Привет всем, хабровчане!

Собственно, к написанию этой статьи меня подтолкнули часто срабатывающие триггеры системы мониторинга Zabbix на падение скорости в сети «Tele2». На удаленных объектах, к которым невозможно провести оптику, организован проброс портов регистратора через USB модемы, перепрошитые под любых операторов. Вот простенькая схема связи оборудования:

К слову, наша организация попутно использует в тех же самых нуждах и мобильный интернет «Мегафон», но с ним подобных проблем не наблюдается. А проблема следующая: начиная примерно с обеда 07.08.2019, оповещение Zabbix о нулевой скорости выполнения веб-сценария на страницах видео регистраторов стало столь частым, что почта отправителя, указанная в оповещении Zabbix, начала воспринимать письма триггеров как спам и не доставлять их получателю, то есть мне. Немаловажно и то обстоятельство, что фоновая скорость проблемных сетей в целом удовлетворяет, а падения хоть и кратковременные, но сразу в ноль. И если каналы регистраторов «пишутся» на удалённые носители, то неминуемо возникнут проблемы с целостностью записи как минимум, а-то и вовсе с невозможностью переподключения к целевому регистратору.

На момент написания статьи (19:25 10.08.2019) частота падения скорости стала проявляться реже, однако, если падение и происходит, то это именно регистраторы, проброшенные через «Tele2». Тут очень важно отметить, что речь идет обо всей Москве и Московской области. Даже увеличение периода между проверками до 2 минут практически не изменило ситуацию. Также абсолютно не помогло возвращение дефолтного zabbix_server.conf (ну, мало ли). Звонок на горячую линию «Tele2» не принес никаких объяснений происходящему, кроме совета попробовать выставить в параметрах модема смешанный режим (видимо речь шла о «LTE+UMTS»), чего ранее не требовалось, а если и требовалось, то не на всех объектах с оператором «Tele2» одновременно, да и проблема явно лежит глубже, нежели в выборе протокола. И я, конечно же, в понедельник свяжусь с корпоративным отделом «Tele2» на предмет выяснения природы такого поведения сети, но сильно сомневаюсь, что ТАМ захотят себя как-то дискредитировать. Поэтому данная паста как бы предостерегает, а заодно вопрошает: «не замечал ли кто подобного в своем мобильном интернете „Tele2“ или Zabbix?

В таком вот з@ср@нном состоянии находится папка для приема Zabbix-оповещения (и так 4 дня подряд):



Карта Zabbix с видео регистраторами (если в скрине почты непонятно, что оператор „Tele2“, то на карте это очевидно):



Ну и вишенкой на торте для всех ранее приведенных фактов является синхронность падений в Москве и ближайшем Подмосковье, независимо от их географии. Сюда не вошли совсем дальние точки типа Долматово и Ферма, хотя, просто посмотрите как зубасто выглядят их графики:



Вот время падения в Сгонниках:



Вот район размещения Сгонников:



Примерно в то же время падение в Строгино:



Местонахождение Строгино:



И наконец тот же „ноль“ в Щербинке:



Она здесь:



Небольшой временной рассинхрон обусловлен разницей в начале проверки на сервере Zabbix, но в целом, как мы видим, поведение сети на графиках идентичное на время конкретно этой проверки. Благодарю за внимание, буду ждать от вас хоть каких-то аналогичных наблюдений в части касающихся. Всем пока.

Комментарии (37)


  1. keydon2
    10.08.2019 23:03
    +1

    Хмм… вы подали отличную мысль — подключив заббикс траппер или другое по для мониторинга для достаточно большого числа абонентов можно мониторить сотовых операторов (и возвращать деньги за косяки) и глушилки, убирая случайный шум (кончилась зарядка, зашёл в метро, выключил телефон) на общем графике отключений в области соты.
    А если заморочиться, то можно и составить карту качества покрытия и план вышек.


    1. pwl
      11.08.2019 00:55
      +2

      Типа как-то так?


