Материал подготовлен редакцией сайта "Видео+Конференция".


image

Фото: Наше Радио


В 2019 году впервые в аналитическом отчете агентства Gartner, который про видеосвязь и совместную работу, появилась российская компания. В окружении Microsoft, Google, Cisco, Huawei и других монстров индустрии. Сначала расскажем про сам отчет и изменения за последние пять лет, а в конце небольшой блиц от виновников торжества о том, как все случилось.


— Зачем светиться в аналитике Gartner
— Краткий мануал по прочтению квадранта
— Что такое Meeting Solutions
— Общие тенденции в отрасли
— Кому удалось удержаться на олимпе в 2019
— Динамика 2015-2019
— Как туда попасть. Блиц от TrueConf


Зачем светиться в аналитике Gartner


При покупке все мы делаем выбор из той информационной песочницы, в которой сидим. ЛПР — лица, принимающие в организациях решение о закупках — не исключение.

Gartner как раз создает одну из таких элитных информационных песочниц. Это надежный источник для ИТ-директоров больших компаний, которые располагают достаточными ресурсами. Они ориентируются на решения, прошедшие квалифицированную оценку, экономят время и делегируют часть своей ответственности именитому агентству, что довольно удобно.

Конечно, на рынке много других продуктов, некоторые из них даже работают не хуже, но в квадранте про них ничего не сказано. Почему так? Американцы анализируют не только само решение, но и надежность, запас прочности поставщика, его способность поддерживать и развивать свой продукт в перспективе. А это очень важно для enterprise-клиентов и госзаказчиков.

К аналитикам из Gartner много вопросов в последние годы, вплоть до судебных исков. Видимо, это какой-то кризис на фоне бурного развития и перестройки технологий, когда верхи уже не могут, а низы не хотят. Новые вендоры рвутся на олимп и хотят современных критериев, Gartner меняет ниши и подходы, завсегдатаи олимпа тоже начинают беспокоиться. В дискуссиях рождаются новые сущности, а также возможности и для клиентов, и для вендоров. Поэтому приобщение к информационному полю вокруг этих исследований не лишено смысла.

“Magic Quadrant is a great place to start doing your research”, — Санни Дами из RingCentral.

image
Рисунок Игоря Кийко, cartoonbank.ru

Краткий мануал по прочтению квадранта


Ежегодно аналитики проводят интервью с поставщиками и их клиентами в той или иной технологической нише1. За много лет существования квадрантов все уже и так выучили, что к чему, но на всякий случай вспомним основные моменты графической презентации.

imageДве оси образуют поле.

По вертикали: Ability to execute — способность к реализации.
По горизонтали: Completeness of vision — целостность видения.

Поле делят на четыре части, получаются нишевые игроки, претенденты, инноваторы и лидеры.

Более подробное описание методики простым языком можно почитать на TAdviser или погуглить. Эти отчеты часто переводят и трактуют по разным отраслям.

Что такое Meeting Solutions


Раньше были квадранты Web Conferencing и Group Video Systems. Последний раз они вышли в 2016 году, в 2017 их сменил объединенный квадрант Meeting Solutions. “Решения для совместной работы” объединяют голос, видео, обмен контентом и собственно совместную работу.

Какие требования к претендентам в базовой комплектации:

  1. Подключение не менее 50 участников встречи (клиентских терминалов) одновременно, вебинары от 1000 слушателей + интеграция с сетями доставки контента для потоковой трансляции крупных событий.
  2. С точки зрения функциональности: чат, демонстрация презентаций, рабочего стола или приложений, управление ходом встречи и правами участников типа возможности отключить кому-то микрофон за плохое поведение, передача данных в зашифрованном виде, защита собраний паролем, VoIP-аудио для интеграции с телефонией.
  3. Возможность работать с ПК, мобильных устройств, из переговорных комнат.
  4. Аналитика по участникам, использованию различных функций и переговорных, статистика вызовов, показатели эффективности обслуживания (QoS).
  5. Подтвержденный годовой доход вендора от описанных коммуникационных решений или облачных услуг минимум $15 млн. Не менее 40% этого дохода должна составлять продажа продуктов собственной разработки.
  6. Не менее пяти крупных заказчиков, на которых испытано решение. Для исследования нужны очень крупные клиенты, по крайней мере один на 1000+ рабочих мест.

