Начать писать об IT без технического образования сложно, но можно. Я расскажу о приёмах, которые помогут внедриться в среду и почувствовать себя своим среди чужих.
Почему писать об айти трудно?
Частая причина — копирайтер ничего не смыслит в коде, а разработчики любят сыпать терминами. Как бороться: выслушать, пересказать на “человеческом”, айтишник в знак согласия должен кивнуть. Важно: финальный текст обязательно нужно дать на вычитку специалисту, который шарит в теме. Это защитит от многих проблем. А на этапе правок поймёшь свои ошибки и немного прокачаешься в теме.
Разведка перед боем
Для кого обычно пишут об IT? В моей практике — чаще для самих айтишников, или тех, кто планирует работать в этой сфере. Задача усложняется, когда нужно рассказать о разработках и технологиях обычным людям — приходится переводить с айтишного на человеческий, это мы разобрали в абзаце выше.
Если пишем для айтишников, прежде всего советую понять, чем живут и дышат эти люди. Вот лучшие места для разведки:
- Хабр. Его читают чаще и больше всего. Перенимай стиль, обращай внимание на структуру и логику статей. Наблюдай, какие публикации набирают больше просмотров. Не игнорируй комментарии.
- Пикабу. Легкий юмор, который так нравится мозговитым ребятам. Обороты, шутки, сленг — заведи гугл док, в котором будешь собирать самые искромётные фразочки. Пригодится.
- Инстаграмы твоих знакомых айтишников. Действенный способ изучить их жизнь и интересы. Не ограничивайся просмотром странички — изучай подписки и подписывайся на самые популярные.
Дружба на кухне
Интернет-разведка — хорошо, живое общение — ещё лучше. Если ты пишешь удаленно, найди места скопления айтишников в своем городе. Митапы, встречи, конференции — сходи послушать и понаблюдать. Если работаешь в офисе, почаще наведывайся на кухню и подслушивай разговоры, заводи беседы на отвлеченные темы. Можно обсудить последние новинки кино, видеоигр, новости в мире технологий.
Хороший способ начать разговор — узнать мнение коллег о последних разработках Илона Маска или крупных интернет-гигантов вроде Google. Чтобы такие темы у тебя всегда были под рукой, чаще листай ленты интернет-изданий и страничек о технологиях.
Какой текст заинтересует айтишника?
Вот несколько приёмов, которые сделают твою писанину эффективнее.
- Секрет успеха — цепкий “заход”. Зацепи читателя первым предложением! Новости из мира IT и айтишные мемы в помощь.
- Обращайся к читателю на “ты”, будь другом.
- Меньше букв. В IT принято ценить время.
- Структурируй хорошо. Пусть еще до прочтения логика текста будет ясна.
- Не злоупотребляй терминологией — это заметно и опасно.
Шпаргалка
Подружиться с айтишниками в тексте помогут юмор и полезная информация. Вот несколько тем, которыми ребята интересуются чаще всего:
1) Фантастические фильмы о технологиях будущего
2) Видеоигры
3) Разработки, связанные с искусственным интеллектом
4) Путешествия
5) ЗОЖ
6) Прокачка английского и изучение языков
7) Планирование и саморазвитие
На этом пока всё. Верю, что информация окажется полезной и вдохновит тебя на крутые тексты о технологиях. Успехов!
Analitik_Telecom
Динара, надеюсь, всё же для вашей группы IT-компаний вы не ключевой автор :-) Не знаю, какое у вас образование, но сколь поверхностны ваши наблюдения и выводы…
Реально хорошо о технологии можно написать только в том случае, если вы хорошо шарите в теме. Поэтому предпочтительно, чтобы написал профессионал, а внутренний редактор подправил мелочи и стиль.Заигрывать с аудиторией — худшее, что может случиться с ИТ-копирайтером и копирайтером в принципе. Использовать пикабушный сленг в статьях — вообще сомнительное решение даже для Пикабу.
Вы видели демографию Инстаграма? Прямо сильно уверены, что айтишники там имеют подписки по тем интересам, которые нужно волочить в статьи? Например, я — айтишник, автоматизатор, тех.дир. А в инстаграме я смотрю не путешествия и тачки, как бы вы хотели это видеть, а красивых девушек, алкоголь и кафе. И я не хочу статей на Хабре про это, это мой личный интерес!
Это вот вообще за гранью. Мемы давно всех бесят, обращение на «ты» на Хабре так вообще мало принято. И да, уже много раз писали о том, что на Хабре любят лонгриды. Вероятно, вы писали свой пост для Пикабу, но решили, что он гениально универсальный.
Ну и обозначенные вами тематики уже изъезжены и, чтобы выстрелить в них, нужно написать шедевр. Пока я вижу, что у вашей группы компаний на это нет шансов. Динара, читайте Шугермана, Огилви, Кота в конце концов, ходите на семинары Хабра и читайте их рекомендации, тогда через годик-другой вам будет грустно за эту статью.
Dinara91 Автор
Здравствуйте! Благодарю за ваш комментарий. Я думаю, вы не так поняли посыл этой статьи. Она не о том, как писать сложные технические тексты. Статья больше о легких текстах — для блогов, постов в соцсетях о новостях компании, для молодого IT-комьюнити. Перечисленные мной тематики — всего лишь варианты для заходов, а не полноценные темы для материалов.
Понятно, что для вас, как для опытного айтишника, мои советы могут показаться поверхностными и очевидными. Но я писала для начинающих авторов, которые боятся подступиться к IT-сфере, и для поиска ответов на свои вопросы могут заглянуть на хабр. Тем не менее, благодарю за интерес к моему материалу.
Daddy_Cool
А бросьте ссылки сюда — интересно же, что и зачем нынче делают копирайтеры. Кстати — вот и тема для статьи родилась — типа «Будни копирайтера», ан нет — нужен броский заголовок «Тайная и явная жизнь копирайтера», «Исповедь копирайтера»? Со смешными историями, неожиданностями о которых не знают 99% смертных, об уровне зарплат, о конкуренции на разных слоях, перспективах в этой области, масштабируемости, желании написать свою книгу с еще более броским названием, и т.п…