Глава Amazon Джефф Безос на конференции в Вашингтоне анонсировал гигантский новый план по борьбе с изменением климата. Он называется The Climate Pledge. В согласии с этим «обетом», Amazon в ближайшие годы резко уменьшит выбросы углекислого газа в атмосферу, и в итоге станет углеродно-нейтральной кампанией. Amazon намерен выполнить условия Парижского соглашения на 10 лет раньше срока.


Не менее 80% энергии IT-гиганта будет поступать от возобновляемых источников к 2024 году, а нулевыми выбросы станут к 2030-му. Это самая амбициозная программа среди крупных компаний, особенно учитывая, какие гигантские выбросы (44.4 млн тонн в год – за счет AWS, грузовиков и всего остального) Amazon генерирует сейчас. Она далеко впереди Apple, Microsoft, Alphabet и FedEx. Больше неё в основном генерируют только компании, добывающие нефть и газ. Теперь это резко изменится.


Впрочем, сама Amazon говорит, что такие серьезные цифры выбросов – больше, чем у почти всех конкурентов, – у них только потому, что компания точнее их учитывает. Например, они считают даже выбросы покупателей, которые потребовались, чтобы добираться на машинах в их магазины Whole Foods. Всё-таки, это тоже влияет на объем CO2 в атмосфере, и это тоже вызвано под влиянием их бизнеса, пусть и опосредовано.


Безос пообещал, что Amazon продолжит регулярно измерять и докладывать об их прогрессе по снижению выбросов, и начнет реализовывать стратегии декарбонизации, которые будут компенсировать любые выбросы, которые будут оставаться. Он также пригласил все компании присоединиться к его «климатному обету».


«Сейчас у нас действительно критическая ситуация», – говорила Кристиана Фигуэрес, бывший секретарь ООН по проблемам изменения климата, присоединяясь к Безосу на сцене. – «Время для игр кончилось. Пора действовать».




Правда, у некоторых остаются сомнения по поводу того, насколько сам Безос в восторге от такой идеи. Особенно учитывая, что она будет стоить компании десятки, а скорее – даже сотни миллиардов долларов. Его заявление вышло за день до того, как тысячи сотрудников Amazon собирались вместо работы выйти на протест, критикуя компанию за загрязнение окружающей среды и поддержку интересов нефтяных компаний.


Намечался выход 15 500 рабочих. Они хотели поддержать массовые демонстрации перед саммитом ООН о действиях по нормализации климата, который будет проходить 23 сентября в Нью-Йорке. Этот протест получил название Global Climate Strike, и использует схему, придуманную студентами: вместо уроков (в этом случае, работы) выходить на демонстрацию, чтобы выразить своё недовольство бездействием правительства по вопросу, который, по их мнению, определяет их будущее.


До этого в апреле 8 тысяч сотрудников Amazon уже писали открытое письмо Безосу, предлагая ему разработать план борьбы с глобальным потеплением. Мол, им не хочется работать на компанию, которая приносит столько вреда нашей планете. Теперь, через полгода, глава корпорации вынужден был согласиться.


Новые требования сотрудников-протестующих были очень похожи на то, что анонсировал Безос:


  1. Ноль выбросов в атмосферу к 2030 году. Доставка товаров – исключительно электрическими грузовиками. Начать их тестирование сперва в тех регионах, которые больше всего сталкиваются с загрязнением окружающей среды, вызванным Amazon.
  2. Ноль контрактов Amazon Web Services для компаний по добыче полезных ископаемых. Работа с AWS может сделать добычу нефти и газа быстрее и понизить их цену, а это совсем не тот эффект, которого хотят активисты.
  3. Ноль финансирования для политиков и лоббистов, отрицающих глобальное потепление. Например, в 2018-м компания спонсировала минимум 68 членов Конгресса, которые в 100% случаев голосовали против законодательств, призванных помочь бороться с изменением климата.

Почти по всем этим моментам в итоге Безос сделал уступки.


Как видим, если изменение поддерживает достаточное количество сотрудников, и они готовы начать принимать меры, руководителю компании становится сложно с ними не согласиться.




Реальность, впрочем, говорят, для Amazon теперь будет суровой. У компании – одна из самых больших и развитых инфраструктур в мире. И каждый её элемент в какой-то мере выбрасывает парниковые газы.


