Согласитесь, что отстройка от конкурентов может быть фактором роста для вашей IT компании. Правильно подавая свои сильные стороны, вы сможете увеличить конверсию из лидов в продажи, получать больше рекомендаций от довольных клиентов.
Одним из таких преимуществ может быть создание сайтов оптимизированных под поисковые системы и получение трафика из них (соответствие рекомендациям для вебмастеров Google и Яндекс; простота получения поискового трафика после запуска проекта).
В данной статье речь пойдет о том, как преподнести SEO-friendly сайт клиенту в виде уникального торгового предложения.
Также вы узнаете:
Существуют базовые особенности для любого сайта, которые прямо или косвенно влияют на получение поискового трафика:
Для каждого из пунктов оптимизатор может выдать необходимые рекомендации еще в момент разработки проекта.
Кстати!
Посредством разработки SEO-friendly проектов вы сможете не только дать дополнительный сервис, но также сможете увеличить объем работы в каждом проекте.
Начнем с того, кто нужен команде.
Вам в команду нужен специалист по оптимизации сайтов под требования поисковых систем (aka SEO-специалист).
Чем занимается такой специалист?
Более 30 из 100 параметров критические, более 50 – носят рекомендательный характер.
И самое важное — этот человек знает справку Гугла для Вебмастеров, Яндекс для Вебмастеров.
Следуя рекомендациям поисковых систем, разрабатываемый проект получится на порядок перспективнее по привлечению бесплатного трафика.
Рассмотрим причины, по которым на этапе разработки следует привлекать SEO-специалиста.
Эти требования очень легко обеспечить в процессе разработки, добавив эту задачу в должностные инструкции PM, наняв SEO-специалиста или делегировать партнерам.
Важно!
Если вы не готовы брать специалиста в штат или делегировать оптимизацию партнерам, то хорошим вариантом будет обратиться в SEO агентство, которое предложит единоразово создание чек-листов по оптимизации сайтов.
В текущих реалиях стоимости SEO, разработка чек-листа обойдется в сумму около 500-1500 долларов в зависимости от уровня выбранного партнера.
Для получения максимального эффекта важно, чтобы SEO-специалист был внедрен во все этапы процесса разработки.
Самое первое – это этап прототипирования. SEO-специалист обязательно посмотрит на то, чтобы были заложены все основные конверсионные элементы, такие как:
Именно от грамотного проектирования страниц может зависеть то, насколько просто сайт будет получать поисковый трафик.
К тому же, все “трафиковые” элементы страниц на порядок проще заложить на этапе прототипирования.
Мы, в Livepage, постоянно сталкиваемся с тем, что необходимо, уже во время продвижения проекта, возвращаться в самое начало разработки. И, зачастую, чем на более фундаментальный уровень нужно вернуться, тем дороже будут правки для клиента.
Именно поэтому этап прототипирования самый важный, поскольку при его правильном выполнении можно избавиться от базовых ошибок, которые потом не позволяют сайтам получать поисковый трафик.
Структура – следующий этап. На нее влиять сложнее, потому что, зачастую, структуру бизнеса продумывает сам клиент. Однако, если вы увидите некие несоответствия, вы можете, как команда, которая “болеет” именно за результат, а не просто за работу, дать ему рекомендации.
Допустим, к вам обратился интернет-магазин обуви.
При продумывании структуры подобного сайта, скорее всего, можно прийти к двум вариантам ее реализации.
Первый — это структура вида: «каталог обуви» => «бренд» => «типы товаров».
Второй вариант — структура вида: «каталог обуви» => «мужская обувь», «женская» => «типы обуви» => «бренды».
Второй метод на порядок лучше масштабируется, его проще поддерживать, и он более трафиковый с точки зрения поисковой системы.
Именно поэтому, рекомендации по правильно оптимизированной структуре будут критическим преимуществом над большинством команд на рынке, которые либо не погружались так глубоко в анализ сайта, либо не уделяли этому времени вовсе.
Перед релизом проекта на этап тестирования SEO-специалист может тратить примерно 80% своего времени. Он ищет параметры, которые не соответствуют справке Гугла.
Это очень ответственный этап проверки сайта на его готовность.
Если же сейчас вы не готовы нанять себе такого специалиста, то для поверхностного анализа сайта можно использовать такие инструменты как «Screaming Frog», «Sitebulb» или «JetOctopus», с которыми сможет работать даже просто менеджер проекта.
С помощью данного софта можно просканировать сайт и тем самым выявить основные технические ошибки. Исправляя их на этапе разработки, вы создадите проект уже технически оптимизированным с точки зрения поисковых систем.
Итак, мы уже разобрались с тем кто вам нужен и как менять процесс. Теперь будет логично рассмотреть на что именно вы можете влиять.
Чтобы объяснить как ранжируются сайты, рассмотрим список из четырех критически важных разделов:
Как разработчики, вы можете влиять на техническую оптимизацию.
Данный раздел заслуженно можно назвать фундаментом.
Согласитесь, что на зыбком фундаменте устойчивое здание не построить. Поэтому, если с точки зрения поисковой оптимизации работа будет проведена некачественно, то какие бы усилия в дальнейшем, команда маркетинга, клиент не прилагали, есть шанс, что это все будет неэффективно.
