Фермерское бюро Калифорнии (The California Farm Bureau) отказало фермерам в праве чинить свое оборудование, не обращаясь к дилеру.
Война фермеров-инженеров и производителем тракторов John Deere началась в 2015 и продолжается до сих пор. Вот примерная хронология на Хабре:
- Самостоятельный ремонт трактора John Deere — нарушение закона DMCA (2015)
- Фермеры США все еще пытаются добиться права ремонтировать собственные тракторы John Deere (2016)
- Американские фермеры взламывают и устанавливают украинскую прошивку на тракторы (2017)
- Почему американские фермеры обходят DRM тракторов украинской прошивкой — анализ ситуации (2017)
Какое будущее нас ждёт?
Предлагаем вам перевод самой последней статьи на эту тему в достаточно авторитетном журнале Wired.
Борьба за право чинить свои собственные вещи потерпела огромную неудачу.
Кто хоть раз ремонтировал электронику, знает, что нужно чинить как железо, так и софт. У фермеров есть «профсоюз», и этот профсоюз подписал соглашение, согласно которому, теперь фермерам запрещено иметь доступ и изменять исходный код в их тракторах и прочей технике.
Калифорнийское фермерское бюро (The California Farm Bureau), насчитывающее 2,5 миллиона рабочих мест, отказало фермерам в праве покупать запчасти, не проходя через дилера. Теперь фермеры не могу менять настройки в двигателе, внедрять новые функции и подгонять свою технику под меняющиеся экологические стандарты. Хуже того, их профсоюз гордится этим нововведением.
Фермерам очень важно самим ремонтировать свое оборудование. Ждать несколько дней пока John Deere отправит техника, чтобы тот починил комбайн, – непозволительная роскошь для фермера во время сбора урожая. Кроме того, фермеры — довольно рукастые ребята. Они чинят свои машины уже целую вечность. Зачем тратить тысячи долларов на то, что легко можно починить самим? Однако, сельскохозяйственное оборудование становится все более сложным и электронным, и у фермеров зачастую просто нет нужных инструментов, чтобы привести все в порядок, несмотря на то, что именно фермеры более всего заинтересованы в работе своих машин. Все усугубляется еще и тем фактом, что John Deere (и другие компании по производству оборудования, представленные the Far West Equipment Dealers Association) прикрываются законом об авторских правах, что мешает фермерам еще больше.
Монополии на ремонт оборудования очень выгодны, это огромный бизнес. Далеко ходить не надо, к примеру, компания Apple всегда запрещала ремонт своей техники и приобретение деталей у кого-либо другого, кроме нее самой. Именно по этой причине Big Ag так не хочет идти на уступки движению фермеров за право на ремонт.
На первый взгляд, это соглашение кажется выгодным для фермеров. Согласно пресс-релизу, дилеры предоставляют доступ ко всем необходимым руководствам и инструкциям по эксплуатации, а также диагностике, в общем, всему, что поможет фермеру или владельцу ранчо решить все проблемы с оборудованием. Звучит вполне честно.
Но если у фермеров не будет доступа к запчастям и диагностическому программному обеспечению, то все это теряет смысл. «Я за любые нововведения, которые помогут мне чинить свои машины», — говорит Jeff Buckingham, владелец ранчо San Luis Obispo. «В конце концов, я купил это все и хочу, чтобы все работало, а я мог это починить, не дожидаясь помощи дилера».
В соглашении нет ничего нового. John Deere и компания уже «уступили» фермерам и ранее в этом году запустили сервисные руководства в продажу. Должно быть, они осознали неизбежность своего положения, когда новый закон о праве на ремонт электроники был введен в Калифорнии в марте. Законопроекты о праве на ремонт оказались чрезвычайно популярными среди избирателей – Массачусетс принял свой законопроект о праве на ремонт автомобилей в 2012 году с поддержкой 86 процентов избирателей.
Испугавшись законопроекта, дилеры сельскохозяйственной техники стали распространять листовки о том, что они всячески поддерживают новый закон и готовы предоставить руководства пользователя и всю необходимую информацию к 2021 году. Но в то же время они настаивали на различиях между правом ремонтировать транспортное средство и правом изменять программное обеспечение. Но загвоздка в том, что софт контролирует всю машину.
