По данным издания "Reuters" и других СМИ, южнокорейская компания LG Chem будет поставлять свои аккумуляторы на китайский завод Gigafactory 3 по производству электромобилей Tesla в Шанхае, батареи будут использоваться в пятиместном седане Tesla Model 3 и в кроссовере Tesla Model Y, производство которых на новом заводе планируется начать в режиме полного цикла в конце 2019 года.

Tesla планирует выпустить три тыс. единиц Model 3 на Gigafactory 3 в Шанхае к концу 2019 года и начать выпускать Model Y в 2020 году. Компания будет стремиться достичь массового производства на своем заводе в Шанхае, открытие которого ожидается в сентябре 2019 года, чтобы воспользоваться преимуществом государственных субсидий и уменьшить дефицит мощностей.

Главным партерном Tesla остается Panasonic, а огромный завод Gigafactory в штате Невада (США) построен при непосредственном участии японской компании. Однако, в последнее время стали появляться сообщения о том, что в отношениях между Tesla и Panasonic стали наблюдаться негативные тенденции.

В январе 2019 года Panasonic и Toyota заключили соглашение о совместном производстве автомобильных аккумуляторов. А в апреле 2019 года в Panasonic заявили о заморозке инвестиций в Gigafactory, заявив о достижении темпов выпуска аккумуляторной продукции в объеме 35 ГВт*ч/год, чего достаточно для производства 500 тыс. Model 3 в год и необходимого количества станций Powerwall. Но Илон Маск в ответ на эти данные сообщил, что реальные темпы производства составляют всего 24 ГВт*ч/год, а этого недостаточно для своевременного снабжения конвейера Model 3 и начал искать новые варианты решения проблем с нехваткой батарей для выпуска своей продукции в плановом режиме.

Вариантов, как оказалось, было три:

1. В июне 2019 года стало известно, что Tesla втайне планирует сама разрабатывать батареи. В СМИ появились данные, что у компании есть некая секретная лаборатория, где кипит работа по созданию прототипов литий-ионных аккумуляторов и оборудования, которое позволит производить эти аккумуляторы в больших объемах, причем об этом рассказали бывшие и нынешние работники компании, а факт того, что в Tesla опубликовали новые вакансии для инженеров по разработке аккумуляторных батарей и специалистов в сфере производственных процессов для выпуска аккумуляторов, только подтвердил их слова.

Предполагается, что собственные батареи позволили бы снизить себестоимость электромобилей, а также повысят их эксплуатационные характеристики, в частности, максимальную емкость. При этом Tesla не нужно отдавать заказы «на сторону», а создание собственных аккумуляторов позволит сделать компанию максимально «вертикально интегрированной», что соответствует общим амбициям Илона Маска.

2. В качестве альтернативы Panasonic в Tesla рассматривали китайскую компанию CATL (Contemporary Amperex Technology), которая по состоянию на 2018 год является вторым по величине производителем АКБ для электромобилей, а также Samsung SDI и SK Innovation, рассчитывая диверсифицировать поставки аккумуляторов. Причем, аккумуляторы этих компаний Tesla использует в своей другой (не автомобильной) продукции.

3. Но для новых рынков Tesla пришлось маневрировать с выбором аккумуляторного партнера-производителя. И в Tesla нашли на данный момент оптимальный вариант — производителя с хорошей репутацией и своим собственным большим заводом в Китае возле города Нанкина, причем для увеличения производственных мощностей эта компания сейчас строит второй завод по выпуску аккумуляторов для электромобилей рядом от Нанкина в городе Уси. И этот партнер — компания LG Chem, которая также в составе совместного предприятия поставляет в Китай кобальт — важнейшее для производства аккумуляторов сырье, и является одним из важных партнеров Китая, находящимся в «белом списке» рекомендуемых поставщиков аккумуляторов.

Tesla уже имеет опыт работы с продукцией LG Chem, так как использовала аккумуляторы этой компании для производства в небольших объемах варианты модели Tesla Roadster с аккумуляторным блоком повышенной емкости 70 кВт*ч, благодаря которому запас хода увеличивался на 35% — до 640 км.