Итак, какие же могут быть ошибки с точки зрения технической оптимизации сайта?
Давайте обсудим основные ошибки, которые не позволяют достигать проектам “трафиковых” вершин и разделим их на 2 группы:
На примере разработки интернет-магазина самые основные ошибки возникают с:
Рассмотрим подробнее каждый из данных пунктов и выясним почему они являются ошибками, которых необходимо избегать еще на этапе создания проекта.
Чтобы наглядно объяснить смысл данного пункта возьмем в пример сайт forbes.com.
Кто знает, как зарабатывает forbes.com?
Сайт зарабатывает на рекламе.
То есть, цель бизнеса получать как можно больше трафика и отображать посетителям на этих страницах рекламу. Для этого они генерируют большое количество уникальных страниц для получения поискового трафика.
Департамент развития трафика Forbes решили реализовать у себя на сайте раздел «Цитаты». У них он представлен как «Forbes quote of the day». Для его наполнения было сгенерировано примерно десятки тысяч страниц по авторам, по темам, и т.д…
https://www.forbes.com/quotes/ — раздел “Цитаты”
Как вы думаете, на “Цитатах” можно заработать хорошие деньги?
Ответ прост — на этой теме можно заработать очень много.
Если посмотреть на конкурентов Forbes, то на одном только сайте может быть более 27 миллионов посетителей в месяц.
Однако, команда Forbes разработала свой проект на такой платформе, содержание которой не видно/не корректно отображается поисковым системам.
Проверить это просто. Если открыть “Source Code” страницы, то там всего лишь двадцать строк кода.
А это является грубой ошибкой. Чтобы сайты приносили трафик, контент должен быть виден для поисковиков.
Исходя из опыта и наблюдений проблемы могут быть с:
Как проверить что с вашим сайтом все ок?
Для этого необходимо в поисковую строку Google прописать запрос вида: cache:<URL для проверки>
Возвращаясь к примеру Forbes, то команде проекта надо вернуться в начало и взять другую платформу/видоизменить текущую для реализации проекта “Цитаты”. Но, скорее всего, для этого потребуются огромные финансовые и временные затраты.
Это болезнь всех интернет-магазинов. Неправильная работа с фильтрами и сортировками приводит к тому, что даже в маленьком интернет-магазине генерируются сотни, десятки тысяч полных или частичных дубликатов страниц.
К примеру, это может быть сортировки типа: «красные футболки» и «футболки красные» — в зависимости от последовательности с которой пользователь выбирал между двумя фильтрами.
Проблема в том, что на сайте генерируется огромное количество страниц и поисковая система не может выбрать какую из них нужно показать пользователю. Исключив ошибки именно с фильтрами и сортировками, можно получить на порядок больше поискового трафика.
Как не ошибиться?
В первую очередь, нужно разобраться с тем, что такое «важные фильтры» и что такое «не важные фильтры».
Без SEO-специалиста вам будет достаточно сложно это определить, потому что он смотрит на фильтры с точки зрения потенциального трафика.
Если это обувь, то, скорее всего, важными фильтрами будут “типы обуви”, а не важными — такие как “по размеру”, “по ширине”.
Для удобства пользователя “не важные” фильтры могут быть полезны, но поисковая система такие страницы может отнести к низкокачественным.
Другая ситуация — когда у вас есть возможность выбрать два и больше фильтров. Если любая их комбинация создает уникальные URL, то такие страницы должны быть закрыты. В противном случае, может генерироваться бесконечное множество результатов.
Добавим сюда сортировки по “рекомендуемому”, по “цене” и т.д. Это все пользователи любят, но для поисковых систем это все не нужные страницы.
А логика достаточно проста — чем страница, сортированная по цене, отличается от другой, которая отсортирована по рекомендациям? Только порядком товаров? Для поисковой системы это ошибка.
Поисковая система любит, чтобы один документ был доступен только по одному URL.
Представьте себе, ваш сайт доступен как по https так и http, с www и без, URL можно написать с большой буквы или с маленькой, со / в конце и без / — для поисковой системы это все разные URL’ы, и эти все дубликаты должны быть закрыты.
Еще один интересный момент при разработке клиентских проектов на поддоменах сайта вашей компании.
Очень реалистичный случай, когда клиентские проекты, которые разрабатываются на поддоменах сайта своего агентства потом попадают в индекс поисковиков. Для поисковой системы не понятно: «А первоисточник этого сайта поддомен разработчиков или все-таки то, что они выкатили?». Поэтому, пожалуйста, закрывайте поддомены разработки.
Такая неочевидная проблема может приводить к тому, что сайт после релиза не может начать расти по поисковому трафику.
Что делать?
Существует 2 распространенных способа это сделать (можно двумя одновременно):
Для этого необходимо в документе /robots.txt (соответствующего поддомена) прописать следующие строки:
User-agent: *
Disallow: /
К данной проблеме имеет отношение не только разница товаров в цвете. Это может быть любое незначительное отличие в характеристиках между двумя или более товарами.
Для наглядности, к примеру, возьмем товар — “Кроссовки New Balance 574”.
Для них может существовать 10 и более модификаций каждая из которых по различной цене. Проблема возникает в случае, когда все эти 10 страниц доступны для индексации.
