С учетом оценки фактического состояния совет главных конструкторов принял решение допустить российский сегмент МКС к выполнению программы работ с кораблем «Союз МС-14».
В продолжении этих публикаций:
Люк корабля «Союз МС-14» оказался узок для робота FEDOR
Как доработали робота FEDOR и кресло для полета на МКС
Робот FEDOR — тренировка с новым экипажем МКС и первые космические задачи
На МКС полетит не FEDOR, а Skybot F-850
Перед стартом на МКС робот FEDOR (Skybot F-850) завел твиттер
Робот FEDOR (Skybot F-850) учится… открывать бутылку и брать отвертку
В РКК «Энергия» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялось заседание Совета главных конструкторов по российскому сегменту Международной космической станции (РС МКС).
О задачах, связанных с подготовкой к запуску транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-14» сообщил генеральный директор РКК «Энергия» Николай Севастьянов.
Он подчеркнул, что этому запуску уделяется особое внимание, поскольку миссия является отработочной и должна положить начало пилотируемым полётам кораблей «Союз МС» на ракете-носителе «Союз-2.1а».
Предстоящему старту «Союз МС» предшествовали 8 успешных запусков ракеты «Союз-2.1а» с кораблями «Прогресс МС».
Генеральный директор корпорации напомнил, что с 2020 года запуски пилотируемых кораблей «Союз МС» будут производиться на ракете-носителе «Союз-2.1а» со стартовой площадки №31 космодрома Байконур.
Заместитель главного конструктора перспективных космических комплексов и систем корпорации Игорь Хамиц доложил о выполнении задач по переводу запусков пилотируемых кораблей «Союз МС» на ракету-носитель «Союз-2.1а» и программе лётных испытаний ракетно-космического комплекса ТПК «Союз МС»/РН «Союз-2.1а».
С докладом о готовности к проведению лётных испытаний РКК с кораблём «Союз МС-14» выступил представитель РКЦ «Прогресс» Сергей Волков.
О ходе подготовки к запуску транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-14» доложил первый заместитель генерального директора РКК «Энергия» Сергей Романов.
С докладами о готовности всех систем и приборов корабля «Союз МС-14» и РС МКС также выступили главные конструкторы, ответственные представители РКК «Энергия» и организаций-соисполнителей: НИИ ТП, «Российские космические системы», ЦНИИ РТК, НПП «Квант», НПО ИТ, «Орбита», НПП «Звезда», МКБ «Искра», НИИ парашютостроения, КБ ХИММАШ, НИТС, НИИ СК, ЦЭНКИ, ЦНИИмаш, Росавиация, НИИ ЦПК, КБ «Салют» и др.
О целях космического эксперимента «Испытатель», в ходе которого будет протестирована работа антропоморфной робототехнической системы (АРТС) Skybot F-850, рассказал представитель НПО «Андроидная техника» Игорь Сохин.
Программу полёта на предстоящий период и доклад о готовности МКС, Главной оперативной группы управления (ГОГУ) и средств обеспечения полёта к выполнению работ с кораблем «Союз МС-14» представил первый заместитель генерального конструктора по лётной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем РКК «Энергия» Владимир Соловьёв.
По итогам заседания Советом главных конструкторов одобрены предложения РКК «Энергия» по плану предстоящих работ по подготовке корабля «Союз МС-14» к запуску 22 августа 2019 года.
С учётом оценки фактического состояния Совет главных конструкторов принял решение допустить РС МКС к выполнению программы работ с кораблем «Союз МС-14».
Что же это за космический эксперимент «Испытатель»?
Это исследование возможностей использования дистанционно-управляемого антропоморфного робота в перспективных пилотируемых транспортных кораблях нового поколения.
Таким образом, АРТС (антропоморфные робототехнические системы) будут основным элементом технологии освоения космического пространства.
Космическая робототехника — направление в робототехнике, разрабатывающее робототехнические комплексы или системы для решения прикладных задач в экстремальных условиях космоса, на поверхности безатмосферных космических тел, в атмосфере планет земного и неземного типа.