Планируется, что производство литий-ионных аккумуляторов формата 2170 (аналогичного размера батареям, которые поставляет Panasonic для Tesla, диаметром 21 мм и длиной 70 мм, химический состав батарей может отличаться) будет организовано на мощностях завода LG Chem в Нанкине, который находится примерно в 200 милях (320 км) к западу от Шанхая. Эти батареи LG Chem будет поставлять для Tesla на новый завод Gigafactory 3 в Шанхае. Ранее, Илон Маск предполагал, что на Gigafactory 3 будут производиться как аккумуляторы, так и электромобили, но реальность скорректировала этот план.

Tesla ударными темпами стремится завершить строительство фабрики Gigafactory 3 в Шанхае, где уже до конца 2019 года начнут собирать упрощенную версию Model 3, ориентированную на китайский рынок.

По данным вице-президента Tesla Global Грейс Тао, основная часть строительства и установки производственного оборудования на Gigafactory 3 завершена, а в сентябре ожидается открытие завода.

Комментарии (18)


  1. GiperBober
    26.08.2019 11:59

    Смутно припоминая подробности этого бразильского сериала, всплывают следующие моменты (ещё весной были публикации, когда Тесла только начала строить завод)
    Изначально Тесла хотела напрячь Панасоник с вводом дополнительных мощностей (в том числе затем, чтобы экспортировать батарейки 2170 в Китай). Но Панасоник чёт не смог, там стороны обвиняли друг друга — одни в том, что мощности не обеспечивают заявленные, другие — в том, что их вложения в Гигафабрику не приносят прибылей поэтому они не сильно и хотят вкладываться (там ещё были высказывания в том смысле, что Панасоник почти все ресурсы тратит на Теслу и не может из-за этого поставлять аккумуляторы другим покупателям). Потом Тесла начала договариваться с китайской CATL, вроде были повышенные требования к качеству батарей, но потом грянула торговая война (накрывшая в том числе идею как экспорта батареек с гигафабрики в США в Китай так и наоборот) и походу, Тесле пришлось прикидывать такой вариант, чтобы батареи можно было тягать ещё и на будущий завод в Европе и в целом, уменьшить количество чисто китайских компаний в своих производствах. А под это подходит только LG Chem, батареи которых и ставятся на европейские электрокары. Самсунг и прочие походу просто не вывезут такой объем спроса — ЕМНИП, в начале лета озвучивали цифры, что суммарная ёмкость аккумуляторов, устанавливаемых на Тесла, составляют то ли треть, то ли четверть всех аккумуляторов в мире. Поэтому нужен был поставщик, который уже обладает приличными мощностями, а не сможет поставлять их «когда-то потом»
    P.S. С другой стороны, ходили слухи о том, что производство некоторых электромобилей, типа того же Ягуара или Коны, упираются в неспособность LG Chem поставлять достаточное количество батарей.


  1. VIPDC
    26.08.2019 11:59

    Китай всё таки сила, по хорошему им завидую таким темпам стройки. Как они железную дорогу строят это просто космос, у нас так даже с деньгами не получается. Физически нет компетентных людей в таком коллчистве.


    1. stardust1
      26.08.2019 13:11

      у нас так даже с деньгами не получается

      Проблема как раз в том что денег скорее всего и нет. Деньги на ВКС «Москва-Казань» найти не могут. Китайцы вроде требовали госгарантий по кредитам, так как проект убыточный. Спроса большого не будет для окупаемости. Китай с его населением конечно имеет большое преимущество.

      Физически нет компетентных людей в таком коллчистве.

      У китайцев их тоже не было пока европейцев не пригласили. Как сами научились копировать, потом их послали.


      1. Chamie
        26.08.2019 13:17
        -1

        ВКС «Москва-Казань»
        А что за ВКС? Под эту аббревиатуру из известных мне подходят только воздушно-космические силы. Или речь про ВСМ (высокоскоростную магистраль)?


        1. stardust1
          26.08.2019 15:17

          Пардон, ВСМ конечно. :-)


      1. VIPDC
        27.08.2019 04:30

        Поверьте денег как грязи. ВСМ это вообще отдельная проблема, если обычную дорогу ещё есть три калеки строить, то такой выско технологичный проект как ВСМ вообще некому строить. Китай это понимает и предлагает контракт жизненого цикла, наших это естественно не устраивает.


