При выборе курсов вас должны интересовать 2 цифры — доля людей, дошедших до конца курса и доля выпускников, устроившихся на работу в течение 3-х месяцев после окончания курса.
Например, если курс заканчивают 50% начавших, а на работу в течение 3-х месяцев устраиваются 20% выпускников, то ваши шансы войти в профессию с помощью конкретно этих курсов — 10%.
Внимание будущего студента обращается на две метрики и на этом «советы по выбору» заканчиваются. При этом учебному заведению почему то ставится в вину то, что кто-то из студентов не окончил курс.
Поскольку автор не уточнил, что именно он понимает под «ИТ-профессией», я интерпретирую ее как захочу, а именно «программирование». Всякий блоггинг, IT-менеджмент, SMM и SEO я не знаю, поэтому отвечу только по знакомой области.
На мой взгляд, выбор курсов исходя из двух показателей — в корне неправильный подход, под катом я подробнее опишу почему. Сначала я хотел оставить развернутый комментарий, но текста получилось много. Поэтому оформил ответ отдельной статьей.
Обучение на курсах с целью трудоустройства это не лотерея
Обучение это не вытягивание счастливого билета, а упорная работа над собой. В эту работу входит выполнение студентом домашнего задания. При этом далеко не все учащиеся могут выделить время на выполнение своих заданий. Довольно часто студенты бросают выполнение домашнего задания при первой же трудности. Бывает, что формулировка задания не ложится на контекст студента, но при этом студент не задает ни единого уточняющего вопроса.
Механическая запись всех слов преподавателя тоже не поможет освоить курс, если студент не будет заниматься осмыслением своих записей.
Даже Бьярн Страуструп в руководстве инструктора к своему учебнику по C++ (оригинал перевод) писал:
Of all the things that correlate with success in this course, “spending the time” is the most
important; not previous programming experience, previous grades, or brainpower (as far
as we can tell). The drills are there to get people a minimal acquaintance with reality, but
attending the lectures is essential, and doing some exercises really matter
Чтобы преуспеть в изучении курса, студенту в первую очередь нужно «тратить время» на выполнение заданий. Это важнее, чем предыдущий опыт программирования, оценки в школе или интеллектуальные способности (насколько мы можем судить). Для минимального знакомства с материалом достаточно выполнить задания. Однако для полного освоения курса необходимо присутствовать на лекциях и выполнять упражнения в конце глав.
Даже если ученик найдет заведение с конверсией 95%, но будет сидеть сложа руки, то он попадет в безуспешные 5%. Если первая попытка освоить курс с конверсией 50% была безуспешна, то вторая попытка никак не увеличит шансы до 75%. Может быть материал слишком сложный, может быть подача слабая, может быть еще что-нибудь. В любом случае, студенту нужно самому что-то менять: курс, преподавателя или направление. Освоение профессии это не компьютерная игра, где две одинаковых попытки могут увеличить ваши шансы. Это извилистый путь проб и ошибок.
Введение метрики приводит к тому, что деятельность направляется на ее оптимизацию, а не на непосредственно саму работу
Если ваше решение будет зависеть от одной метрики, то вам обеспечат такое значение, которое вас устроит. У вас все равно нет достоверных данных, чтобы проверить этот показатель и способ его расчета.
Один из способов повышения конверсии курса — это ужесточение входного отбора по принципу «на курс попадут только те, кто уже все знает». Пользы от прохождения такого курса нет. Это скорее будет стажировкой за деньги студента. Такие курсы собирают деньги с людей, которые по сути готовы к трудоустройству, но не верят в свои силы. На «курсах» им устраивают краткое повторение и организовывают собеседование в контору, с которой есть связи.
Если учебное заведение будет оптимизировать конверсию поступивших в трудоустроенных таким способом, то многие середнячки отсеются на этапе поступления. Чтобы не портить статистику, учебному заведению проще не пропустить студента, чем научить его.
