3. Книги и справочники (4ч 11м, 26%) — в основном, потому что там Навигоры, Карты и Книжки, которые по своей природе занимают много экранного времени.

Наблюдения:


  • Заметьте, игры в топ-3 даже не вошли. Вообще они были в топ-3 категориях лишь у 5% респондентов. Может, все уже переболели казуальными играми?
  • Впрочем, продуктивность тоже не в топ-3. Возможно, потому что много работы происходит в мессенджерах.
  • Соцсети в среднем (и по медиане тоже) съедают 46% экранного времени. Это почти половина!
  • Не знаю, как считается время внутри Safari и Chrome. Вроде бы в самой последней версии iOS 13, ОС уже умеет определять, в каких категориях мы браузим, но про iOS 12 не могу ничего сказать.


2. Короткий и длинный топ приложений по экранному времени


В зависимости от того, как широко приложение представлено среди всех присланных нам экранов, можно сделать разные топы. Остановимся на двух: Топ-13 с >5% присутствия и Топ-24 с >2% присутствия в топ-5 всех экранов. Время в формате X:XX означает Х часов XX минут.


2.1 Короткий топ по экранному времени (при условии, что каждое приложение появляется на >5% присланных экранов).



2.2 Длинный топ по экранному времени (при условии, что каждое приложение появляется на >2% присланных экранов)



Наблюдения


  • Социальные сети все так же в топах. Половина самых популярных приложений (в первом чарте с порогом ?5%) — это соцмедиа.
  • Если отбросить навигаторы и карты (из-за особенностей юзкейса вождения, они увы должны быть постоянно на экране) и утилитарные приложения типа камеры и фото, то почти все экранное время в топовых приложениях приходится на соцсети и развлечния.
  • Хотя много людей работают в WhatsApp и Telegram (категория «соцсети»: то есть трудно посчитать, что уходит на работу, а что на друзей), важная категория Productivity (приложения только по работе) представлена лишь двумя аппами — Slack и почта. Самое интересное, что Slack – это по-сути первая получившаяся соцсеть для работы, использующая все механики захвата внимания. Во-первых, видим как почта умирает как вид, а во-вторых, радуемся за успехи команды слэка.
  • Непонятно, что там происходит в браузерах, но есть гипотеза, что там тоже много социального взаимодействия — помимо просмотра сайтов разного содержания. Кстати, кое-какие приложения Apple не пропускает в App Store — поэтому такие продукты, особенно дофаминовыжимающего характера, будут использовать в браузере.
  • В списке нет новостных приложений. Все важные новости = социальные сети. Неудивительно, что на Facebook и Twitter сейчас так много давления со стороны властей.

4. А можно в виде картинки?


Да, смотрите на цветные шарики ниже.


По осям X и Y — среднее и медиана в ч: мм в неделю (они не равны но в целом все оч близко — поэтому кружочки почти образуют линию в 45°). Размер кружочка — это насколько часто он встречается среди топ-5 экранов респондентов. Чем выше кружок, тем больше он занимает внимания и времени. Чем больше кружок, тем он популярней среди читателей.


4.1. Для короткого топа (>5%)



Чем больше кржок, тем чаще он встречается в присланных экранах. Чем ближе к правому верхнему углу, тем больше в среднем поедает времени/внимания в неделю.


4.2. Для длинного топа (>2%)



Ситуация сильно не поменялось, просто добавилось немного более нишевых (для российского рынка/ русскоязычного потребителя) продуктов
*Напомню, что в исследовании есть явный bias в сторону Telegram – именно через него читатели нашли пост в моем канале и, подозреваю, пользуются им довольно много.


5. Топ-3 бизнес-модели и топ-3 компании-владельца приложений по охвату экранного времени


Еще интересное: если добавить к каждому приложению ее основную бизнес-модель и компанию-владельца, можно прикинуть, насколько все на рынке внимания консолидировано.



Получается такое распределение:


  1. 50% — реклама и сбор и продажа данных;
  2. 16.7% — подписка;
  3. 25% – продажа железа и товаров.