Для начала, согласно плану, Безос будет атаковать самое заметное звено цепи – доставку. Для этого начинается резкий переход на электромобили. Он говорит, он уже заказал 100 000 грузовиков от стартапа Rivian. Бедный стартап, наверное, в полном шоке: он вдруг внезапно получил контракт минимум на $6 млрд (а другие эксперты считают, что около $15 млрд). Это самый большой заказ на электромашины в истории. По подсчетам, переход на электрическую тягу позволит Amazon избежать выброса 4 млн тонн углекислого газа в год.


Новые грузовики будут тестироваться компанией на дорогах, начиная с 2021 года. Первые 10 000 будут поставлены к концу 2022-го, полный переход на них намечен на 2024-й. Строить их будут на бывшем заводе Mitsubishi, в Нормале, штат Иллинойс.



Грузовик еще даже не разработан, существует только в виде рендеров, но его уже заказали в беспрецедентном количестве

На конференции Безос заявил, что компания теперь получает 40% своей энергии из возобновляемых источников – благодаря постройке 15 огромных солнечных и ветряных электростанций.


Amazon также выделяет $100 млн благотворительной организации Nature Conservancy на поддержку лесов. Как и надлежит компании, с её-то названием, поддержка в том числе будет касаться и восстановления лесов Амазонки.


IT-гигант также поделится своей «продвинутой» системой подсчета выбросов с другими корпорациями, которые заинтересованы в снижении своего углеродного следа.


Впрочем, Джефф Безос оставил одно требование активистов-сотрудников без ответа. Amazon под его руководством будет продолжать заключать контракты с компаниями по добыче нефти и газа. Он объяснил свое решение:


Мы поможем им сделать переход наиболее безболезненным. У них должны быть лучшие инструменты. Просить их перейти в новый век с плохими технологиями – не самая хорошая идея.

Группа сотрудников ответила на новые экологические обязательства компании в «Твиттере», назвав это «огромной победой», которой всё равно «не достаточно»:


Сегодня – мы празднуем. Завтра – мы продолжаем бороться.

Конечная цель Парижского соглашения – ограничить глобальное потепление на уровне двух градусов Цельсия. Более амбициозный вариант, заложенный в программе, – остановиться на 1,5 ?С, что позволит избежать множества катаклизмов. Чтобы достичь этой цели, все страны должны стать углеродно-нейтральными к 2050 году.


В последнее время многие государства стали отходить от принципов Парижского соглашения в угоду собственной экономической выгоде (классическая дилемма заключенного). В том числе – Китай, Канада, Россия и теперь Америка под Дональдом Трампом. Действия Безоса показывают, что даже если государство не будет выполнять принципы соглашения, руководители крупных успешных компаний (а также их сотрудники) могут взять часть усилий в свои руки.


«Мы были ничем не примечательными в вопросах экологии», – говорил Безос в Вашингтоне, призывая другие организации присоединиться к его проекту и поставить себе похожие цели. – «Теперь мы хотим быть в числе лидеров».


Комментарии (33)


  1. Groramar
    22.09.2019 17:55

    Отличные новости! Мечтаю жить в мире где 99% транспорта электрический. И вообще — отличное начинание.


  1. vassabi
    22.09.2019 19:13
    +3

    Действия Безоса показывают, что даже если государство не будет выполнять принципы соглашения, руководители крупных успешных компаний (а также их сотрудники) могут взять часть усилий в свои руки.
    Это он вовремя. А то товарищи радикальные левые уже раздувают экоистерию при помощи детей:
    крестовый поход детей


    1. Moskus
      22.09.2019 21:52

      Собственно, в любом случае, основная масса подобных усилий — в руках частных компаний, если, конечно, государственный строй — не авторитарно-социалистический, при котором государству принадлежит больше, чем частникам.


    1. grewishka
      23.09.2019 14:29

      радикальные левые уже раздувают экоистерию при помощи детей

      Ведь 18-25 летние дети не могут сами собраться и помитинговать. Посмотрите сколько подписчиков у Греты Танберг только в твиттере — 1.7 млн. Им собраться не сложно будет при такой координации.