Другой способ повысить конверсию — считать тех кто «потерялся» в середине «продолжающими обучение». Следите за руками. Допустим на пятимесячный курс поступило 100 человек, в конце каждого месяц теряются по 20 человек. В последний пятый месяц осталось 20 человек. Из них устроились 19. Итого 80 человек считаем «продолжающими обучение» и исключаем из выборки, а конверсию считаем как 19/20. Добавление всяких условий подсчета ситуацию не исправит. Всегда есть способ интерпретировать данные и посчитать целевой показатель «как нужно».
Конверсию могут исказить естественные причины
Даже если конверсия была посчитана «честно», ее могут исказить такие студенты, которые изучают ИТ-профессию не имея цели сменить профессию сразу по окончании обучения.
Например, могут быть причины:
- Для общего развития. Некоторым нравится смотреть по сторонам, чтобы быть «в тренде».
- Научиться справляться с рутиной на нынешней офисной работе.
- Сменить работу в отдаленной перспективе (более 3 месяцев).
- Оценить свои силы в этой сфере. Например человек может сходить на начальные курсы по нескольким языкам программирования, чтобы выбрать. Но при этом не окончить ни одного.
Некоторым умным людям IT может оказаться не интересно, поэтому они запросто могут уйти в середине обучения. Принуждение их к окончанию курса может повысить конверсию, но реальной пользы этим людям будет мало.
Некоторые курсы не предполагают готовности к смене профессии несмотря на «гарантии» трудоустройства
Например человек успешно прошел только курс по java с фреймворком spring. Если он еще не проходил хотя бы базового курса по git, html и sql, то он не готов даже к позиции джуна.
Хотя на мой взгляд, для успешной работы нужно знать еще операционные системы, компьютерные сети и бизнес-анализ на одну ступеньку глубже, чем типичный обыватель. Изучение одного отдельного навыка позволит решать лишь узкий круг скучных и однообразных задач.
Об области ответственности учебных заведений
А ведь неоконченный учебный курс — это, прежде всего, неудача школы/курса, это их задача — привлечь правильных учеников, отсеять на входе неподходящих, увлечь в ходе курса оставшихся, помочь им пройти курс до конца, подготовиться к трудоустройству.
Перекладывать ответственность за прохождение курса только на учебное заведение так же безответственно, как и полагаться на удачу. Я признаю, что в нашем мире очень много хайпа по этой теме, а значит курсы запросто могут быть неудачными. Однако это не отменяет того, что студенту тоже нужно работать на свой успех.
Гарантия — маркетинговый трюк
Я согласен с тем, что задача учебного заведения — привлечь *правильных* учеников. Для этого нужно выяснить свою позицию, выбрать целевую аудиторию и сформулировать это в своих рекламных материалах. Но и студентам не нужно искать именно «гарантию трудоустройства». Этот термин — выдумка маркетологов для привлечения потенциальной ЦА. На работу можно устроиться и со стратегией:
- Пройти несколько отдельных курсов без гарантии
- Несколько раз попытаться пройти собеседование
- Проводить работу над ошибками после каждого собеседования
Про предварительный отсев
Задача отсева неподходящих студентов проста только для курсов со строгим отбором, про которые я писал выше. Вот только их цель не обучение, а первичный отсев за деньги студентов.
Если же цель — действительно научить человека, то отсев становится крайне нетривиальным. Сложно, очень сложно составить такой тест, который позволит за короткое время и с достаточной точностью определить сроки обучения для одного конкретного человека. Студент может быть умным и сообразительным, но при этом будет мучительно долго печатать код, писать write-only конспекты, тупить на тривиальных операциях с файлами и иметь проблемы с поиском опечаток в тексте. Львиная доля времени и сил у него будет уходить просто на оформление запускающейся программы.
В то же время, аккуратный и внимательный студент, которые понимает английский текст, будет иметь фору. Ключевые слова для него не будут иероглифами, а забытую точку с запятой он обнаружит через 30 секунд, а не через 10 минут.