Но для поисковой системы это 10 одинаковых товаров (цвет и цена — не существенные факторы в большинстве товаров, исключение — премиум смартфоны).
Крупные интернет-магазины решают данную проблему совмещением этих карточек в одну с помощью использования тега canonical на общую страницу товара или наиболее популярную его версию.
Упустив этот момент, можно сгенерировать огромное количество страниц, которые не нужны поисковой системе.
На данный момент, скорость загрузки сайта — это официально подтвержденный фактор ранжирования в поисковой системе Google.
Поэтому сейчас, как никогда, скорость загрузки сайта имеет значение. Люди не любят ждать.
В исследовании Amazon говорили, что они повысили скорость загрузки на одну десятую секунды и увеличили продажи на более чем 100 тыс. долларов в день.
Поэтому скорость, конечно, критична для пользователей, но давайте рассмотрим об этом с точки зрения SEO.
У каждого сайта есть параметр, который называется краулинговым бюджетом. Это те ресурсы, которые поисковая система готова выделить на работу с конкретным бизнесом, интернет-магазином. И если ваш сайт будет медленно грузиться, то эта сумма краулингового бюджета будет уменьшаться, тем самым приводя к тому, что внедряя какие-то правки, делая изменения, бизнес будет дольше реагировать на их индексацию.
Яркий пример влияния скорости загрузки страниц сайта на индексацию проекта.
В один из моментов скорость загрузки страниц упала (за счет оптимизации сайта) и примерно с того же времени началась более активная индексация проекта.
Поэтому скорость важна не только для пользователей, но и в не меньшей степени для поисковых систем.
Метаданные (Title, Description H1) дают понимание поисковым системам о странице: какая ее тематика, что она предлагает потенциальному пользователю.
Это еще один важный момент в оптимизации сайта, который очень часто подвержен ошибкам в их реализации.
Что такое метаданные?
На каждой странице сайта должна быть возможность задать Title, Description, тег H1, а также разместить уникальный текст. Зачастую, это не реализовано, и именно эта правка стоит очень много денег.
Для каких типов страниц необходимо прописывать метаданные?
Необходимо придерживаться рекомендации, что каждая страница сайта имеет свои уникальные метаданные.
В случае интернет-магазина — это будут такие типы страниц:
Особенно это касается больших проектов, где данную реализацию важно внедрить на такие страницы как, например, “категория + фильтр”. Если вы это будете закладывать на этапе самой разработки, то ваш сайт будет на порядок перспективнее в плане получения трафика.
Неаккуратная работа в смене структуры URL может привести к плачевным последствиям.
Для начала необходимо удостоверится, что данное изменение положительно скажется на сайте в целом и только тогда, желательно по рекомендациям SEO-специалиста, производить данные манипуляции.
Но бывают случаи, когда смена URL происходит по ошибке со стороны клиента или программиста, который занимается технической поддержкой проекта.
Важно! При наличии рекомендаций по правкам на сайте от SEO-специалиста, во время их внедрения необходимо точно следовать полученному техническому заданию.
В данном кейсе на всех страницах сайта некорректно сменили URL адреса. Падение трафика началось, как только поисковая система это обнаружила.
Обнаружение проблемы и откат структуры адресов до правильной версии происходило в течении 2х дней. После исправления данной ошибки на восстановление трафика потребовалось более месяца.
Очень важно оперативно реагировать на обнаруженные ошибки, поскольку в данном случае промедление могло очень дорого стоить для уже работающего бизнеса.
В поисковой системе Google есть санкции к сайтам за скрытый текст (клоакинг).
Клоакинг — это различия в контенте для поисковиков и посетителей сайта. То есть, для поисковых систем сайт (или его часть) показывается в одном виде (со своими элементами, текстом и т.д.), а для пользователей – в другом.
Распространенная ошибка — это когда программист закрывает некие элементы на странице сайта с помощью стиля “display: none”. В данном случае алгоритм поисковой системы может посчитать, что вы пытаетесь смахинировать, а не то, что верстальщику просто что-то не понравилось и он решил это скрыть.
За подобные вещи есть риск получить санкции от Google, поэтому даже такие, на первый взгляд, незначительные моменты играют важную роль в оптимизации сайта.
Очень важно следить за тем, когда заказчик вас просит «Давайте что-то сменим на сайте”, например:
Подробнее рассмотрим некоторые из данных его (заказчика) просьб с реальными кейсами почему это может оказаться проблемой в поисковой оптимизации сайта.
По данному пункту есть показательный кейс. Поверхностно он уже упоминался в пункте “Смена структуры URL” данной статьи.
Для одного из проектов мы попросили на странице заменить URL и настроить 301 редирект на другую.
Однако, в силу особенности движка, при выполнении задачи, в этом URL’е изменился slug, который содержался еще в 10-тысячах страниц. Это привело к тому, что вместо одного адреса получилось 10 тыс. Сайт продолжал работать, просто у всех 10 тыс. страниц в один день сменился URL.
Как только поисковая система это заметила — сразу же началось падение по трафику. Данная ошибка была исправлена в течении нескольких дней, однако, потребовалось больше месяца, чтобы эту проблему решить. А если бы это не было замечено сразу, есть шанс, что трафик и не вернулся бы уже.
В хорошем e-commerce страницы вообще не удаляют. Для примера можно посмотреть на интернет-магазин «Розетка».