Как сообщил Jason Koebler из Motherboard, этот флаер как две капли воды похож на соглашение, которое только что заключило фермерское бюро (the Farm Bureau). Листовка и соглашение содержат одинаковые ограничения:
- Не сбрасывать систему иммобилизатора
- Не перепрограммировать электронные блоки управления или модули управления двигателем.
- Не изменять параметры оборудования или двигателя, которые могут навредить окружающей среде или безопасности.
- Не скачивать и не предоставлять доступ к исходному коду любого встроенного патентованного программного обеспечения.
В итоге все упирается в эти ограничения. Если бы автомеханики не могли бы перепрограммировать автомобильные компьютеры, большая часть современных ремонтных работ была бы просто невозможна. Если механику нужно починить кондиционер в Civic, наверняка ему нужно будет перепрограммировать электронный блок управления. Электроника контролирует все основные функции основного сельскохозяйственного оборудования, из-за одного датчика вся машина может перестать работать. Изменение софта – большая часть современного ремонта.
Кроме того, если фермер не может изменять систему, контролирующую выбросы, то ему придется каждый раз покупать новую технику, чтобы соответствовать эко стандартам. И это очень коварно со стороны таких компаний, как John Deere.
Именно поэтому фермеры борются за право вносить изменения в софт. Американская федерация фермеров, национальная ассоциация производителей кукурузы и национальный союз фермеров (the American Farm Bureau Federation, the National Corn Growers Association, the National Farmers Union) работают с фондом электронных рубежей (Electronic Frontier Foundation) и ходатайствуют перед управлением авторских прав США, чтобы освободить сельскохозяйственную технику от положений закона об авторских правах в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act).
It is necessary to access the electronic control units to diagnose and repair a malfunctioning agricultural vehicle, as well as to lawfully modify the functions of a vehicle based on the owner’s specific needs in cultivating his or her land.
В их петиции сказано, что фермерам необходимо иметь доступ к электронным блокам управления для диагностики и ремонта своих машин, а также законно изменять функции транспортного средства в зависимости от конкретных потребностей.
Многие фермеры изменяют свое оборудование в соответствии с потребностями своей земли. Члены сообщества электроники сельскохозяйственной техники Farm Hack разработали пользовательские семенные ролики, напечатанные с помощью 3D принтера, запрограммировали Arduino для укрепления тепличных систем и разработали все виды датчиков и сигналов предупреждения. Группа студентов из университета Cal Poly работает над реверс-инжинирингом протокола программного обеспечения John Deere. А также сторонняя компания под названием Farmobile делает устройство, которое подключается ко всем видам крупной сельскохозяйственной техники, чтобы фермеры могли получить доступ к данным, минуя John Deere.
tractorhacking.github.io
Вся Америка следует за калифорнийскими фермерами, что неудивительно, ведь штат Калифорния производит больше продовольствия, чем любой другой в стране, на его долю приходится две трети всех выращенных в США фруктов и орехов. Соглашаясь с фейковым различием между «ремонтом» и «изменением софта», Калифорнийское фермерское бюро (The California Farm Bureau) только усложнило работу фонда электронных рубежей (EFF). Вместо того, чтобы предоставить фермерам право на ремонт, это соглашение только запутывает. Более того, оно может закрепить культурный прецедент для производителей электроники, которые хотят запретить сторонним техникам изменять софт устройства.
Как нация защитников ремонта, мы должны отказаться от таких беззубых сделок. Право на ремонт надо определить так, чтобы выгодно было физическим лицам и мелким производителям, а не корпорациям.
Данной сделке не выиграть права на ремонт, что бы там не говорили John Deere или the California Farm Bureau. Реальный прогресс не наступит до тех пор, пока штат не выпустит реальный законопроект Right to Repair legislation. Но динамика набирает обороты. 20 штатов, включая Айову, Канзас и Небраску, рассматривали законопроекты в этом году. Несмотря на то, что ни один еще не прошел, John Deere явно стало не по себе.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Читать еще полезные статьи:
Комментарии (103)
200sx_Pilot
28.11.2019 20:16+3Америка.