Срок обучения можно пообещать исходя из самого слабого студента, но в итоге может получиться 5 лет как в ВУЗах.
Увлекательность курса
Я в целом согласен, что курс должен быть достаточно увлекательным. Существуют две крайности. С одной стороны скудный по содержанию курс, который подается живо и весело, но без пользы. С другой стороны — сухая выжимка ценной информации, которая просто не усваивается из за подачи. Как и везде важна золотая середина.
Однако может так получиться, что курс будет увлекателен для одних людей и при этом вызывать неприятие у других только за счет своей формы. Например изучение java в игре про кубический мир от майкрософт вряд ли одобрят взрослые «серьезные» люди. Даже несмотря на то, что концепции будут изучаться те же самые. Однако в школе такой формат обучения программированию будет иметь успех.
Помощь отстающим
По поводу помощи в прохождении курса до конца я снова процитирую Бьярна Страуструпа (оригинал перевод):
If you are teaching a large class, not everyone will pass/succeed. In that case you have a choice which in its crudest for is: slow down to help the weaker students or keep up the
pace and lose them. The urge and pressure is typically to slow down and help. By all
means help –and supply extra help through teaching assistants if you can – but don’t slow
down. Doing so would not be fair to the smartest, best prepared, and hardest working
students – you’ll lose them to boredom and lack of challenge. If you have to lose/fail
someone, let it be someone that will never become a good software developer or
computer scientist anyway; not your potential star students.
Если вы преподаете в большой группе, далеко не все будут справляться. В этом случае вам нужно принять тяжелое решение: замедлиться для помощи слабым студентам или держать темп и потерять их. Всеми фибрами души вы бы будете стремиться притормозить и помочь. Помогайте. Всеми доступными способами. Но ни в коем случае не замедляйтесь. Это будет нечестно для умных, подготовленных и упорно работающих студентов — от отсутствия сложных задач они заскучают, и вы их потеряете. Раз вы в любом случае кого-нибудь потеряете, пускай это будут не ваши будущие звезды, а те, кто никогда не станет хорошим разработчиком или ученым.Иными словами, преподаватель не сможет помочь абсолютно всем. Кто-то все равно отсеется и «испортит конверсию».
Что делать?
В начале своего пути вообще не нужно смотреть на метрики по трудоустройству. Путь в IT может быть долгим. Рассчитывайте на год-два. Одного курса «с гарантией» вам точно не хватит. Кроме прохождения курсов нужно еще развивать свои собственные навыки владения компьютером: умение быстро печатать, искать информацию в интернете, анализировать тексты и прочее.
Если вообще смотреть на какие-либо показатели курсов, то в первую очередь нужно смотреть на цену и сначала пробовать бесплатные, затем дешевые и только потом — дорогие.
Если у вас есть способности, то бесплатных курсов будет достаточно. Как правило в них нужно будет много читать и слушать самостоятельно. Проверять задания у вас будет робот. Такой курс не жалко будет бросить на середине и попробовать другой по той же теме.
Если бесплатных курсов по теме нет
Если возникают необъяснимые проблемы с освоением, тогда нужно обращаться за помощью к преподавателю или наставнику. Это всегда будет стоить денег, поэтому ищите где вам могут предложить консультационную форму занятий с почасовой оплатой. При этом не нужно воспринимать наставника как живой гугл, у которого можно спрашивать в терминах «я хочу вот эту фигню вот так сделать». Его роль — сориентировать вас и помочь найти нужные слова. На эту тему можно еще много чего написать, но я не буду сейчас углубляться.
Спасибо за внимание!
P.S. Если вы нашли опечатки или ошибки в тексте, пожалуйста, сообщите мне. Это можно сделать выделив часть текста и нажав «Ctrl / ? + Enter», если у вас есть Ctrl / ?, либо через личные сообщения. Если же оба варианта недоступны, напишите об ошибках в комментариях. Спасибо!
Комментарии (29)
Shakhmin
30.12.2019 13:44+1что-то мне в статье слишком мерещится, что надо обязательно платить.