Как видно на скриншоте, страница “Apple iPhone 5 16GB Black & Slate” до сих пор существует и не удалена. Почему? Потому что за время жизни страница набрала цитируемость (имеются в виду ссылки) или часть людей все еще хотят купить iphone 5.
Они заходят на страницу и видят, что он уже не продается, но магазин тут же рекомендует посмотреть на новые модели данного производителя. Благодаря этому, посетители приходят на сайт и за счет рекомендаций остаются вовлеченными.
Как итог — подобные страницы все еще могут приносить пользу.
Еще одним аргументом не удалять старые страницы будет то, что если вы их удаляете в большом количестве, то для поисковой системы это негативный фактор. Именно поэтому практически все крупные e-commerce сайты этого никогда не делают.
Нужно внимательно относиться к изменениям во внешнем виде отдельных страниц или дизайна в целом.
К примеру, возьмем всеми известный маркетплейс “Amazon”.
У него, как и у многих интернет-магазинов, существует такой показатель для товаров, как «In Stock» или, например, “Код товара”. В случае, если бы для товара статус был не «In Stock», а «Out of Stock», эта страница, как минимум, не имела бы высоких позиций, а, как максимум, не ранжировалась вовсе.
Поэтому важно следить за тем, чтобы данные теги правильно срабатывали на карточках товаров и показывали актуальную информацию.
Его можно скачать по этому URL.
Далее давайте поговорим еще о некоторых вещах, на которые вы также можете повлиять в своей работе по оптимизации сайта.
Отзывы делают сайт более пригодным к получению трафика. Благодаря им увеличивается конверсия и, наверное, самое главное, отзывы генерируют много полезного, уникального контента. Особенно это важно для e-commerce сайтов, поскольку, зачастую, SEO-тексты, которые пишутся на страницы категорий и карточек товара имеют низкое качество и абсолютно не имеют ценности для пользователей.
Внедрив микроразметку для товаров, можно получить звезды, рейтинги, посмотреть сколько самый дешевый товар стоит и т.д. Это выгодно отличает ваш результат от результата конкурента, тем самым увеличивая CTR выдачи именно Вашего интернет-магазина.
Внедряется это все достаточно просто. Буквально за пару часов, с помощью шаблонной реализацией внедряется микроразметка на все карточки товара. Результат — десятки тысяч страниц могут получить такое преимущество.
Если посмотреть на эти результаты, то, в принципе, видно, что даже не обязательно быть в самом топе, чтобы на ваш результат хотели кликнуть чаще.
В отличие от оффлайн бизнеса, привлечение интернет-трафика требует совершенно разных маркетинговых подходов и тактик. Если посмотреть на источники трафика для сайтов электронной коммерции, то можно заметить, что более половины пользователей приходит с обычного поиска.
Это означает, что поисковые системы являются основным источником трафика и, следовательно, потенциального дохода. Чем больше верхних позиций занимают ключевые слова интернет-магазина в поисковой выдаче, тем больше трафика и конверсии он будет иметь.
Поэтому так важно при разработке нового интернет-магазина следовать рекомендациям по SEO для получения потенциального трафика сразу после запуска проекта.
По любым вопросам касательно маркетинга вы можете обратиться к Livepage.
Главная мысль — это то, что вот этот потенциальный трафик может быть одним из уникальных торговых предложений, которые ваша команда может давать клиенту.
А на вопрос: «Чем ваша компания отличается от других?» теперь вы можете сказать, что, помимо опыта работы в этой нише и разработке подобных проектов, этот бизнес еще был потенциально трафиковый, а все маркетинговые активности в дальнейшем на порядок дешевле.
А привести процесс разработки в соответствие стандартам Google вам поможет наш SEO чек-лист для команд разработчиков, который вы можете скачать по ссылке.
Чеклист для создания интернет-проекта без ошибок
Одним из таких преимуществ может быть создание сайтов оптимизированных под поисковые системы и получение трафика из них (соответствие рекомендациям для вебмастеров Google и Яндекс; простота получения поискового трафика после запуска проекта).
В данной статье речь пойдет о том, как преподнести SEO-friendly сайт клиенту в виде уникального торгового предложения.
Также вы узнаете:
- Кто нужен вашей команде;
- Как изменить процессы;
- Какие основные ошибки встречаются в процессе разработки;
- На что вы можете влиять.
Что такое SEO-friendly разработка сайта?
Существуют базовые особенности для любого сайта, которые прямо или косвенно влияют на получение поискового трафика:
- логичная структура;
- корректная верстка;
- быстрая загрузка;
- отсутствие технических проблем.
Для каждого из пунктов оптимизатор может выдать необходимые рекомендации еще в момент разработки проекта.
Кстати!
Посредством разработки SEO-friendly проектов вы сможете не только дать дополнительный сервис, но также сможете увеличить объем работы в каждом проекте.
Начнем с того, кто нужен команде.
Кто нужен в команду?
Вам в команду нужен специалист по оптимизации сайтов под требования поисковых систем (aka SEO-специалист).
Чем занимается такой специалист?
- Внедряет на проект рекомендации поисковых систем и в дальнейшем контролирует весь процесс реализации;
- Отслеживает корректность более 100 параметров, которые влияют на потенциал привлечения поискового трафика у проекта.
