Часть 1. Поиск работы: источники, резюме, собеседование с HR
Часть 2. Устройство и адаптация: собеседуем с боссом, проходим испытательный срок с ветерком
Часть 3. Работа в роли новичка: рост в компании
Часть 4. Работа в роли опытного сотрудника: как не перегореть
Часть 5. Увольнение: я ухожу красиво
Работаю работу на работе — а зачем?
Ход вашей карьеры зависит от того, что вы от неё хотите. Определитесь с целями: зачем вы пришли на эту работу? Конечно, единственной причины быть не может, но какая-то одна всегда превалирует. Именно она и ляжет в основу вашего поведения и вашего развития в компании.
- Интересная сфера, интересный проект. Это один из лучших вариантов: если вы готовы вкладываться в развитие проекта (даже за меньшие деньги), вы сильно прокачаете себя как профессионал. Общность интересов внутри таких компаний (или даже проекта внутри крупной компании) сглаживает многие проблемы, и фактически с первых дней можно стать полноценным членом команды. Хуже, если интерес есть только у вас, а у остальной команды — рутина; в таком случае будет сложно, вы будете белой вороной.
- Высокий (или необходимый) уровень дохода. Отличный мотиватор для того чтобы пережить период адаптации и не порываться уйти за каждое обидное слово или сорванную задачу. Как правило, в коммерческих компаниях знают, за что платят деньги и нужно быть готовым работать на всю предложенную сумму. Проблемы могут быть связаны с конкуренцией с другими сотрудниками, с командной работой (торможение процессов, слабые звенья, «сотрудники-прицепы» на проекте).
- Перспективы карьерного роста внутри компании. Как правило, этот пункт точно не бывает одним, сопряжён с несколькими другими. Если ваша генеральная цель — занять высокую должность в компании, ищите свою стратегию, опирайтесь на профессионализм и попробуйте найти себе «наставника», то есть человека, который без подвоха направит ваше развитие. Только умейте быть благодарными, а не подсиживать и оттирать. От такой карьеры стоит ждать один лишь закон бумеранга.
- Карьерная ступенька — компания нужна для портфолио и резюме. Бывает, что и задачи «ну такоэ», и деньги так себе, но есть возможность получить хорошую должность и уже с неё стартануть в новую компанию на хороших условиях. Если это единственная цель, приготовьтесь к конкуренции и твёрдо идите по профессиональному пути, будьте готовы применять софт-скиллы, искать компромиссы, а иногда, увы, балансировать на грани морали. Не стоит идти по головам.
Мало ли кто наклонится шнурки завязать :) - Просто вынужденный выход на работу. Не самый лучший вариант, который чаще всего поджидает нас в начале карьеры или при переходе в новую сферу. В таком случае лучше просто добросовестно делать свою работу, нормально общаться и быть в стороне от карьерных игр. А вообще — ищите радость в труде. Иногда временный вариант затянет лет на 6, а то и 10. И это серьёзно, без сарказма.
Лайфхаки на память
Прежде, чем погружаться в работу, запомните несколько хитрых лайфхаков — они вам помогут.
- Присмотритесь к традициям и привычкам вашего коллектива (отдела, опенспейса) и сделайте что-то в рамках этих особенностей: принесите вкусную еду, фрукты, поиграйте после работы в игры, потратьте вечер пятницы на пиво с чипсами и дебатами за жизнь и работу. Не акцентируйте внимание на своём присоединении, все и так всё заметят.
Новый офис глазами новичка - Если в компании приветствуется BYOD или просто не запрещено использовать свои гаджеты, берите с собой планшет или небольшой ноутбук с отдельным мобильным подключением — так вы сможете избежать неприятностей из-за блуждания по левым сайтам и соц. сетям. Даже в лучших и самых лояльных в мире контрах на это могут обращать внимание в первое время.
- Если в компании есть служба внутренней безопасности (не охрана, а реальные информационные безопасники), старайтесь не вызвать у них подозрения: крупные распечатки, флешки, личная почта и проч. подождут. Невинные действия могут вызвать не праздный интерес.
- Тщательно изучите корпоративный портал или корпоративный чат, даже если вы суровый дядя, чуждый сплетен и гордый профессионал. Эти оазисы неформального общения расскажут вам о коллегах, компании, положении дел и о руководстве очень многое.
- Тяжелее всего быть новеньким до следующего новенького. Как только кто-то ещё появится в вашем подразделении, считайте всё, вы старичок. Если до этого момента не очень сложилось с коллективом, возьмите шефство над новеньким: а) все будут рады, что с них снята эта задача; б) вы получите гарантированного союзника и друга на какое-то время (бывает, что навсегда).