считаю, что это не только не верно, но и вредно. не потому, что платить плохо, а потому, что надо понимать, что ты покупаешь и реальную цену этого.
нужно делать проект. для всех, но для себя. для всех — чтобы изначально понимать "я буду это показывать" (как показывать, где размещать) и для себя — не сферического коня, а что-то конкретное и пригодное к использованию. Что-то, пусть не массовое, но вполне работоспособное. Пусть далеко не универсальное, всего с одной кнопкой, но вот эта кнопка должна показывать "я умею".
Если для реализации проекта вдруг покажется, что нужно получить те или иные знания\материалы\курсы\встречи (и пусть платные), то будет четкое понимание "что я хочу от потраченных денег" и соответственно выбор "куда потратить" будет уже обусловлен конкретной хотелкой, а не желанием посетить курс и устроиться работать "за все деньги мира"
akryukov Автор
30.12.2019 13:52что-то мне в статье слишком мерещится, что надо обязательно платить.
Любопытно, из каких слов у вас сложилось такое впечатление?
Я прямым текстом писал обратное:
Если вообще смотреть на какие-либо показатели курсов, то в первую очередь нужно смотреть на цену и сначала пробовать бесплатные, затем дешевые и только потом — дорогие.
Я согласен с вами в том, что проект полезен для обучения.
Добавлю что с ним проблема в выборе темы и осмыслении задачи. Не каждый человек понимает, что вообще можно сделать с помощью программирования помимо очевидных веб-страниц и игр. Чтобы получить кругозор, позволяющий сформулировать список недостающих знаний нужно хотя бы поверхностно ознакомиться с тем что в мире есть.Shakhmin
30.12.2019 15:28не надо понимать, что можно сделать с помощью программирования. это вредно.
надо взять задачу и смотреть, как ее можно сделать. может это будет вообще механическое решение?
если человек не может придумать задачу из мира ИТ (я не ограничиваю программированием), то работать в мире ИТ ему будет, мягко говоря, тяжело.
придумал задачу, в процессе решения познакомился с инструментами, показал (вот здесь уже интереснее — адекватная обратная связь вполне может человека вдохновить), либо доработал эту задачу, либо взялся за следующую.
параллельно ходим по работодателям и узнаем что им надо от сотрудника и что они готовы предложить такому специалисту
akryukov Автор
30.12.2019 16:20+1не надо понимать, что можно сделать с помощью программирования. это вредно.
Разверните, пожалуйста, мысль. Почему именно вредно?
если человек не может придумать задачу из мира ИТ (я не ограничиваю программированием), то работать в мире ИТ ему будет, мягко говоря, тяжело.
Когда то мы с вами тоже не могли придумать задачу из мира ИТ. Мы ведь не с младенчества программируем. При этом сейчас мы вполне успешно занимаемся ИТ. За счет чего так получилось? На мой взгляд, за счет того мы накопили достаточный кругозор и технические знания.
Это я к тому, что "умение придумывать себе задачу" — неудачный фильтр для отсеивания потенциальных студентов, а также неудачная цель в начале обучения.
Что если интересная задумка на деле не будет развивать полезные навыки?
Лучше взять другой вариант — обратиться к наставнику за проектом. Он за счет более широкого кругозора может подобрать такую задачу, которая наверняка затронет ценные навыки.
Shakhmin
30.12.2019 19:03Разверните, пожалуйста, мысль. Почему именно вредно?
есть задача, под нее идет подбор инструмента. это логично и правильно
есть еще вариант, когда человек хорошо владеет одним инструментом и с помощью него делает вещи, которые таким инструментом обычно не делают, но у него получается
а вот когда человек берет инструмент (которым не владеет) и начинает его прикладывать ко всему — это уже неверно.
как пример — ну изучу я js, что дальше? или для работы фронта лучше подходит js, буду изучать его. Т.е. цель определяет средства, а не наоборот.