Фермер может заключить с обслуживающей компанией соглашение, в котором прописана ответственность за задержки при устранении неисправностей по вине ремонтника.
Может подать на ремонтника в суд при срыве сроков полевых работ из-за простоя техники по причине неспешного ремонта.
Могут покупать тракторы «беларус» или «кировец», которые чинятся кувалдой, ломом, электросваркой.
Фишка в том, что они хотятизменять систему, контролирующую выбросы… изменять параметры оборудования или двигателя, которые могут навредить окружающей среде или безопасности.
вместо того, чтобы бороться с этими самыми выбросами и поддерживать безопасную эксплуатацию.
А когда при снятой блокировке кому-нибудь из них оторвёт руку — подадут в суд за то, что производитель не предусмотрел запрета возможности снятия блокировки.
Короче, как с бабами — косо глянул = приставал.
Погладил филей = почти изнасиловал.
Потом жалуются кругом, что их никто не е… ублажает сексуально.
[/sczm]AmdY
28.11.2019 20:33Так а Белорус делает тоже самое, продают трактора в лизинги, а вместе тех обслуживание, ты даже стекло сам заменить не можешь, простаиваешь и ждёшь, пока приедут. А они в Беларуси мог две недели ехать, что для уборочной ужас.
Да и не трактора едины, сейчас софт так же продаётся, в нагрузку получаешь местный стор с конской коммисией.200sx_Pilot
29.11.2019 03:23+3Так не путай лизинг с собственностью.
В лизинге до окончательного расчета трактор фермеру не принадлежит, так что не ему стёкла менять.
Спасибо хоть работать позволяют иногда.
Купи в собственность и хоть от КАМАЗа мотор пихай в него, разве что с гарантии снимут.Aquahawk
29.11.2019 08:44А что ты будешь делать если дилер у тебя в стране не продаёт. Не хочет. В лизинг даёт, продавать — не продаёт.
MagisterLudi
28.11.2019 22:09А с автомобилями та же фигня?
dzsysop
28.11.2019 22:23+3Думаю плюс-минус да. Просто среднестатистический водитель не лезет в электронику своего автомобиля.
90% автовладельцев в Штатах или Канаде даже резину поедут менять в гараж а может и 99%. И почти в любом гараже есть аппарат для подключения и сброса каких-то основных настроек.
Тут же речь именно про фермеров, которые реально выделяются на фоне среднего населения тем что не забыли как и что делается руками, живут зачастую отдаленно от городов, имеют целый парк всякой техники, имеют штат наемных постоянных или сезонных рабочих, в общем умеют реально жить очень автономно. Поэтому средний фермер очень отличается от среднего автовладельца. Но и поставщиков тракторов намного меньше чем поставщиков автомобилей, меньше конкуренция, меньше дилеров и меньше гаражей кто будет заниматься ремонтом, меньше посторонних поставщиков запчастей, меньше альтернатив для потребителя и т. д. То есть рынки похожи (автомобилей и сельхозтехники), но они разные. Это можно сравнить с рынком цифровых фотоаппаратов. Ширпотреба много, а рынок профессиональных зеркалок камер по сути поделили Canon и Nikon. И причина не только в том что они это умеют лучше других, но и в том что обвеска (плуги, бороны и что там у них сеялки-веялки и т.д.) составляет существенную часть стоимости владения (и скорее всего не совместима с тракторами других производителей). И покупается и обслуживается все скопом и финансируется скопом и зачастую подвязанно к каким-то программам правительства и все это долгосрочно а не на год два а скажем на 5-10. Плюс обучение персонала. И это я только навскидку накидал как человек никогда не сталкивавшийся с этими тракторами вживую на ферме.nlykl
28.11.2019 23:5290% автовладельцев в Штатах или Канаде даже резину поедут менять в гараж а может и 99%.
Разве у нас не так же?
Резина != колеса в сборе.
balamutang
29.11.2019 14:01Ну о ДжонДира ограничения по софту какие-то хардкорные и стоимость работ тоже высокая, так бы никто и не возмущался если бы стоимость обслуживания/запчастей была адекватная.
