Владимир Федосенко. Фото: dev.by

Декан факультета повышения квалификации и переподготовки Института информационных технологий БГУИР, кандидат технических наук, доцент Владимир Федосенко уволился с государственной службы и устроился Salesforce-разработчиком в маленькую минскую IT-компанию, пишет dev.by.

Владимир закончил БГУИР с красным дипломом, свободно владеет английским языком, работал в Академии наук Беларуси, является автором более 80 научных и учебно-методических работ, в том числе девяти изобретений. Однако уровень заработной платы в государственных вузах оставляет желать лучшего, и это не единственная причина, по которой он сменил место работы.

В интервью сайту dev.by Владимир сказал, что поначалу искал возможность поработать в коммерческих образовательных проектах IT-компаний, но в итоге решил более кардинально сменить направление деятельности: «Человек, который учит программистов, должен зарабатывать не меньше, чем эти специалисты в индустрии. Иначе будут продолжаться случаи перехода доцентов в учебные лаборатории ИТ-компаний, — сказал Федосенко. — Нужно признать, что реальная зарплата доцента сильно оставляет желать лучшего. Чтобы выжить, нужно так нагрузиться учебными часами, что из стен университета выходить не будешь… На проектах и в образовательных центрах компаний сплошь наши преподаватели. Просто не все готовы выйти из зоны комфорта».

«Мне-то, конечно, всегда была ближе фронтенд-разработка, но конкурировать во фронтенде непросто», — признаётся бывший декан, объясняя причины выбора Salesforce. Он рассказывает, что во время обучения на курсах его узнавали многие бывшие студенты, но реагировали нормально.

На такое решение Владимира вдохновил пример коллеги, тоже доцента: «Где-то год назад он сел в EPAMовскую лабу — учился-учился, и в итоге попал на проект. Я подумал тогда: он смог — почему я не смогу? Этот путь для меня — самый реальный, ведь нельзя же прийти в компанию со словами: ”У меня столько опыта разработки в прошлом — ставьте меня PMом”. Вполне ожидаемо, что услышу в ответ: ”Это было ещё в прошлом веке — так что иди-ка ты назад в свои 90-е, и там работай”».

Поэтому Владимир начинает всё сначала, как это делают его студенты: «Не страшно, когда ошибаются, страшно — когда надувают щёки и молчат с умным видом. Жизнь — сложная штука: ты много раз ошибаешься и падаешь. Но поднимаешься, делаешь выводы и идёшь дальше».

Владимир Федосенко говорит, что на новой работе приобретает интересный опыт и получает удовольствие от общения с людьми.

Комментарии (107)


  1. AllexIn
    08.01.2020 12:43
    +3

    Довелось по-вращаться в кругу ВУЗовских преподавателей.
    За редким исключением они как специалисты в районе нуля. Оно и не удивительно, дарить свою квалификацию за копейки мало кто горит желанием… В итоге там работают те, кто больше нигде не пригодился.
    А вообще, вся статья просто крик о деградации образования: декан ИТ факультета не может устроится никем выше джуна…


    1. A-Stahl
      08.01.2020 12:56
      +3

      >они как специалисты в районе нуля. Оно и не удивительно,
      Ну в статье же написано: чтобы не голодать нужно очень много часов. На практику времени не остаётся.

      >крик о деградации образования: декан ИТ факультета не может устроится никем выше джуна
      Декан это административно-организационная должность и к направлению факультета прямого отношения не имеет.


      1. yatsenko-ihor
        08.01.2020 20:23
        +2

        ну должность декана тоже не просто так дают. В том же ИТ сами ПМы часто или из тестировщиков или из программистов вышли


    1. mantiscorp
      08.01.2020 12:58
      +8

      Он — декан факультета повышения квалификации и переподготовки.
      Он смог повысить свою квалификацию и переподготовиться.
      Не каждый декан умеет то, что сам преподаёт


    1. dom1n1k
      08.01.2020 13:45
      +9

      Но есть хороший шанс, что он через пару лет станет тимлидом. Нулевой студент за 2 года этого сделать точно не сможет, а нулевой декан — может (хотя в статье говорится, что он не с нуля, у него был опыт, хотя и в другое время и другой области).
      Да, как программист-практик через два года он всё ещё будет очень средний. Но для тимлидовской работы программирование на среднем уровне + софт-скилы гораздо выше средних (с прежней работы) = неплохая комбинация.


      1. zac04
        09.01.2020 11:10

        минутка пессимизма: в реале шанса нет. здоровье способность к анализу сидеть и работать больше остальных выделиться среди них харизмой (а именно харизма дает возможность БЫСТРЕЕ увеличить зп, а не ваши пресловутые софт-скиллы/знания языков (помимо знакомств и связей конечно))…
        реальность не обманешь. получение практически любого результата основано на нормальном функционировании тела. и, для основной массы, требует затрат личного времени (которое возможно при охренительно хорошем здоровье, что есть у 18-20 летних только если… или у 1 человека на 10к-100к кандидатов в лучшем случае). требует больших затрат. год-два — нереальные сроки для карьеры в 1 компании средней или крупной, вида «джун-(мидл-синьор)-тимлид». хотя именно в рф может и прокатит.


        1. dom1n1k
          09.01.2020 12:38
          +1

          Синьора не будет. Именно в этом и состоит уникальность случая, что декан обладает богатым смежным опытом (управление + разработка ПО с прошлом веке), который позволяет и даже подталкивает как можно раньше уйти из чистых технарей в управление. Ему лишь надо получить представление об актуальном технологическом стеке — и для средне-обзорного уровня два года вполне достаточно.


          1. zac04
            09.01.2020 16:02

            но тимлид в рашке это не управленец обычно. это «человек-затычка всех щелей с функциями редактор кода и последняя надежда начальства в критичной ситуации» хоть и с зп на уровне мировой, но и с ответственностью выше и геммором выше, чем у сеньора.

            я нисколько не спорю, что 2 года в теории достаточно. и пары тройки месяцев достаточно, если знать четко цель и к ней подготовиться не работая нигде, что бы прыгнуть сразу на сеньора с 0 практического опыта как минимум на испытательный срок. реальность каждому не обмануть.

            перечитал подробнее — вы все же об управленце, а это пм (или руководитель ит отдела больше) по описанию. но не тимлид. далеко не в каждой компании в этой стране.