быль по применению инструментов:
есть сайт html+css+js+php+mysql, сайт крутится на апаче в убунте
фрилансеру выдаю доступ ssh, mysql и говорю, а вытащи-ка мне на страницу дополнительное поле из базы.
через два дня понимаю, что задача не решена. спрашиваю, в чем затык.
фрилансер оказался совсем студентом и знал только js (паршиво, но лучше меня), а из js, как оказалось очень трудно подключаться по ssh и еще что-то пытаться получить при этом из базы. я даже материться не мог.
akryukov Автор
30.12.2019 20:18Ну хорошо. Давайте я уточню свою формулировку. Нужно изучать какие инструменты вообще в мире есть и для чего они предназначены. Это и есть "кругозор" программиста.
ну изучу я js, что дальше? или для работы фронта лучше подходит js, буду изучать его.
Так ведь нет и вы далее сами об этом пишете. Для работы фронта нужно изучать не "js", а "html+css+js+php+mysql", а еще "ssh, bash и linux". В вашем примере студент, очевидно, не обладал достаточным кругозором. Он знал всего один инструмент — js.
Вот вы дали ему задачу, он ее не сделал. Как это доказывает ваш тезис о том, что нужно сначала придумывать проект, а потом искать инструменты? Если бы ваш подход был верным, то студент из вашего примера сам бы нашел и клиент ssh и подключился бы к базе и выполнил бы задачу.
Shakhmin
31.12.2019 07:58не "студент", а "фрилансер-студент" — то есть человек, уже желающий получать деньги, а не просто учиться. для меня это разные вещи.
у вас было одно важное слово — кругозор. частично кругозор заменяется умением задавать вопросы, но только частично.
возможно я не совсем корректным пример привел.
и все-таки я останусь за своим тезисом — под задачу надо подбирать инструмент. придумываем проект, потом начинаем осваивать инструменты для его реализации.
а вот дальше идет кругозор. только оформленный в виде "дерева умений", но без зависимостей. то есть для успешного использования инструмента надо бы иметь понимание о некоторых предшествующих, но никто не запрещает сразу взяться за топовый (фигня выйдет, но не запрещено).
применительно к моему примеру (раз уж он есть), то даже берясь за фронт, нужно иметь хоть какое-то представление о беке. хотя бы для правильной формулировке вопросов "как лучше сделать". если бросил в js 10 очков, то хоть по единичке надо набросать вокруг. иначе печаль
ну и чуть-чуть о безопасности — когда js цепляется по ssh к серверу и потом внутри него к базе, мы автоматом предоставляем всем доступ к ssh и базе (решение, конечно, имеет место быть, но защищать его существенно сложнее)
beskov
02.01.2020 17:44«Внимание будущего студента обращается на две метрики и на этом «советы по выбору» заканчиваются.»
Я прочитал вашу статью и не увидел, что предлагаете для выбора коммерческих курсов вы (а я именно так ставил вопрос). Подскажите что я пропустил? «Ищите комфортные для вашего кошелька?» Звучит как «начинайте сначала, а как дойдёте до конца, заканчивайте»
Вот на рынке есть 40 коммерческих курсов по обучению программированию на PHP, допустим, у вас есть 50 тр. В выборку попадёт 20 курсов. Что делать дальше?akryukov Автор
02.01.2020 20:22Подскажите что я пропустил?
Вы пропустили раздел "Что делать?". Его желательно читать целиком.
beskov
02.01.2020 17:50+1«Учёба это не лотерея»
Мне непонятно это противопоставление. Вы кажется используете полемический приём «strawman», т.е. спорите с утверждениями, которых я не делал.
Я как раз иду от того, что коммерческое обучение должно быть не лотереей, которой оно есть сейчас, когда люди выбирают курсы в лучшем случае по отзывам о процессе.
Именно потому, что коммерческое обучение — это не лотерея, оно должно давать значимые предсказуемые результаты. Предсказуемые — значит устойчивые от набора к набору. Значимые — значит существенно приближать к достижению цели, а не с вероятностью 3-5%, как в лотерее.