А что касается навесного — оно при небольших переделках подойдет куда угодно, но опять же скорее всего все зарезано по софту — чтоб не подходило.
s37
29.11.2019 16:43+1Тут нюанс заключается ещё в том, что у фермеров работа сезонная и когда у них «отпуск», т.е. нет полевых, они как раз и занимаются ремонтом техники. Они не зарабатывают в это время, но, условно, и не тратятся, делают сами. А если обращаться к кому-то то они не просто будут «не зарабатывать», а ещё и тратиться, что невыгодно вдвойне.
aleksandros
28.11.2019 22:53+1Это уже не профсоюз, это какое-то вредительство.
SantaCluster
29.11.2019 07:47+2а они не могут все разом покинуть этот «профсоюз» и создать новый, который будет за фермеров, а не за корпорации?
speshuric
29.11.2019 00:58Как вы правильно отметили в начале статьи, на хабре уже это всё обсуждено, обмусолено. Лично я не нашёл никакой новой информации. Это был перевод ради перевода?
Arris
29.11.2019 06:18+2Перевод ради 15-и плюсиков. Да еще и хреновый. Чуть-чуть приглаженный гугл-транслейт. Эра плохих переводов на хабре уже давно наступила.
Lazytech
29.11.2019 07:15Перевод местами кривой из-за ненужного «творчества», но на гуглоперевод не похоже.
Ради интереса сопоставил кое-какие цифры.
Калифорнийское фермерское бюро (The California Farm Bureau), насчитывающее 2,5 миллиона рабочих мест, <...>
Не поверив, заглянул в оригинал, так там почти то же самое:
As an organization representing 2.5 million California agriculture jobs, the California Farm Bureau <...>
Зашел на сайт California Farm Bureau:
Providing support for 2.5 million jobs, $56 billion in crop value…
California Farm Bureau Federation is a nonprofit organization of farmers and ranchers consisting of county Farm Bureaus from nearly every county in California, established in 1919 to work for the betterment of family farmers and ranchers in California. <...>
Малость погуглил:
Employment. In 1870, almost 50 percent of the U.S. population was employed in agriculture. As of 2008, less than 2 percent of the population is directly employed in agriculture.
Внимание, вопрос: откуда взялись эти 2,5 млн рабочих мест, если по статистике менее 2% населения США занято в сельском хозяйстве?
Навскидку нагуглил:
In 2014, the average employment of hired workers in California crop and livestock agriculture, counting all occupations, rose by 10% to 410,900. However, although the state reports the number of jobs on farms regularly, it does not report the number of workers who fill these jobs.
Итак, в 2014 году в Калифорнии насчитывалось около 411 тыс. наемных сельхозработников. Смутно подозреваю, что даже если добавить всех фермеров (владельцев ферм) и скотоводов (владельцев ранчо), 2,5 млн всё равно не наберется… Хотя, возможно, они туда еще и членов их семей и всех сезонных работников приплюсовали. :)
Vlad800
29.11.2019 01:13Что-то социальная активность в США ослабевает: Джон Дир, сетевой нейтралитет… Печально.
Londoner
29.11.2019 01:40+5У фермеров есть «профсоюз», и этот профсоюз подписал соглашение, согласно которому, теперь фермерам запрещено иметь доступ и изменять исходный код в их тракторах и прочей технике.
Калифорнийское фермерское бюро (The California Farm Bureau), насчитывающее 2,5 миллиона рабочих мест, отказало фермерам в праве покупать запчасти, не проходя через дилера. Теперь фермеры не могу менять настройки в двигателе, внедрять новые функции и подгонять свою технику под меняющиеся экологические стандарты. Хуже того, их профсоюз гордится этим нововведением.
Что именно произошло с профсоюзом, что он так переродился? Что фермерам мешает выйти из него и организовать новый, честно отстаивающий их интересы?agat000
29.11.2019 07:48Ничего не произошло, он для того и создавался, потому и в кавычках написан в статье, поскольку это не профсоюз вовсе, а:
Американская федерация фермерского бюро (AFBF ), более известная как фермерское бюро ( FB), является базирующейся в Соединенных Штатах страховой компанией и лоббистской группой, представляющей крупные сельскохозяйственные корпорации. Фермерское бюро со штаб-квартирой в Вашингтоне, округ Колумбия, имеет филиалы во всех 50 штатах и Пуэрто-Рико .
