Мы собирались делать контент именно для соцсетей, поэтому решили играть по их правилам. В соцсети люди приходят развлекаться, поэтому, например, новостные и документальные ролики для создания потенциального вирусного эффекта вряд ли бы подошли. Мы уже делали короткие образовательные видео ранее, но идея не пришлась по душе аудитории: их редко и неохотно смотрели.
Изначально мы думали сделать сериал про взаимоотношения программиста с его женой, где жена стала бы центральным персонажем. Конфликт был бы в непонимании между «обычным» человеком и человеком из IT-сферы. Позже нам это показалось немного банальным, так как стереотип, что айтишники – это типичные гики, да и вообще, что программирование — не женское дело, уже устарели. Решили пойти от обратного. Появился первый персонаж сериала — системный архитектор Катя. Её образ помог разработать сюжет для первой серии, где обыгрываются стереотипы о специалистах IT-сферы:
«В кабинете сидит неуклюжий и самоуверенный начальник. К нему на собеседование приходят две Кати: одна на должность системного архитектора, другая — личным помощником.
Катя, системный архитектор
Катя, личный помощник
То, как выглядят девушки, идёт вразрез с взглядами на людей в голове начальника. Он, естественно, путает соискательниц. Эти образы стали отправной точкой. Дальше начали появляться и раскрываться другие персонажи: программист, сисадмин, клиент, стартапер, подрабатывающий курьером и другие».
Каждый эпизод выходит по пятницам, днём. Премьера первой серии состоялась 4 октября 2019 года
Производство серии проходит в несколько этапов:
- пишется сценарий,
- его утверждает режиссёр,
- сценарий согласовывается внутри компании,
- репетиции, съёмки, монтаж,
- новое согласование, но уже готовой серии.
На сценарий уходило от двух до пяти дней — в зависимости от загруженности и настроения сценариста (люди творческой профессии — такие люди творческой профессии). Утверждение режиссёром и согласование сценариев внутри компании проходило достаточно быстро, в течение одного дня. Правок практически не было. Репетиции длились недолго, прямо на съёмочной площадке.
Backstage
Мы несколько раз прогоняли все сцены, находили нужное настроение и в этот же день снимали. Итого на репетиции и съёмку одной или двух серий у нас уходил один съёмочный день. Поскольку юмор рождается спонтанно, участники старались импровизировать. Мы никогда не держались строго в рамках написанного сценария, если вдруг получалось что-то удачное или смешное, мы это оставляли. К примеру, реплика начальника про «полный бизнес» в первой серии — находка актера. А в серии «Молекулярная кухня» в конце босс переходит на гомерический хохот — не столько импровизация, сколько случайный момент, к которому мы пришли после нескольких дублей (возможно, в этом смехе можно услышать крик о помощи «начальника»). Ещё пример, на этот раз из серии «Курьер». Во время приветствия актер, играющий доставщика, залезает на стол, чтобы поцеловать руку Кате. Этого не было в сценарии, просто актер почувствовал, что это нужно и можно сделать. Особенно интересно смотреть на взгляды актёров в этой сцене, которые наблюдают за неожиданным поворотом событий. Да, в той же серии курьер перечисляет набор абсолютно нелепых функций, которые можно будет встроить в разработанные им наушники: проектор, навигатор, мультиварку и так далее. Конечно, актёр не заучивал этот список, он просто ходил в разные стороны и перечислял предметы, функции, которые взбредут в голову.
Самая яркая случайность произошла на съемках эпизода «Лампочка» (как символично). В самом начале серии помощница Катя сминает договор и раздраженно кидает его в программиста Колю. Бумажный комок прилетает точно ему в нагрудный карман. Изначально он должен был попасть коллеге в голову и упасть на стол перед ним. На то, чтобы это случилось красиво ушло какое-то колоссальное количество дублей и ничего не получалось. Мы, наверное, в течение часа кидались в несчастного Сергея Шаповалова (он же Коля) скомканными бумажками, но они то пролетали мимо, то приземлялись не туда, куда нужно… И вот после того, как он уже очень сильно рассердился и в сердцах крикнул: «Ну что же вы такие криворукие?!» — очередной бросок и бумажка падает прямо ему в карман. Конечно, мы решили брать именно этот дубль и больше не испытывать на прочность голову актёра.