      1. McKinseyBA
        11.08.2019 20:36

        Глянул своего работодателя — карта секторов БС мягко говоря неполная (оценочно рядом с домом ни один сектор не показан, а их тут штук 20 в радиусе километра). Но конечно же это лучше чем ничего.


    1. TargetLocked Автор
      11.08.2019 10:09

      Жаль не везде можно агентов распихать, ну или хотя бы SNMP-сервера активировать.


  1. kolu4iy
    10.08.2019 23:09
    +2

    В феврале была интересная история, когда раз в полчаса(или час, боюсь соврать) падали днс. Помогало только переподключение. При этом dns-over-tls (или что там у cloudflare) работал прекрасно и канал не падал. Мой предварительный вывод тогда был про тестирование некоей системы фильтрации оператором, но потом я вернулся в Москву и забыл эту историю. История про теле2, да.


    1. kolu4iy
      10.08.2019 23:11

      И да, у mvno Ростелеком на сети теле2 (другая apn) подобного нет в принципе. Это действительно что-то в консерватории.


    1. TargetLocked Автор
      10.08.2019 23:19
      -7

      А я тут тоже вспомнил историю где-то месяц назад, как у нас в один день сначала повалилось облако, находящееся в Израиле, но там заверили, что это все из-за некоего оползня, а чуть позже повалился ростелеком. И это началось сразу после «кацмического экспресса» Илона Маска. Давно в Дед Мароза не верю и в оползни в Израиле, отражающиеся на Ростелекоме)))


  1. fpinger
    11.08.2019 05:13
    +6

    Мое сообщение по Теле 2 уже удаляли тут.
    Но чем смурфики не шутят.
    Провайдер жены локальный продался Теле 2.
    Теле 2 берет только за исходящие.
    Я звоню жене. Вроде дозвон и тут же сброс. Мол абонент не доступен. У моей жены смс: Вам не дозвонились. Перезвоните.
    Проверяли несколько раз сидя в одной комнате.
    Жена ушла от них. У них дешевые тарифы на чужих сетях. Вот и химичат.
    Другими словами, как могут — так и выживают. Абонент платит и за дорогую рекламу и и за дешевый сервис.


    1. aik
      11.08.2019 09:12
      +3

      Ничего непонятно, в чём связь между тарифами на чужих сетях и уходом.
      Но у меня как-то лежало рядом два телефона, один сеть видел, второй — нет. Повторялось не единожды с разными телефонами. Ещё бывали проблемы, когда при настройке LTE/3G/2G телефон подключался, но звонить не мог, а при переключении на 3G/2G всё проходило. При этом другой телефон нормально работал с 4G включенным. МТС, Билайн.
      Это к тому, что оператору химичить совсем не обязательно, могут быть проблемы с базовой станцией, телефонами, совместимостью, каким-то наводками и т.п.


      1. fpinger
        11.08.2019 10:58

        Когда проблемы ранее не было. Появился новый оператор возникла. После ухода исчезла. Сотовые тут 100% не причем.


        1. aik
          11.08.2019 12:01

          Это вы так думаете. ;)
          Я примерно аналогичные ситуации видел и на МТС, и на Билайне. Телефон не звонил, был в зоне действия сети, но приходит СМС «вам звонили».


      1. mamontm
        11.08.2019 11:25
        +1

        Ещё бывали проблемы, когда при настройке LTE/3G/2G телефон подключался, но звонить не мог, а при переключении на 3G/2G всё проходило. При этом другой телефон нормально работал с 4G включенным.


        4G-LTE — оно разное на самом то деле.
        Есть же разные подстандарты, разные band.

        Китаефоны в этом смысле очень плохи (ну разве что кроме Huawei, что оборудование операторам связи поставляет).

        Они поддерживают меньшее число band LTE, следовательно в данном конкретном регионе могут не контачать с базовой станцией, которая поддерживает в этом регионе только другие band.

        С Huawei, Samsung подобного не наблюдается.
        Достаточно почитать спецификацию и обратить внимание на band LTE. У китаефонов список серьезно отличается от нормальных телефонов.

