В прошлом году компания Ivanti – один из ключевых мировых разработчиков решений для управления ИТ-инфраструктурой – опубликовала запись вебинара об актуальных проблемах психического здоровья ИТ-специалистов. Старший вице-президент Ivanti Кевин Смит считает, что основной проблемой, стоявшей перед ИТ-специалистами компании в 2019 году, стало эмоциональное выгорание. Поле для такого анализа рынка у Ivanti достаточно большое – обладая штатом в 1700 человек и офисами в 23 странах, они предоставляют ИТ-решения клиентам по всему миру: только в России услугами Ivanti пользуются Сбербанк-КИБ, Счетная Палата, Башнефть, Вертолеты России, и еще более десятка правительственных и промышленных корпораций.
По словам Смита, по мере того как нашу жизнь заполняют цифровые технологии, граница между «рабочим» и «личным» размывается абсолютно у всех. Однако ИТ-специалисты в силу специфики работы испытывают эту проблему максимально остро. «Основная задача, которая стояла перед ИТ-отраслью в последние 30 лет – повысить производительность труда, снизив при этом временные затраты», – объясняет Смит. И эта задача, по его словам, породила новые, гораздо более высокие требования к концентрации и самодисциплине ИТ-специалистов.
Рост требований к производительности, о котором говорит Смит, связан, в первую очередь, с увеличением числа интернет-пользователей. По данным Международного союза электросвязи, их количество по всему миру только за последние 10 лет возросло более чем в 2 раза и превысило отметку в 4 млрд:
Несложно догадаться, что рост пользователей влечет за собой усложнение ИТ-инфраструктуры, а следовательно – и количества задач по ее обслуживанию, которые должны выполнять ИТ-специалисты.
Вопросами выявления и профилактики психических расстройств в сфере ИТ задаются не только передовые корпорации. Популярный американский рекрутинговый портал InvokeGeek также в минувшем году опубликовал интересную аналитику по проблеме эмоционального выгорания среди айтишников. По данным исследования, в котором приняли участие 2 500 ИТ-специалистов, каждый второй хотя бы раз за свою карьеру испытывал эмоциональное выгорание, а каждый четвертый – сталкивался с ним 2 и более раз. Среди самых распространенных физических симптомов этого состояния респонденты назвали постоянное чувство усталости и опустошенности, бессонницу, головные и мышечные боли, снижение сексуальной активности и проблемы с весом и аппетитом. В эмоциональном плане выгорание у большинства проявлялось потерей интереса и мотивации к работе, отсутствием удовлетворенности, постоянным пессимизмом и апатией.
Интересны результаты опроса по сферам деятельности: они показывают, что сильнее других от эмоционального выгорания в ИТ-отрасли страдают специалисты по маркетингу, аналитике и продажам – среди сотрудников этих направлений практически все, кто столкнулся с выгоранием, приняли решение об увольнении. А вот HR-консультанты и разработчики мобильных и десктоп-решений, напротив, оказались самыми «психически устойчивыми»: среди них число решивших сменить работу по причине стресса оказалось минимальным.
Ответ на вопрос: What were the results of your attempts to overcome a strong job burnout?
Эмоциональное выгорание – возможно, самый частый тип психического расстройства у ИТ-специалистов, однако далеко не единственный из часто встречающихся. Согласно информационному бюллетеню ВОЗ, к факторам, влияющим на возникновение психических расстройств, помимо условий и особенностей работы относятся также личностные факторы, наследственные заболевания, нарушения сна и питания, неблагоприятное воздействие окружающей среды, общий уровень жизни, политическая и социальная обстановка и т.д. Однако, в случае с «профессиональными» расстройствами ключевую роль играет истощение у специалиста тех психологических качеств и ресурсов, которые наиболее востребованы в его профессии.
Анализ нескольких десятков вакансий системных инженеров и архитекторов, проектировщиков, специалистов по предпродажной поддержке, проджект- и пресейл-менеджеров ИТ-компаний на популярных российских рекрутинговых порталах показывает, что на данный момент самыми востребованными психическими ресурасами для ИТ-специалиста являются:
Негативное влияние многозадачности на психоэмоциональное состояние сотрудников уже давно изучено не одним исследованием. Доказано, что регулярное параллельное выполнение нескольких задач снижает концентрацию внимания и производительность труда, что может привести в результате к выгоранию.
В отличие от многозадачности коммуникабельность и умение работать в команде сами по себе не являются опасными для психического здоровья. Но если речь идет об ИТ-специалистах, большинство из которых склонны к интроверсии, то безусловно постоянное вынужденное вовлечение в коммуникацию посредством встреч / совещаний / мессенджеров серьезно повышает эмоциональный дискомфорт.
Высокая концентрация внимания является неотъемлемой частью работы системного инженера или архитектора, однако рост объема информации и цифровых носителей снижает способность фиксироваться долгое время на одной задаче. В результате «клипового мышления» и постоянной необходимости переключаться между разными экранами (компьютер и смартфон) и программами, происходит размытие внимания, растет утомляемость и снижается личная эффективность.