(Вики)
Фермеры, как правило индивидуалисты, поэтому самостоятельно объединиться для них трудно. Промышленники, умеющие грамотно лоббировать свои интересы всегда будут побеждать.
agat000
29.11.2019 04:13Сразу вспоминается рассказ О'Генри «Развлечения современной деревни». Про продвинутого фермера и жуликов. Цинично, конечно, но так оно и есть.
Hivemaster
29.11.2019 07:56Фермерам надо топить за угрозу основе, на которых построена эта страна — частной собственности, а также обвинять производителей в коммунизме и попрании свобод.
Angmarets
29.11.2019 19:08+1> также обвинять производителей в коммунизме
коммунизм нынче очень популярен в среде американской университетской молодёжи и преподавателей, так что он уже не являеться настолько «ругательным» словом в США как раньше.Hivemaster
30.11.2019 09:14Какой процент населения составляют слои, в которых популярен коммунизм? Представляют ли они значимую общественную силу, способную к финансированию политических лобби или осуществлению акций, способных нанести существенный финансовый урон?
tretyakovpe
29.11.2019 08:05Сейчас Маск с джипом своим закончит и займётся электротракторами. Новый сезон сериала начнётся
mastergril
29.11.2019 10:28Вполне возможно, Маск топит за работизацию и электрификацию транспорат, вот уже был грузовик на батарейках, чем трактор то плох? Тем более, электротрактором проще управлять при помощи компьютера, нет такого обилия механики, которая вечно изнашивается и требует ремонта. А всё это в перспективе приведёт к вымиранию профессии водила через пару десятков лет. За электрическими беспилотниками будущеее.
Cast_iron
29.11.2019 11:37Трактор или комбайн на батарейках? В рабочем режиме они постоянно под большой нагрузкой, не уверен, что будут батареи необходимого запаса (часов на 8-10 работы), а в сезон они могут чуть ли не круглосуточно работать меняя лишь водителя/комбайнера.
Тут замена батарей бы помогла, но по силам ли будет частникам или малым компаниям, осуществляющим сельхоз. работы на своей технике по найму.
Это же не одно авто за ночь надо будет заряжать, а целый парк техники.
balexa
29.11.2019 11:56+1Как человек, все детство летом проводивший в деревне у дяди-механизатора, отвечу.
1. В страду техника работает чуть ли не круглосуточно. Пшеница не будет ждать, когда у вас батареи зарядятся.
2. А куда денется механика? Если вы про ДВС, то в тракторах дизели-атмосферники стоят, они почти вечные. По крайней мере проблем с ними при должном уходе (читай — масло не забывай по счетчику часов менять) нет. Трактор и комбайн — это не машина, там двигатель маленькую часть механики составляет.
А дека у вас в самом роботизированном электрифицированном комбайне будет так же изнашиваться, забиваться и ломаться при попадании камня.
3. Тракторы в полях работают, обычно это вдалеке от цивилизации. Одно дело привезти туда цистерну солярки, другое дело тащить в каждое поле мегаваттную линию для зарядки техники, причем эта линия большую часть года не будет использоваться. Понятно, что вы скажете что и «раньше так же про город говорили», но тем не менее.
Короче говоря это все круто, но вот реально — вы сейчас ищете проблему, там где ее нет. В современном комбайне двигатель это далеко не самая проблемная вещь. А вот проблем электричество принесет больше.Javian
29.11.2019 12:53офф. Были в 1950-х электротракторы ХТЗ-12, ВИЭСХ. Слабым местом оказались провода.
izobr
Я уже который год слышу, что фермеры борются за право ремонтировать тракторы этой фирмы. Кто их заставляет покупать такие тракторы? У них что других тракторов нет? Давайте мы им продадим тракторы которые
не ломаютсяможно починить с помощьютакой-то материподручных средств.MagisterLudi
Как я понимаю, там непростая ситуация, и John Deere — лютый монополист.
vconst
Все просто — лизинг.
