Термин «хакатон» сегодня в IT-сообществе не слышал, наверное, только ленивый. О том, что это за «зверь», знают чуть меньше участников рынка. И еще меньше людей реально принимали участие в хакатонах и могут гордиться тем, что выжили в их жестких реалиях. А вот что такое внутренние хакатоны компаний, рядовые разработчики почти не знают. В этом смысле повезло лишь немногим специалистам, в чьих компаниях проводились подобные мероприятия.

Мы хотим рассказать о том, что такое внутренний хакатон и как лучше всего организовать это знаковое событие. А оно, поверьте нам, обязательно станет знаковым в жизни вашей компании. Наш опыт проведения внутренних хакатонов вылился в набор советов, который мы назвали «Правилом пяти “нельзя”».




«Нельзя» проводить хакатон своими силами




То есть можно, конечно, но если вы не хотите, чтобы это был первый и последний хакатон в вашей компании, то стоит обратиться к тем, кто имеет опыт проведения таких мероприятий. Организация хакатона — сложный процесс, который подразумевает работу с участниками, обучение их искусству презентации собственных идей, подготовке выступлений. Необходимо будет заняться логистикой, кейтерингом, покупкой необходимой канцелярии.
Наши хакатоны мы проводим совместно со старыми друзьями — «Студией Михаила Кечинова», которая организует серию мероприятий HackDay. Понятно, что нужно на это заложить определенный бюджет, но зато качество мероприятия возрастет однозначно. Об их взгляде на процесс организации внешних хакатонов можно почитать здесь.

Нужно уделять внимание любым, даже назначительным, мелочам, потому что у вас будет всего один шанс сделать хакатон зажигательным, запоминающимся, а, самое главное, полезным для сотрудников. И если первый блин будет комом, то во второй раз к вам уже никто не придет.

«Нельзя» мотивировать сотрудников дорогими призами




Хакатон — это не соревнование. Дело не в переманивании специалистов с проекта на проект, а в возможности сотрудничества между участниками из разных команд. Чем больше инженеры общаются, работая над совместными проектами, тем благоприятнее климат на площадке, а следовательно и в рабочих группах после хакатона. Поэтому важны не персонифицированные, а командные призы. Они должны быть недорогими, но обязательно нацеленными на командное времяпрепровождение: многоуровневые сложные головоломки, миллионные паззлы, шахматы, радиоуправляемые игрушки и всякая милая всячина, которая рассчитана на команду. Никакие дорогостоящие девайсы не должны стать приманкой для участия в хакатоне; если человек на это рассчитывает, — ему не к вам.

Роль правильной мотивации, как и маркетинга самого хакатона, настолько велика, что, пожалуй, это основное, о чем нужно задуматься с самого начала. Как привлечь народ? При правильно выстроенной цепочке «продвижения», на пользу делу пойдет всё: и креативные рекламные баннеры, расклеенные повсюду в офисе; и «разогревающее» мероприятие warm-up, которое обычно проводится за 1-2 недели до хакатона.





У себя в ЕМС мы проводим серию мозговых штурмов (инновационные манифесты), и призываем приносить на хакатон все рождающие идеи, собирать команду и работать над созданием прототипа. Это один из видов мотивации, который мы используем.
В качестве примера можно привести идею Андрея Пахомова, руководителя команды разработчиков Исследовательского центра ЕМС в Сколково. Он предложил сделать «легковесную» систему для коллаборации научных сообществ. Вот как он сам описывает ее: «Мы решали проблему управления, хранения и обмена научными данными. В основе архитектуры — популярные и надежные OSS-решения. Благодаря их применению наш функционал представляет достаточно небольшой уровень управления, потенциально масштабируемый на любые потребности. В принципе, система может использоваться не только для научных проектов, но и для любых задач, в которых необходимо управление данными, включая поиск и аналитику». Эта идея была, рожденна во время инновационного манифеста, на ближайшем хакатоне вылилась в рабочий прототип.

Но это не значит, что дальше хакатона дело не идет. Мы предлагаем сотрудникам вносить их идеи в ежегодный корпоративный Innovation Roadmap — внутреннюю программу-конкурс по сбору инновационных идей. И тут собираются уже не туманные прожекты, а продуманные прототипы, прошедшие огонь-воду-и-медные трубы хакатона, так что кому-то хакатон помогает стать победителем еще и на корпоративном уровне. Это второй вид мотивации в нашей компании. И, конечно, есть третья причина, почему сотрудники приходят на хакатон — это фан.