Общие тенденции в отрасли


По прогнозу Gartner, к 2024 году только 25% встреч будут проводиться лично. Для сравнения, сейчас — 60%. Удаленные встречи тяготеют к тому, чтобы быть доступными повсеместно, а не только в специально отведенных для этого помещениях. Основной тренд — работа отовсюду. Поэтому важную роль играет интеграция с любым оборудованием от корпоративных систем до личных смартфонов. В отчете даже есть без пяти минут лозунг — “равные возможности для разных типов конечных точек”.

Вообще, самые популярные темы сейчас (безотносительно отчета Gartner) — это, во-первых, маленькие переговорки и офисы с открытой планировкой. Для них рынок адаптирует технические способы комфортно работать вроде шумоподавления и грамотного захвата звука и изображения, а также создает экономичные компактные форм-факторы для быстрого монтажа. Во-вторых, очень востребовано бесшовное переключение и работа с софтом разных вендоров в рамках одного собрания. Тормозит этот процесс только забота о безопасности и об уникальном опыте пользователей, который они призваны испытать внутри своей родной системы и якобы не смогут получить во вражеском лагере. Но под давлением рынка все потихоньку решается.

Помимо описанных выше базовых требований к способам связи и обмена контентом, решения для совместной работы теперь интегрируют с корпоративными соцсетями, CRM, софтом для управления проектами. Gartner называет этот процесс сближением синхронного и асинхронного способа коммуникаций.

80% поставщиков в квадранте 2019 года предлагают в том или ином виде транскрипцию собраний. Вендоры подключают/поглощают специалистов в сфере распознавания естественного языка или сотрудничают с Amazon, Google, IBM и Microsoft. Очень модно все интеллектуальное: чат-боты и помощники, обнаружение и распознавание участников еще на подходе к переговорной, поиск и вывод на экран информации про них, автоматическая регистрация. С точки зрения техники — наведение камер и кадрирование, подавление определенных шумов, распознавание и захват речи. Все это упрощает и облегчает человеку взаимодействие с системой. Востребованы также технологии вещания на большую аудиторию.

С экономической точки зрения Gartner отмечает важную роль freemium-модели в популяризации программного обеспечения для совместной работы. Решение о закупке и владении все чаще принимается по результатам реального опыта использования в демо-режиме. Инструменты для анализа поставщики уже по умолчанию закладывают в продукт.

Кому удалось удержаться на олимпе в 2019


Так выглядит магический квадрант 2019 года в оригинале.

image
Magic Quadrant for Meeting Solutions 2019, Gartner


Поставщиков в нем Gartner делит так:

  1. Те, кто производит собственное оконечное оборудование для конференц-залов и переговорных + предоставляет облачное или локальное решение для встреч: Avaya, Cisco, Huawei, Lifesize, StarLeaf, Vidyo, ZTE.
  2. Поставщики решений для совместной работы без собственного оконечного оборудования: BlueJeans, LogMeIn, Pexip, PGi, TrueConf, Zoom.
  3. Поставщики бизнес-приложений — Adobe, Google, Microsoft.

Агентство перечисляет также других крупных вендоров, которые успешно работают на рынке и сильно влияют на него, но не рассматриваются в этом отчете. Creston, Logitech, Poly предлагают отдельные полезные компоненты для собраний, но не полный набор возможностей. Мультисервисные операторы BT, Verizon и West (теперь Intercall) ориентированы на аудиоконференции и продажу своих услуг тем, кто предоставляет комплексные решения для встреч.

