- однопоточный асинхронный;
- многопоточный, создавать по потоку на соединение;
- многопоточный, с пулом потоков на QThreadPool и QRunnable.
Когда говоришь про фиксированное количество рабочих потоков со своим циклом обработки событий, то просят привести пример. Дальше будет приведен пример сервера с пулом потоков, каждый из которых имеет свой цикл обработки событий.
Действующие лица:
- класс Server, приминающий соединения и раздающий задачи рабочим;
- класс Worker, экземпляры которого будут создавать в рабочих потоках экземпляры класса Client;
- класс Client инкапсулирующий запросы клиента и реализующий SOCKS 4
Самый простой из этой троицы Worker, он наследуется от QObject и реализует всего одну функцию создания клиента и чисто для «правильного» употребления потоков:
class Worker: public QObject
{
Q_OBJECT
public:
Q_INVOKABLE void addClient(qintptr socketDescriptor);
};
void Worker::addClient(qintptr socketDescriptor)
{
new Client(socketDescriptor, this);
}
Сервер так же прост:
class Server: public QTcpServer
{
Q_OBJECT
public:
Server(size_t threads = 4, QObject * parent = nullptr);
~Server();
protected:
virtual void incomingConnection(qintptr socketDescriptor);
private:
void initThreads();
private:
size_t m_threadCount;
QVector<QThread*> m_threads;
QVector<Worker*> m_workers;
size_t m_rrcounter;
};
Server::Server(size_t threads, QObject * parent) :
QTcpServer(parent),
m_threadCount(threads),
m_rrcounter(0)
{
initThreads();
}
Server::~Server()
{
for(QThread* thread: m_threads)
{
thread->quit();
thread->wait();
}
}
void Server::initThreads()
{
for (size_t i = 0; i < m_threadCount; ++i)
{
QThread* thread = new QThread(this);
Worker* worker = new Worker();
worker->moveToThread(thread);
connect(thread, &QThread::finished,
worker, &QObject::deleteLater);
m_threads.push_back(thread);
m_workers.push_back(worker);
thread->start();
}
}
void Server::incomingConnection(qintptr socketDescriptor)
{
Worker* worker = m_workers[m_rrcounter % m_threadCount];
++m_rrcounter;
QMetaObject::invokeMethod(worker, "addClient",
Qt::QueuedConnection,
Q_ARG(qintptr, socketDescriptor));
}
Он в конструкторе создает потоки, рабочих и перемещает рабочих в потоки. Каждое новое соединение он передает рабочему. Рабочего он выбирает «почестноку», т. е. по Round-robin.
SOCKS 4 очень простой протокол, нужно лишь:
- прочитать IP-адрес, номер порта;
- установить соединение с «миром»;
- отправить клиенту сообщение, что запрос подтвержден;
- пересылать данные из одного сокета в другой, пока кто-нибудь не закроет соединение.
class Client: public QObject
{
Q_OBJECT
public:
Client(qintptr socketDescriptor, QObject* parent = 0);
public slots:
void onRequest();
void client2world();
void world2client();
void sendSocksAnsver();
void onClientDisconnected();
void onWorldDisconnected();
private:
void done();
private:
QTcpSocket m_client;
QTcpSocket m_world;
};
namespace
{
#pragma pack(push, 1)
struct socks4request
{
uint8_t version;
uint8_t command;
uint16_t port;
uint32_t address;
uint8_t end;
};
struct socks4ansver
{
uint8_t empty = 0;
uint8_t status;
uint16_t field1 = 0;
uint32_t field2 = 0;
};
#pragma pack(pop)
enum SocksStatus
{
Granted = 0x5a,
Failed = 0x5b,
Failed_no_identd = 0x5c,
Failed_bad_user_id = 0x5d
};
}
Client::Client(qintptr socketDescriptor, QObject* parent) :
QObject(parent)
{
m_client.setSocketDescriptor(socketDescriptor);
connect(&m_client, &QTcpSocket::readyRead,
this, &Client::onRequest);
connect(&m_client,&QTcpSocket::disconnected,
this, &Client::onClientDisconnected);
connect(&m_world, &QTcpSocket::connected,
this, &Client::sendSocksAnsver);
connect(&m_world, &QTcpSocket::readyRead,
this, &Client::world2client);
connect(&m_world,&QTcpSocket::disconnected,
this, &Client::onWorldDisconnected);
}
void Client::onRequest()
{
QByteArray request = m_client.readAll();
socks4request* header = reinterpret_cast<socks4request*>(request.data());
#if Q_BYTE_ORDER == Q_LITTLE_ENDIAN
const QHostAddress address(qFromBigEndian(header->address));
#else
const QHostAddress address(header->address);
#endif
#if Q_BYTE_ORDER == Q_LITTLE_ENDIAN
const uint16_t port = qFromBigEndian(header->port);
#else
const uint16_t port = header->port;
#endif
//qDebug()<<"connection:"<<address<<"port:"<<port;
m_world.connectToHost(address, port);
disconnect(&m_client, &QTcpSocket::readyRead, this,
&Client::onRequest);
connect(&m_client, &QTcpSocket::readyRead, this,
&Client::client2world);
}
void Client::sendSocksAnsver()
{
socks4ansver ans;
ans.status = Granted;
m_client.write(reinterpret_cast<char*>(&ans), sizeof(ans));
m_client.flush();
}
void Client::client2world()
{
m_world.write(m_client.readAll());
}
void Client::world2client()
{
m_client.write(m_world.readAll());
}
void Client::onClientDisconnected()
{
m_world.flush();
done();
}
void Client::onWorldDisconnected()
{
m_client.flush();
done();
}
void Client::done()
{
m_client.close();
m_world.close();
deleteLater();
}
Epoll и Qt
Крик подобен грому:
— Дайте людям рому
Нужно по любому
Людям выпить рому!