Космическая робототехника сможет увеличить возможности для создания принципиально новых типов космических аппаратов, работающих в пилотируемом и беспилотных режимах, что расширит их функциональные возможности, повысит безопасность, надежность и долговечность работы, обеспечить сохранность устройств, уменьшит эксплуатационные расходы.
Области применения робототехнических систем в космосе:
– работа в открытом космосе (в условиях вакуума, жестких ионизирующих излучений) снаружи и внутри космических кораблей (эмоциональная поддержка экипажа, обслуживание, регламентные и ремонтные работы, сборочные, разгрузочно-погрузочные работы, инспекция, различного рода манипуляции);
– работа на поверхности планет и других космических тел (исследование, освоение, строительство).
Антропоморфные робототехнические системы (АРТС), могут быть применены на космических станциях, напланетных базах и межпланетных комплексах.
На сегодня, наиболее ожидаемо использование РТС на наружной поверхности орбитальных станций околоземных, лунных и марсианских.
Такие РТС могут доставляться к месту выполнения работ грузовыми манипуляторами, за пределами зон досягаемости которых роботы перемещаются самостоятельно.
Первоочередными задачами являются инспекция, установка и обслуживание оборудования, помощь космонавтам при вне корабельной деятельности.
Эффективное использование АРТС возможно лишь при соответствующей его адаптации к выполнению полетных операций.
В связи с этим, необходимо сформировать уточненные требования к значениям кинематических и силовых параметров принятой структуры исполнительной системы демонстрационного образца РТС.
Научная новизна космического эксперимента «Испытатель» заключается в:
– проверке адекватности, уточнении и верификации математической модели АРТС как многозвенной приводной машины, действующей в условиях невесомости в ограниченном пространстве;
– исследовании комплексного влияния факторов космического полёта на системы АРТС (датчиковая аппаратура, в том числе средства силомоментного очувствления и средства технического зрения, элементы точной механики и т.д.);
– уточнении требований к системе управления манипуляторами и захватами в режиме тонкой моторики для обеспечения выполнения операций при воздействии факторов космического полета;
– уточнении требований к характеристикам приводов манипуляторов и захватов для обеспечения выполнения силовых операций с замками, задвижками, вентилями и т.д., функционирующих как в условиях невесомости, так и нормального значения силы тяжести;
– моделировании нагрузок на пилота на активном участке полёта (получение информации о нагрузках на экипаж);
– исследовании режимов собственного тепловыделения АРТС на различных стадиях полёта с учётом решаемых функциональных задач.
Внедрение в космической технике АРТС позволит создать инновационную базовою технологию для освоения ближнего и дальнего космоса, отличающуюся многофункциональностью за счет широкого перечня выполняемых такими роботами операций и возможности использования их как на пилотируемых и на автоматических КА, так и напланетных базах.
Задачи эксперимента «Испытатель»:
– проведение испытаний АРТС на стойкость к ВВФ при нахождении в кресле члена экипажа ПТК (пилотируемого транспортного корабля);
– расширение объема информации, получаемой в ходе беспилотных испытаний ПТК за счет встроенных датчиков;
– демонстрация высокого потенциала отечественной науки и техники;
– моделирование типовых действий членов экипажа, таких как прием и передача голосовых сообщений, имитация работы со средствами ручного управления (пульт космонавтов, пульт ОВК), на всех этапах полета;
– сбор и передачу в ЦУП телеметрической информации о работоспособности АРТС и действующих на него нагрузках;
– отработку голосового канала связи через аппаратуру бортовой радиотехнической системы;
– дополнительный видеоконтроль объема командного отсека ВА;
– исследование возможности интеграции робототехнических систем в пилотируемые КА.
В общем, первый полет робота FEDOR (Skybot F-850) будет только пробным шагом в большом объеме испытаний и экспериментов, связанных с разработкой и использованием антропоморфных робототехнических систем.