            но стать тимлидом у него примерно столько же шансов, сколько у обычного разработчика с аналогичным практическим опытом (судя по своему опыту).
            я более чем уверен, что пары лет в наших условиях ему не хватит. и не из-за опыта (банальный вопрос — молодые с здоровьем и с целью стать тимлидом во, что бы то ни стало не могут бывает и по 5-10 лет дорасти, с чего декан сможет? ответов очевидных нет. но есть факт — бизнесу не важно декан ты, 6-летний индус с кучей сертификатов майкрософта, или сеньор с украины — либо он готов платить за тебя, либо нет — имхо только это важно).

            но время покажет кто прав. я высказал свое мнение в предыдущем комменте остальное балабольство с моей стороны.

            to ncix я за 10 лет практики не видел вживую ни 1 стажера. но это я так к слову.


            1. saboteur_kiev
              11.01.2020 01:33

              Для начала, в «рашке» никто не отменял аутсорс, никто не отменял действительно неплохих ИТ компаний, крупных ИТ компаний.
              А во-вторых, этот декан устроился в Минске.


        1. ncix
          09.01.2020 15:31

          Salesforce это не Rocket science! Это "программирование" процессов и формочек мышкой. Имея богатый алгоритмический опыт и понимание структуры данных (а уж это декан точно понимает) он легко большинство стажёров обгонит, даже работая строго 8 часов.


    1. vv_kuznetsov
      08.01.2020 14:03
      +3

      В российских вузах 2/3 времени занимает бесконечный цикл «составь план — напиши отчёт — не так написал». Поэтому времени на научную работу не остаётся. Отсюда и деградация уровня преподавателей.


      1. respecto
        08.01.2020 14:34
        +8

        2/3 времени занимает бесконечный цикл «составь план — напиши отчёт — не так написал»


        Когда ты сделаешь карьеру и станешь руководителем проекта в большой компании, то сильно удивишься.


        1. vv_kuznetsov
          08.01.2020 15:47
          +1

          Сравнение преподавателей и руководителей некорректно. Это разная область деятельности. Если все сотрудники кафедры вместо работы заняты написанием бумажек, то это ненормально.


          1. respecto
            08.01.2020 16:39

            Согласен, я просто немножко позже прочитал, что пишу преподавателю, а не программисту :)


          1. CherryPah
            09.01.2020 20:39

            Но ведь декан это как раз больше про руководство, чем про преподавание и сравнивать его с ПМ/Руководителем проекта нормальнее чем с штатными программистами (преподавательским составом)


            1. vv_kuznetsov
              09.01.2020 21:58
              +1

              Да, декан это администратор, ему повышенное количество бумажной работы положено. Но объём документов (УМКД, РПД и т.п.), которые вынуждены писать преподаватели вместо научной работы сейчас просто ненормальный.


            1. saboteur_kiev
              11.01.2020 01:35

              Не стоит забывать, что школьная и институтская программа заранее утверждается сверху, и даже если хочешь сделать шаг влево-вправо для дополнительного развития, выполнить саму программу — обязательно.


              1. easimonenko
                11.01.2020 18:11

                Не знаю как с самостоятельным составлением учебных планов в школах, но вот по вузам России информация из первых рук: последние стандарты не налагают никаких жёстких требованиям по составу учебных планов, примерные рекомендованные планы утверждены не были, поэтому вузы в этом году могли составить учебные планы своей мечты, чем мы с коллегами и воспользовались.


                Теперь с планами хорошо, но с кадрами, кто их будет реализовывать, не очень. Набор первокурсников существенно вырос, и преподавателей стало не хватать. Специалисты высокой квалификации не торопятся идти в вуз, но наоборот уходят, так как зарплата маленькая, катастрофически много бумажной работы, бюрократия, затяжное трудоустройство, контингент обучающихся в среднем слабый и не мотивированный. И становится с каждым годом в этом отношении всё хуже. (Это ситуация с периферийными вузами, у топовых похоже всё же получше.)


      1. kxx
        08.01.2020 20:48

        Не только в российских.


      1. roscomtheend
        09.01.2020 09:43

        Не только в ВУЗах, к сожалению. Начиная с ДОУ такое.


    1. Amsbus
      08.01.2020 14:35

      Ну, как мне кажется, там доходит до половины преподавателей, которые работают в ВУЗе на четверть ставки с той лишь целью, чтобы вовремя подгрести толковых студентов на свое основное место работы. Ну и учить их, иначе на работу брать будет некого.


    1. muspelheim
      09.01.2020 08:46

      В итоге там работают те, кто больше нигде не пригодился.

      Владимир Федосенко вел у меня курс в университете и был руководителем дипломной работы, высший педагог и специалист, ни одна значимая встреча, митап и т.д. не проходили без его участия, постоянно встречал его на разных тематических встречах (sowhware, hardware, iot, и т.д.). Я думаю что многие могли бы у него поучиться, а эта ситуация только лишь показывает болото нашего образования.


    1. srgstm
      09.01.2020 11:14
      +1

      Преподаватель, который в середине 90-х читал нам, будущим программистам, курс по программированию под Windows, после того как его много раз поправили на первых лекциях, сказал: «Ну, вы все равно лучше меня все знаете», и вместо лекций стал всякие байки рассказывать. Выходит, за 25 лет мало что изменилось. Печально.


    1. Femistoklov
      10.01.2020 09:14

      За редким исключением они как специалисты в районе нуля.
      Как специалисты чего?

      Обычно в вузах всякие специальности типа «прикладной информатики». Идём и смотрим в стандартах требования для выпускников этой специальности. Вы уверены, что почти все ваши знакомые преподаватели вот так прямо им не удовлетворяют? Можно разве что поспорить насчёт чего-нибудь навроде «должен уметь использовать современные информационные технологии и отраслевые стандарты».


  1. Elmot
    08.01.2020 12:58
    +3

    Вообще уровень оплаты в ВУЗах РФ и РБ — это трепанный стыд. Иначе не скажешь.