Монтировалось все силами наших сотрудников, поэтому сборка серии занимала неделю. Но это примерные цифры. Иногда удавалось смонтировать и за два-три дня, а иногда уходило и полторы-две недели. Финальное утверждение, как и согласование сценария, тоже проходило быстро — не больше двух дней.
Сотрудники ЛАНИТ Digital (дочка в группе компаний) режиссируют (глава отдела продвижения) и монтируют (руководитель видеопроизводства компании) сериал. А вот сценарии ко всем эпизодам (кроме первого — автором выступил режиссёр) писали молодые выпускники сценарного факультета ВГИКа. Однако когда написанное в сценарии казалось нелогичным или непонятным, вся команда садилась и обсуждала проблемный фрагмент. Иногда отказывались от каких-то реплик, иногда меняли содержание, иногда что-то меняли местами. Порой случалось и спорить из-за содержания, но обошлось без конфликтов и следовательно без часового эфира «Пусть говорят».
Нам повезло друг с другом. Внутри ЛАНИТ есть театральная студия. В ней преподают профессиональные актёры, выпускники ГИТИСа. Наши коллеги с огромным удовольствием занимаются актёрским мастерством. Это, кстати, была ещё одна причина, по которой мы решили делать именно ситком. Мы думали, что сотрудникам будет очень интересно сняться в настоящем кино. Поэтому практически все актёры сИТкома — сотрудники компании. Правда, три человека из актёрского состава пришли со стороны: сисадмина Васю играет актёр любительского театра, клиента в серии «Курьер» и мужа Кати в серии «Молекулярная кухня» – профессиональные актёры. Но все быстро сработались и сдружились. Поэтому во время создания сериала не обнаружились ни подражатели Эдварда Нортона, ни фанаты методов Хичкока.
Сисадмин Вася — Михаил Лисин
Егор Ибрагимов в серии «Курьер»
Рамиль Мубинов в серии «Молекулярная кухня»
Режиссёр уже работал со всеми, кто снимается в сериале, поэтому команде не пришлось тратить время на кастинг. Актёрам предложили роли. Никто не отказался, все нашли возможность участвовать.
С поиском локаций нам тоже повезло. Поиска просто не было. Все съёмки проходили в офисе «ИНСИСТЕМС», компании, которая входит в нашу группу. У коллег очень красивое и современное помещение. В основном, мы снимали на третьем этаже, в open-space. А для первой серии директор компании выделил нам свой кабинет. Съемки проходили только по выходным. Во-первых, в будние дни люди работают (это все-таки офис, а не павильон студии). Вечером никогда не угадаешь, как долго ещё люди будут оставаться на рабочих местах. Мы бы просто друг другу мешали. Во-вторых, в вечернее время уже темно, это совсем другое освещение и совсем другое настроение на съёмочной площадке. В-третьих, главных героев у нас играли не профессиональные артисты, а сотрудники компании. Им точно было удобнее в выходные.
Главной трудностью стало формирование графика. Поскольку у всех работа и свои дела, проблематично собрать людей в одном месте в одно время. Многим приходилось жертвовать своими планами и свободным временем. Сложности были и во время съёмок. У каждого актёра были свои особенности. Например, у Михаила Лисина в серии «Пасхальное яйцо» случился затык на выучивании его длинного монолога про сакральный смысл пасхалок, он никак не мог запомнить последовательность. Ребята в три голоса раскладывали ему логику монолога, но все равно ему это давалось с большим трудом. Плюс был в том, что, чем больше у Миши не получалось, тем сильнее он начинал злиться. Благодаря этому получился образ несколько
Вообще съёмочная группа вместе с актёрами подошли к процессу максимально серьёзно. Многие не только участвовали как артисты, но и помогали в организации процесса, например, снабжали необходимым реквизитом. Так, Аня Орлова (системный архитектор Катя) приносила ноутбуки, распечатанные старые договора, мышки. Для съемок новогодней серии весь коллектив бегал по разным магазинам и покупал продукты для оливье. Правда, потом мы поняли, что оливье можно купить готовым.