Представьте, что вы заказываете у компании продающий сайт и она говорит вам, что по опыту сотрудничества с другими клиентами вероятность успеха (именно ПРОДАЮЩЕГО сайта, а не просто сайта) — 10-15%. Устроит ли вас такая услуга? Да, тут тоже многое зависит от КЛИЕНТА, как и в обучении.
beskov
02.01.2020 17:51+1«При этом учебному заведению почему то ставится в вину то, что кто-то из студентов не окончил курс»
Не кто-то, а если значимое количество (30-70%) не доходит до конца — то это явно ответственность заведения.
beskov
02.01.2020 17:52+1«На мой взгляд, выбор курсов исходя из двух показателей — в корне неправильный подход, под катом я подробнее опишу почему.»
Я повторюсь, что так и непонятна ваша альтернатива для выбора коммерческих курсов.
beskov
02.01.2020 17:57+1«Обучение это не вытягивание счастливого билета, а упорная работа над собой. В эту работу входит выполнение студентом домашнего задания. При этом далеко не все учащиеся могут выделить время на выполнение своих заданий. Довольно часто студенты бросают выполнение домашнего задания при первой же трудности. Бывает, что формулировка задания не ложится на контекст студента, но при этом студент не задает ни единого уточняющего вопроса.»
Вы тут тоже ломитесь в открытую дверь. Учебные курсы совсем не обязательно должны быть построены с использованием домашних заданий, как показывают многочисленные опыты очных буткемпов и мой опыт организации интерактивных онлайн-курсов.
beskov
02.01.2020 17:59+1«Даже если ученик найдет заведение с конверсией 95%, но будет сидеть сложа руки, то он попадет в безуспешные 5%.»
Само собой, поэтому я ничего не писал про ГАРАНТИЮ и более того, предостерегал против 100% конверсии. Я писал только про статистику.
beskov
02.01.2020 18:01«Введение метрики приводит к тому, что деятельность направляется на ее оптимизацию, а не на непосредственно саму работу»
Текущее состояние индустрии околопрофессионального очного и онлайн-обучения таково, что сама попытка начать собирать статистику трудоустройства уже является большим шагом вперёд для большинства школ.
beskov
02.01.2020 18:03«У вас все равно нет достоверных данных, чтобы проверить этот показатель и способ его расчета.»
Да, но надо же с чего-то начинать.
Я мечтаю о том, что через несколько лет появятся анонимизированные данные выпускников. И это станет нормой для рынка)
beskov
02.01.2020 18:06«Один из способов повышения конверсии курса — это ужесточение входного отбора по принципу «на курс попадут только те, кто уже все знает».»
Очень интересное предположение, но оно напрямую противоречит интересам коммерческих школ обучать как можно больше людей для увеличения оборота и прибыли.
Я думаю, что такое правило хорошо работает для компаний, которые запускают бесплатные школы, как фильтр для рынка и удешевление привлечения новых сотрудников.
beskov
02.01.2020 18:08«Сложно, очень сложно составить такой тест, который позволит за короткое время и с достаточной точностью определить сроки обучения для одного конкретного человека.»
Я пропустил, в какой момент оказалось актуальным определять сроки обучения.
Griboks
Вы мне напомнили одного человека, который, устроившись на работу после 17 лет постоянного обучения, не смог сложить 4 числа. Как бы да, на работу устроился, конверсию поднял, курсы окончил. А где знания? А знания не завезли. Оказывается, это не от курсов зависит, а от человека.
Возникает вопрос, а как выбрать курс человеку, который действительно хочет научится. Я думаю, что ему надо не на курсы устраиваться а на работу. Тогда и обучение будет в 10 раз быстрее, и практика, и деньги, и саморазвитие на уровне.
А курсы нужны для преподавателей/организаторов в первую очередь. Во вторую — для повышения квалификации и обмена знаниями.
mad_nazgul
«Все украдено до нас» (с) не мой.