«Нельзя» недооценивать комфорт




Хакатон — мероприятие долгое и непрерывное. Обычно их продолжительность составляет 48 часов, а мы вот уже второй год делаем 35-часовые хакатоны (пятница-суббота). Для комфорта участников недостаточно просто удобных бин-бэгов, нужны полноценные спальники, причем поудобнее и побольше. Эту истину мы тоже познали на своем опыте.

«Нельзя» забывать про обратную связь от экспертов




Зачем сотрудники приходят на внутренний хакатон? Проработать свои идеи. Повеселиться. И, самое главное, получить обратную связь по представленным прототипам. Не стоит ограничивать участников в «видах» идей. Это могут быть как задачи, решить которые уже сегодня нужно командам или заказчиками, так и задумки, которые лежат вне пределов вашего бизнеса.

Здесь также важно всё: от номинирования состава жюри до организации обязательной персональной обратной связи от каждого члена жюри по каждому проекту! Важна и роль модератора обсуждения во время заседания жюри, который должен следить за тем, чтобы все ценные комментарии были озвучены и ни один проект не остался проигнорированным.

Состав жюри должен быть разнообразным, в него нужно включать представителей различных департаментов, не только инженерный, но и бизнес, и продажи, и разработку. Обратная связь должна быть разносторонней.
?

И последнее: «нельзя» считать, что после хакатона жизни нет




Как раз наоборот: успех разработанных во время хакатона прототипов во многом зависит от дальнейшей реализации проектов, от того, насколько вам удастся помочь участникам показать их проект нужным людям в компании, получит ли проект инвестиции на дальнейшее развитие, или результаты работ могут быть имплементированы в продукт. Конечно, дальше будут и патентные заявки, и инкубация идей, и привлечение инвестиций внутри компании, но это уже совсем другая история.

Комментарии (4)


  1. CodeRush
    27.07.2015 16:56
    +23

    Хитро придумано: почти 40 часов (неделя) неоплачиваемого рабочего времени разработчика, потраченная на то, чтобы в итоге а) бесплатно наштормить идей для компании, б) бесплатно наделать прототипов для компании, в) выиграть шахматы, которые тот же самый разработчик мог бы купить на свою З/П за час. Извините, но нет.


    1. MSalamatov
      27.07.2015 21:37
      +2

      «Скажите, а правда, что Абрамович выиграл в лотерею миллион? Правда, только не Абрамович, а Рабинович, не в лотерею, а в карты, не миллион, а сто рублей и не выиграл, а проиграл»

      «Неоплачиваемого рабочего времени» — это внутренний хакатон. Мы даем на участие в нем один рабочий (пятница) и один нерабочий (суббота) день. Учитывая то, что график у нас свободный, по сути инвестируется только суббота, что совсем не «почти неделя».

      «а) бесплатно наштормить идей для компании» — вообще, люди работают на компании для того, чтобы «штормить идеи» в том числе. Наверное, для кого-то это открытие. А работают люди, совершенно точно не бесплатно.

      «б) бесплатно наделать прототипов для компании» — а если прототип хороший, как мы писали, то он принимает участие во внутреннем инновационном конкурсе, призы в котором, гораздо более значимы, нежели шахматы.

      И самое главное — идея хакатона действительно не про деньги. Смотреть на него через призму «платно/бесплатно», «шахматы/шашки», «почти неделя и 30 часов» весьма странно. Смысл в том, чтобы дать сотрудникам компании возможность реализовать собственные идеи и получить обратную связь.

      Поверьте, большинство участвующих получают только положительные эмоции и приобретают гораздо больше, чем просто шахматы.


      1. RomanArzumanyan
        28.07.2015 15:55
        +1

        ИМХО, смысл принимать участие в хакатонах — пиар в хорошем смысле слова и общение с другими профессионалами и энтузиастами на интересующие темы. Если же хакатон внутренний (не публичный) — то смысл теряется. В некоторых компаниях сущетсвует культура project proposal'ов — возможно, стоит развивать её взамен?


  1. deBarb
    28.07.2015 14:01
    +2

    Смысл в том, чтобы дать сотрудникам компании возможность реализовать собственные идеи и получить обратную связь.

    Хм… а просто так, в рабочем процессе, этого нельзя сделать? Нет идей от исполнителей или нет обратной связи?
    Ничего не понимаю! (с) «Следствие ведут Колобки»