Динамика 2015-2019


На картинках ниже — изменения в графиках Gartner за последние пять лет 2015-2019. Сначала покажем стабильных вендоров, а также тех, кто сильно преуспел или недавно попал в поле зрения аналитиков. Справа в столбик перечислены временно или насовсем выпавшие из квадранта игроки рынка.

image
Изменения в графиках Gartner Magic Quadrant: Web Conferencing 2015-2016 и Meeting Solutions 2017-2019, Часть 1 оптимистичная


На поле у Microsoft и Cisco появились гости. Стремительно развивается LogMeIn, который преодолел за эти пять лет три зоны, последовательно превращаясь из нишевого игрока в лидера. В 2016 году эта компания купила одного из лидеров квадранта — Citrix — с линейкой продуктов GoTo, из которых самым популярным был GoToMeeting. Еще через год LogMeIn поглотил Jive Communications и с тех пор уже почти вернул себе бывшие позиции Citrix в квадранте. Gartner отмечает внимание вендора к качеству и удобству своих продуктов, а также фокус на интеграцию со сторонними решениями, которые повышают производительность. Клиенты хвалят обслуживание, надежность и отзывчивость LogMeIn.

Быстро растет и китайско-американский любимец инвесторов Zoom, основанный выходцами из Cisco Webex, который в этом году провел IPO. Причем растет существенно правее LogMeIn по шкале “целостность видения”, в лидеры из инноваторов. Про него мы публиковали большой материал в октябре.

В 2016 году в зените славы в самой правой точке графика был Skype for Business, а потом Microsoft начал развивать Teams, и теперь медленно, но верно движется вверх по оси “способность к реализации” с новым продуктом. Принципиально положение Microsoft в квадранте за последние 5 лет не изменилось, равно как и позиции признанного лидера Cisco.

Много лет из зоны претендентов не выходит Google. Из последнего отчета можно понять, что Gartner считает Hangouts Meet частью корпоративного пакета услуг G Suite. В рамках этого офисного продукта Meet не развивается самостоятельно, не адаптируется под нужды различных отраслей, слабо совместим со сторонними решениями и традиционными аппаратными ВКС-терминалами, поэтому не может претендовать на лидерство.

Avaya и российский TrueConf появились в отчете, так как за последний год преодолели, наконец, требуемый минимальный порог доходности в $15 млн от продажи решений для совместной работы. Еще один новичок Pexip купил технологии Videxio, с их помощью проапгрейдил свой продукт, обеспечивающий совместимость с ВКС-решениями Microsoft и Google, и сразу оказался в зоне инноваторов.

↓ У Enghouse Systems такой трюк не получился. Они купили Vidyo на закате его многолетнего признанного инноваторства и переместились к нишевым игрокам. По мнению Gartner, Vidyo сейчас предлагает более низкий уровень гарантированной доступности своего SaaS-решения по сравнению с большинством поставщиков в этом квадранте. А с точки зрения внедрения новых модных технологий для совместной работы на момент покупки уже находился в роли догоняющего.

Иллюстрация ниже показывает как раз ухудшение позиций и исчезновение некоторых вендоров с горизонта Gartner.

image
Изменения в графиках Gartner Magic Quadrant: Web Conferencing 2015-2016 и Meeting Solutions 2017-2019, Часть 2 пессимистичная


Самый явный путь в обратную сторону — это Adobe. В 2017 году он переместился из лидеров в претенденты, и пока вендору не удается отвоевать оставленные позиции, которые оперативно заняли Zoom и Microsoft. Клиенты Adobe тогда “выразили озабоченность” темпами инноваций поставщика. Gartner отметил относительно небольшой выбор моделей лицензирования и подписки для клиентов по сравнению с конкурентами, а также отсутствие связей и партнерских соглашений с другими продуктами для совместной работы.

Похожая траектория у PGi. Компания фокусировалась на аудиоконференциях и качестве звука, предлагая свои продукты покупателям в связке с программным обеспечением Cisco и Microsoft. Последние стали активно развивать собственные аудиорешения в ущерб бизнесу PGi, и клиенты, конечно, отдают предпочтение более мощным брендам. Примерно по той же схеме из исследования “ушли” West, который не смог преодолеть минимальный порог выручки от собственных решений без учета перепродаж чужих продуктов.