    С другой стороны — мужику зачёт, не каждый способен слезть с обшарпанного, но трона, и взяться за метлу, пусть она и Nimbus 2000


  1. muhaa
    08.01.2020 13:00
    +1

    Что сделали (сделаЛ на самом деле) с системой высшего образования в РБ, просто нет слов. 30 лет зарплат чуть пониже чем у грузчика в магазине и от системы остался один каркас. Можно же было обеспечить нормальный уровень зарплат хотя бы начиная с доцентов и профессоров. Образование — услуга довольно популярная и частично платная. Здания, лаборатории — все было на момент распада СССР. Впечатление, что государство просто не понимало нафига кормить всех этих умников и «апазицианерав». Теперь будем платить валютой за то, чтобы молодежь получила образование за границей (и там осталась).


    1. solariserj
      08.01.2020 13:12

      К сожалению в Молдове также. И в итоге университет нужен для корочки(которую все требуют номинально) и военной кафедры. :(


    1. numitus2
      08.01.2020 13:43
      +2

      Причем от декана пользы для общества могло быть больше, чем от Джуна, но таковы приоритеты


      1. Am0ralist
        08.01.2020 13:51
        +1

        Так ведь… может оказаться, что в итоге он вырастет выше джуна и принесёт много пользы компании)


        1. numitus2
          08.01.2020 14:14

          Для какой компании? Иностранной которая аутсорсит работу, возможно.


      1. Sound_cULT
        08.01.2020 15:26
        +2

        Главное, что он принесёт больше пользы себе. А общество, которое в нём пользы не видит, и госноменклатурная элита, которая его заслуги и труд не ценит — это не его проблема.


        1. numitus2
          08.01.2020 16:33

          Я согласен, что вопросами максимизации общественной пользы должен заниматься тот, кто уже 25 лет на соответствующей должности сидит. С точки зрения максимизации пользы для себя и семьи декан все сделал правильно


      1. OleksiyT
        08.01.2020 23:51
        -1

        Спорно.
        Лузеры наплодят только лузеров.
        А мотивированные лузеров не наплодят.


        Качество исходного материала в обоих случаях одинаково, пренебрегаем...


    1. mastergril
      08.01.2020 17:09

      А ещё классная штука рейтинговая система, когда отчислил студента, а тебе минус 30 пунктов и ЗП вниз, и не важно. что он дурак дураком. А самое важное в рейтинге воспитательная работа и число, а не качество публикаций.


      1. kryvichh
        08.01.2020 20:47

        Ну дык в стране студентов за 10 лет уменьшилось почти в 2 раза: с 443 тыс. чел. до 261 тыс. Скоро не только преподаватели побегут, ВУЗы начнут закрывать.


        1. chersanya
          08.01.2020 21:21
          +1

          Может это и хорошо, что количество студентом уменьшилось. Есть стойкое ощущение, что ВУЗов и их выпускников на пост-СССР слишком много, настолько что даже в кассиры часто требуют высшее образование — значит, кандидатов на такую работу после ВУЗа хватает.


          1. kryvichh
            08.01.2020 23:58
            +1

            А какой критерий "многости" людей с ВО? Я так считаю, каждый человек при наличии способностей и желания должен иметь возможность получить ВО. Даже если это будет 90% населения страны. Потому что когда будут увольнять кассиров, имея определённые фундаментальные знания образованному человеку проще будет перестроиться и найти работу. Иначе всё опять придёт к делению людей на касты. А кастовое общество никогда не станет прогрессивным.


            1. chersanya
              09.01.2020 00:18

              Критерия у меня нет, иначе было бы не «стойкое ощущение», а «факт». Ваше рассуждение весьма логично, если считать что ВО действительно везде даёт «фундаментальные знания». Однако, по отзывам друзей из пары не-столичных вузов (РФ), ситуация там весьма печальная по многим аспектам, студенты не заинтересованы изучить материал а преподаватели — донести его. Считаю, что безо всяких потерь такие вузы можно просто закрыть или сократить в разы, ничего от этого не потеряется. Конечно, параллельно нужно делать и другие преобразования, в первую очередь — отменить призыв (сразу количество абитуриентов поуменьшится).


            1. Am0ralist
              09.01.2020 09:48

              каждый человек при наличии способностей и желания должен иметь возможность получить ВО
              так главная проблема ВО, что его получение не привязано к способностям и желанию. как-нибудь поступают, потом их как-нибудь тянут до конца.


            1. Kanut
              09.01.2020 10:09

              А какой критерий "многости" людей с ВО?

              А какой "критерий многости" у скажем булочников или сантехников? ВО это по хорошему не самоцель, а образование необходимое для работы в определённой области. И если совсем упрощать, то людей с ВО нужно ровно столько, сколько у вас есть рабочих мест где требуется это самое ВО.


              Я так считаю, каждый человек при наличии способностей и желания должен иметь возможность получить ВО.

              На мой взгляд гораздо логичнее просто перестаь считать что человек без ВО это что-то второсортное. Это во первых. А во вторых самообразование и саморазвитие это очень хорошая вещь, но не вижу смысла "привязывать" её к ВО.


              1. kryvichh
                09.01.2020 11:09
                +1

                Образование для определённой конкретной области — это ПТУ. ВУЗ даёт гораздо больше, если конечно студент хочет взять. Самообразование это хорошо, особенно если к нему приложить хороших Учителей, которые подскажут и направят. Например, уметь самому лечиться — тоже неплохо, но почему-то самолечение не поощряется.


                1. Kanut
                  09.01.2020 11:36

                  Образование для определённой конкретной области — это ПТУ. ВУЗ даёт гораздо больше

                  А зачем нужно это "больше"? Зачем это тому же кассиру? Да ещё и в полном объёме? И самое главное окупятся ли расходы на ВО для кассира для общества и государства?


                  Самообразование это хорошо, особенно если к нему приложить хороших Учителей, которые подскажут и направят.

                  Это вполне себе решаемо и даже есть в куче стран мира. В разных формах и с разными названиями, но встречается. И на мой взгляд в куче стран это решено лучше чем давать "нормальное" ВО всем подряд просто чтобы было.


              1. Vilaine
                10.01.2020 07:18

                гораздо логичнее просто перестаь считать что человек без ВО это что-то второсортное
                Вот это, наверно, невозможно. Образование так или иначе определяет социальный статус, и так в каждой стране. В разных странах по-разному относятся к людям с разным статусом, тут еще играет роль культура отношений, на тем не менее, везде повышенное образование людьми считается достижением, в отличие от пониженного. В Европе (в Германии?), по слухам, ЧСВ дошло до права или обязанности официально называться доктором при наличии докторантуры.
                Прямо второсортности нигде не бывает, но отношение «сверху вниз» случается везде.