      1. vassabi
        24.09.2019 00:59

        Могут конечно.
        Но если у них огромная трибуна, микрофоны и табличка: "голосуйте за Green New Deal" — то как это назвать по-другому?
        Во-вторых — вы видели подробности ее выступления в ООН? Там например экономические варианты решения климатических проблем отвергаются сразу и очень явно — только внеэкономические, только харкдор…


        1. A1054
          24.09.2019 02:20

          От этой комсомолки слегка тошнит


  1. zedroid
    22.09.2019 19:37
    +2

    Ноль контрактов Amazon Web Services для компаний по добыче полезных ископаемых. Работа с AWS может сделать добычу нефти и газа быстрее и понизить их цену, а это совсем не тот эффект, которого хотят активисты.

    Тот момент, когда дискриминацию оправдывают высокими идеалами.
    Тогда пусть не продают вещи изготовленные пусть даже опосредованно из нефтепродуктов (если конечно такие есть).


    1. Old_Chroft
      23.09.2019 13:28

      Тогда пусть не продают вещи изготовленные пусть даже опосредованно из нефтепродуктов (если конечно такие есть)
      Не помню где видел цифры, но что то около 10% добываемой нефти идет в хим. промышленность, не связанную с бензином/керосином/прочим топливом. Пластмассы, полимеры, краски/растворители, и даже (кто бы мог подумать) из веществ, полученных из нефти, делают лекарства.


  1. sudden_death
    22.09.2019 23:16

    Все равно, люди еще плохо понимают, что те же ветряки и солнечные панели имеют не такой большой срок эксплуатации, после которого их следует утилизировать, и учитывайте то, что сделаны они по-большему счету из неперерабатываемых сплавов.


    1. arheops
      22.09.2019 23:41

      Простите, а какие из сплавов в ветряках НЕ перерабатываются?
      Насколько я знаю, там 78%+ обычная сталь, 20% бетон, 2% все остальные материалы включая смазку.


      1. sudden_death
        22.09.2019 23:47

        Извиняюсь, их в принципе сложно утилизировать. Вот был пост на Хабре https://m.habr.com/ru/post/384869/.
        А также они убивают пролетающих птиц и создают шум, который мешает жить животным в округе, если они были.


        1. arheops
          22.09.2019 23:50
          +1

          Ну утилизировать их сложно, поскольку они большие. Проблема будет решена, как и другие похожие проблемы — спец машинами.
          В бывшем СССР разобрали без проблем даже антенные решетки радаров высотой по 20+м. Ручками.
          По поводу птиц… Ну не знаю. Посмотрите, что-ли статистику сколько воробьев доживает до двух лет. Имхо вклад ветряков на уровне погрешности.
          Шум тоже относительная вещь. Города сильно больше шумят.


          1. sudden_death
            23.09.2019 00:08

            Хорошо, птиц умирает немного https://www.carbontrust.com/resources/reports/technology/bird-collision-avoidance/. Шум тоже с такими масштабами невелик. Ещё есть аргумент, что из-за вибраций ветряка почва под ним становится менее пригодна для сельского хозяйства, и подземным животным приходится менять место обитания. Хоть это тоже небольшой и решаемый вопрос, как остановка ветряков при приближении иммигрирующей стаи, но главная проблема с расходами на утилизацию в ближайшее время не решиться. Для тех же прибрежных ветряков откуда вы достаните технику? https://m.habr.com/ru/post/390307/


            1. Groramar
              23.09.2019 00:17

              Ещё есть аргумент, что из-за вибраций ветряка почва под ним становится менее пригодна для сельского хозяйства, и подземным животным приходится менять место обитания
              Думаю, что это всё настолько мелочи по сравнению, например, с массовым вымиранием кораллов из-за изменения климата. Скорее всего при нашей жизни их уже не станет.
              Утилизация подешевеет в случае массовости. Собственно — как и всё остальное.


              1. sudden_death
                23.09.2019 00:35
                +1

                Знаете, вспоминаю иногда о часах судного дня и понимаю, что по сравнению с тем, что может случиться с Землей, мелочи — это мы с вами. Так что как бы при нашей жизни не стало нас самих.