В любой отрасли для того, чтобы человек получал удовольствие от работы и демонстрировал максимальную продуктивность, ему необходимо создать комфортные психоэмоциональные условия труда. В попытке создать такие условия многие компании оборудуют комфортные офисы, внедряют гибкий график работы или «балуют» своих подчиненных корпоративными бонусами вроде дополнительных выходных и расширенного ДМС. Безусловно, все эти меры повышают качество рабочего процесса, однако не стоит забывать и такой аспект как оптимизация рутинных рабочих задач при помощи технологий.
«Ключевым фактором снижения уровня стресса и эмоционального выгорания у ИТ-специалистов должно стать усовершенствование инструментов работы», – считает стратегический партнер стартапа Miraworks.io Константин Великотский, – «Сегодня базовый набор программ, которые использует ежедневно системный инженер включает в себя как минимум Excel, Word, Visio, почту и конфигуратор производителя оборудования. Ни количество, ни качество этих инструментов существенно не изменились за последнее десятилетие, хотя объем задач, стоящих перед ИТ-специалистами, все это время рос по экспоненте. Это привело к парадоксальной ситуации, когда сама ИТ-индустрия фактически страдает от недостатка цифровизации. Следовательно, бизнесу, желающему повысить производительность своих ИТ-служб и снизить при этом нагрузку на специалистов, стоит делать ставку на программные решения, предлагающие оптимизацию рутинных задач».
По мнению Великотского, внедрение подобного софта также позволит компаниям повысить удовлетворенность сотрудников. Любые, инструменты, которые позволят уйти от «сертификационной» системы обучения работе с каждым производителем в отдельности к системе, в которой сотрудник является универсальным специалистом, не привязанным к сертификатам или курсам, повысят профессиональное самоуважение сотрудника. И чем выше это профессиональное самоуважение, тем выше вклад сотрудника в развитие компании и его лояльность.
Несмотря на то, что прямая связь между эмоциональным выгоранием и работой в ИТ не доказана официальной медициной, масштаб этой проблемы очевиден профсообществе. Задача работодателя – позаботиться о комфортном психоэмоциональном состоянии своих сотрудников, предложив им для этого не только различные виды материального поощрения, но и новые технологии и разработки. Ну а задача самих сотрудников – не пренебрегать элементарными правилами психогигиены и хотя бы иногда уходить «в офлайн» и переключать свое внимание с работы на что-то еще.
По словам Смита, по мере того как нашу жизнь заполняют цифровые технологии, граница между «рабочим» и «личным» размывается абсолютно у всех. Однако ИТ-специалисты в силу специфики работы испытывают эту проблему максимально остро. «Основная задача, которая стояла перед ИТ-отраслью в последние 30 лет – повысить производительность труда, снизив при этом временные затраты», – объясняет Смит. И эта задача, по его словам, породила новые, гораздо более высокие требования к концентрации и самодисциплине ИТ-специалистов.
Рост требований к производительности, о котором говорит Смит, связан, в первую очередь, с увеличением числа интернет-пользователей. По данным Международного союза электросвязи, их количество по всему миру только за последние 10 лет возросло более чем в 2 раза и превысило отметку в 4 млрд:
Несложно догадаться, что рост пользователей влечет за собой усложнение ИТ-инфраструктуры, а следовательно – и количества задач по ее обслуживанию, которые должны выполнять ИТ-специалисты.
Вопросами выявления и профилактики психических расстройств в сфере ИТ задаются не только передовые корпорации. Популярный американский рекрутинговый портал InvokeGeek также в минувшем году опубликовал интересную аналитику по проблеме эмоционального выгорания среди айтишников. По данным исследования, в котором приняли участие 2 500 ИТ-специалистов, каждый второй хотя бы раз за свою карьеру испытывал эмоциональное выгорание, а каждый четвертый – сталкивался с ним 2 и более раз. Среди самых распространенных физических симптомов этого состояния респонденты назвали постоянное чувство усталости и опустошенности, бессонницу, головные и мышечные боли, снижение сексуальной активности и проблемы с весом и аппетитом. В эмоциональном плане выгорание у большинства проявлялось потерей интереса и мотивации к работе, отсутствием удовлетворенности, постоянным пессимизмом и апатией.
Интересны результаты опроса по сферам деятельности: они показывают, что сильнее других от эмоционального выгорания в ИТ-отрасли страдают специалисты по маркетингу, аналитике и продажам – среди сотрудников этих направлений практически все, кто столкнулся с выгоранием, приняли решение об увольнении. А вот HR-консультанты и разработчики мобильных и десктоп-решений, напротив, оказались самыми «психически устойчивыми»: среди них число решивших сменить работу по причине стресса оказалось минимальным.
Ответ на вопрос: What were the results of your attempts to overcome a strong job burnout?