И да, примерно каждые полгода тут баянят эти трактора, малость утомило уже…
Mykola_Von_Raybokobylko
Я сразу не сообразил. Думал кто-то решил в старом активизироваться. А это просто старье решили перепечатать.
vconst
Это же корпоративный блог, для них такое в порядке вещей.
Nedder
Имхо рынок тракторов даже в США Deere имеет только на 30-35%. Знаю к примеру немецкого производителя тракторов Claas, в США работают с 50-х годов.
igrushkin
я слышал, что качество и ТТХ таковы, что JD выгодно покупать в любом случае
dzsysop
Вы правильно написали:
— Давайте мы им продадим тракторы которые не ломаются
Вы знаете что не ломается? Американские фермеры далеко не дураки. То что ломается они покупать не будут, даже если это что-то можно отремонтировать, потому что им неохота полдня ремонтировать а потом полдня косить, сеять, пахать и т.д. Им работать нужно.
Судя по всем статьям упомянутым здесь фермеры не жалуются на качество тракторов, оно у них как раз вопросов не вызывает. И альтернативы они особо не видят. Если бы была альтернатива они бы массово переходили действительно на другой бренд и модели. Так что проблема не такая уж большая и важная. Тут мне кажется для них это вопрос принципа, как сказано в статье, фермеры люди довольно свободолюбивые и привыкшие большинство работ по дому делать своими руками, в отличие от большинства населения в штатах. И они борются за свою свободу, а не за пару баксов.
mikhailian
Альтернативы до фига, надо только захотеть. Даже Ламборгини производит тракторы.
200sx_Pilot
Лошадку им предложи.
Куда уж свободнее.
Хоотяяя… Что там с правами животных?
faoriu
Ламборгини с тракторов и начинал
Kopilov
Так вот почему их логотип такой быкастый
DMGarikk
а он и не особо заканчивал
вот
Sedlo
Да и Porsche с ними
AC130
Если это действительно так, то пусть все фермеры Америки скинутся парой баксов и запилят себе свой трактор с блэкджеком и открытым софтом, распространяющимся по свободной лицензии.
Tarik02
GNU/Трактор?
NINeOneone
Почему бы и да?
Tarik02
Вспомнил эту картинку)
vvzvlad
Ездить будет, но будет одновременно заточен под 36 культур, и каждую будет обрабатывать так себе. Сообщество никогда не договорится, какая культура будет основная.
stalinets
Если свобода так важна, пусть откажутся от достаточно качественных, но копирастических John Deere в пользу, может, не столь надёжных, но гораздо более дешёвых и полностью ремонтопригодных аппаратов. За счёт меньшей цены можно взять не 2, а 3 трактора и побольше запчастей и расходников, третий будет запасным и резервным. Пусть у нас покупают технику от Ростсельмаша! =)
dzsysop
Вы правы в том, что тут важно понять степень важности. (Извините за тавтологию)
Но понимаете ли, это как и импортозамещение, оно важно, Но даже если я его поддерживаю. Я не стану пересаживаться с Мерседеса на Ладу Калину и совет купить их 3 штуки звучит еще смешнее чем просто поменять одно на другое.
То есть в
сферическом вакууметеории оно звучит логично. Но применительно к существующей реальности не вариант.Peacemaker
Может, именно для этого Ростсельмаш купил канадского производителя?
Jef239
Так на технике Ростсельмаша — то же самое. Никаких приборов в кабине, все на экране бортового компа. Прошивки узлов обновляются при обновлении прошивки бортового, обновление прошивки бортового — под паролем.
drWhy
До чего техника дошла. На комбайнах «Нива» и «Колос» из электроники был только «Блок оповещения о потере урожая» — литой силуминовый коробок ~20*30*7 см, штук пять транзисторов МП42, монтаж явно на военном предприятии. Датчики блока стояли в копнителе, из-за них нередко возгоралась солома и комбайнёры их снимали сразу же с нового комбайна.
«Дон-1500» уже был напичкан электроникой под завязку и без неё не шевелился.