Вы не должны это делать
- Лезть с советами по развитию бизнеса, кода, команды в первые несколько недель, а то и месяцев работы. Это как минимум неприлично, как максимум — абсолютно глупо: если вы начнёте сыпать советами, не разобравшись в процессах, бизнесе, связях компании, вы будете выглядеть как непрофессионал.
- Навязывать собственные или привнесённые с прошлой работы стили и стандарты: code style, стек технологий, правила общения и т.д. У компании, в которую вы устроились, есть свои правила и процессы, основанные на опыте, требованиях, специфике бизнеса. Чуть позже вы сможете предложить обоснованные изменения, улучшения, но совершенно в другой форме, а не в виде: «А у нас в ООО «Ромашка»…».
- Взламывать информационные системы и тестировать инфраструктуру на прочность. Объяснять нужно? Наверное, нет. Нет, даже в поисках уязвимостей и защиты не надо — лучше расскажите о своих подозрениях сисадмину или руководителю. Так вы обезопасите и компанию от возможных брешей, и себя от ненужных подозрений. А вот когда станете «да он у нас с начала века», можете смело пентестить — кто, если не вы :-)
- Задавать вопросы личного характера коллегам и о коллегах. Вы можете спросить о машине или хобби, поддержать беседу о путешествиях, но не стоит узнавать, замужем ли та чика с белым ирокезом, есть ли дети и семья у суровой начальницы и какую веру исповедует админ Иван Ибрагимов.
- Задавать вопросы об уровне дохода. Во-первых, это неприлично, во-вторых, эта информация вам ничего не даст, кроме нервов, в-третьих, в большинстве компаний такие вопросы официально признаны неэтичными, запрещены и могут караться мерами вплоть до увольнения.
- Игнорировать корпоративную культуру или смеяться над ней. Да, корпоративы бывают дурацкими, активности ненужными, поздравления глупыми. Но, во-первых, это уже сложившийся процесс и его нужно принять, а во-вторых, корпоративная культура — это тоже работа ваших коллег, например, HR или даже DevRel. Но вы можете предложить сделать частью культуры митапы, билеты на конференции, встречи и интеллектуальные игры.
Что делать, чтобы расти в компании?
У меня интересная трудовая история. Первые 3 места работы в 2006-2007 гг.: 8 месяцев, 13 дней и 6 месяцев. Причины уйти рисовались мгновенно: дурная начальница, далёкое месторасположение, неинтересные задачи. Ну, молодо-зелено. Так бы продолжалось и дальше, если бы директор по персоналу крупной конторы не сказала мне: «Мы тебя берём. Но с такими периодами работы тебя скоро никто не возьмёт. Камень на месте обрастает. Уволиться ты успеешь всегда, а вот пережить, собраться и немного поменять себя — полезный опыт». Той компании было отдано 5 лет и половина души, несмотря на аж полтора года тяжёлой адаптации. Из компании вышел не пуганый желторотик, а опытный молодой профессионал, которого даже без собеседования взяли в новую компанию.
Честно говоря, сейчас в ИТ, да не только в них, ещё сложнее — расти приходится среди молодых да ранних, рвачей, экспертов, мнимых экспертов, фаворитов и т.д. Поэтому стратегия «будь профи и будь что будет» не работает: нужно стараться работать в нескольких направлениях. Даже если ваш экстраверт открыт миру, даже если ваш интроверт не приемлет ничего, кроме профессионализма и анархии.
- Хорошо работать. Ваш кэп.
- Не бояться ошибок. Ошибается тот, кто ничего не делает. Важно знать, как найти свою ошибку и как её исправить, а заодно запомнить и никогда больше не повторять. Адекватные руководители спокойно относятся к ошибкам, помогают с ними справиться.
- Привносить в работу что-то новое. Особенно это просто делать в IT. Это не значит, что нужно агитировать всю команду переписать весь проект на Brainfuck, но нужно обязательно применять какие-либо новые способы сделать ваш софт лучше, быстрее, надёжнее, вводить новые функции. Будьте в своей команде early bird.
- Создать свой уникальный блок деятельности — высший пилотаж. Если вы сможете создать новое направление в работе компании и заняться его развитием, это будет отличный способ сыграть ключевую роль в компании. Не обязательно придумывать новый продукт, это может быть и новый способ продвижения, и переход на микросервисы, и перевод инфраструктуры на Linux, и проч. Главное, помнить, что ваши рацы должны быть рацами: окупаемыми, полезными и управляемыми.
