Продолжение статьи «Как взлететь на батарейках или немного теории электропарамотора. Часть 1».
4. Описание электропарамотора SkyMax.
В предыдущей статье уже фигурировала фотография внутреннего устройства используемой батареи в проекте. Она же — в собранном виде:
Кратко ее характеристики еще раз:
В сотрудничестве с фирмой, производящей парамоторы с ДВС «SkyMax paramotors» были приобретены бесщеточный электродвигатель «REX-30 2/3 turn»:
www.rotexelectric.eu/products/bldc-motors/rex-series
Параметры:
К нему напрямую на шкив устанавливается двухлопастный винт Helix диаметром 130 см.
И на том же сайте — контроллер.
Параметры контроллера:
Была использована стандартная скаймаксовская парамоторная рама с подвеской «SupAir». Батарея размещается в сумке на месте бензобака.
Контроллер электропарамотора имеет выносную панель-индикатор контроля параметров:
Данный индикатор позволяет видеть в режиме он-лайн в полете текущий потребляемый ток, напряжение батареи, а также температуры всех компонентов.
5. Практика и результаты замеров электрических параметров в полете.
Первый полет на крыле «Zorro» производил известный пилот, чемпион России по парамоторному спорту Евгений Столяров:
После этого уже мною было совершено около 30 полетов и суммарный налет составил около 7 часов.
На взлете подавался ток 280-300А и мощность, снимаемая с батареи достигала 16 кВт (это 21 л.с). Статическая тяга на стенде не измерялась, но полагаю, что речь идет о 57-60 кг. Взлет происходил очень уверенно где-то с 15 шагов.
(2:55 — я даю полный газ для демонстрации максимальной скороподъемности)
Полеты производились на параплане Тайран-4 24 кв.м. Триммера в основном использовались в нейтральном положении. Вес пилота с одеждой (меня) — около 90 кг. Вес установки — 29 кг.
Погодные условия: лето, осень, зима. Ветер до 3-4 м/с, иногда — термические восходящие потоки.
До первых испытательных полетов меня очень волновал вопрос, какая выйдет цифра потребляемой электрической мощности в горизонтальном полете. От этой цифры зависело очень многое, особенно темп нагрева батареи. Я ее пытался предугадать с помощью расчетов по различным методикам. Предыдущая статья была посвящена разбору одной из таких методик.
Я готовился к цифре 3.6-4 кВт, но реальность оказалась суровее — потребляемая мощность в установившемся горизонтальном полете оказалась стабильно около 4.7 кВт (55В 85А). Полагаю, что это связано с худшим КПД винта, чем теоретическое значение, из-за затенения винта рамой, сеткой и самим пилотом.
Это привело к тому, что вместо ожидаемых 39 минут время горизонтального полета на практике получилось 27 минут. В конце полета температура батареи успевала достичь 60 градусов, после чего контроллер плавно снижал мощность, оставляя около 10% заряда батареи неиспользуемыми.
Несколько раз я ставил целью достижение максимальной высоты сразу с момента взлета.
Оказалось, что оптимальный режим — это 8 кВт вкачиваемой мощности и скорость набора 1 м/с. Можно было набрать около 500 метров высоты за раз. Потом снова наступал нагрев батареи. И использовалось около 50% заряда. (то есть, полетав в термичке, дождавшись остывания батареи, можно было второй раз набрать еще 500 метров высоты, при этом не садясь на землю).
Что касается шума. Субьективно ситуацию можно описать так:
На 25% газа (небольшое снижение) — звук очень благородный, тихий шелест. В десятки раз тише бензинового парамотора. В этом режиме удобно находить термические потоки и набирать в них. Мотор не мешает, расход батареи крайне медленный, а снижение около 0.5-0.7 м/с.
На 40% газа (горизонт) — звук в принципе ненавязчивый, но уже не тихо. Винт шумит. И шумит как положено. Где-то половина от бензинового по уровню шума. Слушал в полете музыку в наушниках — приходилось ставить почти максимальный уровень громкости, чтобы музыка была слышна.
На 100% газа (взлет) — звук почти как у бензинового.
Очень интересно в полете отпускать газ и лететь в полной тишине. Такую операцию на электропарамоторе можно делать много раз. За пару секунд ты — почти свободник. Были полеты в термичку. Понятное дело, крутить термики с такой установкой не то же самое, что на свободной подвеске, но тем не менее на 200 метрах я спокойно без вариометра находил поток, крутил его и увеличивал время полета на одной зарядке на любое время, пока не надоест. Недостаток аэродинамического качества, маневренности с лихвой компенсируется возможностью снизить снижение за счет электротяги или вообще бросить поток и долететь до другого — более интенсивного.
