Вы никогда не задумывались почему Дисней подмял под себя весь Голливуд? И почему это не происходило раньше? Пришли эффективные управленцы? Мышонок встал на тёмную стороны силы? Фильмы теперь исключительно гениальные?

Всё дело, как обычно, в мозге.

/// Дальше просто гипотеза, как предложение для обсуждения. Не стоит воспринимать слишком серьёзно ///

Мой любимый термин из области когнитивных наук — это импринтинг. Википедия даёт ему вполне адекватное определение. «Импринтинг — в этологии и психологии специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.»

Ладно-ладно, это объяснение из разряда «Звучит умно и правильно, но ни черта не понятно». Объясню на примере утят.

Сразу после рождения мозг утёнка должен найти маму. Если утёнок этого не сделает, то с большой вероятностью помрёт. А что такое «Мама»? Думаете, утёнок считает, что это такая большая лохмата птица недалеко от месте рождения? Как бы не так. Если вы загляните в его мозг, то окажется, что «Мама» — это любой крупный движущийся объект в зоне внимания.

/// я упрощаю, но суть верная ///

Если после рождения рядом с птенцом поставить помойное ведро, то утята будут бегать за ведром, как за мамой. Если потом им предъявить настоящую, то они её не признают. Поздно. Период, когда мозг адаптировался, закончен. Теперь ведро — это навсегда родная мать.

Это и есть импринтинг. Естественно, он касается не только родителей. После рождения есть короткий промежуток времени, когда мозг адаптируется к окружающей среде: тут лес, тут зайцы, тук хавка, тут гравитация, тут Дима Билан, вроде всё понятно. Записанная в этот период информация становится фундаментом поведения на всю жизнь. Этот фундамент в течение жизни может быть скорректирован всего на 10% (очень грубо).



Период адаптации животного к окружающей среде называется «Сенситивный». Забейте на это слово. Просто запомните — мозг, в течение жизни, развивается не равномерно. Сразу после рождения есть очень небольшой период адаптации к окружающей среде, когда мозг находится в форсированном режиме.

Как адаптировались, за тем «ведром» потом бегать и будете.

Разберём на примере волка. У Волка адаптационный период занимает около семи месяцев. За эти месяцы мозг учится: жить в стае, охотиться, бегать в лесу, ориентироваться по запахам и многое другое.

Если мы на первые семь месяцев поместим волка в белую комнату, а потом выпустим в лес, то получим инвалида. Такой волк не сможет жить в лесу. И никогда не научится. Период адаптации упущен.



А чё там с человеком, и причём тут Дисней?

У человека сенситивный период длится до двенадцати лет. Правильно будет, конечно, его раздробить на несколько фаз по функциям, и упомянуть, что потом запускается второй этап сброса лишнего, но мы не будем переусложнять текст.

В любом случае, самое важное происходит в мозге именно до двенадцати лет. В этот период закладываются паттерны поведения, которые будут диктовать, что делать до конца жизни. Если проще, то можно сказать, что формируются: характер, привычки, предпочтения.

Появляется то самое «ведро», за которым мы будем бегать до конца жизни. Человек, конечно, замороченнее утёнка, однако, история компании Дисней доказывает, что разница не так уж и велика.

Если бы я хотел захватить мир, то сделал бы это так. Создал бы экосистему, которая активно взаимодействует с умами детей до двенадцати лет. Чем меньше возраст, тем лучше будет эффект. Я бы показывал им яркие, запоминающиеся образы. Рассказывал бы захватывающие истории. Обязательно нёс бы социальную функцию. Не только развлекал, но и обучал. В общем, я делал бы всё, чтобы неокрепшие детские умы максимально импринтинговали всё, что я им показываю.

А потом бы я сел у реки и стал ждать, пока проплывёт тело врага. Ждал бы лет так двадцать. Нужно, чтобы дети выросли, чтобы в их руках оказался контроль над миром. Чтобы их предпочтения стали решающими во всех областях жизни.

И вот тогда я покажу им «ведро».

Я покажу им то, что очень глубоко сидит в их сознании. Настолько глубоко, что они не осознают этого. Я покажу инвесторам, крупнейшим компаниям, а самое главное — я покажу «ведро» зрителям.

Вот, в общем-то и всё. С этого момента ни одна компания не может со мной конкурировать. Ни у кого нет этого бонуса в головах детей по имени «Импринтинг Дисней».