            1. xander27
              23.09.2019 05:38

              Может я ошибаюсь, но вибрация похожа на чисто инженерную проблему, а не какую-то принципиально нерешаемую, и вероятно при дальнейшей развитии технологии ее буду снижать с каждым новым поколением. Но я в машиностроении ~0, так что если кто-то понимает лучше пусть объяснит, почему это не так или так.


    1. grewishka
      23.09.2019 14:22

      На ветряные турбины изготовители дают срок эксплуатации 20-25 лет. Солнечные панели хоть и имеют определенный срок эксплуатации, даваемый изготовителем, фактически могут служить намного дольше. Там все упирается в деградацию, поэтому хоть производитель и может посчитать снижение эффективности ниже определенного предела, скажем ее падение на 20%, концом срока службы, они могут работать еще десятилетия с меньшей эффективностью.


  1. arheops
    22.09.2019 23:40
    +1

    Ну грузовик не разработан, потестируют, скажут «чтото часто ломаются», свернут программу.


    1. charypopper
      23.09.2019 12:43

      Есть от тесла решение, да и другие ребят — все это понимают и опять выйдут на улицы требовать попыток договориться/оптимизировать процесс.


      1. arheops
        23.09.2019 12:47

        Проблемы надо решать по мере поступления.
        Он же не обещал заменить фактически, он обещал протестировать и ЕСЛИ все ок, тогда заменить.


  1. roller
    23.09.2019 02:28
    +1

    Какой смысл делать заказ на 6/15 ярдов в сторонней компании, когда эту компанию можно было купить всю целиком вместе с почками гендира за пол ярда — и начать клепать теже микроавтобусы "бесплатно"?


    1. agat000
      23.09.2019 04:21

      Потому что купить компанию придётся сейчас, а машины когда нибудь потом. Когда разработают и пустят в производство. Если. Через три года вариантов будет больше, и от других компаний


    1. Belking
      23.09.2019 06:18

      >> Какой смысл делать заказ на 6/15 ярдов в сторонней компании, когда эту компанию можно было купить всю целиком вместе с почками гендира за пол ярда

      Амазон уже инвестировала 700 млн.$ в Ривиан в феврале этого года. Также в них инвестировал Форд — 500 млн.$.

      >> и начать клепать теже микроавтобусы «бесплатно»

      За примерами о том, почему это так не работает далеко ходить не надо. Антипинский НПЗ — очень показательная история в наших реалиях о том, что происходит, когда не обладая должными компетенциями пытаешься поглотить непрофильный бизнес.


  1. dukei
    23.09.2019 10:04

    А нельзя просто над Москвой выбрасывать их СО2? Я согласен на потепление. А то холодно, черт..


  1. AVI-crak
    23.09.2019 11:02

    Забота об экологии настолько-же пафосное занятие, как например борьба с коррупцией.
    Amazon осуществят транспортировку пластика во всех его вариациях.
    Неважно куда, не важно как — важно что это пластик.


  1. Iremel
    23.09.2019 12:01

    Мне кажется, что проще и эффективнее было бы реализовать переработку CO2 из атмосферы, «утилизируя» лишнюю электроэнергию при спаде потребления от любых источников. Причем переработку CO2 сделать в вещество, которое можно было бы долговременно складировать, а его использование сделать универсальным — в двигателях, в топливных элементах, для удобрений, для строительства и т.п.
    Тогда из-за избытка, массового производства и отлаженной технологии это вещество вытеснило бы другие вредные чисто экономически — тот же бензин, пластик и т.п.
    Регулируя запасы переработанного CO2 можно будет регулировать и климат: когда станет холодать из-за снижения солнечной активности, то можно больше сжечь запасов и повысить CO2.
    А переход на электрические авто, считаю, маскировкой проблемы. Непонятно, сколько CO2 выделится при производстве и утилизации аккумуляторов и сопутствующих ядовитых соединений отравит океан…
    Все технологические цепочки человека должны быть встроены в природные циклы, их функционирование должно быть четким, понятным и прогнозируемым. Тогда можно будет говорить о настоящей экологии.


    1. striver
      23.09.2019 13:06

      На сейчас, дешевле повысить энергоэффективность и выбрасывать меньше. Эти уловители СО2 есть, но они не дешевые, потребляют электроэнергию и их очень мало. Дешевле перестать вырубать леса и начать возобновлять леса.