                1. Kanut
                  10.01.2020 10:29

                  Вот это, наверно, невозможно. Образование так или иначе определяет социальный статус, и так в каждой стране.

                  В том то и дело что "так или иначе" это очень расплывачатое определeние. Одно дело когда статус определяют твой профессиональный и/или финансовый успех(которые естественно зависят об образования, но при этом далеко не от него одного), а другое дело когда его определяет какая-то бумажка. И в куче стран мира диплом о ВО какому-нибудь кассиру особого "статуса" не добавляет. А то и наоборот его и снижает.


                  В Европе (в Германии?), по слухам, ЧСВ дошло до права или обязанности официально называться доктором при наличии докторантуры.

                  Как раз живу в Германии и да здесъ такое есть. Но если вы сидите на кассе в магазине и просите обращаться к вам "доктор", то вас просто засмеют. И здесь как раз таки куча людей предпочитают сначала получить среднее профессиональное образование в каком-нибудь техникуме и потом уже смотреть нужно ли им ВО в их профессии или нет.


                  1. Vilaine
                    10.01.2020 19:24

                    И в куче стран мира диплом о ВО какому-нибудь кассиру особого «статуса» не добавляет
                    Да, например, в России. Где всего треть людей имеют В/О. Это примерно столько же, как в странах ОЭСР. Да, ваша Германия находится во всех списках образованности ниже других, но это вроде не какое-то достижение. Может поэтому официальный почетный титул дают за определенный уровень образования. Другие страны находятся выше.

                    Повсеместное требование В/О у кассиров — это миф.


                    1. Kanut
                      10.01.2020 19:38

                      Да, например, в России. Где всего треть людей имеют В/О.

                      Но при этом похоже до сих пор ВО рассматривается как что-то хорошее само по себе. Как самоцель. И с этим у меня проблема.


                      Да, ваша Германия находится во всех списках образованности ниже других, но это вроде не какое-то достижение.

                      Но это вроде бы не мешает ей находится выше других в списках "уровня жизни" или "развития экономики/промышленности". И об этом как раз я и говорю: ВО или вообще любое образование это по хорошему не цель, а инструмент для достижения какой-то цели. И не важно рассматриваем мы это в контексте отдельного человека или общества в целом.


                    1. Am0ralist
                      11.01.2020 10:13

                      Повсеместное требование В/О у кассиров — это миф.
                      Это не миф, это по сути пересказ шутки магазинов про период 00-10 годов о том, без высшего образования кассиры плохо справлялись с кассовыми терминалами, то есть что ВО в России настолько выгребло всё, что хоть как-то шевелит извилинам, чтоб без ВО остались в основном те, кого даже за терминал не посадишь.
                      Понятно, что изначально это было шуткой, но в каждой шутке есть доля шутки, да.


            1. ZloyGremlinJE
              09.01.2020 11:24

              Ваше утверждение было бы верно, если бы каждое из этих в/о было бы на уровне, ну скажем, факультета ФН в бауманке, вот тогда можно говорить про наличие у такого кассира каких-то фундаментальных навыков. Но, к сожалению, уровень большинства вузов ктр. дают вышку оставляет желать лучшего.
              P.S. Ни разу не видел кассира с бекграундом в виде прикладной математики))


              1. t3hk0d3
                09.01.2020 15:42

                Ни разу не видел кассира с бекграундом в виде прикладной математики

                Вы просто 1993 год не застали. Вчерашние инженеры, физики и математики стояли на улице и торговали носками, чтобы хоть как-то свести концы с концами.


                Знаю людей с профильным образованием (и даже аспирантурой и красным дипломом) которые в конце концов работают "менеджерами по продажам". При этом они честно пытались найти работу по профилю. Вакансий просто нет, либо там платят в районе 8 тысяч рублей в месяц.


                Выпускники ИТ специальностей тут в реально привилегированном состоянии.


                1. chersanya
                  09.01.2020 21:12

                  В хороших вузах с работой по профилю после выпуска дела всё-таки весьма неплохо обстоят, не только в и около ИТ.


                  1. t3hk0d3
                    10.01.2020 12:41

                    СПбГУ хороший ВУЗ?


                    1. chersanya
                      10.01.2020 14:56

                      Близко ни с кем оттуда не знаком, увы — поэтому не могу сказать. По мск если брать физтех, мгу, вышку, то весьма заметное количество выпускников успешно работают в науке по профилю, включая физику, биологию, математику. И в РФ и за границей. Точных цифр такой статистики у меня нет, и думаю что в ИТ таки больше половины идёт, но это не отменяет исходного утверждения.


                1. ZloyGremlinJE
                  10.01.2020 08:51

                  Это я застал — помогал своим родичам торговать)) Я не знаю что на тот момент было с IT, но начиная где-то с 2000-х я достаточно часто наблюдал прикладных математиков перешедших из науки/преподавания в разработку в роли программистов.


            1. roscomtheend
              09.01.2020 13:06

              имея определённые фундаментальные знания образованному человеку проще будет перестроиться и найти работу.

              Так там диплом требуется и диплом есть, а образования нет. Куда они пойдут? Большинство не помнит чему учили (иначе откуда вера в гороскопы с гомеопатией, в колдунов и прочие "вредные Е", в "гены кальмара"; элементарных знаний по физике и биологии нет, да даже русского языка многие не знают (одеть-надеть, тся-ться)). Зато гордиться советско-российским образованием умеют.


          1. Am0ralist
            09.01.2020 09:47

            Есть стойкое ощущение, что ВУЗов и их выпускников на пост-СССР слишком много, настолько что даже в кассиры часто требуют высшее образование
            потому что без него кассиры не могут справиться с терминалом! шуточка из жизни торговых сетей, если что…


  1. balajahe
    08.01.2020 13:18

    Очень хорошее решение. Я сейчас делаю примерно то же самое — после 10 лет «пиэма» в области внедрения ERP — ухожу джун-программистом в бэкенд. Потому что руководящая или преподавательская работа — это совсем другая работа — просто нет времени вникать в детали, и ты неминуемо начинаешь отставать от индустрии. В одной из компаний, где я работал, всех топов заставляли несколько дней отработать продавцами в магазине. Но это торговля, а наша индустрия сложнее, тут днями не отделаться, только полноценный дауншифтинг.