Более 30 из 100 параметров критические, более 50 – носят рекомендательный характер.
И самое важное — этот человек знает справку Гугла для Вебмастеров, Яндекс для Вебмастеров.
Следуя рекомендациям поисковых систем, разрабатываемый проект получится на порядок перспективнее по привлечению бесплатного трафика.
Рассмотрим причины, по которым на этапе разработки следует привлекать SEO-специалиста.
- Предотвратить технические ошибки, которые негативно скажутся на дальнейшем продвижении;
- Получить рекомендации по структуре проекта;
- Создать необходимую функциональность — внести правки в процессе разработки намного проще и дешевле, чем исправлять уже готовый сайт;
- Уменьшить количество возможных доработок после релиза сайта.
Эти требования очень легко обеспечить в процессе разработки, добавив эту задачу в должностные инструкции PM, наняв SEO-специалиста или делегировать партнерам.
Важно!
Если вы не готовы брать специалиста в штат или делегировать оптимизацию партнерам, то хорошим вариантом будет обратиться в SEO агентство, которое предложит единоразово создание чек-листов по оптимизации сайтов.
В текущих реалиях стоимости SEO, разработка чек-листа обойдется в сумму около 500-1500 долларов в зависимости от уровня выбранного партнера.
Что нужно изменить в процессе разработки?
Для получения максимального эффекта важно, чтобы SEO-специалист был внедрен во все этапы процесса разработки.
Прототипирование
Самое первое – это этап прототипирования. SEO-специалист обязательно посмотрит на то, чтобы были заложены все основные конверсионные элементы, такие как:
- заголовок страницы;
- цены;
- кнопка «купить»;
- «товар в наличии» (не очевидная вещь);
- код товара;
- картинки в хорошем качестве (с возможность масштабирования);
- и так далее (на примере интернет-магазина).
Именно от грамотного проектирования страниц может зависеть то, насколько просто сайт будет получать поисковый трафик.
К тому же, все “трафиковые” элементы страниц на порядок проще заложить на этапе прототипирования.
Мы, в Livepage, постоянно сталкиваемся с тем, что необходимо, уже во время продвижения проекта, возвращаться в самое начало разработки. И, зачастую, чем на более фундаментальный уровень нужно вернуться, тем дороже будут правки для клиента.
Именно поэтому этап прототипирования самый важный, поскольку при его правильном выполнении можно избавиться от базовых ошибок, которые потом не позволяют сайтам получать поисковый трафик.
Структура
Структура – следующий этап. На нее влиять сложнее, потому что, зачастую, структуру бизнеса продумывает сам клиент. Однако, если вы увидите некие несоответствия, вы можете, как команда, которая “болеет” именно за результат, а не просто за работу, дать ему рекомендации.
Допустим, к вам обратился интернет-магазин обуви.
При продумывании структуры подобного сайта, скорее всего, можно прийти к двум вариантам ее реализации.
Первый — это структура вида: «каталог обуви» => «бренд» => «типы товаров».
Второй вариант — структура вида: «каталог обуви» => «мужская обувь», «женская» => «типы обуви» => «бренды».
Второй метод на порядок лучше масштабируется, его проще поддерживать, и он более трафиковый с точки зрения поисковой системы.
Именно поэтому, рекомендации по правильно оптимизированной структуре будут критическим преимуществом над большинством команд на рынке, которые либо не погружались так глубоко в анализ сайта, либо не уделяли этому времени вовсе.
Тестирование
Перед релизом проекта на этап тестирования SEO-специалист может тратить примерно 80% своего времени. Он ищет параметры, которые не соответствуют справке Гугла.
Это очень ответственный этап проверки сайта на его готовность.
Если же сейчас вы не готовы нанять себе такого специалиста, то для поверхностного анализа сайта можно использовать такие инструменты как «Screaming Frog», «Sitebulb» или «JetOctopus», с которыми сможет работать даже просто менеджер проекта.
С помощью данного софта можно просканировать сайт и тем самым выявить основные технические ошибки. Исправляя их на этапе разработки, вы создадите проект уже технически оптимизированным с точки зрения поисковых систем.
Итак, мы уже разобрались с тем кто вам нужен и как менять процесс. Теперь будет логично рассмотреть на что именно вы можете влиять.
Как команда разработки может влиять на продвижение сайта
Чтобы объяснить как ранжируются сайты, рассмотрим список из четырех критически важных разделов:
- техническая оптимизация;
- контент и структура;
- глубина просмотра и время использования;
- цитируемость/ссылки.
Как разработчики, вы можете влиять на техническую оптимизацию.
Данный раздел заслуженно можно назвать фундаментом.
Согласитесь, что на зыбком фундаменте устойчивое здание не построить. Поэтому, если с точки зрения поисковой оптимизации работа будет проведена некачественно, то какие бы усилия в дальнейшем, команда маркетинга, клиент не прилагали, есть шанс, что это все будет неэффективно.
Итак, какие же могут быть ошибки с точки зрения технической оптимизации сайта?
Ошибки при разработке которые не позволят сайту получать трафик
Давайте обсудим основные ошибки, которые не позволяют достигать проектам “трафиковых” вершин и разделим их на 2 группы:
- ошибки, которые могут возникнуть, если вы разрабатываете сайт с нуля;
- ошибки на уже работающих сайтах.