И становится кристально понятно, почему Дисней переснимают свою классику. Это то самое «ведро», и мы все идёт за ним. Даже, если понимаем, как это работает. Но самое главное — мы ведём туда своих детей, чтобы цикл повторился.

Это и есть величайшая двухходовочка в истории человечества.

///

Простите за пафос к конце ) просто люблю закольцовывать истории. Такие вот у меня мысли. Буду рад любым возражениям/дополнениям. Так как я строю свою детскую экосистему, для меня важна любая информация. Спасибо.

Комментарии (30)


  1. CorneliusAgrippa
    10.01.2020 14:13
    +5

    Создал бы экосистему, которая активно взаимодействует с умами детей до двенадцати лет. Чем меньше возраст, тем лучше будет эффект. Я бы показывал им яркие, запоминающиеся образы. Рассказывал бы захватывающие истории. Обязательно нёс бы социальную функцию. Не только развлекал, но и обучал. В общем, я делал бы всё, чтобы неокрепшие детские умы максимально импринтинговали всё, что я им показываю.

    А потом бы я сел у реки и стал ждать, пока проплывёт тело врага. Ждал бы лет так двадцать.

    Пробовали в Советском Союзе. Я как раз первые 12 лет прожил до перестройки. И сказки рассказывали, и образы яркие. И социальная функция была. Че-то не сработало. Ни сразу, ни через 20 лет.


    1. Tony__K
      10.01.2020 19:16

      Гостья из будущего очень даже сработала…


      1. mistergrim
        10.01.2020 20:04

        Потому что смотреть больше было нечего.


      1. NickyScout
        11.01.2020 11:24

        Сработала на подстегивание эротических фантазий 5ти-8ми классников? :)))


    1. nApoBo3
      10.01.2020 20:04

      Судя по всему сработало.


  1. adictive_max
    10.01.2020 14:14
    +8

    Чё-то вы перемудрили. При чём тут импринтинг? Всё гораздо проще, Дисней всегда ориентировался на самые «платёжеспособные» в индустрии развлечений аудитории — детей и подростков. А потом просто настал момент, когда отложенная прибыль от прошлых проектов стала стабильно покрывать все текущие издержки. Ну а дальше обычный капиталистический процесс монополизации, когда успешная компания планомерно или вытесняет или поглощает конкурентов одного за другим, «пока в конце не останется только один».


    1. click0
      11.01.2020 00:39

      Это не получилось с Apple. Они больше не поставляют (бесплатно) свою технику в школы (США).


  1. dolovar
    10.01.2020 14:18
    +5

    Появляется то самое «ведро», за которым мы будем бегать до конца жизни. Человек, конечно, замороченнее утёнка, однако, история компании Дисней доказывает, что разница не так уж и велика.
    Человек сильно «замороченнее». У человеческой психики есть механизм сепарации. Человек обязан пройти через бунтарство, чтобы обрести самостоятельность, в отличие от утят.
    Ностальгия иногда срабатывает, но зрелый человек позволяет обретать новые предпочтения, ностальгически приятные образы могут закрепляться намного позже становления. И вычеркиваться могут.
    В ностальгии закрепляются не бренды, а отдельные образы, причем в контексте конкретных ситуаций.
    Если бы я хотел захватить мир, то сделал бы это так. Создал бы экосистему, которая активно взаимодействует с умами детей до двенадцати лет. Чем меньше возраст, тем лучше будет эффект.
    Американские скауты, советские пионеры, Макдональдс — многие шли по этому пути, но импринтинг все же далековат от людей, к счастью. Человек в три года уже старательно отделяет себя от мира, а вы ему только начинаете ведро подсовывать. Максимум — вы создадите теплые воспоминания, будет кому поднести стакан воды в старости, но никак не ключи от мира.
    Уж лучше стараться просто не сломать человека при его воспитании, тогда он улучшит мир — это и станет настоящим подарком.


    1. janvarev
      10.01.2020 14:51

      Уж лучше стараться просто не сломать человека при его воспитании, тогда он улучшит мир — это и станет настоящим подарком.

      А еще при этом у человека остается хороший шанс сохранить хорошие отношения с родственниками и после сепарации. И это прекрасно :)


  1. stardust1
    10.01.2020 15:22

    Этой теории уже 100 лет в обед. Стоит только посмотреть на топ youtube по заработкам (т.е. кому рекламодатели несут деньги).
    Но у меня большие сомнения, что «импринтинг» тут играет роль. Я в детстве любил смотреть Disney, но сейчас и 20-ти минут не выдержу. Подмяли они под себя Голливуд потому что детишки на деньги своих родителей им делают хороший доход. Права на фильмы, игрушки, принты на одежде итд. Взрослому оно зачем? Есть конечно исключения как и везде. Но всё таки зарабатывают они больше всего скорее именно на детишках, а не на взрослых. Где-то раньше читал, что в музыкальной индустрии само много денег тратят 15-ти летние подростки.