Какие 3 компании владеют практически всеми приложениями из топа экранного времени очевидно:


  1. Apple (31.8%);
  2. Facebook (18.2%);
  3. Google (9.1%).

  • Еще есть Яндекс (9.1%), но он по сути представлен в экранном времени своими картами и навигаторами. На самом деле, круто: похоже это сейчас самое сильное предложение Яндекса на мобильных девайсах, по крайней мере на айфонах.


  • Netflix и Telegram тоже молодцы, не продаются и конкурируют — один с Amazon (и скоро Apple), другой с Facebook. Павел Дуров, кстати, все еще не придумал валидированную монетизацию для Telegram, оч хочется увидеть, как площадка будет развиваться дальше.


  • Понятный bias про Apple – это те телефоны, с которых сделаны почти все скриншоты. Уверен, в мире владельцев Android распределение будет в сторону Google.




Go, Pasha, go!


Основные выводы


Продублирую их еще разок, из самого начала статьи.


  1. Соцсети едят почти половину всего экранного времени (в среднем 47%, и от трети до двух третей в большинстве случаев).
  2. Instagram – самое дофаминовыжимательное приложение на сегодняшний день. Среднее использование: почти 7 часов в неделю. IG в топ-5 приложений по использованию у 58% респондентов.
  3. Бизнес модель большинства популярных приложений по времени использования — это реклама, сбор и продажа ваших данных. На них приходится половина всех топовых приложений по собиранию внимания.
  4. Три компании, которые владеют большинством главных приложений по экранному времени — это, естественно, Facebook, Apple, Google.
  5. Яндекс конкурирует экранным временем с Google, Facebook, Apple, кажется, только через свои карты (по крайней мере на iPhone; возможно еще поиском, но мы не знаем, какой поисковик в браузерах по умолчанию; там может идет себе борьба между Гуглом и Яндексом).
  6. Приложения для продуктивности представлены в чартах по экранному времени скупо. Подозреваю, основная работа постепенно перетекает в мессенджеры или делается отдельно от телефона на компьютере.
  7. Для большинства читателей казуальные игры практически не отнимают экранного времени. Похоже, все наигрались.
  8. Мой главный совет такой: оберегайте свое внимание и время от техкомпаний, которые используют вовлекающие механики с социальным давлением, и зарабатывающих на рекламе, сборе и продаже данных пользователей. Сейчас нет никаких регуляций на этот счет, но при этом область вовлекающих и привычкоформирующих механик — это не только наука, но и ежедневная практика. Только вы сами можете настроить свое время и внимание так, чтобы максимизировать удовольствие от жизни и общения с реальными людьми.

Что делать?


Меня зовут Алексей Иванов, я дизайнер в ИИ-стартепе в Сан-Франциско и специалист по изменению поведения. Последние два года я веду канал ponchiknews в Телеграме, где публикую эссе, рассказываю об изменении поведения и записываю подкасты — с целью научиться проживать такую долгую счастливую жизнь, которую только мы сами можем создать, каждому из нас. Три штуки, которые можно сделать прям сейчас:


  1. Почитать мои предыдущие посты про гигиену внимания на Хабре.
  2. Почитать другие посты в тг-канале.
  3. Почитать материалы на сайте Time Well Spent — это такое НКО, которое топит за более разумное управление вниманием в технологическом мире.

Держитесь!

Комментарии (28)


  1. Alexufo
    09.08.2019 00:42

    А почему зависимось связывают с дофамином? Во время молитвы дофамин тоже появляется, но никто же от этого в богословаие не уходит?

    Помоему, это довольно бестолковая модель. Меня больше интересует вопрос как изменится пользовательское поведение, если убрать из интерфейса сексуальность. Этот термин может показаться плохо понятным, однако, удивляет скорее то, что его синоним «современный интерфейс» вопросов к трактовке особо ни у кого не требует.


    1. ponchiknews Автор
      09.08.2019 01:58

      Про дофамин в контексте оптимизации использования под это дело. Примерно как тут в статье Гарварда: sitn.hms.harvard.edu/flash/2018/dopamine-smartphones-battle-time

      Про модель с сексуальностью — любопытно. Можно подробней?