    1. Nialpe
      08.01.2020 23:51
      +1

      совершенно с вами согласен, 6 год на руководящей и время на поддержание (хотя бы поддержание) знаний только в свободное от работы время.


      1. balajahe
        09.01.2020 00:53

        А в свободное время глаза бы монитор не видели. Мне проще, я почти год не работаю, даже удовольствие от программирования стал получать, но стоит только стать в упряжку… Поэтому присматриваюсь к фрилансу и удаленке. Потому что комфортных должностей, где можно работать вполсилы — практически не осталось.


  1. Fi1osof
    08.01.2020 13:44
    +9

    Мой респект человеку, который не стоит на месте.


  1. Evgenym
    08.01.2020 15:21
    +2

    Молодец дядька! Далеко не каждый готов начать все сначала.


  1. Sound_cULT
    08.01.2020 15:21
    +3

    Респект доценту, для такого нужна смелость. Белорусские знакомые пишут, что в их стране в этом плане парадоксальная ситуация. Опытный студент последних курсов, работающий мидлом где-нибудь в EPAM, может зарабатывать в 3- 4 раза больше преподавателя. Белорусский минобр должен как-то реагировать. К слову, а как с этим у нас в России? Сомневаюсь, что значительно лучше…


    1. vv_kuznetsov
      08.01.2020 15:54

      Когда я работал доцентом, то з/п была сравнима с з/п инженера в промышленности. IT у нас в регионе было неразвито. Но потом увеличили нагрузку без повышения зарплаты. В Москве возможно ситуация аналогично тому, что в статье.


    1. numitus2
      08.01.2020 16:27

      Это ловушка бедности. Если повысить зарплату преподавателям в 3-4 раза, то в 3-4 раза вырастит цена обучения. А за такую сумму никто не пойдет учится. И поток студентов в Польшу и Литву только возрастет. Никаких простых решений этой проблемы нет.


      1. mastergril
        08.01.2020 17:02
        +5

        Можно начать с уменьшения числа дармоедов (всяких замов по работе со студентами, ИдеОлогов и тд) и уменьшения числа бумажек и бюрократий разных. Работал препом и инженером в универе насмотрелся…


      1. aisek
        08.01.2020 17:37
        +2

        Ну не в 3-4. Доля ЗП преподавателей в стоимости обучения не так велика.
        Максимум — в полтора раза.


        1. Eldhenn
          08.01.2020 22:23

          Да и долч стоимости обучения в доходах вуза не так велика. До половины максимум.


      1. Andrey_Dolg
        08.01.2020 17:58
        +1

        Посему её решили не решать? =)
        Да и текущая ситуация это ловушка бедности уже в масштабах страны так как без нормальных спецов не будет и нормальных отраслей. Перенимать опыт у более развитых стран(число которых растёт) это я так понимаю моветон на постсоветском пространстве?

        Хотя говоря прямо на постсоветском пространстве правящим верхушкам плевать на страну, а населению как правило плевать на своё будущее и страну. Как следствие уход человек с поста декана в джуны конечно не обыденность, но уже и не нонсенс.


      1. muhaa
        08.01.2020 18:29

        Никакой ловушки бедности здесь нет. Например, медицину и среднее образование у нас РБ вполне удержали на терпимом (учитывая нищую экономику) уровне. Потому что иначе народ взбунтовался бы. А высшее образование считают второстепенной проблемой. И еще наверно «колхозное» государство не умеет руководить умными людьми.
        Преподавателей совсем не много и их зарплата ничто на фоне остальных сопутствующих затрат системы образования. Если поднять зарплату, начнется конкуренция умных молодых людей за эту зарплату, а сейчас там работает не-пойми-кто. Как сделать, чтобы в этой борьбе побеждали умные а не хитрые, отдельный вопрос, но тоже решаемый.
        Образование в стране почти сплошь бесплатное или очень дешевое. Но все равно никого не интересует, потому что это фактически не образование вовсе уже.
        Если уж быть совсем циничным, то наши государства не жалеют денег на блокировки неугодных но не думают о том, что молодой человек получивший образование в Польше внезапно может считать, что вторую мировую начал СССР. Пусть бы хоть эта мысль заставила наших патриотов что-то делать.


        1. numitus2
          08.01.2020 19:45

          . Если поднять зарплату, начнется конкуренция умных молодых людей за эту зарплату, а сейчас там работает не-пойми-кто. Как сделать, чтобы в этой борьбе побеждали умные а не хитрые, отдельный вопрос, но тоже решаемый.

          Ну ок. Повысим мы уровень оплаты. Будут приезжать самые крутые спецы, и готовить студентов, которые после обучения будут эммигрировать. Это комплексная проблема
          Например, медицину и среднее образование у нас РБ вполне удержали на терпимом (учитывая нищую экономику) уровне.

          Не знаю в какой РБ вы живете, но в моей невооруженным взглядом видна дергадация широкого спектра общественной жизни. От медицины и до армии. От экономики до спорта


          1. muhaa
            08.01.2020 21:14
            +2

            Будут приезжать самые крутые спецы, и готовить студентов, которые после обучения будут эммигрировать. Это комплексная проблема
            Ерунда. Крутым спецам нужно 4000$ а поднять достаточно до 1000-1500$ для среднего препода. При таком уровне зарплат нашлось бы достаточно энтузиастов своего дела, чтобы организовать нечто похожее на реальное образование. Те инженеры — электроники, электрики, химики, механики, которых такой ВУЗ подготовит не нужны на западе, но в РФ или РБ вполне сгодятся.
            Не знаю в какой РБ вы живете, но в моей невооруженным взглядом видна дергадация широкого спектра общественной жизни. От медицины и до армии. От экономики до спорта
            30 лет я наблюдаю эту «деградацию» и бесконечные жалобы своих соотечественников что все не так и все не то, проблема системная, сделать ничего нельзя и так далее. При этом на выборы и тем более на митинги таких людей не затащишь. Уж точно, жаловаться — наша национальная черта.
            Еще слышал, что надо закрыть все государственные убыточные предприятия и «развивать мелкий бизнес в сфере услуг, как в Германии» и прочий фееричный бред, нарушающий все законы физики и логики.