        То же самое касается пусть и брендовых, но старых телефонов — модуль связи у них поддерживает меньшее число различных band LTE


        1. aik
          11.08.2019 12:04

          С Huawei, Samsung подобного не наблюдается.

          Вот кстати как раз с самсунгом и наблюдалось. При том, что днём раньше работал нормально.

          А китайские китайцы вообще отдельная история. У меня леново есть, которое только в 2G нормально работает. И очень изредка ненадолго может цепляться к 4G, третий диапазон, что ли. В Москве видел пару-тройку раз, разок в Питере, у нас не видел. А к местному 3G вообще не может подключиться.
          Но это регулярная проблема, а не спонтанно возникающая и исчезающая, как те, что ранее упомянул.


      1. vikarti
        11.08.2019 21:34

        Ещё бывали проблемы, когда при настройке LTE/3G/2G телефон подключался, но звонить не мог, а при переключении на 3G/2G всё проходило. При этом другой телефон нормально работал с 4G включенным. МТС, Билайн.

        там проблема в том что если у телефона или у оператора не поддерживается (или не включен для данного номера) VoLTE то при звонке телефон должен сделать переход в 3G/2G и оператор должен это корректно отработать (а там не все совсем уж просто — совсем базовая статья про это от Мегафона — habr.com/ru/company/megafon/blog/156051 ). Если аппарат или оператор переход не хотят делать — приехали.
        При этом насколько помню сейчас- VoLTE у Билайна насколько помню включен только в Москве для избранных моделей телефонов. У МТС — доступен в большей части России но надо пользователю самостоятельно включить нужную опцию. У Теле2 — не работает вообще официально.


        1. mamontm
          11.08.2019 21:56
          +1

          У Теле2 — не работает вообще официально.

          В Сибири — работает, прямо сейчас.


          1. ilyaZet
            12.08.2019 21:39

            Ммм???
            Как приеду в иркутск — проверю. Последний раз, когда читал про VoLTE, у них только москва и еще что-то было


            1. mamontm
              13.08.2019 06:58

              Ммм???
              Как приеду в иркутск — проверю. Последний раз, когда читал про VoLTE, у них только москва и еще что-то было

              Сибирь большая. За Иркутск гарантию не даю.


      1. Shulaishull
        12.08.2019 21:39

        в теле2 в 4g только передача данных, голоса нет(


    1. safari2012
      12.08.2019 15:57

      у меня и на билайне регулярно вместо входящих звонков приходят уведомления о том, что не смогли дозвониться. даже в офисе, где у нас везде понаставлены их микросоты и 3G показывает все 5 палок.


  1. pqbd
    11.08.2019 09:56

    в СПб Теле-2, ~21-22 часа резкий спад скорости интернета (замерял speedtest'ом — до ~ 0.1Mb/s). ~23-24 получше становится. При этом внешне (сила сигнала) ничего не меняется. Меня это касается только вечером, поэтому по остальному времени наблюдений нет. Ещё год назад такое, если вообще случалось, случалось крайне редко.


    1. GAYVER
      12.08.2019 21:40

      люди спать ложаться, видосики с телефона смотрят. к 23-24 засыпают


  1. dumono
    11.08.2019 10:07

    Юго-Восток МО, Тинькоф (работает как я понимаю через Теле-2). Аналогичные проблемы, но длятся уже где-то недели 2


  1. mamontm
    11.08.2019 10:07

    На удаленных объектах, к которым невозможно провести оптику, организован проброс портов регистратора через USB модемы, перепрошитые под любых операторов. К слову, наша организация попутно использует в своих нуждах и мобильный интернет «Мегафон», но с ним подобных проблем не наблюдается.


    Имхо, это ваше региональное.
    Местные сбои, а вы уже такой кричащий заголовок написали.

    У меня — ровно наоборот: регулярно приходится Мегафоновский перезапускать, а Теле2 стабилен.