    1. genind
      25.09.2019 02:02
      +1

      Вы предлагаете всем на дрова перейти?

      1. перерабатывают CO2 из атмосферы
      2. «утилизируя» лишнюю электроэнергию — лесозаготовка и распил пиломатериала в ночное время, обогрев о освещение саженцев в ночное время
      3. можно долговременно складировать, в плоть до сотен лет в виде леса, и десятки тысяч лет в виде угля
      4. универсальны — в двигателях (газогенераторы), в топливных элементах (перегонка в спирт и другие хим. преобразования ), для удобрений (опилки, перегной и прочее), для строительства
      5. Регулируя запасы можно регулировать и климат


      1. Iremel
        25.09.2019 12:08

        Зачем дрова? Есть новые разработки в этом направлении. В 2017 году завод такой открылся в Цюрихе hightech.fm/2017/06/01/co2-2 с перспективой получения топлива.
        Получение пластика и тканей: hightech.fm/2018/11/24/co2-plast.
        Кроме того, установка на предприятиях, офисах и вообще в жилых домах систем по поглощению CO2 при очистке воздуха в помещениях позволит очень хорошо экономить на отоплении и охлаждении кондиционерами, т.к. в течение суток можно использовать воздух в замкнутом цикле. Прямая очистка и опосредствованная экономия на отоплении/охлаждении даст значительное снижение выбросов CO2 в атмосферу при создании микроклимата для человека.
        А это, я так понимаю, даже пригодится для электромобилей и в электроэнергетике вообще:
        neftegaz.ru/news/ecology/194256-nayden-novyy-sposob-pererabotki-co2-pozvolyayushchiy-umenshit-parnikovyy-effekt


        1. genind
          25.09.2019 12:34

          По поводу дров я говорил совершенно серьёзно. Это отличный источник энергии и более того составляет существенную долю в экономике. Просто все обычно учитывают выработку электричества, поскольку оно централизованно и его легко мониторить. А вот использование дров довольно тяжело. Сложно представить сколько всего КВт-часов сгорает во всех печках и буржуйках мира.

          Кроме того возможностей развития данного направления ещё довольно таки много. Таже селекция особых пород дерева под энергетические леса. В данной задаче можно беспрепятственно использовать возможности генной инженерии. В конце концов вместо деревьев можно использовать что то более удобное, например траву или водоросли.

          По поводу заводов по переработке CO2, безусловно они дают возможность получать топливо в более удобном виде и более удобным способом. Тут очень интересно было бы посмотреть на их эффективность в связке с солнечными батареями. Т.е. условно сколько квт-ч топлива за 5 лет мы получим если посадим км2 тополей и сколько получим если поставим там панели с фабрикой.


  1. striver
    23.09.2019 13:38

    Хм, в пятницу Германия объявила свой «Климатический пакет». Что касается элеткротранспорта — то крайне скромно и расплывчато. Да, я понимаю, что для страны сложнее что-то организовать в таких крупных масштабах, но Амазон с 100 тыс. грузовиков — это очень круто. Правда, я не уверен в том, что Ривиан справится с такими объемами.


    1. Old_Chroft
      23.09.2019 19:10

      Новые грузовики будут тестироваться компанией на дорогах, начиная с 2021 года. Первые 10 000 будут поставлены к концу 2022-го
      10 тыс. авто «начиная с 2021» и «до конца 2022» — не такая уж фантастическая цифра. 100-процентный переход можно растянуть до конца «плана» — до 2030 года. Получаем примерно 10.000 авто в год. Более того — производить планируют на уже существующем заводе. В статье это упомянуто: они купили завод Mitsubishi, находящийся в США, правда цена в $16.000.000 вызывает вопросы (землю и голые стены покупали?).
      Честно говоря только сегодня узнал о компании Rivian, и после прочтения нескольких статей создается впечатление что кто то делает своё «как тебе такое, Илон Маск». А с учетом того, что Amazon слегка недовольна Tesla


      1. striver
        24.09.2019 10:45

        www.greencarcongress.com/2019/01/20190116-dtf.html

        Продажи в США, график
        image