Известный производитель аппаратных решений Polycom был лидером в квадрантах Group Video Systems, но, пропустив взлет программных средств видеоконференцсвязи, в Meeting Solutions попал только один раз в 2017 году в роли претендента, после чего его поглотил Plantronics (теперь вместе они Poly).

Слишком образовательное решение Blackboard перестало удовлетворять даже нишевым критериям. Arkadin в этом году исключили в связи с изменениями в портфолио, которые, согласно Gartner, больше не соответствуют условиям включения в отчет. Подробные преимущества и сомнения относительно каждого поставщика описаны в отчете, в конце есть ссылка.

Как туда попасть. Блиц от TrueConf


Само собой, Gartner не будет разыскивать вас по гаражам и коворкингам, поскольку не претендует на исчерпывающий анализ всех закутков цивилизации. Мы попросили директора по развитию TrueConf Дмитрия Одинцова коротко прокомментировать, как компания попала в рейтинг.

imageДмитрий, вы что-то платили за попадание в рейтинг?

— Ни копейки. Вообще, Гартнер очень боится каких-либо намеков на аффилированность между своей исследовательской и коммерческой деятельностью. У них даже специальный омбудсмен есть, который за этим следит. Были суды пару лет назад, когда один вендор, выпавший из квадранта, пытался обвинить Гартнер в том, что его конкуренты там остались, так как являются его коммерческими клиентами. Но эта компания все суды проиграла.

А как долго вы вели подрывную деятельность?

— Мы никогда не пытались попасть именно в квадрант и, вообще, со всеми аналитическими агентствами ведем одинаковую работу. Конкретно с Гартнером проводим брифинги каждые полгода уже более 7 лет, но предложение принять участие в исследовании, связанном с квадрантом, получили лишь в позапрошлом году. В первый раз нам не хватило выручки, в этом году наши позиции на рынке в России и в мире сильно укрепились, поэтому проблем уже не возникло.

Что из себя представляет процесс? Это чистое творчество типа холодного прозвона аналитиков или он как-то регламентирован и доступен всем?

— Нужно просто регулярно рассказывать важные вещи про ваш бизнес, успехи и продукты экспертам, которые отвечают за выбранную тему. В области видеоконференцсвязи аналитикой занимаются всего около 10 агентств, почти все они в США и только два в Великобритании. Получается порядка 20 встреч по видеосвязи в год, требующих некоторого планирования и базовых навыков в пауэрпойнте. У каждого агентства своя процедура записи на брифинг к нужным аналитикам, все инструкции указаны у них на сайтах. Времени дают 40-60 минут и задают очень много вопросов, так что нужно готовиться.

Сейчас, наверное, рано спрашивать, но вдруг уже есть какие-то результаты. Обращались потенциальные клиенты? Или это работа на имидж без конкретных ожиданий и оценок?

— Я это вижу как некую рекомендательную систему, своего рода репутационный актив и связи. В бизнесе они срабатывают в нужное время и в нужном месте. Пока рано делать выводы, но ребята из отдела продаж вроде довольны…



Полный отчет 2019 Gartner Magic Quadrant for Meeting Solutions можно скачать на сайтах участников обзора, например, здесь.

(1) Исследование проводилось онлайн с марта по апрель 2019 года. Был опрошен 7261 работник в возрасте от 18 до 74 лет. Все они трудятся в организациях со 100 и более сотрудниками в США, Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона и используют технологии в рабочих целях. Применялись квоты и весовые коэффициенты для возраста, пола, региона и дохода, поэтому результаты являются репрезентативными для населения работающей страны. (Gartner)

Комментарии (1)


  1. vcs_su Автор
    17.12.2019 23:45

    LogMeIn покупают за $4,3 млрд вдруг)