- Разговаривать со своим руководителем как с первым среди равных. Никаких заискиваний, лести, подобострастия — только рабочий диалог, разумный спор, умение отстоять своё мнение и принять чужое. Если руководитель самодур, старайтесь просто хорошо работать, если активный самодур — там ниже есть инструкция, как сменить отдел. Увы, иногда вы потеряете больше нервов, чем получите профита.
- Непрерывно обучаться и развиваться. Читайте специальную литературу, Хабр, изучайте английский, осваивайте новые технологии. IT ведь как устроено: заболел гриппом, ушёл на больничный, вернулся — всё новое, ты за бортом :-) А если серьёзно, обучение развивает мышление и позволяет мыслить шире. Не останавливайтесь, отстанете.
- Проявлять софт скиллы. Мне тоже близка история про удалёнку, котиков и тотальную интроверсию, я большинство из вас понимаю. Но сейчас время не просто профессионализма, но и, будь он неладен, эмоционального интеллекта: нужно уметь ладить с людьми, общаться, строить социальные связи, налаживать хорошие знакомства. В общем, быть не просто умным, но и классным парнем (девчонкой).
- Видеть горизонт своей карьеры. Не забывайте о себе: отслеживайте, как вы растёте в карьерном плане, замечают ли ваши успехи и достижения. Если вы чувствуете, что ваш горизонт закрыт, ищите выход. Увы, иногда это может быть выход из офиса компании. Но об увольнениях будет отдельная статья.
И главный совет: не бросайтесь заявлениями сгоряча, постарайтесь привыкнуть, освоиться, вникнуть в работу, переждать не самые яркие и интересные будни. В конце концов, работа это не то чтобы праздник, который всегда с тобой. Она должна приносить удовольствие, но не сплошное, особенно в начале.
Всё катится под откос! Спасите!
?Если не задалось с работой
Даже если вы опытный профессионал, с рабочими задачами может не заладиться. Например, не «зашёл» проект, чужды принципы разработки, непонятна позиция руководителя (из реального — scrum-митинги длились в 5 раз дольше самих спринтов), установлены неадекватные KPI (отдел маркетинга получает вычеты из-за пролётов отдела продаж) и т.д. Ну или просто не пошла работа, оказалась слишком сложной или не по квалификации простой. Если в остальном в компании всё устраивает, не стоит бросать заявление на стол, нужно попробовать что-то поменять внутри.
- Поговорите с ближайшим адекватным руководителем или с генеральным, если он доступен (в малом и среднем бизнесе почти всегда). Объясните ситуацию и попросите найти вам другую работу внутри компании. Никого не вините, не признавайтесь в том, что не справились, работайте по схеме «у меня есть скиллы и желание, давайте найдём им лучшую точку приложения». Акцентируйте разговор на своих преимуществах, а не на недостатках окружающего мира и коллег.
- Если вы по какой-либо причине не можете поговорить с руководителем, пообщайтесь с HR. Они прекрасно знают, что переместить уже нанятого сотрудника гораздо дешевле и проще, чем искать нового. HR возьмёт на себя общение с остальными участниками процесса и вы сбережёте силы и время, а заодно избежите трудностей аргументации.
- Если вы понимаете, что и задачи хороши и работа нравится, но вам чего-то не хватает, поговорите руководителем/HR не о переводе, а о внутреннем или внешнем обучении, попросите помочь «въехать» в продуктивную работу. Иногда 5 часов в переговорной с опытным коллегой хватает для того, чтобы перестроиться «на рельсы» именно этой компании.
?Если не заладилось с коллективом
Каким бы это странным ни казалось, но не так страшны проблемы с работой, как с коллективом. Всё просто: если рабочие задачи можно исправить, научиться, что-то поменять, то межличностные отношения нанесут на ваши рабочие будни свой специфический отпечаток. Причины негативного отношения к коллеге или конфликта в коллективе часто кажутся иррациональными, но почти всегда имеют твёрдое, внятное основание (зависть, страх, конкуренция, неприязнь). Нет ничего хуже, когда конфликт становится помехой в рабочих отношениях, но это неизбежно. Ситуации бывают разные, но есть несколько действий, которые лучше предпринять во избежания эскалации конфликта.
- Если есть хотя бы 1% шанса, отклоняйтесь от ссоры и не допускайте открытого конфликта.
- По возможности не выносите конфликт в публичное пространство, старайтесь либо уладить, либо минимизировать общение и работу с оппонентом. Но если ваш оппонент ведёт себя иначе, постарайтесь ему не позволить насадить всем его версию проблемы.
- Не разводите сплетни — сдержанность и спокойствие сыграют вам на руку.