Если мы скомпилим предыдущий код и прогоним его через strace -f, то увидим вызовы poll. Обязательно найдется кто-то, кто скажет своё веское «фи», мол с epoll будет «ну ваще ракета».
В Qt есть класс QAbstractEventDispatcher, позволяющий определять свой диспетчер событий. Естественно нашлись добрые люди которые сделали и выложили диспетчеры с разными бекенд. Вот небольшой их список:
- connectedtable/qeventdispatcher_epoll;
- sjinks/qt_eventdispatcher_epoll;
- sjinks/qt_eventdispatcher_libev;
- sjinks/qt_eventdispatcher_libevent
- svalaskevicius/qt-event-dispatcher-libuv
При использовании своего диспетчера в main.cpp прописываем
QCoreApplication::setEventDispatcher(new QEventDispatcherEpoll);
QCoreApplication app(argc, argv)
а метод initThreads у сервера становится таким:
void Server::initThreads()
{
for (size_t i = 0; i < m_threadCount; ++i)
{
QThread* thread = new QThread(this);
thread->setEventDispatcher(new QEventDispatcherEpoll);
Worker* worker = new Worker();
worker->moveToThread(thread);
connect(thread, &QThread::finished,
worker, &QObject::deleteLater);
m_threads.push_back(thread);
m_workers.push_back(worker);
thread->start();
}
}
И если мы снова запустим strace, то увидим заветные вызовы функций с префиксом epoll_.
Выводы
Выводы сугубо прагматические.
Если вы прикладной программист и у вас нет задач из разряда «больших» данных или highload по Бунину, то пишите на чем хотите и как можете. Задача прикладного программиста выдать продукт определенного качества, затратив определенное количество ресурсов. В противном случае одними лишь сокетами с epoll не обойдешься.
P.S.
Исходные коды доступны на GitHub.
Комментарии (14)
HotWaterMusic
27.07.2015 14:53Спасибо за статью!
Последний абзац заинтриговал. Есть ли какие-то общепринятые практики, куда развивать пример в случае задач из разряда highload? Или это тема для следующего поста? :)Diversus
27.07.2015 15:56+1Где-то читал, что qt больше подходит для приложений с gui, а в высоконагруженных проектах показывает плохие результаты из-за использования сигналов и слотов, мол, они медленнее, чем в других языках, где используются обратные вызовы (callbacks).
На хабре была статья с тестом, но там не было для сравнения веб-сервера на qt.
В связи с этим вопрос: вы в примере используете SOCKS-сервер, сколько реально он может выдержать соединений по сравнению с остальными?
Не делали таких тестов?
Было бы интересно прочесть про highload и qt на примерах.UA3MQJ
27.07.2015 16:52Поразмышляю. Всегда считал, что серверы пишутся с использованием других инструментов. Плюс Qt в переносимости. Однако, в случае с epoll это будет linux и какой тут разговор о переносимости?
С другой стороны, если я хорошо знаю Qt и плохо знаю стандартные библиотеки, то мне будет очень комфортно писать приложение с применением всяческих QFile, QQueue, QMap и т.д. пусть даже это приложение и будет серверным.
По поводу сигналов и слотов, наслышан, что они медленнее. Но у такой системы есть несколько важных свойств, которых нет у callbacks: 1) место, из которого испускается сигнал никак не привязано к месту приема (слоту), то есть сигнал выпустил, а кто его принимает — уже не наше дело; 2) приемников сигнала (слотов) может быть несколько — к приему сообщения готовятся те, кому оно нужно; 3) в Qt можно обмениваться сигналами между thread'ами. Это позволяет строить некие подобия системы акторов.