Летал зимой в мороз. Какой-то разницы по сравнению с летом не заметил. Температурный режим батареи, время полета — все тоже самое. Потребляемая мощность в горизонте — те же 4.7 кВт.
Зарядка батареи:
Здесь я заряжал двумя зарядками: одна сдвоенная пластиковая 63В 9.5А и вторая алюминиевая на 10А, все соединено параллельно. В этом режиме батарея заряжалась за 2 с небольшим часа. С одной зарядкой — за 4-5 часов.
Выводы:
4. Описание электропарамотора SkyMax.
В предыдущей статье уже фигурировала фотография внутреннего устройства используемой батареи в проекте. Она же — в собранном виде:
Кратко ее характеристики еще раз:
- конфигурация 15S16P LG HG2;
- номинальное напряжение 55 В;
- ёмкость: 46 А-ч;
- диапазон рабочих напряжений: 45 — 63 В;
- продолжительный ток разряда: 80 А;
- кратковременный ток разряда: 320 А;
- запасаемая энергия: 2.6 кВт-ч;
- сечение силовых проводов 4х6 кв.мм;
- вес 12 кг.
В сотрудничестве с фирмой, производящей парамоторы с ДВС «SkyMax paramotors» были приобретены бесщеточный электродвигатель «REX-30 2/3 turn»:
www.rotexelectric.eu/products/bldc-motors/rex-series
Параметры:
- долговременная электрическая мощность: 8 кВт;
- кратковременная электрическая мощность: 20 кВт;
- вес: 5.2 кг.
К нему напрямую на шкив устанавливается двухлопастный винт Helix диаметром 130 см.
И на том же сайте — контроллер.
Параметры контроллера:
- максимальное напряжение: 63 В;
- максимальный батарейный ток: 250А.
Была использована стандартная скаймаксовская парамоторная рама с подвеской «SupAir». Батарея размещается в сумке на месте бензобака.
Контроллер электропарамотора имеет выносную панель-индикатор контроля параметров:
Данный индикатор позволяет видеть в режиме он-лайн в полете текущий потребляемый ток, напряжение батареи, а также температуры всех компонентов.
5. Практика и результаты замеров электрических параметров в полете.
Первый полет на крыле «Zorro» производил известный пилот, чемпион России по парамоторному спорту Евгений Столяров:
После этого уже мною было совершено около 30 полетов и суммарный налет составил около 7 часов.
На взлете подавался ток 280-300А и мощность, снимаемая с батареи достигала 16 кВт (это 21 л.с). Статическая тяга на стенде не измерялась, но полагаю, что речь идет о 57-60 кг. Взлет происходил очень уверенно где-то с 15 шагов.
(2:55 — я даю полный газ для демонстрации максимальной скороподъемности)
Полеты производились на параплане Тайран-4 24 кв.м. Триммера в основном использовались в нейтральном положении. Вес пилота с одеждой (меня) — около 90 кг. Вес установки — 29 кг.
Погодные условия: лето, осень, зима. Ветер до 3-4 м/с, иногда — термические восходящие потоки.
До первых испытательных полетов меня очень волновал вопрос, какая выйдет цифра потребляемой электрической мощности в горизонтальном полете. От этой цифры зависело очень многое, особенно темп нагрева батареи. Я ее пытался предугадать с помощью расчетов по различным методикам. Предыдущая статья была посвящена разбору одной из таких методик.
Я готовился к цифре 3.6-4 кВт, но реальность оказалась суровее — потребляемая мощность в установившемся горизонтальном полете оказалась стабильно около 4.7 кВт (55В 85А). Полагаю, что это связано с худшим КПД винта, чем теоретическое значение, из-за затенения винта рамой, сеткой и самим пилотом.
Это привело к тому, что вместо ожидаемых 39 минут время горизонтального полета на практике получилось 27 минут. В конце полета температура батареи успевала достичь 60 градусов, после чего контроллер плавно снижал мощность, оставляя около 10% заряда батареи неиспользуемыми.
Несколько раз я ставил целью достижение максимальной высоты сразу с момента взлета.
