В NASA анонсировали выбор подрядчика для строительства центрального блока лунной орбитальной станции «Lunar Gateway», который будет оснащен силовым энергомодулем «The power and propulsion element» (ионный электростатический электроракетный двигатель мощностью 50 кВт, что в три раза превосходит существующие аналоги).

В продолжении этой публикации: Полный план новой лунной программы NASA «Artemis» (Артемида).



23 мая 2019 года в NASA объявили, что приступили к реализации лунной программы «Артемида» и сделали первый шаг по ее выполнению — начата разработка и производство основного модуля лунной части проекта «Артемида», с помощью которого будут обеспечиваться:

  • организация энергоснабжения и поддержания станции «Lunar Gateway» на орбите Луны;
  • коммуникации и ретрансляционная радиосвязь;
  • функции мобильного командного центра;
  • функции сервисного модуля для отправки аппаратов на поверхность Луны с лунной орбитальной станции «Lunar Gateway».

Данный модуль будет создан по заказу NASA проверенным подрядчиком — компанией Maxar Technologies.

Контракт заключен на сумму 375 миллионов долларов — базовый период исполнения 12 месяцев, с возможностью продления на 26 месяцев и далее.

Проектирование и производство модуля должно быть завершено в течение 12 месяцев, потом начнутся сложные и поэтапные тесты как на Земле, так и в космическом пространстве.

После приемки и ввода в эксплуатацию, в NASA планируют вывести первый полноценный модуль орбитальной станции «Lunar Gateway» на лунную орбиту в 2022 году.



Почему для первой дальней орбитальной станции выбрали такую энергоустановку — ионный электростатический электроракетный двигатель с силовой установкой мощность 50 кВт?

«Солнечные электрические двигатели чрезвычайно эффективны, что делает их идеальными для применения на орбитальной шлюзовой станции», — сказал Майк Барретт, руководитель проектов энергосистем NASA.

«Эта система требует гораздо меньшего количества топлива, чем традиционные химические системы, что позволит орбитальной станции «Lunar Gateway» перемещать больше массы вокруг Луны, включая системы для высадки на поверхность, большие жилые модули и другие нужные для работы на орбите компоненты».

Составные элементы орбитальной станции «Lunar Gateway»:





Главная функция орбитальной станции «Lunar Gateway» — это быть шлюзом до Луны, а не дублировать задачи МКС. Да и размером «Lunar Gateway» планируется в разы меньше, чем МКС:



Новые слайды от NASA о лунной миссии «Артемида»:

Анонс подрядчика проводился на площадке Florida Tech:



Первая фаза миссии «Артемида»:



Эта фаза будет состоять из трех этапов:



Artemis 1 — реализация в 2020 г.: в рамках этого этапа запланирована беспилотная миссия, предполагающая облет вокруг Луны.

Artemis 2 — реализация в 2022 г.: в рамках этого этапа будет запущена пилотируемая миссия, которая будет двигаться вокруг Луны.

Artemis-3 — запуск в 2024 г.: в рамках третьего этапа предполагается доставка на поверхность Луны астронавтов, включая первую в мире женщину.

Все три миссии будет запущены при помощи крупнейшей в мире ракеты-носителя Space Launch System (SLS), которая разрабатывается в настоящее время компанией Boeing.

На борту ракеты-носителя будет находиться космический корабль Orion («Орион»), основным подрядчиком по проекту которого является компания Lockheed Martin.

На данный момент проходят стресс-тесты спускаемой капсулы корабля Orion:



















Более подробный план полета первого этапа Artemis 1:



А вот десятилетний план, о котором я уже писал ранее тут.



Первые элементы лунной орбитальной станции «Lunar Gateway»:



На первом этапе планируется вывести на орбиту Луны силовой блок орбитальной станции:







На втором этапе будут скомпонованы остальные жилые и научные части станции:









Solar electric propulsion (SEP) — ионный электростатический электроракетный двигатель.



Ссылка в wiki.

Ссылка с описанием технологии на сайте NASA.















Вот так, соблюдая этапность и параллельность разработок и производства компонентов в ходе выполнения частей проекта, в NASA планируют и далее продолжать выполнение программы «Артемида» с подрядчиками и собственными силами, причем парни настроены очень решительно:





И собираются использовать тысячи тонн воды на южном полюсе Луны:







Вот что нас ожидает на ее поверхности через десять лет:



И на орбите:



Кстати, с удовольствием узнал, что для озвучивания данного видео был приглашен Уильям Шетнер (исполнитель роли Джеймса Тиберия Кирка, капитана звездолёта «Энтерпрайз», в сериале «Звёздный путь» (1966—1969)):

Комментарии (12)


  1. Geenwor
    24.05.2019 10:18

    Всё же, просто заключили контракт, производство уж точно ещё не началось, максимум — начали конструкторскую работу.


    1. 8street
      24.05.2019 12:24

      Да и сроки какие-то уж больно оптимистические.


  1. REPISOT
    24.05.2019 12:02

    который в три раза превосходит существующие аналоги

    По цене? массе? габаритам? В чем превосходит?


    1. Lexxnech
      24.05.2019 12:24

      По мощности. Хотя скорее всего под ней имели ввиду тягу.


      1. Valerij56
        24.05.2019 14:46

        Вообще это, действительно, самые мощные западные электрические ракетные двигатели. А вот конкретные тягу и УИ я не знаю.

        У нас, насколько я знаю, серийно выпускаются двигатели примерно такой мощности, а разработаны и более мощные.


        1. Lexxnech
          24.05.2019 15:06

          Если я правильно понимаю, то планируются поставить 4 13-киловаттных двигателя с тягой ~0.59Н и УИ 2800с.
          https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/20180000353.pdf
          Это чуть слабее, чем СПД-230, который, насколько я знаю, пока серийно не производится. СПД-140 слабее раза в 2-3 при меньшем УИ.


  1. gabin8
    24.05.2019 12:53

    участие роскосмоса в лунной программе НАСА сведено к минимуму?


    1. Valerij56
      24.05.2019 14:17

      А что может предложить Роскосмос как свою долю в международной программе возвращения на Луну в 2024 году?

      Вот в 2011 году, когда запускали Фобос-Грунт, планировали на его базе сделать платформу. Правда мне кажется, что отрабатывать платформу на флагманской миссии верх тупости альтернативной мудрости. Обычно стараются идти от простого к сложному. Но важно то, что на основе этой платформы должны были к сегодняшнему дню улететь минимум три АМС к Луне, две посадочных и спутник. И где? А эти АМС, по крайней мере, можно было запустить на Протонах. Или на не летающей Ангаре, даже из Плесецка.

      Чем Роскосмос может быть полезен Международной Лунной Программе?


  1. Baigildin
    24.05.2019 14:29

    Кстати, почему NASA в названиях своих лунных операций использует имена древнегреческих богов? Есть какой-то скрытый смысл?


    1. Valerij56
      24.05.2019 14:42
      +1

      Да, есть. Артемида — сестра Аполлона, а в программе предполагается высадка первой женщины-астронавта на Луну.


  1. solariserj
    24.05.2019 23:58

    А энергии для станции не маловато будет? Вон у МКС фермы в 5 раз больше, и это без электрических двигателей


    1. lokiby
      25.05.2019 08:57

      МКС постоянно обитаема и жизнеобеспечение людей требует много энергии. Там проводится куча экспериментов, а все эти приборы требуют энергии. LOP-G будет посещаемой, т.е. системы жизнеобеспечения будут работать только короткое время, а экспериментов на ней проводить практически не будут. Движки же будут включать когда людей на станции не будет. Энергии хватит.