            1. mastergril
              09.01.2020 09:37

              Ну за призыв на митинг в РБ вы получите административку, суток этак на 15, за участие штраф или тоже сутки.
              Выборы, без комментариев, точно не в той РБ живёте и не видели как явка создаётся и элегантный процент. Посмотрите видео, что ли…
              Если вы считаете ЗП в 200 баксов и спившуюся глубинку без перспектив не деградацией, а жалобами и нытьёми, то прошу в студию примеры настоящей деградации.
              Бел. выпускиники инженеры не нужны на западе? Так, а чего это из моего технического вуза уже десятки людей уехали туда работать по специальности? Наверное не нужны? Или всё таки нужны, только прокачай свои скилы до нужного уровня?


              1. muhaa
                09.01.2020 12:12

                Ну за призыв на митинг в РБ вы получите административку, суток этак на 15, за участие штраф или тоже сутки.
                Выборы, без комментариев, точно не в той РБ живёте и не видели как явка создаётся и элегантный процент. Посмотрите видео, что ли…
                Потому что уже поздно пить боржом. Когда-то в 2010, когда реальные шансы на перемены были пришло на площадь несколько десятков тысяч всего. Остальные сидели дома и ныли только, что ничего сделать нельзя. Пришло бы пол-миллиона, может что-то бы изменилось в итоге. А так все же понятно, раз никто не пришел, значит всех все устраивает, перемены нафиг никому не нужны и нечего жаловаться.
                То же самое было с выборами. Позиция «это неправильные выборы, я на них не пойду» появилась раньше чем тотальные подтасовки.
                Если вы считаете ЗП в 200 баксов и спившуюся глубинку без перспектив не деградацией, а жалобами и нытьёми, то прошу в студию примеры настоящей деградации.
                Вы сказали «деградация общественной жизни». Менять позицию по ходу — это уже демагогия, это не конструктивно.
                А вообще, пьют под минском в основном, потому что он высасывает всех кто что-то может делать вокруг. В «глубинке» пашут как негры, выкручиваются, шабашат на российских стройках и живут нормально. Российские магазины завалены белорусской сельхоз-продукцией. Ее производят 2 млн белорусов, живущих в сельской местности. Ощущение, что вы на машине даже по родине не покатались.
                Так, а чего это из моего технического вуза уже десятки людей уехали туда работать по специальности?
                Уехали благодаря хорошему образованию, или вопреки этому образованию и благодаря своим способностям и мобильности? Есть люди, которые поедут в любом случае, есть которые поедут только если совсем все плохо будет. Улучшение качества образования на это не повлияет.


                1. mastergril
                  09.01.2020 15:01

                  Соглашусь с вами лишь в одном: мы сами виноваты, что имеем таких правителей, видимо ещё общество не созрело к иным.


                  1. vedenin1980
                    09.01.2020 15:11

                    Хмм… мое мнение, причина во многом в экономике, основанной на продаже ископаемых.

                    Если в развитых странах Запада налогоплотельщики, мелкий и средний бизнес это основной источник доходов государства и если они разбегутся или позакрывают бизнес — все станет плохо. То в странах, с сырьевой экономикой, правители могут просто игнорировать как оток населения, так и почти любые его недовольства (при наличие сильной армии и силовых ведомств), ну, как минимум, пока оно за вилы не берется.


                1. roscomtheend
                  09.01.2020 15:25

                  шабашат на российских стройках и живут нормально

                  Это говорит о том, что на родине всё прекрасно? Или о том, что соотношение затрат к зарплате хуже, чем на стройках РФ, где приходится конкурировать с аулом таджиков с минимальными запросами (у них тоже есть кто дома устроился хорошо, но на стройки они не едут)?


                  Улучшение качества образования на это не повлияет.

                  Влияет улучшение качества жизни, критерий не булевый (или всегда уедут или всегда останутся), критерий пороговый и порог меняется в зависимости от окружающей действительности. И образование (для детей) в этот порог входит.


                  Российские магазины завалены белорусской сельхоз-продукцией

                  Ну как завалены… в некоторых крупных городах присутствует (на ряду с десятком наименований других производителей того же типа продукции). Молочка-картошка, немного мясной продукции (хотя местная картошка будет не дороже и не хуже), молоко подешевле местного, сосиски всякие — как повезёт. Из разных областей у нас примерно такой же ассортимент (или побольше).


      1. Ualikhan1
        08.01.2020 20:23
        +2

        Дак нагрузку преподов надо уменьшать и зарплату постепенно поднимать. Во Франции когда я учился у профессоров было максимум 4 пары в неделю, остальное наука и немного бумажной волокиты. Максимально дебюрократизировано(читай бумажную работу передали тем кому можно платить меньше, и правильно, зачем профессуре заниматься ерундой).
        Профессор этими 4 часами должен только направлять, повышать общий КПД, остальное студенты должны сами наверстывать. Благо в эпоху интернета это не сложно.


        1. vv_kuznetsov
          09.01.2020 21:52

          Дак нагрузку преподов надо уменьшать и зарплату постепенно поднимать

          Сейчас наоборот в России учебную нагрузку повысили в 1,5-2 раза за последние три года. В России самая большая учебная нагрузка преподавателей в Европе.


          Во Франции когда я учился у профессоров было максимум 4 пары в неделю

          В России когда-то давно тоже была ставка доцента 2 лекции и 2 лабы в неделю. Сейчас всё пересмотрено в сторону увеличения. В Европе по-моему соотношение научной и учебной работы зависит от вида университета.


      1. Cenzo
        09.01.2020 01:02

        Здесь есть вторая ловушка, если поднять уровень айтишного образования сразу высоко (до участия и побед в международных олимпиадах итд), то выпускники ломанутся за границу сразу после выпуска, минуя даже локальные аутсорсинговые компании. Такие проблемы решаются только системно, должны быть локальные рабочие места соответствующие уровню выпускников. В нормальной системе университет готовит кадры для конкретной отрасли и студенты после выпуска и практики продолжают развивать то, чем занимались.