- Найдите корни конфликта, поймите, что послужило причиной конфронтации. Как только вы поймёте, что именно спровоцировало проблемы, вы сможете повлиять на ситуацию, изменить поведение или вообще решить проблему.
- Будьте готовы к тому, что союзники будут и у вас, и у вашего оппонента. Не устраивайте войну, играйте в дипломата — будьте с вашими союзниками в три раза вежливее, приятнее и корректнее в работе.
- Если случился эмоциональный разговор (читай — разборка), не поддавайтесь, не кричите, не грубите. Всё хамство сыграет против вас, вся сдержанность обеспечит вам твёрдую почву под ногами.
- Обязательно найдите время и способ поговорить с оппонентом лицом к лицу, расспросить о причинах, обсудить ситуацию. Нередко такой разговор разрешает конфликт навсегда. Главное, чтобы разговор был прямолинейным и честным. (История из жизни. Новая девушка-аналитик внезапно стала объектом ненависти директора по АСУ (женщины). Это была лютая ненависть, новенькая плакала в туалете и съела всю валерьянку из аптечки. Мы были растеряны — слёзы на работе это всегда стресс для коллектива. Инициировали их беседу на кухне. Через час они вышли светящимися и стали отличными коллегами и почти подругами. Оказалось, что курящая новенькая через месяц работы во время смеха на перекуре во дворе в шутку похлопала по спине инженера, мужа начальницы. А та случайно увидела и приревновала. Глупая мелочь стала проблемой почти на полгода!)
- Главный совет: старайтесь работать безупречно — в такие периоды вас обязательно будут стараться подловить.
Я пишу текст и знаю, что внутри некоторых читателей на этом месте вскипает возмущение: «Я не виноват, против меня ополчились, а я ещё и паинькой быть должен?!». Эта же мысль кипит в голове во время личностного конфликта на работе. Нет, не паинькой — просто зрелым, сдержанным взрослым человеком, который знает себе цену и ходит на работу не за дрязгами.
Советы периода корпоративного взросления
Ну и напоследок — несколько коротких советов.
- Постоянно дорабатывайте резюме. Пусть оно будет в боевой готовности.
- После полугода работы взвесьте свои слабые и сильные стороны. Сделайте выводы, наметьте пути развития, образования и самообразования.
- Не берите первый отпуск сразу после 6 месяцев работы. Продемонстрируйте лояльность компании, сделайте эту крошечную жертву.
- Не замыкайтесь на работе — у вас должны быть хобби, интересы, какая-то жизнь за пределами компании.
Если вы нашли свою профессию и своё дело, сделайте его марафоном: развивайтесь поступательно, держитесь за хорошие места, помогайте младшим коллегам, вникайте в отрасль, погружайтесь. Цените то, что у вас есть на данный момент и делайте это чуть лучше. Всё сложится.
Комментарии (6)
rjmonolog
22.11.2019 16:46+2Хороший ряд статей. Нравится. Как раз сейчас нахожусь в стадии «Как бы устроился, а потом предложили работу в большой компании и сижу жду результатов интервью» =)
npetrenko
23.11.2019 14:13+1Для меня тоже первые дни на новой работе были самыми тяжелыми психологически. Все время в голове крутились мысли «Как бы не сплоховать, как бы оправдать доверие»
vladinozem
24.11.2019 16:21Да, очень трудно приходится в первые дни работы на новом месте. Напряжение колоссальное, ответственность давит… Очень тяжко
halted
25.11.2019 08:20Специально первую неделю стараюсь ничего не делать на новом месте и при вопросах объясняю это тем, что за первую неделю хороший результат можно показать только при эффекте низкой базы.
В остальном давно заметил, что человек «рвущий со старта» через месяц-полтора ударяется в прокрастинацию, и наборот, кто начал с малых оборотов потом долго выдерживает темп и результативность.
hwtz
25.11.2019 18:54Здесь вот пишут о том, что надо с первых дней показать работодателю, что ты полностью подходишь на должность, и даже больше. У меня на последних местах работы была проблема — во время испытательного срока выполнял все поручения, получал хорошую обратную связь, но объем работы всё увеличивался и увеличивался, будто работодатель искал ту границу, после которой я сломаюсь. И я ломался — приходил к непосредственному руководителю и мягко сообщал, что объем и характер работы не соответствует должности и окладу. Каждый раз мне говорили, что я отличный работник и смогу сделать еще лучше. И каждый раз в ответ я замыкался в себе на неделю, а через неделю выплевывал из кокона заявление об уходе.
Не надо прыгать с места в карьер[у]. Если можешь досчитать до 10, остановись на трёх.
Ilha
Чёткое послание на клавиатуре на КДПВ. Жаль, что раньше не знал.