На примере разработки интернет-магазина самые основные ошибки возникают с:
- Индексацией, видимостью сайта;
- Фильтрами и сортировками;
- Дубликатами;
- Товарами по цвету/форме;
- Скоростью сайта;
- Метаданными;
- Скрытыми элементами.
Рассмотрим подробнее каждый из данных пунктов и выясним почему они являются ошибками, которых необходимо избегать еще на этапе создания проекта.
Индексация и видимость
Чтобы наглядно объяснить смысл данного пункта возьмем в пример сайт forbes.com.
Кто знает, как зарабатывает forbes.com?
Сайт зарабатывает на рекламе.
То есть, цель бизнеса получать как можно больше трафика и отображать посетителям на этих страницах рекламу. Для этого они генерируют большое количество уникальных страниц для получения поискового трафика.
Департамент развития трафика Forbes решили реализовать у себя на сайте раздел «Цитаты». У них он представлен как «Forbes quote of the day». Для его наполнения было сгенерировано примерно десятки тысяч страниц по авторам, по темам, и т.д…
https://www.forbes.com/quotes/ — раздел “Цитаты”
Как вы думаете, на “Цитатах” можно заработать хорошие деньги?
Ответ прост — на этой теме можно заработать очень много.
Если посмотреть на конкурентов Forbes, то на одном только сайте может быть более 27 миллионов посетителей в месяц.
Однако, команда Forbes разработала свой проект на такой платформе, содержание которой не видно/не корректно отображается поисковым системам.
Проверить это просто. Если открыть “Source Code” страницы, то там всего лишь двадцать строк кода.
А это является грубой ошибкой. Чтобы сайты приносили трафик, контент должен быть виден для поисковиков.
Исходя из опыта и наблюдений проблемы могут быть с:
- Angular JS
- AJAX
- Flash
- iFrame
Как проверить что с вашим сайтом все ок?
Для этого необходимо в поисковую строку Google прописать запрос вида: cache:<URL для проверки>
Возвращаясь к примеру Forbes, то команде проекта надо вернуться в начало и взять другую платформу/видоизменить текущую для реализации проекта “Цитаты”. Но, скорее всего, для этого потребуются огромные финансовые и временные затраты.
Фильтры и сортировки
Это болезнь всех интернет-магазинов. Неправильная работа с фильтрами и сортировками приводит к тому, что даже в маленьком интернет-магазине генерируются сотни, десятки тысяч полных или частичных дубликатов страниц.
К примеру, это может быть сортировки типа: «красные футболки» и «футболки красные» — в зависимости от последовательности с которой пользователь выбирал между двумя фильтрами.
Проблема в том, что на сайте генерируется огромное количество страниц и поисковая система не может выбрать какую из них нужно показать пользователю. Исключив ошибки именно с фильтрами и сортировками, можно получить на порядок больше поискового трафика.
Как не ошибиться?
В первую очередь, нужно разобраться с тем, что такое «важные фильтры» и что такое «не важные фильтры».
Без SEO-специалиста вам будет достаточно сложно это определить, потому что он смотрит на фильтры с точки зрения потенциального трафика.
Если это обувь, то, скорее всего, важными фильтрами будут “типы обуви”, а не важными — такие как “по размеру”, “по ширине”.
Для удобства пользователя “не важные” фильтры могут быть полезны, но поисковая система такие страницы может отнести к низкокачественным.
Другая ситуация — когда у вас есть возможность выбрать два и больше фильтров. Если любая их комбинация создает уникальные URL, то такие страницы должны быть закрыты. В противном случае, может генерироваться бесконечное множество результатов.
Добавим сюда сортировки по “рекомендуемому”, по “цене” и т.д. Это все пользователи любят, но для поисковых систем это все не нужные страницы.
А логика достаточно проста — чем страница, сортированная по цене, отличается от другой, которая отсортирована по рекомендациям? Только порядком товаров? Для поисковой системы это ошибка.
Дубликаты
Поисковая система любит, чтобы один документ был доступен только по одному URL.
Представьте себе, ваш сайт доступен как по https так и http, с www и без, URL можно написать с большой буквы или с маленькой, со / в конце и без / — для поисковой системы это все разные URL’ы, и эти все дубликаты должны быть закрыты.
Еще один интересный момент при разработке клиентских проектов на поддоменах сайта вашей компании.
Очень реалистичный случай, когда клиентские проекты, которые разрабатываются на поддоменах сайта своего агентства потом попадают в индекс поисковиков. Для поисковой системы не понятно: «А первоисточник этого сайта поддомен разработчиков или все-таки то, что они выкатили?». Поэтому, пожалуйста, закрывайте поддомены разработки.
Такая неочевидная проблема может приводить к тому, что сайт после релиза не может начать расти по поисковому трафику.
Что делать?
Существует 2 распространенных способа это сделать (можно двумя одновременно):
- Сделать доступ к сайту по логину и паролю;
- Закрыть с помощью файла robots.txt.
Для этого необходимо в документе /robots.txt (соответствующего поддомена) прописать следующие строки:
User-agent: *
Disallow: /
Товары по цвету
К данной проблеме имеет отношение не только разница товаров в цвете. Это может быть любое незначительное отличие в характеристиках между двумя или более товарами.