        1. force
          09.01.2020 13:50

          Классическая поговорка из IT: «Представьте, мы берём на работу студента, учим его, а он уходит в другое место. А теперь представьте, мы его не учим, а он остаётся». Кто-то уедет, а кто-то останется, но он будет хорошим специалистом, а не посредственностью, которая всё равно может подучиться и уехать.


      1. JustDont
        09.01.2020 12:28

        Это в первую очередь ловушка катастрофической неэффективности: есть у меня знакомый преподаватель ВУЗа, несколько лет назад получавший приличные деньги в негосударственном ВУЗе. Потом негосударственные ВУЗы без лишних церемоний «зачистили» (денег сразу стало меньше, потому что количество любителей отщипнуть от денег, естественно, резко возрасло), и далее год за годом при всё той же зарплате и всё тех же обязанностях у него становится всё больше и больше отчётной работы.


  1. pas9x
    08.01.2020 20:23
    +2

    Мужику уважуха.
    Не каждый препод способен признать, что он ноль в том что преподаёт и пойти на позицию джуниора.

    Вообще по хорошему IT в вузах должны преподавать как минимум мидлы и сеньёры. Только человек с опытом может чему-то научить студентов. Но к сожалению, это невозможно из-за унизительно низких зарплат.

    Помнится в 2012, в институте я спросил нашего молодого препода по программированию почему он сам не работает программистом. Чувствовалось, что для него это болезненный вопрос и он ответил что-то вроде «да мне и преподом норм работается». Хотя на самом-то деле я уже тогда понимал, что такие зарплаты учителей это не норм и что человек либо не хочет развиваться, либо не может найти работу.


    1. chersanya
      08.01.2020 21:18
      +1

      Вообще по хорошему IT в вузах должны преподавать как минимум мидлы и сеньёры.

      Далеко не ко всем предметам это относится. Алгоритмы и их базовая реализация, языки программирования сами по себе — совсем не обязательно преподавать тем, кто работает программистом.


    1. brutix80
      09.01.2020 08:48

      IT в вузах должны преподавать как минимум мидлы и сеньёры

      Как препод в ВУЗе могу возразить — донести до других информацию, коей владеешь сам это наука само по себе ибо одно дело знать, а другое дело — рассказать. По опыту разных вебинаров, воркшопов и банального общения с IT — сообществом могу с уверенностью сказать, что наверное 10% из всех рассказать и показать могут, остальные — IT зомби: «Ну вот тут, потому здесь, наверное… ну и… ну понятно?»


      1. roryorangepants
        09.01.2020 10:39
        +1

        Как препод в ВУЗе могу возразить — донести до других информацию, коей владеешь сам это наука само по себе ибо одно дело знать, а другое дело — рассказать

        Это не противоречит сказанному выше. Это просто значит, что не каждый сеньор сможет быть преподавателем. Но факт остается фактом — для многих предметов в IT-вузах преподаватели должны иметь практический уровень по меньшей мере мидла в соответствующей дисциплине.

        А в реальности всё намного хуже. Преподаватели не владеют не только прикладными предметами, но и теоретическими. В своем ВУЗе уже к третьему курсу я знал большую часть предметов лучше преподавателей, и я думаю, что примерно такая же ситуация происходит в большей части университетов.


        1. brutix80
          09.01.2020 16:43

          Преподаватели не владеют не только прикладными предметами, но и теоретическими. В своем ВУЗе уже к третьему курсу я знал большую часть предметов лучше преподавателей

          Во-первых, такой как ты — один на тысячу. Я думаю глупо спорить, что программист — это не профессия, а скорее склад ума. И для тебя нужна четкая структура действий, по которой, благодаря врожденным качествам, ты быстро достигнешь уровня, который недоступен (да и не нужен по сути) в ВУЗе. Большинство же учащихся в ВУЗах пошли туда совсем по другим причинам и им до тебя как до Луны. Скажи — зачем им миддл или сеньор, если они сами не знают чего хотят? В таком раскладе ВУЗ — это скорее система фильтрации нежели система обучения.
          Кроме того, на данный момент в системе образования активно внедряется так называемое дуальное обучение, которое, исходя из написанного выше, так же обречено на провал.


    1. Kodiak
      09.01.2020 22:05

      >… человек либо не хочет развиваться, либо не может найти работу.

      Либо аспирант.
      Либо нравится учить.
      Либо нравятся студенточки :-)
      Был бы постарше — можно было бы и выгорание предположить.


    1. Areso
      09.01.2020 23:34

      Не каждый препод способен признать, что он ноль в том что преподаёт и пойти на позицию джуниора.

      Не соглашусь с вами. Позиция джуниора (не стажера!) в отраслевой компании — это вполне себе конкурентная позиция. Туда требуют и знания (какие-никакие), и задачки попросят решать (и их надо будет решить), и еще что-нибудь могут попросить сделать — к примеру, маленькую базу накидать, к ней запросы SQL написать, то-сё. Пет-проекты, опять же, очень поощряются.
      Так что джуниор-разработчик в отраслевой компании это далеко не ноль.


  1. Soupbreak
    08.01.2020 20:23

    Все что следует знать о высшем образовании в России


    1. khgvghv
      08.01.2020 21:57

      Как по мне, так все эти «всё, что следует знать о ...» очень сильно ограничивают.
      Так, если снять шоры, можно обнаружить, что описываемая ситуация — она в Беларуси, это не Россия.


      1. AllexIn
        08.01.2020 22:56

        А есть какие-то отличия?


        1. khgvghv
          08.01.2020 23:29

          Хм. Чтобы рассуждать по аналогии, на мой взгляд, сначала надо удостовериться в том, что ситуации аналогичны, и только потом делать выводы. Не наоборот.

          Страны развивались независимо почти 30 лет, различий не может не быть. А насколько они принципиальны, лично я судить не берусь.


  1. SkiBY
    08.01.2020 21:08
    +3

    Во-первых, комментаторам, которые говорят, что человек реально 0 в своей профессии, надо для начала чуть поинтересоваться, кто это такой. Новость на хабр пришла с запозданием, так что в белорусском сегменте уже есть и интервью с ним, и неплохой набор коммантариев от его бывших студентов.
    Во-вторых, да, ушел на позицию джуна в сейлфорс, потому что это нормально — не работал никогда с технологией, идешь в джуны. А там — куда вынесет нелегкая. Может реально за 2 года станет лидом, а то и вообще главой HR-службы — людей повидал на своем веку поди немало.