  1. Bedal
    26.08.2019 15:18

    Интересно будет, когда и если самсунги всё же выпустят в следующем году гаджеты на «графеновых» аккумуляторах. Это уже не разработки, а явное намерение начать выпуск. Обещают ёмкость на 45% выше одновременно с повышением скорости зарядки впятеро.

    Когда-то Маск заявлял, что изменение эффективности на 30% уже может заставить переделать производство. И тут при уже третьей гигафабрике — такая подлянка такой сюрприз…


  1. riv1329
    27.08.2019 02:24

    А мне не понятно. В тесла на самом деле используются маленькие банки как в ноутбуках? Но почему?! Оболочка в такой банке занимает довольно большую долю веса и увеличивает объем батареи плюс круглый форм-фактор, на первый взгляд вызывает сомнение в своей оптимальности из-за зазоров между элементами.

    На китайских электромобилях и электрическом общественном транспорте используются огромные призматические банки, зажатые в специальную конструкцию с охлаждающим контуром. Емкость этих банок 50, 100, 200 и 300Ач — вот это понятное решение. Б-ушными банками завален весь таобао, и там есть не только литий-ионные элементы, но, и например литий-титанатные, которые не боятся мех повреждений, не взрываются, правда имеют в 2-е худшую энергоемкость, но зато могут заряжаться за 6 минут и имеют циклируемоить по 20 000 циклов при DOD 100% и 200 000 циклов при DOD 80%, а еще разрядные и разрядные токи в районе 30C.

    Предполагаю что литий-титанат используется либо как буфер для рекуперации в составе комбинированных батарей, либо в чем-то типа электробусов, заряжаемых в конце каждого рейса.

    Но почему этого всего нет в Теста? Или есть, но мы не знаем?


    1. Am0ralist
      27.08.2019 10:24

      В тесла на самом деле используются маленькие банки как в ноутбуках?
      Уже нет. Другие.
      Но почему?!
      потому что куча инженеров считала и получила.
      плюс круглый форм-фактор, на первый взгляд вызывает сомнение в своей оптимальности из-за зазоров между элементами.
      А на второй вы узнаете, что круглые они из-за технологии намотки, например.
      правда имеют в 2-е худшую энергоемкость
      То есть машина будет весить в раза полтора-два больше, при этом аккумы займут тоже раза в два больше места? У вас ещё есть вопросы?
      Но почему этого всего нет в Теста? Или есть, но мы не знаем?
      «Ученые скрывают вред ГМО!» Извините, навеяло


      1. riv1329
        28.08.2019 04:18

        Вы уж извините, но ваш комментарий, по моему мнению пример — как не надо делать. Вы точно поняли суть вопросов и цель с которой их я задал?

        > Уже нет. Другие.

        И какие-же? Умный вы наш. На картинке самый новый именно такой.

        > потому что куча инженеров считала и получила.

        И что-же она получила? Эта куча? У меня тоже калькулятор есть и инженер 1 шт.
        Может быть какое-то не очевидное свойство у литиевых аккумуляторов есть? Или они геометрию особенную использовали при расчетах?

        > А на второй вы узнаете, что круглые они из-за технологии намотки, например.

        Ну надо же! А почему тогда не все аккумуляторы круглые?

        > То есть машина будет весить в раза полтора-два больше, при этом аккумы займут тоже раза в два больше места? У вас ещё есть вопросы?

        Или меньше? Ведь они мощнее, значит для обеспечения нужной мощности их потребует намного меньше.

        > «Ученые скрывают вред ГМО!» Извините, навеяло

        Надеюсь я не оскорбил ваше чувство верующего своими мирскими вопросами?