Jef239
Так комбайны по дорогам не ездят, поэтому и ПДД на них не распространяется. Отсюда и возможности для большей автоматизации. То же автовождение, например.
engine9
Правильно ли понимаю, что датчик утери урожая был инициирующим утерю урожая элементом?
drWhy
Верно, и не только урожая. Мог и комбайн сгореть.
Cast_iron
Даже если не покупать новые, то уже имеющиеся как-то надо обслуживать.
roscomtheend
И тут фермер берёт калькулятор и помнимает, что ему нужно закупить 100500 разных узлов, простой с "неломающимся" трактором больше, а производительность — меньше. И понимает ситуацию с АКИТ — они сволочи, от них бы отказаться, но альтернатива существует или в интернет-мечтах (как тут пишут что всегда есть альтернатива дешевле, но в реальность её завезти забыли) или не настолько и альтернатива (или по качеству, или по потребным вложениям). Вот и выходит что пока JD побеждает, не смотря на свою позицию (и позицию, в которую он поставил фермеров).
MagisterLudi
Не совсем (по крайней мере в частном владении), могут отказать в гарантии на узел, если поломка произошла из-за действий пользователя (например, перепрошил кастомной прошивкой — такие вполне есть), но, естественно, дилеры пытаются отказать в любом случае. Ремонтировать можно в неофициальных сервисах, перепрошивать самим нельзя (да и официально не выпускают прошивки, доступные частникам). Плюс всякая кастомизация возможна (вплоть до замены силового агрегата).
Viceroyalty
АКИТ-то шляпа — просто законодательно (читай — искусственно) ограничивают доступ к альтернативе, АКИТ действительно сволочи — перепродают дороже китайцев, которых вытесняют нерыночными методами
sumanai
Пропиарю свой юзерстиль для блокировки их сайтов.
Viceroyalty
А можно описание в студию: в чем проблема, какие блокировщики понимают и т.д.
sumanai
Это для менеджеров юзерстилей, типа Stylus. Просто выводит надпись-предупреждение при посещении сайтов АКИБ, чтобы случайно ничего там не купить. Увы, от оффлайн посещения пятёрочки не спасает.
Maximuzz
Прошивки на любые блоки на любое авто доступны для покупки на форумах, стоковые и модифицированные, на любые блоки (двигатель, АКПП, блоки комфорта) шьются на раз-два или шнурком с али или спецприбором коих на рынке тоже на любой вкус и цвет. Естественно, все это не официально, но зачастую качество ремонта и гарантии (если механик/электрик человек слова, а нет мутила) в гаражных сервисах лучше чем на дилере. Без лишней волокиты и «ваш звонок очень важен для нас» (на самом деле нет). Убедился на своем опыте, обслуживание новых авто на дилере (КИА, РЕНО) — это просто ад и лютая потеря времени и нервов. Я хотел бы сказать, что может конечно мне так повезло, но нет, качество обслуживания и заглядывание в глазки заканчивается после подписания договора купли-продажи.
DMGarikk
не на любой, на крайслер вы не найдёте ни кучи прошивок ни их редакторов
А спецприбор который позволяет просто хоть както настраивать авто стоит от 150тыр за китайский не 100% совместимый клон до 350тыр за БУшный оригинал
p.s. доступность прошивок ВАГов и распространенность их авто (в виде платформы) дает ложное впечатление что у всех так, но нет
Maximuzz
Все VAG тонко настраиваются через VSCD (он же Вася диагност) и с помощью какого-нибудь VAG COM 409.1 KKL USB с али экспресса за 300 руб. Тот же ICOM стоит до 20к, позволяет прошивать блоки, для свежих BMW ISIS стоит до 30к. Откуда такие цены? Крайслер не очень популярная модель, (даже с запчастями есть некоторые проблемы) но на большинство массовых авто найти можно все.
emmibox
Ваги по нормальному настраиваются Инкой — у нее даже цены нет. Она как ПО не продается — только контракт. И к ней еще набором железа от етаса — там есть цена, на круг выйдет тысяч 5-10 евро (смотря чего именно за ваг...)
Или по бомжовому — каким нибудь винолс-ом унылым в оффлайн покрутить и китайским CDM зашить…
А вася диагност и прочие айкомы — это оборудование для слесарей и к настройке никакого отношения не имеет.