Интересно как живут идеи, иногда о них забываешь, а потом по прошествии времени понимаешь их актуальность или бесполезность.


Текущая тема персональный скафандр (средства активной защиты) для поездок в общественном транспорте.


Читайте под катом.


Немного истории, скафандр судя по тексту википедии: это специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека (или животного) от внешней среды.


Первая идея применения скафандра это защита от чего-то космического, сильно вредно биологического или радиоактивного (здесь частично уже). Немного в стороне морские исследования, пожарные и военные.


Идеальная картинка, на голове прочный стеклянный(пластиковый) колпак, за спиной система жизнеобеспечения, и прочный герметичный комбинезон, просторный или в обтяжку с системами вентиляции, обогрева/ охлаждения.



Проезд в общественном транспорте таит много опасностей, основная это конечно угроза биологического заражения. Не обязательно грипп, например больной туберкулезом в открытой форме, способен сильно изменить бактериальный фон вагона метро. И прочие страшилки. Но скафандр в том виде как на вышеуказанной картинке явно избыточен, хотя ролик проезда в метро в скафандре в час пик вполне может оказаться вирусным (судя по фото такие уже снимали).


Будем считать, что основными воротами биологической атаки в человеке являются слизистые поверхности не закрытые одеждой. Руки конечно тоже везде цепляются, но здесь проще: нет прямого доступа в организм, перчатки, салфетки на поручень, гели. Так что в основном это слизистые носовой и ротовой полостей и далее до легких, извините если неправильно назвал термины, и как вариант слизистая поверхность глаза.


Про марлевые и другие формы пассивных защитных масок читатель думаю не только слышал, но и много раз видел, может кто-то носит, из широкой палитры распираторов, вызывают симпатию маски с угольными и другими вариантами фильтров встроенными в маску.



Перейдем ближе к идее:


Первое что требуется это конечно активно забирать воздух для дыхания из окружающей среды, фильтровать, ароматизировать по желанию и отдавать потребителю, в нашем случае пассажир метро (и как вариант даже всем пассажирам лучше).


Для простоты возьмем среднюю продолжительность поездки около часа (понимаю есть рекорды и по три часа с пересадками или только 5 минут на метро, но это крайности), думаю потом у владельца будет время подзаряжать устройство, хотя возможно при успешной реализации и широком распространении можно подпитывать от вагона метро через USB провод, недавно такой видел в метро, встал к нему спиной, потом меня какой-то фанат зарядки телефонов в метр пододвинул в сторону. Можно и в вагоне фильтровать весь воздух, но это больше к Метрополитену пожелания.


И так не производя никаких расчетов примем размер аккумулятора(блока питания) близким к нескольким корпусам формата АА или ААА или элементов 16850. На таких Тесла проезжает 450 км с запасом. Расположение вокруг шеи вполне удобно в части центра масс устройства. Можно сделать сегменты гибкими или в виде полужесткого соединения.



Где его расположить, идеально поближе к органам дыхания рот, нос. Другими словами в области шеи. Далее буду приводить картинки с ручной графикой.


В качестве насоса небольшая турбина или несколько турбин, пропорционально степени фильтрации и объему подаваемого воздуха. Фильтры скорее всего нужно делать съемными или как вариант одноразовыми. Пишут, что на марлевых масках многие вирусы себя чувствуют даже лучше чем в окружающей среде (тепло и влажно от дыхания, степень выживания выше, а дальше дело случая).


Остается понять как будет выглядеть шлем, идеально конечно что-то прозрачное и твердое, сразу представляется рекламный ролик, как случайный пассажир громко и ярко чихает в толпе вагона, все встревожены, и только владелец прозрачно-сферичного шлема, протирает его от налипших снаружи брызг.



Но если жесткий каркаc шлема это выбор одиночек, то нам нужно перейти к полумягким и мягким вариантам или постараться обойтись без материальной оболочки.


Первый вариант мягкой оболочки, упрощенно говоря, полиэтиленовый пакет, надуваемый избыточным давлением нашего компрессора, негерметичное прилегание к одежде, коже как раз идет на пользу, там стравливается избыточное давление.


Важное замечание, все эти идеи не новы и в мире моды хорошо освоены:



Тоже надо сказать близко к экстриму, поэтому наиболее жизнеспособны следующие варианты:


Полумягкий каркас или же высокий воротник:



Идея проста, создаем избыточное давление воздуха в области шеи, и выходящий воздух отсекает внешний воздух. Чтобы лучше представить обратимся к дизайнерам одежды:



Возможны варианты кондиционирования(обогрева) и ароматизации воздуха, но надо считать что там с потребляемой энергией. Опять же жизненное пространство, никто не дышит в упор. Хотя всегда поражали пассажиры, которые умудряются сидеть вплотную к лежащему на скамейке (полу) вагона бомжу, и такое бывает.


Час пик в метро, меняет правила на более суровые: могут оторвать рукав или сумку зажать в толпе, но как говорится из своего скафандра на все это проще смотреть.


Следующий вариант это создание воздушной завесы из очищенного воздуха, в районе лица, компрессор на шее создает поток воздуха, который отсекает летящие микрокапли и прочие частицы с одной стороны и создает поток чистого воздуха для дыхания с другой. Плюс чистим воздух и всем вокруг. Здесь главное чтобы не продуло.



Плюс всевозможные комбинации вышеуказанных вариантов:





Конечно здоровья всем. Хотелось бы отметить что статья несет саму идею, а не конкретный случай реализации. Возможно маски/ очки проще, но нет так интересны.