Оказалось, что оптимальный режим — это 8 кВт вкачиваемой мощности и скорость набора 1 м/с. Можно было набрать около 500 метров высоты за раз. Потом снова наступал нагрев батареи. И использовалось около 50% заряда. (то есть, полетав в термичке, дождавшись остывания батареи, можно было второй раз набрать еще 500 метров высоты, при этом не садясь на землю).
Что касается шума. Субьективно ситуацию можно описать так:
На 25% газа (небольшое снижение) — звук очень благородный, тихий шелест. В десятки раз тише бензинового парамотора. В этом режиме удобно находить термические потоки и набирать в них. Мотор не мешает, расход батареи крайне медленный, а снижение около 0.5-0.7 м/с.
На 40% газа (горизонт) — звук в принципе ненавязчивый, но уже не тихо. Винт шумит. И шумит как положено. Где-то половина от бензинового по уровню шума. Слушал в полете музыку в наушниках — приходилось ставить почти максимальный уровень громкости, чтобы музыка была слышна.
На 100% газа (взлет) — звук почти как у бензинового.
Очень интересно в полете отпускать газ и лететь в полной тишине. Такую операцию на электропарамоторе можно делать много раз. За пару секунд ты — почти свободник. Были полеты в термичку. Понятное дело, крутить термики с такой установкой не то же самое, что на свободной подвеске, но тем не менее на 200 метрах я спокойно без вариометра находил поток, крутил его и увеличивал время полета на одной зарядке на любое время, пока не надоест. Недостаток аэродинамического качества, маневренности с лихвой компенсируется возможностью снизить снижение за счет электротяги или вообще бросить поток и долететь до другого — более интенсивного.
Летал зимой в мороз. Какой-то разницы по сравнению с летом не заметил. Температурный режим батареи, время полета — все тоже самое. Потребляемая мощность в горизонте — те же 4.7 кВт.
Зарядка батареи:
Здесь я заряжал двумя зарядками: одна сдвоенная пластиковая 63В 9.5А и вторая алюминиевая на 10А, все соединено параллельно. В этом режиме батарея заряжалась за 2 с небольшим часа. С одной зарядкой — за 4-5 часов.
Выводы:
- Теоретические расчеты в целом оказались верны. Погрешность в 20% для принципиально нового типа силовой установки — это хорошее попадание. Тем не менее, был получен урок, что следует закладывать на будущее определенный энергетический запас.
- Получился летательный аппарат, который хорошо подошел бы пилотам, которые живут в загородной местности рядом с подходящей территорией для полетов. Совершить прогулочный полет, повыпаривать в вечерных спокойных термиках, останавливать работу электродвигателя и летать в абсолютной тишине — все это возможно с электропарамотором.
- Электропарамотор может также оказаться хорошим выходом для тех, кто не хочет иметь дела с запахом бензина, настройкой карбюратора.
- Городить систему охлаждения батареи — не хочется. В следующих испытаниях будет необходимо проверить, какой эффект даст использование более продвинутого параплана с бОльшим аэродинамическим качеством. Потребная мощность упадет — ток снизится — проблема перегрева уйдет — время полета вернется ближе к расчетным значениям. Тем более, это будет касаться пилотов, которые легче и имеют вес до 75-80 кг.
Комментарии (61)
fmkit
10.11.2019 03:45Я так понял что Илья решает проблему в лоб, не опираясь на чужой опыт. По мне так один большой проп это дорого и минимум реданданси (совсем не безопасно) — на коммерческих коптерах 6 или 8 небольших пропов, если один ESC выйдет из строя можно безопасно сесть где удобно, небольшие пропы легче балансировать и получать по почте. Я собираюсь 3 БУ (были $200 стали $30 из-за проблем с Ли-Ион) ховербордов передалать на PPG, т.е будет сетап с новыми акками на 6-и моторах меньше чем за $1000 + канопи. Прошивка на регулятры от ховербордов есть на гитхабе, моторы почти бесплатно.
orlovpyotr
Круто!
Бюджет?
shef35316 Автор
Около полмиллиона.
orlovpyotr
Сколько будет при мелкосерийке? (Неожиданно жестковато, думал будет до 250)
shef35316 Автор
Тут дорогой европейский комплект мотор+контроллер. Если перейти на моторы и контроллеры отечественной разработки (первые экспериментальные образцы появляются) — то есть возможность радикально снизить цену.
Stas911
А братья-китайцы не делают подходящих моторов? Вроде у них есть и здоровенные мощные модели
shef35316 Автор
Да, в последнее время появились модели. Собираю информацию о них.