Для наглядности, к примеру, возьмем товар — “Кроссовки New Balance 574”.
Для них может существовать 10 и более модификаций каждая из которых по различной цене. Проблема возникает в случае, когда все эти 10 страниц доступны для индексации.
Но для поисковой системы это 10 одинаковых товаров (цвет и цена — не существенные факторы в большинстве товаров, исключение — премиум смартфоны).
Крупные интернет-магазины решают данную проблему совмещением этих карточек в одну с помощью использования тега canonical на общую страницу товара или наиболее популярную его версию.
Упустив этот момент, можно сгенерировать огромное количество страниц, которые не нужны поисковой системе.
Скорость загрузки
На данный момент, скорость загрузки сайта — это официально подтвержденный фактор ранжирования в поисковой системе Google.
Поэтому сейчас, как никогда, скорость загрузки сайта имеет значение. Люди не любят ждать.
В исследовании Amazon говорили, что они повысили скорость загрузки на одну десятую секунды и увеличили продажи на более чем 100 тыс. долларов в день.
Поэтому скорость, конечно, критична для пользователей, но давайте рассмотрим об этом с точки зрения SEO.
У каждого сайта есть параметр, который называется краулинговым бюджетом. Это те ресурсы, которые поисковая система готова выделить на работу с конкретным бизнесом, интернет-магазином. И если ваш сайт будет медленно грузиться, то эта сумма краулингового бюджета будет уменьшаться, тем самым приводя к тому, что внедряя какие-то правки, делая изменения, бизнес будет дольше реагировать на их индексацию.
Яркий пример влияния скорости загрузки страниц сайта на индексацию проекта.
В один из моментов скорость загрузки страниц упала (за счет оптимизации сайта) и примерно с того же времени началась более активная индексация проекта.
Поэтому скорость важна не только для пользователей, но и в не меньшей степени для поисковых систем.
Уникальные метаданные
Метаданные (Title, Description H1) дают понимание поисковым системам о странице: какая ее тематика, что она предлагает потенциальному пользователю.
Это еще один важный момент в оптимизации сайта, который очень часто подвержен ошибкам в их реализации.
Что такое метаданные?
На каждой странице сайта должна быть возможность задать Title, Description, тег H1, а также разместить уникальный текст. Зачастую, это не реализовано, и именно эта правка стоит очень много денег.
Для каких типов страниц необходимо прописывать метаданные?
Необходимо придерживаться рекомендации, что каждая страница сайта имеет свои уникальные метаданные.
В случае интернет-магазина — это будут такие типы страниц:
- Общие (о компании, оплата);
- Категории;
- Категория + Фильтр, Теги, Пагинация;
- Товары;
- Информационные страницы (блог, FAQ);
- Языковые версии.
Особенно это касается больших проектов, где данную реализацию важно внедрить на такие страницы как, например, “категория + фильтр”. Если вы это будете закладывать на этапе самой разработки, то ваш сайт будет на порядок перспективнее в плане получения трафика.
Смена структуры URL
Неаккуратная работа в смене структуры URL может привести к плачевным последствиям.
Для начала необходимо удостоверится, что данное изменение положительно скажется на сайте в целом и только тогда, желательно по рекомендациям SEO-специалиста, производить данные манипуляции.
Но бывают случаи, когда смена URL происходит по ошибке со стороны клиента или программиста, который занимается технической поддержкой проекта.
Важно! При наличии рекомендаций по правкам на сайте от SEO-специалиста, во время их внедрения необходимо точно следовать полученному техническому заданию.
Просадка трафика после ошибки с URL и восстановление после корректировки
В данном кейсе на всех страницах сайта некорректно сменили URL адреса. Падение трафика началось, как только поисковая система это обнаружила.
Обнаружение проблемы и откат структуры адресов до правильной версии происходило в течении 2х дней. После исправления данной ошибки на восстановление трафика потребовалось более месяца.
Очень важно оперативно реагировать на обнаруженные ошибки, поскольку в данном случае промедление могло очень дорого стоить для уже работающего бизнеса.
Скрытые элементы
В поисковой системе Google есть санкции к сайтам за скрытый текст (клоакинг).
Клоакинг — это различия в контенте для поисковиков и посетителей сайта. То есть, для поисковых систем сайт (или его часть) показывается в одном виде (со своими элементами, текстом и т.д.), а для пользователей – в другом.
Распространенная ошибка — это когда программист закрывает некие элементы на странице сайта с помощью стиля “display: none”. В данном случае алгоритм поисковой системы может посчитать, что вы пытаетесь смахинировать, а не то, что верстальщику просто что-то не понравилось и он решил это скрыть.
За подобные вещи есть риск получить санкции от Google, поэтому даже такие, на первый взгляд, незначительные моменты играют важную роль в оптимизации сайта.
Как можно «притопить» уже работающий бизнес + несколько кейсов
Очень важно следить за тем, когда заказчик вас просит «Давайте что-то сменим на сайте”, например:
- URL’ы (их структуру, вид и т.д.);
- Верстку отдельных страниц или сайта в целом;
- Метатеги;
- Удалим один или несколько разделов (аргументируя тем, что он там ничего не продает);
- Скорректируем структуру.