      1. Alexufo
        09.08.2019 03:13

        бихевиоризм критикуется за игнорирование участия в поведении крайне сложного понятия психика и убеждения. Я совсем не сомневаюсь, что у человека, находящегося во внутреннем диалоге (листание ленты, медитация, молитва — назовем это действие так) в мозге творятся похожие вещи. Но дофамин совершенно не объясняет предпочтения социальных групп.
        Поэтому для меня это всего лишь реакция на более глубокий механизм.

        Что касается сексуальности — не соглашусь. Интерфейсы сегодня не могут не иметь отражения социальных убеждений. Современный интерфейс — это сексуальный интерфейс. Современные машины — это сексуальные машины. Посмотрите дизайн авто как менялся. Владение функциональной вещью со временем перетекло в обладание чувственностью.
        А обладание чувственным комфортом — это смысл жизни нашего общества в данную эпоху.
        Чувственность — один из легкий каналов усвоения информации. Забитые ею каналы позволяют не ощущать течение времени, а следовательно — не ощущать личной смерти. Однако, до кого-то стало внезапно стало доходить, что от чего бежали к тому еще быстрее приближаемся, что это иллюзия, как опьянение. Но ругаем мы проекцию — телефоны, планшеты. Хотя сами наделили их излишней чувственностью/сексуальностью.
        Современное порно — это удивительная вещь, которая смогла убедить людей что та сексуальность, что демонстрируют «актеры»- существует в природе.

        Отсюда избавление в интерфейсах излишней чувственности, анимашек-переливашек, easing функций снизит по моему убеждению именно ту аудиторию, которая считает чувственость — смыслом существования. Профессор или литературный критик вряд ли будет вообще подвержен залипашкам в сексуальных интерфейсах.
        Он почти слеп к ним, отмечая, ну да, симпатично. Он выберет скорее всего при покупке этот интерфейс — но не будет так подвержен залипашкам. Дофамин там или не дофамин, это же все идет от внутренних убеждений соц групп.


  1. Exchan-ge
    09.08.2019 00:47

    В конце июля я попросил подписчиков PonchikNews прислать анонимно скриншот своего экрана Screen Time с информацией об использовании мобильных приложений за последние 7 дней.


    Возраст опрошенных учитывался?

    (для моей возрастной категории только один Google в тему )


    1. ponchiknews Автор
      09.08.2019 01:56

      Возраст не учитывался, оч конечно интересно было бы добавить опрос и посмотреть на соцдем — но тогда бы не получилось собрать столько данных.


      1. Exchan-ge
        09.08.2019 12:51

        Возраст не учитывался, оч конечно интересно было бы добавить опрос и посмотреть на соцдем


        К сожалению, если не учитывать подобные вещи, результаты опросов будут давать неверные результаты.

        «Опрос в интернете показал, что 100% людей пользуются интернетом» (с)


  1. edogs
    09.08.2019 01:09
    +1

    Три штуки, которые можно сделать прям сейчас:
    Почитать мои предыдущие посты про гигиену внимания на Хабре.
    Почитать другие посты в тг-канале.
    Почитать материалы на сайте Time Well Spent — это такое НКО, которое топит за более разумное управление вниманием в технологическом мире.
    «Вы тратите слишком много времени в социалках, сходите почитайте еще больше социалок»© :)


    1. ponchiknews Автор
      09.08.2019 02:03

      Они по качеству все же отличаются. Messenger, SMS и Whatsapp — хоть и в категории соцсети — все же не совсем то же самое, что Facebook, VK, Instagram.


      1. tohigh
        09.08.2019 12:58
        +1

        Это ваше личное мнение?
        У кого-то лента в Инстаграме или Телеграме намного по качеству превосходит ваши посты.