    Ну и о боли — сам преподавал в Беларуси в ВУЗе — только региональном, а не в «главном кормильце аутсорсеров». Ситуация с высшим образованем — полный ахтунг. И чем быстрее люди поймут, что надо уходить, тем быстрее хоть что-то поменяется. А пока там сидят люди, которым не надо самим себя содержать в рядовых должностях(жены на попечении, пенсионеры давние и прочие аспиранты со стипендией от родителей) — ничего хорошего не будет.
    И, кстати, граждане волонтеры от IT-сообщества, своей бесплатной работой в ВУЗах вы также играете на руку верзам, которым не нужно опять шевелиться.


  1. Vadbeg
    08.01.2020 23:51

    Учусь в БГУИР. С Владимиром Федосенко не знаком, узнал о нём из статьи. Но по поводу обучения, есть что сказать. Есть в вузе толковые преподы, может они в практику и не очень, но свою сферу знают и что-то интересное рассказать могут. Особенно, если это касается базы (алгоритмы или математика). Однако есть абсолютно оторванные от жизни предметы. Никто даже не пытается сделать вид, что они где могут пригодится. Есть преподаватели, которые в свой предмет уже давно не верят. И есть кафедры, которые по +20 лет занимаются бог-знает-чем, разрабатывают бог-знает-что. Я уверен, что там есть люди, которые это понимают. Но система слишком инертна, чтобы что-то поменять. Поэтому все просто сидят.

    А у студентов, вырабатывается рефлекс, если это пары — значит какой-то бред. Сдаём всё на отвали. Особенно остро встаёт этот вопрос, когда есть альтернатива — бесплатные курсы/стажировки. На которые можно попасть даже с первого курса. И на которых:

    1. Реальные задачи.
    2. Практикующие преподаватели.
    3. Нацеленность на то, чтобы тебя действительно научить (а иначе как ты деньги приносить будешь).
    4. Возможность устроиться на работу.

    Ну и в итоге. Универ, для многих, — трата времени, возможность откосить от армии. А всё ещё усугубляется кучей бюрократии, обязаловки и макулатуры. В общем, что-то надо менять. Вопрос только – как?

    P.S. Прошу прощения за нытьё, наболело.


    1. numitus2
      09.01.2020 01:28

      Реальные задачи

      Когда я поступил (2011) в моде были Java6, Jquery, Mysql, mercurial. Не думаю что это сильно улучшило мои скилы к окончанию вуза(2016)
      Практикующие преподаватели.

      Был такой препод. Очень хвастался что он тимлид и много получает. И утверждал что знание двусвязных списков и деревьев поиска нам не нужно, т.к. он нигде это не использует.
      Надо все таки различать академические и практические знания.


      1. Hab_Reader
        09.01.2020 06:58

        я поступил (2011) в моде были Java6, Jquery, Mysql, mercurial. Не думаю что это сильно улучшило мои скилы к окончанию вуза(2016)

        Именно поэтому ВУЗ должен прежде всего давать Базу.


      1. vedenin1980
        09.01.2020 11:55

        Java6, Jquery, Mysql, mercurial. Не думаю что это сильно улучшило мои скилы к окончанию вуза

        Почему? В совершенстве зная на практике Java6 довольно легко изучить Java8-11, зная Jquery легче изучить какой-нибудь Angular или Vue.js, а после mercurial — git. А Mysql до сих пор используется во вполне реальных проектах, да и разница с каким-нибудь PostgreSql не велика.

        По своему опыту, если вы Senior с указанными скилами, то вы за полгода (при желании) станете Senior'ом c вполне современным Java стеком.


  1. censor2005
    09.01.2020 07:37
    +1

    5 лет работал преподавателем в IT-вузе, в прошлом году наконец перешёл работать миддлом в местную it-компанию. Ни о чем не жалею, после вузовской бюрократии и коррумпированности, наконец есть возможность развить свои профессиональные навыки


  1. AbstractGaze
    09.01.2020 08:50

    1964 года рождения.
    Можно теперь отсылать к этой статье или оригиналу с вопросами «А можно ли сменить профессию после 30-40-50 лет?»
    Интересно было бы узнать чего он добьется для себя через пару, тройку лет.


  1. vladvul
    09.01.2020 15:29

    Эта система образования — зло.
    Нужны краткосрочные (по несколько дней) интенсивные курсы, начиная с «выучить все буквы»


    1. brutix80
      09.01.2020 16:52

      Зло не система образования, а система, которая сделала это образование обязательным! Уберите эту дебильную графу «обязательное профильное высшее образование» в резюме и все станет на свои места! ВУЗы учат ученых: теоретиков от науки, практиков от науки, но никак не практиков от производства. Это кардинально противоположные вещи и это надо понимать.


      1. Keynessian
        09.01.2020 17:54
        +1

        Уберите эту дебильную графу «обязательное профильное высшее образование» в резюме и все станет на свои места!

        Наличие у медиков диплома, вы тоже считаете «дебильным требованием»?
        И лечиться вы тоже идёте лечиться какому-нибудь Гробовому как Целителю от Бога?
        image

        vladvul
        система образования — зло.
        Нужны краткосрочные (по несколько дней) интенсивные курсы, начиная с «выучить все буквы»

        vladvul, это вы про сейчас про операторов на АЭС?
        image


        1. vv_kuznetsov
          09.01.2020 22:03

          Комментатор выше экстраполировал ситуация с высшим образованием для IT-специальностей на всех остальных. Инженеров и медиков пока никаким образом, кроме как в вузе обучить нельзя.


          1. numitus2
            10.01.2020 00:35

            Инженеров и медиков пока никаким образом, кроме как в вузе обучить нельзя.

            А юристов, генералов, пилотов, ученых можно на несколько дневных курсах готовить?


  1. vv_kuznetsov
    09.01.2020 22:09
    +1

    Также три года проработал доцентом в техническом вузе на инженерной специальности, а ещё ранее ассистентом-совместителем. Ситуация в высшем образовании и науке в России сейчас крайне нездоровая, и улучшения не видно. У меня в вузе ещё было всё относительно сносно. Я решил проблему радикально, переехав в Германию, где работаю инженером на промышленном предприятии.