  1. Nilpferd
    10.01.2020 15:36

    Кстати, есть теория, что стремление свести сложную жизнь к одно-, двух-, трех- и т.д.-ходовочкам закладывается в детстве тем самым импритингом.

    P.S. Автор теории — я :)


  1. Exchan-ge
    10.01.2020 15:37

    В любом случае, самое важное происходит в мозге именно до двенадцати лет. В этот период закладываются паттерны поведения, которые будут диктовать, что делать до конца жизни. Если проще, то можно сказать, что формируются: характер, привычки, предпочтения


    У детей основные черты будущего характера проявляются с первых дней жизни — у меня есть практический опыт наблюдений.


  1. Stannis
    10.01.2020 15:58
    +1

    Мы на Рождество подарили нашим детям годовой абонемент в Диснейленд. Были там во второй раз — мы радовались больше, чем дети, наверное. Что конкретно впечатляет, так это любовь к деталям. И мы также любим смотреть все фильмы Диснея. Я бы предположил, что новые технологии, позволяющие сделать лучше, сыграли свою роль в повторной экранизации. Все теории «вёдер» для меня лично — утопия. Всем хорошего настроения!)


  1. johnfound
    10.01.2020 17:32

    Если автор верит в свою теорию, то должен был догадаться что огребет минусов – ведь если людям импринтирали Дисней, то им не понравится покушение на святое.


    А если автор думал что статья понравится читателям, то значит его теория по крайней мере не глобально верна.


    1. dolovar
      10.01.2020 17:40

      Минусы не показательны, статья хромает не только покушением на Мышь. Автор хочет захватить мир и для этого планирует манипулировать детьми — тут хоть таблички со словом «ирония» через абзац повставляй, а оскомину сбить не получится, сладость не появится.

      P.S. Лично я не минусовал, потому что идея применения импринтинга к людям слишком наивна.


  1. Neuromantix
    10.01.2020 18:11

    Имхо, все проще — Дисней имеет много денег, скупив все, он может клепать халтуру, но конкурентов ему (по визуалу или тп) практически нет. Т.к. для детей визуал идет на первом месте — то и получается, что Дисней лидирует.


  1. niksite
    10.01.2020 18:42

    Дисней с нами уже сто лет, на минуточку. Не двадцать. А монополизирует Голливуд он только сейчас.


  1. Almatyn
    10.01.2020 18:49

    Да уж, заговоры. Про целенаправленный импринтинг — владельцы любого бренда это и делают. Ничего ту криминального.
    Не знаю, что питает фантазию автора, может тоска по величию в области анимации.

    Имхо, все проще — Дисней имеет много денег, скупив все, он может клепать халтуру, но конкурентов ему (по визуалу или тп) практически нет.


    Ну это вообще, удивительно. Как вы себе представляете скупку всего?

    Поражает как граждане СНГ сами проживая в условиях отсутствия порядка и закона, подозревают в незаконных и аморальных махинациях других.

    Конечно любая корпорация стремится максимизировать прибыль. Но сама структура общества в США не позволяет сильно наглеть.

    А конкуренты есть — вот например «Человек-паук: Через вселенные» — IMHO уделывает последние мульты Диснея. И ни какие деньги, почему-то не смогли смогли предотвратить появление конкурента. Хотя я думаю глядя на этот мульт 2018 года от Sony Animation Pictures, в студии диснея рыдали от зависти.

    Это в Москве может одна контора подмять под себя все школьные обеды города с 20 миллионами населения. Подмять вопреки качеству обедов. Но не надо думать, что так везде, и что так устроен мир.

    А Дисней достойная фирма, которая делает разной успешности проекты. И ничего предосудительного в их действиях нет. Схема с римейками приносит прибыль — будут ремейки. Перестанет приносить прибыль — начнут опять творить новое.