Подробнее рассмотрим некоторые из данных его (заказчика) просьб с реальными кейсами почему это может оказаться проблемой в поисковой оптимизации сайта.
Смена URL
По данному пункту есть показательный кейс. Поверхностно он уже упоминался в пункте “Смена структуры URL” данной статьи.
Для одного из проектов мы попросили на странице заменить URL и настроить 301 редирект на другую.
Однако, в силу особенности движка, при выполнении задачи, в этом URL’е изменился slug, который содержался еще в 10-тысячах страниц. Это привело к тому, что вместо одного адреса получилось 10 тыс. Сайт продолжал работать, просто у всех 10 тыс. страниц в один день сменился URL.
Как только поисковая система это заметила — сразу же началось падение по трафику. Данная ошибка была исправлена в течении нескольких дней, однако, потребовалось больше месяца, чтобы эту проблему решить. А если бы это не было замечено сразу, есть шанс, что трафик и не вернулся бы уже.
Удаление страниц
В хорошем e-commerce страницы вообще не удаляют. Для примера можно посмотреть на интернет-магазин «Розетка».
Как видно на скриншоте, страница “Apple iPhone 5 16GB Black & Slate” до сих пор существует и не удалена. Почему? Потому что за время жизни страница набрала цитируемость (имеются в виду ссылки) или часть людей все еще хотят купить iphone 5.
Они заходят на страницу и видят, что он уже не продается, но магазин тут же рекомендует посмотреть на новые модели данного производителя. Благодаря этому, посетители приходят на сайт и за счет рекомендаций остаются вовлеченными.
Как итог — подобные страницы все еще могут приносить пользу.
Еще одним аргументом не удалять старые страницы будет то, что если вы их удаляете в большом количестве, то для поисковой системы это негативный фактор. Именно поэтому практически все крупные e-commerce сайты этого никогда не делают.
Смена верстки и метатегов
Нужно внимательно относиться к изменениям во внешнем виде отдельных страниц или дизайна в целом.
К примеру, возьмем всеми известный маркетплейс “Amazon”.
У него, как и у многих интернет-магазинов, существует такой показатель для товаров, как «In Stock» или, например, “Код товара”. В случае, если бы для товара статус был не «In Stock», а «Out of Stock», эта страница, как минимум, не имела бы высоких позиций, а, как максимум, не ранжировалась вовсе.
Поэтому важно следить за тем, чтобы данные теги правильно срабатывали на карточках товаров и показывали актуальную информацию.
Чтобы исправить эти и другие ошибки, о которых идет речь в статье (и не только), команда Livepage сделала небольшой чек-лист, который поможет разрабатывать сайты в соответствии с рекомендациями Google, а также иметь меньше ошибок на уже существующем проекте.
Его можно скачать по этому URL.
На что еще вы можете повлиять в своей работе?
Далее давайте поговорим еще о некоторых вещах, на которые вы также можете повлиять в своей работе по оптимизации сайта.
Отзывы
Отзывы делают сайт более пригодным к получению трафика. Благодаря им увеличивается конверсия и, наверное, самое главное, отзывы генерируют много полезного, уникального контента. Особенно это важно для e-commerce сайтов, поскольку, зачастую, SEO-тексты, которые пишутся на страницы категорий и карточек товара имеют низкое качество и абсолютно не имеют ценности для пользователей.
Микроразметка
Внедрив микроразметку для товаров, можно получить звезды, рейтинги, посмотреть сколько самый дешевый товар стоит и т.д. Это выгодно отличает ваш результат от результата конкурента, тем самым увеличивая CTR выдачи именно Вашего интернет-магазина.
Внедряется это все достаточно просто. Буквально за пару часов, с помощью шаблонной реализацией внедряется микроразметка на все карточки товара. Результат — десятки тысяч страниц могут получить такое преимущество.
Если посмотреть на эти результаты, то, в принципе, видно, что даже не обязательно быть в самом топе, чтобы на ваш результат хотели кликнуть чаще.
В завершение
В отличие от оффлайн бизнеса, привлечение интернет-трафика требует совершенно разных маркетинговых подходов и тактик. Если посмотреть на источники трафика для сайтов электронной коммерции, то можно заметить, что более половины пользователей приходит с обычного поиска.
Это означает, что поисковые системы являются основным источником трафика и, следовательно, потенциального дохода. Чем больше верхних позиций занимают ключевые слова интернет-магазина в поисковой выдаче, тем больше трафика и конверсии он будет иметь.
Поэтому так важно при разработке нового интернет-магазина следовать рекомендациям по SEO для получения потенциального трафика сразу после запуска проекта.
По любым вопросам касательно маркетинга вы можете обратиться к Livepage.
Главная мысль — это то, что вот этот потенциальный трафик может быть одним из уникальных торговых предложений, которые ваша команда может давать клиенту.
А на вопрос: «Чем ваша компания отличается от других?» теперь вы можете сказать, что, помимо опыта работы в этой нише и разработке подобных проектов, этот бизнес еще был потенциально трафиковый, а все маркетинговые активности в дальнейшем на порядок дешевле.
А привести процесс разработки в соответствие стандартам Google вам поможет наш SEO чек-лист для команд разработчиков, который вы можете скачать по ссылке.
Чеклист для создания интернет-проекта без ошибок