Я запустил стартап Gisbuyer, где мы анализируем коммерческую недвижимость и в частности считаем пешеходный трафик возле помещений на основе координат мобильных устройств. Если бы я запускал его второй раз или другой стартап я бы сэкономил 1 млн руб.

Больше всего денег было потрачено на первый запуск, и ниже я опишу основные ошибки и после опишу текущий мой план запуска стартапа быстро и с минимальным бюджетом.

Ошибки:
  • Не программируем первый релиз продукта. Это убьет сотни тысяч рублей и месяцы до запуска, а продукт нужный пользователю все равно не будет — точно попасть в полезный продукт с первой итерации не выйдет, то что мы считаем у себя в голове очень нужным продуктом в 99% не так. Поэтому просто собираем лендинг на конструкторе, описываем наш сервис как рабочий — делаем кнопку регистрации, после регистрации выводим ошибку, клиент расстроится. Но теперь ему можно будет позвонить и объяснить что эту ошибку мы сейчас устраняем и у нас к клиенту есть несколько вопросов о том что ему вообще нужно от продукта.
  • Никакой дорогой упаковки и дизайна, лучше все сделать бесплатно в этой части. Я сам всегда был противником заказа дизайна и твердо верил что это напрямую на деньги не влияет, сам всегда рисовал сайты логотипы и баннеры. Но тут мы же делаем крутой стартап, все должно быть четко. дорого богато — заказали дизайн сайта, логотип и самое печальное … инфографику. И ладно дизайном мы пользуемся до сих пор. Но инфографика стоила около 1000 долларов и при первом же изменении логики продукта (а это наступает после нескольких звонков клиентам) инфографика стала не актуальной, она уже не совпадает с сервисом, да ее можно отредактировать, но изменений в продукте на первом этапе так много что это нерентабельно.
  • Можно использовать не только масштабируемые каналы маркетинга на старте. Мы думали — маркетинговые каналы с небольшим потенциалом роста — не пойдет, как мы будем масштабироваться далее. Оказалось все бесплатные каналы привлечения клиентов, пусть и не масштабируются, но создают синергию и с определенного этапа небольшой поток клиентов начинает приходить не пойми откуда и начинает поддерживать проект на плаву, и небольшая выручка намного лучше нулевой. Поэтому новостные статьи, коллаборации, интеграции, серые методы и спам — Супер. Чем бесплатнее канал, тем лучше на старте, Даже AirBNB начинали со спама на сайте объявлений.


План старта ИТ-стартапа
  1. Запускаем опрос через Яндекс.Взляд или аналог Гугл (если у вас иностранная целевая аудитория). Где задаем вопросы дающие в целом понять нужно ли это рынку и готовы ли за это платить. Лайфхак — вопрос, оставте номер телефона чтобы мы сообщили вам когда наш продукт будет запущен. Позволяет взять контакт потенциального клиента, который сказал “Я хочу это!” и позвонить ему и спросить, кто он такой вообще, где обитает и поподробнее, какие функцие продукта ему нужны.
  2. По опросу составляем прототип продукта. Делаем типо рабочий сайт на конструкторе лендингов и льем на него трафик, собирая контакты.
  3. Обзваниваем эти контакты и спрашиваем какие функции нужны. Важно звонить самому основателю, не делегировать. Из обзвонов выделяем что в ответах клиентов совпадает, какие функции нужны большинству человек.
  4. Выделяем главную функцию нашего будущего продукта — только одну, самую главную, решающую боль клиента. Находим идейных разработчиков, подписываем с ними договор опциона. Обсуждаем с ними как запрограммировать эту функцию максимально быстро, не идеально, но быстро, отрезав максимум функционала.
  5. Сново льем трафик и сново обзванивам получая обратную связь и допиливая продукт, повторяя итерации сбора обратной связи и сталкивания новой версии продукта с рынком.

Комментарии (15)


  1. andreyverbin
    03.01.2020 16:35

    Видел сотни проектов (это не преувеличение) на энтузиазме, с ограниченным бюджетом, без опыта работы в предметной области или смежных областях. Взлетел, кажется, один, держался на плаву лет 5 и умер. Видел десяток других, там с самого начала знали что делают, имелся опыт в предметной области и денег хватало, так что за идею никто не работал. Из них процентов 50% стали нормальными бизнесами.


    Несмотря на эту грустную статистику желаю вам удачи.


    1. silver-gis Автор
      03.01.2020 17:27

      Спасибо)


  1. catanfa
    03.01.2020 17:42

    Откуда у вас такие всеобъемлющие данные о человеческом трафике с точностью до дома? Или вы сейчас на стадии сбора телефонов )


    1. silver-gis Автор
      03.01.2020 17:46

      Откуда данные — наш главный коммерческий секрет) это координаты мобильных устройств с датой и временем. Но все законно — данные обезличены, не являются персональной информацией.


      1. catanfa
        03.01.2020 18:53

        Если в качестве адреса указать загородный дом человека, который проживает там один, то в ваших графиках я увижу его точный распорядок дня, как например если бы я следил за ним. Или всё работает только на больших объёмах?
        И ещё вопрос. Если вы скрываете источник данных, как я могу быть уверен, что они не сгенерены случайным образом?


        1. silver-gis Автор
          03.01.2020 18:58

          Все работает только на больших объемах. Если вы выберете малолюдное место — сервис выдаст сообщение что по этому месту у нас мало данных для точного расчета.


  1. MaxVetrov
    03.01.2020 18:52

    Чем бесплатнее канал, тем лучше на старте, Даже AirBNB начинали со спама на сайте объявлений.
    Если больше спама от одной компании — говорит ли это, что эта компания начинающая?


    1. silver-gis Автор
      03.01.2020 18:57

      Видимо да. Спам отнимает много временных ресурсов и репутационные потери, большую компанию не выстроить, мое мнение


      1. MaxVetrov
        03.01.2020 19:52

        Походит на ситуацию, когда люди входят на трудовой рынок, рассылая пачки резюме.


  1. opiy
    04.01.2020 21:21

    Если команда работает за гроши, то будет и за идею.

    Шикарно. Не хватает совета кидать разрабов на деньги. Так еще выгоднее.


    1. silver-gis Автор
      04.01.2020 21:24

      Такого совета не будет. Эта команда собирались годами, зачем кидать на деньги, если можно запустить следующие проекты вместе, и реально благодарен команде что они продолжают работу — у всех есть основная работа, но в свободное время занимаются и нашим проектом значит вера в проект есть.


    1. JordanoBruno
      05.01.2020 19:43

      На самом деле вывод очень спорный, так как это скорее ошибка выжившего. Большинство разработчиков просто уйдут, если им не платить.


      1. silver-gis Автор
        05.01.2020 23:18

        Совет больше в том — не решать за людей (в нашем случае это было мнение что точно уйдут). Спросить — вот такая ситуация, есть такие и такие планы как развиваться, платить сейчас не можем — ты дальше с нами или нет. От спроса точно не теряем ничего — уйдут, если далее инвестиции будут можно опять предложить вернуться на оплату


        1. JordanoBruno
          05.01.2020 23:26

          Если это совет основателю стартапа — то он весьма странный, так как в большинстве случаев команда развалится. «Out of money» — это частая причина закрытия стартапа, да, какое-то время можно пожить на энтузиазме, но это уже не бизнес-история.


  1. raimbekoff
    04.01.2020 12:25

    Это один из кейсов, описанные в книге Бережный стартап (lean startup). Кстати, классная книга))