image

Введение


ABC анализ настолько же древний инструмент маркетологов, насколько и топорный. С точки зрения реального анализа данных он вряд ли будет представлять интерес. Однако, многие экономящие время, а порой и просто не обладающие иными методами изучения ассортиментной матрицы, прибегают к такому простому и на деле неуклюжему «АБЦ» анализу.

Простота использования и понимания – вот что цепляет обывателя. В этой статье я расскажу о том, как модифицировал ABC анализ для тех, кому в рабочем процессе не нужно было постигать тонкости и особенности статистики и анализа данных. Работаю я аналитиком в ресторанном холдинге и специализируюсь на мультиформатных заведениях, поэтому примеры будут соответствующими.

Так организационно сложилось, что шеф повара разных заведений давно использовали ABC как инструмент отбора блюд при формировании меню. При этом абсолютно не уделялось внимания тому, какой период выбирается (от нескольких недель до полугода).

В итоге, некоторые блюда вводившиеся в меню в качестве спецпредложений на короткий срок просто не могли конкурировать с блюдами, продающимися регулярно. Случалось это по той причине, что если выбран период в 3 месяца и салат X продается все 3 месяца, а новый салат Y всего 1, то у салата X намного больше шансов попасть в группу A или B, чем у салата Y.

Боремся с недостатком и смотрим, что получается


Идея модификации ABC ( назовем его «ABC+») заключается в том, чтобы для каждой позиции рассчитать к какой группе она принадлежит, с учетом только того периода, когда она продавалась. Т.е., если это новый продукт, или его наоборот, вывели из меню не так давно, а также, если были перебои с поставкой ингредиентов, такой анализ выдаст более корректную оценку для продаж данного продукта.

Чтобы показать отличия ABC и его модификации, для примера в пакете Excel создадим 1500 продуктов, продажа которых в месяц составляет от 1 до 20 тыс. руб. При этом каждый продукт появляется с 1-го по 12-й месяц. Т.е. будет задана ситуация, когда различные позиции появляются в меню в разное время и не выводятся из продаж.
Применим к данным ABC и ABC+ анализ с границами A до 50% кумулятивного (накопительного) итога, B до 80% (всё что выше — группа C). Могут быть применены и другие градации. При этом, рассчитывая в ABC+ массив для каждого продукта включая сумму его оборота и сумму оборота для всех других продуктов продававшихся в одни и те же с ним периоды. Из этого массива и рассчитывается, к какой группе принадлежит продукт. Всего создается 1500 массивов (т.е. матрица 1500Х1500). Сравним результаты полученные при помощи ABC и ABC+. Сперва рассчитаем, как часто продукты оказываются в одних и тех же группах в разных моделях, в зависимости от выбираемого количества месяцев (с самого последнего).

image

Как можно увидеть из графика, выбирая один последний месяц, ABC+ полностью дублирует ABC. Но рассматривая более широкие временные интервалы сходство между двумя инструментами постепенно пропадает. Причина различия заключается в том, что ABC с увеличением периодов все больше дифференцирует группу продуктов, продающуюся на регулярной основе с высокими оборотами. В то же время, ABC+, напротив, максимизирует потенциал блюд, вне зависимости числа периодов. Для примера отобразим, как изменяется % продуктов в группе С в разных моделях с изменением взятых периодов.

image

Вывод


В данном примере на упрощенной модели было продемонстрировано, как с помощью модификации инструмента ABC можно «сгладить» проблему, возникающую при включении в анализ позиций, продаваемых на протяжении не всего выбранного интервала. Такой инструмент в большей степени подходит для работников, в чьи обязанности напрямую не входит знание статистики, но которые включены в процесс принятия решений о вводе или выводе продуктов из продажи.

Конечно, ABC является инструментом, который может работать с любыми типами метрических данных. Не так важно, идет ли речь о разбивке товаров, клиентов, расходов. Однако, как и обычный ABC, модификация также обладает рядом недостатков, а именно: не работает с сезонностью, чувствителен к малому числу наблюдений, да и не избавляет в полной мере от принципа «богатый становится богаче», т.е. когда продукт настолько любим клиентом, что его популярность обеспечивает ещё большую популярность в дальнейшем. Кроме того, как и ABC, ABC+ лучше использовать на большом числе данных и с большой ассортиментной матрицей, дополнительно рассчитывая XYZ анализ.

В заключении, хочется добавить, что после интеграции ABC+ в меню нескольких кафе снова были добавлены блюда, считавшиеся не перспективными по результатам ABC анализа.