Как бонус, после съемок каждой серии мы заказывали пиццу. Вспоминали смешные моменты со съемочного дня, обсуждали серии.
Источник
Как отреагировала аудитория
Конечно, когда создаёшь что-то подобное, то в душе надеешься, что это будет принято максимально восторженно и тепло. Именно поэтому реальность всегда немного не совпадает с ожиданиями. Супервирусного эффекта с сИТкомом не произошло, но сериал был принят достаточно хорошо. Мы не получили ни одного негативного комментария, каждую серию, суммарно по соцсетям (Facebook, VK, YouTube и Telegram), посмотрело около 20 000 человек. А все серии только на YouTube посмотрели 17 тысяч уникальных зрителей. Кроме того, на YouTube-канале ЛАНИТ почти на треть выросло количество подписчиков.
Возможно, и вы захотите стать одним из постоянных зрителей нашего канала после просмотра новой серии сИТкома. На это раз мы подготовили особенный, новогодний эпизод, который закрывает первый сезон нашего сериала.
P.S. А какие у вас любимые ситкомы (после нашего, конечно)? Ждём ответы в комментариях.
P.P.S. Приходите к нам работать, снимем ещё круче!
Комментарии (33)
staticmain
25.12.2019 12:57омпании нужен вирусный ролик, чтобы повысить узнаваемость бренда и показать, какие классные, веселые люди работают у нас.
Чтобы повысить узнаваемость бренда нужно хотя бы сказать, чем вы занимаетесь.
Потому что даже ваша хабровская плашка
Ведущая многопрофильная группа ИТ-компаний в РФ
Не говорит ни о чем? Что вы делаете? Умные пылесосы? Турбины насосов для АЭС? Пилите бюджет?
Все, что я узнал о вас в статье — это то, что у вас в ИТ компании преподают выпускники ГИТИСа.Sabrina_U Автор
25.12.2019 13:38+3Все, что я узнал о вас в статье — это то, что у вас в ИТ компании преподают выпускники ГИТИСа.
Спасибо, что прочитали мой рассказ. Жаль, что вы узнали именно это, хотя статья посвящена тому, как мы своими силами сделали комедийный сериал. О компании, о том, чем она занимается и что делает, мы писали (и будем писать) в других статьях блага: например, здесь, здесь и здесь. А ещё у нас потрясающий раздел «О НАС» на официальном сайте ЛАНИТ. Приятного чтения и с наступающим! :)
KorP
25.12.2019 13:43+4Чтобы повысить узнаваемость бренда нужно хотя бы сказать, чем вы занимаетесь.
Надо каждую статью с этого начинать? :)
ru.wikipedia.org/wiki/Ланит
Sovetnikov
25.12.2019 14:07+1Не мешайте людям отлынивать от работы :)
Почему-то я сразу пытаюсь себе представить работников другой профессиональной области за таким же занятием…TrueMaggot
25.12.2019 18:04+4Да запросто.
Работал в своё время в небольшой машиностроительной компании, производящей нефтегазодобывающее оборудование. И там частенько пытались снимать вирусные видео (не очень удачно, но пытались). Участие принимали как и офисные сотрудники, так и рабочие с цехов.
Взять тот же манекен-челендж от АВТОВАЗаinno
25.12.2019 16:38+1Как-то ожидал большего, например подобного польским HRejterzy (о CV и собеседовании например — https://www.youtube.com/watch?v=BhDRioyX68I).