        1. Am0ralist
          28.08.2019 11:42

          Вы точно поняли суть вопросов и цель с которой их я задал?
          Боюсь их даже вы не смогли понять, как и то, что с таким грузом знаний вам стоило бы вначале вернуться в школу:
          И какие-же? Умный вы наш. На картинке самый новый именно такой.
          Даже в СТАТЬЕ (!) были ответы, если вы не умеете читать, то смысл вам отвечать? Но могу порекомендовать букварь. Там как раз по картинкам учат читать. Ну и может когда-нибудь дойдёт, что иллюстрации к статье не являются источником сакральных знаний. И да, в ноутах 2170 не используется. Там 18650.
          И что-же она получила?
          Аккумулятор, который использует, умный вы наш. Внезапно, да?
          Ну надо же! А почему тогда не все аккумуляторы круглые?
          Вы про свинцовые пластинчатые? Или ещё про что?
          Или меньше? Ведь они мощнее, значит для обеспечения нужной мощности их потребует намного меньше.
          правда имеют в 2-е худшую энергоемкость
          И как же они могут быть меньше, если емкость в два раза хуже? Ну, двайте, я верю в вас, это ведь математика 1-2 класса. Берем аккум, уменьшаем его в два раза (по вашему мнению ведь он же меньше получится?), закачиваем в него в два раза меньше энергии (с ваших же слов) и получаем 500 км/4 = 125 км запаса хода приблизительно при одинаковом расходе. Закон сохранения энергии, бессердечная сволочь.
          Надеюсь я не оскорбил ваше чувство верующего своими мирскими вопросами?
          Нет, на данный момент вы оскорбляете данный IT ресурс своим пренебрежением к знаниям.


          1. riv1329
            28.08.2019 15:20

            Боюсь их даже вы не смогли понять, как и то, что с таким грузом знаний вам стоило бы вначале вернуться в школу


            Хорошо отвечу «на пальцах». Я хотел узнать причины столь странных решений. Вижу что вам доставляет боль, что тесле что-то может быть неидеальным. Как так? да? Лично мне все равно. Мне интересны причины таких решений.

            Даже в СТАТЬЕ (!) были ответы, если вы не умеете читать, то смысл вам отвечать? Но могу порекомендовать букварь. Там как раз по картинкам учат читать. Ну и может когда-нибудь дойдёт, что иллюстрации к статье не являются источником сакральных знаний. И да, в ноутах 2170 не используется. Там 18650.


            Да какая разница? И те и те мелкие и ни в какое сравнение не идут с банками сотни ампер-часов. Экономия на одних только корпусах и соединениях может составить десятки процентов. Сборка из крупных банок тоже проще. К тому-же на картинке либо показал либо вообще форм фактор батареек АА, либо все-же 18650, который немного крупнее.

            Круглые банки тоже есть большего размера, например форм фактор 38120, емкостью 10Ач
            image

            Вы про свинцовые пластинчатые? Или ещё про что?

            Например такие, емкостью 15Ач
            image

            Или такие без жесткого корпуса 25Ач
            image

            И как же они могут быть меньше, если емкость в два раза хуже? Ну, двайте, я верю в вас, это ведь математика 1-2 класса.… Закон сохранения энергии, бессердечная сволочь.


            Для использования рекуперации батарея должна иметь возможность принимать очень большие зарядные токи. Заряд — это проблема для литиевых батарей. Литий может быстро заражаться, но это приводит к росту массы элементов, а сам ускоренный заряд, быстро изнашивает элементы батареи. Но этих проблем нет у литий-титанатной химии. Да они менее энергоемкие, зато могут работать почти как конденсатор, особенно если их не заряжать в 120% (как это делают в сотовых) и не разряжать до 0. 200 000 циклов — это не шуточная циклируемость. Если батарею сделать комбинированную и литий-титан будет небольшой частью, достаточной только для интенсивных разгонов и рекуперации при торможении, то остальную часть можно не затачивать на восприимчивость к токам в десятки С. Тогда элементы могут быть легче. Батарея может, в целом стать легче и меньше расходовать ресурс при энергичных ускорениях и замедлениях.

            Нет, на данный момент вы оскорбляете данный IT ресурс своим пренебрежением к знаниям.


            Удивительно, что у вас до сих пор нет значка тролля.

            У меня есть предположение, что тесла просто не нашла завод по производству других аккумуляторов. А китайцы свои не продают. Пришлось использовать то что было отработано на американском, европейском и японских производствах. Самый массовый сегмент — это форм фактор 18650. Это только предположение.

            А титанат не используется, по тому что он дорогой, а машина не рассчитана на эксплуатацию в течение более 5-лет. Более того, у большинства людей типичный пробег 10-20км в день по пробкам в городе. При емкости батареи в тесла рассчитанной на пробег 400км, если подзаряжать её хотя бы раз в неделю, батарея будет работать в тепличных условиях, и никаких специальных технологий для форсажа мощности не требуется.