Комментарии (6)


  1. Mendel
    31.07.2015 23:57
    +3

    А? Что? Где? Как?
    Простите, но даже чуть понимая о чем речь, понять статью сложно.
    Раскройте термины, например «граница кумулятивного итога», хоть в двух словах опишите о чем вообще речь.
    Хоть одну формулу приведите для вашего АВС+, а то как-то вообще не понятно.

    Из статьи понятно следующее:
    Существует некий анализ данных, под названием АВС-анализ.
    Данный анализ разделяет товары (почему только товары? я лично видел клиентов а не товары) на три категории по степени важности (и то не факт, что человек не имевший с ним дело поймет даже это). Среди множества недостатков данного метода есть такой, который можно устранить — метод считает суммы за весь период, без учета того, что товар (клиент?) мог появляться и исчезать на протяжении периода анализа. Существует предложение учитывать период продаж товара (клиента?).

    Ну ок, давайте учитывать, чё.
    Только вы дайте хоть какой-то описательный алгоритм того, что было до, и что стало после.
    Предположу, что новый анализ делит сумму продажи по позиции (товар/клиент) на срок который она была в продаже (работали с клиентом?).
    Это да, круто (хоть и не очевидно), но вот совсем не понятно как вычислять этот период?
    Указывать вручную пользвателем?
    Вычислять по первому/последнему присутсвию в продажах?
    Но как тогда отфильтровывать искажения границ, если товар был в продаже но не продавался, потому что не покупали? Опять таки, Вы указали мол можно учитывать когда товар не продавался потому что не было ингридиентов. Круто, да. Но как узнать что внутри нашего диапазона был такой перерыв? Как его отличить от случайной флуктуации? Вот именно на такие вопросы было бы интересно услышать ответы, а не просто — нет интервалов, добавьте интервалы :)


    1. rekonchik Автор
      01.08.2015 09:11

      Спасибо, внес несколько правок.
      По поводу формул: здесь скорее алгоритм работы с данными, который описан в 2-х предложениях: «При этом, рассчитывая в ABC+ массив для каждого продукта включая сумму его оборота и сумму оборота для всех других продуктов продававшихся в одни и те же с ним периоды. Из этого массива и рассчитывается, к какой группе принадлежит продукт».
      Я реализовывал это на Excel, но зная алгоритм можно реализовать и на других программных пакетах (получше).
      Если правильно перенести идею на программный продукт, то пользователю нужно будет просто задать период начала и период конца для анализа.
      Вопрос про плохие продажи — в точку. Здесь, пожалуй, спасет только либо увеличение временной градации (вместо дней смотрим недели, вместо месяцев-кварталы), либо, работа с большим числом продаж (чтобы не было колебаний в продажах от 1 до 3-х единиц товара в месяц).
      Ну и обращу внимание на название статьи, ABC очень не надежный метод, и я его модификацией устраняю всего один недостаток, чтобы минимизировать ряд ошибок со стороны его использующих на ежедневной основе. Но на более качественном уровне анализа данных лучше использовать другие методы. Тут вам и кластеризации, и факторный анализ, и регрессионные модели разных мастей.


      1. trademet
        01.08.2015 16:15

        ABC сам по себе достаточно «колхозный» метод, ноги которого растут еще со времен работы амбарных книгах (и экселе, фи). Нормальный метод — не юзать ABC, а использовать сквозной рейтинг товаров, основанный на объеме продаж/доходности/частоте спроса и пр. Основной ответ на вопрос «а зачем вам нужен АВС ?»
        Есть брать АВС, то мы в нашей системе Mycroft Assistant (http://mycroftbs.ru) его как раз модифицировали под то, как вы описываете — можно посмотреть по результатам работы за день/неделю/месяц/год в динамике, а так же отследить когда один товар или клиент переходит из одной группы в другую (отсылается емейл). Применение АВС «по последнему периоду» достаточно специфическая вещь — есть свои нюансы. Не уверен что это подходит всем.


        1. rekonchik Автор
          01.08.2015 16:26

          Я и сам не люблю этот инструмент, но он очень популярен в нашей стране, от этого пока никуда не деться. А вот Excel не плохая прога, если её апгрейдить (например Data Mining) и освоить некоторые формулы. После неё хорошо изучать полноценные языки. Лично я сейчас R осваиваю и SQL.
          А если не секрет, как этот алгоритм называется, который я описал?


          1. trademet
            01.08.2015 16:32

            Если я верно понял то что вы доносили, то — никак. Обычный АВС, просто с тюнингом. PS: это не негативная характеристика.


            1. rekonchik Автор
              01.08.2015 16:37

              Ну это да, я это даже в названии указал:)