        Нужно понимать, что удобство этих платформ во многих случаях связана с концентрацией информации. Если вышло 10 событий, можно прочитать 10 статей на условном хабре, а можно прочитать 10 постов в телеграмме, и не сильно потерять в качестве(авторы всё же пытаются уложить всё самое важное в доступный лимит). Или 10 постов в телеграме… где будет небольшой текст, небольшое видео, и несколько фото — это именно то, чего ждёшь от новости.
        Даже если взять этот пост — круто, что кому то интересно прочитать его полностью, но для меня хватило бы — одного графика, одной таблицы и пару абзацев текста, и извините, но для меня ничего бы не изменилось.


        1. BigBeaver
          10.08.2019 13:25

          в Инстаграме
          удобство
          Ага…


    1. GeoSD
      09.08.2019 18:36

      Не читайте чужие социалки! Читайте мои ;)


  1. 0xd34df00d
    09.08.2019 02:45

    Интересно, аж захотелось свое время потрекать. Как это сделать на андроиде?


    Нагуглилось только какое-то digital wellbeing, но там какой-то опросник, и все.


    1. ponchiknews Автор
      09.08.2019 06:13

      1. 0xd34df00d
        09.08.2019 14:44

        Похоже, это только для счастливых обладателей Pixel. У меня на OT 5T этого нет.


    1. dunaldo
      09.08.2019 14:08

      Хорошая вещь, правда количество инфы, которое получает гуглятина с вашего телефона просто за гранью.

      digital wellbeing


    1. BackDoorMan
      09.08.2019 17:27

      Rescue Time. Меряет, включая URLs которые вы просматриваете. Использую много лет на ПК, и на телефоне последнее время


  1. BigBeerman
    09.08.2019 05:08

    Хм, если телеграм соцсеть, то irc первая соцсеть в мире.


    1. Ramisya4ka
      09.08.2019 06:13

      Ну вы не сравнивайте. В телеграмм полно групп и пабилков и там, как по мне, даже удобнее ВК. Так что я согласен да, что ТГ соцсеть. А вот ватсап- нет, обычный месенджер


      1. BigBeerman
        09.08.2019 06:16

        ну спорно, в Ватсапе то же есть группы с бугагашечьками, а телеграмом вполне можно пользоваться только для общения(как я, например)


        1. Ramisya4ka
          09.08.2019 06:25

          Ну в ватсапу очень далеко в этом плане до телеграмма, а контактом тоже можно пользоваться только для общения (как я, например)


          1. BigBeerman
            12.08.2019 09:32

            если только не заходить на главную а пользоваться только мессенджером. ВК это классическая соцсеть и она будет требовать от вас активности(можно, конечно, не обращать внимания, но раздражает)


            1. BigBeaver
              12.08.2019 09:53

              Отключаете все уведомления кроме сообщений, и порядок. Один из лучших настольных мессенджеров.


      1. dss_kalika
        09.08.2019 13:07

        В телеграме много людей ищут друзей? )


  1. Xander_Vi
    09.08.2019 13:23

    Из собранных данных и статистики можно сделать полезный вывод для людей, которые задумываются о своем стартапе — нужно делать нечто, что предусматривает активное взаимодействие между людьми.

    Если проанализировать топ-3 категории, то окажется, что 2 и 3 — это в основном инструменты для индивидуального потребления контента (фильмы, сериалы, книги и т.д.). А топ-1 — это как раз про активное социальное взаимодействие: общение с другими людьми и слежение за их жизнью.


    1. sswebcoder
      09.08.2019 18:08

      Общение не обязательно.
      Достаточно, чтобы одна группа людей генерировала контент для другой.
      При этом, важно, чтобы потребляющая группа могла выражать своё отношение к контенту.


  1. Fenzales
    09.08.2019 14:11

    А что можно столько времени делать в инстаграме?


    1. vantoose
      09.08.2019 18:08

      Тупить. Курпатов хорошо объясняет как работает мозг и тем отвечает на большую часть подобных вопросов


  1. teecat
    09.08.2019 15:36

    Казуальные игры практически не отнимают экранного времени большинства читателей. Наигрались.

    Что-то мне подсказывает, что это зависит от аудитории. Я каждый день в электричке считай. Постоянно играются (мужчины в основном) или в мессенджерах/рекламе (девушки в основном).