            Может быть, в теста решили, что для тех кто будет ездить на машине беспрерывно и энергично, и у кого батарея умрет, проще тупо поменять её по гарантии, в течении гарантийного срока. Ну а у кого гарантия кончилась селяви.

            Это только лишь предположения исходя из здравого смысла и тех. характеристик литиевых элементов. Если кто-то знает правду, прошу прокомментировать.


            1. Am0ralist
              28.08.2019 15:45

              Хорошо отвечу «на пальцах». Я хотел узнать причины столь странных решений. Вижу что вам доставляет боль, что тесле что-то может быть неидеальным. Как так? да? Лично мне все равно. Мне интересны причины таких решений.
              Ага, как хорошо, когда мир черно белый! Если человек не согласен с вами, значит фанат Теслы и лично Маска, не иначе. Зачем понимать, как относится человек к обсуждаемому на самом деле, если можно делить мир на своих и врагов?
              Да какая разница?
              Большая. Но для этого думать надо.
              с банками сотни ампер-часов.
              и нафиг не будут нужны.
              Экономия на одних только корпусах и соединениях может составить десятки процентов. Сборка из крупных банок тоже проще.
              и быстрая деградация за счёт перегревов? Или отводить тепло — для слабаков?
              Круглые банки тоже есть большего размера, например форм фактор 38120, емкостью 10Ач
              Действительно, толщина днища авто же будет всего в 1,5-2 раза больше. Ерунда то какая, в самом деле.
              Или такие без жесткого корпуса 25Ач
              Даже на великах вопрос жесткости встает во всю, так что придется каждый такой так же в ячейку какую-то пихать — но ведь это не важно?
              Например такие, емкостью 15Ач
              Ну так найдите, как их делают и из чего, какая структура внутри. И да, так же сравните какие у него ограничения и у сходных габаритов, но собранного из банок. Это же путь технаря, а не пришедшего с апломбом и неуместным хейтом?
              Для использования рекуперации батарея должна иметь возможность принимать очень большие зарядные токи.
              И, покажите мне, где у Теслы в этом есть проблема? Да, вы же знаете законы тока для последовательного и параллельного соединения?
              это не шуточная циклируемость
              у теслы есть проблема с циклами? Может покажете где?
              Удивительно, что у вас до сих пор нет значка тролля.
              Ничего, зато вы его быстро скрафтите.
              У меня есть предположение, что тесла просто не нашла завод по производству других аккумуляторов. А китайцы свои не продают.
              Млять… У них прямой выход на ведущих производителей. Они панасониковую химию покупали тогда, когда на обычном рынке её даже ещё не было. Лидеры отрасли — панасоник и лыжы — им поставляли всё это время аккуму.
              И вдруг у теслы нет выходов на китайцев!
              Слушайте, я прям чувствую себя попавшем в сценку из фильма «Большая перемена». Ну там про теории в истории.
              Это только лишь предположения исходя из здравого смысла и тех. характеристик литиевых элементов
              А здравый смысл то где?

              А уж как вы проигнорировали то, что вы даже прикинуть исходя из здравого смысла связь между емкостью и габаритам — что, неудобно признаваться в том, что в математику начальной школы не смогли?


              1. riv1329
                28.08.2019 15:49

                Так вы можете или нет дать ответы по существу? А не набрасывать на вентилятор?


                1. Am0ralist
                  28.08.2019 16:11

                  Все ответы даны для желающего их слушать. Вы не слушаете и задвигаете бредовые теории, которые даже в условиях такого электротранспорта, как велосипеды и самокаты (причем китайские(!) же самокаты, видимо у китайцев не получилось купить у китайцев же аккумы(!)) так себе оказываются, после чего удивляются, что вас посылают в школу учить арифметику, законы тока и хоть немного бы логики.
                  Так на какой вопрос вам не был дан ответ по существу?
                  И почему вы уже второй раз не можете прокомментировать простую арифметику, в которой вас ткнули носом в неумение использовать здравый смысл даже для подсчетов навскидку?


                  1. riv1329
                    28.08.2019 17:22

                    Все ответы даны для желающего их слушать.