Вашу первую серию еле осилил: неужели показание тупого начальника — это разрушение стереотипов, а системный архитектор знающий "HTML-язык" — это круто? Большей концентрации стереотипов как раз еще поискать надо.Sabrina_U Автор
25.12.2019 17:25Но Борис Анатольевич вовсе не тупой начальник! :)
За ссылку на поляков спасибо, посмотрим :)
PurpleTentacle
26.12.2019 01:16+1Вообще, какое-то сложное отношение к вашей компании. Примерно, как к Сбербанку или студии Артемия Лебедева за последние пару лет. С одной стороны, вы реально крупный игрок на IT-рынке России с многолетней историей. С другой, у вас фактически один основной клиент — родное государство (и так или иначе связанные с ним структуры), что несколько меняет угол, под которым нужно смотреть на вас. Учитывая масштабы коррупции абсолютно во всём, где государство выступает заказчиком, как-то нет особых оснований считать, что для вас они сделали исключение.
Понимаете, можно не любить условных ОПСОСов, Яндекс или 1С, но это всё-таки коммерческие компании, которые зависят от рынка и выпускают на него свои продукты, стараясь выживать вопреки той безумной IT-политике, которую сейчас проводит родное государство. А в случае компании, которая годами сидит только внутреннем рынке на госзаказе, отношение чуток другое.
Я не говорю, что вы плохие. Наверняка, у вас замечательный коллектив и много хорошего внутри. Но в нынешней ситуации в России, когда государство и IT по разные стороны баррикад, это немножко выбор стороны между добром и злом. Если завтра нам перекроют интернет или запретят ставить иностранный софт на серверы, по вам это вообще никак не ударит, вы только получите новые заказы и будете дальше снимать ситкомы про счастливых сотрудников.
Возможно, я уже стал демшизой, уехав из России, но я искренне не понимаю, зачем гос.подрядчику «повышать узнаваемость бренда» и показывать, какие у вас классные люди? Это немного отдаёт рекламой ПФР или Почты России.
Простите, если кого обидел. Всем счастливого Рождества.Sabrina_U Автор
26.12.2019 11:45+1Бернард, здорово, что вы нашли время для нашей статьи и для большого комментария! :)
у вас фактически один основной клиент — родное государство (и так или иначе связанные с ним структуры)
Это не совсем так. У ЛАНИТ действительно есть проекты с государством (о них и не только мы пишем здесь и здесь), но эти проекты далеко не всё, чем занимается ЛАНИТ. Самый простой пример – наши новости. Большинство публикаций так или иначе связаны с проектами для частных компаний или рассказывают о взаимодействии/партнёрстве с ними.
Простите, если кого обидел. Всем счастливого Рождества
Не обидели :) С наступающим!
bromium
26.12.2019 04:11Как этот «ситком» связан с узнаваемостью бренда — так и не понял (да, я тупой, наверное, подумаете вы. Хотя, судя по комментариям, я не один такой)
Зато узнал плохую актерскую игру, как в дешевых сериалах на нтв.
Хорошо, наверное, когда у маркетологов есть бюджеты на освоение на всякую ерунду.
Еще можете потратиться на изменение логотипа (убрать или добавить засечки). Говорят, это тоже как-то связано с узнаваемостью (но это не точно. На самом деле нет)
Sabrina_U Автор
26.12.2019 09:38Поскольку мы вовсе не профессиональные актёры, сравнение даже с НТВ нам льстит, благодарю покорно :)
bromium
26.12.2019 10:26Актёры? В сериалах на нтв? Вы удивитесь…
Sabrina_U Автор
26.12.2019 10:27+1Я не об актёрах, а об НТВ, читайте внимательней )
bromium
26.12.2019 11:30-1Так это вы читайте внимательно. С нтв вас никто и не сравнивал
Sabrina_U Автор
26.12.2019 11:46+1Вы сравнили нас с сериалами на НТВ, причём сказали, что мы «как в сериалах на НТВ», так что моя версия ближе к правде :) Русский язык велик и могуч и пользоваться им надо правильно )
stilic
26.12.2019 09:59Как этот «ситком» связан с узнаваемостью бренда — так и не понял (да, я тупой, наверное, подумаете вы. Хотя, судя по комментариям, я не один такой)
Это хобби.
Вы же в своем хобби логотипы своего предприятия не используете?bromium
26.12.2019 11:35+1Вы это, или трусЫ или крестик:
В начале 2019 года маркетинговые, HR и digital-команды ЛАНИТ поняли, что компании нужен вирусный ролик, чтобы повысить узнаваемость бренда и показать, какие классные, веселые люди работают у нас.… В итоге, мы остановились на том, что сделаем комедийный мини-сериал про жизнь в айтишном офисе и назовём его «сИТком».