    1. adictive_max
      10.01.2020 20:18

      Поражает как граждане СНГ сами проживая в условиях отсутствия порядка и закона, подозревают в незаконных и аморальных махинациях других.
      Не совсем понял, а что здесь «незаконного и аморального»? Это называется «бизнес». Никакая «структура общества» в США этому не мешает, для этого есть вполне конкретные государственные репрессивные структуры, которые между прочим и у нас имеются, как и во всём мире.
      А конкуренты есть — вот например «Человек-паук: Через вселенные» — IMHO уделывает последние мульты Диснея.
      Кто-то где-то сказал, что у Диснея конкуретов вообще нет?
      И ни какие деньги, почему-то не смогли смогли предотвратить появление конкурента.
      Sony Animation Pictures — тоже далеко не инди-студия, а часть такой же мега-корпорации. Не совсем понятно, как её успехи подтверждаю тезис про «сама структура общества в США не позволяет...». Олигополия от монополии отличается не так уж и сильно.


      1. Almatyn
        10.01.2020 20:32

        это к посту Neuromantix

        Дисней имеет много денег, скупив все, он может клепать халтуру

        Незаконно и аморально скупать всех — судей, законодателей, контролирующие органы и т.д. (Как наши кинодельцы на гос деньги снимают, за счет гос каналов рекламируют — это называется скупать всех. Только это у нас, а не у них)

        Никакая «структура общества» в США этому не мешает, для этого есть вполне конкретные государственные репрессивные структуры, которые между прочим и у нас имеются, как и во всём мире.


        «Структура» у них поощряет инициативу. А нас наказывает.
        Наши репрессивные структуры не работают также как и у них, в демократическом мире.


        1. adictive_max
          11.01.2020 04:28

          Незаконно и аморально скупать всех — судей, законодателей, контролирующие органы и т.д. (Как наши кинодельцы на гос деньги снимают, за счет гос каналов рекламируют — это называется скупать всех. Только это у нас, а не у них)
          Вообще-то, речь шла про конкурентов.


  1. Almatyn
    10.01.2020 20:29

    перенес


  1. redial
    11.01.2020 04:20

    Большинство людей в своём психологическом развитии так и остаётся в возрасте 10-11 летнего подростка (ребёнка). Кому интересно — перечитайте классику Дживс и Вустер. Более развернутый комментарий к этому сайту не подходит, потому что, во-первых, тут не то место, и, во-вторых, хабровчане рассматривают людей с точки зрения;
    1. можно ли и как перепрограммировать
    2. чтобы такого подпаять или отпаять
    3. теория заговора? опять?
    4. От Начала Сущий? — да вы что, Бога ж нет. в Вики написано жеж.
    Нет смысла обсуждать серьезно модели и матрицы воздействия (и Диснея в том числе) на мозг, личность, сознание. Напоминать, что большинство живет, ходит, говорит и комментирует не приходя в сознание, и слово осознавать понимает лишь как — могу прочитать, понять и ответить. Матричное поведение сплошь и рядом. Рефлексия на уровне 10-и летнего инфантильного ребенка. Распространение информации без раздумий. Заранее предсказуемая реакция большинства — вот результат программы Диснея и компании. А Голливуд они просто тупо скупили. Это вообще вопрос стодвадцатый. Удачи.


  1. demsp
    11.01.2020 07:27

    У полярной волчицы из зоопарка переломана лапа не потому, что ей «показали ведро», а потому, что она попала в капкан.
    Кстати — всем, кто давно не был — сходите в зоопарк.


  1. agat000
    11.01.2020 12:39

    Это не Дисней захватил Голливуд, это просто многие другие игроки слились. Дисней просто занял освободившуюся поляну. Они пока умудряются держать марку по качеству, когда многие тупо стали снимать одни тупые комиксы, хоть и красивые.


    1. adictive_max
      11.01.2020 18:34

      Они пока умудряются держать марку по качеству, когда многие тупо стали снимать одни тупые комиксы, хоть и красивые.
      Но ведь Дисней и есть крупнейший производитель тупых комиксов.


      1. agat000
        11.01.2020 18:51

        Марвелл крупнее в плане комиксов, и тупее.


        1. Neuromantix
          11.01.2020 19:43

          Так Марвел — это Дисней и есть. Марвел без Диснея кончился после 2-го Тони Старка.


          1. adictive_max
            12.01.2020 05:20

            Причём важное уточнение, речь не про кино-комиксы по лицензии, Диснею принадлежит весь Марвел целиком со всеми потрохами, включая печатное издательство.


            1. agat000
              12.01.2020 17:54

              А, таких тонкостей не знал. Ну тады ой. Неправ был. Значит они тупыми комиксами и зохавали все.