                    Я вижу только желание любой ценой уесть. Хотя я даже не спорю с вами.

                    видимо у китайцев не получилось купить у китайцев же аккумы(!)


                    Где я говорил, что китайцы не могут купить у китайцев?

                    так себе оказываются, после чего удивляются, что вас посылают в школу


                    Вы о себе во множественном числе?

                    Так на какой вопрос вам не был дан ответ по существу?


                    В чем причина выбора столь странного форм фактора, при том, что китайцы используют на своих электромобилях и электротранспорте другие форм-факторы, которые даже на первый взгляд выглядят более разумным решением. И другую химию используют почему-то.

                    И почему вы уже второй раз не можете прокомментировать простую арифметику, в которой вас ткнули носом в неумение использовать здравый смысл даже для подсчетов навскидку?


                    Один раз я прокомментировал, сожалею, но с вашим не умением читать или не желанием понимать прочитанный текст я сделать, увы, ничего не могу.


                    1. Am0ralist
                      28.08.2019 18:30
                      +1

                      Желание, что б вы наконец-то открыли гугл и пошли читать, раз собственных знаний не хватает. Начать вам советую с поиска на википедии статьи про «Эффект Да?ннинга — Крю?гера»

                      Где я говорил, что китайцы не могут купить у китайцев?
                      В том месте, где китайцы юзают активно 18650 аккумуляторы для своих велов, самокатов и прочего. Вместо того, чтоб внимать словам такого мудрого инженера, как вы.
                      В чем причина выбора столь странного форм фактора, при том, что китайцы используют на своих электромобилях и электротранспорте другие форм-факторы, которые даже на первый взгляд выглядят более разумным решением. И другую химию используют почему-то.
                      То есть то, что как раз обычным китайцам может быть труднее получить доступ к таким элементам от мировых лидеров либо их цена больно высока, а они клепают машинки другой ценовой категории, вы даже не рассматривали? Или что они не умеют в нормальные BSM?
                      которые даже на первый взгляд выглядят более разумным решением.
                      вы хотели сказать: на дилетантский взгляд?
                      Один раз я прокомментировал, сожалею, но с вашим не умением читать или не желанием понимать прочитанный текст я сделать, увы, ничего не могу.
                      Ноуп, в том ответе нет ничего про емкость. А есть только вода по дереву.
                      Вы даже не можете привести примеры с массовой проблемой с аккумами у теслы, быстрой деградации оного и прочего, которые обязаны были бы проявиться за время существования теслы по вашей же логике. Для примера можно вспомнить первый лиф ниссан, который как раз таки был собран на других ячейках — деградация оных стала образцом.

                      Задача аккумулятора в Тесле — максимальная емкость, дабы увеличить дальность максимальной поездки без подзарядки и большие токи отдачи при быстрой езде, подзарядка при рекуперации — уж точно не на первом месте, не говоря уже о том, что она тоже вполне себе решается путем вспоминания законов тока для параллельного соединения, вам же такой известен? При этом там ещё специальная система для охлаждения/подогрева аккумулятора, для которой нужно куча места и чем больше площадь соприкосновения с оной у элементов аккумуляторов, тем она эффективнее.
                      Так вот, для начала найдите видео, где аккумулятор теслы разбирают и посмотрите, как он выглядит. После чего подставьте в него ваши 38 хотя бы.

                      Вы понимаете, что переход на 2170 они сделали, когда построили свою фабрику, совместную с Панасоником? То есть четко понимая что именно они хотят и почему? Причем для абсолютно новой модели? Вы понимаете, кто такие панасоники на рынке аккумов?
                      А тут вы такой с срывом покровов:
                      У меня есть предположение, что тесла просто не нашла завод по производству других аккумуляторов. А китайцы свои не продают.
                      Серьезно, начните с той статьи на википедии.


    1. vassabi
      28.08.2019 23:39

      Но почему этого всего нет в Теста? Или есть, но мы не знаем?
      первый сверху ответ после гугления:
      1) потому что нужны не рекордные объемы заряда внутри ячейки, а рекордные объемы самих аккумов
      2) потому что у цилиндра отличные показатели прочности к поверхности — а зазоры между ячйками не только не мешают, а еще и помогают отводить тепло
      3) потому что не так важны ячейки, как система система управления ими.