    1. TargetLocked Автор
      11.08.2019 10:08

      Да, но у нас проблемы у регионального «ТЕЛЕ-2», а не «Мегафона», заголовок лишь этот факт удостоверяет)))


  1. avvor
    11.08.2019 13:50

    У меня в офисе в Петербурге мобильный интернет Danycom, это виртуальный оператор на вышках Теле2. С примерно конца июля стали появляться регулярные провалы в течении дня, скорость падает до 0, меняется ip адрес после провала. Раньше такого не наблюдалось.


    1. paulmann
      11.08.2019 17:09

      Тоже на Danycom сижу. Уже пару раз было, связь падала на всей территории москвы при сохранении интернета и наоборот, интернет падал, а связь работала. Для того, чтобы не остаться без связи, сижу на 2 симках — МТС + Daynycom.

      P.S. Связь одновременно падала в районах Чертаново-Войковская и Крылатское.


    1. Vilgelm
      12.08.2019 00:13

      Пользуясь случаем спрошу: как получить сим карту этого оператора? Я 15 июля еще сделал заказ сим карты на сайте, через 3 дня ее передали в некую курьерскую службу и с тех пор тишина.


      1. berrics
        12.08.2019 16:06

        Лучше в поддержке спросите. Мне, в Ижевске, доставили крайне быстро. Вообще, оператор молодой, работает иногда странно. Иногда у меня траффик не учитывался (не вычитался), иногда после завершения месяца, в приложении всё по нулям отображалось (минуты, мегабайты, смс), а интернет работал. Так же было пару раз, когда несколько часов подряд интернет не работал совсем. Зато дёшево :)


        1. TargetLocked Автор
          12.08.2019 16:08

          Да звонил сегодня в корпзапрос, там девачка Юля сказала, что по СИМ-кам ограничений нет, в зоне действия сети работ не ведется — это все, что они исчерпывающе способны сообщить. За кратковременные и одновременные обрывы в ноль вообще не в курсе, видимо, это надо копать выше, а туда хода у простого смертного админа, как ты понимаешь, нет))


        1. Vilgelm
          12.08.2019 18:49

          Даже бесплатно, если укладываться в строгие лимиты. Но система заказа у них странно конечно организована и просят селфи с паспортом, чего до получения симкарты на руки совсем делать не хочется.


      1. paulmann
        12.08.2019 16:17

        Я уже всех родственников и коллег на Danycom подсадил — очень у них тарифы хорошие. По скорости доставки — как повезет. Мне доставили за неделю, супруге за 3 месяца, остальным — в этом диапазоне. Говорят «заказов много, ждите».


        1. Vilgelm
          12.08.2019 18:48

          У них там в личном кабинете написано что бронь на номер выдается на месяц до загрузки документов. Грузить их до получения не очень хочется, особенно если симку просто кидают в ящик как написано на сайте. Не знаете, не получится ли так что придет «мертвая» симка через 3 месяца?


          1. paulmann
            13.08.2019 09:18

            В Москве симку привозят. Активация симки с телефона. Думаю, если в регионах на почту отправляют, то нужно считать не время заказа, а время отправки симки, поэтому мертвая не придет.
            P.S. Номера симок привезли те, что заказывали.


  1. IgorPie
    11.08.2019 19:43

    Область — это дачи. Наплыв дачников перегружает соты и каналы связи.
    IP адреса меняют чуть ли не каждые 5 минут. Есть подозрение, что это борьба с vpn и торрентами /udp


  1. Dee3
    12.08.2019 01:33

    Посмотрел картинки, не совсем понял как в целом работает схема доступка к девайсам за модемом. Подключена услуга реального IP?


    1. TargetLocked Автор
      12.08.2019 10:52

      Да, статика выдается провайдером.


  1. vyshny
    12.08.2019 16:06
    -1

    Возможно, так сотовые операторы компенсируют отмену роуминга по стране. МТС интернет на трассе Москва — Петербург, с недавних пор, стал заметно хуже работать.