Эмоциональное выгорание – возможно, самый частый тип психического расстройства у ИТ-специалистов, однако далеко не единственный из часто встречающихся. Согласно информационному бюллетеню ВОЗ, к факторам, влияющим на возникновение психических расстройств, помимо условий и особенностей работы относятся также личностные факторы, наследственные заболевания, нарушения сна и питания, неблагоприятное воздействие окружающей среды, общий уровень жизни, политическая и социальная обстановка и т.д. Однако, в случае с «профессиональными» расстройствами ключевую роль играет истощение у специалиста тех психологических качеств и ресурсов, которые наиболее востребованы в его профессии.
Анализ нескольких десятков вакансий системных инженеров и архитекторов, проектировщиков, специалистов по предпродажной поддержке, проджект- и пресейл-менеджеров ИТ-компаний на популярных российских рекрутинговых порталах показывает, что на данный момент самыми востребованными психическими ресурасами для ИТ-специалиста являются:
- Многозадачность
- Коммуникабельность
- Умение работать в команде
- Высокая концентрация внимания
Негативное влияние многозадачности на психоэмоциональное состояние сотрудников уже давно изучено не одним исследованием. Доказано, что регулярное параллельное выполнение нескольких задач снижает концентрацию внимания и производительность труда, что может привести в результате к выгоранию.
В отличие от многозадачности коммуникабельность и умение работать в команде сами по себе не являются опасными для психического здоровья. Но если речь идет об ИТ-специалистах, большинство из которых склонны к интроверсии, то безусловно постоянное вынужденное вовлечение в коммуникацию посредством встреч / совещаний / мессенджеров серьезно повышает эмоциональный дискомфорт.
Высокая концентрация внимания является неотъемлемой частью работы системного инженера или архитектора, однако рост объема информации и цифровых носителей снижает способность фиксироваться долгое время на одной задаче. В результате «клипового мышления» и постоянной необходимости переключаться между разными экранами (компьютер и смартфон) и программами, происходит размытие внимания, растет утомляемость и снижается личная эффективность.
В любой отрасли для того, чтобы человек получал удовольствие от работы и демонстрировал максимальную продуктивность, ему необходимо создать комфортные психоэмоциональные условия труда. В попытке создать такие условия многие компании оборудуют комфортные офисы, внедряют гибкий график работы или «балуют» своих подчиненных корпоративными бонусами вроде дополнительных выходных и расширенного ДМС. Безусловно, все эти меры повышают качество рабочего процесса, однако не стоит забывать и такой аспект как оптимизация рутинных рабочих задач при помощи технологий.
«Ключевым фактором снижения уровня стресса и эмоционального выгорания у ИТ-специалистов должно стать усовершенствование инструментов работы», – считает стратегический партнер стартапа Miraworks.io Константин Великотский, – «Сегодня базовый набор программ, которые использует ежедневно системный инженер включает в себя как минимум Excel, Word, Visio, почту и конфигуратор производителя оборудования. Ни количество, ни качество этих инструментов существенно не изменились за последнее десятилетие, хотя объем задач, стоящих перед ИТ-специалистами, все это время рос по экспоненте. Это привело к парадоксальной ситуации, когда сама ИТ-индустрия фактически страдает от недостатка цифровизации. Следовательно, бизнесу, желающему повысить производительность своих ИТ-служб и снизить при этом нагрузку на специалистов, стоит делать ставку на программные решения, предлагающие оптимизацию рутинных задач».
По мнению Великотского, внедрение подобного софта также позволит компаниям повысить удовлетворенность сотрудников. Любые, инструменты, которые позволят уйти от «сертификационной» системы обучения работе с каждым производителем в отдельности к системе, в которой сотрудник является универсальным специалистом, не привязанным к сертификатам или курсам, повысят профессиональное самоуважение сотрудника. И чем выше это профессиональное самоуважение, тем выше вклад сотрудника в развитие компании и его лояльность.
Несмотря на то, что прямая связь между эмоциональным выгоранием и работой в ИТ не доказана официальной медициной, масштаб этой проблемы очевиден профсообществе. Задача работодателя – позаботиться о комфортном психоэмоциональном состоянии своих сотрудников, предложив им для этого не только различные виды материального поощрения, но и новые технологии и разработки. Ну а задача самих сотрудников – не пренебрегать элементарными правилами психогигиены и хотя бы иногда уходить «в офлайн» и переключать свое внимание с работы на что-то еще.
Lopar
Хорошее вступление к какому-то реферату. А можно хоть пару предложений по теме статьи?
God_root
Предложение, завести спиногрызов, личную жизнь, чтобы была хоть какая то мотивация что то делать осмыссленно.
А ещё тут подбивают на то, чтобы всем программистам нацепить VR-шлем, чтобы не отвлекались на экраны(чтобы не видеть эти тухлые лица девочкам с ресепшона).
DocJester
Не подменяйте понятия. Это загонит в угол, когда делать надо даже через «не могу», а не сделает стресс от работы меньше.