RPG18 Автор
27.07.2015 17:04+2Тестирование прокси сервера это отличись тормоза ресурса, от тормозов твоего сервера. Можно пойти по пути описанным в этом письме. Я пробовал словить блокировки внутри malloc, что бы сравнить с jemalloc/tcmalloc.
Да. Сигналы и слоты медленные, особенно если использовать синтаксис
QObject::connect(const QObject * sender, const char * signal, const char * method, Qt::ConnectionType type = Qt::AutoConnection) const
Понятно что работа со строками быстрой быть не может. Сравнение между Qt4/Qt5 слотами можно посмотреть Benchmark for conception
Я естественно не делаю ничего из highload на Qt, потому что уткнемся в память, а именно в операциях malloc/free, фрагментация памяти и т.д. Потом еще обязательно придется оптимизировать парсеры, если они есть, как например в nxweb – HTTP сервер для приложений на Си. Если вы хотите с базой общаться, то скорее всего захочется асинхронно и с ней работать, а интерфейс QSqlQuery не предоставляет этой возможности. Потом еще вдруг заходим размещение ответа от базы за оптимизировать как Побег из темницы типов. Реализуем работу с данными, тип которых определяется динамически. Если мы скажем захотим сделать игровой сервер, то epoll с сокетами будет недостаточно.
IGHOR
28.07.2015 03:01+3Использую Qt в своем проекте iCloud DNS Bypass.
Сделал HTTP и DNS сервера на QTcpSocket и QUdpSocket.
Постоянная нагрузка на HTTP 10-100 запросов в секунду и в сутки примерно 1 млн запросов.
На DNS сервер 20-500 запросов в секунду и в сутки более 5 млн запросов.
При этом средняя нагрузка обоих серверов 5% а пиковая 10%.
Так что Qt вполне себя хорошо ведет на сетевых проектах.
PS: в живую это выглядит так: youtu.be/FUysTl-TsIQRPG18 Автор
28.07.2015 11:25Обычно на форумах хотят от 500 запросов в секунду :)
Все зависит от задач. PhantomJS — это гибридное приложение написанное на Qt, C++, JavaScript. Его использует другой проект jsreport, где люди радуются 641 pdf станицей в секунду.IGHOR
28.07.2015 12:35+1Я специально оставил % нагрузки чтоб можно было подсчитать максимально возможное количество в секунду.
Был такой случай.
Происходила атака от 1579 разных IP-адресов и нагрузка на 1 ядерный 3 ггз процессор составляла 80%.
А количество запросов в секунду превышало 7000.
При этом я и никто из пользователей не заметил сбоев в работе сервера.
О том что происходит атака я узнал по пол гигабайтным логам запросов.UA3MQJ
28.07.2015 20:01Мне бы хотелось сравнить с Erlang, задача вроде простая, я смог бы написать. У вас есть какие-то нагрузочные тесты?
IGHOR
28.07.2015 20:11У меня есть логи за все времена и может каким-то образом получится воспроизвести нагрузку.
Но у меня нет возможности достать 1579 IP-адресов только чтоб произвести тест.
Если у вас есть чем сделать тесты то можем попробовать на одинаковых условиях.
Мой Qt HTTP сервер тут ui.iclouddnsbypass.com, данные доступны только из-под iOS юзер агентов.
А Qt DNS сервер запущен тут 78.109.17.60
Я использовал только сокеты и треды из Qt, вся реализация HTTP и DNS протоколов своя.UA3MQJ
28.07.2015 20:17У меня получается каша в голове. Да и iOS не имею.
Хочу уточнить. У вас есть сервис для людей. Он состоит из: HTTP, DNS и SOCKS4 серверов?IGHOR
28.07.2015 20:23Сервис только из HTTP и DNS, общее количество уникальных пользователей уже больше 1,5 млн.
А использование QTcpServer для HTTP у меня схоже с тем что в этой статье для SOCKS4.
Чтобы получать ответы от ui.iclouddnsbypass.com надо просто задать User-Agent любой iOS браузера Safari.
joffadark
29.07.2015 09:03+1А кто запрещает в Qt использовать callback-модель? Более того, ее успешно можно комбинировать с сигнально-слотовой моделью (что в рамках одной нити исполнения тоже callback-модель). Это все-таки C++, просто с хорошими фичами. :-)
Инструментов в Qt, для работы с классической callback-моделью в купе с сигналами слотами, полным полно.
UA3MQJ
До конца статьи надеялся и верил, что будет про Epoll. И, как оказалось, не зря. Спасибо!