Тем более, что еще в 2015 году были интересные предпосылки этого полета робота FEDOR — эксперимент «Теледроид»: «Исследование возможностей использования дистанционно-управляемого антропоморфного робота для операционной поддержки деятельности космонавтов в условиях орбитального полета».
Это будет уникальный полет, поскольку впервые робот будет сидеть в кресле командира корабля, а не в грузовом отсеке, как доставленный несколько лет назад на Международную космическую станцию американский человекоподобный Robonaut-2.
Во время полета Skybot F-850 будет комментировать происходящее, а на борту Международной космической станции выполнит несколько заданий под управлением космонавта Александра Скворцова и сможет пообщаться с экипажем.
Чем робот займется на МКС, о чем с ним можно будет поговорить и что ждет «киберкосмонавта» после возвращения на Землю, рассказал РИА Новости исполнительный директор по перспективным программам и науке госкорпорации «Роскосмос» Александр Блошенко.
— Какие изменения внесены в конструкцию Skybot для полета на МКС по сравнению с тем роботом, который разрабатывался по заказу Фонда перспективных исследований?
— В настоящее время модификация антропоморфного робота Skybot F-850 сильно отличается от его предшественников. Например, в новой версии изменены электронная компонентная база, материал пластиковых элементов и система управления. Все изменения, которые приходилось выполнять в короткий срок, тесно связаны с условиями эксплуатации и высокими требованиями к оборудованию, используемому в ракетно-космической отрасли.
— Можно ли назвать его роботом или с технической точки зрения это дистанционный манипулятор, напоминающий по форме человека?
— Skybot F-850 — в полной мере робот. Это автоматическое устройство, которое имеет заранее заложенную программу с элементами искусственного интеллекта. Такие задачи, как поддержание равновесия, декомпозиция общих движений на отдельные локомоторные функции и экспертная поддержка экипажа, он способен выполнять в самостоятельном режиме. Помимо этого, робот может работать в режиме аватара, то есть под полным дистанционным управлением оператора.
— Сообщалось, что робот будет общаться с космонавтами, комментировать состояние полета в корабле «Союз». На какие темы он может поддерживать беседу? Умеет ли Skybot F-850 шутить?
— Антропоморфный робот Skybot F-850 может общаться на любую тему, начатую его собеседником. Перед пуском ракеты-носителя «Союз-2.1а» он будет докладывать о предстартовой подготовке, а уже во время старта и полета озвучивать параметры полета и наблюдаемые события. На этапе выведения корабля на орбиту робот должен будет определить значение перегрузки и наступление невесомости.
Как и любой человек, Skybot F-850 очень общительный, с юмором. Как я говорил, он может поддержать любую тему разговора, ответить на самые различные вопросы: начиная от приветственных, продолжая о его создателях и заканчивая философией космоса.
— Как будет обеспечено электропитание робота?
— Электропитание антропоморфного робота Skybot F-850 обеспечивается за счет набора штатных аккумуляторных батарей от космического скафандра серии «Орлан», в которых космонавты работают за пределами международной космической станции.
— Какие задачи стоят перед роботом во время пребывания на МКС? Что он выполнит на борту станции?
— Задачи антропоморфного робота Skybot F-850 на борту международной космической станции заключаются в выполнении испытаний, подготовленных российскими инженерами для оказания помощи космонавтам внутри МКС. В этом полете робот будет работать в режиме копирования движений оператора. В случае если все испытания пройдут успешно, следующее поколение роботов серии «FEDOR» будет тестироваться за пределами орбитальной станции. В перспективе это позволит свести к минимуму риск работы космонавта в космическом пространстве, при организации ремонтных работ на МКС и других космических аппаратах.
— Нет ли опасений, что неосторожные движения робота нанесут повреждения системам МКС? Какие меры обеспечения безопасности предпринимаются для недопущения такого развития событий?
— Для обеспечения безопасного нахождения на борту международной космической станции антропоморфного робота Skybot F-850 используются разного рода алгоритмы защиты на уровне системы управления. Например, введено ограничение управляющего воздействия со стороны оператора по рывку, ускорению, угловой скорости и положению каждой степени подвижности, а также всевозможные электронные программные наблюдатели, сверяющие показания с математической моделью робота.