Курсы нужны в первую очередь для работодателей, чтобы получить нужных специалистов.
Соответственно нужно смотреть на курсы, которые либо напрямую ведутся работодателями, либо спонсируются ими.
Как минимум все крупные ИТ компании в России уже поняли это.
akryukov Автор
Такое спонсорство может быть как прямым, так и косвенным: возможность совмещать преподавание с работой, плюс программы рекомендаций.
akryukov Автор
Извините, а вы этого человека на какую должность брали? Живым калькулятором?
Подробностей мало, так что ваша история похожа на байку в духе "мы программиста наняли, а он нам микроволновку не смог починить. Зачем учился столько времени? Непонятно"
Впрочем я встречал парочку "вечных студентов", которые получают по 2-3 высших образования. Но оба учились заочно и где-то работали. Думаю это у них хобби или способ получать дополнительный отпуск в году.
Вариант "пойти на работу, чтобы научиться" довольно часто применяется за пределами IT, где работодатели совсем не сотрудничают с системой образования.
Мне трудно представить, чтобы в программировании можно было устроиться без какого либо предварительного обучения. Желающих достаточно много, чтобы выбрать из них образованых.
По поводу "что делать?" я писал в конце статьи. Вы ее точно всю прочитали?
Griboks
Не думаю, что для такой простой формулы требуется отдельная должность. Мне кажется, образования инженера/программиста должно хватить. Ему надо было вычислить ~10 аналогичных, и с каждой он просил помочь, учитывая, что это из ГОСТа, где всё подробно расписано…
Мне почему-то кажется, всё наоборот: стажёров-программистов без образования берут, а стажёров-банкиров/водителей/шахтёров — нет.
Там есть один большой недостаток — все обязаны идти на курсы. Я считаю по-другому, о чём и написал. Если уж и выбирать курс, то по его программе обучения, а не по конверсии или организатору.
vism
Внезапно, я тоже вот без гугла такое не вычислю, так же забыл интегралы и лимиты.
Это мне не мешает в профессии разработчика и даже не знаю как за 11 лет помогло бы, наверное где-то и помогло бы, но… 1-2 раза?
Еще я на асеблере ничего не изображу, хотя год курса был в универе.
Дык я тоже по вашему бездарь? :)
Griboks
x1 + x2 + x1 + x2
Как бы… что можно разрабатывать, когда не умеешь складывать числа? Node JS Rest API?
akryukov Автор
Я не очень понимаю, что именно нужно вычислить в этой формуле. Если бы я оказался на месте вашего работника, то я бы тоже пошел спрашивать.
Это на самом деле очень круто, что человек пошел спрашивать 10 раз. Ниже в этом комментарии привели пример, когда исполнитель не сообщал о том, что не справляется целых два дня. Это по вашему лучше?
Найм стажеров-программистов зависит не от образования, а от навыков. Могут взять "без корочки", но с навыками. При этом у водителей есть вполне конкретная процедура получения бумажки, которая дает право водить транспорт и подразумевает наказание за вождение без этой бумажки.
Griboks
Сумму четырёх (в действительности двух) чисел, например: x1=0.0000352, x2=0.001543.
И не от курсов, о чём я написал.
akryukov Автор
Штука в том, что вы дали тождество, а не формулу. Причем абсолютно без контекста его применения. Тождества можно доказывать, преобразовывать, но не "вычислять". Формула обычно выглядит как а=f(B), где a — результат в виде одной переменной, а B — множество исходных данных.
Ну допустим вы подставили эти числа в своё тождество. Получили корректное равенство. Что дальше? Почему вы думаете, что это результат? Откуда брать исходные данные?
Griboks
1. Я дал формулу вида K=??x.
2. Генератор изображения преобразовал её к другому виду. Да, это немного запутано (для тех, кто не читает, а смотрит картинки), но в реальности это была именно формула.
3. Исходные данные даны вместе с формулой в табличке Excel. Можно даже вбить формулу, и он сам всё рассчитает.