Наверное, маркетологом вашим платят не за то, чтобы они реализовывали свои увлечения (хобби) за деньги работодателя.
Из ваших несмешных роликов я сделал вывод о следующем:
— премии выдаются в конвертах (см. ролик № 10)
— руководители плоско и несмешно шутят («вjobываете», «пизнЕс» — просто facepalm)
В общем, испытал испанский стыд.
И да, при Генсе такого не было.stilic
26.12.2019 16:12+1Из ваших несмешных роликов я сделал вывод о следующем:
— премии выдаются в конвертах (см. ролик № 10)
Моим? Я вообще мимо проходил. Не работаю в Ланите.
Но, судя по тому, что вы даже до 10-го добрались — смысл их снимать был.bromium
27.12.2019 12:55Вы глубоко заблуждаетесь, думая, что для просмотра 10-го ролика нужно посмотреть предыдущие 9
mikkisse
26.12.2019 11:32+2Хотелось бы отметить, что ближе к последним сериям стало немного хотеться продолжения :)
ianzag
26.12.2019 12:25Кхм. Ну как вам сказать…
В 2012м если мне не изменяет году одна зеленая компания, борец со злом во всем мире, решила организовать новогодний корпоратив. Как обычно для тех времен, пока не грянул кризис и были деньги, подошли с размахом. Сняли в Москве развлекательный центр с большим залом, согнали пару тысяч сотрудников, столы там сцена концерты все как положено. Вбуханых денег спокойно хватило бы на небольшой авианосец. Но ребята решили не просто банально бухнуть но и приготовить собственные сценические выступления. Художественная так сказать самодеятельность.
И, надо вам сказать, получилось весьма и весьма даже недурно. Песни можно было слушать пляски смотреть и рука не тянулась к помидору. Я прямо скажу немало удивился и можно сказать аж взгорднул. Мол а ребята то огого! Реально круты. Не смотря на то, что сцена в общем то совсем не их профиль.
Ну да, как потом выяснилось, от конторских ребят там было совсем чуть-чуть. Основную же массу номеров ставили и исполняли приглашенные профессиональные артисты. Но все равно неплохо погуляли и пост-фактум это уже не играло роли. IMHO даже лучше, что пригласили профи бо детских утренников хватает и без них.
Это я к чему веду. Даже не смотря на тот размах, на сколько я знаю никому и в голову не пришло выносить это действо за пределы конторы. Снимать, публиковать, пиарить. Хотя над бренд менеджментом трудились целые отделы креаклов. Видимо потому, что самодеятельность — её простите видно за версту. Она может быть прикольна и мила в узком кругу знакомых и коллег. Но человеку со стороны смотреть на это… По-моему идея так себе.
Clux
27.12.2019 15:33Сабрина и команда ЛАНИТ, очень круто с вашей стороны не пропускать негативные комментарии. Замечательно характеризует. Но могу повторить с другого аккаунта, чтобы комментарий прошел без предварительной модерации.
Этот так называемый «ситком» выглядел бы достойно, если бы снимался студентами первого курса технического ВУЗа.
Для профессионалов «видеопроизводства» это просто позорище.
До скрежета зубов банальный сюжет на основе бородатых анекдотов, абсолютно неправдоподобная игра актеров, плохо выставленный свет (низкий, жесткие тени, провалы на заднем плане), плохой звук (эхо, шумы, разница по уровням у актеров), отвратительная работа оператора (безграмотная работа с композицией, постоянное зуммирование, движения камеры не просто не в тему, а с нарушением базовых правил операторской работы).
И большие опенспейсы с пустующими столами выглядят нелепо. Снимаете офис — посадите массовку, зачем изображать офис во времена глобальной эпидемии?
alex-khv
Кажется там спойлеры. Почитаю статью после просмотра :)
Sabrina_U Автор
Есть немного :) Приятного просмотра!