— Что будет с роботом после его возвращения на Землю? Будет ли он как-то дорабатываться?
— Решение о доработке антропоморфного робота Skybot F-850 после выполнения полета на международную космическую станцию будет принято по результатам обработки данных по текущему эксперименту.
— Когда последует второй визит робота в космос? Выйдет ли он в открытый космос?
— Решение о последующих полетах на околоземную орбиту и выходе в открытое космическое пространство антропоморфного робота Skybot F-850 будет принято по результатам обработки данных по текущему эксперименту. В данный момент существует проект полноценной программы дальнейших работ, но его пока преждевременно презентовать.
Таким образом, робот FEDOR в своей космической версии Skybot F-850 это специально модернизированная антропоморфная робототехническая система (АРТС) с элементами искусственного интеллекта, ограничениями в двигательном функционале, умеющая действовать самостоятельно или с помощью оператора, энергопитание которой зависит от аккумуляторных батарей.
MaxAlekseev
И скажет он
gary1
Не могу понять, почему одни в халатах, шапочках и бахилах, а вторые нет. Почему робот весь в пленке? Объясните пожалуйста, если знаете.
denis-19 Автор
Это Рогозин заезжал навестить Федора.
gary1
Да это я вижу. Вопрос то в другом. Если там есть требования чистой комнаты, то какого хрена рогозин с компашкой не соблюдают требования. Если требований нет, то какого хрена остальные вырядились, ради красивой картинки?
Dorogonov_DA
Перефразировав цитату из Кин-Дза-Дзы…
pfihr
Чтобы не запылился и не испачкался. Это все те же передовые отечественные технологии, когда пульт от телевизора в пленку заворачивали, чтобы не пачкался.
lingvo
Чувак справа в экзоскелете грустный какой-то…
А вообще странная программа полета — если Федор успешно выполнит все эксперименты внутри МКС, почему бы тогда сразу его не перетащить на внешнюю сторону? Или он еще для таких вещей не готов?
Serge78rus
lingvo
Честно говоря, не вижу смысла делать такие «отечественные технологии» без применения зарубежных технологий и компонентов. Возьмите современную иностранную элементную базу, подкрепите ее своими наработками по работе в космосе и вакууме и получите результат «на острие технологий» с вполне перспективным применением. Наверное и грустит тот чувак от того, что с VR очками Oculus Rift управлять роботом было бы намного проще.
black_semargl
Сильно подозреваю что шарниры у него под вакуум не заточены, это отдельная сложная тема.
lingvo
Так а почему его до сих пор не засунули в скафандр, типа того же «Орлана»? Из всех систем жизнеобеспечения ему там только система охлаждения/подогрева нужна, и которую можно сделать теперь уже на основе жидкости, а не воздуха.
Squoworode
Во будет раздолье для конспиролухов: «Там не робот, там человек в скафандре!»
ClearAirTurbulence
lebedinskiy
Интересно, они ему сказали куда они его отправляют :-)
Trixon
Ох уж этот Роскосмос. Не знают уже как бабки попилить. Всякую дрянь с алиэкспресс запускают
SomaTayron
Беспилотных Союза зарезервировано 3, так что на обкатку носителя на них время есть. Ну, а Федя… на МКС сейчас нужен корабль, а груз не особо, потому и забивают не особо нужным грузом
red_andr
Насколько я знаю, груз всегда нужен. А вот нужен ли Вася, то есть Федя…
SomaTayron
Не особо. Сейчас кажется 4 этап по эксплуатации. Непосредственно я с Поляковым задействованы по прогнозам энергопотребления и генерации РС (рассчитываем, на какие эксперименты хватит у планируемых экспедиций), остальные расходные кажется Гелевич курирует. Так вот у них получается постоянный недогруз, так что насколько знаю, вопрос какой бы фигней догрузить встает регулярно )))